Ленд-лиз

В начале Второй мировой войны почти все американцы были убеждены, что их стране следует строго соблюдать нейтралитет. Бои шли в далекой Европе, а на другом берегу Атлантики продолжалась беззаботная жизнь. Однако президент США Франклин Рузвельт понял, что политика невмешательства может привести к катастрофе, а пламя войны способно преодолеть даже такое препятствие, как Атлантический океан. Чтобы потушить пожар на чужой территории, политик предложил одолжить союзникам «садовый шланг», то есть поставить им вооружение, продовольствие и технику на выгодной основе. Так появился Закон о ленд-лизе. Как Рузвельту удалось переубедить своих соотечественников? Почему он согласился помочь не только союзной Великобритании, но и враждебному прежде СССР? Сложные коллизии международной политики – в первой серии документального цикла «Ленд-лиз» В годы Второй Мировой войны европейская промышленность работала на пределе своих возможностей, но военная продукция не повышала благосостояние стран континента. А вот в США в этот период наблюдался бурный экономический рост. Объемы производства постоянно увеличивались, средняя зарплата с каждым месяцем становилась все больше, безработица сократилась практически до нуля. Многие американцы были убеждены: именно война помогла их стране преодолеть Великую Депрессию. И все благодаря правительственным заказам. Во втором фильме “Ленд-лиз” малоизвестные факты позволяют взглянуть на военные события в непривычном для многих ракурсе – экономическом. В 1942 году на вооружение советских ВВС поступил американский истребитель P-39 «Аэрокобра». У себя на родине этот самолет имел не самую лучшую репутацию, и армия США охотно отказалась от него в пользу союзников. Но опыт применения «Аэрокобры» на советско-германском фронте показал, что в умелых руках истребитель становится мощным оружием. По программе ленд-лиза в СССР поступали и другие британские и американские самолеты – истребители, бомбардировщики, даже амфибии. Некоторые из этих моделей советские летчики оценили по достоинству, некоторые получили оскорбительные прозвища вроде «англицкий утюг». Каким был вклад авиатехники союзников в победу в воздухе? Авторы фильма ищут аргументированный ответ на этот вопрос. Уже в октябре 1941 года в порты СССР стали прибывать английские танки “Матильда”. Их сразу отправляли на фронт: бронетанковые части нуждались в восполнении своих огромных потерь. Но возможности Великобритании были крайне ограничены. Советское правительство надеялось в первую очередь на США, где уже начал создаваться мощный танковый арсенал. Однако в самый сложный период войны вопреки обещаниям ни одна американская бронемашина в СССР не поступила. С чем были связаны задержки поставок? Почему американский танк “Ли” советские бойцы называли “братской могилой”? За что они любили и за что ругали знаменитый “Шерман”? В годы Второй Мировой войны огромное значение для успешного ведения боевых действий имел транспорт. Переброска войск, оперативное снабжение, быстрые темпы наступления – все это было невозможным без надежных грузовиков. В Красной Армии такие функции успешно выполнял американский «Студебеккер». Если бы не ленд-лиз, эта модель, скорее всего, не оставила бы следа в истории: военные США отказались принимать грузовик на вооружение. А вот сухогруз «Либерти», которым очень гордились американцы, наоборот проявил себя не с самой лучшей стороны. В начале Великой Отечественной войны промышленная база СССР была практически разрушена, а самые плодородные земли – оккупированы. Поставки по ленд-лизу помогли восстановить производство и накормить армию. Американскую тушенку советские бойцы наделили ироничным прозвищем «Второй фронт», а ее вкус ветераны помнят до сих пор. Многим довелось носить шинели из импортного сукна с пуговицами от чикагских производителей. Помимо продовольствия в СССР по ленд-лизу поступали: дефицитный авиационный дюралюминий, канадский бездымный порох, и такие, казалось бы, мелочи, как пружины и болты. Главными маршрутами доставки грузов по программе Ленд-лиза из США в СССР и обратно стали Дальневосточный и Тихоокеанский пути. Однако арктические караваны шли в Мурманск и Архангельск и по Атлантике, через Англию и вдоль берегов Норвегии. Не случайно Гитлер назвал Норвегию «зоной судьбы», а германский ВМФ постоянно атаковал суда с грузами Ленд-Лиза. Налаженная система охраны конвоев не позволила прервать этот жизненно важный маршрут: за годы Великой Отечественной войны арктическими конвоями было перевезено более четырех миллионов тонн грузов. В два раза больше пришло в дальневосточные порты Советского Союза. О героизме моряков разных стран, об уникальном опыте союзников во время организации конвоев и экспедиций вспоминают участники и исследователи событий. Многие эпизоды обеспечения Советского Союза по программе Ленд-лиза до сих пор освещались редко. Наряду с самыми известными – северными и тихоокеанскими маршрутами союзников – огромное значение имели Трансиранский коридор и авиаперегонная трасса Аляска-Сибирь (Алсиб). Уникальная эпопея перегона своим ходом тысяч американских бомбардировщиков и истребителей над арктическими льдами и тайгой не имела аналогов в истории. Фильм рассказывает о подвиге полярных лётчиков и водителей, гнавших грузовики через иранские пустыни, – о тех, чей вклад в Победу не менее значителен, чем у солдат, сражавшихся на передовой.