Правители новых государств пытались организовать управление подвластными территориями по прежним, имперским образцам: придерживались традиц. принципов формирования и организации работы бюрократич. аппарата, соблюдали древние обычаи. Однако по своей сути их власть сильно отличалась от «классической» имперской системы, строившейся на безусловном приоритете гражд. администрации. После своего воцарения Цао Цао (в Вэй), Лю Бэй (в Шу) и Сунь Цюань (в У) оставались, как и прежде, в первую очередь воен. лидерами. Они опирались на армию, но не на войска, подчинённые гос. учреждениям, а на свои собств. воинские формирования, состоявшие из лично преданных командиров и солдат. «Военизация» власти наблюдалась и на местном уровне: главенство здесь перешло от чиновничьей администрации к лидерам региональных элит, тоже обзаведшимся «личными войсками».
«Военизация» не способствовала упрочению позиций правящих домов трёх царств. В Вэй в 249 реальная власть перешла в руки полководцев из рода Сыма, которые в 265 свергли дом Цао и провозгласили создание гос-ва Цзинь. В Шу после смерти Лю Бэя власть захватил военачальник Чжугэ Лян. В У после длительной междоусобицы к 252 правящий дом фактически лишился властных полномочий. Воен. противостояние трёх царств закончилось победой Цзинь, под эгидой которого весь К. к 280 был вновь объединён.
Империя Цзинь оказалась крайне непрочным образованием. После смерти цзиньского властителя Сыма Яня (265–290) в стране началась междоусобная война, продолжавшаяся до 306. Внутр. распрями в империи воспользовались кочевые и полукочевые народы, обитавшие на её сев. и сев.-зап. рубежах. В 316 они разгромили цзиньскую армию, захватили столицу и пленили императора. Цзинь утратила свои сев. территории. Под её контролем остались лишь центр. и юго-вост. районы К. (шесть с половиной областей из 21, составлявших цзиньскую империю).
Со 2-й четв. 4 в. сев.-кит. территории превратились в арену борьбы между быстро сменявшими друг друга и постоянно враждовавшими между собой царствами и мини-империями, которые чаще всего создавались вождями хлынувших сюда некитайских народов. К сер. 4 в. в Сев. К. существовало 7 государств, в 384–409 – 12. Гл. опорой их властителей оставалась воен. сила. В то же время для удержания власти над преобладавшим кит. населением завоеватели привлекали кит. советников и создавали адм. аппарат по типу традиц. китайского. Иногда практиковалось раздельное управление местным населением и завоевателями по принятым у тех и других законам.
Империя Вост. Цзинь, как и её предшественница, была довольно непрочной. В среде вост.-цзиньской знати были сильны сепаратистские настроения и шла постоянная междоусобная борьба. С основанием в 420 полководцем Лю Юем на базе Вост. Цзинь империи Южная Сун в центр. и юго-вост. районах К. на короткое время возобладала тенденция к централизации. Однако Юж. Сун просуществовала недолго. В 479 полководец Сяо Даочэн захватил власть и основал новую династию – Южная Ци. Её, в свою очередь, в результате верхушечного переворота в 501 сменила династия Лян, а ту в 551 – Чэнь. Политич. нестабильность обусловила дальнейшее снижение авторитета верховной власти в юж.-кит. землях и усиление усобиц. Ситуацию осложняли частые нар. восстания и неудачные войны с Севером, в результате которых юж. династии лишились части порубежных территорий.
Схожие процессы протекали и в сев.-кит. землях, где усилилась основанная в 386 табгачами (одна из ветвей сяньби) империя Северная Вэй. В ней происходило постепенное сближение табгачских и кит. правящих верхов, была введена кит. система деления страны на области и уезды, кит. шкала чиновничьих должностей, упорядочена налоговая система. К кон. 5 в. знатным табгачским родам сев.-вэйский двор предписал сменить фамилии на китайские и запретил ношение некитайской одежды. Столица империи была перенесена из г. Пинчэн в одну из старых кит. столиц – Лоян. Принудит. китаизация вызывала острое недовольство табгачской знати и армии. В 523 восстали войска в сев. районах империи. Начавшиеся после этого междоусобицы привели в 534–535 к расколу Сев. Вэй на Вост. Вэй и Зап. Вэй. В результате последующих дворцовых переворотов в Вост. Вэй в 550 утвердилась новая династия и образовалось гос-во Северная Ци. То же самое произошло в Западной Вэй, которая в 557 превратилась в Северную Чжоу. Противоборство между этими двумя государствами закончилось в 577 разгромом Сев. Ци и объединением сев.-кит. земель под эгидой Сев. Чжоу. В 581 в Сев. Чжоу произошёл переворот и власть перешла к полководцу Ян Цзяню (правил под именем Вэнь Ди до 604), который провозгласил себя основателем династии Суй. В 589 ему удалось разгромить и присоединить к своим владениям Чэнь. После длительного периода политич. распада К. был вновь объединён.
Период раздробленности тяжело отразился на экономике К. Постоянные войны и иноземные нашествия нарушили работу отлаженного веками экономич. механизма, мн. города были сожжены или разграблены, часть населения истреблена, торговля зачахла. Однако и в эти «смутные» времена правители, стремясь пополнить казну, в той или иной степени всё же занимались организацией хозяйств. жизни на подконтрольных территориях. В период Троецарствия в Вэй и У, а в последующие годы и в др. кит. государствах широко практиковалось создание воен. поселений (тунь тянь). Но ведущей формой организации с. х-ва в 3–6 вв. стала т. н. надельная система землевладения. Представление о ней даёт сохранившийся декрет о её введении в империи Цзинь в 280, согласно которому каждый взрослый мужчина имел право получить в пользование 70 му земли (му – мера площади в К., величина которой неоднократно менялась) и ещё 30 му на свою супругу. Кроме того, ему вменялось в обязанность обрабатывать дополнительно 50 му за себя и 20 му за супругу, урожай с которых целиком поступал в казну. Сверх этого каждое домохозяйство было обязано платить подворную подать тканями. Чиновникам также полагались земельные владения (предоставлялись вместо жалованья), но более крупные. В зависимости от ранга чиновника они составляли от 10 до 50 цин (1 цин – 100 му). Земли чиновников должны были обрабатывать приписанные к ним простолюдины.
Надельная система землевладения, постоянно корректировавшаяся, просуществовала в К. в течение нескольких веков. Наряду с ней сохранялось частное землевладение. Обладатели крупных и ср. земельных владений, как правило, сдавали землю за соответствующую плату в аренду. Доходы от частного землевладения были значительными, они обеспечивали их получателю вес в обществе, давали возможность занять определённую адм.-управленч. должность. Слой крупных и ср. частных землевладельцев в кит. источниках именуется «сильными домами» или «большими домами». Такие «дома» существовали ещё в эпоху Хань, но в 3–6 вв. их число значительно увеличилось, а политич. влияние возросло.
В жизни кит. города в 3–6 вв. не произошло существенных перемен. Города по-прежнему были гл. обр. адм. и воен. центрами. На севере К. во многих из них закрепилась пришлая знать кочевых народов.
3–6 вв. – период определённой архаизации кит. общества и его распада на обособленные местные сообщества. Этот процесс был обусловлен ослаблением центр. власти, натурализацией хозяйственной и «военизацией» политич. жизни. Активно шло укрепление кровнородственных и клановых структур, складывались группировки «сильных домов», руководимые местными вождями, большое значение стало придаваться вопросам древности и знатности рода. Одновременно быстро углублялось социальное неравенство, возникали новые формы зависимости, росло число лично зависимых, прежде всего т. н. гостей – лиц, находившихся в услужении.
В 3–6 вв. в К. не прекращалось накопление науч. знаний. Совершенствовалось право, появлялись историч. и историко-географич. сочинения, первые труды по теории лит. творчества и живописи, по математике, были составлены филологич., а также фонетич. словари, развивались зодчество, поэзия, появились сборники рассказов и преданий.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27