Скульптура
Скульптура Р. Д. отразила влияние как этрусского, так и др.-греч. иск-ва. Судя по историч. свидетельствам, Рим (особенно с сер. 4 в. до н. э.) украшали конные бронзовые статуи (некоторые исполнены греч. мастерами). В период поздней Республики появились рельефы с изображением историч. событий (рельеф с батальной сценой из Изернии, 3–2 вв. до н. э., музей, Изерния), иногда и сцен гражд. жизни, украшавшие обществ. здания, гор. ворота, храмы, алтари и др. Проявление двух осн. худож. тенденций – эллинизирующей, парадно-декоративной и традиции повествовательного рельефа, введение мифологич. элементов осуществлено в т. н. алтаре Домиция Агенобарба (рубеж 2–1 вв. до н. э.; Гос. античные собрания, Мюнхен, и Лувр, Париж). Появляется культовая монументально-декоративная скульптура, опирающаяся на эллинистич. южноиталийские традиции (фигура Деметры из святилища в Аричче, близ Рима, сер. 2 в. до н. э., Нац. рим. музей, Рим, и др.). Развивалось также эллинизирующее направление, приобрело широкий размах копирование греч. статуй.
Особой и яркой главой в рим. скульптуре стал портрет, прошедший длительную эволюцию. На сложение его специфич. черт оказали влияние существовавшие у древних римлян изображения предков (в виде восковой маски, снятой с умершего и точно воспроизводившей черты и цвет лица). В изобразит. иск-ве эпохи поздней Республики широко распространились портретные статуи (в т. ч. тип статуи «тогатус», изображавший облачённого в тогу магистрата, оратора или жреца) и бюсты, отличавшиеся чётко выявленной пластич. структурой, суровой простотой, «веризмом» и чётким анализом характерных черт модели. Наряду с офиц. портретной скульптурой, устанавливавшейся в городах, создавались и портреты по частным заказам, предназначавшиеся для домов и гробниц. В офиц. иск-ве ранней Империи (многочисл. бюсты и парадные статуи Августа и др. императоров, членов их семей и их приближённых) нарастали идеализирующие тенденции, индивидуальные особенности портретируемых сглаживались. Вместе с тем скульпторы использовали светотеневые контрасты, элементы движения, утончённую пластич. разработку форм (напр., виртуозная передача причёсок в женских портретах эпохи Флавиев, 60–90-е гг.). Если время Траяна в портретной скульптуре ознаменовалось возвратом к суровому героич. стилю эпохи Республики, то в период правления Адриана, когда достигло апогея воздействие греч. традиций, и в эпоху др. Антонинов (2-я треть 2 в.) усилились поиски эмоциональной утончённости, психологич. глубины и созерцательной пассивности образов. В антониновское время создан бронзовый памятник Марку Аврелию, установленный в 16 в. на Капитолии в Риме, – единственный сохранившийся образец античного конного памятника (ныне Капитолийские музеи, Рим). Последний подъём рим. реалистич. портрета приходится на время Северов. В позднеримском скульптурном портрете (с кон. 3 в.) пластич. объёмы и внешние черты трактуются всё более условно и схематично, застылость черт лица нередко контрастирует с подчёркнутой патетичностью взгляда широко открытых глаз. Элементы условности, огрубления образа и стилизации порой свидетельствуют об усилении влияния иск-ва вост. провинций. В 3–4 вв. создаются колоссальные статуи и бюсты императоров (напр., головы колоссов Константина, мрамор, 313–324, и бронза, 330–340-е гг.; обе – Капитолийские музеи).
Историч. рельефы периода Империи, первоначально отмеченные размеренностью композиц. ритма и строгостью пластич. языка (напр., Алтаря Мира в Риме, мрамор), позднее приобрели черты живописности и напряжённой динамики, которые усилились в эпоху Флавиев (рельефы арки Тита в Риме, мрамор) и особенно Траяна, когда сложился тип многофигурного повествовательного произведения, представляющего последовательность батальных сцен (полоса рельефов, обвивающая Траяна колонну в Риме, 107–113; включает до 2,5 тыс. фигур). Разнообразны по содержанию и пластич. решению рельефы саркофагов 2-й пол. 2 в. Черты упадка иск-ва рельефа выявляются с 3 в.: композиция многофигурных горельефов теряет чёткость, допускаются разномасштабные фигуры. Об огрублении техники и композиц. мастерства свидетельствуют рельефы арки Константина в Риме (ок. 315). С 3 в. в рим. скульптуре получила распространение христианская тематика.
Живопись
Наиболее ранние произведения др.-рим. живописи тесно связаны с иск-вом этрусков (фрагмент погребальной росписи с Эсквилина, сер. 4 – нач. 3 вв. до н. э., Капитолийские музеи). Позднее монументально-декоративная живопись Р. Д. достигла высокого совершенства, о чём позволяют судить археологич. находки в Помпеях, Геркулануме и Стабиях, погибших при извержении Везувия в 79. Т. н. помпеянские стили предлагают периодизацию (деление стенных росписей на 4 условных стиля, со 2 в. до н. э. до 3-й четв. 1 в. н. э.), которую можно отнести ко всей рим. настенной живописи названного периода. Неотъемлемой частью декорации богатого рим. жилища были мозаичные полы. Напольным мозаикам, палитра которых обогащалась смальтой многообразных оттенков, как и росписям, свойственны интерес к передаче пространственной среды, архит. и пейзажных фонов, декоративная мизансценность композиции, богатство и изысканность красочных сочетаний. Со 2 в. распространилась также чёрно-белая каменная мозаика. Образцом иск-ва живописи поздней Империи являются мозаики Виллы дель-Касале (310–325) близ г. Пьяцца-Армерина на Сицилии. К раннехристианскому иск-ву относятся росписи катакомб и мозаики церквей (Санта-Костанца, 4 в., и Санта-Пуденциана, 5 в., обе – в Риме, и др.). Особое явление в др.-рим. живописи представляет собой файюмский портрет.