Политика плановых денег в СССР

Великому кризису, охватившему весь капиталистический мир, и движению спекулятивного капитала противостоял «железный занавес» СССР. К этому времени СССР восстановил экономику, укрепил и расширил государственную собственность, накопил опыт планового руководства экономикой, для которого было характерно подчинение финансовой системы задачам сбалансированного развития материально-вещественной структуры народного хозяйства. В его экономике в конце 20-х гг. также появились тревожные тенденции развития, связанные с монополизмом синдикатов и диспропорциональностью развития промышленности и сельского хозяйства. Понимая большую опасность монополизма и то, что слабость развития тяжелой индустрии порождает зависимость экономики страны от ввоза иностранного оборудования, правительство СССР выбирает курс на ускорение индустриализации и усиление обороноспособности, стержнем которого стало стратегическое планирование.

Уникальный хозяйственный опыт, сложившийся в СССР за годы «военного коммунизма» и нэпа, позволил перейти от годичных контрольных цифр к перспективным пятилетним планам. Выбор пятилетнего срока был обусловлен тем, что в течение этого периода могли быть сооружены крупные предприятия, проведены реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий, освоены природные месторождения, созданы производственная и социальная инфраструктуры, а также завершен цикл подготовки специалистов. Уже в апреле 1929 г. составлен первый в мире перспективный план развития народного хозяйства.

Следует отметить, что в связи с составлением первого пятилетнего плана проходила дискуссия о «генетике» и «телеологии» в планировании, т.е. о примате учета сложившихся пропорций народного хозяйства [В.Громан и В.Базаров] или же их соответствии целям преобразования общества [С.Струмилин, Н.Ковалевский и др.]. Приоритет был отдан «телеологии».

Управляющим параметром плана становятся инвестиции. Курс на ускорение развития тяжелой промышленности обеспечивался преимущественным направлением капитальных вложений на ее развитие и подъемом образовательного уровня. Для этого была осуществлена система организационно-хозяйственных мероприятий: реорганизация управления промышленностью, перестройка системы товарооборота, ценообразования, кредитная и налоговая реформы.

В основу формирования первых пятилетних планов были положены проектировки развития ключевых отраслей тяжелой и оборонной промышленности. Этот метод назвали методом выбора главного звена, или, как называют сегодня, программно-целевой. Так, в первой пятилетке ключевыми были отрасли топливно-энергетического комплекса, металлургия и машиностроение.

Составление плана начинается с разработки заданий по выпуску ключевых отраслей. Для определения планового выпуска этих отраслей нужно исчислить потребность народного хозяйства в их продукции, что в свою очередь требует расчета плановых объемов производства во всех смежных отраслях, т.е. составления производственной программы для всех отраслей экономики. Эта задача решается методом итераций, или методом вариантных приближений, или последовательного согласования макрорасчетов по распределению капитальных вложений и отраслевых проектировок, увязывающих в свою очередь потребности и возможности предприятий, их цехов и других производственных подразделений во времени.

Итеративная процедура составления перспективного экономического плана изложена в [89]. Здесь мы кратко ее воспроизводим в виде алгоритма:

  • Исходными в процессе составления перспективного плана являются расчеты по производству и распределению важнейших видов продукции в натуре. На основе макрорасчетов определяются ориентировочные размеры капитальных вложений в плановом периоде и их предварительное распределение по отраслям народного хозяйства, что имело в значительной степени эмпирический характер. Составляются первые проектировки по нескольким ведущим отраслям.
  • За разработкой балансов по ключевым отраслям промышленности следуют соответствующие расчеты по смежным и другим отраслям (сельскому хозяйству, транспорту, строительству). Им выделялись в основном те ресурсы, которые оставались после решения первоочередных задач индустриализации.
  • Значение имеют и отраслевые расчеты. Специалисты отрасли знают тенденции технического прогресса, резервы расширения производственных мощностей и роста производительности труда. С учетом выделяемых каждой отрасли капитальных вложений и предварительных заявок на ее продукцию специалисты отрасли определяют ее потребности в поставках продукции со стороны других отраслей и в количестве занятых. При этом вносятся коррективы в исходные задания перспективного плана и в распределение капитальных вложений.
  • В результате постепенно вырисовываются контуры плана, масштабы производства, потребность в капитальных вложениях, планируется сфера обращения и финансов, распределение рабочей силы в народном хозяйстве и т.д.

Особое внимание уделялось достижению более высоких темпов развития группы «А» промышленности (производство средств производства) над группой «Б» промышленности (производство благ для конечного непроизводственного потребления), что таило в себе опасность «самодовлеющего роста производства ради производства со стабилизацией или ухудшением уровня благосостояния граждан. Однако, ввиду внешнеэкономической обстановки, в 30-е гг. приоритет в пользу оборонного потенциала был обоснован. За весь довоенный период производство средств производства увеличилось в 13 раз, а производство предметов потребления — в 4,6 раза. В составе группы «А» преимущественное развитие получили машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика, играющие ключевую роль в индустриализации страны и укреплении ее оборонного потенциала. Если в 1928 г. удельный вес группы «А» составлял 39,5% в общем объеме промышленного производства, а группы «Б» — 60,5%, то в 1940 г. доля группы «А» возросла до 61%, а предметов потребления снизилась до 39% [79].

Итоги выполнения первого пятилетнего плана (1929-1932гг), ориентированного на сооружение крупных предприятий и освоение новейших достижений капиталистической техники, превзошли самые смелые ожидания, что особенно резко проявилось на фоне великого экономического кризиса в ведущих капиталистических странах. Первый пятилетний план был выполнен за четыре года и три месяца. В строй вступило 1500 новых крупных промышленных предприятий, оснащенных передовой техникой. Выпуск валовой промышленной продукции был увеличен в 2 раза, в том числе производство средств производства — в 2,7 раза [73]. Широко внедрялась новая техника, была ликвидирована безработица.

В 1929-1933 гг. сельскохозяйственное машиностроение страны переключается с производства машин для мелких хозяйств на выпуск более сложных, удовлетворяющих потребностям коллективного хозяйства. Организационной формой эффективного использования новой техники стали машинно-тракторные станции (МТС).

Основная задача второго пятилетнего плана (1933-1937) — завершение технической реконструкции народного хозяйства. План ориентировал не только на освоение новейших достижений Запада, но и на всестороннюю электрификацию, комплексную механизацию производственных процессов, широкое развитие химии. За эти годы промышленное производство выросло в 2,2 раза, в том числе производство средств производства — в 2,4 раза. В годы третьего пятилетнего плана (1938 — июнь 1941), исходя из необходимости форсированного развития отраслей, повышающих оборонный потенциал страны, высокими темпами развивалось машиностроение и восточные регионы страны. Неуклонно возрастало количество МТС. Если в 1928 г. их насчитывалось лишь 6, то в 1940 г. их уже было 7,1 тыс. В результате технического перевооружения сельского хозяйства производительность труда выросла в 1940 г. по сравнению с 1928 г. на 71%. Доля частного сектора сократилась до 0,2% в промышленности.

Секрет «экономического чуда« СССР объясняется высочайшей степенью скоординированности принципов проводимой им экономической политики. Все структурные преобразования в экономике, финансовая и денежно-кредитная политика, внешнеторговая и валютная политика, ценообразование и политика доходов были подчинены реализации планов.

В связи с переходом к централизованному распределению материальных и финансовых ресурсов отпала необходимость в организованных в период нэпа синдикатах, объединявших группы промышленных трестов для оптового сбыта их продукции, закупок сырья и планирования торговых операций, а также в товарных биржах и в организованных при них фондовых отделах. Синдикаты и биржи были ликвидированы в 1929-1930 гг. Огромный рост производства и создание новых отраслей промышленности заставили упразднить в 1932 г. СНХ и создать разветвленную систему промышленных и строительных наркоматов, переименованных в 1946 г. в министерства. Продукцию государственного значения распределял Госплан, а продукцию, не распределяемую Госпланом, — министерства и территориальные органы, реализующие воедино отраслевой и территориальный принципы хозяйствования.

Индустриализация страны вызвала значительное увеличение долгосрочных кредитов и организацию в Торгово-промышленном банке отдела долгосрочного кредитования, объединенного в 1928 г. с Электробанком в Банк долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства в рамках ВСНХ. Новый банк осуществлял основную часть государственных капитальных вложений, предоставляя долгосрочные ссуды на расширенное воспроизводство основных фондов из бюджетных средств и аккумулированных ресурсов хозяйства. Помимо этого банка, долгосрочные кредиты предоставляли Центральный сельскохозяйственный банк, система сельскохозяйственного кредита и кооперативные банки, а также Центральный и местные коммунальные банки. Впоследствии основная часть этой задолженности была признана безвозвратной. К началу 30-х гг. объем долгосрочных кредитов резко сократился, так как средства государственным, промышленным, транспортным, торговым и сельскохозяйственным предприятиям предоставляли в виде безвозвратного бюджетного финансирования. Это предопределило необходимость проведения кредитной реформы в 1930-1932 гг.

Вторая причина необходимости проведения кредитной реформы состояла в том, что взаимное коммерческое кредитование и косвенное банковское кредитование не соответствовали плановой организации оборотных средств предприятий, так как давали возможность прибегать к внеплановым источникам финансирования. В конце 20-х гг. роль государственного бюджета и Госбанка в прямом целевом кредитовании значительно усилилась на фоне вытеснения коммерческого кредита и косвенного банковского кредитования. В 1928 г. была проведена кассовая реформа, в результате которой завершился переход от казначейской системы кассового исполнения государственного бюджета и местных бюджетов к банковской системе. Во внутрипромышленном обороте безналичные расчеты стали осуществляться через банки, многозвенность которых приводила к параллелизму в работе, затрудняя при этом кредитное, расчетное и кассовое обслуживание планового распределения денежных накоплений в народном хозяйстве.

Принципами кредитной реформы явились: замена коммерческого и косвенного банковского кредита прямым банковским кредитованием и сосредоточение в Госбанке краткосрочного кредитования для плановых целей; устранение в прохождении кредита от банка до заемщика промежуточных звеньев, которые создавались в связи с коммерческим кредитом, и организация безналичных расчетов через банк на основе сосредоточения в нем всего платежного оборота; перестройка организационной структуры банковской системы по функциональному признаку при строгом размежевании функций Госбанка и банков долгосрочного кредитования и финансирования капитальных вложений.

Механизм проведения кредитной реформы включал четыре этапа.

На первом этапе было ликвидировано коммерческое кредитование и введено прямое банковское кредитование. В результате произошли изменения в организации межхозяйственных расчетов, так как они стали осуществляться в безналичной форме через банк. Однако отсутствие нормирования оборотных средств и принципов их разграничения на собственные и заемные на общем счете предприятия, присвоение Госбанком несвойственных ему функций планирования производства и обращения продукции с автоматизмом огульного кредитования под план привели к ослаблению хозрасчета и финансовой дисциплины, к утрате банковским кредитом своих основных черт (срочность и возвратность). В результате в годы первой пятилетки была обнаружена диспропорция между объемом финансирования капитальных вложений и их материальным покрытием.

Цель второго этапа, начатого в 1931 г., — ликвидация автоматизма в расчетах, внедрение новых форм безналичных расчетов и уточнение функции Госбанка по укреплению договорной дисциплины в народном хозяйстве. Для этого были восстановлены договорные отношения между предприятиями, обязывающие их нести ответственность за выполнение договоров, а Госбанк — осуществлять контроль рублем за работой предприятий через кредитное, расчетное и кассовое обслуживание. Был введен новый порядок оплаты Госбанком счетов поставщиков только из средств покупателя или в пределах разрешенного банковского кредита. Необходимым условием оплаты становилось согласие покупателя принять поставляемую ему продукцию путем акцепта счета. Наряду с акцептной формой расчетов постановлениями Совета Министров вводились расчеты при помощи аккредитивов и особых счетов в случае неисправного плательщика, когда оплата документов за отгруженный товар осуществляется в банке поставщика за счет средств плательщика, забронированных для этой цели в банке последнего. Преимущественной формой расчетов стал акцепт, в наибольшей мере обеспечивающий контроль покупателя за соблюдением поставщиком условий договора.

На третьем этапе прямой банковский кредит становится целевым, срочным и возвратным. Установлено нормирование оборотных средств с разграничением их на собственные и заемные, и введены два режима пользования оборотными средствами с определением части, покрываемой за счет собственных оборотных средств, и другой их части, покрываемой за счет банковского кредита.

На четвертом этапе завершилась перестройка структуры банковской системы по функциональному принципу. Госбанк становится банком краткосрочного кредитования народного хозяйства, единым эмиссионным, расчетным и кассовым центром страны. Уже в 1930 г. началась передача Госбанку краткосрочных операций кооперативных банков и ликвидация кредитной кооперации с преобразованием их части в отделения Госбанка. Концентрация краткосрочного кредитования в Госбанке способствовала расширению операций в порядке зачета. В 1931 г. между одногородними контрагентами была установлена система взаимных зачетов через специальные отделы при конторах Госбанка.

Вторым основным звеном банковской системы становятся специальные банки финансирования и долгосрочного кредитования капитальных вложений всех отраслей народного хозяйства, подчиненные Наркомфину: Промбанк — банк финансирования капитального строительства и электрохозяйства; Сельхозбанк — банк финансирования социалистического земледелия; Всекобанк — банк финансирования капитального строительства кооперации; Украинбанк — всеукраинский кооперативный банк; Цекомбанк — банк финансирования коммунального и жилищного строительства. В 1936 г. организован Торгбанк — всесоюзный банк финансирования капитального строительства торговли и кооперации, которому были переданы активы и пассивы Всекобанка и Украинбанка для сосредоточения финансирования капитальных вложений торговых организаций в одном банке.

С 1930 г. банки долгосрочных вложений стали предоставлять государственным предприятиям бюджетные средства, а с 1934 г. все средства на капитальные вложения предоставлялись в безвозвратном порядке, что привело к снижению долгосрочных ссуд в общей сумме кредитов, хотя абсолютная сумма денежных кредитов, выданных колхозам и другим кооперативным организациям, значительно выросла. Финансирование плановых государственных капитальных вложений в безвозвратном порядке осуществлялось до 1965 г.

Выполнение операций по обслуживанию внешнеэкономических отношений осуществляло акционерное кредитное учреждение — Внешторгбанк (банк для внешней торговли).

Одновременно с кредитной реформой была проведена налоговая реформа (1930-1932). Причинами проведения реформы явилось то, что за период нэпа сложилась громоздкая система взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом, при которой одни и те же товары облагались многократно в процессе их производства и обращения. На обобществленный сектор, производящий 9/10 валовой продукции, приходилось 86 видов платежей в бюджет. Все это препятствовало развитию государственного экономического и финансового планирования, ослабляло эффективность контроля. Цель налоговой реформы состояла в обеспечении планового распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода.

Для реализации цели налоговой реформы требовалось устранить множественность и многозвенность платежей в бюджет. Примерно 60 видов налогов и сборов в общественном секторе были унифицированы в два основных платежа: налог с оборота и отчисления от прибыли для государственных предприятий и организаций; налог с оборота и подоходный налог для кооперативных организаций. Помимо этих платежей, доходы государственного бюджета включали также налоги с населения (6% доходов) и средства, получаемые от выпуска массовых внутренних государственных займов. В течение 1931-1935 гг. по подписке было размещено пять государственных займов. В 1936 г. был размещен внутренний займ второй пятилетки и осуществлена конверсия государственных займов с целью удлинения их сроков. В 1937-1941 гг. размещен государственный внутренний займ для укрепления обороны страны.

Налог с оборота, или косвенный налог с продаж, устанавливаемый в твердофиксированной ставке на единицу продукции в виде разницы между оптовой ценой промышленности и оптовой ценой предприятия, в основном реализовывался в отраслях легкой и пищевой промышленности. В ходе налоговой реформы были допущены обезличенность ставок налога с оборота и автоматизм расчетов; взимание налога производилось по плановому, а не по фактическому обороту. Эти недостатки были устранены тем, что налог с оборота стал взиматься по месту реализации товаров в соответствии с фактическим оборотом и на основании распоряжения плательщика, ставки его детализировались по группам товаров. Кроме того, установленные вначале ставки не учитывали действительную потребность индустриализации в финансовых средствах. По этой причине ставки налога с оборота были повышены с 40% в 1930 г. до 70% в 1935 г. [61].

Отчисления от прибыли представляли собой изымаемый в бюджет нераспределенный остаток прибыли, образующийся у государственного предприятия, имеющего самостоятельный баланс и расчетный счет в Госбанке, после вычета его затрат по финансовому плану. Если же плановые затраты превышали сумму плановой прибыли, то недостающие суммы выделялись из бюджета. В последующем отчисления от плановой прибыли пересчитывались по фактической прибыли, что резко сократило их размер, но увеличило реальный источник финансирования капитальных вложений и прироста норматива собственных оборотных средств у предприятия в соответствии с планом. Бюджетное финансирование производилось только при отсутствии у предприятий собственных средств. Для свободного маневрирования средствами и бесперебойной работы предприятия поквартально вносили отчисления от прибыли в бюджет в размере 85%, оставляя 15% в своем распоряжении до конца года.

Большое значение в реализации стратегических целей государства имела политика цен.

Разрыв между спросом и предложением на потребительском рынке потребовал введения в 1929-1936 гг. карточной системы. Это вызвало рост цен на неорганизованном рынке. Для борьбы со спекуляцией была организована коммерческая торговля, представляющая собой вид государственной торговли для продажи товаров населению сверх снабжения по карточкам и по коммерческим ценам, более высоким, чем цены нормированного распределения. В 1933 г. рыночные цены превышали цены нормированного распределения в 12-15 раз. Разница между коммерческими ценами и ценами на товары, отпускавшиеся по карточкам, поступала в бюджет в виде бюджетной наценки. В коммерческой торговле товары продавались без ограничения, в расширенном ассортименте и улучшенного качества. Постоянно снижая коммерческие цены, государство воздействовало на уровень цен неорганизованного рынка.

Кроме того, в условиях карточной системы снабжения населения большое значение для аккумуляции ввозимой иностранцами валюты и скупки драгоценных металлов у граждан имела деятельность торгсинов (торговых учреждений для .торговли с иностранцами), осуществлявших продажу товаров на иностранную валюту и драгоценные металлы по ценам, аналогичным ценам за границей, которые были ниже коммерческих цен. Сумма мобилизованных валютных ценностей составила 270 млн. золотых руб. [61]. Торгсины были ликвидированы в 1936 г. вместе с карточной системой. Введение единых цен, повышение устойчивости и покупательной силы советского рубля сделало существование торгсинов нецелесообразным.

В сфере производства реализация продукции между предприятиями осуществлялась по оптовым ценам, включающим себестоимость и прибыль, обеспечивающую хозрасчетную деятельность предприятия. По оптовым ценам промышленности, включающим оптовые цены предприятия и налог с оборота, осуществлялась продажа продукции сбытовыми организациями торгующим организациям. Методология планового ценообразования совершенствовалась в направлении повышения достоверности учета затрат и определения нормативов рентабельности.

Важное значение для облегчения калькулирования себестоимости продукции имела налоговая реформа, консолидировавшая бюджетные доходы. Для более правильного учета в ценах реальных затрат в 30-е гг. осуществлялись крупные мероприятия по пересмотру цен. После введения в легкой промышленности в 1939 г. двух прейскурантов цен — розничных цен для населения и оптовых цен без налога с оборота — для изготовителей продукции метод, разницы в ценах стал преобладающим для исчисления налога с оборота. В эти годы сложилась модель оптовой цены, базирующаяся на снижающейся себестоимости продукции и предусматривающая минимальную рентабельность на уровне 3-5% к себестоимости.

Проводимая в 30-е гг. политика доходов была направлена на стимулирование снижения себестоимости продукции. С этой целью на предприятиях, выполнявших планы по выпуску товарной продукции в установленном ассортименте и по прибыли, был образован фонд директора. В фонд отчислялось 3-4% плановой и 50% сверхплановой прибыли или экономии. Не менее 50% фонда направлялось на премирование работников и на улучшение их культурно-бытовых условий, а остальные средства — на капитальные вложения и рационализаторские мероприятия.

Так как в 30-е гг. осуществлялись крупные капиталовложения и другие государственные расходы, необходимые для индустриализации, то вначале покупательная способность рубля снизилась, что привело к фактическому уменьшению золотого содержания рубля, которое после денежной реформы 1922-1924 гг. составляло 0,774 г чистого золота. Последовавшее затем повышение устойчивости и покупательной силы советского рубля позволило правительству установить в 1936 г. реальный валютный курс рубля на уровне 3 франков, а в 1937 г. — золотое содержание рубля, равное 0,167 г чистого золота, что соответствовало установленному решением правительства валютному курсу на уровне 5 руб. 30 коп. к 1 долл. США. Кредиты СССР предоставили Чехословакия, Англия, Германия, Швеция. СССР предоставил кредиты Ирану, Турции и Афганистану.

Таблица 8

Характеристика эволюции промышленной деятельности за период 1871-1938 гг. (в %)

Страна 1871 — 1875 1881 — 1885 1926 — 1929 1936 — 1938
Франция 41 131 118
Великобритания 49 57 93 121
Россия (СССР) 19 135 774
США 15 24 164 167
Япония 290 529
Индия 147 230
Весь мир 22 30 139 185

В течение трех довоенных пятилеток (1929г. — июнь 1941г.) Советский Союз по объему промышленного производства и национального дохода вышел на первое место в Европе и на второе — в мире. Длина транспортных линий выросла за этот период в два раза, пассажирооборот — в четыре раза. По сравнению с 1913 г. СССР в 1940 г. производит электроэнергии в 24 раза больше, чугуна — в 3,5 раза, стали — в 4,3 раза, угля — в 5,7 раз, нефти — в 3 раза, продукции машиностроения — в 30 раз [76].

Успехи СССР на фоне других стран хорошо иллюстрируются в табл. 8, составленной Фольке Хильгердт для характеристики эволюции промышленной деятельности с 1871 г. по 1938 г. (объем промышленного производства в 1913 г. = 100%) [3].

Резюме

  • «Железный занавес» от импорта иностранных инвестиций, подчинение валютной и внешнеторговой политики национальной стратегии развития позволили СССР остаться вне зоны великого экономического кризиса и продолжить наращивание промышленного и интеллектуального потенциала. Понимая опасность монополизма и то, что слабость развития тяжелой индустрии порождает технологическую зависимость от ввоза иностранного оборудования, правительство СССР выбирает курс на ускорение индустриализации и усиление обороноспособности, стержнем которого стало стратегическое планирование.
  • В основу формирования первых пятилетних планов были положены проектировки развития ключевых отраслей тяжелой и оборонной промышленности. Управляющим параметром плана становятся инвестиции. Составление плана представляет собой итеративный процесс по согласованию макро- и микрорасчетов, расчетов по распределению капитальных вложений в пространстве и во времени. Особое внимание уделялось достижению более высоких темпов развития группы «А» промышленности над группой «Б» промышленности. В течение трех довоенных пятилеток (1929 -июнь 1941) Советский Союз по объему промышленного производства и национального дохода вышел на 1-е место в Европе и 2-е место в мире. Секрет «экономического чуда « СССР объясняется высочайшей степенью скоординированности принципов проводимой им экономической политики в разрезе всех ее разделов.
  • В связи с переходом к централизованному распределению материальных и финансовых ресурсов отпала необходимость в торговых институтах нэпа, занимавшихся оптовым сбытом продукции, и вновь внедрена система главкизма, сочетающая отраслевой и территориальный принципы планирования.
  • Была проведена кредитная реформа для перехода к прямому баковскому кредитованию плановых целей и строгого размежевания функций Госбанка, реализующего краткосрочное кредитование, и банков долгосрочного кредитования и финансирования капитальных вложений. С 1934 до 1965 г. все средства на капитальные вложения государственными предприятиями предоставляются в безвозвратном порядке. Одновременно с кредитной реформой проведена налоговая реформа, цель которой состояла в замене многократного обложения товаров двумя основными платежами — налогом с оборота и отчислениями от прибыли (подоходным налогом) для государственных организаций (для кооперативных организаций), что обеспечивало плановое перераспределение доходов в народном хозяйстве и эффективный контроль. Помимо этих платежей доходы государственного бюджета включали также налоги с населения и средства, получаемые от выпуска массовых внутренних государственных займов.

В сфере производства реализация продукции между предприятиями осуществлялась по оптовым ценам, включающим себестоимость и прибыль, предусматривающую минимальную рентабельность на уровне 3-5% к себестоимости. Политика доходов была направлена на стимулирование снижения себестоимости продукции, для чего был образован фонд директора.

Крупные капиталовложения для индустриализации обусловили недостаток потребительских товаров и снизили покупательную способность рубля. Была введена карточная система, организована коммерческая торговля и торгсины. Введение единых потребительских цен в 1936 г. позволило правительству установить реальный валютный курс рубля по отношению к франку, а затем и золотое содержание рубля. СССР получил кредиты от Чехословакии, Англии, Германии, Швеции и сам стал страной — кредитором.

Выводы к разделу 2

Золотой стандарт не отвечал интересам монополистического капитализма. Во время первой мировой войны прямо европейские государства прямо вмешиваются в экономику и денежное обращение. Отличительной чертой послевоенной новой мировой финансовой системы становится система банкнотного и бумажно-денежного обращения. У монополий появилась возможность увеличивать цены, что отразилось в обесценении денег. Развитие получили государственные займы, облигации которых служили фундаментом для пирамиды банковских денег. Инфляция приобрела всеобщий и хронический характер.

Война изменила расстановку экономического могущества государств. Центром экспорта капиталов во все возрастающих количествах становятся США. После войны из-за репараций и деятельности Лиги Наций впервые возникло движение капиталов государственного происхождения.

Инфляция ведет к обогащению монополистов и одновременно к кризису перепроизводства с обострением социальной ситуации. Неравномерность инфляции в разных странах порождает движение спекулятивного краткосрочного капитала, служащего обогащению транснациональных корпораций, предоставляющих ссуды государствам в иностранной валюте. Когда бремя стремительной инфляции нельзя оправдать жертвами ради победы, то монополисты заинтересованы в переходе к медленной инфляции, создающей стимулы к расширению производства и захвату новых рынков. Первоочередной задачей в 20-х гг. для всех государств — участников войны становится финансовая стабилизация.

Для восстановления равновесия платежного баланса можно использовать девальвацию, либо ревальвацию. Странам-победительницам, стремившимся восстановить вывоз капитала, была выгодней ревальвация, сопровождаемая увеличением процентной ставки и, следовательно, реального бремени задолженности стран-импортеров капитала. Сокращая при этом затраты на рабочую силу и на оплату сырья поставщиков из экономически зависимых государств — импортеров капитала, бремя потерь от инфляции перекладывается на слабые социальные слои. Когда становится неизбежным мировой кризис перепроизводства, монополистический капитализм организует военные авантюры.

Критерии стабилизации и возвращение к золотой основе менялись от страны к стране. Характерным было проведение дефляции, установление равновесия в государственных бюджетах и ревальвация, что вызвало падение цен, удорожание кредита, снижение темпов экономического роста и рост безработицы. Был установлен золотослитковый и золотодевизный стандарт, устранивший золото из обращения внутри страны и тем самым прекращение выполнения им функции автоматического регулятора уровня мировых цен. В новых условиях эффективность дисконтной политики снизилась и предпочтение было отдано прямому вмешательству государства в деятельность банков и политике операций на открытом рынке.

Отсутствие координации стабилизации национальных валют и движение спекулятивного капитала вызвали великий экономический кризис в Англии и США, Германии и тесно связанных с ними аграрных странах. Когда великий кризис наносил удары по Англии, США и Германии вырос золотой запас Банка Франции. Кредитная блокада СССР позволила ему стабилизировать рубль на золотой основе за счет собственных ресурсов и остаться вне зоны кризиса.

После великого кризиса борьба с безработицей стала политической проблемой. Все это требовало разработки новой кредитно-денежной политики. Система регулируемых денег, предполагающая прямое вмешательство государства в денежное обращение и другие сферы экономической деятельности, была создана Кейнсом. По Кейнсу «взбадривающее» влияние на экономику может оказать государственное кредитование инвестиций с широким развитием «операций на открытом рынке». Оно получает развитие, благодаря отказу от режима золотого стандарта, ограничивавшего эмиссию денег золотым запасом, и потому служившего барьером против кредитной экспансии.

8. В Англии политика регулируемых денег помогла выйти из великого кризиса и функционировала до второй мировой войны. Кредитная экспансия с сохранением стабильности внутренних цен и валютного курса поддерживалась контролем за движением капиталов, внешней торговлей и за внутренними ценами.

Специфические причины великого экономического кризиса в США вызвали необходимость дополнить кредитную экспансию системой мер, регулирующих все сферы экономической, социальной и финансовой политики в рамках «нового курса».

После девальвации валют Англии и США применяемый ими валютный демпинг по отношению к франку заставил Францию девальвировать курс франка и создать денежную систему типа регулируемых денег, но без восстановления валютного контроля.

Зависимость Германии от иностранных займов, в основном американского происхождения, сильные позиции корпоративного капитала и психологические факторы обусловили приход к власти фашизма, установившего централизованную систему управления экономикой в интересах крупных корпораций.

«Железный занавес» от импорта иностранных инвестиций и устремления СССР к созданию сильной и независимой державы обусловили выбор курса на ускорение индустриализации, стержнем которого стало стратегическое планирование. Секрет «экономического чуда» СССР объясняется высочайшей степенью скоординированности принципов проводимой им экономической политики в разрезе всех ее разделов и идеологическими факторами.

9. Замена системы золотого стандарта национальными системами регулируемых денег, имеющими общие и специфические аспекты, вызвала усиление протекционизма и политическую «войну» девальваций, что означало крах международной торговли и международной финансовой системы. Для организации новой международной финансовой системы в интересах транснационального капитала, в основном базирующегося в США, была использована вторая мировая война.