Религия и мифология

Тра­ди­ци­он­ные рим. ве­ро­ва­ния бы­ли от­ме­че­ны пе­ре­жит­ка­ми то­те­миз­ма (по­чи­та­ние ка­пи­то­лий­ской вол­чи­цы, ор­ла как пти­цы Юпи­те­ра и др.), фе­ти­шиз­ма (Мар­са сим­во­ли­зи­ро­ва­ло ко­пьё, Юпи­те­ра – ка­мень, Вес­ту – свя­щен­ный огонь) и ани­миз­ма. Рим­ля­не ве­ри­ли в без­лич­ные си­лы (numina), за­клю­чён­ные во всех ок­ру­жаю­щих их пред­ме­тах, обо­же­ст­в­ля­ли го­ры, хол­мы, кам­ни, де­ре­вья и тра­вы, ис­точ­ни­ки, ре­ки и ру­чьи. При­ро­да пред­став­ля­лась им на­се­лён­ной фав­на­ми и силь­ва­на­ми (см. в ст. Пан), ним­фа­ми и дриа­да­ми. За­мет­ную роль иг­рал культ свя­щен­ных де­ревь­ев (дуб, бук, смо­ков­ни­ца, оли­ва, гру­ша, яб­ло­ня, сли­ва, фи­ни­ко­вая паль­ма) и рощ. Уни­каль­ной чер­той рим. ре­ли­гии ста­ло обо­же­ст­в­ле­ние доб­ро­де­те­лей и др. от­вле­чён­ных по­ня­тий, свя­зан­ных с об­ществ. и гос. жиз­нью: ми­ра (Pax), на­де­ж­ды (Spes), доб­ле­сти (Virtus), спра­вед­ли­во­сти (Ius­titia) и т. п. Мн. бо­же­ст­ва не име­ли оп­ре­де­лён­но­го по­ла, то­гда как пол дру­гих раз­дваи­вал­ся, по­ро­ж­дая пар­ные об­ра­зы (Ли­бер – Ли­бе­ра, Фавн – Фав­на, По­мон – По­мо­на, Ди­ан – Диа­на и т. д.). Име­на не­ко­то­рых бо­жеств прак­ти­че­ски ни­чем не от­ли­ча­лись от чис­то на­ри­цат. обо­зна­че­ний: Бел­ло­на – бо­ги­ня вой­ны (от bellum – вой­на), Тер­мин – бог ру­бе­жей (terminus – по­гра­нич­ный ка­мень, ме­же­вой знак) и др.

Объ­ек­та­ми ри­ту­аль­но­го по­кло­не­ния в Р. Д. бы­ли Юпи­тер, Юно­на, Ми­нер­ва, Вес­та, Це­ре­ра, Диа­на, Ве­не­ра, Марс, Мер­ку­рий, Неп­тун, Вул­кан, Янус, Ли­бер (Вакх), Са­турн, Апол­лон и др. бо­же­ст­ва. Наи­бо­лее чти­мых бо­гов име­но­ва­ли «от­ца­ми» (patres), а бо­гинь – «ма­те­ря­ми» (matres). Юпи­тер, его суп­ру­га Юно­на и их дочь Ми­нер­ва со­став­ля­ли т. н. Ка­пи­то­лий­скую триа­ду. Па­тро­ном-эпо­ни­мом Ри­ма яв­лял­ся бог Кви­рин (Во­фи­он), впо­след­ст­вии ото­жде­ст­в­лён­ный с Мар­сом, Ро­му­лом и Яну­сом.

В рес­пуб­ли­кан­скую эпо­ху в рим. пан­те­о­не вы­де­ля­лись 2 груп­пы бо­гов: «ту­зем­ные» (dii indigetes) и «при­шлые» (dii novensides). Ог­ром­ное влия­ние на са­мо­быт­ную рим. ре­ли­гию ока­за­ли куль­ты эт­ру­сков и гре­ков. Эт­рус­ское про­ис­хо­ж­де­ние обыч­но при­пи­сы­ва­ют Ми­нер­ве и Юно­не. Ве­ро­ят­но, Юпи­тер стал вер­хов­ным рим. бо­гом под влия­ни­ем эт­русков, чтив­ших в ка­че­ст­ве вер­хов­но­го бо­же­ст­ва бо­га гро­ма и мол­нии Ти­на. Со вре­мён 2-й Пу­ни­че­ской вой­ны на­ча­лась эл­ли­ни­за­ция рим. ре­ли­гии. У гре­ков рим­ля­не за­им­ст­во­ва­ли куль­ты Ге­рак­ла (Гер­ку­ле­са), Фе­ба (Апол­ло­на), Дис­па­те­ра (Плу­то­на), Про­зер­пи­ны и др. С 3 в. до н. э. рим­ля­не ста­ли пе­ре­ни­мать греч. ми­фо­ло­гию и ото­жде­ст­в­лять сво­их бо­гов с гре­че­ски­ми: Юпи­те­ра с Зев­сом, Юно­ну с Ге­рой, Ми­нер­ву с Афи­ной, Диа­ну с Ар­те­ми­дой, Мар­са с Аре­сом, Неп­ту­на с По­сей­до­ном, Са­тур­на с Кро­но­сом, Вул­ка­на с Ге­фе­стом, Ве­не­ру с Аф­ро­ди­той и т. д. В 217 до н. э. в Р. Д. бы­ли ус­та­нов­ле­ны тор­же­ст­ва в честь 12 глав­ных греч. бо­гов-олим­пий­цев.

Осо­бую роль в рим. ми­фо­ло­гии иг­ра­ли ми­фы, по­свя­щён­ные куль­тур­ным ге­ро­ям, сре­ди ко­то­рых – Са­турн и бр. Пи­лумн и Пи­кумн. Счи­та­лось, что Са­турн нау­чил ме­ст­ных жи­те­лей зем­ле­де­лию, ви­но­гра­дар­ст­ву; Пи­лумн, царь Лав­рен­та, изо­брёл пест для дроб­ле­ния зер­на, а Пи­кумн – уна­во­жи­ва­ние по­лей. Пре­да­ния, сфор­ми­ро­вав­шие т. н. рим. миф, груп­пи­ро­ва­лись в осн. во­круг 3 тем: ис­то­рии Энея, ца­рей Аль­бы-Лон­ги и ос­но­ва­ния Р. Д.; ис­то­рии 7 ца­рей, из­гна­ния Тар­кви­ни­ев и ус­та­нов­ле­ния Рес­пуб­ли­ки; рас­ска­зов о ге­ро­ях эпо­хи ран­ней Рес­пуб­ли­ки. В ос­но­ве рим. ми­фа ле­жа­ла идея ис­клю­чи­тель­но­сти судь­бы Ри­ма.

У древ­них рим­лян су­ще­ст­во­ва­ло не­ис­чис­ли­мое мно­же­ст­во мел­ких бо­жеств (dii minores), ка­ж­дое из ко­то­рых вы­пол­ня­ло оп­ре­де­лён­ную уз­кую функ­цию. Они оли­це­тво­ря­ли в осн. разл. сто­ро­ны че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти. Ка­ж­дый шаг че­ло­ве­ка, на­чи­ная с его по­яв­ле­ния на свет, на­хо­дил­ся под по­кро­ви­тель­ст­вом то­го или ино­го бо­же­ст­ва (напр., за пер­вый крик но­во­ро­ж­дён­но­го от­ве­чал бог Ва­ти­кан, а чле­но­раз­дель­ной ре­чью ре­бён­ка ру­ко­во­ди­ли Фа­бу­лин, Фа­рин и Ло­ку­ций и т. п.). Мно­гие из бо­жеств бы­ли свя­за­ны с зем­ле­де­ли­ем и др. ви­да­ми хо­зяйств. дея­тель­но­сти.

Свя­щен­но­дей­ст­вия в Р. Д. де­ли­лись на ча­ст­ные (sacra privata), от­прав­ляв­шие­ся отд. гра­ж­да­на­ми, ро­да­ми и семь­я­ми; кол­лек­тив­ные (sacra popularia), от­прав­ляв­шие­ся кол­лек­ти­ва­ми па­гов и ку­рий; об­ще­ст­вен­ные (sacra publica), со­вер­шав­шие­ся от име­ни всей гражд. об­щи­ны. Ряд свя­щен­но­дей­ст­вий со­вер­шал­ся и ча­ст­ным по­ряд­ком, и пуб­лич­но. Важ­ное ме­сто в рим. ре­лиг. прак­ти­ке за­ни­ма­ли ро­до­вые и се­мей­ные куль­ты. При­над­леж­ность че­ло­ве­ка к се­мье с со­от­вет­ст­вую­щи­ми пра­ва­ми и обя­зан­но­стя­ми бы­ла обу­слов­ле­на уча­сти­ем в её куль­те. В ка­ж­дом до­ме име­лись фа­миль­ные свя­ты­ни – по­смерт­ные вос­ко­вые мас­ки пред­ков (обыч­но их не­сли в по­гре­баль­ных кор­те­жах). Гл. жре­цом се­мей­но­го куль­та яв­лял­ся pater familias. Ро­до­вые куль­ты бы­ли по­свя­ще­ны пред­кам – эпо­ни­мам ро­да, ино­гда ле­ген­дар­ным или да­же ми­фи­че­ским (напр., род Клав­ди­ев по­чи­тал сво­его пред­ка-ро­до­на­чаль­ни­ка Клау­са, род Це­ци­ли­ев – Це­ку­лу, род Юли­ев – Юла). Умер­шие пред­ки, со­глас­но рим. ве­ро­ва­ни­ям, ста­но­ви­лись бо­га­ми-по­кро­ви­те­ля­ми се­мьи и ро­да – мана­ми. Ма­ны сбли­жа­лись или да­же ото­жде­ст­в­ля­лись с пе­на­та­ми. К ма­нам и пе­на­там бы­ли близ­ки се­мей­ные ла­ры, свя­зан­ные с до­маш­ним оча­гом, се­мей­ной тра­пе­зой, с по­свя­щён­ны­ми им де­ревь­я­ми и ро­ща­ми.

Счи­та­лось, что у ка­ж­до­го че­ло­ве­ка есть свой бог-по­кро­ви­тель: ге­ний (ино­гда 2 ге­ния – до­б­рый и злой) – у муж­чин и юно­на – у жен­щин. По­ми­мо лич­ных ге­ни­ев, бы­ли мно­го­числ. ге­нии-по­кро­ви­те­ли ме­ст­но­стей (genii locorum), ви­ди­мы­ми сим­во­ла­ми ко­то­рых обыч­но счи­та­лись змеи. Кро­ме до­б­рых бо­гов-по­кро­ви­те­лей, ма­нов и ла­ров, су­ще­ст­во­вали злые, вра­ж­деб­ные лар­вы, стри­ги и ле­му­ры – вре­до­нос­ные те­ни, при­зра­ки пре­ступ­ни­ков и лю­дей, ли­шён­ных по­гре­бе­ния.

По ме­ре раз­ло­же­ния ро­до­во­го строя в рим. об­щи­не шёл про­цесс пе­ре­хо­да от ро­до­вых форм куль­та к го­су­дар­ст­вен­ным. Не­ко­то­рые ро­до­вые бо­ги со вре­ме­нем ста­ли по­чи­тать­ся на гос. уров­не. Ока­зав­ший­ся не­обы­чай­но жи­ву­чим се­мей­но-ро­до­вой культ (од­ним из по­след­них имп. ука­зов, на­прав­лен­ных про­тив язы­че­ст­ва, стал из­дан­ный в 392 эдикт Фео­до­сия I Ве­ли­ко­го, за­пре­щав­ший от­прав­ле­ние се­мей­ных об­ря­дов в честь ла­ров и пе­на­тов) был свя­зан с ар­ха­ич. по­чи­та­ни­ем ог­ня. Культ ог­ня так­же стал го­су­дар­ст­вен­ным: не­уга­си­мый огонь, го­рев­ший в об­щин­ном свя­ти­ли­ще, был сим­во­лом бо­ги­ни Вес­ты (ана­ло­гия греч. Гес­тии).

Жре­цы, вы­сту­пав­шие в ро­ли по­сред­ни­ков ме­ж­ду людь­ми и бо­га­ми, счи­та­лись гос. слу­жа­щи­ми и об­слу­жи­ва­ли ри­ту­аль­ную прак­ти­ку всей об­щи­ны, куль­то­вых кол­ле­гий, ро­дов, се­мей и па­гов. Их обя­зан­но­сти за­клю­ча­лись в со­блю­де­нии об­ря­дов, тол­ко­ва­нии во­ли бо­гов и кон­тро­ле над все­ми ви­да­ми свя­щен­но­дей­ст­вий. По­сколь­ку древ­ний за­кон за­пре­щал зе­мель­ные по­жерт­во­ва­ния хра­мам (за ис­клю­че­ни­ем хра­ма Юпи­те­ра Тар­пей­ско­го), раз­ви­тие хра­мо­во­го хо­зяй­ст­ва в Ри­ме бы­ло не­воз­мож­но (в от­личие от го­су­дарств Древ­не­го Вос­то­ка). В Ри­ме ни­ко­гда не бы­ло ни кас­ты жре­цов, ни ре­лиг. дог­ма­тиз­ма, ни не­тер­пи­мо­сти к чу­жим ре­ли­ги­ям: вла­сти тре­бо­ва­ли со­блю­де­ния тра­диц. об­ря­дов, но не ве­ры. Од­на­ко рим. гра­ж­да­не име­ли пра­во по­чи­тать толь­ко тех бо­гов, культ ко­то­рых был санк­цио­ни­ро­ван се­на­том. В Ри­ме из­дав­на су­ще­ст­во­вал ряд жреч. кол­ле­гий. В со­став жреч. эли­ты вхо­ди­ли вер­хов­ный пон­ти­фик, не­по­сред­ст­вен­но ру­ко­во­див­ший кол­ле­ги­ей пон­ти­фи­ков (са­мой ав­то­ри­тет­ной и по­чёт­ной в рим. жреч. ор­га­ни­за­ции), «царь свя­щен­но­дей­ст­вий» и 3 гл. фла­ми­на (они ве­да­ли куль­та­ми бо­гов ар­ха­ич. триа­ды – Юпи­те­ра, Мар­са и Кви­ри­на). Вер­хов­но­му пон­ти­фи­ку под­чи­ня­лись 15 фла­ми­нов, со­вер­шав­ших жерт­во­при­но­ше­ния отд. бо­гам, и 6 вес­та­лок. Жре­цы свя­щен­но­дей­ст­вий (де­цем­ви­ры, со вре­мён Сул­лы – квин­де­цем­ви­ры) осу­ще­ст­в­ля­ли вер­хов­ный над­зор за куль­та­ми чу­же­зем­ных бо­гов, пре­ж­де все­го Апол­ло­на. Эпу­ло­ны ве­да­ли «свя­щен­ной тра­пе­зой» Юпи­те­ра в хра­ме на Ка­пи­то­лии, фе­циа­лы со­вер­ша­ли спец. об­ря­ды при объ­яв­ле­нии вой­ны и за­клю­че­нии мир­но­го или со­юз­но­го до­го­во­ра, са­лии уча­ст­во­ва­ли в са­краль­ных це­ре­мо­ни­ях, по­свя­щён­ных Мар­су и свя­зан­ных с во­ен. ак­ция­ми, и т. п.

В Р. Д. пре­неб­ре­же­ние бо­же­ст­вен­ной во­лей, про­яв­ляв­шей­ся в зна­ме­ни­ях, ква­ли­фи­ци­ро­ва­лось как грех и влек­ло за со­бой не­об­хо­ди­мость уми­ло­стив­ле­ния бо­же­ст­ва и на­ка­за­ния свя­то­тат­ца. Во­лю бо­гов оп­ре­де­ля­ли ав­гу­ры и га­рус­пи­ки. Важ­ную роль в рим. ре­лиг. прак­ти­ке иг­ра­ло га­да­ние (ман­ти­ка). Аус­пи­ции в обя­зат. по­ряд­ке пред­ше­ст­во­ва­ли лю­бо­му зна­чит. со­бы­тию об­ществ. и гос. жиз­ни – объ­яв­ле­нию вой­ны или за­клю­че­нию ми­ра, во­ен. по­хо­ду, сра­же­нию, по­строй­ке зда­ния и т. д. Пре­неб­ре­же­ние аус­пи­ция­ми, с точки зрения рим­лян, не­ми­нуе­мо влек­ло за со­бой не­уда­чу все­го пред­при­ятия; в этом слу­чае тре­бо­ва­лись ис­ку­пит. об­ря­ды для обес­пе­че­ния «ми­ра с бо­га­ми» (pax deorum).

В осо­бо дра­ма­тич. си­туа­ци­ях (уст­ра­шаю­щие зна­ме­ния, на­ше­ст­вия вра­гов, гражд. сму­ты и т. п.) спец. жре­че­ская кол­ле­гия об­ра­ща­лась к хра­нив­шим­ся в тай­не от не­по­свя­щён­ных т. н. Си­вил­ли­ным кни­гам. По пре­да­нию, эти кни­ги (3 из 9; ос­таль­ные со­жгла са­ма про­ро­чи­ца) бы­ли ку­п­ле­ны по со­ве­ту ав­гу­ров ца­рём Тар­кви­ни­ем Гор­дым у про­ро­чи­цы Си­вил­лы из Кум и с тех пор на­хо­ди­лись в хра­ме Юпи­те­ра Ка­пи­то­лий­ско­го. В них со­дер­жа­лись на­пи­сан­ные на паль­мо­вых ли­сть­ях греч. ак­ро­сти­хом ука­за­ния, как сле­ду­ет в том или ином слу­чае уми­ло­стив­лять бо­гов (впер­вые к этим кни­гам об­ра­ти­лись ок. 500 до н. э., ко­гда на Рим об­ру­шил­ся не­уро­жай и свя­зан­ный с ним го­лод). Для уми­ло­стив­ле­ния бо­гов обыч­но на­зна­ча­лись очи­стит. об­ря­ды (lustratio), жерт­во­при­но­ше­ния (piaculum), про­цес­сии, мо­леб­ны в хра­мах, иг­ры с раз­но­об­раз­ны­ми со­стя­за­ния­ми и т. д.

В рим. ре­лиг. ка­лен­да­ре бы­ло не­ма­ло празд­ни­ков, ко­то­рые шум­но и тор­же­ст­вен­но от­ме­ча­лись обиль­ны­ми жерт­во­при­но­ше­ния­ми, пыш­ны­ми це­ре­мо­ния­ми и ве­сё­лы­ми пи­ра­ми. В чис­ле этих празд­ни­ков – па­рен­та­лии (ана­ло­гич­ные ле­му­ри­ям; про­во­ди­лись 13–21 февр. в честь ду­хов пред­ков – dii parentes), лу­пер­ка­лии (15 февр., пас­ту­ше­ский празд­ник очи­ще­ния и пло­до­ро­дия, свя­зан­ный с Фав­ном), тер­ми­на­лии (23 февр., в честь Тер­ми­на), це­реа­лии (12–19 апр., в честь Це­ре­ры), фло­ра­лии (28 апр. – 3 мая, в честь Фло­ры), вес­та­лии (9 июня, в честь Вес­ты), фон­та­на­лии (13 окт., празд­не­ст­во в честь бо­га вод­ных ис­точ­ни­ков Фон­са, сы­на Яну­са и ним­фы Ютур­ны), са­тур­на­лии и др.

В пе­ри­од гражд. войн и кри­зи­са Рес­пуб­ли­ки, при­вед­ших к упад­ку мн. офиц. куль­тов, рим. эли­та об­ра­ти­лась к мис­тич. куль­там Вос­то­ка и греч. фи­ло­со­фии (ор­физ­му, стои­циз­му, пла­то­низ­му, мит­ра­из­му и др.). При­вер­жен­ность к древ­ним куль­там про­дол­жа­ла жить в нар. сре­де. В прав­ле­ние Ав­гу­ста поя­вил­ся имп. культ, на­чав­ший­ся с обо­же­ст­в­ле­ния Це­за­ря и став­ший все­об­щим и обя­за­тель­ным при Вес­па­сиа­не. При жиз­ни им­пе­ра­то­ра обо­же­ст­в­лял­ся лишь его ге­ний; соб­ст­вен­но апо­фе­оз на­сту­пал толь­ко по­сле его смер­ти. Обо­же­ст­в­лён­ные им­пе­ра­то­ры име­но­ва­лись не dei (бо­ги), а di­vi (бо­же­ст­вен­ные). Им по­свя­ща­лись ста­туи и хра­мы. Уча­стие в имп. куль­те бы­ло сви­де­тель­ст­вом ло­яль­но­сти и бла­го­на­дёж­но­сти, ук­ло­не­ние – пре­ступ­ным свя­то­тат­ст­вом. Клят­ва ге­ни­ем им­пе­ра­то­ра счи­та­лась са­мой свя­щен­ной, её на­ру­ше­ние при­рав­ни­ва­лось к ос­корб­ле­нию ве­ли­че­ст­ва. Важ­ную роль в оформ­ле­нии имп. куль­та в 3 в. иг­ра­ли вост. со­ляр­ные и ас­т­раль­ные куль­ты, обос­но­вы­вав­шие тес­ную связь мо­нар­ха с Солн­цем. Зна­чит. влия­ние на этот про­цесс ока­за­ли так­же ре­лиг.-фи­лос. идеи не­оп­ла­то­низ­ма.

Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние на тер­ри­то­рии Рим. им­пе­рии по­лу­чил иу­да­изм, в ко­то­ром рим. кон­сер­ва­то­ры и мо­ра­ли­сты ви­де­ли уг­ро­зу для тра­диц. рим. ук­ла­да. Спе­ци­фич. рим. «ан­ти­се­ми­тизм» от­ме­чен у Ци­це­ро­на, Го­ра­ция, Квин­ти­лиа­на, Пер­сия, Се­не­ки, Пе­тро­ния, Мар­циа­ла и дос­тиг апо­гея в про­из­ве­де­ни­ях Та­ци­та и Юве­на­ла. Рост чис­лен­но­сти и по­ли­тич. влия­ния иу­дей­ской об­щи­ны вы­зы­вал обес­по­ко­ен­ность рим. вла­стей, вре­мя от вре­ме­ни осу­ще­ст­в­ляв­ших ре­прес­сив­ные ак­ции. Так, в 139 до н. э. и в 19 н. э. из Ри­ма бы­ли из­гна­ны иу­деи и про­зе­ли­ты. При Клав­дии, в 41 и 49, под­верг­лись ре­прес­си­ям иу­деи и хри­стиа­не. Апо­гей пра­ви­тельств. ре­прес­сий в от­но­ше­нии иу­де­ев при­шёл­ся на вре­мя прав­ле­ния Трая­на (98–117) и Ад­риа­на (117–138).

Во 2–3 вв. в вост. про­вин­ци­ях Рим. им­пе­рии и в Ита­лии ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лось хри­сти­ан­ст­во. Тайные со­б­ра­ния ран­них хри­сти­ан, а так­же их от­каз уча­ст­во­вать в по­чи­та­нии ге­ния им­пе­ра­то­ра и в жерт­вен­ных пи­рах вы­зы­ва­ли по­до­зре­ния вла­стей и в ито­ге при­ве­ли к го­не­ни­ям на хри­сти­ан. Наи­бо­лее мас­штаб­ные и кро­ва­вые пре­сле­до­ва­ния хри­сти­ан про­изош­ли при Де­ции, Ди­ок­ле­тиа­не и его пре­ем­ни­ках (в 303–313). Не­смот­ря на это, к нач. 4 в. хри­сти­ан­ст­во по­лу­чи­ло не­обы­чай­но ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние сре­ди всех со­ци­аль­ных групп Рим. им­пе­рии. При Кон­стан­ти­не Ве­ли­ком был из­дан Ми­лан­ский эдикт (313) о сво­бод­ном ис­по­ве­да­нии хри­сти­ан­ст­ва. Позд­нее им­пе­ра­тор ос­во­бо­дил хри­сти­ан­ский клир от всех лич­ных по­вин­но­стей в поль­зу го­су­дар­ст­ва, га­ран­ти­ро­вал хри­стиа­нам сво­бод­ное про­ве­де­ние мо­лит­вен­ных со­б­ра­ний, им вер­ну­ли гражд. пра­ва, от­ня­тые у них Ди­ок­ле­тиа­ном. По­след­ней по­пыт­кой рес­тав­ра­ции язы­че­ст­ва в Р. Д. ста­ли ре­фор­мы имп. Юлиа­на От­ступ­ни­ка (361–363). Од­на­ко его пре­ем­ник Ио­ви­ан (363–364) от­ме­нил все ре­лиг. но­во­вве­де­ния пред­ше­ст­вен­ни­ка. По эдик­ту Фео­до­сия I (380) ни­кей­ское ве­ро­ис­по­ве­да­ние про­воз­гла­ша­лось един­ст­вен­но вер­ным. В 391–394 он за­крыл все языч. хра­мы, под­верг языч­ни­ков пре­сле­до­ва­ни­ям, по­ту­шил огонь Вес­ты, от­ме­нил Олим­пий­ские иг­ры и объ­я­вил хри­сти­ан­ст­во един­ст­вен­ной ре­ли­ги­ей Рим. им­пе­рии, за­пре­тив все ос­таль­ные куль­ты.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13