ВЛАДИ́МИР ВСЕ́ВОЛОДОВИЧ Мономах (в крещении Василий) [1053–19.5.1125, урочище Альта (Алта, Алто, Лто, Льто), близ Киева], князь черниговский (1078–1094), переяславский (1094–1113), киевский (20.4.1113–19.5.1125). Из династии Рюриковичей. Старший сын Всеволода Ярославича и родственницы (возможно, дочери) визант. имп. Константина IX Мономаха. Отец киевских князей Мстислава Владимировича, Ярополка Владимировича, Вячеслава Владимировича (от первого брака с Гидой – дочерью последнего англосаксонского короля Гарольда II), Юрия Владимировича Долгорукого (от второго брака). При жизни своего отца В. В. в качестве его наместника княжил в Ростове (1068), затем, вероятно, во Владимире-Волынском, позднее в Турове, Смоленске (1077–78). Возможно, именно зависимостью от политики отца объясняются отд. действия В. В. этого периода (напр., поход против волынского кн. Ярополка Изяславича в 1085); В. В. исполнял поручения и своих дядей – киевских князей: напр., по приказу Святослава Ярославича в 1074 заключил мир с польск. кн. Болеславом II, а осенью 1075 участвовал вместе с двоюродным братом Олегом Святославичем в походе в Чехию.
После смерти отца (13.4.1093) В. В., несмотря на явное политич. и воен. превосходство, отказался занять киевский стол, уступив его старшему двоюродному брату – туровскому кн. Святополку Изяславичу. В этом поступке впервые отчётливо проявилось его стремление следовать традиц. порядку наследования стола от старшего брата к младшему, что являлось одной из характерных черт его политич. кредо. Верность ему В. В. подтвердил в 1094, когда Олег Святославич, вынужденный покинуть Русь после смерти отца, потребовал вернуть себе отцовский Чернигов, и В. В. уступил город старшему родственнику. После непродолжительного, но чрезвычайно кровопролитного конфликта В. В. и Святополка Изяславича с Олегом Святославичем в 1096–97, вызванного отказом последнего от совместных действий против половцев и от заключения общерусского междукняжеского договора, состоялся Любечский съезд 1097, идейным вдохновителем которого был В. В. По решению этого съезда за В. В. закреплялись Переяславль, Ростов, Смоленск, а также Новгород, где княжил его старший сын Мстислав. Результатом съезда стало также установление своеобразного «дуумвирата» – соправления В. В. и Святополка Изяславича. В этой системе В. В. играл ведущую роль, примером чему стало его выступление (вместе с черниговскими Святославичами) против киевского князя, когда тот в нарушение любечских соглашений хотел присвоить себе владения своих двоюродных племянников – теребовльского кн. Василько Ростиславича и перемышльского кн. Володаря Ростиславича. В. В. стал гл. организатором половецких походов рус. князей для активного общерусского отпора половецким набегам, что являлось важнейшей воен.-политич. задачей того времени. В результате победоносных походов 1103, 1107, 1111 и 1116 половецкая опасность была устранена на полвека, а половцы заняли подчинённое место союзников тех или иных рус. князей в их междоусобной борьбе.
По призыву киевлян после смерти Святополка Изяславича (16.4.1113) В. В. беспрепятственно занял киевский стол, однако был вынужден подавлять волнения и беспорядки, вызванные притеснениями администрации умершего князя и деятельностью ростовщиков. Пространная редакция Русской правды сохранила некоторые законодательные установления В. В. («Устав Володимерь Всеволодича»), направленные прежде всего на ограничение ростовщических доходов. Киевское княжение В. В. стало временем очевидной внутриполитической стабилизации, под его властью находилась б. ч. Др.-рус. гос-ва, за исключением Чернигова, Полоцка и (до 1118) Волыни. Попытки вооружённого протеста со стороны минского кн. Глеба Всеславича закончились неудачно: он был арестован и умер в заключении в Киеве. Черниговские князья – Давид Святославич и Олег Святославич – в 1110-х гг. поддерживали тесный союз с В. В. Демонстрацией единства этих трёх сильнейших рус. князей под верховенством В. В. стало торжественное перенесение мощей св. мучеников Бориса и Глеба 2.5.1115 в каменную церковь в Вышгороде, под Киевом. Важнейшим элементом внутриполитич. программы В. В. стало урегулирование вопроса о наследовании киевского княжения.
Его замысел, оставшийся неосуществлённым, сводился к сохранению Киева в руках его старшего сына Мстислава Владимировича и его потомства. Этот шаг, вероятно, являлся попыткой сохранения любечских принципов ценой некоторого формального нарушения – ограничения «отчичей» Киева, т. к. со временем увеличение их числа грозило политич. хаосом. Для осуществления своего плана В. В. в 1117 перевёл Мстислава из Новгорода на княжение в Белгород (Киевский), настояв одновременно на заключении между Мстиславом и следующим по старшинству сыном В. В. – Ярополком (у которого не было наследников) договора, по которому после Ярополка киевский стол должен был перейти к Мстиславичам. Вероятно, протестом против подобных радикальных преобразований В. В. стало выступление владимиро-волынского кн. Ярослава Святополчича в 1117–18, поскольку именно к нему после В. В. должен был бы перейти Киев по традиц. праву. В 1118 В. В. присоединил Волынь к своим владениям, что вызвало конфликт с Венгрией и Польшей, правители которых Иштван II и Болеслав III Кривоустый поддержали Ярослава. Однако в 1123 Ярослав Святополчич погиб под стенами Владимира-Волынского.
Внутр. стабилизация Др.-рус. гос-ва при В. В. сопровождалась обострением внешнеполитич. противоречий. Ещё в 1112 В. В. выдал свою дочь Евфимию замуж за венг. короля Кальмана, но вскоре брак расторгла венг. сторона. Причиной войны с Византией, вспыхнувшей в 1116, стало, вероятно, стремление В. В. к контролю над Нижним Подунавьем – районом, традиционно важным в торговом и военно-стратегич. отношениях как для Др.-рус. гос-ва, так и для Византии, особенно после того, как в кон. 11 в. рус. князья потеряли контроль над Тмутараканским княжеством. Предположительно ок. 1095 В. В. женил визант. самозванца Льва Псевдо-Диогена, выдававшего себя за сына быв. имп. Романа IV Диогена, на своей дочери (возможно, сестре) Марице (Марии) и поддержал его выступление против имп. Алексея I Комнина. Вскоре после гибели Льва рус. гарнизоны заняли ряд ранее «предавшихся» ему нижнедунайских городов. Однако гл. визант. крепость в этом районе – Доростол (ныне Силистра, Болгария) взять не удалось. Мир, условия которого неизвестны, был заключён не позднее 1121–22, когда в Византию «за ц(еса)рь» (предположительно за Алексея, старшего сына и соправителя Иоанна II Комнина) была выдана замуж дочь Мстислава Владимировича.
Нравственные и государственно-идеологич. установки В. В. отчётливее всего проявились в его авторских произведениях – «Поучении к детям» и Послании к кн. Олегу Святославичу. Они сохранились в единственном списке, местами неисправном, в составе Лаврентьевской летописи (в ст. 1096). «Поучение» состоит из собственно наставления детям, написанного ок. 1100, и добавленного к нему тогда же и дополненного в 1117 или несколько позднее списка «путей» (воен. походов и адм. поездок князя). Список основан на летописно-дневниковых записях, которые вели князь или сопровождавшие его лица, и содержит ряд сведений, дополняющих или уточняющих летописи. В завершающей части «Поучения» (перед списком «путей») наиболее ярко проявилась авторская позиция В. В.; текст представляет собой своего рода «княжеское зерцало» – свод нравственных и практич. заповедей правителя. По мнению В. В., в основе жизни лежит «страх Божий», князь должен не забывать о молитве, никогда не нарушать крестоцелование, чтить священнослужителей. В. В. учил нищелюбию, советовал не держать в уме и сердце гордыню, опасаться лености в домашних делах и в воен. предприятиях, не передоверять никому никаких дел, остерегаться лжи, пьянства и блуда, никогда не разорять своих земель во время походов, особо чтить гостей, всегда приветствовать людей добрым словом, любить жену, но не давать ей власти над собой и пр. Послание В. В. к кн. Олегу Святославичу было написано в 1097 и явилось откликом на события в Муроме 6.9.1096, когда в битве с Олегом погиб Изяслав, один из старших сыновей В. В. Оно отличается чистотой и искренностью интонации: В. В. простил гибель сына кн. Олегу (вина которого усугублялась тем, что Изяслав был его крестником), призывал черниговского князя к миру, удивлялся тому, что кн. Олег не покаялся в своём грехе, и указывал на суетность земных приобретений. В. В. повлиял на развитие рус. летописания. Вряд ли подлежит сомнению факт редактирования текста «Повести временных лет» (ПВЛ) (в том виде, как он дошёл до нас) в благоприятном для В. В. духе, хотя гипотеза А. А. Шахматова о создании в 1116 по инициативе князя т. н. 2-й ред. ПВЛ, несмотря на свою популярность, остаётся дискуссионной.
Канонизирован в чине благоверного князя в составе Собора всех святых, в земле Российской просиявших.