Греч. театр возник из ритуальных празднеств (мистерий) в честь бога Диониса, во время которых исполнялись хоровые песни – дифирамбы, содержащие в себе зачатки диалога (между запевалой и хором). Согласно «Поэтике» Аристотеля (гл. 4), трагедия ведёт своё начало «от запевал дифирамба», а комедия – «от запевал фаллических песен». Традиция приписывает изобретение драмы поэту Феспиду, который превратил запевалу хора в актёра, носившего маски и изображавшего нескольких персонажей. В 534 до н. э. в Афинах состоялось первое известное нам драматич. состязание, на котором одержала победу одна из трагедий Феспида.
Расцвет др.-греч. театра относится к 5 – нач. 4 вв. до н. э. Театр рассматривался как один из обществ. институтов полисной демократии. Организацию представлений брало на себя гос-во в лице должностных лиц – архонтов. Расходы по содержанию и обучению хора несли как почётную обществ. обязанность богатые граждане, получавшие назв. хорегов. Спектакли давались на праздниках в честь Диониса – Малых, или Сельских, Дионисиях (декабрь – январь по григорианскому календарю); Ленеях (январь – февраль); Великих, или Городских, Дионисиях (март – апрель) – и носили характер состязания. В др.-греч. театре в женских ролях выступали мужчины. Один и тот же актёр играл неск. ролей, от него требовалось умение не только хорошо декламировать стихи, но также петь и танцевать. Актёры надевали на лицо маски, сменявшиеся в разл. ролях, а иногда и во время исполнения одной роли. Обязательным участником спектакля был хор, возглавлял его предводитель – корифей. Др.-греч. драма основана на чередовании речевых сцен (эписодиев) и хоровых партий; к последним относились: в трагедии – парод (вступит. песнь хора при его выходе на орхестру), стасим (песни хора на орхестре), гипорхема (радостная песня хора, сопровождавшаяся пляской), коммос (совместная партия хора и актёров); в комедии – парабаса (обращение хора к зрителям). Хор, взаимодействуя с протагонистами (актёрами, исполнявшими первые роли), также выполнял функцию «идеального зрителя» – давал в своих репликах обобщённый комментарий к событиям.
План греческого театра классической эпохи.Классич. театр, каким он сложился ко 2-й пол. 5 в. до н. э., состоял из 3 осн. частей: орхестры (дословно «место для танцев»), скены («палатка») и театрона («места для зрителей»). Древнейшей из них является орхестра – круглая площадка для хора и актёров. Вначале зрители свободно располагались вокруг орхестры; позднее появились особые места для публики, расположенные на склонах прилегающих холмов. Скена, первоначально предназначавшаяся исключительно для переодевания и выхода актёров, находилась вне круга орхестры, позднее – уже на касательной к его окружности. Возвышающийся над орхестрой помост (проскений) приобрёл со временем большое значение при оформлении спектакля. Между скеной и местами для зрителей находились пароды – проходы, через которые на орхестру выходил хор (отсюда назв. вступит. песни хора). Древнейшее театральное здание в Греции – Театр Диониса в Афинах (6 в. – 326 до н. э.). Здесь в 460–450 к востоку от мест для зрителей по инициативе Перикла был построен Одеон – первый крытый театр. В постановке использовались театральные машины. Наиболее употребительными были: эккиклема – выдвижная площадка на низких колёсах, показывавшая зрителям, что происходит или произошло внутри помещения (в трагедиях – обычно сцены убийства); эорема, или механэ (т. е. просто «машина»), – приспособление, позволявшее богам и др. действующим лицам подниматься в воздух и опускаться. С его помощью Еврипид применял свой излюбленный приём – явление бога на орхестре или на крыше скены, позднее получивший назв. деус экс махина («бог из машины»).
Главные жанры др.-греч. театра – трагедия и комедия; по определению Аристотеля («Поэтика», гл. 2), комедия «предпочитает изображать худших, трагедия – лучших, чем наши современники». Трагедия представлена творчеством трёх великих драматургов – Эсхила, Софокла, Еврипида. «Отец трагедии» Эсхил ввёл 2-го актёра, открыв этим возможность более глубокой разработки трагедийного конфликта и усиления действенной стороны театрального представления. При Эсхиле определились классич. форма строения и порядок представления трагедии. Софокл, выразивший в своих трагедиях гражд. и нравств. идеалы античной демократии эпохи её расцвета, ввёл 3-го актёра, уменьшил роль хора и увеличил диалогич. части трагедии. В трагедиях Еврипида усилилось внимание к внутр. миру человека, передаче душевных переживаний героев.
Древняя аттическая комедия достигла худож. расцвета в сатирич. комедиях Аристофана. Кроме трагедий и комедий, ставились сатировские драмы – весёлые пьесы, в которых хор состоял из спутников Диониса – сатиров. С 5 в. до н. э. в Г. Д. разыгрывались также небольшие сценки (чаще всего – импровизации) бытового и пародийно-сатирич. характера – мимы. Среди исполнителей мима были и женщины; актёры играли без масок. Широкое распространение в эллинистич. эпоху получил также пантомим – мимич. танец, обычно на мифологич. сюжет. Как правило, актёр пантомима выступал один; женские роли играли гл. обр. мужчины. В Юж. Италии и Сицилии в 4–3 вв. исполнялись флиаки – небольшие комедийные сценки, отличавшиеся от мима обязательным применением маски. Флиаки пародировали трагедии, но брались и темы из повседневной жизни.
В эпоху эллинизма театральное иск-во стало одним из проводников греч. культуры на Востоке. Новая аттическая комедия, крупнейшим представителем которой был Менандр, воспроизводила совр. жизнь только в плане семейно-бытовых отношений и личных переживаний человека. Бытовые тенденции новой комедии потребовали соответствующего изменения стиля игры актёров; для возможно большей индивидуализации традиц. характеров комедии увеличилось число употребляемых масок (9 для ролей мужчин, 17 для женщин, 11 для юношей, 7 для рабов). На смену классич. сандалиям или сапожкам на каблуках пришли котурны. В эллинистич. эпоху появились актёрские товарищества, а также крупные объединения проф. организаторов зрелищ – «умельцы Диониса». Всю территорию Средиземноморья охватывали гастрольные поездки афинских актёров, для чего в городах обычно возводили дерев. сцены. Среди театров эллинистич. эпохи известны театры в Эпидавре, Мегалополе (Пелопоннес), Приене, Эфесе (Малая Азия), Оропе (северо-восток Аттики) и др.
Др.-греч. театр оказал огромное влияние на развитие мирового театрального иск-ва. Широко использовали греч. театральное наследие римляне (особенно на ранних этапах развития), деятели эпох Возрождения и Просвещения. Вплоть до нач. 21 в., особенно в переломные моменты истории, драматурги и режиссёры ищут в античном мифе и интерпретировавшей его др.-греч. драме ответы на совр. вопросы.
Музыка
В архаич. и классич. периоды музыка составляла единство со многими формами поэзии и танцем; это синкретическое искусство обозначалось термином μουσιϰή [τέχνη] – «мусическое (т. е. находящееся в ведении муз) [искусство, ремесло]». В эпоху эллинизма произошло частичное обособление музыки как вида иск-ва, однако в вокальной музыке поэзия и мелос продолжали пребывать в «мусическом» единстве, причём муз. форма обусловливалась формой поэтич. текста. По предположению Ю. Н. Холопова, поэтич. строфы распевались на мелодию-модель (ном), которая многократно повторялась с новым текстом.
Центр. место в развитой системе муз.-поэтич. жанров занимали посвящ. богам гимны и их разновидности (пеан, дифирамб, парфений и др.). Музыка сопровождала важнейшие события обществ. и частной жизни, звучала на свадьбах (гименей, эпиталама) и похоронах (тренодия), была неотъемлемой частью религ. обихода (во время алтарных процессий исполнялся гимн-просодий) и светского быта. Торжественные песни эпиникий и энкомий посвящались победителям спортивных игр; после симпосия гости поочерёдно исполняли сколии, аккомпанируя себе на лире.
С древнейших времён музыка играла значит. роль в греч. театре. Активным участником и одним из гл. действующих лиц театрального представления был хор (с сер. 4 в. до н. э. в нём участвовали исключительно проф. певцы). Формы театральной музыки были жёстко регламентированы. Осн. формы хоровой музыки: парод, стасим, парабаса и др. (см. в разделе Театр). Актёры (они же певцы) пели со сцены сольно и вступали в диалог с хором (напр., в форме трагедийного коммоса – плача над умершим или умирающим героем). Сохранившиеся нотированные фрагменты театральной музыки (к трагедиям «Орест» и «Ифигения в Авлиде» Еврипида) свидетельствуют о сложной связи музыкального и стихового ритма (согласно Т. Матисену, «музыка фактически меняет ритм текста»), о мелодич. изысканности [неожиданные интервальные скачки на фоне микрохроматики, метаболы (переходы из одного лада и интервального рода в другой), элементы звукоизобразительности]. В театральных представлениях участвовали музыканты-инструменталисты.
Значит. место среди муз. инструментов занимали идиофоны – кимвалы (металлич. тарелки и тарелочки), кроталы (подобие кастаньет), систр и др. трещотки и погремушки; мембранофоны – роптр, тимпан. Руководитель хора надевал спец. сандалию с прикрёпленной к подошве дерев. коробочкой для отбивания метрич. стопы. Самый популярный инструмент, наряду с многострунной лирой, – духовой язычковый авлос, известный во мн. локальных и функциональных разновидностях. Др. аэрофоны: тростниковая флейта сиринга (как продольная, так и многоствольная), гидравлос; сигнальные инструменты – труба сальпинга, рог. Обучение игре на лире было обязательной частью образования свободнорождённых граждан; самые известные разновидности лиры: хелис (с корпусом из панциря черепахи), барбит, форминга, кифара. Др. хордофоны: цитровидные – псалтерий, эпигоней, симикий; цимбаловидные – магадида, пектида, феникс; арфы – тригон (рамная) и самбика (угловая). На двух последних играли только женщины. Практиковалось пение под аккомпанемент лиры и авлоса, а в эллинистич. эпоху и сольное инструментальное музицирование. Описания муз. инструментов (вплоть до конструктивных особенностей) содержатся в античной худож. и науч. лит-ре. Состязания исполнителей приурочивались к Пифийским, а позже к Олимпийским играм. Греч. источники называют имена легендарных музыкантов: «лирники» Терпандр и Тимофей Милетский, авлеты Тимофей Фиванский и Исмений Фиванский, авлетка Ламия (ок. 300 до н. э.; прославилась участием в муз. состязаниях наравне с мужчинами).
Сохранились многочисл. изображения музыкантов, в т. ч. музицирующих богов, в виде росписей, рельефов (в т. ч. храмовые фрески и рельефы), статуэток и др. Небольшое число оригинальных муз. инструментов найдено в ходе археологич. раскопок (прекрасно сохранившиеся экземпляры авлосов 4 в. до н. э. выставлены в Лувре, в Музее греч. археологии в ун-те г. Рединг, США). Не менее 45 нотированных памятников др.-греч. музыки сохранилось в посвятительных надписях на надгробных камнях, в настенных храмовых росписях, фрагментах папируса, а также в позднейших (ср.-век. и ренессансных) рукописях. Различаются 2 типа нотации: т. н. вокальная и инструментальная. Полностью сохранились 4 одноголосные мелодии: сколий Сейкила (1 в. н. э.) и 3 гимна Месомеда (Музе, Гелиосу, Немесиде; ок. 130 н. э.). Сохранившиеся частично два пеана из храма Аполлона в Дельфах (1-я пол. 2 в. н. э.) – самые протяжённые из известных мелодий. Совр. знание о др.-греч. музыке существенно дополняется свидетельствами философов, математиков, историков, «музыкантов» (т. е. исследователей «мусического»). Ученик Аристотеля Аристоксен (4 в. до н. э.) положил начало зап.-европ. муз. науке. Др. дошедшие до нас муз.-теоретич. тексты значительно более позднего происхождения; среди авторов – Никомах из Герасы и Птолемей (1-я пол. 2 в. н. э.), Клеонид (предположительно 2 в. н. э.), Аристид Квинтилиан (кон. 3 – нач. 4 вв. н. э.), Алипий (4–5 вв. н. э.). Часть важных текстов анонимна («Проблемы» Псевдо-Аристотеля, 3 в. до н. э.; «О музыке» Псевдо-Плутарха, 2 в. н. э.). Крупный источник по истории и теории др.-греч. музыки – трактаты рим. авторов, особенно значимы «Шесть книг о музыке» Августина (387 н. э.) и «Основы музыки» Боэция (ок. 500 н. э.). Ценные сведения по античной философии и эстетике музыки, классификации и строению муз. инструментов, функционированию музыки в быту содержат такие труды, как «Государство», «Законы» и «Тимей» Платона, «Поэтика» и «Политика» Аристотеля, «Пир мудрецов» Афинея, «Застольные беседы» Плутарха, «Об архитектуре» Витрувия (первый в истории трактат на лат. языке, содержащий главы о музыке), «Словник» («Ономастикон») Поллукса, «Хрестоматия» Прокла.
Античные мыслители считали, что музыка активно влияет на обществ. нравы (см. Этос), обладает воспитат. и терапевтич. эффектом [«мы утверждаем, что музыкой следует пользоваться не ради одной цели, а ради нескольких: и ради воспитания, и ради очищения (ϰάθαρσις) … (и) ради времяпрепровождения, т. е. ради успокоения и отдохновения от напряжённой деятельности» (Аристотель, «Политика», 1341b)]. В соответствии с этими представлениями они рекомендовали определённые роды мелоса, лады, ритмы, муз. инструменты и отрицали другие (вплоть до законодат. запретов). «Мусическое» иск-во греков на протяжении многих столетий воспринималось европ. цивилизацией как эстетич. идеал.