Ранняя история Японии

Ста­нов­ле­ние цен­тра­ли­зо­ван­но­го гос-ва по кит. мо­де­ли про­изош­ло в пе­ри­од Асу­ка (592–710). На­зва­ние пе­ри­од по­лу­чил по ме­сто­на­хо­ж­де­нию двор­цов пра­ви­те­лей Яма­то в до­ли­не р. Асу­ка (не­да­ле­ко от совр. го­ро­дов На­ра и Кио­то). Эпо­ха Асу­ка на­ча­лась прав­ле­ни­ем го­су­да­ры­ни Суй­ко (592–628), пер­вой в ис­то­рии Я. жен­щи­ны, взо­шед­шей на трон. Прин­цу Сё­то­ку (574–622), пле­мян­ни­ку Суй­ко, при­пи­сы­ва­ют со­став­ле­ние «Уло­же­ния в 17 пунк­тах», фор­ма­ли­зую­ще­го от­но­ше­ния ме­ж­ду пра­ви­те­лем и под­дан­ны­ми на ос­но­ве тра­диц. цен­но­стей и за­им­ст­во­ван­ных ма­те­ри­ко­вых уче­ний – кон­фу­ци­ан­ст­ва и буд­диз­ма. В это вре­мя Ки­тай ока­зал наи­боль­шее куль­тур­но-по­ли­тич. влия­ние на япон. об­ще­ст­во. Бы­ли пе­ре­ня­ты струк­ту­ра чи­нов­ни­че­ст­ва, ин­сти­ту­ты управ­ле­ния, адм.-терр. де­ле­ние, на­ло­го­об­ло­же­ние, на­дель­ная сис­те­ма зем­ле­поль­зо­ва­ния, ар­хи­тек­ту­ра, письм. куль­ту­ра, ре­лиг.-фи­лос. уче­ния. Пе­ри­од мас­штаб­ных пре­об­ра­зо­ва­ний на­чал­ся «ре­фор­ма­ми Тай­ка» (на­зва­ны по пер­во­му в Я. де­ви­зу прав­ле­ния: «ве­ли­кие пе­ре­ме­ны») с це­лью пре­вра­ще­ния Яма­то в «ци­ви­ли­зо­ван­ное», со­глас­но кит. пред­став­ле­ни­ям, гос-во. Од­ной из форм де­мон­ст­ра­ции «ци­ви­ли­зо­ван­но­сти» дво­ра ста­ло вве­де­ние ран­гов, ко­то­рые при­сваи­ва­лись ин­ди­ви­ду­аль­но за спо­соб­но­сти. При этом про­дол­жа­ла су­ще­ст­во­вать сис­те­ма на­след­ст­вен­ных ти­ту­лов ка­ба­нэ, ука­зы­ваю­щих на про­ис­хо­ж­де­ние кров­но­род­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний уд­зи. В кон. 7 в. на­ча­лось строи­тель­ст­во двор­цо­во­го ком­плек­са Фуд­зи­ва­ра на се­ве­ре от Асу­ки, ко­то­рый стал пер­вой по­сто­ян­ной сто­ли­цей Я. (694–710).

Япо­ния в пе­ри­од На­ра. К нач. 8 в. был ус­та­нов­лен проч­ный кон­троль над центр. про­вин­ция­ми, пле­ме­на хая­то на Кю­сю ус­ми­ре­ны, пле­ме­на эми­си (про­то­ай­ны) от­тес­не­ны на се­ве­ро-вос­ток. В 702 стра­на сме­ни­ла назв. «Яма­то» на «Ни­хон» («стра­на, где вос­хо­дит солн­це»). В 710 сто­ли­ца бы­ла пе­ре­не­се­на из Фуд­зи­ва­ры в Хэйд­зё-кё (На­ра). Это ста­ло на­ча­лом но­во­го эта­па в ис­то­рии Я. – пе­рио­да На­ра (710–794). За­вер­ши­лось соз­да­ние цен­тра­ли­зо­ван­но­го гос-ва, «ос­но­ван­но­го на за­ко­нах» (ри­цу­рё кок­ка). Бы­ли со­став­ле­ны пер­вые за­ко­но­дат. ко­дек­сы, ми­фо­ло­го-ле­то­пис­ные сво­ды, опи­са­ния зе­мель, ге­неа­ло­гич. спи­ски, по­этич. ан­то­ло­гии. За­ко­ны за­кре­пи­ли ста­тус го­су­да­ря-тэн­но как вер­хов­но­го жре­ца син­то и гла­вы гос-ва, за­фик­си­ро­ва­ли струк­туру ап­па­ра­та управ­ле­ния, ус­та­но­ви­ли сис­те­му на­ло­го­об­ло­же­ния, ут­вер­ди­ли по­ря­док от­прав­ле­ния ре­лиг. ри­туа­лов. Ле­ги­ти­ма­ция вер­хов­ной вла­сти бы­ла ос­но­ва­на на син­тои­ст­ском ми­фе о про­ис­хо­ж­де­нии не­пре­рыв­ной и не­сме­няе­мой ди­на­стии го­су­да­ря от бо­ги­ни солн­ца Ама­тэ­ра­су. По­пыт­ка узур­па­ции тро­на мо­на­хом До­кё в 769 бы­ла един­ст­венным в ис­то­рии Я. по­ку­ше­ни­ем на власть пра­вя­щей ди­на­стии не пред­ста­ви­те­лем ро­да го­су­да­рей.

Весь 8 в. шла не­пре­кра­щаю­щая­ся борь­ба ме­ж­ду пра­вя­щим ро­дом и уси­лив­шим­ся бла­го­да­ря за­клю­че­нию брач­ных сою­зов с го­су­да­ре­вым до­мом ари­сто­кра­тич. ро­дом Фуд­зи­ва­ра за пра­во оп­ре­де­ле­ния на­след­ни­ка тро­на. В 784 двор был пе­ре­не­сён в На­гао­ка­кё, к се­ве­ро-за­па­ду от На­ры. Од­на­ко стро­ит. ра­бо­ты бы­ли при­ос­та­нов­ле­ны, в 794 двор был пе­ре­не­сён в пров. Яма­си­ро, где на­ча­лось воз­ве­де­ние но­вой сто­ли­цы – Хэй­ан-кё (Кио­то), дав­шей назв. эпо­хе Хэй­ан (794–1185).

1 2 3 4 5 6 7 8 9  10