ПЛАН МА́РШАЛЛА

(Marshall Plan; офиц. назв. Про­грам­ма вос­ста­нов­ле­ния Ев­ро­пы, European Recovery Program), про­грам­ма эко­но­мич. вос­ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия Ев­ро­пы по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны пу­тём пре­дос­тав­ле­ния амер. по­мо­щи. Раз­ра­бо­тан гос. сек­ре­та­рём США Дж. К. Мар­шал­лом и ру­ко­во­ди­те­лем от­де­ла пла­ни­ро­ва­ния Го­су­дар­ст­вен­но­го де­пар­та­мен­та США Дж. Ф. Кен­на­ном ле­том 1947 в раз­ви­тие стра­те­гии по­мо­щи «сво­бод­ным на­ро­дам», о реа­ли­за­ции ко­то­рой 12.3.1947 объ­я­вил пре­зи­дент США Г. Тру­мэн (см. Тру­мэ­на док­три­на). Впер­вые из­ло­жен Дж. К. Мар­шал­лом 5.6.1947 в вы­сту­п­ле­нии в г. Кем­бридж (штат Мас­са­чу­сетс) пе­ред чле­на­ми ас­со­циа­ции вы­пу­ск­ни­ков Гар­вард­ско­го ун-та. Це­лью М. п., на­ря­ду с ре­ше­ни­ем эко­но­мич. во­про­сов, бы­ло «сдер­жи­ва­ние ком­му­низ­ма», ук­ре­п­ле­ние ан­ти­ком­му­ни­стич. ре­жи­мов в стра­нах, где ле­вые пред­став­ля­ли ре­аль­ную си­лу, а так­же во­вле­че­ние ев­роп. стран в зап. во­ен. аль­янс. Фор­маль­но М. п. не про­во­дил раз­ли­чия ме­ж­ду стра­на­ми, в ко­то­рых со­хра­ня­лось во­ен. при­сут­ст­вие СССР, и те­ми, на тер­ри­то­рии ко­то­рых не бы­ло сов. войск. Од­на­ко раз­ра­бот­чи­ки М. п. рас­счи­ты­ва­ли, что сов. пра­ви­тель­ст­во от­ка­жет­ся от при­ня­тия амер. по­мо­щи на пре­ду­смат­ри­вае­мых М. п. ус­ло­ви­ях и не по­зво­лит при­сое­ди­нить­ся к М. п. стра­нам Вост. Ев­ро­пы, что в свою оче­редь усу­гу­бит пе­ре­жи­вае­мые ими труд­но­сти и при­ве­дёт к дес­та­би­ли­за­ции су­ще­ст­вую­щих там про­со­вет­ских ре­жи­мов.

На Па­риж­ском со­ве­ща­нии ми­ни­ст­ров иностр. дел США, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции и СССР (июнь – июль 1947) М. п. был под­дер­жан Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей и Фран­ци­ей, пред­ло­жив­ши­ми соз­дать «ру­ко­во­дя­щий ко­ми­тет», за­да­чей ко­то­ро­го долж­но бы­ло стать вы­яв­ле­ние ре­сур­сов и нужд ев­роп. стран и вы­ра­бот­ка ре­ко­мен­да­ций от­но­си­тель­но осн. на­прав­ле­ний раз­ви­тия гл. от­рас­лей их пром-сти. СССР от­верг идею рег­ла­мен­та­ции эко­но­мич. раз­ви­тия ев­роп. стран «ру­ко­во­дя­щим ко­ми­те­том», рас­це­нив это как вме­ша­тель­ст­во в их внутр. де­ла, и вы­сту­пил за обес­пе­че­ние в рам­ках М. п. рав­но­прав­но­го эко­но­мич. со­труд­ни­че­ст­ва при ува­же­нии нац. су­ве­ре­ни­те­та го­су­дарств. Сов. по­зи­ция не по­лу­чи­ла под­держ­ки со сто­ро­ны зап. дер­жав, в свя­зи с чем СССР, а вслед за ним стра­ны Вост. Ев­ро­пы отка­за­лись при­нять амер. по­мощь. Со­гла­сие на уча­стие в М. п. да­ли Ве­ли­ко­бри­та­ния, Фран­ция, Ита­лия, Бель­гия, Ни­дер­лан­ды, Люк­сем­бург, Шве­ция, Нор­ве­гия, Да­ния, Ир­лан­дия, Ис­лан­дия, Пор­ту­га­лия, Ав­ст­рия, Швей­ца­рия, Гре­ция, Тур­ция. В ию­ле 1947 эти стра­ны за­клю­чи­ли кон­вен­цию о соз­да­нии К-та ев­роп. эко­но­мич. со­труд­ни­че­ст­ва (впо­след­ст­вии пе­ре­име­но­ван в Орг-цию ев­роп. эко­но­мич. со­труд­ни­че­ст­ва), ко­то­рый дол­жен был раз­ра­бо­тать «Про­грам­му вос­ста­нов­ле­ния Ев­ро­пы». В Кон­грес­се США и амер. пра­ви­тельств. ин­стан­ци­ях от­но­ше­ние к М. п. пер­во­на­чаль­но бы­ло не­од­но­знач­ным. Од­на­ко к кон. 1947 в ус­ло­ви­ях на­рас­та­ния в зап.-ев­роп. стра­нах эко­но­мич. труд­но­стей, ост­рой не­хват­ки про­до­воль­ст­вия и то­п­ли­ва, обо­ст­ре­ния внут­ри­по­ли­тич. борь­бы, рос­та по­пу­ляр­но­сти ком­му­ни­стич. и ле­вых пар­тий про­тив­ни­ки М. п. в США сня­ли свои воз­ра­же­ния. С це­лью пре­дот­вра­ще­ния кра­ха цен­три­ст­ских коа­ли­ций во Фран­ции, Ита­лии, Ве­ли­ко­бри­та­нии и Ав­ст­рии США ока­за­ли этим стра­нам экс­трен­ную по­мощь. В дек. 1947 Кон­гресс США ас­сиг­но­вал на спа­се­ние их эко­но­мик 600 млн. долл.

М. п. на­чал осу­ще­ст­в­лять­ся в апр. 1948, по­сле всту­п­ле­ния в си­лу в США За­ко­на о 4-лет­ней про­грам­ме по­мо­щи иностр. го­су­дар­ст­вам, пре­ду­смат­ри­вав­ше­го пре­дос­тав­ле­ние по­мо­щи зап.-ев­роп. стра­нам на ба­зе дву­сто­рон­них со­гла­ше­ний (под­пи­са­ны в 1948 США со все­ми стра­на­ми, дав­ши­ми со­гла­сие на уча­стие в М. п., кро­ме Швей­ца­рии, ко­то­рая от­ка­за­лась под­пи­сать та­кое со­гла­ше­ние, но тем не ме­нее по­лу­ча­ла амер. по­мощь). По этим со­гла­ше­ни­ям стра­ны – уча­ст­ни­цы М. п. обя­за­лись спо­соб­ст­во­вать раз­ви­тию сво­бод­но­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва, по­ощ­рять ча­ст­ные амер. ин­ве­сти­ции, со­труд­ни­чать в сни­же­нии та­мо­жен­ных та­ри­фов, обес­пе­чить фи­нан­со­вую ста­биль­ность, соз­дать спец. фон­ды в нац. ва­лю­те, вы­сво­бо­ж­дае­мой в ре­зуль­та­те по­лу­че­ния амер. по­мо­щи, пре­дос­та­вить США воз­мож­ность осу­ще­ст­в­лять кон­троль за ис­поль­зо­ва­ни­ем средств этих фон­дов, а так­же пред­став­лять пра­ви­тель­ст­ву США ре­гу­ляр­ные от­чё­ты об ис­поль­зо­ва­нии по­лу­чае­мых от не­го средств. Кон­троль за ис­пол­не­ни­ем М. п. был воз­ло­жен на Ад­ми­ни­ст­ра­цию эко­но­мич. со­труд­ни­че­ст­ва (в 1948–1950 её воз­глав­лял У. А. Гар­ри­ман).

По­мощь зап.-ев­роп. стра­нам пре­дос­тав­ля­лась из фе­де­раль­но­го бюд­же­та США в ви­де без­воз­мезд­ных суб­си­дий и зай­мов. С апр. 1948 по дек. 1951 США из­рас­хо­до­ва­ли по М. п. ок. 17 млрд. долл. (по др. дан­ным, ок. 13 млрд. долл.). Осн. до­лю амер. по­мо­щи по­лу­чи­ли Ве­ли­ко­бри­та­ния, Фран­ция, Ита­лия и ФРГ, на ко­то­рую по­сле дол­гих де­ба­тов в Кон­грес­се США с дек. 1949 так­же был рас­про­стра­нён М. п. 30.12.1951 М. п. офи­ци­аль­но пре­кра­тил своё дей­ст­вие в свя­зи с всту­п­ле­ни­ем в си­лу За­ко­на о вза­им­ном обес­пе­че­нии безо­пас­но­сти (при­нят Кон­грес­сом США 10.10.1951; пре­ду­смат­ри­вал од­но­вре­мен­ное пре­дос­тав­ле­ние во­ен. и эко­но­мич. по­мо­щи), за­ме­нив­шего За­кон о 4-лет­ней про­грам­ме по­мо­щи иностр. го­су­дар­ст­вам.

М. п. со­дей­ст­во­вал бы­ст­ро­му вос­ста­нов­ле­нию эко­но­ми­ки по­сле­во­ен­ной Зап. Ев­ро­пы, ут­вер­дил ли­дер­ст­во США в этом ре­гио­не, соз­дал пред­по­сыл­ки для ин­те­гра­ции зап.-ев­роп. стран, в т. ч. в во­ен.-по­ли­тич. сфе­ре, и при­вёл к уг­луб­ле­нию «хо­лод­ной вой­ны». М. п. до­пол­нял­ся ана­ло­гич­ны­ми «про­грам­ма­ми по­мо­щи» стра­нам Азии и Аф­ри­ки, на­прав­лен­ны­ми на рас­ши­ре­ние в них амер. влия­ния.