Вто­рой этап (сер. 9 – кон. 11 вв.)

Вто­рой этап (сер. 9 – кон. 11 вв.). В этот пе­ри­од про­изош­ло ут­вер­жде­ние в В. фео­да­лиз­ма и окон­чат. оформ­ле­ние ви­зант. ср.-век. мо­нар­хии. В хо­де от­вое­ва­ния зе­мель у вар­ва­ров и по­дав­ле­ния оп­по­зиц. дви­же­ний им­пе­ра­то­ры уп­ро­чи­ли пра­во сво­ей соб­ст­вен­но­сти на все зем­ли им­пе­рии, не вхо­див­шие в со­став ча­ст­ных и об­щин­ных. На час­ти гос. зе­мель соз­да­ва­лись до­ход­ные име­ния ко­ро­ны и уч­ре­ж­де­ний пра­ви­тель­ст­ва, а ос­таль­ные со­ста­ви­ли ги­гант­ский фонд, ко­то­рый им­пе­ра­тор ис­поль­зо­вал в ка­че­ст­ве мо­гу­ще­ст­вен­но­го сред­ст­ва сво­ей со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки.

Юри­дич. и со­ци­аль­ное по­ло­же­ние кре­сть­я­ни­на за­ви­се­ло от осо­бен­но­стей его зем­ле­поль­зо­ва­ния. Сво­бод­ные соб­ст­вен­ни­ки сво­их уча­ст­ков пла­ти­ли в каз­ну гл. по­зе­мель­ный на­лог, по­ми­мо др. на­ло­гов и по­вин­но­стей в поль­зу гос-ва. Стро­го со­блю­дал­ся прин­цип «со­ли­дар­ной от­вет­ст­вен­но­сти» пе­ред фис­ком за на­лог с за­бро­шен­ных уча­ст­ков со­се­дей. Об­щин­ни­ки бы­ли обя­за­ны так­же в склад­чи­ну воо­ру­жать обед­нев­ших стра­тио­тов. С прав­ле­ния Ни­ки­фо­ра I в де­рев­не стал взи­мать­ся «кап­ни­кон» («по­дым­ное»), т. е. под­вор­ная по­дать, не­за­ви­симо от иму­ще­ст­вен­но­го со­стоя­ния до­мо­хо­зя­ев. Сре­ди за­ви­си­мых кре­сть­ян ве­ду­щую роль иг­ра­ли па­ри­ки (без­зе­мель­ные кре­сть­я­не, по­лу­чив­шие от зем­ле­вла­дель­ца уча­сток с обя­за­тель­ст­вом по­се­лить­ся на зем­ле гос­по­ди­на и еже­год­но пла­тить ему рен­ту ча­стью уро­жая, день­га­ми или от­ра­бот­ка­ми на до­ме­не). В 10–11 вв. раз­мер рен­ты в В. оп­ре­де­лял обы­чай, при­рав­ни­вав­ший взно­сы па­ри­ков к аренд­ной пла­те, бо­лее чем вдвое пре­вы­шав­шей по­зе­мель­ный на­лог. По­сколь­ку гос­по­дин пе­ре­кла­ды­вал на за­ви­си­мых кре­сть­ян так­же ка­зён­ные пла­те­жи со сво­ей зем­ли, пла­те­жи па­ри­ков втрое пре­вы­ша­ли на­лог с кре­сть­ян – соб­ст­вен­ни­ков сво­их уча­ст­ков. Ко­гда же гос­по­дин по­лу­чал на­ло­го­вую льго­ту, при­сваи­вае­мый им ка­зён­ный на­лог ста­но­вил­ся, т. о., по сво­ему со­ци­аль­но­му со­дер­жа­нию (вме­сте с па­ри­че­ским взно­сом за уча­сток) ча­стью феод. рен­ты. Хо­тя па­рик юри­ди­че­ски был пол­но­прав­ным под­дан­ным им­пе­рии, ока­зав­шись в сфе­ре ча­ст­но­го пра­ва, он по­па­дал и в лич­ную за­ви­си­мость.

Бы­строе рас­про­стра­не­ние па­ри­кии на ру­бе­же 9–10 вв. ве­ло к со­кра­ще­нию на­ло­го­вых по­сту­п­ле­ний в каз­ну и к па­де­нию чис­лен­но­сти опол­че­ний; к то­му же са­ма ко­ро­на, стре­мясь обес­пе­чить тру­дом па­ри­ков собств. по­ме­стья, уви­де­ла в круп­ных зе­мель­ных соб­ст­вен­ни­ках сво­их кон­ку­рен­тов. Зи­мой 927/928, по­сле ка­та­ст­ро­фич. не­до­ро­да, им­пе­рию по­ра­зил жес­то­кий го­лод. Спа­са­ясь от ги­бе­ли, кре­сть­я­не за бес­це­нок про­да­ва­ли свои уча­ст­ки или от­да­ва­ли пра­во соб­ст­вен­но­сти на них бо­га­тым и влия­тель­ным ли­цам («ди­на­там», т. е. силь­ным), ста­но­вясь их па­ри­ка­ми.

По­ли­ти­ка пра­вив­ших в 867–1056 им­пе­ра­то­ров Ма­ке­дон­ской ди­на­стии от­ра­жа­ла ин­те­ре­сы чи­нов­ничь­ей бю­ро­кра­тии. В те­че­ние сто­ле­тия, с 920-х гг. до 1020-х гг., они из­да­ли се­рию за­ко­нов (но­велл), пы­та­ясь по­ме­шать ди­на­там за­хва­ты­вать зем­ли сель­ских об­щин. Бы­ло ут­вер­жде­но пра­во об­щин­ни­ков на пре­иму­ще­ст­вен­ную по­куп­ку зем­ли сво­их од­но­сель­чан, а за­тем и зем­ли ди­на­тов. Про­дан­ную ме­нее 30 лет на­зад кре­сть­ян­скую зем­лю без­воз­мезд­но воз­вра­ща­ли преж­не­му соб­ст­вен­ни­ку. То­гда же бы­ли вве­де­ны де­таль­но раз­ра­бо­тан­ные ин­ст­рук­ции (по­дат­ные ус­та­вы) для чи­нов­ни­ков о пра­ви­лах сбо­ра на­ло­гов и ме­то­дах за­щи­ты прав каз­ны. По­сколь­ку стра­тио­ты так­же ста­но­ви­лись па­ри­ка­ми (обыч­но стра­ти­гов), уча­ст­ки стра­тио­тов бы­ли объ­яв­ле­ны не­от­чу­ж­дае­мы­ми. Ме­нее со­стоя­тель­ных стра­тио­тов при­ну­ж­да­ли слу­жить в пе­хо­те или на фло­те. Но ста­рое фем­ное опол­че­ние при­хо­ди­ло в упа­док. Со­ци­аль­ный со­став ар­мии ме­нял­ся. Её удар­ной си­лой ста­но­ви­лась тя­же­ло­во­ору­жён­ная кон­ни­ца, на служ­бу в ко­то­рой при­вле­ка­ли мел­ких и сред­них вот­чин­ни­ков. Т. н. ма­ке­дон­ское за­ко­но­да­тель­ст­во лишь за­тор­мо­зи­ло про­цесс ос­ку­де­ния мел­ко­го кре­сть­ян­ско­го зем­ле­вла­де­ния, но не ог­ра­ди­ло его от по­гло­ще­ния круп­ной феод. соб­ст­вен­но­стью. Срав­ни­тель­но с вот­чи­на­ми в стра­нах Зап. Ев­ро­пы ви­зант. круп­ным вла­де­ни­ям был при­сущ ряд осо­бен­но­стей: они обыч­но на­мно­го ус­ту­па­ли за­пад­ным по раз­ме­рам и не со­став­ля­ли сплош­ных мас­си­вов; круп­ная зе­мель­ная соб­ст­вен­ность в В. не име­ла ие­рар­хич. струк­ту­ры; вас­саль­но-лен­ные от­но­ше­ния не по­лу­чи­ли в им­пе­рии раз­ви­тия, ие­рар­хия ог­ра­ни­чи­ва­лась лишь од­ной сту­пе­нью (им­пе­ра­тор – бе­не­фи­циа­рий); ус­лов­ные дер­жа­ния фео­да­лов от ко­ро­ны про­ис­те­ка­ли из пе­ре­да­чи им ка­зён­ных на­ло­гов, т. е. да­ро­ва­ния пра­ва на взи­ма­ние в свою поль­зу на­ло­го­вых сумм с то­го или ино­го по­дат­но­го ок­ру­га. В сер. 10 в. воз­ник осо­бый вид по­жа­ло­ва­ния – про­ния. В 11–12 вв. её жа­ло­ва­ли на срок жиз­ни (в на­гра­ду за во­ен. служ­бу) с пра­вом управ­ле­ния об­ла­стью, пла­тя­щей на­ло­ги. Да­же круп­ных фео­да­лов в В. не ос­во­бо­ж­да­ли от всех на­ло­гов, не име­ли они и пол­но­го су­деб­но­го им­му­ни­те­та: пра­во выс­шей юрис­дик­ции ос­та­ва­лось у центр. вла­сти. Вер­ный путь к от­ме­не ог­ра­ни­че­ний зем­ле­вла­дельч. (гл. обр. во­ен­ная) знать ви­де­ла в воз­ве­де­нии на пре­стол став­лен­ни­ка из сво­ей сре­ды. Суть кон­флик­та со­стоя­ла в том, ка­кая из форм экс­плуа­та­ции во­зоб­ла­да­ет: цен­тра­ли­зо­ван­ная (в ин­те­ре­сах бю­ро­кра­тии) или ча­ст­но­вла­дель­че­ская (в уго­ду во­ен. зна­ти). Борь­ба этих груп­пи­ро­вок оп­ре­де­ля­ла по­ли­тич. жизнь В. в 10–11 вв.

Сво­бод­ное ре­мес­ло и тор­гов­ля в воз­ро­ж­даю­щих­ся с сер. 9 в. круп­ных го­ро­дах бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны в кор­по­ра­ции – проф. со­об­ще­ст­ва, соз­дан­ные не на при­ну­ди­тель­ной (как позд­не­ан­тич­ные кол­ле­гии), а на доб­ро­воль­ной ос­но­ве. Ут­вер­ждён­ные эпар­хом пра­ви­ла для 22 кор­по­ра­ций сто­ли­цы бы­ли све­де­ны в 10 в. в сб. «Кни­га эпар­ха» (пред­пи­сы­ва­лись объ­ё­мы про­из­вод­ст­ва, за­па­сы сы­рья, вре­мя тор­гов­ли, нор­мы при­бы­ли). Не­смот­ря на ряд ог­ра­ни­че­ний, ре­мес­ло и тор­гов­ля в В. про­цве­та­ли. Ожи­ви­лись и внеш­ние тор­го­вые свя­зи. Круп­ней­шим тор­го­вым цен­тром все­го ев­роп. Сред­не­ве­ко­вья ос­та­вал­ся Кон­стан­ти­но­поль. Боль­шую роль в тор­гов­ле иг­ра­ли Фес­са­ло­ни­ки. В пе­ри­од прав­ле­ния Ма­ке­дон­ской ди­на­стии шло ук­ре­п­ле­ние центр. вла­сти. К нач. 10 в. чис­ло центр. ве­домств дос­тиг­ло 60. Ог­ром­ное зна­че­ние со­хра­ня­ли ве­дом­ст­ва на­ло­гов, цар­ских иму­ществ и внеш­них сно­ше­ний. Силь­ным сред­ст­вом по­ли­ти­ки в ру­ках им­пе­ра­то­ров бы­ло по­жа­ло­ва­ние по­чёт­ных ти­ту­лов. Синк­лит иг­рал серь­ёз­ную роль лишь во вре­мя мя­те­жей и при ма­ло­лет­них им­пе­ра­то­рах. С 1030-х гг. мя­те­жи пол­ко­вод­цев уча­сти­лись. В болг., серб. и груз. фе­мах, вхо­див­ших ра­нее в са­мо­сто­ят. гос-ва, уси­ли­ва­лась борь­ба за не­за­ви­си­мость, уг­ро­жав­шая един­ст­ву стра­ны.

“Обращение болгар к византийскому императору Михаилу III с просьбой о крещении. Крещение болгар”. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец 15 в. Библиотека Российской академии наук (С.-Петербург)….
«Кирилл и Мефодий переводят церковные книги на славянский язык». Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец 15 в. Библиотека Российской академии наук (С.-Петербург).

Глав­ны­ми вра­га­ми В. в 9–11 вв. ос­та­ва­лись бол­га­ры и ара­бы. В 860–890-х гг. В. стре­ми­лась обес­пе­чить мир на сев. гра­ни­цах, ак­тив­но за­ни­ма­ясь хри­стиа­ни­за­ци­ей языч. на­ро­дов. Был ор­га­ни­зо­ван ряд цер­ков­ных мис­сий (в 860–861 в Ха­за­рию, в 863 в Ве­ли­кую Мо­ра­вию, за­тем на Русь, в Бол­га­рию и в серб. зем­ли). В 865–866 Бол­га­рия при­ня­ла кре­ще­ние от В. Про­тес­ты пап­ст­ва, пре­тен­до­вав­ше­го здесь на свою цер­ков­ную су­пре­ма­тию, бы­ли от­верг­ну­ты. В 870-х гг. бы­ли кре­ще­ны сер­бы. Мис­сии в Ха­за­рию и Мо­ра­вию воз­глав­ля­ли цер­ков­ные и куль­тур­ные дея­те­ли В., род­ные бра­тья из Фес­са­ло­ник Кон­стан­тин (в мо­на­ше­ст­ве Ки­рилл) и Ме­фо­дий (см. Ки­рилл и Ме­фо­дий). В Мо­ра­вию они при­бы­ли с изо­бре­тён­ной ими слав. гра­мо­той и пе­ре­во­да­ми бо­го­слу­жеб­ных книг. Че­рез 20 лет уче­ни­ки про­све­ти­те­лей при­нес­ли слав. аз­бу­ку и в Бол­га­рию. Так бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло письм. куль­ту­ре юж. и вост. сла­вян.

«Взятие Алеппо войсками Никифора II Фоки». Миниатюра из Мадридской рукописи Хроники Иоанна Скилицы. Палермо (Сицилия). 1150–75. Национальная библиотека (Мадрид).

На ру­бе­же 9–10 вв., по­сле ря­да во­ен. ус­пе­хов ос­но­ва­те­ля Ма­ке­дон­ской ди­на­стии Ва­си­лия I Ма­ке­до­ня­ни­на, си­туа­ция рез­ко из­ме­ни­лась. Царь Бол­га­рии Си­ме­он, при­няв ти­тул «ва­си­лев­са бол­гар и ро­ме­ев», пре­тен­до­вал на трон В., ве­дя с ней упор­ные вой­ны. Ара­бы ов­ладе­ли поч­ти всей Си­ци­ли­ей, уг­ро­жа­ли Юж. Ита­лии, за­хва­ти­ли Кипр и Крит. В 904 они раз­гра­би­ли Фес­са­ло­ни­ки. По­ло­же­ние В. улуч­ши­лось лишь в сер. 10 в. В Бол­га­рии на­ча­лись сму­ты. Рас­пал­ся Араб­ский ха­ли­фат. Имп. Ни­ки­фор II Фо­ка, ре­фор­ми­ро­вав ар­мию, су­мел от­вое­вать Сев. Ме­со­по­та­мию, зна­чит. часть Си­рии, Крит и Кипр, ут­вер­дить своё влия­ние в Ар­ме­нии и Гру­зии. По­бе­ды Ио­ан­на I Ци­мис­хия уп­ро­чи­ли по­ло­жение. Ва­си­лий II Бол­га­ро­бой­ца на­чал вой­ны за под­чи­не­ние Бол­га­рии. В 1018 Бол­га­рия бы­ла за­воё­ва­на, а сер­бы и хор­ва­ты при­зна­ли за­ви­си­мость от им­пе­рии.

На­сту­пив­ший с 1030-х гг. упа­док центр. вла­сти и во­ен. сил был свя­зан с раз­до­ра­ми в пра­вя­щих кру­гах и ди­на­стич. кри­зи­сом, на­чав­шим­ся пос­ле смер­ти (1025) без­дет­но­го Ва­си­лия II Бол­га­ро­бой­цы. Боль­шие по­бо­ры с го­ро­жан и пор­ча мо­не­ты влек­ли спад ре­мё­сел и тор­гов­ли. Вос­ста­ва­ли жи­те­ли го­ро­дов на тор­го­вых пу­тях, тре­буя сни­же­ния на­ло­гов и тор­го­вых по­шлин. Круп­ней­шим бы­ло вос­ста­ние в сто­ли­це в апр. 1042. Вос­став­шие за­хва­ти­ли часть двор­ца и со­жгли на­ло­го­вые спи­ски. С по­след­ней четв. 10 в. во­ен. знать уси­ли­ла борь­бу за пре­стол. В 1030–80-х гг. сме­ни­лось 10 им­пе­ра­то­ров, из ко­то­рых 6 бы­ли низ­ло­же­ны. Им­пе­ра­то­ры соз­на­тель­но ос­лаб­ля­ли ар­мию и за­ме­ня­ли пол­ко­вод­цев гражд. вель­мо­жа­ми, что не за­мед­ли­ло дать ре­зуль­та­ты: на вос­то­ке им­пе­рию тес­ни­ли тур­ки-сель­джу­ки, на Бал­ка­нах – вторг­шие­ся из При­чер­но­мо­рья пе­че­не­ги. Поч­ти не­за­мет­ным на этом фо­не ока­за­лось со­бы­тие, имев­шее серь­ёз­ные по­след­ст­вия для ви­зант. и ми­ро­вой ис­то­рии. Ле­том 1054 в об­ста­нов­ке уси­ли­вав­ших­ся рас­прей ме­ж­ду при­вер­жен­ца­ми зап. и вост. об­ря­да в Юж. Ита­лии в сто­ли­цу В. при­бы­ли по­слы (ле­га­ты) па­пы. Ост­рые де­ба­ты ме­ж­ду ле­га­та­ми и пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­по­ля по во­про­сам дог­ма­ти­ки и о пре­де­лах су­пре­ма­тии за­вер­ши­лись вза­им­ным пре­да­ни­ем сто­ро­на­ми ана­фе­ме друг дру­га. Про­изош­ло раз­де­ле­ние церк­вей (схиз­ма).

В 1071 сель­джу­ки раз­би­ли ар­мию В. при Ман­ци­кер­те (в Ар­ме­нии). Имп. Ро­ман IV Дио­ген по­пал в плен. Сель­джу­ки ов­ла­де­ли поч­ти всей Ар­ме­ни­ей и Ма­лой Ази­ей, ос­но­вав на зем­ле В., в цен­тре по­лу­ост­ро­ва, своё гос-во – Ико­ний­ский сул­та­нат. В том же 1071 нор­ман­ны взя­ли по­след­ний при­над­ле­жав­ший им­пе­рии в Ита­лии го­род Ба­ри (в Апу­лии).

“Погружение в море патриархом Фотием и императором Михаилом III ризы Пресвятой Богородицы во время осады русами Константинополя”. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец 15 в. Библиотека Российск…

С древ­ни­ми ру­са­ми ви­зан­тий­цы стал­ки­ва­лись уже на ру­бе­же 8–9 вв.: ру­сы на­па­да­ли на вла­де­ния В. в Кры­му (Хер­сон) и на юж. по­бе­ре­жье Чёр­но­го м. В 860 ру­сы оса­ди­ли Кон­стан­ти­но­поль, опус­то­шив его ок­ре­ст­но­сти. Столк­но­ве­ние за­вер­ши­лось до­го­во­ром. Часть знат­ной вер­хуш­ки Ру­си кре­сти­лась (как ока­за­лось, фор­маль­но, не­на­дол­го; кре­ще­ние же Ру­си про­изош­ло в 988/989). Ле­том 907 вой­ска ру­сов сно­ва поя­ви­лись на Бос­фо­ре, при­быв час­тич­но мо­рем, час­тич­но по су­ше. В. по­шла на боль­шие ус­туп­ки. По до­го­во­рам 907/911 ру­сы по­лу­чи­ли пра­во бес­по­шлин­ной тор­гов­ли в Кон­стан­ти­но­по­ле. В. обя­за­лась бес­плат­но со­дер­жать и раз­ме­щать в сто­ли­це по­слов и куп­цов Ру­си, при­бы­вав­ших ка­ж­дое ле­то по «пу­ти из ва­ряг в гре­ки». Глав­ны­ми то­ва­ра­ми ру­сов бы­ли ме­ха и ра­бы, а осо­бым спро­сом у них поль­зо­вал­ся шёлк. Вы­год­ны­ми для ру­сов бы­ли и ус­ло­вия их во­ен. служ­бы в ка­че­ст­ве со­юз­ни­ков В. Они со­вер­ши­ли ещё неск. по­хо­дов на В., за­щи­щая свои тор­го­вые ин­те­ре­сы (941, 968–971, 1043). Втя­ну­тый им­пе­ри­ей в 967 в её вой­ну с Бол­га­ри­ей, кн. Свя­то­слав Иго­ре­вич пы­тал­ся за­кре­пить­ся на Бал­ка­нах, но по­тер­пел по­ра­же­ние от войск В. в 971. В 987, соз­на­вая не­воз­мож­ность одо­леть мя­теж­но­го пол­ко­вод­ца Вар­ду Фо­ку, Ва­си­лий II по­про­сил о сроч­ной по­мо­щи кн. Вла­ди­ми­ра. Князь по­ста­вил ус­ло­вие – вы­дать за не­го за­муж се­ст­ру им­пе­ра­то­ра ца­рев­ну Ан­ну. Ус­ло­вие бы­ло при­ня­то, а Вла­ди­мир обя­зал­ся при­нять хри­сти­ан­ст­во до бра­ко­со­че­та­ния. От­ряд ру­сов раз­гро­мил узур­па­то­ра, но Ва­си­лий II не спе­шил от­прав­лять Ан­ну на Русь. Вла­ди­мир взял ви­зант. г. Хер­сон в Кры­му, по­бу­див им­пе­ра­то­ра вы­полнить до­го­вор.

«Крещение Владимира». Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец 15 в. Библиотека Российской академии наук (С.-Петербург).

Князь при­нял кре­ще­ние, и брак со­сто­ял­ся; Хер­сон был воз­вра­щён В. 6-ты­сяч­ный от­ряд ру­сов ос­тал­ся на служ­бе в им­пе­рии. В 988/989 с кре­ще­ния ки­ев­лян на­ча­лась хри­стиа­ни­за­ция Ру­си. Ши­ро­кий дос­туп на Русь хри­сти­ан­ской куль­ту­ре был от­крыт. На Русь про­ни­ка­ла не толь­ко греч., но и слав. гра­мо­та. Боль­шую роль в этом сыг­ра­ла Бол­га­рия, где слав. пись­мен­ность бы­ла ос­вое­на сто­ле­ти­ем рань­ше. Уже в нач. 11 в. на Афо­не поя­ви­лись рус. мо­на­хи, а в 12 в. был ос­но­ван рус. Пан­те­леи­мо­нов мо­на­стырь, став­ший важ­ным цен­тром рус.-ви­зант. куль­тур­ных свя­зей. Ре­гу­ляр­ные тор­го­вые и куль­тур­ные свя­зи Ру­си с В. и её вла­де­ния­ми в Кры­му пре­рва­лись на дол­гий срок толь­ко по­сле за­хва­та Кон­стан­ти­но­по­ля ла­ти­ня­на­ми в 1204 и ра­зо­ре­ния мон­го­ло-та­та­ра­ми Кие­ва в 1240.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19