ЭТРУ́СКИ, туски, расены, тиррены (лат. Etrusci, Tusci, греч. Τυρσηνοί , Τυρρηνοί , самоназвания – Rasenna, Raṡna), древний народ, населявший в 1-м тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского п-ова (историч. обл. Этрурия, в осн. совр. Тоскана) между реками Арно и Тибр. В период своего политич. и экономич. расцвета цивилизация Э. простиралась северо-восточнее (г. Марцаботто, к югу от совр. Болоньи, порт Спина на Адриатическом м., южнее р. По) и южнее (Пренесте, Веллетри, Сатрик в обл. Лаций) этих границ. Со временем объектами этрусской колонизации стали Юж. Италия, острова Сардиния и Корсика.
Данные письм. источников об Э. отрывочны и скудны, поэтому информацию о них исследователи извлекали гл. обр. из результатов археологич. раскопок. Суть «загадки Э.» заключается в том, что происхождение, язык (см. Этрусский язык) и точное время появления этого народа в Италии остаются малоизвестными. Начиная с античности существуют разные теории об этрусском этногенезе: нордическая, восточная, автохтонная. В нач. 21 в. наиболее плодотворным представляется взгляд на этногенез Э. как на сложный процесс, в котором принимали участие местные компоненты, а также прибывшие морем с Востока, скорее всего из Малой Азии. Этот процесс, по-видимому, следует отнести к нач. 1-го тыс. до н. э. Археологич. памятники, соотносимые с Э., датируются не ранее 8 в., их связь с предшествующей культурой Вилланова – предмет дискуссий.
К старейшим городам Э. относятся: Вейи, Клузий, Перузия, Популония, Тарквинии, Вульчи, Цере. Формально городами изначально управляли цари, которых в 6 в. сменили магистраты, фактически же власть принадлежала аристократам – лукумонам, в распоряжении которых находились земли и значит. материальные средства, наряду с рабами и клиентами. В 7–6 вв. в Этрурии существовала конфедерация в составе 12 городов (Арреций, Вейи, Велатрий, Ветулония, Вольсинии, Вульчи, Клузий, Куртун, Перузия, Рузеллы, Тарквинии, Цере) с центром в Вольсинии (там находилось святилище верховного бога Э. – Вольтумны, или Вертумна). Политикой этого «двенадцатиградья» (позднее возникли ещё два – в Сев. и Ср. Италии) руководил совет лукумонов (из 12 чл. совета 1 был главным). Если один из членов конфедерации выбывал из её состава (напр., вследствие воен. разгрома), его место занимал другой город. Так, после разрушения римлянами г. Вейи (396) членом «двенадцатиградья» стала Популония. Конфедерация могла в случае необходимости выставить многочисл. пешее ополчение; лукумоны сражались на колесницах во главе собств. дружин. Располагая внушительным мор. флотом, Э. торговали со мн. странами Востока, в т. ч. с Египтом и Финикией.
Экономич. соперничество явилось осн. причиной воен. конфликтов между Э. и греч. городами Юж. Италии. В 535 Э., заключив союз с Карфагеном, после кровопролитной мор. битвы при Алалии изгнали греков с Корсики. К тому времени их власть простиралась на Лаций и Кампанию; расширялось влияние в Сев. Италии. К 616–510/509 античная традиция относит правление в Риме этрусской династии. В 6 в. могущество Э. достигло апогея. Вскоре началось ослабление этрусской мощи. Э. пришлось одновременно бороться с греками, римлянами, галлами (кельтами). Параллельно обострилась социальная борьба в этрусских городах, которые к тому же постоянно враждовали друг с другом. В 524 Э. потерпели поражение от греков в Кампании; в 510/509, согласно преданию, римляне изгнали из своего города последнего представителя этрусской династии, царя Тарквиния Гордого (см. Тарквинии). К кон. 6 в. уменьшилось влияние Э. в Лации и на севере Италии. На юге греки в 482 закрыли Мессинский прол. для этрусских кораблей, в 474 разгромили Э. близ Кум. Наступил закат этрусского мор. владычества (талассократии). К кон. 5 в. Э. потеряли Корсику и Эльбу, были вытеснены самнитами из Кампании. В 396 после 10-летней осады рим. диктатором М. Фурием Камиллом были взяты и разрушены Вейи. В 1-й пол. 4 в. Рим покорил Юж. Этрурию. Э. были побеждены римлянами в войне 296–294, в 283 потерпели от них поражение у Вадимонского оз. В 265/264 до н. э. с падением Вольсиний завершилось рим. завоевание Этрурии (и в целом Апеннинского п-ова). К началу н. э. Э. были полностью ассимилированы римлянами.
Основой хозяйства Э. были земледелие (выращивали зерновые, оливки, виноград и др.) и ремесло. Особенных успехов они добились в металлургии (медь и олово) и металлообработке. Об уровне развития ремесла у Э. свидетельствует, в частности, наличие у них ремесленных коллегий. Этрусские мастера умели изготавливать зубные коронки и протезы из слоновой кости, крепившиеся с помощью золотых мостов, овладели техникой зернения, одним из их достижений является керамика буккеро. Этрусские инженеры осушали болота, строили дороги и мосты.
В основе религ. воззрений Э. лежали культ мёртвых с человеческими жертвоприношениями и вера в существование духов и демонов. Верховным богом считался Вертумн. Следом за ним шла триада: Тиния, Уни и Менрва. Из числа остальных божеств Фуфлунс позднее отождествлён римлянами с Вакхом-Дионисом, Марис – с Марсом, Аплу – с Аполлоном, Турмс – с Гермесом и т. д. Особым авторитетом пользовалась гаруспицина – искусство гадания по печени жертвенных животных.
На развитие этрусской культуры огромное влияние оказывали сначала древние цивилизации Востока, затем – греч. мира. В свою очередь, культура Э. (наряду с греческой) существенно повлияла на формирование рим. культуры.
Архитектура и изобразительное искусство
Города Э., ставшие первыми на Апеннинском п-ове, как правило, строились в удалении от моря на высоких скалистых плато, окружались каменными стенами, в т. ч. циклопич. кладки, с фланкированной башнями аркой ворот; имелись обществ. центр, святилища, мощёные улицы, жилые кварталы с регулярным планом, водопроводы и др. сооружения. Жилая архитектура развивалась от жилища вост. типа, близкого бит-хилани, до развитого типа атриумного дома. Дворцово-культовые комплексы (регии) в Аквароссе, Мурло, Веллетри и Риме имели перистильный двор с храмом и алтарём, окружённые др. помещениями.
Храмовая типология Э. (храм с 3 целлами и глубоким портиком, с одной целлой и аулами, 3-целловый в антах, простиль, амфипростиль, периптер) распространялась и на Лаций. Комплекс древнейшего святилища состоял из ограды с одним входом, храма, алтаря и площадки для гаданий, нередко также природных фетишей (камни, источники и пр.). К сер. 6 в. для гаданий использовался глубокий портик однофасадного храма, помещавшегося у задней стены ограды священного участка на высоком подиуме с лестничным маршем, отмечавшим ось гл. входа (Пирги, Портоначчо в Вейи, Каничелла в Вольсинии). Храмы украшались живописью и скульптурой.
Э. создали собств. ордер архитектурный – тосканский ордер. Достижением инженерии стало изобретение клинчатой арки, применявшейся при строительстве мостов и гор. ворот (мост в Вульчи, ворота Вольтерры и Перусии). Использовалось терракотовое убранство кровли. В храмах и региях (в Аквароссе, Мурло и Риме) акротериальные статуи (часто ярко раскрашенные) помещались на гребне крыши, на вершине и концах фронтона (огромная квадрига Юпитера, венчавшая Капитолийский храм в Риме). Порой статуи располагались вдоль карниза (храм в Цере, кон. 6 в. до н. э.).
Для Э. характерны погребальные сооружения 2 типов: тумулос (каменное круглое в плане здание с погребальными камерами, перекрытое ложным сводом; некрополь в Черветери) и скальная или полускальная гробница с фасадом в виде колонного портика или портала (Витербо, некрополь в Пьян-ди-Мола).
Изобразит. иск-во Э. развивалось под влиянием ближневосточной и др.-греч. культур. В т. н. ориентализирующий период (8–7 вв. до н. э.) появляется монументальная скульптура из камня и терракоты, торевтика и керамика, расписанная в т. н. этрусско-коринфском стиле. В изделиях из слоновой кости и драгоценных металлов прослеживается влияние Ближнего Востока, прежде всего Сиро-Палестинского региона.
В период архаики (6 – нач. 5 вв. до н. э.) ведущим видом изобразит. иск-ва становится скульптура: монументальные рельефы и статуи из терракоты украшают фасады многочисл. храмов (Вейи), дворцов (Мурло) и даже жилых домов (Акваросса). Под влиянием греков из Коринфа развиваются центры металлургич. произ-ва (Вульчи, Вольсинии и др. города Центр. Италии; напр., бронзовая скульптура «Капитолийская волчица», 1-я четв. 5 в. до н. э., Капитолийские музеи, Рим). Особую группу составляет погребальная пластика, ставшая позднее основой для иск-ва скульптурного портрета, однако крышка «Саркофага супругов» из Черветери с терракотовыми фигурами возлежащей четы (2-я пол. 6 в. до н. э., Нац. музей этрусского иск-ва, Рим) демонстрирует обобщённые образы: раскосые миндалевидные глаза и «архаические улыбки» выдают вост.-греч. влияние. К этому времени относятся росписи гробниц «Авгуров», «Охоты и рыбной ловли» в Тарквиниях, отличающиеся динамикой композиции и эффектным силуэтным рисунком, напоминающим росписи этрусских и др.-греч. ваз.
В эпоху классики (5–4 вв. до н. э.) продолжается развитие в орбите др.-греч. иск-ва: бронзовые статуи «Химера» из Ареццо (Археологич. музей, Флоренция) и Марса из Тоди (Музеи Ватикана, Рим), крышка урны с фигурой возлежащего юноши из коллекции Кампана (Эрмитаж, С.-Петербург), терракотовый горельеф «Крылатые кони» (Археологич. музей, Тарквинии) и др. произведения отличает высокая степень худож. мастерства. Рисунки бронзовых цист из Пренесте и многочисл. зеркал, фрески из гробниц «Триклиния», «Леопардов», «Катафалка» и «Чудовища» в Тарквиниях демонстрируют высокий уровень освоения рисунка, интерес к изображению окружающей среды и пространства. Период эллинизма (3–1 вв. до н. э.) – время последнего расцвета иск-ва Э., передающего своё наследие быстроразвивающейся др.-рим. культуре; среди достижений скульптурного портрета – бронзовые голова мальчика, статуя Авла Метелла (оба – в Археологич. музее, Флоренция), бюст т. н. Брута (Капитолийские музеи, Рим).
Худож. культура Э., наряду с др.-греческой, послужила основой для италийских архитектуры и изобразит. иск-ва: так, дворцы-регии, храмы и святилища, атриумные дома и купольные гробницы, наряду с инж. сооружениями и принципами гор. планировки Э., перешли в архитектуру, а скульптурный портрет – в изобразит. иск-во Древнего Рима.