В отличие от Англии, активизировавшей проведение операций на «открытом рынке» в 30-х гг., в США операции на «открытом рынке» широко были использованы после принятия акта о федеральном резерве в 1913 г. По этому акту вся национальная территория была разделена на 12 округов, в каждом из которых был учрежден свой Федеральный резервный банк, подчиненный Совету федерального резерва. При этом обращались: банкноты федерального резерва, свободно обмениваемые на золото; банкноты федеральных резервных банков, обеспеченные федеральными ценными бумагами; банкноты национальных банков-членов федеральной резервной системы, лимитированные суммой вложенного ими капитала в федеральные банки (позже эти типы билетов были изъяты из обращения) [48]. В такой системе основой банкнотного обращения служили государственные ценные бумаги, состоящие из федеральных ценных бумаг Штатов и муниципальных, что облегчало проведение взаимных расчетов между банками и развитие операций «на открытом рынке».
Однако более либеральные принципы деятельности банковской системы США не смогли противостоять циклическому развитию экономического кризиса. Кредитная экспансия, обусловленная значительным притоком золота в США, в особенности после обесценения фунта стерлингов, и регулирование рыночного механизма путем повышения учетной ставки и с помощью операций на «открытом рынке» не смогли остановить биржевой бум в 1928 г., после которого последовал экономический кризис с падением цен.
Корни великого кризиса в США были иными, чем в Англии. Поэтому и причины отказа от золотого стандарта были иными.
В отличие от Англии и других европейских стран, в США золото поступало широким потоком и не было относительного ухудшения международного положения с сокращением заграничных инвестиций. Поэтому валюта США не была стабилизирована на завышенном уровне. Благодаря рационализации производства значительно выросла производительность труда в США, что позволило сократить издержки производства на единицу продукта и сохранить платежный баланс США активным, несмотря на значительный экспорт капиталов.
Однако рационализация усилила диспропорциональность развития экономики и сокращение платежеспособности населения США, тщетно стимулируемого искусственным расширением кредита, а также привела к неплатежеспособности тесно связанных с экономикой США аграрных стран Латинской Америки. Эта диспропорциональность переросла в бум промышленного производства из-за высокой концентрации спекулятивного капитала, прибывшего в 1928 г. из стабилизировавшей деньги Европы и аграрных стран Латинской Америки. Кризис неплатежеспособности разразился крахом на Нью-Йоркской фондовой бирже и вызвал громадное падение курса бумаг акционерных обществ, цен, сокращение производства и массовую безработицу.
В 1929 г. наступил небывалой глубины и продолжительности экономический кризис, результатами которого было сокращение ВНП на 46,1% в текущих ценах за 48 месяцев и валовых капитальных вложений — на 94% за 36 месяцев [65]. Разгорелся спор о роли государства в экономике. Если на фоне промышленного бума 20-х гг. жизнь в деревне была и так бедной, то после кризиса реальное бремя долгов фермеров и их налогообложение в связи с громадным падением цен на сельскохозяйственную продукцию стало невыносимым. Началось массовое бегство из деревни и пополнение выросших рядов безработных и бездомных в городе. Эти процессы особенно усилились, когда резкое падение стоимости ценных бумаг и цен стимулировали капиталистов к сохранению средств в ликвидной форме, привело кредитную сферу в состояние недвижимости.
В 1930 г. был принят высокий таможенный тариф, резко сокративший ввоз товаров в США. Президент Гувер, при котором показатель безработицы приблизился к 25%, отказался от планов государственной помощи безработным в пользу поддержки банков и стратегически важного производства. Для предоставления чрезвычайных льгот финансовым институтам и спасения их от банкротства, а также помощи в финансировании сельского хозяйства, промышленности и торговли в 1932 г. были создана Реконструктивная финансовая корпорация. Для сдерживания разорения фермеров было создано Федеральное фермерское бюро, которое стало закупать излишки сельскохозяйственной продукции. Были приняты законы, разрешившие федеральным и национальным банкам увеличить их ликвидность под обеспечение ценными бумагами федерального правительства. Однако эти меры не были увязаны в систему. Реальная экономическая ситуация в стране толкала вкладчиков на изъятие вкладов, и кризис продолжался.
Кризис в США вызвал дискуссию об идеях саморегулирующейся экономики и золотом стандарте. Большинство американских экономистов продолжало верить в автоматизм рыночной экономики. Фишер считал, что нужна девальвация доллара. Поэтому в команде Рузвельта, победившего в 1932 г. на президентских выборах, оказалось больше практиков, готовых к’ действию по реализации новой системы.
Центральной идеей «нового курса» «Рузвельта было значительное усиление государственного регулирования рыночной экономики во имя «истинной общности интересов не только различных регионов и групп населения нашей великой страны, но и между различными отраслями народного хозяйства» [71]. Так как состояние страны в результате кризиса 1929-1933 гг. было определено как угроза ее экономической безопасности, а нетрадиционный подход Рузвельта выходил за рамки Конституции, то он получил чрезвычайные полномочия для его проведения. При нем был образован Совет по национальной экономической безопасности, координировавший все мероприятия в рамках «нового курса» [51].
Причиной экономического кризиса была названа недостаточная покупательная способность. Поэтому в качестве целей «нового курса» были названы: приостановление дефляции, повышение цен для стимулирования производства, сокращение избыточного производства, достижение полной занятости для увеличения доходов населения. Оживление производства требовало наличие у предприятий необходимых финансовых средств и стимулирование роста цен. Поэтому главные меры «нового курса» касались регулирования денежного обращения с целью вызвать рост цен, по меньшей мере до уровня 1926 г.
Рузвельт приступил к исполнению своих полномочий 4 марта 1933 г., когда спад производства достиг своего дна. Для прекращения паники на денежном рынке на следующий день после избрания президента были закрыты банки и объявлен мораторий на погашение внутренних и внешних долговых обязательств государства до окончания чрезвычайных событий. Через несколько дней был издан чрезвычайный закон о банковской деятельности, согласно которому президент получил полномочия на применение чрезвычайных мер в области кредитной политики. На основании этого закона неустойчивые банки были поставлены под контроль государственных уполномоченных и в апреле 1933 г. с целью стабилизации падающих цен была проведена девальвация доллара по отношению к установленному ранее золотому паритету, а вслед за этим была отменена золотая оговорка в платежных расчетах и введен плавающий курс доллара. Был создан долларовый блок, в состав которого, кроме США, входили Канада и страны Латинской Америки [61].
После нескольких месяцев плавающего курса доллара акт о золотом резерве, принятый в январе 1934 г., установил новую цену золота на уровне 35 долл. за тройскую унцию и, таким образом, новое золотое содержание доллара, означавшее 59%-ную девальвацию доллара по отношению к его золотому содержанию в предшествующий период. Так как цена золота могла быть изменена на основе решения казначейства, то новый режим золотого стандарта означал, по сути, эластичный его характер Имевшееся в стране золото переходило в руки казначейства, которое выдавало в обмен сертификаты. Свобода чеканки золота и обмена банкнот на золото была отменена. Этот акт декретировал стабилизацию.
Стабилизация была достигнута не только за счет девальвации доллара. Были приняты законы, регулирующие практически все сферы экономической, социальной и финансовой политики. К ним относятся [51]:
- акт о регулировании сельского хозяйства, направленный на повышение цен в сельском хозяйстве. По этому акту регулировались уровни цен на некоторые товары, предоставлялись субсидии фермерам за сокращение производства; за счет налога на предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья была осуществлена консолидация фермерских долгов;
- акт об оздоровлении промышленности, по которому созданная национальная администрация по оздоровлению промышленности широко внедряла Кодексы честной конкуренции, включавшие пункты о размерах производства, распределения рынков между компаниями, регулировании величины заработной платы и размеров рабочего времени, устанавливаемых на основе согласия между предпринимателями, наемным персоналом и потребителями. Этим актом в США была введена минимальная заработная плата, установлен максимальный рабочий день в 8 часов и запрещен детский труд;
- акт о федеральной чрезвычайной помощи, по которому был образован специальный фонд помощи безработным, средства которого направлялись на ведение работ во всех инфраструктурных отраслях;
- акт об экономии, сокративший жалование государственных служащих, пенсий и льготы;
- акт о ценных бумагах, требовавший предоставления полной информации о предлагаемых к публичному размещению новых выпусков ценных бумаг. Инвесторы, понесшие убытки из-за неполной информации, имели право на возмещение потерь в судебном порядке. Закон о государственных холдинг-компаниях по коммунальному обслуживанию, принятый в 1935 г., и Закон о контрактах между держателями акций и выпускающими их компаниями от 1939 г. были направлены на регулирование рынка ценных бумаг в защиту интересов инвесторов;
- акт о ссудах владельцам жилья для обеспечения рефинансирования ипотечных закладных;
- акт о железнодорожном транспорте для упорядочивания управления этой отраслью;
- акт Гласса-Стигала, по которому была усилена централизация банковской системы, вводился государственный контроль за деятельностью банков и государственное страхование банковских депозитов, разграничивались банковские депозиты на краткосрочные и долгосрочные (инвестиционные). Право регулирования процентных ставок американского рынка ссудных капиталов было предоставлено Комитету федеральной резервной системы США по операциям на открытом рынке. Был издан запрет на выплату процентов по текущим депозитам и на инвестиционную деятельность банков-членов ФРС, а также на ведение краткосрочных банковских операций инвестиционными институтами. Причина разделения коммерческой и инвестиционной деятельности банка состояла в том, что банк мог быть одновременно кредитором корпорации и владельцем ее акций, что давало возможность банку необоснованно кредитовать корпорацию для поддержания курса ее акций в ущерб иным вкладчикам банка.
В 1935 г. актом о федеральных банках был образован совет управляющих федеральной резервной системы из семи членов, назначаемых президентом. Таким образом, федеральная резервная система стала прямым инструментом новой денежной политики казначейства. Фиксация резервов, которые банки-члены федеральной системы были обязаны держать в федеральных резервных банках, позволяла регулировать базу кредитных денег. Стабилизацию валютного курса осуществлял Фонд стабилизации валюты посредством покупки и продажи золота.
Вместо национализации банковской системы Рузвельт предпочел регулирование денег, направленное на спасение от банкротства большей части банков с помощью государственного кредитования. Для поддержания спроса и оказания финансовой помощи банковским кредитным учреждениям, промышленным трестам, транспорту, строительству, безработным и фермерам Рузвельт, следуя рекомендациям Кейнса, постоянно занимал и расходовал деньги, увеличивая при этом скорость их обращения. Главным источником финансирования стал внутренний государственный долг, финансируемый путем эмиссии высококотируемых государственных облигаций и казначейских векселей. Государственный долг США составлял тогда менее 8% национального богатства, а в Великобритании — около 30% [51].
Система сохранялась неизменной в период второй мировой войны. Несмотря на то что уровень цен к концу войны увеличился в 2 раза и доллар обесценился по отношению к другим товарам, золото сохраняло свою «политическую» цену — 35 долл. за тройскую унцию [48].
Резюме
- В отличие от Англии, активизировавшей проведение операций на «открытом рынке» в 30-х г., в США операции на «открытом рынке» широко использовать после принятия акта о федеральном резерве в 1913 году. Однако более либеральные принципы деятельности банковской системы США и кредитная экспансия, обусловленная значительным притоком золота в США, в особенности после обесценения фунта стерлингов, не смогли противостоять циклическому развитию экономического кризиса. Корни великого кризиса в США были иными, чем в Англии. Потому и причины отказа от золотого стандарта были иными.
- Благодаря рационализации производства значительно выросла производительность труда в США, что позволило сохранять активным платежный баланс США, несмотря на значительный экспорт капиталов. Однако рационализация усилила диспропорциональность развития экономики и сокращение платежеспособности населения США, а также связанных с экономикой США аграрных стран Латинской Америки.
- В 1929 г. разразился небывалой глубины и продолжительности экономический кризис, приведший к огромной безработице и недвижимости кредитной сферы. Меры, принятые президентом Гувером, не были увязаны в систему и кризис продолжался.
- Центральной идеей «нового курса« Рузвельта, победившего в 1932 г. на президентских выборах, было значительное усиление государственного регулирования рыночной экономики. При нем был образован Совет по национальной экономической безопасности, координировавший все мероприятия в рамках «нового курса». Причиной экономического кризиса была названа недостаточная покупательная способность. Поэтому целью «нового курса» были повышение цен, сокращение избыточного производства и достижение полной занятости. Главными мерами явились меры по регулированию денежного обращения с целью вызвать рост цен.
- Был объявлен мораторий на погашение долговых обязательств государства до окончания чрезвычайных событий и принят закон о чрезвычайных полномочиях президента в области кредитной политики. Был создан долларовый блок. После девальвации доллара был введен плавающий курс, а затем законом установлена новая цена золота на уровне 35 долл. за тройскую унцию, что означало эластичный характер золотого стандарта. Были приняты законы, регулирующие практически все сферы экономической, социальной и финансовой политики. Следуя рекомендациям Кейнса, главным источником финансовой помощи экономике стало государственное кредитование, финансируемое за счет внутреннего государственного долга, покрытием которого являлась эмиссия высококотируемых государственных облигаций и казначейских векселей. Система сохранялась неизменной и в период второй мировой войны.