СПА́РТА 

СПА́РТА (Σπάρτη , до­рий­ское Σπάρτα ), Ла­ке­де­мон (Λαϰεδαίμων), один из наи­бо­лее круп­ных и силь­ных др.-греч. по­ли­сов. Центр обл. Ла­ко­ни­ка на юго-вос­то­ке п-ова Пе­ло­пон­нес, на бе­ре­гу р. Ев­рот. Пред­став­ля­ла со­бой со­во­куп­ность не­сколь­ких по­сёл­ков с об­щим об­ществ. цен­тром (ак­ро­по­лем, аго­рой) и поч­ти до кон­ца сво­ей са­мо­сто­ят. ис­то­рии не име­ла обо­ро­нит. стен.

Статуя гоплита (Leonidas). Мрамор. Ок. 490 до н.э. Археологический музей. Спарта.

Ос­но­ва­на в 11 в. до н. э. до­рий­ца­ми, вторг­ши­ми­ся в Ла­ко­ни­ку и под­чи­нив­ши­ми ме­ст­ное ахей­ское на­се­ле­ние (см. Ахей­цы), пре­вра­тив его в ило­тов (под­не­воль­ных ра­бот­ни­ков). Са­ми за­вое­ва­те­ли со­ста­ви­ли замк­ну­тое со­сло­вие спар­тиа­тов. Про­ме­жу­точ­ной груп­пой бы­ли пе­ри­эки – жи­те­ли дру­гих (кро­ме С.) по­се­ле­ний Ла­ко­ни­ки, лич­но сво­бод­ные, но ли­шён­ные по­ли­тич. прав. В 8–7 вв., в хо­де 1-й и 2-й Мес­сен­ских войн, С. за­вое­ва­ла обл. Мес­се­нию, пре­вра­тив в ило­тов так­же и её жи­те­лей. Тем са­мым С. ста­ла круп­ней­шим по тер­ри­то­рии по­ли­сом в греч. ми­ре, од­ним из са­мых бо­гатых при­род­ны­ми ре­сур­са­ми, при этом с от­но­си­тель­но не­боль­шой плот­но­стью на­се­ле­ния. Это обу­сло­ви­ло от­сут­ст­вие «зе­мель­но­го го­ло­да» и, в ча­ст­но­сти, поч­ти пол­ное не­уча­стие С. в Вел. греч. ко­ло­ни­за­ции. В то же вре­мя ост­ро и по­сто­ян­но чув­ст­во­вав­шая­ся опас­ность вос­ста­ния ило­тов, чис­лен­но во мно­го раз пре­вос­хо­див­ших спар­тиа­тов, за­ста­ви­ла по­след­них про­вес­ти в 7–6 вв. ряд ра­ди­каль­ных ре­форм, при­пи­сан­ных впо­след­ст­вии ле­ген­дар­но­му за­ко­но­да­те­лю Ли­кур­гу. Эти ре­фор­мы бы­ли на­прав­ле­ны на стро­гую рег­ла­мен­та­цию всех сто­рон жиз­ни и дея­тель­но­сти гра­ж­дан С. в це­лях пре­дот­вра­ще­ния воз­мож­но­сти внутр. кон­флик­тов, без­ус­лов­но­го под­чи­не­ния ин­ди­ви­да го­су­дар­ст­ву, фак­ти­че­ски пре­вра­щён­но­му в еди­ный во­ен. ла­герь. Гражд. кол­лек­тив спар­тиа­тов с по­мо­щью ря­да мер (за­прет рос­ко­ши, фак­тич. ли­к­ви­да­ция де­неж­но­го об­ра­ще­ния, вве­де­ние сис­си­тий и гос. сис­те­мы вос­пи­та­ния, из­гна­ние ино­зем­цев и др.) был пре­вра­щён в «об­щи­ну рав­ных», в ко­то­рой ока­зы­ва­лось про­ти­во­дей­ст­вие лю­бо­му иму­ществ. не­ра­вен­ст­ву. В этот же пе­ри­од сло­жи­лось свое­об­раз­ное гос. уст­рой­ст­во С., не имев­шее ана­ло­гов в греч. ми­ре, хо­тя бли­же все­го сто­яв­шее к оли­гар­хии. Для это­го уст­рой­ст­ва ха­рак­тер­но на­ли­чие од­но­вре­мен­но двух ца­рей (из ди­на­стий Агиа­дов и Ев­ри­пон­ти­дов), не яв­ляв­ших­ся пол­но­вла­ст­ны­ми мо­нар­ха­ми, ге­ру­сии (со­ве­та ста­рей­шин), эфо­ра­та (кол­ле­гии из 5 долж­но­ст­ных лиц, кон­тро­ли­ро­вав­шей ца­рей), а так­же апел­лы (нар. со­б­ра­ния) с её в осн. но­ми­наль­ны­ми пол­но­мо­чия­ми, за­пре­ще­ни­ем дис­кус­сий и спо­со­бом го­ло­со­ва­ния с по­мо­щью кри­ка.

Ре­фор­мы Ли­кур­га по­зво­ли­ли дос­тичь ог­ром­ной сте­пе­ни спло­чён­но­сти гражд. кол­лек­ти­ва С. и со вре­ме­нем сде­ла­ли её силь­ней­шим по­ли­сом на Пе­ло­пон­не­се, а за­тем и во всей Гре­ции (спар­тан­ская го­п­лит­ская фа­лан­га счи­та­лась не­по­бе­ди­мой; см. Го­п­ли­ты). В 6 в. С. вста­ла во гла­ве соз­дан­но­го ею Пе­ло­пон­нес­ско­го сою­за, в нач. 5 в. вне­сла, на­ря­ду с Афи­на­ми, гл. вклад в по­бе­ду гре­ков в гре­ко-пер­сид­ских вой­нах. В сер. 5 в. в С. с тру­дом бы­ло по­дав­ле­но круп­ное вос­ста­ние ило­тов (3-я Мес­сен­ская вой­на). На­пря­жён­ность, воз­ник­шая в этот пе­ри­од ме­ж­ду Спар­той и Афи­на­ми, так­же пре­тен­до­вав­ши­ми на ге­ге­мо­нию в Гре­ции, не­од­но­крат­но со­про­во­ж­да­лась во­оруж. кон­флик­та­ми и в 431 при­ве­ла к Пе­ло­пон­нес­ской вой­не, по­бе­ду в ко­то­рой в 404 одер­жа­ла С. По­сле Ко­ринф­ской вой­ны 395–387 С. смог­ла по ус­ло­ви­ям Ан­тал­ки­до­ва ми­ра удер­жать по­ло­же­ние об­ще­при­знан­но­го ге­ге­мо­на Гре­ции. Од­на­ко в це­лом 4 в. стал вре­ме­нем тя­жё­ло­го кри­зи­са спар­тан­ско­го по­ли­са (по­яв­ле­ние иму­ществ. рас­слое­ния, рас­пад кол­лек­ти­ва спар­тиа­тов и его ко­ли­че­ст­вен­ное умень­ше­ние), что усу­губ­ля­лось внеш­ни­ми фак­то­ра­ми – кон­цом спар­тан­ской ге­ге­мо­нии по­сле бит­вы при Лев­к­трах в 371, рас­па­дом Пе­ло­пон­нес­ско­го сою­за, ут­ра­той Мес­се­нии. Тем не ме­нее С. про­дол­жа­ла ос­та­вать­ся од­ним из силь­ней­ших греч. по­ли­сов. В пе­ри­од борь­бы с Фи­лип­пом II она за­ни­ма­ла ней­траль­ную по­зи­цию, позд­нее пы­та­лась вос­стать про­тив вла­ды­че­ст­ва Ма­ке­до­нии, но в 331 бы­ла по­бе­ж­де­на Ан­ти­пат­ром. Во 2-й пол. 3 в. до н. э. ре­фор­мы ца­рей Аги­са IV и Кле­о­ме­на III (уси­ле­ние цар­ской вла­сти, ли­к­ви­да­ция эфо­ра­та, рас­ши­ре­ние гражд. кол­лек­ти­ва пу­тём вклю­че­ния в не­го час­ти ило­тов и др.) при­ве­ли к вре­мен­но­му уси­ле­нию С., но в 222 она по­тер­пе­ла окон­чат. по­ра­же­ние от Ма­ке­до­нии. В 192 С. во­шла в Ахей­ский со­юз, со 146 до н. э. на­хо­ди­лась под вла­стью Ри­ма, в 396 н. э. раз­ру­ше­на го­та­ми.

Уни­каль­ное со­ци­аль­но-по­ли­тич. уст­рой­ст­во С. – пред­мет вос­хи­ще­ния мн. греч. кон­сер­ва­тив­ных мыс­ли­те­лей (Пла­тонКсе­но­фонт и др.). В пер­вые ве­ка сво­ей ис­то­рии С. бы­ла зна­чит. куль­тур­ным цен­тром: в ней тво­ри­ли по­эты Тир­тейТер­пандрАлк­ман, про­цве­та­ли ху­дож. ре­мёс­ла. Од­на­ко в ре­зуль­та­те Ре­форм Ли­курга С. ста­ла од­ним из са­мых от­ста­лых в куль­тур­ном от­но­ше­нии греч. по­ли­сов, ду­хов­ная жизнь в ней прак­ти­че­ски пол­но­стью со­шла на нет. Со­хра­нив­ших­ся в С. (су­ще­ст­вую­щей и по сей день в ви­де не­боль­шо­го по­сёл­ка) ан­тич­ных па­мят­ни­ков не­мно­го, поч­ти все они позд­ние.

С. как тип ан­тич­но­го го­су­дар­ст­ва за­ни­ма­ет важ­ное ме­сто в по­ли­тич. дис­кур­се вплоть до на­ших дней. Не­ред­ко спар­тан­ское об­ще­ст­во ха­рак­те­ри­зу­ют как то­та­ли­тар­ное, и для по­доб­ных оце­нок име­ют­ся ос­но­ва­ния. С др. сто­ро­ны, «осн. за­кон» С. – Ве­ли­кая рет­ра (её ав­то­ром ан­тич­ные ав­то­ры на­зы­ва­ют то ле­ген­дар­но­го Ли­кур­га, то да­же бо­га Апол­ло­на) – за­вер­ша­ет­ся сло­ва­ми «Гос­под­ство и си­ла да при­над­ле­жат на­ро­ду». Тем са­мым С. ста­ла пер­вым в Гре­ции (и в ми­ре) при­ме­ром де­мо­кра­тии, хо­тя и очень уме­рен­ной.