Второй этап (сер. 9 – кон. 11 вв.). В этот период произошло утверждение в В. феодализма и окончат. оформление визант. ср.-век. монархии. В ходе отвоевания земель у варваров и подавления оппозиц. движений императоры упрочили право своей собственности на все земли империи, не входившие в состав частных и общинных. На части гос. земель создавались доходные имения короны и учреждений правительства, а остальные составили гигантский фонд, который император использовал в качестве могущественного средства своей социальной политики.
Юридич. и социальное положение крестьянина зависело от особенностей его землепользования. Свободные собственники своих участков платили в казну гл. поземельный налог, помимо др. налогов и повинностей в пользу гос-ва. Строго соблюдался принцип «солидарной ответственности» перед фиском за налог с заброшенных участков соседей. Общинники были обязаны также в складчину вооружать обедневших стратиотов. С правления Никифора I в деревне стал взиматься «капникон» («подымное»), т. е. подворная подать, независимо от имущественного состояния домохозяев. Среди зависимых крестьян ведущую роль играли парики (безземельные крестьяне, получившие от землевладельца участок с обязательством поселиться на земле господина и ежегодно платить ему ренту частью урожая, деньгами или отработками на домене). В 10–11 вв. размер ренты в В. определял обычай, приравнивавший взносы париков к арендной плате, более чем вдвое превышавшей поземельный налог. Поскольку господин перекладывал на зависимых крестьян также казённые платежи со своей земли, платежи париков втрое превышали налог с крестьян – собственников своих участков. Когда же господин получал налоговую льготу, присваиваемый им казённый налог становился, т. о., по своему социальному содержанию (вместе с парическим взносом за участок) частью феод. ренты. Хотя парик юридически был полноправным подданным империи, оказавшись в сфере частного права, он попадал и в личную зависимость.
Быстрое распространение парикии на рубеже 9–10 вв. вело к сокращению налоговых поступлений в казну и к падению численности ополчений; к тому же сама корона, стремясь обеспечить трудом париков собств. поместья, увидела в крупных земельных собственниках своих конкурентов. Зимой 927/928, после катастрофич. недорода, империю поразил жестокий голод. Спасаясь от гибели, крестьяне за бесценок продавали свои участки или отдавали право собственности на них богатым и влиятельным лицам («динатам», т. е. сильным), становясь их париками.
Политика правивших в 867–1056 императоров Македонской династии отражала интересы чиновничьей бюрократии. В течение столетия, с 920-х гг. до 1020-х гг., они издали серию законов (новелл), пытаясь помешать динатам захватывать земли сельских общин. Было утверждено право общинников на преимущественную покупку земли своих односельчан, а затем и земли динатов. Проданную менее 30 лет назад крестьянскую землю безвозмездно возвращали прежнему собственнику. Тогда же были введены детально разработанные инструкции (податные уставы) для чиновников о правилах сбора налогов и методах защиты прав казны. Поскольку стратиоты также становились париками (обычно стратигов), участки стратиотов были объявлены неотчуждаемыми. Менее состоятельных стратиотов принуждали служить в пехоте или на флоте. Но старое фемное ополчение приходило в упадок. Социальный состав армии менялся. Её ударной силой становилась тяжеловооружённая конница, на службу в которой привлекали мелких и средних вотчинников. Т. н. македонское законодательство лишь затормозило процесс оскудения мелкого крестьянского землевладения, но не оградило его от поглощения крупной феод. собственностью. Сравнительно с вотчинами в странах Зап. Европы визант. крупным владениям был присущ ряд особенностей: они обычно намного уступали западным по размерам и не составляли сплошных массивов; крупная земельная собственность в В. не имела иерархич. структуры; вассально-ленные отношения не получили в империи развития, иерархия ограничивалась лишь одной ступенью (император – бенефициарий); условные держания феодалов от короны проистекали из передачи им казённых налогов, т. е. дарования права на взимание в свою пользу налоговых сумм с того или иного податного округа. В сер. 10 в. возник особый вид пожалования – прония. В 11–12 вв. её жаловали на срок жизни (в награду за воен. службу) с правом управления областью, платящей налоги. Даже крупных феодалов в В. не освобождали от всех налогов, не имели они и полного судебного иммунитета: право высшей юрисдикции оставалось у центр. власти. Верный путь к отмене ограничений землевладельч. (гл. обр. военная) знать видела в возведении на престол ставленника из своей среды. Суть конфликта состояла в том, какая из форм эксплуатации возобладает: централизованная (в интересах бюрократии) или частновладельческая (в угоду воен. знати). Борьба этих группировок определяла политич. жизнь В. в 10–11 вв.
Свободное ремесло и торговля в возрождающихся с сер. 9 в. крупных городах были организованы в корпорации – проф. сообщества, созданные не на принудительной (как позднеантичные коллегии), а на добровольной основе. Утверждённые эпархом правила для 22 корпораций столицы были сведены в 10 в. в сб. «Книга эпарха» (предписывались объёмы производства, запасы сырья, время торговли, нормы прибыли). Несмотря на ряд ограничений, ремесло и торговля в В. процветали. Оживились и внешние торговые связи. Крупнейшим торговым центром всего европ. Средневековья оставался Константинополь. Большую роль в торговле играли Фессалоники. В период правления Македонской династии шло укрепление центр. власти. К нач. 10 в. число центр. ведомств достигло 60. Огромное значение сохраняли ведомства налогов, царских имуществ и внешних сношений. Сильным средством политики в руках императоров было пожалование почётных титулов. Синклит играл серьёзную роль лишь во время мятежей и при малолетних императорах. С 1030-х гг. мятежи полководцев участились. В болг., серб. и груз. фемах, входивших ранее в самостоят. гос-ва, усиливалась борьба за независимость, угрожавшая единству страны.
Главными врагами В. в 9–11 вв. оставались болгары и арабы. В 860–890-х гг. В. стремилась обеспечить мир на сев. границах, активно занимаясь христианизацией языч. народов. Был организован ряд церковных миссий (в 860–861 в Хазарию, в 863 в Великую Моравию, затем на Русь, в Болгарию и в серб. земли). В 865–866 Болгария приняла крещение от В. Протесты папства, претендовавшего здесь на свою церковную супрематию, были отвергнуты. В 870-х гг. были крещены сербы. Миссии в Хазарию и Моравию возглавляли церковные и культурные деятели В., родные братья из Фессалоник Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий (см. Кирилл и Мефодий). В Моравию они прибыли с изобретённой ими слав. грамотой и переводами богослужебных книг. Через 20 лет ученики просветителей принесли слав. азбуку и в Болгарию. Так было положено начало письм. культуре юж. и вост. славян.
На рубеже 9–10 вв., после ряда воен. успехов основателя Македонской династии Василия I Македонянина, ситуация резко изменилась. Царь Болгарии Симеон, приняв титул «василевса болгар и ромеев», претендовал на трон В., ведя с ней упорные войны. Арабы овладели почти всей Сицилией, угрожали Юж. Италии, захватили Кипр и Крит. В 904 они разграбили Фессалоники. Положение В. улучшилось лишь в сер. 10 в. В Болгарии начались смуты. Распался Арабский халифат. Имп. Никифор II Фока, реформировав армию, сумел отвоевать Сев. Месопотамию, значит. часть Сирии, Крит и Кипр, утвердить своё влияние в Армении и Грузии. Победы Иоанна I Цимисхия упрочили положение. Василий II Болгаробойца начал войны за подчинение Болгарии. В 1018 Болгария была завоёвана, а сербы и хорваты признали зависимость от империи.
Наступивший с 1030-х гг. упадок центр. власти и воен. сил был связан с раздорами в правящих кругах и династич. кризисом, начавшимся после смерти (1025) бездетного Василия II Болгаробойцы. Большие поборы с горожан и порча монеты влекли спад ремёсел и торговли. Восставали жители городов на торговых путях, требуя снижения налогов и торговых пошлин. Крупнейшим было восстание в столице в апр. 1042. Восставшие захватили часть дворца и сожгли налоговые списки. С последней четв. 10 в. воен. знать усилила борьбу за престол. В 1030–80-х гг. сменилось 10 императоров, из которых 6 были низложены. Императоры сознательно ослабляли армию и заменяли полководцев гражд. вельможами, что не замедлило дать результаты: на востоке империю теснили турки-сельджуки, на Балканах – вторгшиеся из Причерноморья печенеги. Почти незаметным на этом фоне оказалось событие, имевшее серьёзные последствия для визант. и мировой истории. Летом 1054 в обстановке усиливавшихся распрей между приверженцами зап. и вост. обряда в Юж. Италии в столицу В. прибыли послы (легаты) папы. Острые дебаты между легатами и патриархом Константинополя по вопросам догматики и о пределах супрематии завершились взаимным преданием сторонами анафеме друг друга. Произошло разделение церквей (схизма).
В 1071 сельджуки разбили армию В. при Манцикерте (в Армении). Имп. Роман IV Диоген попал в плен. Сельджуки овладели почти всей Арменией и Малой Азией, основав на земле В., в центре полуострова, своё гос-во – Иконийский султанат. В том же 1071 норманны взяли последний принадлежавший империи в Италии город Бари (в Апулии).
С древними русами византийцы сталкивались уже на рубеже 8–9 вв.: русы нападали на владения В. в Крыму (Херсон) и на юж. побережье Чёрного м. В 860 русы осадили Константинополь, опустошив его окрестности. Столкновение завершилось договором. Часть знатной верхушки Руси крестилась (как оказалось, формально, ненадолго; крещение же Руси произошло в 988/989). Летом 907 войска русов снова появились на Босфоре, прибыв частично морем, частично по суше. В. пошла на большие уступки. По договорам 907/911 русы получили право беспошлинной торговли в Константинополе. В. обязалась бесплатно содержать и размещать в столице послов и купцов Руси, прибывавших каждое лето по «пути из варяг в греки». Главными товарами русов были меха и рабы, а особым спросом у них пользовался шёлк. Выгодными для русов были и условия их воен. службы в качестве союзников В. Они совершили ещё неск. походов на В., защищая свои торговые интересы (941, 968–971, 1043). Втянутый империей в 967 в её войну с Болгарией, кн. Святослав Игоревич пытался закрепиться на Балканах, но потерпел поражение от войск В. в 971. В 987, сознавая невозможность одолеть мятежного полководца Варду Фоку, Василий II попросил о срочной помощи кн. Владимира. Князь поставил условие – выдать за него замуж сестру императора царевну Анну. Условие было принято, а Владимир обязался принять христианство до бракосочетания. Отряд русов разгромил узурпатора, но Василий II не спешил отправлять Анну на Русь. Владимир взял визант. г. Херсон в Крыму, побудив императора выполнить договор.
Князь принял крещение, и брак состоялся; Херсон был возвращён В. 6-тысячный отряд русов остался на службе в империи. В 988/989 с крещения киевлян началась христианизация Руси. Широкий доступ на Русь христианской культуре был открыт. На Русь проникала не только греч., но и слав. грамота. Большую роль в этом сыграла Болгария, где слав. письменность была освоена столетием раньше. Уже в нач. 11 в. на Афоне появились рус. монахи, а в 12 в. был основан рус. Пантелеимонов монастырь, ставший важным центром рус.-визант. культурных связей. Регулярные торговые и культурные связи Руси с В. и её владениями в Крыму прервались на долгий срок только после захвата Константинополя латинянами в 1204 и разорения монголо-татарами Киева в 1240.