Скульптура и живопись

Скульптура

Статуя Августа в тоге. Мрамор. Нач. 1 в. Национальный римский музей (Рим).

Скульп­ту­ра Р. Д. от­ра­зи­ла влия­ние как эт­рус­ско­го, так и др.-греч. иск-ва. Су­дя по ис­то­рич. сви­де­тель­ст­вам, Рим (осо­бен­но с сер. 4 в. до н. э.) ук­ра­ша­ли кон­ные брон­зо­вые ста­туи (не­ко­то­рые ис­пол­не­ны греч. мас­те­ра­ми). В пе­ри­од позд­ней Рес­пуб­ли­ки поя­ви­лись рель­е­фы с изо­бра­же­ни­ем ис­то­рич. со­бы­тий (рель­еф с ба­таль­ной сце­ной из Изер­нии, 3–2 вв. до н. э., му­зей, Изер­ния), ино­гда и сцен гражд. жиз­ни, ук­ра­шав­шие об­ществ. зда­ния, гор. во­ро­та, хра­мы, ал­та­ри и др. Про­яв­ле­ние двух осн. ху­дож. тен­ден­ций – эл­ли­ни­зи­рую­щей, па­рад­но-де­ко­ра­тив­ной и тра­ди­ции по­ве­ст­во­ва­тель­но­го рель­е­фа, вве­де­ние ми­фо­ло­гич. эле­мен­тов осу­ще­ст­в­ле­но в т. н. ал­та­ре До­ми­ция Аге­но­бар­ба (ру­беж 2–1 вв. до н. э.; Гос. ан­тич­ные со­б­ра­ния, Мюн­хен, и Лувр, Па­риж). По­яв­ля­ет­ся куль­то­вая мо­ну­мен­таль­но-де­ко­ра­тив­ная скульп­ту­ра, опи­раю­щая­ся на эл­ли­ни­стич. юж­но­ита­лий­ские тра­ди­ции (фи­гу­ра Де­мет­ры из свя­ти­ли­ща в Арич­че, близ Ри­ма, сер. 2 в. до н. э., Нац. рим. му­зей, Рим, и др.). Раз­ви­ва­лось так­же эл­ли­ни­зи­рую­щее на­прав­ле­ние, при­об­ре­ло ши­ро­кий раз­мах ко­пи­ро­ва­ние греч. ста­туй.

Портрет римлянки из семьи Флавиев. Мрамор. 80–90-е гг. Капитолийские музеи (Рим).

Осо­бой и яр­кой гла­вой в рим. скульп­ту­ре стал порт­рет, про­шед­ший дли­тель­ную эво­лю­цию. На сло­же­ние его спе­цифич. черт ока­за­ли влия­ние су­ще­ст­во­вав­шие у древ­них рим­лян изо­бра­же­ния пред­ков (в ви­де вос­ко­вой мас­ки, сня­той с умер­ше­го и точ­но вос­про­из­во­див­шей чер­ты и цвет ли­ца). В изо­бра­зит. иск-ве эпо­хи позд­ней Рес­пуб­ли­ки ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лись порт­рет­ные ста­туи (в т. ч. тип ста­туи «то­га­тус», изо­бра­жав­ший об­ла­чён­но­го в то­гу ма­ги­ст­ра­та, ора­то­ра или жре­ца) и бюс­ты, от­ли­чав­шие­ся чёт­ко вы­яв­лен­ной пла­стич. струк­ту­рой, су­ро­вой про­сто­той, «ве­риз­мом» и чёт­ким ана­ли­зом ха­рак­тер­ных черт мо­де­ли. На­ря­ду с офиц. порт­рет­ной скульп­ту­рой, ус­та­нав­ли­вав­шей­ся в го­ро­дах, соз­да­ва­лись и порт­ре­ты по ча­ст­ным за­ка­зам, пред­на­зна­чав­шие­ся для до­мов и гроб­ниц. В офиц. иск-ве ран­ней Им­пе­рии (мно­го­числ. бюс­ты и па­рад­ные ста­туи Ав­гу­ста и др. им­пе­ра­то­ров, чле­нов их се­мей и их при­бли­жён­ных) на­рас­та­ли идеа­ли­зи­рую­щие тен­ден­ции, ин­ди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти порт­ре­ти­руе­мых сгла­жи­ва­лись. Вме­сте с тем скульп­то­ры ис­поль­зо­ва­ли све­то­те­не­вые кон­тра­сты, эле­мен­ты дви­же­ния, утон­чён­ную пла­стич. раз­ра­бот­ку форм (напр., вир­ту­оз­ная пе­ре­да­ча при­чё­сок в жен­ских порт­ре­тах эпо­хи Фла­ви­ев, 60–90-е гг.). Ес­ли вре­мя Трая­на в порт­рет­ной скульп­ту­ре оз­на­ме­но­ва­лось воз­вра­том к су­ро­во­му ге­ро­ич. сти­лю эпо­хи Рес­пуб­ли­ки, то в пе­ри­од прав­ле­ния Ад­риа­на, ко­гда дос­тиг­ло апо­гея воз­дей­ст­вие греч. тра­ди­ций, и в эпо­ху др. Ан­то­ни­нов (2-я треть 2 в.) уси­ли­лись по­ис­ки эмо­цио­наль­ной утон­чён­но­сти, пси­хо­ло­гич. глу­би­ны и со­зер­ца­тель­ной пас­сив­но­сти об­ра­зов. В ан­то­ни­нов­ское вре­мя соз­дан брон­зо­вый па­мят­ник Мар­ку Ав­ре­лию, ус­та­нов­лен­ный в 16 в. на Ка­пи­то­лии в Ри­ме, – един­ст­вен­ный со­хра­нив­ший­ся об­ра­зец ан­тич­но­го кон­но­го па­мят­ни­ка (ны­не Ка­пи­то­лий­ские му­зеи, Рим). По­след­ний подъ­ём рим. реа­ли­стич. порт­ре­та при­хо­дит­ся на вре­мя Се­ве­ров. В позд­не­рим­ском скульп­тур­ном порт­ре­те (с кон. 3 в.) пла­стич. объ­ё­мы и внеш­ние чер­ты трак­ту­ют­ся всё бо­лее ус­лов­но и схе­ма­тич­но, за­сты­лость черт ли­ца не­ред­ко кон­тра­сти­ру­ет с под­чёрк­ну­той па­те­тич­но­стью взгля­да ши­ро­ко от­кры­тых глаз. Эле­мен­ты ус­лов­но­сти, ог­руб­ле­ния об­раза и сти­ли­за­ции по­рой сви­де­тель­ст­ву­ют об уси­ле­нии влия­ния иск-ва вост. про­вин­ций. В 3–4 вв. соз­да­ют­ся ко­лос­саль­ные ста­туи и бюс­ты им­пе­ра­то­ров (напр., го­ло­вы ко­лос­сов Кон­стан­ти­на, мра­мор, 313–324, и брон­за, 330–340-е гг.; обе – Ка­пи­то­лий­ские му­зеи).

Напольная мозаика (фрагмент) Виллы дель-Касале близ города Пьяцца-Армерина на Сицилии. 310–325.

Ис­то­рич. рель­е­фы пе­рио­да Им­пе­рии, пер­во­на­чаль­но от­ме­чен­ные раз­ме­рен­но­стью ком­по­зиц. рит­ма и стро­го­стью пла­стич. язы­ка (напр., Ал­та­ря Ми­ра в Ри­ме, мра­мор), позд­нее при­об­ре­ли чер­ты жи­во­пис­но­сти и на­пря­жён­ной ди­на­ми­ки, ко­то­рые уси­ли­лись в эпо­ху Фла­ви­ев (рель­е­фы ар­ки Ти­та в Ри­ме, мра­мор) и осо­бен­но Трая­на, ко­гда сло­жил­ся тип мно­го­фи­гур­но­го по­ве­ст­во­ва­тель­но­го про­из­ве­де­ния, пред­став­ляю­ще­го по­сле­до­ва­тель­ность ба­таль­ных сцен (по­ло­са рель­е­фов, об­ви­ваю­щая Траяна ко­лон­ну в Ри­ме, 107–113; вклю­ча­ет до 2,5 тыс. фигур). Раз­но­об­раз­ны по со­дер­жа­нию и пла­стич. ре­ше­нию рель­е­фы сар­ко­фа­гов 2-й пол. 2 в. Чер­ты упад­ка иск-ва рель­е­фа вы­яв­ля­ют­ся с 3 в.: ком­по­зи­ция мно­го­фи­гур­ных го­рель­е­фов те­ря­ет чёт­кость, до­пус­ка­ют­ся раз­но­мас­штаб­ные фи­гу­ры. Об ог­руб­ле­нии тех­ни­ки и ком­по­зиц. мас­тер­ст­ва сви­де­тель­ст­ву­ют рель­е­фы ар­ки Кон­стан­ти­на в Ри­ме (ок. 315). С 3 в. в рим. скульп­ту­ре по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ская те­ма­ти­ка.

Живопись

Роспись дома Веттиев в Помпеях. 63–79.

Наи­бо­лее ран­ние про­из­ве­де­ния др.-рим. жи­во­пи­си тес­но свя­за­ны с иск-вом эт­ру­сков (фраг­мент по­гре­баль­ной рос­пи­си с Эс­к­ви­ли­на, сер. 4 – нач. 3 вв. до н. э., Ка­пи­то­лий­ские му­зеи). Позд­нее мо­ну­мен­таль­но-де­ко­ра­тив­ная жи­во­пись Р. Д. дос­тиг­ла вы­со­ко­го со­вер­шен­ст­ва, о чём по­зво­ля­ют су­дить ар­хео­ло­гич. на­ход­ки в Пом­пе­ях, Гер­ку­ла­ну­ме и Ста­би­ях, по­гиб­ших при из­вер­же­нии Ве­зу­вия в 79. Т. н. пом­пе­ян­ские сти­ли пред­ла­га­ют пе­рио­ди­за­цию (де­ле­ние стен­ных рос­пи­сей на 4 ус­лов­ных сти­ля, со 2 в. до н. э. до 3-й четв. 1 в. н. э.), ко­то­рую мож­но от­не­сти ко всей рим. на­стен­ной жи­во­пи­си на­зван­но­го пе­рио­да. Не­отъ­ем­ле­мой ча­стью де­ко­ра­ции бо­га­то­го рим. жи­ли­ща бы­ли мо­за­ич­ные по­лы. На­поль­ным мо­заи­кам, па­лит­ра ко­то­рых обо­га­ща­лась смаль­той мно­го­об­раз­ных от­тен­ков, как и рос­пи­сям, свой­ст­вен­ны ин­те­рес к пе­ре­да­че про­стран­ст­вен­ной сре­ды, ар­хит. и пей­заж­ных фо­нов, де­ко­ратив­ная ми­зан­сцен­ность ком­по­зи­ции, бо­гат­ст­во и изы­скан­ность кра­соч­ных со­че­та­ний. Со 2 в. рас­про­стра­ни­лась так­же чёр­но-бе­лая ка­мен­ная мо­заи­ка. Об­раз­цом иск-ва жи­во­пи­си позд­ней Им­пе­рии яв­ля­ют­ся мо­заи­ки Вил­лы дель-Ка­са­ле (310–325) близ г. Пьяц­ца-Ар­ме­ри­на на Си­ци­лии. К ран­не­хри­сти­ан­ско­му иск-ву от­но­сят­ся рос­пи­си ка­та­комб и мо­заи­ки церк­вей (Сан­та-Кос­тан­ца, 4 в., и Сан­та-Пу­ден­циа­на, 5 в., обе – в Ри­ме, и др.). Осо­бое яв­ле­ние в др.-рим. жи­во­пи­си пред­став­ля­ет со­бой фай­юм­ский порт­рет.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13