Дефляция, проводимая Англией и США в 20-е гг., вызывала кредитные ограничения в развитии производства, торговли и вывоза капитала. Ставки заработной платы уже не могли изменяться в зависимости от притока или оттока валютных резервов страны. Серьезной проблемой стала борьба с постоянной безработицей, достигшая устрашающих размеров в великий кризис. Протекционистская политика правительств, пытавшихся спасти внутренние рынки посредством установления квот и контроля, усугубляли депрессию и вели к плановой экономике, что порождало новые серьезные проблемы [55].
Уже в 20-е гг. среди экономистов стало развиваться сильное течение против золотой основы денежного обращения. В Англии Кейнс доказывал вредность ревальвации, направленной на прикрепление покупательной силы денег к фиксированному золотому паритету, а в США Фишер выступил против ограничения денежной эмиссии размерами золотого запаса страны, сковывающего проведение желаемой денежно-кредитной политики и подрывающего стабильность цен изменениями цен на золото.
Великий кризис 1929-1933 гг. показал невозможность автоматического установления экономического равновесия в мире на базе золотого стандарта в условиях монополистического капитализма. Несоответствие системы золотого стандарта условиям монополистического капитализма было признано экономической мыслью. После кризиса 1929-1933 гг. Лига Наций созвала в Женеве конференцию, которая выдвинула тезис о недостаточности мировых запасов золота и неправильном его распределении на мировом рынке для восстановления золотого стандарта, обеспечения стабильности мировых Цен и необходимого уровня ликвидности. Этим объяснялось непрерывное развитие дефляции и связанных с ней роста безработицы и падения уровня цен.
Для ликвидации неустойчивости денег предлагались два решения. Одно из них состояло в том, чтобы сохранить золотой стандарт, девальвировав при этом официальное золотое содержание национальных денежных единиц. Другое решение предлагал Кейнс, согласно которому нужно было отказаться от традиционной системы золотого стандарта и установить систему регулируемых денег, предполагающую установление таможенных тарифов для сокращения импорта и субсидий для стимулирования экспорта, т.е. прямое вмешательство государства в денежное обращение, скоординированное с его вмешательством во все сферы экономической деятельности.
Предложения Кейнса были «революцией» против рекомендаций классической теории, согласно которой экономическая система рассматривается как саморегулирующаяся, функция государства в области экономики сводится к распределению налогового бремени между социальными группами для покрытия расходов государства, а целью денежной политики является лишь обеспечение достаточного количества платежных средств для торговых операций, но не решение проблем безработицы и кризисов. Классическая теория не придавала особого значения кризису перепроизводства. Предполагая изолированность рынков труда, капитала и денег, приверженцы классической теории считали, что на каждом рынке одна ключевая переменная обеспечивает равновесие (реальная заработная плата, норма процента и уровень цен), и в качестве традиционных инструментов антикризисной политики предлагали использовать маневрирование между нормой процента и уровнем заработной платы [48].
Однако великий кризис, доведший безработицу до невероятных размеров, показал несостоятельность традиционных инструментов антикризисного регулирования. Борьба с безработицей стала политической проблемой. Уже в 1928 г. о необходимости планирования правительством общественных работ на протяжении длительного времени для возрастания покупательной способности общества и оживления деловой активности высказались американские экономисты Ф.Гарвес и Э. Хансен [45]. В 1929 г. Ллойд Джордж выступил с избирательной программой, предусматривающей проведение грандиозных общественных работ. В брошюре Кейнса «Может ли Ллойд Джордж сделать это?» была разработана для этого система экономической политики. В Германии Гитлер своей программой предоставления общественных работ завоевал поддержку широких слоев обнищавшего населения. Для облегчения бедственного положения трудящихся правительства США, Англии и Швеции стали применять такие неортодоксальные инструменты, как программы общественных работ, замораживание уровня заработной платы и выдача субсидий по безработице.
На невозможность преодоления кризиса перепроизводства с использованием традиционных инструментов стали прямо указывать некоторые экономисты, предпринявшие усилия по созданию новых инструментов анализа. С обоснованием эффективности организации общественных работ в борьбе с безработицей выступил английский экономист Кан, выдвинувший в 1931 г. принцип мультипликатора занятости. Согласно этому принципу существует мультипликативная связь между начальным увеличением инвестиций и первичной занятостью рабочих, порождающей затем вторичную, третичную и т.д. занятость. Тем самым первоначальный толчок «мультиплицируется» в кратном увеличении в общую занятость, вызываемую в смежных отраслях. Таким образом, по мнению Кана, если государство производит работы в период депрессии, когда наблюдается сильная безработица, то за первичным увеличением инвестиций и занятости активизируются другие производственные процессы, что будет означать занятость для других рабочих. Но так как для возникновения вторичной занятости нужно, чтобы финансирование общественных работ вело к увеличению общего спроса на потребительские товары, то финансирование должно производиться за счет государственного долга, а не налогообложения.
Помимо Кана, новые проблемы фрагментарно разрабатывались шведскими экономистами Улиным и Линдалем, немецким экономистом Ганом и другими. Система была создана Кейнсом, Наиболее развернуто она содержится в его главном труде «Общая теория занятости, процента и денег», вышедшем в 1936 г. В 30-е гг. практически использовались предложения, вытекавшие из теории денег Кейнса, а после второй мировой войны, — его предложения в области регулирования государственных финансов.
Основная предпосылка кейнсианства — отсутствие в условиях господства монополий эффективной саморегуляции рыночного хозяйства. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования экономики для достижения стабилизации. « Нашей конечной целью, — писал Кейнс, — может быть отбор таких переменных величин, которые поддаются сознательному контролю или управлению со стороны центральных властей в рамках той хозяйственной системы, в которой мы живем» [23, С.240]. Для выяснения ключевых переменных, на которые должно воздействовать государство, чтобы предотвратить наступление экономического кризиса, Кейнс выявляет причины циклических кризисов в краткосрочном периоде.
Предполагая, что в краткосрочном периоде функция предложения является заданной, уровень производства и занятости у Кейнса определяется функцией совокупного спроса, создаваемого на рынке экономическими агентами. Перевернув тем самым причинно-следственную связь закона Сея, согласно которому «предложение создает собственный спрос», Кейнс выдвинул закон, по которому «совокупный спрос создает собственное предложение. Но так как совокупный спрос необязательно таков, чтобы гарантировать достижение уровня валового дохода при полной занятости, то по Кейнсу равновесие в условиях полного использования факторов производства является одним из множества случаев равновесия при неполной занятости. Это утверждение Кейнса, отрицающее центральный тезис классической теории о способности конкурентного механизма всегда обеспечить полное использование факторов производства, совершило «революцию» в экономической теории. Таким образом, главная причина экономических кризисов по Кейнсу — хроническая нехватка эффективного спроса.
Далее Кейнс выясняет причины, обусловливающие нехватку платежеспособного спроса.
Одной из такой причин, по мнению Кейнса, является психологическая склонность людей увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей мере, чем изменение дохода. Для характеристики снижения доли потребления в доходе и соответственно увеличения накапливаемой части дохода в виде сбережений, он вводит понятие предельной склонности к потреблению, характеризующее соотношение между изменением потребления и изменением дохода, а также дополняющее его до единицы понятие предельной склонности к сбережению. Введя эти категории, Кейнс показал, что эффект мультипликатора инвестиций выражает определенную количественную зависимость объема национального дохода, а тем самым и совокупного спроса от общей суммы инвестиций и от распределения валового дохода на потребление и сбережения. Если определен равновесный уровень дохода, то уровень занятости определяется у Кейнса из производственной функции. Таким образом, в условиях обострения кризисных процессов «взбадривающее» влияние на экономику может оказать приращение инвестиций, максимизирующее увеличение валового дохода за счет использования всех факторов производства, в частности рабочей силы.
Реальная (материально-вещественная) структура дохода состоит из средств производства (им соответствуют инвестиции) и предметов потребления. Подчеркивая ограниченность рынка предметов потребления, Кейнс ставит задачу расширения рынка средств производства. Для описания емкости рынка средств производства Кейнс вводит понятие предельной эффективности капитальных вложений, характеризующее выручку, получаемую капиталистом от последнего приращения капитала, которое выгодно осуществлять капиталисту. С ростом производства капитала его эффективность, выражающая получаемую выручку от издержек капиталовложений, снижается. Предприниматель увеличивает объем инвестиций до тех пор, пока эффективность последнего приращения капитала не сравняется с нормой процента. После достижения предельной эффективности капитала, или нормы процента, предпринимателю выгодней не инвестировать. Так как по мере увеличения спроса на инвестиции их предельная эффективность падает, а размеры инвестиций доводятся до уровня, при котором предельная эффективность капитала равна норме процента, то на этом основании Кейнс делает вывод, что инвестиции являются убывающей функцией от нормы процента. Таким образом, величина процента — второй решающий фактор, воздействующий на «побуждение к инвестированию».
Итак, уровень дохода по Кейнсу зависит от распределения дохода на потребление и сбережения или склонности к потреблению, предельной эффективности капитальных вложений и нормы процента. С этой точки зрения Кейнс анализирует равновесие на рынке товаров, достигаемое при условии равенства объема инвестиций объему сбережений. Геометрическое место точек, соответствующих состояниям равновесия на рынке товаров, Кейнс назвал кривой равновесия товарного рынка.
Процент по Кейнсу — это вознаграждение за отказ от хранения богатства в ликвидной, т.е. в денежной форме, величина которого зависит от предпочтения ликвидности. Если в теории денег у классиков спрос на деньги ограничивается потребностью в них для реализации торговых сделок, то у Кейнса «товарный» спрос на деньги, зависящий от уровня дохода, дополняется спросом на деньги для спекулятивных целей, причина существования которого связана с неопределенностью хозяйственных перспектив в условиях рыночной стихии. Величина спекулятивного спроса зависит от распределения потребителем доходов на потребление и сбережения и его предпочтения хранения сбережений в форме ликвидных денежных средств или ценных бумаг. Если норма процента высока, то люди предпочитают деньгам ценные бумаги, поскольку получение процентов в значительной мере компенсирует риск колебания их цен. Если же норма процента низкая, то предпочтение отдается ликвидным деньгам. Таким образом, по Кейнсу между спросом на деньги для спекулятивных целей и нормой процента существует обратная зависимость.
Равновесие на денежном рынке устанавливается в зависимости от заданного количества находящихся в обращении денег, от заданного уровня дохода и нормы процента, уравновешивающей спрос и предложение денег. Так как доход — переменная величина, то аналогично кривой равновесия рынка товаров Кейнс строит кривую денежного равновесия, как функцию нормы процента и уровня дохода.
В случае возрастания количества денег в обращении при данном уровне дохода растет количество денег для спекулятивных целей и снижается норма процента, что стимулирует рост объема капиталовложений и, следовательно, вызывает рост национального дохода. Однако увеличение дохода приводит к росту спроса на деньги для совершения торговых сделок, что уменьшит количество денег спекулятивного рынка. Это вызовет рост процента до уровня меньше первоначального, что снизит объем инвестиций и дохода до уровня, больше первоначального. Процесс будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие. Здесь в концепции Кейнса, учитывающей неиспользованность всех факторов производства, преодолевается классическая дихотомия между реальным и денежным секторами, поскольку увеличение количества обращающихся денег вызывает рост реального дохода.
Таким образом, государство, изменяя количество денег, выпускаемых в обращение, воздействует тем самым на степень предпочтения ликвидности и, следовательно, на норму процента, которая определяет интенсивность процесса вложения капиталов. Чем ниже рыночная норма процента, тем выгодней осуществлять капиталовложения и тем выше совокупный потребительский и инвестиционный спрос. Поэтому для противодействия кризисному падению производства Кейнс рекомендовал правительству использовать механизм денежной экспансии для понижения нормы процента и стимулирования инвестиций.
Однако имеет случай, называемый ликвидной ловушкой, когда увеличение количества денег не оказывает никакого влияния на уровень дохода. Это происходит тогда, когда норма процента уже находится на минимальном уровне и никто не станет оказывать предпочтение ценным бумагам перед деньгами, и, следовательно, каждое повышение сбережений будет выражаться в форме ликвидных денежных средств. В этом случае процент не может снизиться до уровня, стимулирующего рост инвестиций и уровня дохода. Учитывая опыт глубокой депрессии 30-х гг., Кейнс рекомендовал в такой ситуации расширить расходы государственного бюджета для компенсации нехватки частных капиталовложений. Эти рекомендации были использованы капиталистическими государствами после второй мировой войны при проведении активной финансовой политики.
Другой, противоположный случай состоит в том, что норма процента достигла максимально высокого уровня, при котором любое повышение сбережений выразится в приобретении ценных бумаг и все попытки экономических агентов обеспечить себе необходимые ликвидные средства не имеют успеха,
При анализе рынка труда Кейнс связывает предложение труда в условиях неполной занятости с денежной, а не с реальной, как у классиков заработной платой. Предложение труда становится функцией реальной заработной платы только в условиях полной занятости. Уровень занятости определяется из производственной функции в зависимости от уровня реального дохода. Так как условием равновесия для предпринимателей является равенство предельной производительности реальной заработной плате, то данный уровень производства и занятости определяет реальную заработную плату, а так як денежная заработная плата постоянна, то в результате определяйся и общий уровень цен.
Это не означает, что только рынок труда служит для определения реальной заработной платы и общего уровня цен. У Кейнса изменения на одном рынке влекут за собой изменения на других. Так, улучшение организации производства вызовет сокращение занятости и повышение реальной заработной платы при данном уровне дохода. Однако повышение реальной заработной платы при условии стабильности. денежной заработной платы приведет к падению уровня цен и к сокращению дохода в денежном выражении при неизменном реальном доходе. Это вызовет сокращение спроса на деньги для торговых целей и увеличит количество денег на спекулятивном рынке, что приведет к падению нормы процента, а вслед за этим — к увеличению инвестиций и повышению уровня дохода. Изменение дохода вновь вызовет изменение занятости, реальной заработной платы, общего уровня цен и достижение равновесия между денежным и реальным доходами.
Итак, к ключевым переменным, определяющим уровень дохода и занятости по Кейнсу, относятся: предельная эффективность капитала, склонность к потреблению, количество денег в обращении, предпочтение ликвидности или норма процента, номинальная (денежная) заработная плата. Изменение любого из них, при прочих равных условиях, меняет ход экономических процессов, что позволяет государству влиять на величину национального производства и занятость [47].
Повышение предельной эффективности капиталовложений увеличивает реальный доход и уровень цен, поскольку предельные издержки производства растут с расширением производства. Это означает, что денежный доход растет в большей степени, чем реальный. Увеличение количества денег, предназначенных для совершения торговый сделок, способствует росту нормы процента, устанавливающей равновесие на денежном рынке. В результате расширение инвестиций наталкивается на препятствия. В конечном счете, в связи с улучшением предельной эффективности капитальных вложений, доход и занятость возрастают, но в меньшей степени, чем это происходило бы, если бы уровень цен оставался неизменным, а равновесный уровень нормы процента оказывался более высоким.
Также при возрастании склонности к потреблению происходит рост реального дохода и уровня цен, что вызовет повышение нормы процента, за которым последует сокращение объема инвестиций и некоторое уменьшение реального дохода в процессе приспособления.
Когда в обращение выбрасываются новые количества денег, то происходит прежде всего увеличение денег на спекулятивном рынке, что приводит к снижению нормы процента, за которым последует расширение объема инвестиций и повышение дохода.
Если происходит рост предпочтения ликвидных денежных средств, то возрастает спрос на деньги в спекулятивных целях, что порождает повышение нормы процента, а вслед за этим — сокращение объема инвестиций и понижение реального дохода и уровня цен. В результате увеличивается предложение на спекулятивном рынке, что тормозит повышение нормы процента и падение инвестиций и дохода. Но в конечном счете рост предпочтения ликвидности влечет за собой сокращение дохода, занятости, уровня цен и повышение нормы процента.
Повышение номинальной заработной платы увеличит цены и вызовет повышение нормы процента, сокращение объема инвестиций и, следовательно, снижение дохода и т.д. На этом основании Кейнс рекомендует государству проводить политику «замораживания« номинальной заработной платы и понижения реальной с помощью обесценения денег.
Аналогично Кейнс объясняет последствия снижения предельной эффективности капитала, сокращения склонности к потреблению, ограничения денежного обращения, снижения предпочтения ликвидности и понижения номинальной заработной платы. В последнем случае уменьшение цен и нормы процента вызовет увеличение реального дохода и реальной заработной платы. Однако этот способ повышения дохода не используется государством, поскольку рабочие всегда решительно выступают против всякого номинального понижения заработной платы.
Помимо общего экономического равновесия на национальном рынке, Кейнс исследует проблему равновесия платежного баланса, выражающего соотношение между суммой всех денежных поступлений и суммой платежей, соответственно полученных и произведенных данной страной. Одни страны имеют положительное сальдо платежного баланса, другие — дефицит. У классиков восстановление равновесия между платежными балансами при необратимости валют достигается автоматически через изменения обменного курса. Снижение курса валюты способствует увеличению экспорта, а повышение курса — увеличению импорта. Процесс сближения обменных курсов продолжается до тех пор, пока не восстанавливается равновесие между их платежными балансами.
Исходя из того, что ситуация неравновесия в международной торговле между странами может существовать длительно, что неблагоприятно скажется на развитии мировой экономики, Кейнс считает необходимым вмешательство государства в регулирование внешней торговли.
Для анализа влияния экспорта и импорта на уровень дохода страны Кейнс дополнил совокупный спрос Y, состоящий из потребительского спроса С и инвестиционного спроса I, экспортным спросом Е и учел, что импорт М уменьшает совокупный спрос. С учетом введения экспорта Е и импорта М общий спрос Y приобретает вид
Y = C + I + E – M,
или
Е – М = Y – (С + I).
Таким образом, сальдо торгового баланса (Е – М) определяется после вычета из валового дохода валовых внутренних расходов. Автономное изменение объема экспорта приводит в движение мультипликационный процесс, вызывая изменение дохода в том же направлении, а автономное изменение объема импорта влечет за собой изменения в обратном направлении. Валютный курс и другие факторы имеют значение, поскольку они влияют на выпуск и валовые внутренние расходы.
Согласно теории Кейнса, уровень импорта страны рассматривается как возрастающая функция национального дохода этой страны, а экспорт — как возрастающая функция национального дохода других стран. Вводятся средняя и предельная склонности к импорту, зависящие от ряда факторов, к наиболее значительным из них относятся структура экономики и степень ее развития.
Автономное изменение экспорта оказывает на уровень дохода такое же воздействие, как и изменение инвестиций. Однако между уровнем национального дохода и экспортом существует косвенная связь, поскольку рост дохода данной страны, ведущий к увеличению ее импорта, являющегося в то же время экспортом для других стран, увеличивает доход последних. Так как рост национального дохода в других странах вызывает расширение импорта, то он, следовательно, увеличивает экспорт первой страны, что снова ведет к увеличению ее дохода. Таким образом, существование взаимосвязи между изменением национального дохода и экспорта значительно усложняет формулу внешнеторгового мультипликатора. Отсюда Кейнс делает важный вывод, что уровень дохода каждой из стран, участвующих в международной торговле, связан положительно с уровнем дохода стран, с которыми они торгуют.
Однако в дополнение к взаимозависимостям между приращениями дохода можно установить связи, определяемые различиями в уровнях цен. Если экспорт данной страны больше импорта и реальный доход страны растет, то при этом, как правило, растет и общий уровень цен. Если в данной стране обнаруживаются инфляционные тенденции, то ухудшение обменного курса вызовет увеличение стоимости импорта. Так как импорт данной страны равен экспорту другой страны, то национальный доход последней будет возрастать более значительно, а вместе с ним более значительно вырастет и уровень цен, что еще более усилит в первой стране инфляционную тенденцию. На основании этих исследований Кейнс делает вывод, что международная торговля представляет собой не только средство передачи изменений дохода и занятости от одной страны к другой, но и средство импорта инфляции.
Таким образом, механизмом восстановления равновесия в международной торговле у Кейнса является движение национального дохода различных стран, что не может полностью устранить нарушения равновесия, а лишь в некоторой степени может смягчить их. Наряду с ним существуют и другие, второстепенные механизмы, действующие в разных направлениях. Так, дефицит торгового баланса, сокращая деньги для спекулятивных целей из-за их утечки из страны, вызывает рост нормы процента, сокращение объема инвестиций, снижение национального дохода и объема импорта. В стране с «избытком» торгового баланса имеют место обратные процессы. Движение уровня цен, возрастающего с ростом дохода, способствует замещению отечественных товаров импортными и ухудшению неравновесия торгового баланса.
Ключевыми переменными, определяющими восстановление платежного баланса по Кейнсу, являются: национальный доход, норма процента, количество денег в обращении. Изменение любого из них, при прочих равных условиях, влияет на восстановление равновесия платежного баланса [4].
При осуществлении программы стимулирования национального дохода, учитывая маргинальную предрасположенность к импорту, можно ожидать ухудшения платежного баланса. При замедлении и даже прекращении роста национального дохода платежный баланс улучшается. Для противодействия росту дефицита платежного баланса в связи с «перегревом» экономики (увеличением национального дохода) обычным правилом является продажа национальным банком страны резервных запасов иностранной валюты, чтобы увеличить спрос на национальную валюту и улучшить платежный баланс.
Увеличение процентных ставок приводит к уменьшению инвестиционной деятельности, национального дохода, а значит, и импорта. Платежный баланс тем самым улучшится. В случае инфляционных тенденций рост процентных ставок не привлечет иностранных инвесторов. Следует также иметь в виду, что повышение процентных ставок улучшает платежный баланс лишь в краткосрочной перспективе, так как в долгосрочной перспективе необходимость выплаты более высоких процентов, а затем, и долгов вызовет ухудшение платежного баланса. Поэтому использование более высоких процентных ставок целесообразно только в краткосрочной перспективе.
Понижение процентных ставок влияет противоположным образом. Иностранные капиталы уйдут в более выгодные страны. Начнется «сброс» национальной валюты в обмен на иностранную валюту. Это будет аналогично импорту, так как увеличит предложение национальной валюты и ухудшит платежный баланс. Когда Центральный банк увеличивает объем денежной эмиссии, то это влечет за собой понижение процентной ставки, увеличение реальных инвестиций, рост дохода, цен и импорта. При этом владельцы денежных средств устремляются к более прибыльному вкладыванию капиталов за границей, чтобы найти более высокие проценты, что также отрицательно влияет на платежный баланс.
Шесть лет (1925-1931) завершились усилением вмешательства государства в экономику с целью проведения политики регулирования денег. После великого кризиса установились разные системы регулируемых денег, имеющие общие аспекты и специфику в разных странах. Все послекризисные денежные системы сохраняли связь с золотом, которая могла быть прямой или косвенной. При прямой связи происходило фиксирование золотого содержания валюты либо закупочной цены золота в национальной валюте. При косвенной связи закон не фиксировал золотого паритета денег, а делал ссылку на рыночное обменное соотношение между золотом и деньгами [48].
Для преодоления экономического кризиса в Англии, к валюте которой были привязаны валюты многих стран — скандинавских стран и стран, входивших в Британскую империю, был создан «стерлинговый блок«, имевший целью поддержать твердый курс валют по отношению к фунту. При этом золотовалютные резервы хранятся в банке страны-гегемона [61].
Кейнсом и Маккенном в Англии, а также шведскими учеными была разработана скоординированная концепция рефляционной экономической политики, стимулирующей экономический рост и занятость в условиях ухудшения экономической конъюнктуры. Учитывая последствия инфляции и дефляции, рефляционная политика была направлена на стимулирование экспорта за счет денежной экспансии, позволяющей предоставить в распоряжение капиталистического предпринимателя дешевый кредит, сохраняя при этом стабильность внутренних цен и гибкость валюты по отношению к обменным курсам иностранных валют, не допуская больших колебаний спекулятивного характера. Для достижения этих целей государство должно было вмешаться в регулирование спроса и предложения на внутреннем и международном рынках.
Несмотря на высокую концентрацию кредита при золотом стандарте, его режим не допускал проведения политики дешевого кредита. Международные перемещения капиталов, вызываемые колебаниями процентных ставок, наталкивались на границы эмиссии банковских денег, устанавливаемых системой золотого стандарта. Отказ от обмена на золото и последующая отмена обязательств по конвертабельности денег позволили проводить политику дешевого кредита, теоретически обобщенную Кейнсом.
Австро-английский экономист Хаек писал, что цикл экономической экспансии, подгоняемый денежным регулированием, ведет к увеличению прибыли и к росту инвестиций, смещая при этом соотношение между действительными и денежными затратами, что в долгосрочном периоде ведет к кризису перепроизводства и разрушению капитала, созданного в ходе инфляционного процесса. Считая Кейнса имморалистом, придерживающегося лозунга «в долгосрочном периоде все мы покойники», Хаек обвиняет его в посвящении своих недюжинных умственных способностей «разработке «общей» экономической теории — теории, которой мы обязаны уникальной общемировой инфляцией в третьей четверти нашего века и неизбежно последовавшим за ней результатом — жестокой безработицей» [66, С. 102].
Тем не менее в начале 30-х гг. политика регулируемых денег помогла Англии выйти из великого кризиса и осуществить стабилизацию.
В соответствии с рекомендациями ученых правительство Великобритании актом 1931 г. о введении плавающего валютного курса фунта стерлингов вместо фиксированного золотого паритета отменило акт 1925 г. о золотом стандарте. Его следствием было немедленное обесценение фунта стерлингов по отношению к иностранным валютам примерно на 30%, что вызвало падение цен на внутренних рынках Англии и изменение конъюнктуры на мировом рынке. Если ранее внутренние цены Англии были выше мировых цен, то после обесценения фунта стерлингов они стали ниже мировых. Оптовые цены в Англии, выраженные в золоте, упали с 119 пунктов в 1930 г. (1913 г. = 100%) до 73,6 пункта в 1932 г. и до 68,5 пункта — в 1933 г.
В то время, как в Англии стали проводить кредитную экспансию, в других странах продолжалась политика дефляции. Во Франции оптовые цены, выраженные в золоте, упали с 112 пунктов в 1930 г. до 80,9 пункта в 1933 г.; в Италии с 111,6 до 76,9; в Швейцарии — с 112 до 91; в США — с 123 пунктов до 94,5 пункта [48]. Таким образом, Англия значительно повысила свою конкурентоспособность за счет самого низкого уровня цен. К этому преимуществу Англии добавилась гарантированная стабильность внутренних цен на фоне падения цен на всех рынках из-за экономического кризиса.
Стабильность внутренних цен и валютного курса фунта стерлингов поддерживалась контролем за движением капиталов. Для предотвращения утечки капиталов за рубеж одновременно с законом о прекращении действия золотого стандарта казначейством Великобритании был издан ордонанс, запрещавший приобретение иностранной валюты, т.е. спрос на иностранную валюту в обмен на предложение фунтов в случаях, когда превышались «нормальные потребности торговли» потребности исполнения действующих контрактов и разумные пределы затрат при поездках за границу. Для сокращения спроса на иностранные товары, которые не считались необходимыми для экономического развития страны, и, следовательно, спроса на иностранную валюту были заново введены или повышены пошлины на некоторые товары (главным образом на овощи и фрукты) на основе акта об импортных пошлинах. Контроль за внешнеэкономической политикой был возложен на учрежденный Комитет по тарифам.
Таким образом, уровень плавающего валютного курса фунта стерлингов устанавливался под воздействием государственного регулирования процессов стихийного уравновешивания спроса и предложения фунта стерлингов на мировом рынке.
Введение и повышение импортных пошлин на товары могло вызвать резкое повышение стоимости жизни, вынуждающее трудящихся требовать увеличения номинальной заработной платы с последующим инфляционным ростом розничных цен. Для предотвращения инфляции спроса Управление торговли было уполномочено на основе продовольственного акта осуществлять контроль над внутренними ценами и вмешиваться в случаях неразумного роста цен на некоторые товары, например на продовольствие и напитки. Однако необходимости вмешательства в ценообразование тогда не было, так как мировой кризис привел к падению цен на продовольствие, которое импортировалось из стран, привязанных к фунту стерлингов. Так как политика регулируемых денег предполагает стабильность уровня цен с постепенным их повышением для стимулирования роста производства, то Управление торговли обязано было вмешиваться и в случае, когда падение цен также могло подорвать стабильность.
Стабилизацию валютного курса фунта стерлингов осуществляли два института: Фонд стабилизации валюты и Центральный банк [48].
Фонд стабилизации валюты был создан в Англии весной 1932 г. с первоначальным фондом 150 млн. фунтов стерлингов, который затем был увеличен до 350 млн. фунтов стерлингов из-за угрозы нежелательного повышения курса фунта стерлингов в связи с притоком иностранных капиталов в Лондон. Методы, применяемые Фондом для поддержки стабильного курса фунтов стерлингов на рынке капиталов уже применялись центральными банками. Суть их состояла в том, что в случае возникновения на рынке чрезмерного спроса на фунты стерлингов в обмен на золото или девизы фонд увеличивал предложение валюты для недопущения повышения ее курса. Наоборот, если предложение фунтов стерлингов было чрезмерным, то фонд приобретал фунты в обмен на золото и девизы.
Фонд стабилизации мог передать Центральному банку приобретенные им золото и девизы. До 1939 г. Фонд стабилизации валюты, приобретая золото по рыночной цене 130 шиллингов, передавал его Английскому банку по статутарной, т.е. фиксированной законом, цене 85 шиллингов за тройскую унцию. Это способствовало увеличению резервов золота, и появлялась возможность проведения политики денежной экспансии. После 1939 г. статутарной ценой для Английского банка становится рыночная цена, равная 35 долл. за тройскую унцию в соответствии с официальной ценой золота, устанавливаемой Валютным фондом США [48].
Фонды стабилизации валюты были созданы в США в 1934 г., во Франции и в других странах — в 1936 г. При режиме золотого стандарта не было необходимости в таком фонде, так как валютный курс регулировался в пределах золотых точек, расширение или сокращение денежного обращения происходило автоматически в соответствии с уровнем золотого резерва. Причиной возникновения фонда стабилизации являлась необходимость решения им специфической задачи, отличной от множества других задач, решаемых Центральным банком, — сохранение фиксированного валютного курса в условиях больших движений капиталов, что требовало больших финансовых средств. Кроме того, если Английский банк обязан был по закону 1928 г. периодически публиковать еженедельные отчеты о своем положении, то Фонд стабилизации валюты мог действовать с большей секретностью и служить целям финансирования казначейства.
Отказ от режима золотого стандарта, ограничивавшего эмиссию денег золотым запасом и потому служившего барьером против кредитной экспансии, повлек за собой широкое развитие «операций на открытом рынке» для государственного кредитования инвестиций. Оказавшиеся в избытке золото и ценные бумаги приобретал Фонд стабилизации валюты или эмиссионный отдел Английского банка, еженедельные отчеты которого позволяли сделать выводы об изменениях в банковской политике на основе анализа изменений в статьях балансов банковского отдела.
Наряду с неизменными фиксированными статьями, в балансе банковского отдела существуют статьи, отражающие изменения в банковской политике. В пассиве баланса банковского отдела Английского банка отражаются: государственные депозиты, образующиеся за счет налоговых поступлений и других депозитов правительств; депозиты всех английских банков, выражающие их ликвидность для получения банковских чеков; прочие депозиты, представляющие вклады иностранных банков, включая вклады банков Содружества. В активе баланса банковского отдела отражаются: правительственные ценные бумаги, которые Банк приобретает по собственной инициативе; прочие ценные бумаги, в состав которых входят учитываемые банком векселя, неправительственные ценные бумаги; ценные бумаги колоний и т.д., поступающие, главным образом, по инициативе клиентуры; резерв банковского отдела, включающий не выпущенные в обращение банкноты, незначительное количество металлических монет, золота и серебра.
Отчет банка свидетельствует о политике кредитной экспансии, если увеличиваются банковские депозиты в пассиве, правительственные бумаги в активе и сумма банкнот, находящихся в резерве и определяющих ликвидность Центрального банка. Большой резерв, как и в случае увеличения банковских депозитов, представляющих собой резерв банковской системы, допускает более широкое обращение кредитных средств обращения,
Увеличивающийся приток иностранных капиталов в Лондон способствовал росту золотых резервов Английского банка с 25 млн. фунтов стерлингов в 1931 г. до 141 млн. фунтов стерлингов в марте 1933 г.; банковских депозитов — с 73 млн. фунтов стерлингов до 102 млн. фунтов стерлингов, стоимости ценных бумаг на счетах Английского банка со 107 млн. фунтов стерлингов до 117 млн. фунтов стерлингов [48]. Под воздействием этого процесса заметно увеличилась сумма вкладов в крупнейших депозитных банках Англии, осуществляющих взаимные расчеты через клиринговую палату и, следовательно, их ликвидность. Увеличение предложения капиталов позволяло Английскому банку снижать учетную ставку, коммерческим банкам — процентные ставки на рынке капиталов, а правительству проводить политику кредитной экспансии, стимулирующую рост производства и экспорта при стабильных ценах и валютном курсе.
Законом от 1939 г. парламент получил полномочия на расширение границ банковской эмиссии, а оценка резервов, производимая ранее по статутарной цене 85 шиллингов за тройскую унцию стала производиться по рыночной цене золота. Так как цена фунтов стерлингов определялась уже не ценой золота, а под воздействием государственного регулирования экономики, то цена золота стала зависеть от цены фунта стерлингов, поэтому английскую денежную систему называют разновидностью эластичного золотого стандарта, характерного для США.
Английская система функционировала без особых затруднений до второй мировой войны. На основе изучения опыта 30-х гг. Кейнс высказал предположение: в глубокой депрессии норма процента может стать нечувствительной к увеличению денежной массы и не будет стимулировать производство, что будет означать попадание в «ликвидную ловушку». По этой причине в 1940-1970 гг. основой государственного регулирования экономики становится кейнсианская теория государственных финансов, по которой государственный бюджет рассматривается как главный инструмент регулирования экономики.
Резюме
- Великий кризис 1929 -1933 гг. показал невозможность в условиях монополистического капитализма автоматического установления экономического равновесия в мире на базе золотого стандарта. Борьба с безработицей стала политической проблемой. Для ее решения правительства США, Англии и Швеции стали применять программы общественных работ, замораживание уровня заработной платы и выдачу субсидий по безработице. Все это требовало разработки новой кредитно-денежной политики, не привязанной к требованиям золотого стандарта.
- Новые проблемы фрагментарно разрабатывались разными экономистами. С обоснованием эффективности организации общественных работ в борьбе с безработицей выступил английский экономист Кан, выдвинувший в 1931 г. принцип мультипликатора занятости. Однако система регулируемых денег, предполагающая прямое вмешательство государства в денежное обращение, скоординированное с его вмешательством во все сферы экономической деятельности, была создана Кейнсом. Предложения Кейнса были «революцией» против рекомендаций классической теории, поскольку основной его предпосылкой являлось отсутствие в условиях господства монополий эффективной саморегуляции рыночного хозяйства.
- Кейнс выдвинул закон, по которому «совокупный спрос создает собственое предложение». В качестве главной причины экономических кризисов и неполной занятости в краткосрочном периоде он считает хроническую нехватку эффективного спроса, «взбадривающее» влияние на который может оказать приращение инвестиций. По Кейнсу ключевыми переменными, позволяющими государству влиять на величину национального производства и занятость, являются: предельная эффективность капитала, склонность к потреблению, количество денег в обращении, предпочтение ликвидности или норма процента, номинальная (денежная) заработная плата. Однако возможна ликвидная ловушка, когда норма процента уже находится на минимальном уровне и увеличение количества денег не оказывает никакого влияния на уровень дохода. Другой случай состоит в том, что норма процента достигла максимального уровня, при котором любое повышение сбережений выразится лишь в приобретении ценных бумаг.
Помимо общего экономического равновесия на национальном рынке, Кейнс исследует проблему равновесия платежного баланса, используя формулу внешнеторгового мультипликатора. Исходя из того, что ситуация неравновесия в межународной торговле между странами может существовать длительно, Кейнс считает необходимым вмешательство государства в регулирование внешней торговли. Ключевыми переменными, определяющими восстановление платежного баланса по Кейнсу, являются: национальный доход, норма процента, количество денег в обращении.
Политика регулируемых денег помогла Англии выйти из великого кризиса и функционировала до второй мировой войны. Был создан стерлинговый блок. Вначале был введен плавающий валютный курс фунта стерлингов, что вызвало падение цен на внутренних рынках Англии и повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Стабильность внутренних цен и валютного курса поддерживалась контролем за движением капиталов, внешней торговлей и за внутренними ценами. Стабилизацию валютного курса фунта стерлингов осуществляли Фонд стабилизации валюты и Центральный банк. Отказ от режима золотого стандарта, ограничивавшего эмиссию денег золотым запасом и потому служившего барьером против кредитной экспансии, повлек за собой широкое развитие «операций на открытом рынке» и государственного кредитования инвестиций. Увеличение предложения капиталов позволяло Английскому банку снижать учетную ставку, коммерческим банкам — процентные ставки на рынке капиталов, а правительству осуществлять кредитную экспансию. Так как цена фунтов стерлингов определялась под воздействием государственного регулирования экономики, а цена золота стала зависеть от цены фунта стерлингов, то английскую денежную систему назвали разновидностью эластичного золотого стандарта, характерного для США.