«Смутное время» (сер. 3 – кон. 6 вв.)

Пра­ви­те­ли но­вых го­су­дарств пы­та­лись ор­га­ни­зо­вать управ­ле­ние под­вла­ст­ны­ми тер­ри­то­рия­ми по преж­ним, им­пер­ским об­раз­цам: при­дер­жи­ва­лись тра­диц. прин­ци­пов фор­ми­ро­ва­ния и ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты бю­ро­кра­тич. ап­па­ра­та, со­блю­да­ли древ­ние обы­чаи. Од­на­ко по сво­ей су­ти их власть силь­но от­ли­ча­лась от «клас­си­че­ской» им­пер­ской сис­те­мы, стро­ив­шей­ся на без­ус­лов­ном при­ори­те­те гражд. ад­ми­ни­ст­ра­ции. По­сле сво­его во­ца­ре­ния Цао Цао (в Вэй), Лю Бэй (в Шу) и Сунь Цю­ань (в У) ос­та­ва­лись, как и пре­ж­де, в пер­вую оче­редь во­ен. ли­де­ра­ми. Они опи­ра­лись на ар­мию, но не на вой­ска, под­чи­нён­ные гос. уч­ре­ж­де­ни­ям, а на свои собств. во­ин­ские фор­ми­ро­ва­ния, со­сто­яв­шие из лич­но пре­дан­ных ко­ман­ди­ров и сол­дат. «Во­е­ни­за­ция» вла­сти на­блю­да­лась и на ме­ст­ном уров­не: гла­вен­ст­во здесь пе­ре­шло от чи­нов­ничь­ей ад­ми­ни­ст­ра­ции к ли­де­рам ре­гио­наль­ных элит, то­же об­за­вед­шим­ся «лич­ны­ми вой­ска­ми».

«Вое­ни­за­ция» не спо­соб­ст­во­ва­ла уп­ро­че­нию по­зи­ций пра­вя­щих до­мов трёх царств. В Вэй в 249 ре­аль­ная власть пе­ре­шла в ру­ки пол­ко­вод­цев из ро­да Сы­ма, ко­то­рые в 265 сверг­ли дом Цао и про­воз­гла­си­ли соз­да­ние гос-ва Цзинь. В Шу по­сле смер­ти Лю Бэя власть за­хва­тил вое­на­чаль­ник Чжу­гэ Лян. В У по­сле дли­тель­ной меж­до­усо­би­цы к 252 пра­вя­щий дом фак­ти­че­ски ли­шил­ся вла­ст­ных пол­но­мо­чий. Во­ен. про­ти­во­стоя­ние трёх царств за­кон­чи­лось по­бе­дой Цзинь, под эги­дой ко­то­ро­го весь К. к 280 был вновь объ­е­ди­нён.

Им­пе­рия Цзинь ока­за­лась край­не не­проч­ным об­ра­зо­ва­ни­ем. По­сле смер­ти цзинь­ско­го вла­сти­те­ля Сы­ма Яня (265–290) в стра­не на­ча­лась меж­до­усоб­ная вой­на, про­дол­жав­шая­ся до 306. Внутр. рас­пря­ми в им­пе­рии вос­поль­зо­ва­лись ко­че­вые и по­лу­ко­че­вые на­ро­ды, оби­тав­шие на её сев. и сев.-зап. ру­бе­жах. В 316 они раз­гро­ми­ли цзинь­скую ар­мию, за­хва­ти­ли сто­ли­цу и пле­ни­ли им­пе­ра­то­ра. Цзинь ут­ра­ти­ла свои сев. тер­ри­то­рии. Под её кон­тро­лем ос­та­лись лишь центр. и юго-вост. рай­оны К. (шесть с по­ло­ви­ной об­лас­тей из 21, со­став­ляв­ших цзинь­скую им­пе­рию).

«Властелины разных династий». Художник Янь Либэнь. Фрагмент свитка на шёлке с изображением императора Вэнь Ди, сопровождаемого служанками. 7 в. Музей изящных искусств (Бостон).Пе­ри­од кит. ис­то­рии с 317 по 419 при­ня­то име­но­вать Вос­точ­ная Цзинь. Сто­ли­цей гос-ва в это вре­мя был Цзинь­кан. С рас­па­дом им­пе­рии Цзинь сев. зем­ли К. в те­че­ние двух с по­ло­ви­ной ве­ков раз­ви­ва­лись фак­ти­че­ски обо­соб­лен­но от юж­ных, ис­пы­ты­вая силь­ное влия­ние ино­зем­ных за­вое­ва­те­лей. Это на­ло­жи­ло от­пе­ча­ток на даль­ней­шее раз­ви­тие стра­ны (см. Юж­ных и Се­вер­ных ди­на­стий эпо­ха).

Со 2-й четв. 4 в. сев.-кит. тер­ри­то­рии пре­вра­ти­лись в аре­ну борь­бы ме­ж­ду бы­ст­ро сме­няв­ши­ми друг дру­га и по­сто­ян­но вра­ж­до­вав­ши­ми ме­ж­ду со­бой цар­ст­ва­ми и ми­ни-им­пе­рия­ми, ко­то­рые ча­ще все­го соз­да­ва­лись во­ж­дя­ми хлы­нув­ших сю­да не­ки­тай­ских на­ро­дов. К сер. 4 в. в Сев. К. су­ще­ст­во­ва­ло 7 го­су­дарств, в 384–409 – 12. Гл. опо­рой их вла­сти­те­лей ос­та­ва­лась во­ен. си­ла. В то же вре­мя для удер­жа­ния вла­сти над пре­об­ла­дав­шим кит. на­се­ле­ни­ем за­вое­ва­те­ли при­вле­ка­ли кит. со­вет­ни­ков и соз­да­ва­ли адм. ап­па­рат по ти­пу тра­диц. ки­тай­ско­го. Ино­гда прак­ти­ко­ва­лось раз­дель­ное управ­ле­ние ме­ст­ным на­се­ле­ни­ем и за­вое­ва­те­ля­ми по при­ня­тым у тех и дру­гих за­ко­нам.

Им­пе­рия Вост. Цзинь, как и её пред­ше­ст­вен­ни­ца, бы­ла до­воль­но не­проч­ной. В сре­де вост.-цзинь­ской зна­ти бы­ли силь­ны се­па­ра­ти­ст­ские на­строе­ния и шла по­сто­ян­ная меж­до­усоб­ная борь­ба. С ос­но­ва­ни­ем в 420 пол­ко­вод­цем Лю Юем на ба­зе Вост. Цзинь им­пе­рии Юж­ная Сун в центр. и юго-вост. рай­онах К. на ко­рот­кое вре­мя во­зоб­ла­да­ла тен­ден­ция к цен­тра­ли­за­ции. Од­на­ко Юж. Сун про­су­ще­ст­во­ва­ла не­дол­го. В 479 пол­ко­во­дец Сяо Дао­чэн за­хва­тил власть и ос­новал но­вую ди­на­стию – Юж­ная Ци. Её, в свою оче­редь, в ре­зуль­та­те вер­ху­шеч­но­го пе­ре­во­ро­та в 501 сме­ни­ла ди­на­стия Лян, а ту в 551 – Чэнь. По­ли­тич. не­ста­биль­ность обу­сло­ви­ла даль­ней­шее сни­же­ние ав­то­ри­те­та вер­хов­ной вла­сти в юж.-кит. зем­лях и уси­ле­ние усо­биц. Си­туа­цию ос­лож­ня­ли час­тые нар. вос­ста­ния и не­удач­ные вой­ны с Се­ве­ром, в ре­зуль­та­те ко­то­рых юж. ди­на­стии ли­ши­лись час­ти по­ру­беж­ных тер­ри­то­рий.

Схо­жие про­цес­сы про­те­ка­ли и в сев.-кит. зем­лях, где уси­ли­лась ос­но­ван­ная в 386 таб­га­ча­ми (од­на из вет­вей сянь­би) им­пе­рия Се­вер­ная Вэй. В ней про­ис­хо­ди­ло по­сте­пен­ное сбли­же­ние таб­гач­ских и кит. пра­вя­щих вер­хов, бы­ла вве­де­на кит. сис­те­ма де­ле­ния стра­ны на об­лас­ти и уез­ды, кит. шка­ла чи­нов­ничь­их долж­но­стей, упо­ря­до­че­на на­ло­го­вая сис­те­ма. К кон. 5 в. знат­ным таб­гач­ским ро­дам сев.-вэй­ский двор пред­пи­сал сме­нить фа­ми­лии на ки­тай­ские и за­пре­тил но­ше­ние не­ки­тай­ской оде­ж­ды. Сто­ли­ца им­пе­рии бы­ла пе­ре­не­се­на из г. Пин­чэн в од­ну из ста­рых кит. сто­лиц – Ло­ян. При­ну­дит. ки­таи­за­ция вы­зы­ва­ла ост­рое не­до­воль­ст­во таб­гач­ской зна­ти и ар­мии. В 523 вос­ста­ли вой­ска в сев. рай­онах им­пе­рии. На­чав­шие­ся по­сле это­го меж­до­усо­би­цы при­ве­ли в 534–535 к рас­ко­лу Сев. Вэй на Вост. Вэй и Зап. Вэй. В ре­зуль­та­те по­сле­дую­щих двор­цо­вых пе­ре­во­ро­тов в Вост. Вэй в 550 ут­вер­дилась но­вая ди­на­стия и об­ра­зо­ва­лось гос-во Се­вер­ная Ци. То же са­мое про­изо­ш­ло в За­пад­ной Вэй, ко­то­рая в 557 пре­вра­ти­лась в Се­вер­ную Чжоу. Про­ти­во­бор­ст­во ме­ж­ду эти­ми дву­мя го­су­дар­ст­ва­ми за­кон­чи­лось в 577 раз­гро­мом Сев. Ци и объ­е­ди­не­ни­ем сев.-кит. зе­мель под эги­дой Сев. Чжоу. В 581 в Сев. Чжоу про­изо­шёл пе­ре­во­рот и власть пе­ре­шла к пол­ко­вод­цу Ян Цзя­ню (пра­вил под име­нем Вэнь Ди до 604), ко­то­рый про­воз­гла­сил се­бя ос­но­ва­те­лем ди­на­стии Суй. В 589 ему уда­лось раз­гро­мить и при­со­еди­нить к сво­им вла­де­ни­ям Чэнь. По­сле дли­тель­но­го пе­рио­да по­ли­тич. рас­па­да К. был вновь объ­е­ди­нён.

Пе­ри­од раз­дроб­лен­но­сти тя­же­ло от­ра­зил­ся на эко­но­ми­ке К. По­сто­ян­ные вой­ны и ино­зем­ные на­ше­ст­вия на­ру­ши­ли ра­бо­ту от­ла­жен­но­го ве­ка­ми эко­но­мич. ме­ха­низ­ма, мн. го­ро­да бы­ли со­жже­ны или раз­граб­ле­ны, часть на­се­ле­ния ис­треб­ле­на, тор­гов­ля за­чахла. Од­на­ко и в эти «смут­ные» вре­ме­на пра­ви­те­ли, стре­мясь по­пол­нить каз­ну, в той или иной сте­пе­ни всё же за­ни­ма­лись ор­га­ни­за­ци­ей хо­зяйств. жиз­ни на под­кон­троль­ных тер­ри­то­ри­ях. В пе­ри­од Трое­цар­ст­вия в Вэй и У, а в по­сле­дую­щие го­ды и в др. кит. го­су­дар­ст­вах ши­ро­ко прак­ти­ко­ва­лось соз­да­ние во­ен. по­се­ле­ний (тунь тянь). Но ве­ду­щей фор­мой ор­га­ни­за­ции с. х-ва в 3–6 вв. ста­ла т. н. на­дель­ная сис­те­ма зем­ле­вла­де­ния. Пред­став­ле­ние о ней да­ёт со­хра­нив­ший­ся дек­рет о её вве­де­нии в им­пе­рии Цзинь в 280, со­глас­но ко­то­ро­му ка­ж­дый взрос­лый муж­чи­на имел пра­во по­лу­чить в поль­зо­ва­ние 70 му зем­ли (му – ме­ра пло­ща­ди в К., ве­ли­чи­на ко­то­рой не­од­но­крат­но ме­ня­лась) и ещё 30 му на свою суп­ру­гу. Кро­ме то­го, ему вме­ня­лось в обя­зан­ность об­ра­ба­ты­вать до­пол­ни­тель­но 50 му за се­бя и 20 му за суп­ру­гу, уро­жай с ко­то­рых це­ли­ком по­сту­пал в каз­ну. Сверх это­го ка­ж­дое до­мо­хо­зяй­ст­во бы­ло обя­за­но пла­тить под­вор­ную по­дать тка­ня­ми. Чи­нов­ни­кам так­же по­ла­га­лись зе­мель­ные вла­де­ния (пре­дос­тав­ля­лись вме­сто жа­ло­ва­нья), но бо­лее круп­ные. В за­ви­си­мо­сти от ран­га чи­нов­ни­ка они со­став­ля­ли от 10 до 50 цин (1 цин – 100 му). Зем­ли чи­нов­ни­ков долж­ны бы­ли об­ра­ба­ты­вать при­пи­сан­ные к ним про­сто­лю­ди­ны.

На­дель­ная сис­те­ма зем­ле­вла­де­ния, по­сто­ян­но кор­рек­ти­ро­вав­шая­ся, про­су­ще­ст­во­ва­ла в К. в те­че­ние не­сколь­ких ве­ков. На­ря­ду с ней со­хра­ня­лось ча­ст­ное зем­ле­вла­де­ние. Об­ла­да­те­ли круп­ных и ср. зе­мель­ных вла­де­ний, как пра­ви­ло, сда­ва­ли зем­лю за со­от­вет­ст­вую­щую пла­ту в арен­ду. До­хо­ды от ча­ст­но­го зем­ле­вла­де­ния бы­ли зна­чи­тель­ны­ми, они обес­пе­чи­ва­ли их по­лу­ча­те­лю вес в об­ще­ст­ве, да­ва­ли воз­мож­ность за­нять оп­ре­де­лён­ную адм.-управ­ленч. долж­ность. Слой круп­ных и ср. ча­ст­ных зем­ле­вла­дель­цев в кит. ис­точ­ни­ках име­ну­ет­ся «силь­ны­ми до­ма­ми» или «боль­ши­ми до­ма­ми». Та­кие «до­ма» су­ще­ст­во­ва­ли ещё в эпо­ху Хань, но в 3–6 вв. их чис­ло зна­чи­тель­но уве­ли­чи­лось, а по­ли­тич. влия­ние воз­рос­ло.

В жиз­ни кит. го­ро­да в 3–6 вв. не про­изош­ло су­ще­ст­вен­ных пе­ре­мен. Го­ро­да по-преж­не­му бы­ли гл. обр. адм. и во­ен. цен­тра­ми. На се­ве­ре К. во мно­гих из них за­кре­пи­лась при­шлая знать ко­че­вых на­ро­дов.

3–6 вв. – пе­ри­од оп­ре­де­лён­ной ар­хаи­за­ции кит. об­ще­ст­ва и его рас­па­да на обо­соб­лен­ные ме­ст­ные со­об­ще­ст­ва. Этот про­цесс был обу­слов­лен ос­лаб­ле­ни­ем центр. вла­сти, на­ту­ра­ли­за­ци­ей хо­зяй­ст­вен­ной и «вое­ни­за­ци­ей» по­ли­тич. жиз­ни. Ак­тив­но шло ук­ре­п­ле­ние кров­но­род­ст­вен­ных и кла­но­вых струк­тур, скла­ды­ва­лись груп­пи­ров­ки «силь­ных до­мов», ру­ко­во­ди­мые ме­ст­ны­ми во­ж­дя­ми, боль­шое зна­че­ние ста­ло при­да­вать­ся во­про­сам древ­но­сти и знат­но­сти ро­да. Од­но­вре­мен­но бы­ст­ро уг­луб­ля­лось со­ци­аль­ное не­ра­вен­ст­во, воз­ни­ка­ли но­вые фор­мы за­ви­си­мо­сти, рос­ло чис­ло лич­но за­ви­си­мых, пре­ж­де все­го т. н. гос­тей – лиц, на­хо­див­ших­ся в ус­лу­же­нии.

В 3–6 вв. в К. не пре­кра­ща­лось на­ко­п­ле­ние на­уч. зна­ний. Со­вер­шен­ст­во­ва­лось пра­во, по­яв­ля­лись ис­то­рич. и ис­то­ри­ко-гео­гра­фич. со­чи­не­ния, пер­вые тру­ды по тео­рии лит. твор­че­ст­ва и жи­во­пи­си, по ма­те­ма­ти­ке, бы­ли со­став­ле­ны фи­ло­ло­гич., а так­же фо­не­тич. сло­ва­ри, раз­ви­ва­лись зод­че­ст­во, по­эзия, поя­ви­лись сбор­ни­ки рас­ска­зов и пре­да­ний.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27