Меркантилизм как концепция экономической политики на примере Англии, Франции и России

При том значении, которое приобрели деньги в международной торговле и крупном производстве, всеобщее стремление к приобретению драгоценных металлов становится и государственным стремлением. Под богатством понимали деньги (золото), а под богатыми государствами те из них, которые накопили большое количество денег. Такое представление о богатом государстве легло в основу экономической политики, господствовавшей в Европе с XVI в. до второй половины XVIII в. и получившей название «меркантилизм». В его появлении большую роль сыграла философия эпохи Возрождения, которая, сыграв прогрессивную роль в идейном развитии человечества, подготовила теорию естественного права (Гроций, Гассенди, Гоббс, Локк, Хатчесон), выводящую право из сущности человеческой природы и глубоких потребностей общества.

 

Период первоначального накопления капитала (XV-XVIII вв.), сопровождаемый созданием централизованных национальных государств с сильной королевской властью, поставил серьезную задачу финансового управления — изыскание источников доходов для обеспечения растущих расходов государства, с помощью которых государство могло бы обеспечить народу материальное благополучие — «курицу в горшке». По сути меркантилисты первыми выдвинули важнейшую проблему экономической науки рационального хозяйствования, в котором «каждый, объединяясь со всеми, повиновался бы только самому себе и оставался бы так же свободен, как раньше» [18, С.18].

Меркантилист Антуан Монкретьен сэр де Ваттевиль впервые ввел термин «политическая экономия» в «Трактате политической экономии», который вышел в 1615 г. [1]. В отличие от Ксенофонта, занимавшегося изучением правил домоводства, все помыслы Монкретьена были направлены на процветание государства как национальной общности. Поэтому перед словом «экономия» он ставит политическая, понимая под новой наукой экономику национальных государств, управляемых монархами.

Меркантилизм не представляет собой целостной экономической теории, так как его теоретики не рассматривали производительный труд как источник богатства, а интересы потребителей — как движущий лейтмотив производства. Они признавали главной целью государства — накопление денег, а главным средством для этого — торговлю, главным образом внешнюю и транзитную, так как, по их мнению, внутренняя торговля, в которой результат переходит из рук в руки, не обогащает страны.

На первом этапе (XVI в.) рекомендации меркантилизма носили примитивный характер, представляя собой систему денежного баланса или монетарную систему. Считая, что золото и серебро являются главными из богатств, иностранных купцов заставляли расходовать выручку на месте, золото и серебро запрещалось вывозить за границу. Из теоретиков данной системы самым видным считается Вильям Стаффорд.

Так как при развитии международного обмена не выпускать деньги из страны было затруднительно, то догм системы денежного баланса не мог долго господствовать, что способствовало появлению системы торгового баланса, рекомендующей более гибкую экономическую политику, заключающуюся в развитии производства экспорта и в обеспечении превышения вывоза над ввозом.

Выгодный торговый баланс складывается, если страна вывозит товаров на большую сумму, чем ввозит. И наоборот, торговый баланс становится невыгодным при обратном соотношении ввоза и вывоза. Таким образом, желательность вывоза или ввоза определялась различиями в ценах. Выгодней вывозить более дорогие фабрикаты и ввозить более дешевое сырье. Поэтому обрабатывающая промышленность должна пользоваться большим покровительством правительства, нежели добывающая (кроме добывания золота и серебра), которую нужно развивать лишь в той мере, в которой она необходима для переработки продуктов.

Важнейшим теоретиком данной системы был Томас Ман.

Меркантилизм как направление в экономической теории господствовал до конца XVIII в. Теорию меркантилизма, начиная с XVI в. успешно разрабатывали итальянские экономисты, у которых первостепенное значение имела проблема денег и их обмена между мелкими государствами. Крупнейшими их представителями Антонио Серра (XVII в.) и Антонио Геневеза (XVIII в.) исследованы функции денег и кредита [75, Т.37, С. 126]. В Германии меркантилизм в форме камералистики был официальной экономической доктриной до конца XIX в.

В поиске ответов на вопросы о причинах роста богатства в одной стране быстрей, чем в других, о способах организации экономики в масштабе предприятия и государства меркантилизм сформулировал следующие принципы:

— чем больше людей трудится в государстве, тем лучше положение населения страны;

  • вывоз обработанных изделий дает больше выгоды, чем сырых;
  • только планомерное вмешательство государства обеспечивает выгодную для него торговлю;
  • наибольшие выгоды от торговли получают те государства, которые могут использовать политическое могущество над другими государствами;
  • выгодная торговля усиливает политическое могущество государства.
  • тарифная политика (политика протекционизма), регулирующая внешнюю торговлю в интересах поощрения выгодных отраслей отечественного производства, посредством пошлин на ввоз и премий за вывоз;
  • привилегии отечественным торговым компаниям, предпринимателям и рабочим посредством налоговых льгот и дотаций, государственных закупок для армии и флота и организация монополий для обеспечения роста цен торгуемых изделий;
  • колониальная политика, позволяющая метрополии увеличивать рынки, куда она могла сбывать готовые фабрикаты и получать оттуда сырье;

— регулирование заработной платы и цен на продукты питании для защиты бедных слоев населения;

— защита мелкого производства от нарождающегося крупного.

Два последних инструмента рекомендовались для поддержки стабильности государства в условиях поощрения избранных отраслей.

Таким образом, фискальный характер таможенных сборов сменился покровительством обрабатывающей промышленности со стороны государства. Руководящим началом меркантилизма становится протекционизм, который уже представляет собой учение, систему мероприятий, направленных на охрану национальной промышленности от иностранных конкурентов для ускорения производительности национального труда.

Ускоренное капиталистическое развитие зависело от государственного вмешательства в экономику, содействовавшего накоплению капитала. Это отрицательно сказалось на благосостоянии крестьян и тех, кто жил кустарным и цеховым производством. Недовольство из-за усиления покровительства промышленности, и в особенности отраслей, работающих на вывоз, в ущерб другим слоям общества проявилось в учении физиократов.

История XVII-XIX вв. подтверждает тяготение меркантилизма к применению вооруженной силы в случаях, когда какое-либо государство пытается ограничить ввоз при помощи высоких пошлин или запретов.

Наиболее яркими примерами применения меркантилизма являются Англия и Франция.

Англия, у которой не было собственных золотых и серебряных рудников, включая ее колонии, могла рассчитывать на добычу золота только при помощи торговли. Так, еще при Ричарде II (конец XIV в.) купцы лондонского Сити на вопрос короля о средствах поднятия благосостояния страны отвечали о необходимости продавать больше, чем покупать, добывать побольше денег и не выпускать их из страны [75, Т.37, С.124].

Экономическая политика, направленная на поощрение национальной промышленности, широко проводилась при Елизавете I, сделавшей Англию мировой державой с мощным флотом и обширной торговлей. Главным образом, ограничивался или прямо запрещался вывоз отечественного сырья и привоз иностранных изделий. Применялась система денежного баланса, регулировались заработная плата и цены.

Для накопления денег на материке устанавливались складочные пункты, при которых учреждались особые корпорации, следившие, чтобы деньги, уплачиваемые за товары, ввозились в Англию. Англия, как и большинство государств, обладала испорченной монетой, ценность которой была ниже номинальной. Международная торговля устанавливала курс, соответствующий ее действительной ценности. Так как английская монета обесценивалась, то во избежание потерь на курсе каждый иностранец обязан был производить все платежи в Англии только английской монетой, что обязывало его менять всю сумму наличных иностранных денег на английские. Утайка иностранной монеты строго наказывалась.

Менялы сами произвольно оценивали представляемые им для размена иностранные монеты, которые затем переплавлялись на английские. Иностранцы должны были истратить все деньги в Англии, не имели права на вывоз денег из Англии. Для обеспечения контроля к каждому иностранцу прикреплялся надсмотрщик. Со временем на основе деятельности привилегированной торговой Ост-Индийской компании было понято, что эти меры задерживают развитие сбыта английских товаров.

После смерти Елизаветы I в 1603 г. Иаков I Стюарт не мог править как абсолютный монарх, так как деньги были у парламента и у лондонских купцов. Возникшие в начале XVII в. финансовые и торговые трудности заставили короля образовать специальную государственную комиссию из экспертов Сити, куда вошел Томас Ман [1]. Вывоз денег из страны был разрешен, но при условии организации меновых процессов таким образом, что деньги вернутся в страну в большем количестве. Центр тяжести государственного вмешательства в экономику был перенесен с задерживания денег в стране на расширение выгодной международной торговли с использованием тарифной политики. Вывоз сырья (особенно шерсти) был запрещен, а вывоз готовых изделий поощрялся государственными субсидиями. Англия захватывала все новые колонии, ограничивая доступ иностранных промышленных товаров высокими ввозными пошлинами.

Система торгового баланса получила свое выражение после английской буржуазной революции в Навигационном акте Кромвеля, принятом парламентом в 1651 г. и действовавшем до 1849 г. Согласно этому акту, направленному против Голландии в интересах английской буржуазии, товары из Азии, Африки и Америки разрешалось ввозить в Англию и ее владения только на английских кораблях. Другим замечательным актом протекционистского характера явился акт о выдаче премий на экспорт хлеба и солода. Со второй половины XVII века в роли наиболее могущественной державы — метрополии — утвердилась Англия, победившая в войнах 1652-1654, 1665-1667 и 1672-1674 гг. за обладание колониями Нидерланды.

Идеи системы торгового баланса, направленные на ускорение развития промышленности и торговли в интересах национальной буржуазии, были развиты в Англии при централизации банковского дела.

В начале XVII в. лондонские золотых дел мастера вопреки запрещению стали производить банковские операции, выдавая своим вкладчикам свидетельства. Постепенно доверие к ним увеличивалось и вклады, передаваемые им на хранение, значительно выросли, вследствие чего они стали ссужать королей. Несмотря на затруднительное положение из-за королевских займов, банкирские предприятия продолжали развиваться, но не могли удовлетворить всю потребность в кредите со стороны промышленников для своих предприятий, купцов для заморской торговли и правительства для колониальных войн.

В конце XVII в. появился ряд проектов об объединении банковского дела и создании публичного банка Англии. Верх одержал проект Вильяма Петерсона [75, Т.4].

Если у Венецианского и Амстердамского банков на первый план ставились разменно-вкладные операции, облегчающие капиталистам платежную операцию, превращая вклады в деньгах в учетные деньги на сумму, равную стоимости вкладов, то в английском проекте был выдвинут новый принцип организации банков, согласно которому главной функцией банка стала кредитная функция. При простой замене денег расходы по изготовлению и хранению денег оплачивались потребителем и банк не получал прибыли. Теперь основной задачей банка становится создание в ходе кредитных операций новых платежные средств для лиц, вовсе не имеющих их, а прибыль становится движущим мотивом деятельности банков.

Согласно проекту Петерсона, банки эмитируют билеты в ходе кредитных операций: учет векселей, ссуда под обеспечение товарами или государственными ценными бумагами. Банк приобретает ценные бумаги (в том числе государственные бумаги, особенно векселя казначейства), так как он на этом зарабатывает проценты и дивиденды.

Исходя из скрываемого от всех факта, что в Амстердамском банке находилась в наличности 1 /4 вверенных вкладов и, следовательно, платежи проводились чеками на «фиктивные вклады», Петерсон приходит к выводу, что не требуется полного покрытия звонкой монетой всех обязательств, выпускаемых банков. Если ранее за складчины капиталов в ссуду правительству (Венеция, Генуя) отдавали в управление статьи государственных доходов, то теперь государство должно уплатить банку долг и проценты. Основной капитал банка предоставляется в распоряжение правительства, т.е. помещается в государственных ценных бумагах, служащих обеспечением и эквивалентом кредитных операций банка. Количество банковских билетов, выпускаемых в ходе кредитных операций банка, должно было быть обеспечено суммой складочного капитала банка и государственных ценных бумаг. Петерсон не считал возможным предоставлять банку полную свободу в выпуске кредитных банковских билетов, в качестве необходимых условий солидности денег рассматривал разменность билетов по востребованию.

В 1694 г. английское правительство, находясь в затруднительном положении, воспользовалось проектом Петерсона и издало закон об учреждении Английского банка, который обязывался представить в распоряжение правительства сумму 1,2 млн. фунтов стерлингов, собранную подпиской на акции, и что пассив банка не должен превышать эту сумму долга правительства. Банк мог выпустить банковских билетов выше этой суммы только с разрешения парламента и под определенным парламентским обеспечением.

Обществу выдается концессия (договор) с парламентом. Правление банка действует в рамках парламентских законов. Во время действия концессии складочный капитал банка остается в руках правительства, которое платило за него 8% годовых. Банку разрешили торговать векселями, золотом и серебром в слитках, но запретили торговать другими товарами, за исключением оставшихся как залог под ссуды. Чистая прибыль распределялась собранием акционеров. Банку была предоставлена привилегия, что на время концессии никакой другой корпорации не разрешается вести банковские операции.

В первое время с банком враждовали золотых дел мастера. Английский банк был вынужден сократить выпуски своих билетов, так как при малейшем кризисе мастера предъявляли билеты к размену на значительные суммы. Развивая выпускные операции постепенно и с большой осторожностью, банк вышел победителем и, кроме имеющейся привилегии, добился запрещения всякому товариществу в количестве более 6 лиц заниматься банковскими делами.

Своеобразное развитие из-за близости к населению сельских округов получил Шотландский банк. В конце XVII в. в Англии и Шотландии насчитывалось 140 акционерных компаний, общий капитал которых составлял 4 млн. 250 тыс. фунтов стерлингов.

С ростом экономического могущества Англии увеличивался государственный долг, в обиход вошли ценные бумаги и биржа.

К концу XVII в. Англия стала первой морской и торговой империей с колониями во многих концах света, самой развитой буржуазной страной, купцы которой монопольно захватили работорговлю. В Англии сложилась современная парламентарная монархия, где король царствует, но не правит; две партии: тори — консервативная партия землевладельцев и виги — либеральная партия буржуазии, сменяющие друг друга у власти; неслыханная тогда в Европе свобода личности, печати и слова. Политическая борьба потеряла религиозную окраску, и Англия стала «островом с сотней религий» [1, С. 116].

В основе этих процессов лежали изменения в экономике под воздействием меркантильной политики. В конце XVIII в., когда Англия из земледельческой страны превратилась в промышленную, меркантильная политика постепенно смягчилась под давлением экономических и политических условий.

Во Франции меркантилизм получил широкое применение во второй половине XVII в. при министре Людовика XIV Кольбере. Внедренная им система мер получила название «кольбертизм».

Кольбер, следуя системе активного торгового баланса, добивался увеличения государственных доходов, в первую очередь за счет поощрения обрабатывающей промышленности ссудами, субсидиями, привилегиями, монополиями; развития вывоза продуктов и сокращения ввоза из-за границы готовых продуктов. Он учредил торговую палату для контроля за положением в торговле, заключал торговые договоры о беспошлинном ввозе французских товаров в Россию и Швецию, ввел пошлины на корабли, входившие во французские порты и выдавал премии французским судостроителям, способствовал развитию транспорта, созданию торговых компаний, завоеванию колоний и направлению в них экономической деятельности в интересах французской обрабатывающей промышленности.

Для увеличения дешевых рабочих рук правительство поощряло ранние браки и ввело систему мер по регулированию хлебной торговли с целью удешевления хлеба. Производство было подчинено строжайшей регламентации. Отступление от кодекса сурово наказывалось.

При Кольбере правительство сделалось предпринимателем, создав известную гобеленовскую мануфактуру и огромный зеркальный завод. По отношению к интересам потребителей государство ведет себя как частный хозяин, создавая для индустрии монополию и, в отличие от Англии, применяет меры по удешевлению труда.

В результате мер Кольбера во Франции было создано крупное капиталистическое производство, достигшее высокой степени развития, но за это была заплачена высокая цена: мелкое производство разорялось; искусственное снижение цен на продукты земледелия привело к забрасыванию земель и к нищенству одной десятой населения Франции в конце XVII и в начале XVIII века; введенные во Франции запретительные тарифы на вывоз продуктов тяжело отразились на регионах, где они производились, и это привело к тарифной войне с Голландией и Англией, уничтожившей прежний свободный международный обмен.

Военные расходы потребовали огромных средств. В бюджете снова появился дефицит, потребовавший огромных новых займов. Нивегенский мир заставил Кольбера вернуться к старым тарифам. Тем самым были утеряны все финансовые успехи Кольбера. В конце царствования Людовика XIV финансы Франции из-за войн и расточительности двора пришли в полное расстройство. Народ был не в состоянии нести бремя налогов. Начался следующий эксперимент во Франции под названием «системы Джона Ло» (1716-1720 гг.), базировавшийся на идеях старой английской системы денежного баланса и впервые познакомивший Европу с бумажно-денежным хозяйством [75, Т.4].

Джон Ло ставил задачу обогащения страны путем увеличения банком количества денежных знаков в форме кредитных бумаг. Заставив поверить в его систему, которая покроет государственные расходы и умножит в стране производительные силы, он получил патент от регента Филиппа Орлеанского на устройство акционерного банка с теми же операциями, что и у Английского банка: выпуск банковских билетов, учет векселей, прием частных вкладов и производство трансфертов. Банк обязан был разменивать свои банкноты на экю того же веса, какие находились в момент открытия банка, т.е. банк создавал постоянную банковскую единицу счета. Директором был назначен Ло, а важнейшие вопросы решались на собрании акционеров.

Понизив вексельный дисконт сначала до 6%, а затем до 4% (частный дисконт доходил до 40%), он открыл широкий кредит для частной предприимчивости и приобрел общее доверие, выдав акционерам дивиденд в размере 7%. Затем Ло распространил спекулятивную деятельность, открыв Западную компанию для эксплуатации французских североамериканских колоний, и присоединил к ней Гвинейскую и Остиндийскую компании. Последняя, забрав в свои руки почти всю заморскую торговлю с Америкой, Африкой и Азией, приобрела монополию на продажу табака, чеканки монеты и взяла на откуп часть государственного долга, обеспечивая в первое время высокий дивиденд.

Джон Ло стал производить грандиозные выпуски акций. Чтобы поднять курс старых акций, было установлено выдавать новые лишь по предъявлении 4 старых. Так появились акции «маменьки», чтобы получить акции «доченек». Через неделю появились акции «внучки», для получения которых требовалось предъявить 4 «маменьки» и 1 «дочку». В результате невиданная спекулятивная и биржевая горячка охватила все слои Франции и иностранцев. Цена акций росла с поражающей быстротой, и в несколько часов многие нажили баснословные богатства. Параллельно с выпуском акций шел и выпуск банковских билетов, принимаемых в уплату за акции.

Однако разочарование в магической силе ценности бумажных денег наступило быстро. Так как доход компании был невелик по сравнению с общей курсовой стоимостью всех акций, то дивиденд по ним оказался ничтожным. В течение нескольких недель курс акций понизился и продолжал безостановочно падать, а вместе с этим рос излишек банковских билетов. Их владельцы стали стремиться купить на них недвижимость и товары, вследствие чего цены на них стали расти. В 1720 г. было запрещено под страхом конфискации держать дома звонкую наличность свыше 500 ливров, что еще некоторое время поддерживало размен билетов, так как никто не мог потребовать размена больше 500 ливров. Далее последовал указ о запрете обращения золотой и серебряной монеты. Но эти меры не смогли спасти банк от гибели к концу 1720 г.

Эксперимент Джона Ло отбил во Франции охоту прибегать к бумажным деньгам и надолго до 1776 г. задержал в ней развитие банковского дела, что определило отставание Франции в темпах промышленного подъема от Англии.

Однако аргументация Джона Ло была использована в 1751 г. Бенджамином Франклином для доказательства пользы бумажных денег, когда не хватает драгоценных металлов. Его предложения были направлены против великодержавной Англии, которая задерживала экономическое развитие американских колоний, навязывая им жесткую, ограничительную систему металлических денег. Кроме того, Франклин выступил в интересах фермеров и простых горожан против ростовщиков и купцов, желавших возвращения денег, отданных в ссуду, в звонкой монете, что вынуждало должников залезать в долговую кабалу или соглашаться на низкую заработную плату [1].

В России после смуты, вызванной недовольством бояр и антифеодальными выступлениями крестьян и казачества, и освобождения Москвы от польских интервентов Земским собором в 1613 г. был избран первый русский царь из династии Романовых — Михаил Федорович, при правлении которого значительно расширилось и укрепилось феодальное землевладение. При нем продолжаются заботы о вызове иностранцев, знающих горное дело. Постепенно расширялись потребности населения на стекло, бархат, ювелирные изделия, мыло, холст. Однако масса товаров ввозилась из-за границы, производство отечественных товаров по качеству было значительно хуже.

В царствование Алексея Михайловича начался переход к абсолютизму, выразившийся в создании Тайного совета, руководимого царем для контроля над всеми центральными учреждениями, и падении роли Боярской Думы, земских соборов и церкви в государственном управлении. В торговых уставах 1653 и 1667 гг. установлена система внешних таможенных пошлин, отразившая идеи меркантилизма. В качестве чрезвычайного источника дохода правительство использует монетную регалию, вводя в обращение легковесную монету, что вызвало рост цен всех продуктов и рост потребностей правительства в деньгах.

Взимание высокой подати с земли приводило к значительному сокрытию земельных участков, продаже земель монастырям, уходу крестьян с земли, что резко снижало ее фискальное значение. В результате налоговой реформы 1679-1681 гг. правительство переводит окладную единицу налоговой базы с сохи на двор и расширяет круг налогоплательщиков за счет людей, обслуживавших хозяйство феодала, но живших особыми дворами и имевших свое хозяйство. Для осуществления перехода с сохи на двор при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче были составлены «подворные переписные книги».

В конце XVII в. в правление Петра I началось массовое строительство военных кораблей, создание регулярной армии, строительство заводов, подготовка образованных кадров. Для развития обрабатывающей промышленности Петр I использовал инструменты меркантилизма в условиях феодального строя.

Реформы государственного управления, проведенные Петром I, привели к установлению абсолютизма, укреплению социальной опоры государства — дворянства, и создали благоприятные условия для развития промышленности и капиталистических отношений.

В интересах обрабатывающей промышленности выдавались беспроцентные капиталы из казны; учреждались льготы и привилегии предпринимателям по беспошлинному ввозу сырых материалов из-за границы и ограничивался или вовсе запрещался вывоз необходимых для отечественного производства материалов; разрешалось продавать изделия для облегчения их сбыта без уплаты внутренних таможенных пошлин и беспошлинно ввозить из-за рубежа машины и инструменты; высокими таможенными пошлинами затруднялся ввоз в Россию изделий, производившихся в ней в достаточном количестве. Иногда нераспроданный товар фабрикантов выкупался из казны.

Подъем экономической и военной мощи России осуществлялся за счет увеличений налогов, введения в 1724 г. подушной подати, рекрутских наборов, массовой мобилизации на строительные работы, приписки крестьян к заводам и выписки из-за границы опытных мастеров. Была использована монетная регалия, повлекшая за собой рост цен; изданы указы о новых регальных правах на угодья и отрасли промышленности, значительно ограничивающие право частной соственности; усилена монополизация выгодных предметов торговли на внутреннем и внешнем рынках. Во внешней торговле купцам платили лишь за комиссию, риск оплачивался казной, а доход принадлежал казне. Лишь в конце царствования Петр I уменьшил число монополий, обложив их сборами.

Преемники Петра I сохраняли основные черты государственно-хозяйственной системы, покровительствуя развитию крупной промышленности, хотя многие протекционистские меры Петра I были устранены в силу слабой развитости промышленности в России.

Из-за недостатка кредита и чрезвычайно высокого процента на него императрицей Анной Иоанновной в 1733 г. впервые предпринимается попытка создать банк. Было решено выдавать ссуды из монетной конторы под более низким процентом, и запрещалось брать что-либо под залог. Деятельность этого кредитного института была незначительной, и вскоре он был закрыт.

Елизавета Петровна отменила под влиянием купечества внутренние таможенные пошлины и учредила в 1754 г. дворянские заемные банки (в обеих столицах) и Купеческий банк. Дворянские банки выдавали землевладельческий кредит дворянам, в том числе и под залог, а Купеческий банк — торгово-промышленный кредит русским купцам под залог товаров в Санкт-Петербургском порте. Попытка улучшить обращение медных денег посредством учреждения Медного банка оказалась неудачной.

Резюме:

  • Государствам с сильной централизованной властью требуется много денег для содержания аппарата чиновников и армии. Задача нахождения источников доходов явилась причиной появления первой экономической доктрины — меркантилизма, представляющего собой систему практических рекомендаций для ее решения.
  • Меркантилизм не представляет собой целостной экономической теории, так как его теоретики не рассматривали производительный труд как источник богатства, а интересы потребителей — как движущий лейтмотив производства. Главной целью экономической политики государства считалось накопление денег, а главным инструментом ее реализации — торговля.
  • На первом этапе своего развития меркантилизм представлял собой монетарную систему, рекомендации которой ограничивались сферой обращения денег. На втором этапе он содержал идеи системы торгового баланса, ориентированного на поддержку государством обрабатывающей промышленности.
  • Идеи меркантилизма были успешно использованы в Англии, Франции и России. В первых двух странах эти идеи реализовывались в интересах первоначального накопления капитализма, в России — в интересах укрепления феодального строя, хотя при этом создавались определенные предпосылки для развития капитализма.
  • В Англии идеи торгового баланса были успешно развиты при создании государственного банка и централизации банковского дела с целью ускорения промышленного производства. Во Франции организация акционерного банка на принципах системы монетарного баланса привела к развитию спекулятивной деятельности, что и предопределило ее отставание в темпах промышленного подъема и банкового дела от Англии на 50 лет. В России банковское дело организовывалось, с одной стороны, для ускорения промышленно-торговых оборотов, с другой — для поддержки дворян. Попытка использовать банк для улучшения денежного обращения в стране оказалась неудачной.

Государствам с сильной централизованной властью требуется много денег для содержания аппарата чиновников и армии. Задача нахождения источников доходов явилась причиной появления первой экономической доктрины — меркантилизма, представляющего собой систему практических рекомендаций для ее решения.

Меркантилизм не представляет собой целостной экономической теории, так как его теоретики не рассматривали производительный труд как источник богатства, а интересы потребителей — как движущий лейтмотив производства. Главной целью экономической политики государства считалось накопление денег, а главным инструментом ее реализации — торговля.

На первом этапе своего развития меркантилизм представлял собой монетарную систему, рекомендации которой ограничивались сферой обращения денег. На втором этапе он содержал идеи системы торгового баланса, ориентированного на поддержку государством обрабатывающей промышленности.

Идеи меркантилизма были успешно использованы в Англии, Франции и России. В первых двух странах эти идеи реализовывались в интересах первоначального накопления капитализма, в России — в интересах укрепления феодального строя, хотя при этом создавались определенные предпосылки для развития капитализма.

В Англии идеи торгового баланса были успешно развиты при создании государственного банка и централизации банковского дела с целью ускорения промышленного производства. Во Франции организация акционерного банка на принципах системы монетарного баланса привела к развитию спекулятивной деятельности, что и предопределило ее отставание в темпах промышленного подъема и банкового дела от Англии на 50 лет. В России банковское дело организовывалось, с одной стороны, для ускорения промышленно-торговых оборотов, с другой — для поддержки дворян. Попытка использовать банк для улучшения денежного обращения в стране оказалась неудачной.