СПА́РТА (Σπάρτη , дорийское Σπάρτα ), Лакедемон (Λαϰεδαίμων), один из наиболее крупных и сильных др.-греч. полисов. Центр обл. Лаконика на юго-востоке п-ова Пелопоннес, на берегу р. Еврот. Представляла собой совокупность нескольких посёлков с общим обществ. центром (акрополем, агорой) и почти до конца своей самостоят. истории не имела оборонит. стен.
Основана в 11 в. до н. э. дорийцами, вторгшимися в Лаконику и подчинившими местное ахейское население (см. Ахейцы), превратив его в илотов (подневольных работников). Сами завоеватели составили замкнутое сословие спартиатов. Промежуточной группой были периэки – жители других (кроме С.) поселений Лаконики, лично свободные, но лишённые политич. прав. В 8–7 вв., в ходе 1-й и 2-й Мессенских войн, С. завоевала обл. Мессению, превратив в илотов также и её жителей. Тем самым С. стала крупнейшим по территории полисом в греч. мире, одним из самых богатых природными ресурсами, при этом с относительно небольшой плотностью населения. Это обусловило отсутствие «земельного голода» и, в частности, почти полное неучастие С. в Вел. греч. колонизации. В то же время остро и постоянно чувствовавшаяся опасность восстания илотов, численно во много раз превосходивших спартиатов, заставила последних провести в 7–6 вв. ряд радикальных реформ, приписанных впоследствии легендарному законодателю Ликургу. Эти реформы были направлены на строгую регламентацию всех сторон жизни и деятельности граждан С. в целях предотвращения возможности внутр. конфликтов, безусловного подчинения индивида государству, фактически превращённому в единый воен. лагерь. Гражд. коллектив спартиатов с помощью ряда мер (запрет роскоши, фактич. ликвидация денежного обращения, введение сисситий и гос. системы воспитания, изгнание иноземцев и др.) был превращён в «общину равных», в которой оказывалось противодействие любому имуществ. неравенству. В этот же период сложилось своеобразное гос. устройство С., не имевшее аналогов в греч. мире, хотя ближе всего стоявшее к олигархии. Для этого устройства характерно наличие одновременно двух царей (из династий Агиадов и Еврипонтидов), не являвшихся полновластными монархами, герусии (совета старейшин), эфората (коллегии из 5 должностных лиц, контролировавшей царей), а также апеллы (нар. собрания) с её в осн. номинальными полномочиями, запрещением дискуссий и способом голосования с помощью крика.
Реформы Ликурга позволили достичь огромной степени сплочённости гражд. коллектива С. и со временем сделали её сильнейшим полисом на Пелопоннесе, а затем и во всей Греции (спартанская гоплитская фаланга считалась непобедимой; см. Гоплиты). В 6 в. С. встала во главе созданного ею Пелопоннесского союза, в нач. 5 в. внесла, наряду с Афинами, гл. вклад в победу греков в греко-персидских войнах. В сер. 5 в. в С. с трудом было подавлено крупное восстание илотов (3-я Мессенская война). Напряжённость, возникшая в этот период между Спартой и Афинами, также претендовавшими на гегемонию в Греции, неоднократно сопровождалась вооруж. конфликтами и в 431 привела к Пелопоннесской войне, победу в которой в 404 одержала С. После Коринфской войны 395–387 С. смогла по условиям Анталкидова мира удержать положение общепризнанного гегемона Греции. Однако в целом 4 в. стал временем тяжёлого кризиса спартанского полиса (появление имуществ. расслоения, распад коллектива спартиатов и его количественное уменьшение), что усугублялось внешними факторами – концом спартанской гегемонии после битвы при Левктрах в 371, распадом Пелопоннесского союза, утратой Мессении. Тем не менее С. продолжала оставаться одним из сильнейших греч. полисов. В период борьбы с Филиппом II она занимала нейтральную позицию, позднее пыталась восстать против владычества Македонии, но в 331 была побеждена Антипатром. Во 2-й пол. 3 в. до н. э. реформы царей Агиса IV и Клеомена III (усиление царской власти, ликвидация эфората, расширение гражд. коллектива путём включения в него части илотов и др.) привели к временному усилению С., но в 222 она потерпела окончат. поражение от Македонии. В 192 С. вошла в Ахейский союз, со 146 до н. э. находилась под властью Рима, в 396 н. э. разрушена готами.
Уникальное социально-политич. устройство С. – предмет восхищения мн. греч. консервативных мыслителей (Платон, Ксенофонт и др.). В первые века своей истории С. была значит. культурным центром: в ней творили поэты Тиртей, Терпандр, Алкман, процветали худож. ремёсла. Однако в результате Реформ Ликурга С. стала одним из самых отсталых в культурном отношении греч. полисов, духовная жизнь в ней практически полностью сошла на нет. Сохранившихся в С. (существующей и по сей день в виде небольшого посёлка) античных памятников немного, почти все они поздние.
С. как тип античного государства занимает важное место в политич. дискурсе вплоть до наших дней. Нередко спартанское общество характеризуют как тоталитарное, и для подобных оценок имеются основания. С др. стороны, «осн. закон» С. – Великая ретра (её автором античные авторы называют то легендарного Ликурга, то даже бога Аполлона) – завершается словами «Господство и сила да принадлежат народу». Тем самым С. стала первым в Греции (и в мире) примером демократии, хотя и очень умеренной.