Театр и музыка

Греч. те­атр воз­ник из ри­ту­аль­ных празд­неств (мис­те­рий) в честь бо­га Дио­ни­са, во вре­мя ко­то­рых ис­пол­ня­лись хо­ро­вые пес­ни – ди­фи­рам­бы, со­дер­жа­щие в се­бе за­чат­ки диа­ло­га (ме­ж­ду за­пе­ва­лой и хо­ром). Со­глас­но «По­эти­ке» Ари­сто­те­ля (гл. 4), тра­ге­дия ве­дёт своё на­ча­ло «от за­пе­вал ди­фи­рам­ба», а ко­ме­дия – «от за­пе­вал фал­ли­че­ских пе­сен». Тра­ди­ция при­пи­сы­ва­ет изо­бре­те­ние дра­мы по­эту Фес­пи­ду, ко­то­рый пре­вра­тил за­пе­ва­лу хо­ра в ак­тё­ра, но­сив­ше­го мас­ки и изо­бра­жав­ше­го не­сколь­ких пер­со­на­жей. В 534 до н. э. в Афи­нах со­стоя­лось пер­вое из­вест­ное нам дра­ма­тич. со­стя­за­ние, на ко­то­ром одер­жа­ла по­бе­ду од­на из тра­ге­дий Фес­пи­да.

Афинский театр. 5 в. до н. э. Реконструкция Г. Булле и Г. Вирсинга с изображением представления «Агамемнона» Эсхила.

Рас­цвет др.-греч. те­ат­ра от­но­сит­ся к 5 – нач. 4 вв. до н. э. Те­атр рас­смат­ри­вал­ся как один из об­ществ. ин­сти­ту­тов по­лис­ной де­мо­кра­тии. Ор­га­ни­за­цию пред­став­ле­ний бра­ло на се­бя го­с-во в ли­це долж­но­ст­ных лиц – ар­хон­тов. Рас­хо­ды по со­дер­жа­нию и обу­че­нию хо­ра не­сли как по­чёт­ную об­ществ. обя­зан­ность бо­га­тые гра­ж­да­не, по­лу­чав­шие назв. хо­ре­гов. Спек­так­ли да­ва­лись на празд­ни­ках в честь Дио­ни­са – Ма­лых, или Сель­ских, Дио­ни­си­ях (де­кабрь – ян­варь по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю); Ле­не­ях (ян­варь – фев­раль); Ве­ли­ких, или Го­род­ских, Дио­ни­си­ях (март – ап­рель) – и но­си­ли ха­рак­тер со­стя­за­ния. В др.-греч. те­ат­ре в жен­ских ро­лях вы­сту­па­ли муж­чи­ны. Один и тот же ак­тёр иг­рал неск. ро­лей, от не­го тре­бо­ва­лось уме­ние не толь­ко хо­ро­шо дек­ла­ми­ро­вать сти­хи, но так­же петь и тан­це­вать. Ак­тё­ры на­де­ва­ли на ли­цо мас­ки, сме­няв­шие­ся в разл. ро­лях, а ино­гда и во вре­мя ис­пол­не­ния од­ной ро­ли. Обя­за­тель­ным уча­ст­ни­ком спек­так­ля был хор, воз­глав­лял его пред­во­ди­тель – ко­ри­фей. Др.-греч. дра­ма ос­но­ва­на на че­ре­до­ва­нии ре­че­вых сцен (эпи­со­ди­ев) и хо­ро­вых пар­тий; к по­след­ним от­но­си­лись: в тра­ге­дии – па­род (всту­пит. песнь хо­ра при его вы­хо­де на ор­хе­ст­ру), ста­сим (пес­ни хо­ра на ор­хе­ст­ре), ги­пор­хе­ма (ра­до­ст­ная пес­ня хо­ра, со­про­во­ж­дав­шая­ся пля­ской), ком­мос (со­вме­ст­ная пар­тия хо­ра и ак­тё­ров); в ко­ме­дии – па­ра­ба­са (об­ра­ще­ние хо­ра к зри­те­лям). Хор, взаи­мо­дей­ст­вуя с про­та­го­ни­ста­ми (ак­тё­ра­ми, ис­пол­няв­ши­ми пер­вые ро­ли), так­же вы­пол­нял функ­цию «иде­аль­но­го зри­те­ля» – да­вал в сво­их ре­п­ли­ках обоб­щён­ный ком­мен­та­рий к со­бы­ти­ям.

План греческого театра классической эпохи.Клас­сич. те­атр, ка­ким он сло­жил­ся ко 2-й пол. 5 в. до н. э., со­сто­ял из 3 осн. час­тей: ор­хе­ст­ры (до­слов­но «ме­сто для тан­цев»), ске­ны («па­лат­ка») и теа­тро­на («мес­та для зри­те­лей»). Древ­ней­шей из них яв­ля­ет­ся ор­хе­ст­ра – круг­лая пло­щад­ка для хо­ра и ак­тё­ров. Вна­ча­ле зри­те­ли сво­бод­но рас­по­ла­га­лись во­круг ор­хе­ст­ры; позд­нее поя­ви­лись осо­бые мес­та для пуб­ли­ки, рас­по­ло­жен­ные на скло­нах при­ле­гаю­щих хол­мов. Ске­на, пер­во­на­чаль­но пред­на­зна­чав­шая­ся ис­клю­чи­тель­но для пе­ре­оде­ва­ния и вы­хо­да ак­тё­ров, на­хо­ди­лась вне кру­га ор­хе­ст­ры, позд­нее – уже на ка­са­тель­ной к его ок­руж­но­сти. Воз­вы­шаю­щий­ся над ор­хе­ст­рой по­мост (про­ске­ний) при­об­рёл со вре­ме­нем боль­шое зна­че­ние при оформ­ле­нии спек­так­ля. Ме­ж­ду ске­ной и мес­та­ми для зри­те­лей на­хо­ди­лись па­ро­ды – про­хо­ды, че­рез ко­то­рые на ор­хе­ст­ру вы­хо­дил хор (от­сю­да назв. всту­пит. пес­ни хо­ра). Древ­ней­шее те­ат­раль­ное зда­ние в Гре­ции – Те­атр Дио­ни­са в Афи­нах (6 в. – 326 до н. э.). Здесь в 460–450 к вос­то­ку от мест для зри­те­лей по ини­циа­ти­ве Пе­рик­ла был по­стро­ен Оде­он – пер­вый кры­тый те­атр. В по­ста­нов­ке ис­поль­зо­ва­лись те­ат­раль­ные ма­ши­ны. Наи­бо­лее упот­ре­би­тель­ны­ми бы­ли: эк­кик­ле­ма – вы­движ­ная пло­щад­ка на низ­ких ко­лё­сах, по­ка­зы­вав­шая зри­те­лям, что про­ис­хо­дит или про­изош­ло внут­ри по­ме­ще­ния (в тра­ге­ди­ях – обыч­но сце­ны убий­ст­ва); эо­ре­ма, или ме­ха­нэ (т. е. про­сто «ма­ши­на»), – при­спо­соб­ле­ние, по­зво­ляв­шее бо­гам и др. дей­ст­вую­щим ли­цам под­ни­мать­ся в воз­дух и опус­кать­ся. С его по­мо­щью Ев­ри­пид при­ме­нял свой из­люб­лен­ный при­ём – яв­ле­ние бо­га на ор­хе­ст­ре или на кры­ше ске­ны, позд­нее по­лу­чив­ший назв. де­ус экс ма­хи­на («бог из ма­ши­ны»).

Глав­ные жан­ры др.-греч. те­ат­ра – тра­ге­дия и ко­ме­дия; по оп­ре­де­ле­нию Ари­сто­те­ля («По­эти­ка», гл. 2), ко­ме­дия «пред­по­чи­та­ет изо­бра­жать худ­ших, тра­ге­дия – луч­ших, чем на­ши со­вре­мен­ни­ки». Тра­ге­дия пред­став­ле­на твор­че­ст­вом трёх ве­ли­ких дра­ма­тур­гов – Эс­хи­ла, Со­фок­ла, Ев­ри­пи­да. «Отец тра­ге­дии» Эс­хил ввёл 2-го ак­тё­ра, от­крыв этим воз­мож­ность бо­лее глу­бо­кой раз­ра­бот­ки тра­ге­дий­но­го кон­флик­та и уси­ле­ния дей­ст­вен­ной сто­ро­ны те­ат­раль­но­го пред­став­ле­ния. При Эс­хи­ле оп­ре­де­ли­лись клас­сич. фор­ма строе­ния и по­ря­док пред­став­ле­ния тра­ге­дии. Со­фокл, вы­ра­зив­ший в сво­их тра­ге­ди­ях гражд. и нравств. идеа­лы ан­тич­ной де­мо­кра­тии эпо­хи её рас­цве­та, ввёл 3-го ак­тё­ра, умень­шил роль хо­ра и уве­ли­чил диа­ло­гич. час­ти тра­ге­дии. В тра­ге­ди­ях Ев­ри­пи­да уси­ли­лось вни­ма­ние к внутр. ми­ру че­ло­ве­ка, пе­ре­да­че ду­шев­ных пе­ре­жи­ва­ний ге­ро­ев.

Маски трагедии: 1 – варвар, 2 – женщина; маски новой комедии: 3 – горожанин, 4 – гетера, 5 – крестьянин.

Древ­няя ат­ти­че­ская ко­ме­дия дос­тиг­ла ху­дож. рас­цве­та в са­ти­рич. ко­ме­ди­ях Ари­сто­фа­на. Кро­ме тра­ге­дий и ко­ме­дий, ста­ви­лись са­ти­ров­ские дра­мы – ве­сё­лые пье­сы, в ко­то­рых хор со­сто­ял из спут­ни­ков Дио­ни­са – са­ти­ров. С 5 в. до н. э. в Г. Д. ра­зыг­ры­ва­лись так­же не­боль­шие сцен­ки (ча­ще все­го – им­про­ви­за­ции) бы­то­во­го и па­ро­дий­но-са­ти­рич. ха­рак­те­ра – ми­мы. Сре­ди ис­пол­ни­те­лей ми­ма бы­ли и жен­щи­ны; ак­тё­ры иг­ра­ли без ма­сок. Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в эл­ли­ни­стич. эпо­ху по­лу­чил так­же пан­то­мим – ми­мич. та­нец, обыч­но на ми­фо­ло­гич. сю­жет. Как пра­ви­ло, ак­тёр пан­то­ми­ма вы­сту­пал один; жен­ские ро­ли иг­ра­ли гл. обр. муж­чи­ны. В Юж. Ита­лии и Си­ци­лии в 4–3 вв. ис­пол­ня­лись флиа­ки – не­боль­шие ко­ме­дий­ные сцен­ки, от­ли­чав­шие­ся от ми­ма обя­за­тель­ным при­ме­не­ни­ем мас­ки. Флиа­ки па­ро­ди­ро­ва­ли тра­ге­дии, но бра­лись и те­мы из по­все­днев­ной жиз­ни.

В эпо­ху эл­ли­низ­ма те­ат­раль­ное иск-во ста­ло од­ним из про­вод­ни­ков греч. куль­ту­ры на Вос­то­ке. Но­вая ат­ти­че­ская ко­ме­дия, круп­ней­шим пред­ста­ви­те­лем ко­то­рой был Ме­нандр, вос­про­из­во­ди­ла совр. жизнь толь­ко в пла­не се­мей­но-бы­то­вых от­но­ше­ний и лич­ных пе­ре­жи­ва­ний че­ло­ве­ка. Бы­то­вые тен­ден­ции но­вой ко­ме­дии по­тре­бо­ва­ли со­от­вет­ст­вую­ще­го из­ме­не­ния сти­ля иг­ры ак­тё­ров; для воз­мож­но боль­шей ин­ди­ви­дуа­ли­за­ции тра­диц. ха­рак­те­ров ко­ме­дии уве­ли­чи­лось чис­ло упот­реб­ляе­мых ма­сок (9 для ро­лей муж­чин, 17 для жен­щин, 11 для юно­шей, 7 для ра­бов). На сме­ну клас­сич. сан­да­ли­ям или са­пож­кам на каб­лу­ках при­шли ко­тур­ны. В эл­ли­ни­стич. эпо­ху поя­ви­лись ак­тёр­ские то­ва­ри­ще­ст­ва, а так­же круп­ные объ­е­ди­не­ния проф. ор­га­ни­за­то­ров зре­лищ – «умель­цы Дио­ни­са». Всю тер­ри­то­рию Сре­ди­зем­но­мо­рья ох­ва­ты­ва­ли га­ст­роль­ные по­езд­ки афин­ских ак­тё­ров, для че­го в го­ро­дах обыч­но воз­во­ди­ли де­рев. сце­ны. Сре­ди те­ат­ров эл­ли­ни­стич. эпо­хи из­вест­ны те­ат­ры в Эпи­дав­ре, Ме­га­ло­по­ле (Пе­ло­пон­нес), Прие­не, Эфе­се (Ма­лая Азия), Оро­пе (се­ве­ро-вос­ток Ат­ти­ки) и др.

Др.-греч. те­атр ока­зал ог­ром­ное влия­ние на раз­ви­тие ми­ро­во­го те­ат­раль­но­го иск-ва. Ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ли греч. те­ат­раль­ное на­сле­дие рим­ля­не (осо­бен­но на ран­них эта­пах раз­ви­тия), дея­те­ли эпох Воз­ро­ж­де­ния и Про­све­ще­ния. Вплоть до нач. 21 в., осо­бен­но в пе­ре­лом­ные мо­мен­ты ис­то­рии, дра­ма­тур­ги и ре­жис­сё­ры ищут в ан­тич­ном ми­фе и ин­тер­пре­ти­ро­вав­шей его др.-греч. дра­ме от­ве­ты на совр. во­про­сы.

Музыка

«Рапсод». Бронза. 8 в. до н. э. Археологический музей (Ираклион).
«”Мусическое” образование детей». Роспись килика. Художник Дурис. Ок. 480 до н. э. Государственные музеи (Берлин).

В ар­ха­ич. и клас­сич. пе­рио­ды му­зы­ка со­став­ля­ла един­ст­во со мно­ги­ми фор­ма­ми по­эзии и тан­цем; это син­кре­ти­че­ское искусство обо­зна­ча­лось тер­ми­ном μουσιϰή [τέχνη] – «му­си­че­ское (т. е. на­хо­дя­щее­ся в ве­де­нии муз) [ис­кус­ст­во, ре­мес­ло]». В эпо­ху элли­низ­ма про­изош­ло час­тич­ное обо­соб­ле­ние му­зы­ки как ви­да иск-ва, од­на­ко в во­каль­ной му­зы­ке по­эзия и ме­лос про­дол­жа­ли пре­бы­вать в «му­си­че­ском» един­ст­ве, при­чём муз. фор­ма обу­слов­ли­ва­лась фор­мой по­этич. тек­ста. По пред­по­ло­же­нию Ю. Н. Хо­ло­по­ва, по­этич. стро­фы рас­пе­ва­лись на ме­ло­дию-мо­дель (ном), ко­то­рая мно­го­крат­но по­вто­ря­лась с но­вым тек­стом.

«Авлетка». Рельеф т. н. трона Лудовизи. Мрамор. 470–450 до н. э. Национальный музей (Рим).

Центр. ме­сто в раз­ви­той сис­те­ме муз.-по­этич. жан­ров за­ни­ма­ли по­свящ. бо­гам гим­ны и их раз­но­вид­но­сти (пе­ан, ди­фи­рамб, пар­фе­ний и др.). Му­зы­ка со­про­во­ж­да­ла важ­ней­шие со­бы­тия об­ществ. и ча­ст­ной жиз­ни, зву­ча­ла на свадь­бах (ги­ме­ней, эпи­та­ла­ма) и по­хо­ро­нах (тре­но­дия), бы­ла не­отъ­ем­ле­мой ча­стью ре­лиг. оби­хо­да (во вре­мя ал­тар­ных про­цес­сий ис­пол­нял­ся гимн-про­со­дий) и свет­ско­го бы­та. Тор­же­ст­вен­ные пес­ни эпи­ни­кий и эн­ко­мий по­свя­ща­лись по­бе­ди­те­лям спор­тив­ных игр; по­сле сим­по­сия гос­ти по­оче­рёд­но ис­пол­ня­ли ско­лии, ак­ком­па­ни­руя се­бе на ли­ре.

С древ­ней­ших вре­мён му­зы­ка иг­ра­ла зна­чит. роль в греч. те­ат­ре. Ак­тив­ным уча­ст­ни­ком и од­ним из гл. дей­ст­вую­щих лиц те­ат­раль­но­го пред­став­ле­ния был хор (с сер. 4 в. до н. э. в нём уча­ст­во­ва­ли ис­клю­чи­тель­но проф. пев­цы). Фор­мы те­ат­раль­ной му­зы­ки бы­ли жё­ст­ко рег­ла­мен­ти­ро­ва­ны. Осн. фор­мы хо­ро­вой му­зы­ки: па­род, ста­сим, па­ра­ба­са и др. (см. в раз­де­ле Те­атр). Ак­тё­ры (они же пев­цы) пе­ли со сце­ны соль­но и всту­па­ли в диа­лог с хо­ром (напр., в фор­ме тра­ге­дий­но­го ком­мо­са – пла­ча над умер­шим или уми­раю­щим ге­ро­ем). Со­хра­нив­шие­ся но­ти­ро­ван­ные фраг­мен­ты те­ат­раль­ной му­зы­ки (к тра­ге­ди­ям «Орест» и «Ифи­ге­ния в Ав­ли­де» Ев­ри­пи­да) сви­де­тель­ст­ву­ют о слож­ной свя­зи му­зы­каль­но­го и сти­хо­во­го рит­ма (со­глас­но Т. Ма­ти­се­ну, «му­зы­ка фак­ти­че­ски ме­ня­ет ритм тек­ста»), о ме­ло­дич. изы­скан­но­сти [не­ожи­дан­ные ин­тер­валь­ные скач­ки на фо­не мик­ро­хро­ма­ти­ки, ме­та­бо­лы (пе­ре­хо­ды из од­но­го ла­да и ин­тер­валь­но­го ро­да в дру­гой), эле­мен­ты зву­ко­изо­бра­зи­тель­но­сти]. В те­ат­раль­ных пред­став­ле­ни­ях уча­ст­во­ва­ли му­зы­кан­ты-ин­ст­ру­мен­та­ли­сты.

Зна­чит. ме­сто сре­ди муз. ин­ст­ру­мен­тов за­ни­ма­ли идио­фо­ны – ким­ва­лы (ме­тал­лич. та­рел­ки и та­ре­лоч­ки), кро­та­лы (по­до­бие кас­тань­ет), систр и др. тре­щот­ки и по­гре­муш­ки; мем­бра­но­фо­ны – роптр, тим­пан. Ру­ко­во­ди­тель хо­ра на­де­вал спец. сан­да­лию с при­крё­п­лен­ной к по­дош­ве де­рев. ко­ро­боч­кой для от­би­ва­ния мет­рич. сто­пы. Са­мый по­пу­ляр­ный ин­ст­ру­мент, на­ря­ду с мно­го­струн­ной ли­рой, – ду­хо­вой языч­ко­вый ав­лос, из­вест­ный во мн. ло­каль­ных и функ­цио­наль­ных раз­но­вид­но­стях. Др. аэ­ро­фо­ны: тро­ст­ни­ко­вая флей­та си­рин­га (как про­доль­ная, так и мно­го­стволь­ная), гид­рав­лос; сиг­наль­ные ин­ст­ру­мен­ты – тру­ба саль­пин­га, рог. Обу­че­ние иг­ре на лире бы­ло обя­за­тель­ной ча­стью об­ра­зо­ва­ния сво­бод­но­ро­ж­дён­ных гра­ж­дан; са­мые из­вест­ные раз­но­вид­но­сти ли­ры: хе­лис (с кор­пу­сом из пан­ци­ря че­ре­па­хи), бар­бит, фор­мин­га, ки­фа­ра. Др. хор­до­фо­ны: цит­ро­вид­ные – псал­те­рий, эпи­го­ней, си­ми­кий; цим­ба­ло­вид­ные – ма­га­ди­да, пек­ти­да, фе­никс; ар­фы – три­гон (рам­ная) и сам­би­ка (уг­ло­вая). На двух по­след­них иг­ра­ли толь­ко жен­щи­ны. Прак­ти­ко­ва­лось пе­ние под ак­ком­па­не­мент ли­ры и ав­ло­са, а в эл­ли­ни­стич. эпо­ху и соль­ное ин­ст­ру­мен­таль­ное му­зи­ци­ро­ва­ние. Опи­са­ния муз. ин­ст­ру­мен­тов (вплоть до кон­ст­рук­тив­ных осо­бен­но­стей) со­дер­жат­ся в ан­тич­ной ху­дож. и на­уч. лит-ре. Со­стя­за­ния ис­пол­ни­те­лей при­уро­чи­ва­лись к Пи­фий­ским, а поз­же к Олим­пий­ским иг­рам. Греч. ис­точ­ни­ки на­зы­ва­ют име­на ле­ген­дар­ных му­зы­кан­тов: «лир­ни­ки» Тер­пандр и Ти­мо­фей Ми­лет­ский, ав­ле­ты Ти­мо­фей Фи­ван­ский и Ис­ме­ний Фи­ван­ский, ав­лет­ка Ла­мия (ок. 300 до н. э.; про­сла­ви­лась уча­сти­ем в муз. со­стя­за­ни­ях на­рав­не с муж­чи­на­ми).

«Муза, играющаяна лире».Деталь росписи белофонного лекифа. Ок. 445 до н. э. Частное собрание (Лугано).
«Гимн Музе» Месомеда. Транскрипция Т. Матисена.

Со­хра­ни­лись мно­го­числ. изо­бра­же­ния му­зы­кан­тов, в т. ч. му­зи­ци­рую­щих бо­гов, в ви­де рос­пи­сей, рель­е­фов (в т. ч. хра­мо­вые фре­ски и рель­е­фы), ста­ту­эток и др. Не­боль­шое чис­ло ори­ги­наль­ных муз. ин­ст­ру­мен­тов най­де­но в хо­де ар­хео­ло­гич. рас­ко­пок (пре­крас­но со­хра­нив­шие­ся эк­зем­п­ля­ры ав­ло­сов 4 в. до н. э. вы­став­ле­ны в Лув­ре, в Му­зее греч. ар­хео­ло­гии в ун-те г. Ре­динг, США). Не ме­нее 45 но­ти­ро­ван­ных па­мят­ни­ков др.-греч. му­зы­ки со­хра­ни­лось в по­свя­ти­тель­ных над­пи­сях на над­гроб­ных кам­нях, в на­стен­ных хра­мо­вых рос­пи­сях, фраг­мен­тах па­пи­ру­са, а так­же в позд­ней­ших (ср.-век. и ре­нес­санс­ных) ру­ко­пи­сях. Раз­ли­ча­ют­ся 2 ти­па но­та­ции: т. н. во­каль­ная и ин­ст­ру­мен­таль­ная. Пол­но­стью со­хра­ни­лись 4 од­но­го­лос­ные ме­ло­дии: ско­лий Сей­ки­ла (1 в. н. э.) и 3 гим­на Ме­со­ме­да (Му­зе, Ге­лио­су, Не­ме­си­де; ок. 130 н. э.). Со­хра­нив­шие­ся час­тич­но два пеа­на из хра­ма Апол­ло­на в Дель­фах (1-я пол. 2 в. н. э.) – са­мые про­тя­жён­ные из из­вест­ных ме­ло­дий. Совр. зна­ние о др.-греч. му­зы­ке су­ще­ст­вен­но до­пол­ня­ет­ся сви­де­тель­ст­ва­ми фи­ло­со­фов, ма­те­ма­ти­ков, ис­то­ри­ков, «му­зы­кан­тов» (т. е. ис­сле­до­ва­те­лей «му­си­че­ско­го»). Уче­ник Ари­сто­те­ля Ари­сток­сен (4 в. до н. э.) по­ло­жил на­ча­ло зап.-ев­роп. муз. нау­ке. Др. до­шед­шие до нас муз.-тео­ре­тич. тек­сты зна­чи­тель­но бо­лее позд­не­го про­ис­хо­ж­де­ния; сре­ди ав­то­ров – Ни­ко­мах из Ге­ра­сы и Пто­ле­мей (1-я пол. 2 в. н. э.), Кле­о­нид (пред­по­ло­жи­тель­но 2 в. н. э.), Ари­стид Квин­ти­ли­ан (кон. 3 – нач. 4 вв. н. э.), Али­пий (4–5 вв. н. э.). Часть важ­ных тек­стов ано­ним­на («Про­бле­мы» Псев­до-Ари­сто­те­ля, 3 в. до н. э.; «О му­зы­ке» Псев­до-Плу­тар­ха, 2 в. н. э.). Круп­ный ис­точ­ник по ис­то­рии и тео­рии др.-греч. му­зы­ки – трак­та­ты рим. ав­то­ров, осо­бен­но зна­чи­мы «Шесть книг о му­зы­ке» Ав­гу­сти­на (387 н. э.) и «Ос­но­вы му­зыки» Бо­эция (ок. 500 н. э.). Цен­ные све­де­ния по ан­тич­ной фи­ло­со­фии и эс­те­ти­ке му­зы­ки, клас­си­фи­ка­ции и строе­нию муз. ин­ст­ру­мен­тов, функ­цио­ни­ро­ва­нию му­зы­ки в бы­ту со­дер­жат та­кие тру­ды, как «Го­су­дар­ст­во», «За­ко­ны» и «Ти­мей» Пла­то­на, «По­эти­ка» и «По­ли­ти­ка» Ари­сто­те­ля, «Пир муд­ре­цов» Афи­нея, «За­столь­ные бе­се­ды» Плу­тар­ха, «Об ар­хи­тек­ту­ре» Вит­ру­вия (пер­вый в ис­то­рии трак­тат на лат. язы­ке, со­держа­щий гла­вы о му­зы­ке), «Слов­ник» («Оно­ма­сти­кон») Пол­лук­са, «Хре­сто­ма­тия» Про­кла.

Ан­тич­ные мыс­ли­те­ли счи­та­ли, что му­зы­ка ак­тив­но влия­ет на об­ществ. нра­вы (см. Этос), об­ла­да­ет вос­пи­тат. и те­ра­пев­тич. эф­фек­том [«мы ут­вер­жда­ем, что му­зы­кой сле­ду­ет поль­зо­вать­ся не ра­ди од­ной це­ли, а ра­ди не­сколь­ких: и ра­ди вос­пи­та­ния, и ра­ди очи­ще­ния (ϰάθαρσις) … (и) ра­ди вре­мя­пре­про­во­ж­де­ния, т. е. ра­ди ус­по­кое­ния и от­дох­но­вения от на­пря­жён­ной дея­тель­но­сти» (Ари­сто­тель, «По­ли­ти­ка», 1341b)]. В со­от­вет­ст­вии с эти­ми пред­став­ле­ния­ми они ре­ко­мен­до­ва­ли оп­ре­де­лён­ные ро­ды ме­ло­са, ла­ды, рит­мы, муз. ин­ст­ру­мен­ты и от­ри­ца­ли дру­гие (вплоть до за­ко­но­дат. за­пре­тов). «Му­си­че­ское» иск-во гре­ков на про­тя­же­нии мно­гих сто­ле­тий вос­при­ни­ма­лось ев­роп. ци­ви­ли­за­ци­ей как эс­те­тич. иде­ал.

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10