Сред­не­ви­зан­тий­ская эпо­ха ста­ла вре­ме­нем

Церковь монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе (Стамбул).1077–81 и начало 14 в.

Сред­не­ви­зан­тий­ская эпо­ха ста­ла вре­ме­нем пол­но­го оформ­ле­ния всех прин­ци­пов ви­зант. иск-ва и его ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния во все стра­ны пра­во­слав­но­го кру­га. Кре­сто­во-ку­поль­ные хра­мы ста­но­вят­ся ве­ду­щим ар­хит. ти­пом. Сре­ди них вы­де­ля­ет­ся тип ком­пакт­но­го впи­сан­но­го кре­ста [церк­ви мон. Хо­ра (Ках­рие-джа­ми, 1077–81) и Гюль-джа­ми (кон. 11 – нач. 12 вв.) в Кон­стан­ти­но­по­ле], а так­же «храм на че­ты­рёх ко­лон­нах» – в Кон­стан­ти­но­по­ле [сев. цер­ковь мон. Кон­стан­ти­на Лип­са (907–908), Ми­ре­лей­он (ок. 920), юж­ная (1118–24) и се­вер­ная (по­сле 1124) церк­ви мон. Пан­то­кра­то­ра, ц. Хри­ста Все­ви­дя­ще­го (Эс­ки-Има­рет-джа­ми, 1081–1087), ц. Фео­до­ра (Ки­ли­се-джа­ми, ок. 1100)], в Афи­нах (церк­ви: Свя­тых Апо­сто­лов, ок. 1000; Свя­тых Фео­до­ров и Кап­ни­ка­рея, обе 1060–70-е гг.; Ма­лая Ми­тро­по­лия, кон. 12 в.). В этих хра­мах опо­ра­ми ку­по­ла слу­жат строй­ные мра­мор­ные ко­лон­ны (ино­гда – тон­кие стол­би­ки), что де­ла­ет про­стран­ст­во бо­лее цель­ным, сво­бод­ным и лёг­ким. Хо­ры ос­та­ют­ся толь­ко над нар­тек­сом, а на сев. и юж. сто­ро­нах пре­вра­ща­ют­ся в ма­лень­кие уг­ло­вые ка­пел­лы, раз­ме­щён­ные на уров­не сво­дов (сев. цер­ковь мон. Кон­стан­ти­на Лип­са). Бла­го­да­ря мно­же­ст­ву окон ин­терь­ер за­лит све­том. На­ря­ду с боль­шим заль­ным под­ку­поль­ным цен­тром в нём су­ще­ст­ву­ют и ма­лень­кие про­стран­ст­вен­ные ячей­ки (ап­си­ды, уг­ло­вые ка­пел­лы, нар­текс и га­ле­рея над ним). Ин­терь­ер хра­ма, при всей це­ле­уст­рем­лён­но­сти гл. про­стран­ст­вен­ной идеи, вос­при­ни­ма­ет­ся как изо­щрён­ная, тон­ко рас­счи­тан­ная струк­ту­ра, где раз­но­об­ра­зие форм со­че­та­ет­ся с ус­той­чи­вой клас­сич. про­сто­той.

Монастырь Неа-Мони на о. Хиос (Греция). 1042–55.Фото В. М. Паппе

В от­да­лён­ных от Кон­стан­ти­но­по­ля стра­нах ви­зант. ори­ен­та­ции (Русь, Аб­ха­зия, Ала­ния и др.) хра­мы мог­ли иметь ог­ром­ные раз­ме­ры, ко­лон­ны за­ме­ня­лись в них стол­ба­ми (со­бор в Мо­к­ви, Аб­ха­зия, 960-е гг.; Со­фий­ский со­бор в Кие­ве, 1030–40-е гг.; Со­фий­ский со­бор в Нов­го­ро­де, 1045–51). За­ме­чат. дос­ти­же­ни­ем сред­не­ви­зант. ар­хи­тек­ту­ры ста­ло соз­да­ние осо­бо­го ти­па кре­сто­во-ку­поль­ных хра­мов, т. н. ок­та­го­нов на тром­пах, где ку­пол опи­ра­ет­ся на 8 опор с пе­ре­хо­дом к ба­ра­ба­ну че­рез тром­пы; в них уда­лось дос­тичь мак­си­маль­ной от­но­си­тель­но раз­ме­ров хра­ма ве­ли­чи­ны ку­по­ла и под­ку­поль­но­го про­стран­ст­ва. Хра­мы та­ко­го ти­па со­хра­ни­лись на тер­ри­то­рии Гре­ции; в од­них опо­ры со­став­ля­ют часть стен (ка­фо­ли­кон мон. Неа-Мо­ни на о. Хиос, 1042–55), в дру­гих – встрое­ны в кре­сто­во-ку­поль­ную ком­по­зи­цию (ка­фо­ли­ко­ны мо­на­сты­рей Оси­ос-Лу­кас в Фо­ки­де, ок. 1030, и Даф­ни, близ Афин, кон. 11 в.). Со­ору­жа­ют­ся и хра­мы др. ти­пов – ба­зи­ли­ки (Св. Со­фии в Ни­кее, ок. 1015), 3-не­фные заль­ные церк­ви с ку­по­лом (Св. Со­фии в Ох­ри­де, Ма­ке­до­ния, кон. 9 и нач. 11 вв.; ку­пол раз­ру­шен в 14 в.), три­кон­хи (ка­фо­ли­кон Ве­ли­кой Лав­ры на Афо­не, по­след­няя треть 10 в.), тет­ра­кон­хи (ц. Свя­тых Апо­сто­лов на Аго­ре в Афи­нах, ок. 1000–25), ро­тон­ды («Круг­лая цер­ковь» в Пре­сла­ве, Бол­га­рия, нач. 10 в.), кре­сто­об­раз­ные 5-ку­поль­ные хра­мы (пе­ре­стро­ен­ный по­сле 1063 Свя­то­го Мар­ка со­бор в Ве­не­ции) и др.

«Богоматерь с Младенцем». Мозаика в апсиде собора Святой Софии в Константинополе (Стамбул). 867.
Церковь Успения Богоматери в Дафни (ныне в Афинах). Ок. 1100.
Церковь Малая Митрополия в Афинах. Конец 12 в.

Фа­сад хра­ма трак­ту­ет­ся те­перь как со­во­куп­ность вы­де­лен­ных эле­мен­тов кар­ка­са зда­ния (ло­па­ток или по­лу­ко­лонн), про­ме­жут­ки ме­ж­ду ко­то­ры­ми за­пол­не­ны об­шир­ны­ми окон­ны­ми про­ёма­ми или уча­ст­ка­ми стен (ц. Па­на­гия-тон-Хал­ке­он в Фес­са­ло­ни­ках, ок. 1028). В осн. при­ме­ня­ет­ся клад­ка из плос­ко­го кир­пи­ча (плин­фы) с че­ре­до­ва­ни­ем вы­сту­паю­щих и «уто­п­лен­ных» ря­дов. Рас­про­стра­ня­ет­ся так­же узор­ча­тая клад­ка кир­пи­чей (ме­ан­д­ры, зиг­за­ги, по­реб­рик, кре­сты, псев­до­ку­фи­че­ские ор­на­мен­ты), ино­гда в со­че­та­нии со свет­лым тё­са­ным кам­нем (ц. Бо­го­ма­те­ри мон. Оси­ос-Лу­кас в Фо­ки­де, ок. 960; ц. Свя­тых Фео­до­ров, 1060–70-е гг., и др. церк­ви Афин), встав­ки из гла­зу­ро­ван­ных пли­ток, об­ли­цов­ка зда­ния мра­мор­ны­ми скульп­тур­ны­ми пли­та­ми (ц. Ма­лая Ми­тро­по­лия в Афи­нах, кон. 12 в.).

Свет­ская (кре­по­ст­ная и двор­цо­вая) ар­хи­тек­ту­ра в боль­шей сте­пе­ни, чем цер­ков­ная, сле­до­ва­ла ан­тич­ным и ран­не­ви­зан­тий­ским тра­ди­ци­ям; чис­ло до­шед­ших до нас со­ору­же­ний не­ве­ли­ко. Об ар­хи­тек­ту­ре имп. двор­ца в Кон­стан­ти­но­по­ле мож­но су­дить лишь по опи­са­ни­ям и сход­ным по­строй­кам ха­ли­фов из ди­на­стии Омей­я­дов в Си­рии (ме­четь Омей­я­дов в Да­ма­ске, 1-я пол. 8 в.) и Ис­па­нии [дво­рец Ма­ди­нат-аль-Зах­ра (Ме­ди­на-Асаа­ра) близ Кор­до­вы, 936–960], а так­же нор­манн­ских ко­ро­лей Си­ци­лии в Па­лер­мо (сер. 11 в.).

«Вознесение». Мозаика купола церкви Святой Софии в Фессалониках. Ок. 885.

Во 2-й пол. 9 в. сло­жи­лась но­вая ико­но­гра­фич. сис­те­ма де­ко­ра­ции кре­сто­во-ку­поль­но­го хра­ма, в об­раз­ной фор­ме вы­ра­жав­шая наи­бо­лее су­ще­ст­вен­ные чер­ты хри­сти­ан­ско­го ми­ро­вос­прия­тия и важ­ные бо­го­слов­ские идеи. В ку­по­ле, сим­во­ли­зи­ро­вав­шем не­бес­ный свод, изо­бра­жа­лись Хри­стос Все­дер­жи­тель или Воз­не­се­ние, в ба­ра­ба­не – про­ро­ки или апо­сто­лы,

в па­ру­сах – еван­ге­ли­сты, на сво­дах и в верх­них час­тях стен – еван­гель­ские со­бы­тия, в ниж­них час­тях стен – свя­тые, объ­е­ди­нён­ные по чи­нам свя­то­сти. Кон­ху ап­си­ды обыч­но за­ни­ма­ло изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри; с 11 в. за­кре­п­ля­ет­ся тра­ди­ция раз­ме­щать в ап­си­де так­же изо­бра­же­ния ев­ха­ри­стии и свя­ти­те­лей, что бы­ло свя­за­но с уси­ле­ни­ем влия­ния ли­тур­гии на ви­зант. иск-во. В зап. час­тях хра­ма час­то по­ме­ща­ли изо­бра­же­ния Ус­пе­ния Бо­го­ма­те­ри и Страш­но­го су­да.

«Сошествие во ад». Миниатюра из Трапезундского Евангелия. 2-я половина 10 в. Российская национальная библиотека (С.-Петербург).

В пер­вые де­ся­ти­ле­тия по­сле по­бе­ды ико­но­по­чи­та­ния в жи­во­пи­си ут­вер­жда­ет­ся рет­ро­спек­тив­ный клас­си­ци­стич. стиль, дос­тиг­ший куль­ми­на­ции в эпо­ху прав­ле­ния Кон­стан­ти­на VII Баг­ря­но­род­но­го (913–959) [ми­ниа­тю­ры ру­ко­пи­сей «Сло­ва Гри­го­рия На­зи­ан­зи­на», 879–882, Нац. б-ка, Па­риж; «Свит­ка Ии­су­са На­ви­на», сер. (?) 10 в., Б-ка Ва­ти­ка­на, и др.]. Мо­ну­мен­таль­ные ан­самб­ли это­го вре­ме­ни со­хра­ни­лись фраг­мен­тар­но (мо­заи­ки со­бо­ра Св. Со­фии в Кон­стан­ти­но­по­ле, 2-я пол. 9 в. и сер. 10 в.; «Воз­не­се­ние» в ку­по­ле ц. Св. Со­фии в Фес­са­ло­ни­ках, ок. 885). Ико­ны ран­не­го Ма­ке­дон­ско­го пе­рио­да не­мно­го­чис­лен­ны («Омо­ве­ние ног», «Свя­тые Зо­си­ма и Ни­ко­лай», 10 в., мон. Св. Ека­те­ри­ны на Си­нае, и др.). К кон. 10 в. в жи­во­пи­си на­чи­на­ют пре­об­ла­дать ху­дож. приё­мы, имею­щие це­лью уси­лить оду­хо­тво­рён­ность об­ра­зов: про­пор­ции уд­ли­ня­ют­ся, по­зы не име­ют ус­той­чи­во­сти, фи­гу­ры ка­жут­ся па­ря­щи­ми, боль­шое ко­ли­че­ст­во све­то­вых лу­чей, бе­лых или зо­ло­тых (ас­сист), про­ни­зы­ва­ют оде­ж­ды [ми­ниа­тю­ры «Ме­но­ло­гия» («Ме­ся­це­сло­ва») Ва­си­лия II Бол­га­ро­бой­цы (976–1025), Б-ка Ва­ти­ка­на; ико­на «Апо­стол Фи­липп», мон. Св. Ека­те­ри­ны на Си­нае, кон. 10 в.]. Вме­сте с тем со­хра­ня­ют­ся и клас­сич. чер­ты: об­ра­зы об­ла­да­ют пси­хо­ло­гич. тон­ко­стью, фор­ма – пла­стич. со­вер­шен­ст­вом, стиль – мяг­кой жи­во­пис­но­стью («Св. Ни­ко­лай со свя­ты­ми на по­лях», кон. 10 в., там же).

«Христос Пантократор». Камея из яшмы; золото, драгоценные камни. 10–11 вв. Константинополь (?). Из Благовещенского собора Московского Кремля. Музеи Московского Кремля.

Иск-во хри­сти­ан­ско­го Вос­то­ка 9–10 вв. по­ляр­но ви­зант. клас­си­циз­му; его чер­ты – уг­ло­ва­тость и эле­мен­тар­ность форм, от­сут­ст­вие ин­те­ре­са к про­стран­ст­вен­но­му прав­до­по­до­бию, пё­ст­рый ко­ло­рит (фре­ски пе­щер­ных хра­мов Кап­па­до­кии). Про­из­ве­де­ния «ви­зант. кру­га» соз­да­ют­ся в Гру­зии [фре­ски пе­щер­ных хра­мов в Да­вид-Га­ред­жа (9–11 вв.), Атен­ско­го Сио­на (1080) и др.] и Ар­ме­нии [фре­ски в ц. Св. Кре­ста (915–921) на о. Ах­та­мар, оз. Ван (ны­не – в Тур­ции); ми­ниа­тю­ры Эч­ми­ад­зин­ско­го Еван­ге­лия (989, Ма­те­на­да­ран, Ере­ван) и др.].

По­сле 1-й четв. 11 в. в ви­зант. жи­во­пи­си тра­ди­ции, свя­зан­ные с клас­си­циз­мом 10 в., от­сту­па­ют на вто­рой план. Об­ра­зы ста­но­вят­ся стро­ги­ми и ас­ке­тич­ны­ми; пре­дель­ная внутр. со­сре­до­то­чен­ность со­об­ща­ет ли­кам за­сты­лость, те­лес­ная пла­сти­ка при­об­ре­та­ет аб­ст­ракт­ную глад­кость и обоб­щён­ность, фор­мы мо­де­ли­ру­ют­ся ус­лов­ны­ми жё­ст­ки­ми лу­ча­ми све­та. На­ча­ло это­го про­цес­са мож­но ви­деть во фре­сках ц. Па­на­гии-тон-Хал­ке­он в Фес­са­ло­ни­ках; гл. ан­самб­ли – мо­заи­ки и фре­ски в ка­фо­ли­ко­не мон. Св. Луки (Оси­ос-Лу­кас) в Фо­ки­де (1030–1040-е гг.), в со­бо­ре Св. Со­фии в Кие­ве (кон. 1030-х – 1040-е гг.), в со­бо­ре Св. Со­фии в Ох­ри­де (ме­ж­ду 1037 и 1056); фре­ски в ц. Св. Ле­он­тия в Во­до­че [сер. (?) 11 в., ны­не – в Нар. му­зее, Ско­пье] и др. За­вер­шаю­щая фа­за раз­ви­тия иск-ва 2-й четв. 11 в. пред­ста­ёт в мо­заи­ках гл. хра­ма мон. Неа-Мо­ни на Хио­се (ок. 1049–56); в них прин­ци­пы ас­ке­тич. иск-ва со­че­та­ют­ся с ины­ми, близ­ки­ми клас­си­че­ским, ко­то­рые пол­но­стью во­зоб­ла­да­ют в жи­во­пи­си сле­дую­ще­го пе­рио­да.

«Благовестие Иоакиму и Анне». Мозаика в нартексе церкви Успения Богоматери в Дафни (Афины). Ок. 1100.
«Богоматерь» из деисуса. Деталь мозаики в южной галерее храма Святой Софии в Константинополе (Стамбул). 3-я четверть 13 в.

Во 2-й пол. 11 в. в ви­зант. жи­во­пи­си по­яв­ля­ет­ся но­вый тип об­ра­зов – ис­пол­нен­ных тон­кой оду­хо­тво­рён­но­сти, клас­си­че­ски кра­си­вых и спо­кой­ных: мо­заи­ки в ц. Ус­пе­ния в Ни­кее (1065–67, не сохр.) и в ц. Ус­пе­ния Бо­го­ма­те­ри в Даф­ни (ок. 1100). Про­из­ве­де­ния иск-ва ас­ке­тич. ори­ен­та­ции соз­да­ют­ся в это вре­мя на пе­ри­фе­рии (мо­заи­ки пор­та­ла и ап­си­ды со­бо­ра Св. Мар­ка в Ве­не­ции; мо­заи­ки в ц. Сан­та-Ма­рия-Ас­сун­та на ве­не­ци­ан­ском о. Тор­чел­ло; фре­ски гл. хра­ма мон. Бо­го­ро­ди­цы Еле­усы в Ве­лю­се, Ма­ке­до­ния, по­сле 1080, и др.). В 1-й пол. 12 в. клас­си­цизм пре­об­ла­да­ет во всех зна­чит. мо­заи­че­ских и фре­ско­вых ан­самб­лях: мо­заи­ки и фре­ски в со­бо­ре Ми­хай­лов­ско­го Зла­то­вер­хо­го мон. в Кие­ве (ме­ж­ду 1108 и 1113), мо­заи­ки в Ми­тро­по­лии в Сер­рах (нач. 12 в.), в юж. га­ле­рее хра­ма Св. Со­фии в Кон­стан­ти­но­по­ле и др.; мо­заи­ки, соз­дан­ные по за­ка­зу нор­манн­ских пра­ви­те­лей Си­ци­лий­ско­го ко­ро­лев­ст­ва, – в со­бо­ре Сан-Саль­ва­то­ре в Че­фа­лу (ок. 1148), Па­ла­тин­ской ка­пел­ле Ко­ро­лев­ско­го двор­ца (1140–50-е гг.) и ц. Сан­та-Ма­рия-дель-Ам­ми­ра­льо (Мар­то­ра­на; до 1151) в Па­лер­мо. Иную ли­нию в иск-ве 1-й пол. 12 в. пред­став­ля­ют об­ра­зы, по ху­дож. приё­мам бо­лее близ­кие сти­лю боль­ших мо­ну­мен­таль­ных ан­самб­лей 2-й четв. 11 в.: фре­ски в ц. Па­на­гии Фор­вио­тис­сы в Аси­ну на Ки­пре (1105–06) и др.; на Ру­си – в Нов­го­ро­де (в ба­ра­ба­не Со­фий­ско­го со­бо­ра, 1108; в Ни­ко­ло-Дво­ри­щен­ском со­бо­ре, ок. 1118, и в со­бо­ре Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы Ан­то­ние­ва мон., 1125); на се­ве­ре Ита­лии (мо­заи­ки нач. 12 в. в ка­пел­ле Зен со­бо­ра Св. Мар­ка в Ве­не­ции и др.). В ико­но­пи­си 12 в. бы­ли вы­ра­бо­та­ны иде­аль­ные ви­зант. об­раз и стиль, в ко­то­рых клас­сич. урав­но­ве­шен­ность со­че­та­лась с глу­бо­кой оду­хо­тво­рён­но­стью: «Вла­ди­мир­ская Бо­го­ма­терь», соз­дан­ная в Кон­стан­ти­но­по­ле в 1-й тре­ти 12 в. (ГТГ); мо­заи­че­ские ико­ны «Хри­стос Пан­то­кра­тор Елее­мон (Ми­ло­серд­ный)» (1-я пол. 12 в., Гос. му­зеи, Бер­лин), «Св. Ге­ор­гий» и «Св. Ди­мит­рий» [сер. (?) 12 в., мон. Ксе­но­фонт на Афо­не]; ряд тем­пер­ных икон 2-й пол. 12 в. – «Ле­ст­ви­ца Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка» и «Чу­до ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла в Хо­нах» (мон. Св. Ека­те­ри­ны на Си­нае), «Св. Гри­го­рий Чу­до­тво­рец» (Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург) и др.

«Святой Григорий Чудотворец». Икона. 2-я половина 12 в. Эрмитаж (С.-Петербург).
Палатинская капелла Королевского дворца (Палаццо Реале) в Палермо (Сицилия). Интерьер. Ок. 1130–43.

Во 2-й пол. – кон. 12 в. в ви­зант. иск-ве обо­ст­ря­ет­ся ин­те­рес к пе­ре­да­че спи­ри­туа­ли­стич. ха­рак­те­ра хри­сти­ан­ско­го об­раза, что бы­ло от­час­ти свя­за­но с ост­ры­ми бо­го­слов­ски­ми про­бле­ма­ми, об­су­ж­дав­ши­ми­ся в эту эпо­ху. Уси­ли­ва­ет­ся вни­ма­ние к эмо­цио­наль­ной сто­ро­не об­раза, к его пси­хо­ло­гич. вы­ра­зи­тель­но­сти. Та­ким ус­та­нов­кам со­от­вет­ст­ву­ет осо­бый экс­прес­сив­ный стиль, при­об­ре­таю­щий ино­гда край­не ост­рые фор­мы (т. н. ди­на­ми­че­ский стиль): фре­ски ц. Св. Пан­те­леимо­на в Не­ре­зи, Ма­ке­до­ния (1164), в мо­на­сты­рях Ва­то­пед и Раб­ду­ху на Афо­не (кон. 12 в.); мо­заи­ки в со­бо­ре Сан­та-Ма­рия-Нуо­ва в Мон­реа­ле на Си­ци­лии (1180–94); фре­ски ц. Св. Ге­ор­гия в Ста­рой Ла­до­ге (1180-е гг.), ц. Бла­го­ве­ще­ния в Ар­ка­жах в Нов­го­роде (ок. 1189) и др. Ва­ри­ан­том та­ко­го яв­ле­ния был «позд­не­ком­ни­нов­ский мань­е­ризм» конца 12 в. Ос­ле­пи­тель­ный свет, ви­тие­ва­тые спле­те­ния ли­ний, слож­ные по­во­ро­ты и чрез­мер­но вы­тя­ну­тые про­пор­ции фи­гур сви­де­тель­ст­ву­ют о стрем­ле­нии мак­си­маль­но оду­хо­тво­рить

«Архангел Михаил». Фрагмент фрески в апсиде церкви Святого Георгия в Курбиново (Македония). 1191.

ма­те­рию, сде­лать её бес­плот­ной (фре­ски ц. Св. Ге­ор­гия в Кур­би­но­во, Ма­ке­до­ния, 1191; церк­вей Св. Ни­ко­лая Кас­ни­ци­са и Свя­тых Кос­мы и Да­миа­на в Кас­то­рии, обе – по­след­няя треть 12 в., и др.). В это же вре­мя в иск-ве про­должа­ло жить и клас­сич. на­прав­ле­ние [фре­ски ц. Оси­ос-Да­вид в Фес­са­ло­ни­ках (по­след­няя треть 12 в.) и Дмит­ри­ев­ско­го со­бо­ра во Вла­ди­ми­ре (ок. 1195)]: рит­ми­ка сцен спо­кой­на и раз­ме­рен­на, фи­гу­ры и по­зы на­по­ми­на­ют ан­тич­ную пла­сти­ку, об­ра­зы от­ли­ча­ют­ся бла­го­род­ной кра­со­той, на всех ли­цах – пе­чать раз­мыш­ле­ния.

На ру­бе­же 12–13 вв. об­ра­зо­ва­лось ху­дож. на­прав­ле­ние («ис­кус­ст­во ок. 1200»), по сво­им ус­та­нов­кам про­ти­во­по­лож­ное «ди­на­ми­че­ско­му» и «мань­е­ри­сти­че­ско­му», от­ли­чаю­щее­ся мо­ну­мен­таль­но­стью, ве­ли­чи­ем и яс­но­стью об­раза, ла­ко­низ­мом жи­во­пис­ных средств (фре­ски в мон. Св. Ио­ан­на Бо­го­сло­ва на о. Пат­мос, ряд икон в мон. Св. Ека­те­ри­ны на Си­нае). Тра­ди­ции его оп­ре­де­ля­ют иск-во и ран­не­го 13 в. (фре­ски Сер­бии – ц. Ус­пе­ния Бо­го­ро­ди­цы мон. Сту­де­ни­ца, 1208–1209; Гру­зии – церк­ви в Кинц­ви­си, до 1208; ряд рус. икон «до­мон­голь­ско­го» пе­рио­да).

При­клад­ное иск-во в сред­не­ви­зант. пе­ри­од пе­ре­жи­ва­ло по­ру рас­цве­та. Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли отд. пла­сти­ны и трип­ти­хи из сло­но­вой кос­ти, из­де­лия из пе­ре­го­род­ча­той эма­ли, се­реб­ра (со­су­ды, ре­ли­к­ва­рии, ок­ла­ды икон и т. п.), мед­ные и брон­зо­вые из­де­лия (в т. ч. брон­зо­вые вра­та церк­вей), со­су­ды и ка­меи из по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней, ке­ра­мич. ико­ны, де­ко­ра­тив­ные па­не­ли из цвет­ных мра­мо­ров. Со­хра­ни­лось боль­шое ко­ли­че­ст­во мра­мор­ных ал­тар­ных пре­град, рез­ных фи­гур­ных и ор­на­мен­таль­ных ка­пи­те­лей.

Позд­не­ви­зан­тий­ская эпо­ха. Па­де­ние Ви­зант. им­пе­рии по­сле за­вое­ва­ния Кон­стан­ти­но­по­ля кре­сто­нос­ца­ми в 1204 сде­ла­ло прак­ти­че­ски не­воз­мож­ным хра­мо­вое строи­тель­ст­во на ок­ку­пи­ро­ван­ных тер­ри­то­ри­ях. Оно осу­ще­ст­в­ля­лось толь­ко на зем­лях, сво­бод­ных от лат. ок­ку­па­ции; ме­ст­ные ар­хит. тра­ди­ции здесь не­ред­ко со­че­та­лись с ино­зем­ны­ми влия­ния­ми. Ар­хи­тек­ту­ра со­бо­ра Св. Со­фии в Тра­пе­зун­де (ме­ж­ду 1238 и 1263) с его об­шир­ны­ми от­кры­ты­ми пор­ти­ка­ми име­ет арм., груз. и сель­джук­ские эле­мен­ты. В Сер­бии фор­ми­ру­ет­ся са­мо­сто­ят. т. н. раш­ская шко­ла (кон. 12–13 вв.), со­еди­няю­щая осн. ви­зант. тра­ди­ции с отд. ро­ман­ски­ми. В сто­ли­це Эпир­ско­го дес­по­та­та Ар­те воз­во­дит­ся гран­ди­оз­ная ц. Па­на­гии Па­ри­го­ри­тис­сы (ок. 1283–96) – 5-ку­поль­ный храм на 8 опо­рах, имею­щий ряд зап.-ев­роп. черт во внеш­нем об­ли­ке и де­ко­ре.

«Ангел». Фрагмент фрески «Жёны-мироносицы у Гроба Господня» из церкви Вознесения в монастыре Милешева (Сербия). До 1228.

По­сле па­де­ния Кон­стан­ти­но­по­ля мн. греч. мас­те­ра эмиг­ри­ро­ва­ли в бал­кан­ские и ма­ло­азий­ские цен­тры. Идеи, оп­ре­де­лив­шие ви­зант. жи­во­пись ран­не­го 13 в., ос­та­ва­лись ак­ту­аль­ны­ми на про­тя­же­нии все­го сто­ле­тия, хо­тя по­лу­чи­ли др. фор­му вы­ра­же­ния, ос­но­ван­ную на об­нов­лён­ном клас­сич. идеа­ле. Они ста­ли оче­вид­ны уже в 1220–30-х гг. (фре­ски ц. Воз­не­се­ния в мон. Ми­ле­ше­ва, Сер­бия, до 1228), но дос­тиг­ли выс­шей точ­ки раз­ви­тия в 1260-х гг. (фре­ски ц. Св. Трои­цы в мон. Со­по­ча­ны, Сер­бия, ок. 1265, и др.). Жи­во­пись кон. 13 в. от­ли­ча­ет по­вы­шен­ная мо­ну­мен­таль­ность и па­те­ти­ка (мо­заи­ки ц. Па­на­гии Па­ри­го­ри­тис­сы в Ар­те, 1290-е гг.; фре­ски ц. Бо­го­ро­ди­цы Пе­рив­леп­ты в Ох­ри­де, 1294–1295). Ори­ги­наль­ные про­из­ве­де­ния, по­вто­ряю­щие ви­зант. ико­но­гра­фию и осн. приё­мы сти­ля и при этом все­гда со­хра­няю­щие су­гу­бо ме­ст­ные тра­ди­ции, соз­да­ют­ся в 12–13 вв. на хри­сти­ан­ском Вос­то­ке: в Си­рии и Па­ле­сти­не во вре­ме­на су­ще­ст­во­ва­ния го­су­дарств кре­сто­нос­цев, в Гру­зии (мо­заи­ки со­бо­ра в Ге­ла­ти, 1125–30; ми­ниа­тю­ры ру­ко­пи­сей), в Ар­ме­нии (ми­ниа­тю­ры ки­ли­кий­ской шко­лы и осо­бен­но круп­ней­ше­го её мас­те­ра То­ро­са Рос­ли­на). Осо­бую груп­пу в иск-ве 13 в. со­став­ля­ют ико­ны, на­пи­сан­ные для ка­то­лич. пре­ла­тов или ры­ца­рей-кре­сто­нос­цев; в них при­чуд­ли­во сме­ши­ва­ют­ся ви­зант. и зап. чер­ты.

С от­вое­ва­ни­ем Кон­стан­ти­но­по­ля (1261), вос­ста­нов­ле­ни­ем Ви­зант. им­пе­рии и во­ца­ре­ни­ем ди­на­стии Па­лео­ло­гов ожив­ля­ет­ся ар­хит. дея­тель­ность, од­на­ко в це­лом на про­тя­же­нии все­го по­след­не­го пе­рио­да су­ще­ст­во­ва­ния В., во вре­ме­на силь­ней­ше­го обед­не­ния гос-ва, стро­ят ма­ло. В Кон­стан­ти­но­по­ле – это толь­ко при­строй­ки к ста­рым со­ору­же­ни­ям (в церк­вах мо­на­сты­рей Хо­ра и Пам­ма­ка­ри­стос, в ц. Св. Фео­до­ра). Бо­лее ак­тив­ным бы­ло строи­тель­ст­во в Фес­са­ло­ни­ках (церк­ви Свя­тых Апо­сто­лов, 1310–1314, Св. Ека­те­ри­ны, нач. 14 в., и др.). Ори­ги­наль­ная ар­хит. шко­ла сло­жи­лась в Серб­ском ко­ро­лев­ст­ве, на­хо­див­шем­ся в это вре­мя в рас­цве­те. В ви­зант. зод­че­ст­ве по-преж­не­му пре­об­ла­да­ют хра­мы на че­ты­рёх ко­лон­нах. Ино­гда воз­во­дят­ся ок­та­го­ны на тром­пах (ц. Свя­тых Фео­до­ров в Ми­ст­ре, 1290–96), ба­зи­ли­ки (Ка­то-­Па­на­гия в Ар­те, 1250–70) и др. В позд­ний пе­ри­од (кон. 14 – 1-я четв. 15 вв.) по­лу­ча­ют рас­про­стра­не­ние три­кон­хи, став­шие осн. ти­пом хра­мов в Сер­бии [т. н. мо­рав­ская шко­ла – церк­ви в мо­на­сты­рях в Ра­ва­ни­це (1375–77), Ре­са­ве (1406–1418), Ка­ле­ни­че (1407–13)]. В сто­ли­це Мо­рей­ско­го дес­по­та­та Ми­ст­ре стро­ят­ся ба­зи­ли­ки с кре­сто­во-ку­поль­ным верх­ним яру­сом (Афен­ди­ко – ка­фо­ли­кон мон. Врон­до­хи­он, 1310–22, и др.). Позд­не­ви­зан­тий­ское зод­че­ст­во в це­лом от­ли­ча­ется дроб­но­стью и жи­во­пис­но­стью ком­по­зи­ций, вер­ти­ка­ли­за­ци­ей про­стран­ст­ва и изы­скан­ной де­ко­ра­тив­но­стью де­та­лей. Хра­мы об­рас­та­ют эк­зо­нар­тек­са­ми, об­ход­ны­ми га­ле­рея­ми и при­де­ла­ми (па­ра­клес­сио­ны) с ку­по­ла­ми, бла­го­да­ря че­му воз­ни­ка­ют 5- (ц. Свя­тых Апо­сто­лов, ок. 1310–14) и да­же 7-ку­поль­ные ком­по­зи­ции (ц. Св. Ильи Про­ро­ка, 1360–1370-е гг.; обе – в Фес­са­ло­ни­ках). Ана­ло­гич­ные яв­ле­ния от­ме­ча­ют­ся и в серб. ар­хи­тек­ту­ре (ц. Бла­го­ве­ще­ния в Гра­ча­ни­це, Сер­бия, ок. 1320).

В иск-ве это­го пе­рио­да оче­ви­ден об­щий подъ­ём, ин­те­рес к клас­сич. цен­но­стям, об­ра­ще­ние к об­раз­ам бо­лее жиз­нен­ным и кон­крет­ным, ус­та­нов­ка на не­ко­то­рое сбли­же­ние са­краль­но­го с че­ло­ве­че­ским (мо­заи­че­ский деи­сус в юж. га­ле­рее хра­ма Св. Со­фии в Кон­стан­ти­но­по­ле, 3-я четв. 13 в.). В 1-й четв. 14 в. с осо­бен­ной по­сле­до­ва­тель­но­стью осу­ще­ст­в­ля­лась ори­ен­та­ция на ан­тич­ное про­шлое и куль­ти­ви­ро­вал­ся утон­чён­ный клас­си­цизм, бла­го­да­ря че­му куль­ту­ра это­го пе­рио­да при­об­ре­ла назв. «Па­лео­ло­гов­ский ре­нес­санс». Идеа­лы иск-ва этой эпо­хи, его бле­стя­щий ар­ти­стизм и рет­ро­спек­ти­визм во­пло­ти­лись в ан­самб­ле мо­за­ик и фре­сок церк­ви мон. Хо­ра (Ках­рие-джа­ми; 1315–21), в мо­заи­ках ц. Бо­го­ма­те­ри Пам­ма­ка­ри­сты (Фе­тие-джа­ми; ок. 1310) в Кон­стан­ти­но­по­ле, в мо­заи­ках и фре­сках ц. Свя­тых Апо­сто­лов (ок. 1310–14) и фре­сках ц. Св. Ни­ко­лая Ор­фа­но­са (1320-е гг.) в Фес­са­ло­ни­ках, в рос­пи­сях церк­вей Сер­бии (Свя­тых Ио­а­ки­ма и Ан­ны в Сту­де­ни­це, 1314; Св. Ге­ор­гия в мон. Ста­ро-На­го­ри­чи­но, 1316–18, и др.). Для икон это­го пе­рио­да ха­рак­тер­ны кра­со­та лиц, бо­гат­ст­во пси­хо­ло­гич. от­тен­ков, клас­сич. гар­мо­ния сти­ля: «12 апо­сто­лов» (ГМИИ); дву­сто­рон­ние ико­ны «Хри­стос Пси­хо­со­ст­рис» (на обо­ро­те – «Рас­пя­тие») и «Бо­го­ро­ди­ца Пси­хо­со­ст­рия» (на обо­ро­те – «Бла­го­ве­ще­ние»; обе – в Га­ле­рее икон, Ох­рид). По­лу­ча­ют рас­про­стра­не­ние ма­лень­кие изящ­ные мо­заи­че­ские икон­ки, из­го­тов­ляв­шие­ся в сто­лич­ных, ско­рее все­го имп., мас­тер­ских («Че­ты­ре свя­ти­те­ля», Эр­ми­таж; «12 празд­ни­ков», му­зей со­бо­ра Сан­та-Ма­рия-дель-Фьо­ре, Фло­рен­ция, и др.).

«Сошествие во ад». Фреска в апсиде пареклесиона церкви монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе (Стамбул). 1315–21.

1330–40-е гг. – вре­мя не­ста­биль­но­сти в цер­ков­ной и об­ществ. жиз­ни. В иск-ве идеа­лы «Па­лео­ло­гов­ско­го ре­нес­сан­са» ис­чер­пы­ва­ют­ся, ху­дож. об­ра­зы от­ли­ча­ют­ся ост­ро­той и экс­прес­си­ей, ак­цен­ти­ро­ван­но­стью ду­шев­ных пе­ре­жи­ва­ний, пси­хо­ло­гич. прон­зи­тель­но­стью; вы­ра­жа­ют ре­лиг. вдох­но­ве­ние, стра­да­ние, на­пря­же­ние [ми­ниа­тю­ры Но­во­го За­ве­та с Псал­ти­рью (ГИМ), ико­ны «Ио­анн Кре­сти­тель» (Эр­ми­таж), «Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец» (мон. Де­ча­ны, Сер­бия), «Хри­стос Пан­то­кра­тор» (Ви­зант. му­зей, Афи­ны)]. По­сле по­бе­ды иси­ха­ст­ской пар­тии свт. Гри­го­рия Па­ла­мы на со­бо­ре 1351 ат­мо­сфе­ра иск-ва ме­ня­ет­ся. Ис­че­за­ют тре­вож­ные но­ты и дис­со­нан­сы сти­ля, глав­ное в об­раз­ах – тор­жест­вен­ное ве­ли­чие и свет­лая, да­же сияю­щая на­стро­ен­ность. Ико­но­гра­фия в ещё боль­шей сте­пе­ни, чем рань­ше, при­зва­на во­пло­тить ре­лиг. сим­во­ли­ку. Сю­же­ты час­то ос­но­вы­ва­ют­ся на слож­ном бо­го­слов­ском тол­ко­ва­нии (ико­на «Бо­го­ма­терь и ап. Ио­анн Бо­го­слов» с изо­бра­же­ни­ем «Ви­де­ния про­ро­ков Ав­ва­ку­ма и Ие­зе­кии­ля» на обо­ро­те, ок. 1371, Ар­хео­ло­гич. му­зей, Со­фия). Роль икон – мо­лен­ных об­ра­зов – в про­стран­ст­ве хра­ма очень ве­ли­ка; не­ред­ко они име­ют те­перь чрез­вы­чай­но круп­ные раз­ме­ры. Соз­да­ют­ся мас­штаб­ные мно­го­фи­гур­ные деи­сус­ные чи­ны («Вы­соц­кий чин», 1387–95, ГТГ; деи­су­сы из мо­на­сты­рей Ва­то­пед и Хи­лан­дар на Афо­не), как и по­яс­ные изо­бра­же­ния Хри­ста, Бо­го­ма­те­ри, свя­тых. Ли­ки с ле­жа­щи­ми на них лу­ча­ми силь­но­го све­та вы­гля­дят сияю­щи­ми. Те­ма «обо­же­ния», оза­ре­ния «Бо­же­ст­вен­ны­ми энер­гия­ми» и со­от­вет­ст­вую­щей это­му ду­хов­ной про­свет­лён­но­сти ста­но­вит­ся од­ной из важ­ней­ших (ико­ны «Хри­стос Пан­то­кра­тор», ок. 1363, Эр­ми­таж; «Ар­хан­гел Ми­ха­ил», Ви­зант. му­зей, Афи­ны; центр. ико­ны деи­су­са в Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, ок. 1390, соз­дан­ные, воз­мож­но, Фео­фа­ном Гре­ком; ико­на «Дон­ская Бо­го­ма­терь» с «Ус­пе­ни­ем» на обо­ро­те, 1390-е гг., ГТГ; фре­ски в ц. Бо­го­ма­те­ри Пе­рив­леп­ты в Ми­ст­ре, 1360–70-е гг., и др.). Экс­прес­сив­ное на­прав­ле­ние 2-й пол. 14 в., при­зван­ное вы­ра­зить мис­тич. сущ­ность уче­ния Гри­го­рия Па­ла­мы, пред­став­ля­ют фре­ски Фео­фа­на Гре­ка в ц. Спа­са Пре­об­ра­же­ния в Нов­го­ро­де (1378). Про­свет­лён­ность и ли­рич. ок­ра­шен­ность ха­рак­тер­ны для иск-ва все­го ви­зант. ми­ра 1-й пол. 15 в.: фре­ски ц. Бо­го­ма­те­ри Пан­та­нас­сы в Ми­ст­ре (ок. 1428), мо­рав­ской шко­лы в Сер­бии (в Ре­са­ве и Ка­ле­ни­че), ико­ны и фре­ски Ан­д­рея Руб­лё­ва. Мо­ну­мен­таль­ный стиль 1360-х гг. воз­ро­ж­да­ет­ся, прав­да, в бо­лее су­хом ака­де­мич. ва­ри­ан­те, в сер. 15 в. (ико­на «Хри­стос Пан­то­кра­тор», ГМИИ, и мн. др.), в са­мом кон­це су­ще­ст­во­ва­ния В., что сви­де­тель­ст­ву­ет о стрем­ле­нии к рес­тав­ра­ции бы­лых ве­ли­ких цен­но­стей в пе­ри­од рас­па­да ви­зант. го­су­дар­ст­вен­но­сти. По­стви­зан­тий­ское ис­кус­ст­во 2-й пол. 15–17 вв. (по­сле па­де­ния В.), соз­да­вав­шее­ся в Гре­ции, в мо­на­сты­рях Афо­на, на Кри­те, по­вто­ря­ло ста­рые ви­зант. об­раз­цы и в луч­ших сво­их про­из­ве­де­ни­ях от­ли­ча­лось вы­со­ким ре­мес­лен­ным мас­тер­ст­вом.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19