Средневизантийский период (сер. 7 – кон. 12 вв.) характеризуется окончат. оформлением В. как ср.-век. феод. монархии. Хотя в её обществ.-политич. строе по-прежнему сохранялись некоторые институты поздней Рим. империи, более существенным стало сходство В. с феод. государствами Зап. Европы. В 12 в. большинство визант. крестьян оказалось в зависимости от земельных собственников, развивалось условное землевладение, сложилась сословная структура общества. Данный период обычно делят на три этапа. Рубежом между двумя первыми считают сер. 9 в., между вторым и третьим – кон. 11 в.
Первый этап (сер. 7 – сер. 9 вв.). В этот период в осн. был преодолён кризис, вызванный варварскими нашествиями, и началось оформление новых гос. и обществ. структур В. Свободное крестьянское землевладение стало осн. формой земельной собственности и с.-х. произ-ва. Сохранились лишь отд. крупные имения – они принадлежали в осн. гос-ву, храмам и монастырям. Наиболее важные сведения о жизни визант. деревни содержит Земледельческий закон (нач. 8 в.). Подобно зап. Варварским правдам, он был записью обычного права. Согласно данным этого памятника, соседская община переживала тогда время интенсивного развития, среди общинников шёл процесс имущественной дифференциации. Однако в 8 – сер. 9 вв. община ещё сохраняла устойчивость.
Существенно иным было положение в городах. Нашествия варваров, разрыв торговых связей, сокращение спроса поредевшей знати ударили прежде всего по экономике городов. Мелкие и средние города аграризировались, ремёсла переживали упадок, торговля замерла. Только в крупных городах (Константинополе, Фессалониках, Никее, Трапезунде, Эфесе) нужды властей и церкви, спрос иноземцев на предметы роскоши не дали ремеслу угаснуть. Возрождение товарно-денежных отношений началось в 9 в. прежде всего в столице В., обретавшей прежнюю славу центра произ-ва высококачественных изделий. После потери вост. провинций с негреческим населением вырос удельный вес греков в гос-ве. К сер. 7 в. главу гос-ва стали обозначать греч. титулом «василевс» вместо лат. «император». Его статус уже не связывался с идеей выборности государя на главную должность (магистрат). Василевс (император) становился ср.-век. монархом. Компромисс с рим. традицией выразился в прибавлении к его титулу определения «римский» (официальной стала формула «василевс ромеев»).
Три главных врага угрожали империи в этот период: протоболгары, славяне и арабы. Последние оставались самым опасным врагом В. на востоке вплоть до сер. 9 в. Захватив б. ч. вост. провинций, арабы не раз осаждали Константинополь с суши и с моря. В 678 византийцы впервые с успехом применили против них греческий огонь, уничтожив флот врага. В 717–718 арабы в последний раз безуспешно попытались захватить столицу В., после чего до 1-й пол. 9 в. борьба с арабами шла с переменным успехом. Слав. племена в 7 в. расселились на значит. территориях В., сохраняя свой быт и культуру. В 681 между р. Дунай и Балканским хребтом, где уже расселились славяне, возникло новое гос-во – Болгария. Его основало пришедшее из Приазовья племя протоболгар, которые частью привлекли к себе в союзники, а частью подчинили местных славян. Болгария в течение трёх с половиной веков враждовала с В. на Балканах. В 811 в борьбе с ханом Крумом погиб имп. Никифор I.
Критическое положение В. в 7 в. снова потребовало концентрации всей полноты воен. и гражд. власти в провинциях в одних руках. Эту власть над новыми воен.-адм. округами (фемами) получили стратиги (военачальники). Ополчение фемы составляли стратиоты – военнообязанные крестьяне, внесённые вместе с их участками в воен. каталоги. С интеграцией славян в состав подданных империи они становились налогоплательщиками и также вносились в воинские каталоги фем. Первые фемы возникли при Ираклии в Малой Азии. Во 2-й пол. 9 в. фемный строй в целом утвердился на территории империи. Он позволил реформировать и усилить армию, отразить врагов и начать отвоёвывать потерянные земли.
В ходе этих войн стратиги малоазийских фем обрели огромную власть, уходя из-под контроля центра. В нач. 8 в. императоры стали дробить фемы. На гребне недовольства стратигов к власти пришёл один из них – стратиг фемы Анатолики Лев III Исавр. Он видел задачу в том, чтобы подавить сепаратизм, не ослабив при этом войско и не нанеся ущерба чиновной знати. Он счёл возможным удовлетворить интересы тех и других за счёт сокровищ монастырей, приобретших огромные богатства и влияние. В 726 Лев III объявил почитание икон и мощей святых идолопоклонством. Иконоборчество длилось более столетия. В него были вовлечены все слои населения. Монастыри подвергались погромам, монахов принуждали к вступлению в брак. Сокровища монастырей переходили в казну и к воен. верхушке. С кон. 8 в. иконоборчество стало ослабевать. И социальная внутр. напряжённость, и междунар. обстановка требовали от правящих кругов единения сил. Два года (821–823) столицу осаждал узурпатор, один из мятежных военачальников в Малой Азии, славянин по происхождению, Фома Славянин. Он был разбит и казнён. Иконоборчество не нашло поддержки у населения империи. Первоначально в 787 на 7-м Вселенском соборе в Никее, а затем окончательно 11.3.843 на Поместном соборе в Константинополе иконопочитание было восстановлено. Иконоборцев, живых и мёртвых, предали анафеме. Немало сил отняла и борьба с приверженцами дуалистич. ереси павликиан. Они создали на востоке империи своебразное объединение с центром в г. Тефрика. Армия империи уничтожила неск. десятков тысяч еретиков. Только в 879 Тефрика была взята, а вождь павликиан Хрисохир убит.