Инд. театр – старейший в Азии. Свидетельством его существования в сер. 1-го тыс. до н. э. являются натасутры – руководства для актёров и пантомимистов, известные Панини (ок. 4 в. до н. э.). Об актёрах (ната, шайлуша, кушилава) и танцовщиках (нартака) упоминают инд. эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна» и буддийская лит-ра. Эдикты царя Ашоки (3 в. до н. э.) сообщают о практике показа зрелищ с целью распространения буддийской дхармы.
Древнейший сохранившийся источник по инд. театру – трактат «Натьяшастра» («Наука о театре», ок. 1–2 вв. н. э.). Он обобщает теорию и практику доклассич. театра, от которого до нас не дошло ни одной пьесы. Все лит. драмы (исключая фрагменты Ашвагхоши, 1–2 вв. н. э.) относятся к более позднему времени – эпохе Гуптов (сер. 1-го тыс. н. э.), когда появились драмы Калидасы, Шудраки и, возможно, пьесы, приписываемые Бхасе. Как и сочинения драматургов 7–8 вв. (Вишакхадатты, Харши, Бхатта Нараяны, Бхавабхути), они не получили осмысления в теоретич. трактатах. Теоретизирование возобновилось, когда живая традиция театра практически исчезла, а драма стала лит. упражнением. Многочисл. трактаты 10–14 вв. (наиболее известен «Дашарупа» – «Десять видов [драмы]» Дхананджайи) продолжали основываться на «Натьяшастре».
Мифология «Натьяшастры» позволяет реконструировать зарождение театра. Он возникает в сер. 1-го тыс. до н. э., когда в процессе пересмотра мировоззренч. основ древнего брахманизма часть брахманства стала применять для популяризации и утверждения обновлённой религии (совр. назв. – индуизм) практику инсценирования мифов. Театр был связан с ежегодным праздником Индры, структура и символика которого сохранились в открывавшем драму ритуале пурваранги.
Ранняя доклассич. драма представляла собой двухчастное зрелище, состоящее из пурваранги (пуджи) и разыгрываемого после неё мифа (натьи). Инсценирование пьес-мифов основано на пластике, а не на слове, что определило возникновение богатейшего языка жестов, отличающего традицию инд. театра и характерного для всех трёх представленных в ней типов зрелища: драмы (натья), пантомимы (нритья) и танца (нритта). Первым сформировался самый сложный вид зрелища – натья, в которой семантически выверенные движения и жесты передавали содержание пьесы. В пантомиме-нритье, являвшейся сниженной («женской») формой натьи (её представляли женщины, в то время как исполнение натьи ещё долго оставалось привилегией актёров-мужчин), развёрнутого сюжета не было и жесты использовались для дублирования слов песен. Последним из трёх зрелищных искусств сформировался т. н. чистый танец, совершенно не связанный с передачей смысла.
Доминирование в инд. театре пластич. начала определило особенности инд. теории драмы, которая, в отличие от античной и европейской, была направлена на осмысление не лит. текста, а сценич. действия (прайога). С описанием разл. аспектов зрелища связаны практически все осн. категории «Натьяшастры», к числу которых относятся два вида успеха (сиддхи) спектакля – божественный и человеческий, две разновидности сценич. практики – жизнеподобная (локадхарми) и условная (натьядхарми), четыре способа репрезентации (абхинайя): пластика (ангика), речь (вачика), костюм и грим (ахарья) и изображение непроизвольных состояний типа румянца или слёз (саттвика), а также четыре манеры игры. Особое место в инд. теории драмы занимает учение о 49 эмоциях-бхавах и возникающих на их основе восьми душевных состояниях (расах). Все приёмы лицедейства были направлены на то, чтобы зрители на время отвлекались от внешних раздражителей и, погрузившись в иллюзорную реальность драмы, полностью отдавались одному из этих душевных состояний, испытывая предельную степень наслаждения (шрингара), веселья (хасья), печали (каруна), ярости (раудра), героич. воодушевления (вира), ужаса (бхаянака), отвращения (бибхатса) или удивления (адбхута). Четыре стиля, положенные в основу системы десяти драматич. жанров, также принадлежали к сфере зрелища, а не текста. Спиритуальный стиль (саттвати) требовал, чтобы исполнитель, аккумулируя свою духовную энергию, перевоплощался в изображаемого персонажа. Силовой стиль (арабхати) представлял собой жёсткую, «мужскую» манеру игры, опиравшуюся на использование оружия и пластику единоборства. Ему противопоставлялся изящный стиль (кайшики), изысканная, женственная атмосфера которого создавалась нарядами и обилием танцев. Речевая выразительность была присуща вербальному стилю (бхарати).
Фото Н. Р. ЛидовойДемонический персонаж театра катхакали. Центр «Марги» в Тривандраме (штат Керала).Эти четыре стиля, считавшиеся «матерями натьи», использовались для описания как сценарных (самавакара, дима, ихамрига, вьяйога, анка, витха, прахасана и бхана), так и лит. (натака и пракарана) видов драмы, что формально уравнивало архаич. мистериальные жанры и классич. санскр. пьесы. Между тем древние теоретики чётко осознавали существующие между ними различия и разделили все виды натьи на два осн. типа: резкие и экспрессивные зрелища (авиддха), в которых действовали боги и демоны, и более поздние драмы (сукумара), героями которых являлись земные персонажи. К типу авиддха принадлежали четыре древних жанра – самавакара, дима, ихамрига и вьяйога, представлявшие собой сценич. сражения на темы осн. индуистских мифов, разыгрывавшиеся в спиритуальном или силовом стиле. Почти полное отсутствие декораций и огранич. использование бутафории компенсировались в этих драмах отточенной пластикой, яркими костюмами, причёсками и гримом, форма и цвет которых позволяли различать божественных и демонич. персонажей. Два переходных архаич. жанра – прахасана и витхи – принадлежали к типу сукумара. Они основывались исключительно на вербальном стиле и сыграли важную роль в формировании собственно лит. видов (натака и пракарана) санскр. драмы.
Утратив на рубеже н. э. связь с ритуалом, десакрализованная драма обрела лит. форму, став важнейшим видом изящной поэзии (кавьи). Битва, составлявшая основу древнего театра, была запрещена для представления на сцене, уступив место любовной интриге и романтич. сюжету. При этом дошедшие до нас классич. драмы сер. 1-го тыс. сохранили ряд персонажей древнего театра (самый известный – брахман-шут видушака). К древнему театру восходят традиция храмовых танцовщиц (девадаси), все школы инд. классич. танца (бхаратнатьям и др.) и мн. формы совр. нар. театра – как мистериального, инсценирующего сюжеты эпоса и пуран (рамлила, раслила, кришналила, якшагана, джатра, катхакали и т. д.), так и полумистериального, опирающегося на предания, легенды и сказки (наутанки, тамаша, бхаваи и др.). Особое место среди них занимает храмовый театр штата Керала кутияттам, в основе постановок которого лежат тексты лит. санскр. драм с включением импровизац. монологов на яз. малаялам.
Актёры храмового театра кутияттам в гриме царя и видушаки (справа). Центр «Марги» в Тривандраме.Фото Н. Р. ЛидовойТеатр европ. типа появился в И. в колониальную эпоху. В 18 в. в Калькутте под покровительством Ост-Индской компании действовало три проф. драматич. театра – «Олд плей хаус», «Нью плей хаус» и «Чоуранги тиэтр». Доступные только для белого населения, они ставили европ. пьесы на англ. яз. В Бомбее в 1750 был открыт театр «Бамбаи Тхитар», который не пользовался успехом и вскоре прекратил существование. Попытка создания общедоступного театра на бенг. яз. была предпринята в 1795 Г. С. Лебедевым. Усмотрев в начинании Лебедева угрозу интересам Великобритании, руководство Ост-Индской компании способствовало прекращению его деятельности. Однако идея общедоступного нац. театра утвердилась, и к 1840 в Калькутте работало уже неск. коллективов, ставивших европ. и санскр. пьесы в переводе на бенг. яз., а также сочинения бенг. драматургов (социальная комедия «И это называется цивилизацией?!» М. Дотто, 1859; антибританская пьеса «Зеркало индиго» Д. Миттро, 1860, и др.). Постановки этих и др. произведений сформировавшейся в сер. 19 в. оригинальной бенг. драматургии (Г. Гхош, Т. Бондопаддхай, Р. Торкоротно и др.) вызвали беспокойство брит. администрации, издавшей в 1876 «Закон о драматич. представлениях», легализовавший жёсткую полицейскую цензуру. В нач. 20 в. в И. появился реалистич. театр, выражающий идеи нац.-освободит. движения. Важную роль в нём играли любительские коллективы, «школьные» объединения и полупрофессиональные труппы, возникшие во многих крупных городах. Определяющей для развития театра и драматургии на яз. хинди стала любительская труппа «Бхаратенду натак мандали» (организована в 1907 Бхаратенду Харишчандрой, г. Бенарес), а также деятельность Д. Прасада, Премчанда и С. Говинддаса, создавших образы борцов против брит. колониализма. Принципиально иное направление было связано с театром парсов. Первая проф. театральная компания парсов «Парси натак мандали» была открыта в Бомбее (1852). В театре парсов, подражавшем англ. театру Викторианской эпохи, процветали мелодекламация, экзальтиров. мимика и разнообразные спецэффекты, создававшие ощущение яркой зрелищности. Театр парсов существовал до 1-й четв. 20 в., его преемником стал инд. кинематограф. В 1943 в Бомбее К. А. Аббас, А. С. Джафри, Д. Шармалкар и др. создали Ассоциацию нар. театров Индии (ИПТА), объединяющую более 6,5 тыс. разнообразных коллективов. В 1953 в Дели была основана Нац. академия музыки, танца и драмы («Сангит Натак»), в 1959 под её эгидой основана Нац. школа драмы (с 1999 проводит ежегодный театральный фестиваль «Бхарат Ранг Махотсава»). В 1984 ИПТА создала спец. центр для работы с детьми. Последние десятилетия 20 в. отмечены появлением ряда эксперим. театров (в т. ч. театр «Ранга Шанкара» в Бангалоре). В 1989 организован театральный центр «Рангаяна» в Майсуре (объединяющий проф. труппу репертуарного театра, театральный ин-т «Бхаратия Ранга шикшана кендра» и исследовательский центр «Шриранга ранга махити»). Репертуар театра включает европ. классику и совр. пьесы на яз. каннада; центр проводит активную работу с детьми. В Нью-Дели работают университетские театры – «Аматер тиэтр груп», «Драматек». Распространены также передвижные труппы («Сурабхи» и др.).
В И. сохранилась древняя традиция нар. кукольного театра, самые ранние свидетельства о котором относятся к первым векам н. э. Театр марионеток распространён в штатах Раджастхан, Махараштра, Карнатака, Орисса, Зап. Бенгалия и Тамилнад; теневой театр – в штатах Андхра-Прадеш, Карнатака, Керала, Орисса, Зап. Бенгалия и Тамилнад; театр перчаточных и металлич. кукол – в Ориссе, Уттар-Прадеше и Тамилнадe. Внешний вид кукол сильно различается в зависимости от штата. Куклы имеют устойчивую иконографию, закреплённую для каждого персонажа. Глаза навыкате и тёмный цвет характерны для отрицательных героев; для положительных – используются более светлые оттенки; у куклы-царя – парчовое облачение и усы. У марионеток-мужчин на голове тюрбан, у женщин – причудливые причёски. Для женских персонажей характерна танцевальная пластика, для мужских – резкие, порывистые движения, используемые в сценах борьбы. Совр. театр представлен полупрофессиональными бродячими труппами от 10 (в театре марионеток) до 40 (в теневом театре) чел. Основу труппы составляет одна, нередко брахманская, семья, передающая ремесло и набор кукол по наследству. В состав труппы входят кукловоды, музыканты-певцы и руководитель (бхагават). Управляют куклами мужчины; они же, как правило, берут на себя функцию рассказчиков, которую, однако, могут выполнять и женщины, сопровождающие спектакль пением и игрой на муз. инструментах. Спектакль продолжается 6–8 ч, для него требуется до 20 кукол (предварительно освящённых). Он начинается с молитв Ганеше или Сарасвати. Затем на сцене появляются куклы-клоуны, которые шутят на злободневные для деревни темы. После них разыгрываются истории из «Махабхараты», «Рамаяны» и пуран. Театр кукол, наряду с развлекательной, до сих пор выполняет и ритуальную функцию. Приглашая актёров, жители деревни верят, что спектакль будет способствовать дождю или хорошему урожаю. Их зовут также на местные праздники, свадьбы и похороны. Пользуясь популярностью кукольного театра в сельской местности, гос. ведомства используют его для пропаганды идей планирования семьи, отказа от архаич. традиций (выкупа за невесту и т. п.). Правительство И. поддерживает кукольный театр на гос. уровне. Нац. академия музыки, танца и драмы регулярно проводит в Нью-Дели междунар. фестивали кукольного театра. Среди проф. коллективов выделяется Калькуттский кукольный театр (1973) и театр «Ишара» в Нью-Дели. В Керале с 1981 действует исследовательский центр «Натанакаирали», поддерживающий местные кукольные коллективы.