Для большинства населения К. характерен религ. синкретизм: сочетание элементов традиц. верований, конфуцианства, даосизма и буддизма махаяны (см. в ст. Буддизм, раздел Буддизм в Китае). По офиц. данным (2008), в К. св. 100 млн. верующих (по экспертным оценкам, до 300 млн. чел.).
Проникновение буддизма в К. началось на рубеже н. э. На нач. 21 в., согласно экспертным оценкам, буддизм исповедовали ок. 100 млн. чел. В К. действуют ок. 13 тыс. буддийских монастырей и храмов. В Тибете распространена особая форма буддизма – тибетский буддизм, или ламаизм (см. в ст. Буддизм, раздел Буддизм в Тибете). Есть также приверженцы буддизма школы тхеравада (ок. 1,6 тыс. монастырей). В К. имеется ок. 1,5 тыс. даосских храмов.
Согласно преданию Церкви, проповедь христианства в К. началась уже в 1 в. (миссия ап. Фомы). Первые упоминания христианства (в форме несторианства) в источниках датируются 6–7 вв. Католич. миссионеры впервые появились в К. в 13 в., активно действовали с 16 в. Наибольшее распространение католицизм получил в К. в сер. 19 в.; на нач. 21 в., по офиц. данным, насчитывалось св. 5 млн. католиков (по экспертным оценкам, 13 млн. чел.), более 4,6 тыс. храмов и молельных домов. В 17 в. в К. появилась рус. православная миссия. В сер. 20 в. Рус. православная церковь даровала Церкви на территории К. автономию, была образована Китайская автономная православная церковь. Протестантизм начал распространяться в 19 в.; на нач. 21 в., по офиц. данным, в стране проживало св. 15 млн. протестантов (по экспертным оценкам, 40 млн. чел.), зарегистрировано ок. 37 тыс. церквей и молельных домов.
Ислам, появившийся в К. ок. 7–8 вв., является религией ряда народов К. (хуэй, уйгуры и др.). Число приверженцев ок. 20 млн. чел. Действуют более 30 тыс. мечетей.
Имеются также приверженцы новых религ. движений. Крупнейшим из них является секта Фалуньгун (на нач. 21 в. насчитывает, по неофиц. оценкам, до 100 млн. приверженцев), запрещённая властями в 1999 как представляющая обществ. опасность. Гос. политика КНР в отношении религии претерпевала изменения. В 1949–66 преобладала линия на отделение религии от гос-ва. В парт. и гос. органах существовали структуры, задачами которых было установление контроля за деятельностью религ. организаций, наблюдение за их невмешательством в политич. деятельность, за лояльностью к власти. Во время «культурной революции» 1966–76 все виды религ. деятельности были запрещены: храмы закрывались, их имущество конфисковывалось. Во 2-й пол. 1970-х гг. Компартия Китая признала недопустимость искоренения религии силовыми методами. В 1980-х гг. возобновили работу официально признанные религ. организации: Кит. буддийское об-во (создано в 1953), Кит. даосское об-во (1957), Кит. исламское об-во (1953), Кит. католич. об-во (1957) и Кит. протестантское движение за «тройственную независимость» (1954).
Согласно Конституции КНР, религ. организации не могут быть подконтрольны зарубежным религ. центрам, поэтому Кит. католич. об-во формально не признаёт власти папы Римского и самостоятельно избирает епископов. Вместе с тем в К. существуют «подпольные» католич. церковные структуры, признающие юрисдикцию Святого Престола. Эти ограничения не распространяются на особые адм. районы Аомынь и Сянган, где имеются 2 диоцеза Римско-католич. церкви. В Сянгане действует Гонконгская митрополия Константинопольской православной церкви.
На Тайване на нач. 21 в. зарегистрировано более 8 тыс. даосских храмов, более 4 тыс. буддийских монастырей и храмов. Христианство исповедуют ок. 900 тыс. чел., в т. ч. ок. 300 тыс. чел. – католицизм (действует 1 митрополия и 6 диоцезов Римско-католич. церкви) и более 600 тыс. чел. – протестантизм разл. направлений (пресвитериане, баптисты, лютеране, англикане, адвентисты седьмого дня и др.; зарегистрировано ок. 3,5 тыс. церквей и молельных домов). Существует 1 православный приход в составе Гонконгской митрополии Константинопольской православной церкви. Более 1,5 млн. чел. – приверженцы тайваньских синкретических культов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27