Словесность

Кувшин с изображением нереиды и фантастических животных. Серебро, чеканка. 641–651. Найден в районе Перми (?). Эрмитаж (С.-Петербург).
«Иоанн Предтеча». Икона. Энкаустика. 6 в. Из монастыря Святой Екатерины на Синае. Музей искусств имени Б. и В. Ханенко (Киев).

Ви­зант. сло­вес­ность ох­ва­ты­ва­ет ши­ро­кий круг письм. па­мят­ни­ков, как от­но­ся­щих­ся к соб­ст­вен­но лит. твор­че­ст­ву, так и к фи­лос., бо­го­слов­ской, ис­то­рич. лит-ре, соз­дан­ной за бо­лее чем ты­ся­че­лет­ний пе­ри­од су­ще­ст­во­ва­ния В. Осн. часть лит-ры В. – гре­ко­языч­ная. В её ис­то­рию вхо­дят не­ко­то­рые си­рий­ские, а так­же арм. и груз. со­чи­не­ния (пре­ж­де все­го пе­ре­вод­ные). Ха­рак­тер­ной чер­той лит-ры В. на про­тя­же­нии всей её ис­то­рии бы­ло взаи­мо­дей­ст­вие гре­ко-эл­ли­ни­стич. лит. тра­ди­ции и хри­сти­ан­ских идей. В ран­ний пе­ри­од (4 – сер. 7 вв.) ста­нов­ле­ние хри­сти­ан­ст­ва как гос. ре­ли­гии на­шло вы­ра­же­ние в па­мят­ни­ках, при­над­ле­жа­щих к жан­ру цер­ков­ной ис­то­рии. Соз­да­тель это­го жан­ра Ев­се­вий Ке­са­рий­ский оп­ре­де­лил и осо­бен­но­сти но­во­го в лит. тра­ди­ции ми­ро­ви­де­ния: ли­ней­ное вос­при­ятие вре­ме­ни, вы­дви­же­ние в ка­че­ст­ве осн. ге­роя бла­го­чес­ти­во­го хри­стиа­ни­на, смысл жиз­ни ко­то­ро­го оп­ре­де­ля­ет­ся ме­рой во­пло­ще­ния прин­ци­пов хри­сти­ан­ст­ва. Его по­сле­до­ва­те­ли, раз­ви­вав­шие жанр цер­ков­ной ис­то­рии в 4–6 вв. (Со­крат Схо­ла­стик, Со­зо­мен, Фео­до­рит Кир­ский, Еваг­рий Схо­ла­стик и др.), ут­вер­жда­ют смысл су­ще­ст­во­ва­ния как ин­ди­ви­да, так и го­су­дар­ст­ва в цер­ков­ном строи­тель­ст­ве, в кри­стал­ли­за­ции пра­во­сла­вия. Од­на­ко на­ря­ду с пра­во­слав­ны­ми цер­ков­ны­ми ис­то­ри­ка­ми (Иси­хий, Ге­ла­сий, Фео­дор Чтец) свои идеи от­стаи­ва­ли ариа­не (Фи­ло­стор­гий) и мо­но­фи­зи­ты (Ио­анн Ди­ак­ри­но­мен, Ва­си­лий Ки­ли­кий­ский). Ви­зант. бо­го­слов­ская лит-ра вос­хо­дит к тра­ди­ции от­цов Церк­ви – Афа­на­сия Ве­ли­ко­го, Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, Гри­го­рия Бо­го­сло­ва, Гри­го­рия Нис­ско­го, Ио­ан­на Зла­то­ус­та, Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка и др., в про­из­ве­де­ни­ях ко­то­рых – го­ми­ли­ях (бе­се­дах), по­сла­ни­ях, сти­хотв. па­мят­ни­ках, про­по­ве­дях – оп­ре­де­ля­ют­ся ос­но­вы хри­сти­ан­ско­го ми­ро­по­ни­ма­ния. «Шес­тод­нев» Ва­си­лия Ве­ли­ко­го соз­да­ёт це­ло­ст­ную хри­сти­ан­скую кар­ти­ну Со­тво­ре­ния ми­ра; прин­ци­пы хри­сти­ан­ско­го опи­са­ния ми­ро­зда­ния и ос­вое­ния про­стран­ст­ва раз­ра­бо­та­ны Кос­мой Ин­ди­ко­п­ло­вом в его «Хри­сти­ан­ской то­по­гра­фии». В лит-ре на­хо­дит вы­ра­же­ние ас­ке­тизм – но­вое со­цио­куль­тур­ное яв­ле­ние, прив­не­сён­ное хри­сти­ан­ст­вом. Ран­не­ви­зан­тий­ская лит-ра вы­во­дит на аван­сце­ну но­во­го ге­роя – не слав­но­го во­ен­ны­ми ус­пе­ха­ми пра­ви­те­ля или пол­ко­вод­ца, но не­со­кру­ши­мо­го сво­ей ду­хов­ной твёр­до­стью хри­сти­ан­ско­го му­че­ни­ка, свя­то­го стар­ца или бла­го­чес­ти­вую жен­щи­ну (Ле­он­тий Кипр­ский, Ио­анн Мосх). Тако­вы ге­рои пер­вых агио­гра­фич. па­мят­ни­ков – жи­тий, по­свя­щён­ных уст­рои­те­лям хри­сти­ан­ской жиз­ни (жи­тие св. Ан­то­ния – ос­но­ва­те­ля пус­тын­но­жи­тель­ст­ва, на­пи­сан­ное Афа­на­си­ем Ве­ли­ким в сер. 4 в.), а так­же па­те­ри­ков, по­явивших­ся в 5 в. («Лав­са­ик» Пал­ла­дия Еле­но­поль­ско­го, «Ис­то­рия бо­го­люб­цев» Фео­до­ри­та Кир­ско­го).

«Императрица Феодора со свитой». Мозаика в апсиде церкви Cан-Витале в Равенне. 546–547.

Од­на­ко со­хра­ня­ют зна­че­ние и ан­тич­ные лит. тра­ди­ции: раз­ви­ва­ет­ся ри­то­ри­ка (твор­че­ст­во Фе­ми­стия и Ли­ва­ния), пра­ви­ла ко­то­рой ус­ваи­ва­ют и хри­сти­ан­ские про­по­вед­ни­ки; хри­сти­ан­ская по­эзия ори­ен­ти­ру­ет­ся на по­эти­ку ан­тич­но­го сти­ха; ис­то­рио­гра­фы (Про­ко­пий Ке­са­рийскийАга­фий Ми­ри­ней­ский, Фео­фи­лакт Си­мо­кат­таИо­анн Ма­ла­ла) ор­га­нич­но вкла­ды­ва­ют со­дер­жа­ние но­вой, хри­сти­ан­ской, эпо­хи в ан­тич­ные по­ве­ст­во­ва­тель­ные фор­мы. На­ря­ду с на­ро­ж­даю­щей­ся ли­тур­гич. по­эзи­ей, гим­но­гра­фи­ей, ду­хов­ной ли­ри­кой (Си­не­сий Ки­рен­ский; Ро­ман Слад­ко­пе­вец, на­чав­ший при­ме­нять то­ни­че­скую мет­ри­ку в сво­их кон­да­ках) соз­да­ют­ся па­мят­ни­ки языч. куль­то­вой гим­но­гра­фии (Юли­ан От­ступ­никНонн Па­но­по­ли­тан­ский). Для опи­са­ния яв­ле­ний хри­сти­ан­ской и ср.-век. ре­аль­но­сти ис­поль­зу­ют­ся клас­си­че­ские мет­ри­ка, жан­ры (эпи­грам­мы Пав­ла Си­лен­тиа­рия), ан­тич­ные об­раз­цы; так, Нонн Па­но­по­ли­тан­ский пе­ре­кла­ды­ва­ет гек­са­мет­ром еван­гель­ское по­ве­ст­во­ва­ние от Ио­ан­на. Ге­ор­гий Пи­си­да раз­ра­ба­ты­ва­ет став­шую в ви­зант. по­эзии клас­си­че­ской фор­му сти­ха – сил­ла­би­че­ско­го две­на­дца­ти­слож­ни­ка.

В пе­ри­од 7–9 вв., вре­мя гос. не­ста­биль­но­сти и ико­но­бор­чес­кой сму­ты, раз­ви­ва­ют­ся хро­но­гра­фия (Ге­ор­гий Син­келл, Фео­фан Ис­по­вед­ник, Ге­ор­гий Амар­тол), агио­гра­фия; ли­тур­гич. по­эзия (в ко­то­рой жанр кон­да­ка вы­тес­ня­ет­ся ка­но­ном) пред­став­ле­на име­на­ми Ан­д­рея Крит­ско­го, Ио­си­фа Сту­ди­та, Ио­си­фа Си­ке­лио­та, Кас­сии. Круп­ней­ший за­щит­ник ико­но­по­чи­та­ния Ио­анн Да­ма­скин пи­шет бо­го­слов­ско-по­ле­мич. трак­та­ты в за­щи­ту икон. В эпо­ху т. н. Ма­ке­дон­ско­го воз­рож­де­ния (9 – сер. 10 вв.) соз­да­ют­ся па­мят­ни­ки эн­цик­ло­пе­дич. эру­дит­ско­го ха­рак­те­ра, в ко­то­рых со­би­ра­ет­ся и клас­си­фи­ци­ру­ет­ся лит. на­сле­дие про­шло­го («Ми­рио­биб­ли­он», или «Биб­лио­те­ка», пат­ри­ар­ха Фо­тия – со­б­ра­ние ан­но­та­ций к языч. и хри­сти­ан­ским кни­гам; свод жи­тий Си­ме­о­на Ме­таф­ра­ста). При под­держ­ке имп. Кон­стан­ти­на VII Баг­ря­но­род­но­го пе­ре­ра­ба­ты­ва­ют­ся древ­ние эн­цик­ло­пе­дии по ис­то­рии, ме­ди­ци­не, с. х-ву. К это­му же пе­рио­ду от­но­сит­ся соз­да­ние Па­ла­тин­ской ан­то­ло­гии, эти­мо­ло­гич. и тол­ко­во­го сло­ва­ря Су­да.

Пластинка с изображением Христа, коронующего Константина VII Багрянородного. Слоновая кость. 945. Константинополь. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва).

Вы­со­чай­ше­го уров­ня лит-ра В. дос­ти­га­ет в 11–12 вв. Од­ним из наи­бо­лее вы­даю­щих­ся ли­те­ра­то­ров – ис­то­ри­ком, фи­ло­со­фом, ав­то­ром ри­то­рич. про­из­ве­де­ний, со­ста­ви­те­лем ес­те­ст­вен­но-на­уч­ных и фи­ло­ло­гич. трак­та­тов – был мо­нах-ца­ре­дво­рец Ми­ха­ил Пселл; его ис­то­рич. соч. «Хро­но­гра­фия» яв­ля­ет­ся важ­ней­шим ис­точ­ни­ком по ис­то­рии В. 11 в. Ри­то­ри­ка пред­став­ле­на име­на­ми Ио­ан­на X Мав­ро­по­даЕв­ста­фия Со­лун­ско­го, Ни­ки­фо­ра Ва­си­ла­ки, Ми­хаи­ла Ита­ли­ка, Ге­ор­гия Тор­ни­ка; сре­ди по­этов – Фео­дор Про­дром, Ио­анн Цец, Ми­ха­ил Гли­ка, Кон­стан­тин Ма­нас­сия. Со­зда­ют­ся дра­мы для чте­ния (в т. ч. ано­ним­ная «Хри­стос стра­ж­ду­щий», «Дра­ма­тий» Ми­хаи­ла Ап­лу­хи­ра). Мис­тич. тра­ди­ции хри­сти­ан­ской по­эзии и про­зы раз­ви­ва­ет Си­ме­он Но­вый Бо­го­слов. Ис­то­рио­гра­фы Ми­ха­ил Ат­та­ли­атИо­анн Ски­ли­цаНи­ки­фор Ври­ен­ний вно­сят от­чёт­ли­вый лич­но­ст­ный эле­мент в по­ве­ст­во­ва­ние. На 12 в. при­хо­дит­ся рас­цвет ис­то­рио­гра­фии (Ан­на Ком­ни­на, Ио­анн Зо­на­ра, Ио­анн Кин­нам, Ни­ки­та Хо­ни­ат). Раз­ви­ва­лась бо­го­слов­ская по­ле­ми­ка с ере­тич. дви­же­ния­ми (пав­ли­киа­не, бо­го­ми­лы), а так­же с ла­ти­ня­на­ми (Ев­фи­мий Зи­га­вин, Ев­ст­ра­тий Ни­кей­ский и др.). С зап.-ев­роп. сред­не­ве­ко­вой тра­ди­ци­ей лит-ру В. сбли­жа­ли ви­зант. ро­ма­ны (в сти­хах и про­зе) 11–14 вв., вос­про­из­во­див­шие внеш­ние сти­ли­стич. фор­мы ан­тич­но­го ро­ма­на (ано­ним­ные «Кал­ли­мах и Хри­сор­роя», «Ро­дам­на и До­сикл», а так­же со­чи­не­ния Фео­до­ра Про­дро­ма, Ни­ки­ты Ев­ге­ниа­на). К 12 в. от­но­сят­ся па­мят­ни­ки эпич. по­эзии: песнь «Ар­му­рис» и ге­ро­ич. по­эма «Ди­ге­нис Ак­рит», на­пи­сан­ные на т. н. на­род­ном язы­ке, при­бли­жен­ном в лек­си­ке, син­так­си­се и сти­ли­сти­ке к раз­го­вор­ной ре­чи ви­зант. Сред­не­ве­ко­вья.

«Христос и пророки». Мозаика в куполе внутреннего нартекса церкви монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе (Стамбул). 1315–21.

Твор­че­ст­во позд­не­ви­зан­тий­ских ин­тел­лек­туа­лов Ди­мит­рия Ки­до­ни­са и Алек­сея Мак­рем­во­ли­та, ис­то­рио­гра­фов Ге­ор­гия Ак­ро­по­ли­та и Ге­ор­гия Па­хи­ме­ра, эпи­сто­ло­гра­фа пат­ри­ар­ха Гри­го­рия Кипр­ско­го и др. оп­ре­де­ля­ет со­бой эпо­ху т. н. Па­лео­ло­гов­ско­го воз­ро­ж­де­ния (2-я пол. 13 – сер. 15 вв.), ко­гда до­ми­нан­той ста­но­вит­ся фи­лос. на­прав­лен­ность соз­да­вае­мых ли­те­ра­то­ра­ми-мыс­ли­те­ля­ми трак­та­тов, бе­сед и диа­ло­гов. По­яв­ля­ет­ся ме­муа­ри­сти­ка (быв. имп. Ио­анн Кан­та­ку­зин). Во­пло­ще­ни­ем прин­ци­пов позд­нес­ред­не­ве­ко­во­го гу­ма­низ­ма ста­ла «Ро­мей­ская ис­то­рия» учё­но­го, фи­ло­со­фа, эру­ди­та и ри­то­ра Ни­ки­фо­ра Гри­го­ры, уче­ни­ка эн­цик­ло­пе­ди­ста и по­ли­ти­ка

Фео­до­ра Ме­то­хи­та. Тру­ды Гри­го­рия Си­наи­та и осо­бен­но Гри­го­рия Па­ла­мы (афон­ско­го мо­на­ха, став­ше­го за­тем со­лун­ским ми­тро­по­ли­том) соз­да­ли це­лое ду­хов­ное на­прав­ле­ние, ока­зав­шее влия­ние не толь­ко на лит-ру, но и на др. сфе­ры куль­ту­ры В., – иси­хазм. Прак­ти­ка иси­хаз­ма на­шла от­ра­же­ние и в тру­дах Ни­ко­лая Ка­ва­си­лы. Про­ти­во­по­став­ляя се­бя как ка­то­лич. За­па­ду, так и му­сульм. Вос­то­ку, иси­ха­сты осоз­на­ва­ли се­бя ис­тин­ны­ми рев­ни­те­ля­ми пра­во­сла­вия. На­про­тив, Ге­мист Ге­ор­гий Пли­фон обос­но­вы­вал прин­ци­пы сво­его ро­да «не­оя­зы­че­ст­ва», вос­ста­нав­ли­вая в ус­ло­ви­ях хри­сти­ан­ской идео­ло­гии олим­пий­ский греч. пан­те­он.

В ви­зант. лит-ре 13–14 вв. от­ра­зил­ся и свое­об­раз­ный куль­тур­но-ис­то­рич. сим­би­оз эпо­хи, по­сле­до­вав­шей за кре­сто­вы­ми по­хо­да­ми, ра­зо­ре­ни­ем Кон­стан­ти­но­по­ля кре­сто­нос­ца­ми (1204) и соз­да­ни­ем на тер­ри­то­рии В. «ла­тин­ских» го­су­дарств. Греч. па­мят­ник, пе­ре­да­вав­ший зап.-ев­роп. реа­лии, в т. ч. и язы­ко­вые, – «Мо­рей­ская хро­ни­ка» (14 в.). Ак­ти­ви­зи­ру­ет­ся по­ле­мич. диа­лог с зап.-ев­роп. тра­ди­ци­ей (Вар­ла­ам Ка­лаб­рий­ский). Вис­са­ри­он Ни­кей­ский, ла­ти­но­фил и вме­сте с тем це­ни­тель эл­лин­ско­го куль­тур­но­го на­сле­дия В., ра­то­вал за вклю­че­ние эле­мен­тов пла­то­нов­ской фи­ло­со­фии в круг хри­сти­ан­ской дог­ма­ти­ки: он пе­ре­вёл на ла­тынь Ари­сто­те­ля, Ксе­но­фон­та, Де­мос­фе­на. Мак­сим Пла­нуд, позд­нее – Ди­мит­рий Ки­до­нис и Ге­ор­гий Схо­ла­рий (пат­ри­арх Ген­на­дий II) пе­ре­во­дят на греч. яз. тру­ды блж. Ав­гу­сти­на, Фо­мы Ак­вин­ско­го, Ан­сель­ма Кен­тер­бе­рий­ско­го и др. Глу­бо­ко пе­ре­жи­вая за­вое­ва­ние Кон­стан­ти­но­по­ля ос­ма­на­ми (1453), оп­ла­ки­вая ги­бель ви­зант. ци­ви­ли­за­ции, ви­зант. ав­то­ры (Лао­ник Хал­ко­кон­дил, Ге­ор­гий Сфранд­зи), осо­бен­но по­эты (Псев­до-Ге­ор­гил­лас, Ио­анн Ев­ге­ник), апел­ли­ро­ва­ли к ми­ро­во­му куль­тур­но­му со­дру­же­ст­ву, при­зы­вая прий­ти на по­мощь в де­ле воз­ро­ж­де­ния греч. куль­ту­ры. По­сле па­де­ния В. мн. греч. пи­са­те­ли, фи­ло­со­фы, ин­тел­лек­туа­лы ста­ли ве­ду­щи­ми уни­вер­си­тет­ски­ми учи­те­ля­ми, пре­ж­де все­го в Ита­лии, зна­ко­мив­ши­ми Зап. Ев­ро­пу с тра­ди­ция­ми греч. сло­вес­но­сти.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19