Средневизантийский период (сер. 7 – кон. 12 вв.)

Сред­не­ви­зан­тий­ский пе­ри­од (сер. 7 – кон. 12 вв.) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся окон­чат. оформ­ле­ни­ем В. как ср.-век. феод. мо­нар­хии. Хо­тя в её об­ществ.-по­ли­тич. строе по-преж­не­му со­хра­ня­лись не­ко­то­рые ин­сти­ту­ты позд­ней Рим. им­пе­рии, бо­лее су­ще­ст­вен­ным ста­ло сход­ст­во В. с феод. го­су­дар­ст­ва­ми Зап. Ев­ро­пы. В 12 в. боль­шин­ст­во ви­зант. кре­сть­ян ока­за­лось в за­ви­си­мо­сти от зе­мель­ных соб­ст­вен­ни­ков, раз­ви­ва­лось ус­лов­ное зем­ле­вла­де­ние, сло­жи­лась со­слов­ная струк­ту­ра об­ще­ст­ва. Дан­ный пе­ри­од обыч­но де­лят на три эта­па. Ру­бе­жом ме­ж­ду дву­мя пер­вы­ми счи­та­ют сер. 9 в., ме­ж­ду вто­рым и треть­им – кон. 11 в.

«Кузница». Изображение на пластине. Слоновая кость. 10–11 вв. Константинополь. Музей Метрополитен (Нью-Йорк).

Пер­вый этап (сер. 7 – сер. 9 вв.). В этот пе­ри­од в осн. был пре­одо­лён кри­зис, вы­зван­ный вар­вар­ски­ми на­ше­ст­вия­ми, и на­ча­лось оформ­ле­ние но­вых гос. и об­ществ. струк­тур В. Сво­бод­ное кре­сть­ян­ское зем­ле­вла­де­ние ста­ло осн. фор­мой зе­мель­ной соб­ст­вен­но­сти и с.-х. про­из-ва. Со­хра­ни­лись лишь отд. круп­ные име­ния – они при­над­ле­жа­ли в осн. гос-ву, хра­мам и мо­на­сты­рям. Наи­бо­лее важ­ные све­де­ния о жиз­ни ви­зант. де­рев­ни со­дер­жит Зем­ле­дель­че­ский за­кон (нач. 8 в.). По­доб­но зап. Вар­вар­ским прав­дам, он был за­пи­сью обыч­но­го пра­ва. Со­глас­но дан­ным это­го па­мят­ни­ка, со­сед­ская об­щи­на пе­ре­жи­ва­ла то­гда вре­мя ин­тен­сив­но­го раз­ви­тия, сре­ди об­щин­ни­ков шёл про­цесс иму­щест­вен­ной диф­фе­рен­циа­ции. Од­на­ко в 8 – сер. 9 вв. об­щи­на ещё со­хра­ня­ла ус­той­чи­вость.

Су­ще­ст­вен­но иным бы­ло по­ло­же­ние в го­ро­дах. На­ше­ст­вия вар­ва­ров, раз­рыв тор­го­вых свя­зей, со­кра­ще­ние спро­са по­ре­дев­шей зна­ти уда­ри­ли пре­ж­де все­го по эко­но­ми­ке го­ро­дов. Мел­кие и сред­ние го­ро­да аг­ра­ри­зи­ро­ва­лись, ре­мёс­ла пе­ре­жи­ва­ли упа­док, тор­гов­ля за­мер­ла. Толь­ко в круп­ных го­ро­дах (Кон­стан­ти­но­по­ле, Фес­са­ло­ни­ках, Ни­кее, Тра­пе­зун­де, Эфе­се) ну­ж­ды вла­стей и церк­ви, спрос ино­зем­цев на пред­ме­ты рос­ко­ши не да­ли ре­мес­лу угас­нуть. Воз­ро­ж­де­ние то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний на­ча­лось в 9 в. пре­ж­де все­го в сто­ли­це В., об­ре­тав­шей преж­нюю сла­ву цен­тра про­из-ва вы­со­ко­ка­че­ст­вен­ных из­де­лий. По­сле по­те­ри вост. про­вин­ций с не­гре­че­ским на­се­ле­ни­ем вы­рос удель­ный вес гре­ков в гос-ве. К сер. 7 в. гла­ву гос-ва ста­ли обо­зна­чать греч. ти­ту­лом «ва­си­левс» вме­сто лат. «им­пе­ра­тор». Его ста­тус уже не свя­зы­вал­ся с иде­ей вы­бор­но­сти го­су­да­ря на глав­ную долж­ность (ма­ги­ст­рат). Ва­си­левс (им­пе­ра­тор) ста­но­вил­ся ср.-век. мо­нар­хом. Ком­про­мисс с рим. тра­ди­ци­ей вы­ра­зил­ся в при­бав­ле­нии к его ти­ту­лу оп­ре­де­ле­ния «рим­ский» (офи­ци­аль­ной ста­ла фор­му­ла «ва­си­левс ро­ме­ев»).

«Греческий огонь». Миниатюраиз Мадридской рукописи Хроники Иоанна Скилицы. Палермо (Сицилия). 1150–75. Национальная библиотека (Мадрид).Архив «Православной энциклопедии»

Три глав­ных вра­га уг­ро­жа­ли им­пе­рии в этот пе­ри­од: про­то­бол­га­ры, сла­вя­не и ара­бы. По­след­ние ос­та­ва­лись са­мым опас­ным вра­гом В. на вос­то­ке вплоть до сер. 9 в. За­хва­тив б. ч. вост. про­вин­ций, ара­бы не раз оса­ж­да­ли Кон­стан­ти­но­поль с су­ши и с мо­ря. В 678 ви­зан­тий­цы впер­вые с ус­пе­хом при­ме­ни­ли про­тив них гре­че­ский огонь, унич­то­жив флот вра­га. В 717–718 ара­бы в по­след­ний раз без­ус­пеш­но по­пы­та­лись за­хва­тить сто­ли­цу В., по­сле че­го до 1-й пол. 9 в. борь­ба с ара­ба­ми шла с пе­ре­мен­ным ус­пе­хом. Слав. пле­ме­на в 7 в. рас­се­ли­лись на зна­чит. тер­ри­то­ри­ях В., со­хра­няя свой быт и куль­ту­ру. В 681 ме­ж­ду р. Ду­най и Бал­кан­ским хреб­том, где уже рас­се­ли­лись сла­вя­не, воз­ник­ло но­вое гос-во – Бол­га­рия. Его ос­но­ва­ло при­шед­шее из При­азо­вья пле­мя про­то­бол­гар, ко­то­рые ча­стью при­влек­ли к се­бе в со­юз­ни­ки, а ча­стью под­чи­ни­ли ме­ст­ных сла­вян. Бол­га­рия в те­че­ние трёх с по­ло­ви­ной ве­ков вра­ж­до­ва­ла с В. на Бал­ка­нах. В 811 в борь­бе с ха­ном Кру­мом по­гиб имп. Ни­ки­фор I.

Кри­ти­че­ское по­ло­же­ние В. в 7 в. сно­ва по­тре­бо­ва­ло кон­цен­тра­ции всей пол­но­ты во­ен. и гражд. вла­сти в про­вин­ци­ях в од­них ру­ках. Эту власть над но­вы­ми во­ен.-адм. ок­ру­га­ми (фе­ма­ми) по­лу­чи­ли стра­ти­ги (вое­на­чаль­ни­ки). Опол­че­ние фе­мы со­став­ля­ли стра­тио­ты – во­ен­но­обя­зан­ные кре­сть­я­не, вне­сён­ные вме­сте с их уча­ст­ка­ми в во­ен. ка­та­ло­ги. С ин­те­гра­ци­ей сла­вян в со­став под­дан­ных им­пе­рии они ста­но­ви­лись на­ло­го­пла­тель­щи­ка­ми и так­же вно­си­лись в во­ин­ские ка­та­ло­ги фем. Пер­вые фе­мы воз­ник­ли при Ирак­лии в Ма­лой Азии. Во 2-й пол. 9 в. фем­ный строй в це­лом ут­вер­дил­ся на тер­ри­то­рии им­пе­рии. Он по­зво­лил ре­фор­ми­ро­вать и уси­лить ар­мию, от­ра­зить вра­гов и на­чать от­воё­вы­вать по­те­рян­ные зем­ли.

«Распятие Христа на Голгофе» (внизу – два иконоборца замазывают известью образ Христа). Миниатюра из Хлудовской Псалтири. 2-я пол. 9 в. Исторический музей (Москва).Архив «Православной энциклопедии»

В хо­де этих войн стра­ти­ги ма­ло­азий­ских фем об­ре­ли ог­ром­ную власть, ухо­дя из-под кон­тро­ля цен­тра. В нач. 8 в. им­пе­ра­то­ры ста­ли дро­бить фе­мы. На греб­не не­до­воль­ст­ва стра­ти­гов к вла­сти при­шёл один из них – стра­тиг фе­мы Ана­то­ли­ки Лев III Исавр. Он ви­дел за­да­чу в том, что­бы по­да­вить се­па­ра­тизм, не ос­ла­бив при этом вой­ско и не на­не­ся ущер­ба чинов­ной зна­ти. Он счёл воз­мож­ным удов­ле­тво­рить ин­те­ре­сы тех и дру­гих за счёт со­кро­вищ мо­на­сты­рей, при­об­рет­ших ог­ром­ные бо­гат­ст­ва и влия­ние. В 726 Лев III объ­я­вил по­чи­та­ние икон и мо­щей свя­тых идо­ло­по­клон­ст­вом. Ико­но­бор­че­ст­во дли­лось бо­лее сто­ле­тия. В не­го бы­ли во­вле­че­ны все слои на­се­ле­ния. Мо­на­сты­ри под­вер­га­лись по­гро­мам, мо­на­хов при­ну­ж­да­ли к всту­п­ле­нию в брак. Со­кро­ви­ща мо­на­сты­рей пе­ре­хо­ди­ли в каз­ну и к во­ен. вер­хуш­ке. С кон. 8 в. ико­но­бор­че­ст­во ста­ло ос­ла­бе­вать. И со­ци­аль­ная внутр. на­пря­жён­ность, и ме­ж­ду­нар. об­ста­нов­ка тре­бо­ва­ли от пра­вя­щих кру­гов еди­не­ния сил. Два го­да (821–823) сто­ли­цу оса­ж­дал узур­па­тор, один из мя­теж­ных вое­на­чаль­ни­ков в Ма­лой Азии, сла­вя­нин по про­ис­хо­ж­де­нию, Фо­ма Сла­вя­нин. Он был раз­бит и каз­нён. Ико­но­бор­че­ст­во не на­шло под­держ­ки у на­се­ле­ния им­пе­рии. Пер­во­на­чаль­но в 787 на 7-м Все­лен­ском со­бо­ре в Ни­кее, а за­тем окон­ча­тель­но 11.3.843 на По­ме­ст­ном со­бо­ре в Кон­стан­ти­но­по­ле ико­но­по­чи­та­ние бы­ло вос­ста­нов­ле­но. Ико­но­бор­цев, жи­вых и мёрт­вых, пре­да­ли ана­фе­ме. Не­ма­ло сил от­ня­ла и борь­ба с при­вер­жен­ца­ми дуа­ли­стич. ере­си пав­ли­ки­ан. Они соз­да­ли на вос­то­ке им­пе­рии сво­еб­раз­ное объ­еди­не­ние с цен­тром в г. Теф­ри­ка. Ар­мия им­пе­рии унич­то­жи­ла неск. де­сят­ков ты­сяч ере­ти­ков. Толь­ко в 879 Теф­ри­ка бы­ла взя­та, а вождь пав­ли­ки­ан Хри­со­хир убит.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19