Раннеисторический период. Гегемония Магадхи

Сер. 1-го тыс. до н. э. в ис­то­рии И. оп­ре­де­ля­ет­ся как ран­не­ис­то­ри­че­ский пе­ри­од. В это вре­мя на­би­ра­ет си­лу про­цесс строи­тель­ст­ва го­ро­дов, ко­то­рые фор­ми­ру­ют­ся во­круг ук­ре­п­лён­ных ре­зи­ден­ций пра­ви­те­лей го­су­дарств в ка­че­ст­ве ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных, а ино­гда тор­го­во-ре­мес­лен­ных цен­тров (Так­си­лаИн­д­рап­раст­ха, Кау­шам­би, Удд­жайн, Рад­жаг­ри­ха). Гор. ук­ре­п­ле­ния ар­хео­ло­ги­че­ски про­сле­жи­ва­ют­ся по мень­шей ме­ре с 6 в. В кон. 6 в. по­сле за­вое­ва­ний Ахе­ме­ни­дов (Ганд­ха­раСинд) Сев. И. всту­па­ет в не­по­средств. кон­так­ты не толь­ко с Ира­ном, но и с Ближ­ним Вос­то­ком. Ожив­ле­ние тор­гов­ли при­во­дит в 5–4 вв. к по­яв­ле­нию при­ми­тив­ной мо­не­ты. Серь­ёз­ные об­ществ.-по­ли­тич. пе­ре­ме­ны в сер. 1-го тыс. со­про­во­ж­да­лись кри­зи­сом ре­лиг. соз­на­ния. Воз­ни­ка­ют но­вые ре­лиг. те­че­ния (буд­дизмджай­низм и др.), ко­то­рые по­ры­ва­ют с тра­ди­ция­ми ве­дий­ской ри­туа­ли­сти­ки и ста­вят под со­мне­ние преж­нюю со­ци­аль­ную иерар­хию (зна­чи­мость дея­тель­но­сти брах­ма­нов как по­сред­ни­ков ме­ж­ду людь­ми и бо­га­ми, не­об­хо­ди­мость обиль­ных жертв и раз­дач для дос­ти­же­ния Не­ба). Воз­ник­но­ве­ние этих уче­ний свя­за­но с оли­гар­хич. кла­на­ми, пра­вив­ши­ми в пред­горь­ях Ги­ма­ла­ев (Ша­кья, Мал­ла). Но об­ще­ин­дий­скую зна­чи­мость им при­да­ла под­держ­ка пра­ви­те­лей круп­ных царств, сло­жив­ших­ся в до­ли­не Ган­га.

В 5 в. ве­ду­щую роль иг­ра­ли та­кие го­су­дар­ст­ва, как Ка­ши, Ко­ша­ла, Ват­са, Ма­гад­ха. В 4 в. Ма­гад­ха (со сто­ли­цей в Па­та­ли­пут­ре) ста­ла без­ус­лов­ным ге­ге­мо­ном в до­ли­не Ган­га и во всей Сев. И. С пра­ви­те­ля­ми Ма­гад­хи из ди­на­стии Нан­дов инд. пре­да­ния свя­зы­ва­ют важ­ные пе­ре­ме­ны в прин­ци­пах гос. уст­рой­ст­ва. Нан­ды, опи­рав­шие­ся не на пле­мен­ные опол­че­ния, а на ог­ром­ное на­ём­ное вой­ско, не до­воль­ст­во­ва­лись да­ра­ми от по­ко­рён­ных со­се­дей, за­ме­ня­ли кшат­рий­ские ди­на­стии свои­ми став­лен­ни­ка­ми, об­ла­га­ли на­се­ле­ние тя­жё­лы­ми на­ло­га­ми. Они сфор­ми­ро­ва­ли дер­жа­ву, ох­ва­ты­вав­шую весь бас­сейн Ган­га и да­же вост. по­бе­ре­жье Де­ка­на (ны­не Орис­са).

В 327–325 Алек­сандр Ма­ке­дон­ский под­чи­нил мно­го­числ. цар­ст­ва и пле­мен­ные об­ра­зо­ва­ния Пенд­жа­ба и Син­да, вы­сту­пив фак­ти­че­ски в ро­ли объ­е­ди­ни­те­ля Сев.-Зап. И. По­сле то­го как в 317 гре­ко-ма­кед. за­вое­ва­те­ли бы­ли вы­ну­ж­де­ны уй­ти из И., эта тер­ри­то­рия ока­за­лась под вла­стью пред­во­ди­те­ля ан­ти­ма­ке­дон­ско­го вос­ста­ния Чан­д­ра­гуп­ты из ро­да Ма­урь­ев. Опи­ра­ясь на неё, Чан­д­ра­гуп­та на­чал вой­ну с Нан­да­ми и по­сле по­бе­ды над ни­ми стал пра­ви­те­лем всей Сев. И. По мир­но­му до­го­во­ру с Се­лев­ком I Ни­ка­то­ром в кон. 4 в. Чан­д­ра­гуп­та по­лу­чил рай­оны Ара­хо­сии (ны­не в Аф­га­ни­ста­не) с греч. го­ро­да­ми, ос­но­ван­ны­ми Алек­сан­дром Ма­ке­дон­ским. Это спо­соб­ст­во­ва­ло ин­тен­си­фи­ка­ции свя­зей И. с эл­ли­ни­стич. ми­ром и от­кры­ло её влия­нию греч. куль­ту­ры.

Раз­ви­тие го­су­дар­ст­вен­но­сти тре­бо­ва­ло ис­поль­зо­ва­ния пись­мен­но­сти. В рай­оне Так­си­лы ещё во вре­ме­на Ахе­ме­ни­дов ара­мей­ское пись­мо бы­ло при­спо­соб­ле­но к инд. фо­не­ти­ке. В до­ли­не Ган­га осн. раз­но­вид­ность инд. пись­ма – брах­ми бы­ла изо­бре­те­на (не без влия­ния греч. ал­фа­ви­та), по-ви­ди­мо­му, в кон. 4 в. Пер­вые со­хра­нив­шие­ся па­мят­ни­ки пись­мен­но­сти брах­ми бы­ли вы­се­че­ны на ска­лах и ко­лон­нах по при­ка­зу Ашо­ки, вну­ка Чан­д­ра­гуп­ты, в сер. 3 в. Мес­та на­хо­док т. н. эдик­тов Ашо­ки по­зво­ля­ют очер­тить гра­ни­цы его дер­жа­вы. Она ох­ва­ты­ва­ла всю тер­ри­то­рию совр. Рес­пуб­ли­ки И. (за ис­клю­че­ни­ем край­не­го юга), Па­ки­стан и часть Аф­га­ни­ста­на (рай­он Кан­да­га­ра, где об­на­ру­же­ны над­пи­си Ашо­ки на ара­мей­ском и греч. язы­ках). Ка­пи­тели ко­лонн Ашо­ки яв­ля­ют­ся пер­вы­ми па­мят­ни­ка­ми ка­мен­ной скульп­ту­ры той эпо­хи, они де­мон­ст­ри­ру­ют оп­ре­де­лён­ное влия­ние греч. и офи­ци­аль­но­го перс. иск-ва. Изо­бра­же­ние льви­ной ка­пи­те­ли на ко­лон­не из Сан­чи ны­не ста­ло гер­бом Рес­пуб­ли­ки Ин­дия.

Со­дер­жа­ние «эдик­тов Ашо­ки» сво­дит­ся пре­им. к про­воз­гла­ше­нию дхар­мы – ре­лиг. пра­вед­но­сти, близ­кой буд­диз­му. При Ашо­ке буд­дизм на­чи­на­ет рас­про­стра­нять­ся не толь­ко в И., но и за её пре­де­ла­ми – на Лан­ке (ны­не Шри-Лан­ка). По «эдик­там Ашо­ки» мож­но со­ста­вить пред­став­ле­ние о струк­ту­ре гос-ва Ма­урь­ев. Под не­по­средств. управ­ле­ни­ем Па­та­ли­пут­ры на­хо­ди­лась Ма­гад­ха и, ви­ди­мо, др. об­лас­ти до­ли­ны Ган­га, уже неск. по­ко­ле­ний при­над­ле­жав­шие Нан­дам и Ма­урь­ям. Цар­ские на­ме­ст­ни­ки пре­бы­ва­ли в круп­ней­ших цен­трах Сев.-Зап. и Зап. И. (Так­си­ла, Удд­жайн), а так­же в Вост. и Юж. Де­ка­не. Раз в 3–5 лет царь (или его на­ме­ст­ник) по­сы­лал сво­их ле­га­тов для объ­ез­да под­вла­ст­ных тер­ри­то­рий. На мес­тах власть при­над­ле­жа­ла ор­га­нам ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния – гор. со­ве­там. Ме­ж­ду го­ро­да­ми про­сти­ра­лись об­шир­ные, прак­ти­че­ски не за­се­лён­ные зо­ны. Дер­жа­ва Ма­урь­ев сыг­ра­ла ог­ром­ную роль в при­об­ще­нии мно­го­числ. на­ро­дов Ин­до­ста­на к ци­ви­ли­за­ции, сло­жив­шей­ся в наи­бо­лее раз­ви­тых об­лас­тях до­ли­ны Ган­га. К нач. 2 в. до н. э. ре­гио­наль­ные эли­ты, фор­ми­ро­вав­шие­ся, по-ви­ди­мо­му, на ос­но­ве пле­мен­ных и кла­но­вых свя­зей, ста­ли дос­та­точ­но силь­ны для то­го, что­бы пол­но­стью из­ба­вить­ся от под­чи­не­ния пра­ви­те­лю Ма­гад­хи.

Классическая древность (2 в. до н. э.– 3 в. н. э.)

Этот пе­ри­од – вре­мя рас­цве­та го­ро­дов и гор. ре­мё­сел, тор­гов­ли – как ме­ж­ду го­ро­да­ми Юж. Азии, так и с внеш­ним ми­ром (вплоть до Ара­вии, ан­тич­но­го Сре­ди­зем­но­мо­рья, Ки­тая и Юго-Вост. Азии). Ха­рак­тер­но ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние пись­мен­но­сти. За­пи­сы­ва­ют­ся мно­го­числ. тек­сты, бы­то­вав­шие пре­ж­де в уст­ной фор­ме: сан­ск­рит­ские сут­ры, буд­дий­ский ка­нон и др. К это­му вре­ме­ни от­но­сят­ся важ­ней­шие про­из­ве­де­ния инд. лит-ры, та­кие как «За­ко­ны Ма­ну», Арт­ха­ша­ст­ра, па­мят­ни­ки клас­сич. инд. ме­ди­ци­ны и фи­ло­со­фии. По­яв­ля­ют­ся и ав­тор­ские про­из­ве­де­ния – ли­ри­ка, клас­сич. дра­ма, по­эма Аш­ваг­хо­ши «Жизнь Буд­ды». Ар­хи­тек­ту­ра пред­став­ле­на пе­щер­ны­ми мо­на­сты­ря­ми – буд­дий­ски­ми и джайн­ски­ми в Зап. (Кар­ли, Бхад­жа) и в Вост. (Кхан­да­ги­ри, Удая­ги­ри) Де­ка­не, мо­ну­мен­таль­ны­ми сту­па­ми (Сан­чи, Бхар­хут, Ама­ра­ва­ти), бо­га­то ук­ра­шен­ны­ми рель­е­фа­ми. В скульп­ту­ре ганд­хар­ской шко­лы, рас­про­стра­нён­ной на северо-за­па­де, силь­но эл­ли­ни­стич.-рим. влия­ние. По­сте­пен­но оп­ре­де­ляю­щи­ми ста­но­вят­ся шко­лы Мат­ху­ры и Ама­ра­ва­ти, сле­дую­щие соб­ст­вен­но инд. эс­те­тич. прин­ци­пам.

Архив БРЭСанчи. Навершие ворот Большой ступы.По­ли­тич. ис­то­рия кон. 1-го тыс. до н. э. – пер­вых ве­ков н. э. с тру­дом под­да­ёт­ся ре­кон­ст­рук­ции из-за фраг­мен­тар­но­сти со­хра­нив­ших­ся ис­точ­ни­ков. Во 2 в. до н. э. греч. пра­ви­те­ли Бак­трии со­вер­ша­ли за­вое­ва­тель­ные по­хо­ды в Сев. И., в ре­зуль­та­те ко­то­рых в Пенд­жа­бе, а за­тем в Син­де поя­ви­лись цар­ст­ва с греч. ди­на­стия­ми. Из т. н. ин­до-греч. пра­ви­те­лей за­слу­жи­ва­ет упо­ми­на­ния Ме­нандр, ко­то­рый фи­гу­ри­ру­ет в зна­ме­ни­том буд­дий­ском диа­ло­ге «Ми­лин­да-пань­ха». В 1 в. до н. э. на тех же тер­ри­то­ри­ях воз­ник­ли ин­до-скиф­ские цар­ст­ва, ос­но­ван­ные ср.-ази­ат. ира­ноя­зыч­ны­ми пле­ме­на­ми ша­ков (са­ков). Один из шак­ских пра­ви­те­лей, Аз I, ввёл сис­те­му ле­то­счис­ле­ния – «эра Ви­кра­ма» (на­ча­ло – 58/57 до н. э.), ко­то­рая до сих пор ис­поль­зу­ет­ся в Юж. Азии. Вслед за ша­ка­ми в И. поя­ви­лись пар­фя­не. Наи­бо­лее из­вест­ный из ин­до-пар­фян­ских ца­рей Гон­до­фар пра­вил в 21–46 н. э. (по пре­да­нию, при его дво­ре жил апо­стол Фо­ма).

Осн. ис­точ­ни­ка­ми по ис­то­рии И. это­го вре­ме­ни яв­ля­ют­ся мо­не­ты. На­чи­ная со 2 в. до н. э. на инд. мо­не­тах под влия­ни­ем эл­ли­ни­стич. об­раз­цов поя­ви­лись над­пи­си, изо­бра­же­ния бо­гов и ца­рей. Ну­миз­ма­тич. ма­те­ри­ал по­зво­ля­ет про­сле­дить по­сте­пен­ную ин­диа­ни­за­цию при­шель­цев – греч. над­пи­си на­чи­на­ют со­про­во­ж­дать­ся, а по­том сме­ня­ют­ся ин­дий­ски­ми. Со­хра­ни­лись све­де­ния о гре­ках, по­кло­няв­ших­ся инд. бо­гам или по­кро­ви­тель­ст­во­вав­ших буд­диз­му (напр., Ме­нандр). С др. сто­ро­ны, в инд. ико­но­гра­фии по­яв­ля­ет­ся изо­бра­же­ние Буд­ды, со­з­дан­ное в со­от­вет­ст­вии с эл­ли­ни­стич. тра­ди­ци­ей.

Архив БРЭБожество Майтрея. 2 в. Кушанский период. Национальный музей (Дели). Шак­ские пра­ви­те­ли (кшат­ра­пы) вла­де­ли тер­ри­то­рия­ми в центр. час­ти Сев. (рай­он Мат­ху­ры) и Зап. Ин­дии. Гос-во т. н. Зап. Кшат­ра­пов (с цен­тром в Удд­жай­не) иг­ра­ло важ­ную роль в по­ли­тич. ис­то­рии И. 1–2 вв. н. э. Боль­шое зна­чение имел рас­по­ла­гав­ший­ся на его тер­ри­то­рии мор. порт Бха­ру­качч­ха (ны­не г. Бха­руч), че­рез ко­то­рый шла тор­гов­ля с Ара­ви­ей и рим. Сре­ди­зем­но­морь­ем. По всей ви­ди­мо­сти, в свя­зи с ко­рона­ци­ей од­но­го из Зап. Кшат­ра­пов – Чаш­та­ны бы­ла вве­де­на ещё од­на сис­те­ма ле­то­счис­ле­ния – «эра Ша­ка» (на­ча­ло – 78 н. э.).

Юж. со­се­дом и со­пер­ни­ком Зап. Кшат­ра­пов бы­ло гос-во Са­та­ва­ха­нов, пе­ре­жи­вав­шее пе­ри­од рас­цве­та в кон. 1 – нач. 2 вв. Са­та­ва­ха­ны вла­де­ли осн. ча­стью Де­ка­на. Их сто­ли­цей бы­ла Пра­ти­шт­ха­на (ны­не г. Пайт­хан). Ис­то­ри­че­ски Са­та­ва­ха­ны свя­за­ны с на­ро­дом ан­дх­ров (см. Ан­дх­ра) – в ср.-век. ге­неа­ло­гич. спи­сках их на­зы­ва­ют ди­на­сти­ей Ан­дх­ра (на тер­ри­то­рии Ан­дх­ры ими бы­ло воз­ве­де­но мо­ну­мен­таль­ное буд­дий­ское свя­ти­ли­ще – сту­па в Ама­ра­ва­ти).

Юж­нее дер­жа­вы Са­та­ва­ха­нов на­хо­ди­лось неск. дра­ви­дий­ских го­су­дарств. На тер­ри­то­рии Ке­ра­лы рас­по­ла­га­лось гос-во Ке­ра­ла­пут­ра, на тер­ри­то­рии Та­мил­на­да – гос-ва, об­ра­зо­ван­ные ди­на­стия­ми Пан­дь­ев со сто­ли­цей в Ма­ду­раи, Чо­лов и Че­ров. В кон. 3 в. по­явля­ют­ся над­пи­си ди­на­стии Пал­ла­вов, ос­но­вав­ших собств. го­су­дар­ст­во со сто­ли­цей в Кан­чи­пу­ра­ме. Пор­ты Юж. И. ве­ли ожив­лён­ную тор­гов­лю с гре­ко­языч­ны­ми под­дан­ны­ми Рим. им­пе­рии. Наи­бо­лее круп­ны­ми тор­го­вы­ми по­се­ле­ния­ми бы­ли Ари­ка­ме­ду (на вост. по­бе­ре­жье) и Ка­рур (на р. Ка­ве­ри в глу­би­не суб­кон­ти­нен­та). Ис­то­рия Юж. И. пер­вых ве­ков н. э. из­вест­на в осн. по ле­ген­дам. О юж.-инд. куль­ту­ре да­ёт пред­став­ле­ние древ­няя та­миль­ская по­эзия. Со­ци­аль­ное и по­ли­тич. уст­рой­ст­во этих го­су­дарств бы­ло бо­лее ар­ха­ич­ным, чем гос. об­ра­зо­ва­ний се­ве­ра Ин­дии.

От­ры­воч­ны све­де­ния о гос-ве Ка­лин­га на тер­ри­то­рии совр. Орис­сы. На ру­бе­же н. э. его пра­ви­те­ли со­пер­ни­ча­ли с Са­та­ва­ха­на­ми и со­вер­ша­ли по­хо­ды в до­ли­ну Ган­га. На­сле­до­вав­шие Ма­урь­ям ди­на­стии Шун­гов и Кан­вов (2–1 вв. до н. э.) со­хра­ни­ли под сво­ей вла­стью лишь отд. об­лас­ти в до­ли­не Ган­га и в рай­оне Ви­ди­ши (близ совр. г. Бхо­пал). В Ра­д­жаст­ха­не, Пенд­жа­бе и Харь­я­не, а так­же в пред­горь­ях Ги­ма­ла­ев вре­мя от вре­ме­ни воз­ро­ж­да­лись не­за­ви­си­мые или ав­то­ном­ные оли­гар­хич. объ­е­ди­не­ния на ос­но­ве во­ин­ст­вую­щих кла­нов (мад­ры и яуд­хеи, ард­жу­ная­ны, мал­лы, личч­ха­вы).

Во 2-й пол. 1 в. н. э. пра­ви­тель Ку­шан­ско­го цар­ст­ва Куд­жу­ла Кад­физ, поль­зу­ясь раз­дроб­лен­но­стью Сев. И., на­чал её за­вое­ва­ние. Его сын Ви­ма и внук Ви­ма Кад­физ под­чи­ни­ли не толь­ко сев.-зап., но и центр. часть Сев. И. Фор­по­стом их влия­ния ста­ла Мат­ху­ра. О бо­гат­ст­ве ку­шан­ских ца­рей сви­де­тель­ст­ву­ет вы­пуск зо­ло­тых мо­нет. Изо­бра­же­ния на них сви­де­тель­ст­ву­ют о син­кре­тич. ха­рак­те­ре куль­ту­ры по­ко­рён­ных рай­онов И., по­чи­та­нии Ге­лио­са и Ге­рак­ла, Мит­ры и Аху­ра­маз­ды, Ши­вы и Буд­ды. Са­мый из­вест­ный из Ку­шан, сын Ви­мы Кад­фи­за, Ка­ниш­ку I (2-я четв. 2 в.) в буд­дий­ской тра­ди­ции счи­та­ет­ся по­кро­ви­те­лем этой ре­ли­гии. При Ку­ша­нах, бла­го­да­ря под­держ­ке вла­стей и ши­ро­ким ме­ж­ду­нар. свя­зям (по Ве­ли­ко­му шёл­ко­во­му пу­ти), буд­дизм ши­ро­ко рас­про­стра­нил­ся в Цен­траль­ной, а за­тем в Вост. Азии. Офиц. над­пи­си Ку­шан со­став­ле­ны на бак­трий­ском язы­ке.

В это же вре­мя про­ис­хо­ди­ло фор­ми­ро­ва­ние клас­сич. ин­ду­из­ма с его хра­мо­вым бо­го­слу­же­ни­ем и по­чи­та­ни­ем («пуд­жа») изо­бра­же­ний мно­го­числ. бо­гов. Он пред­став­лял со­бой даль­ней­шее раз­ви­тие ве­дий­ской ре­ли­гии, в рам­ках ко­то­ро­го по­чи­та­ние Вед и брах­ма­нов до­пол­ня­лось ми­фо­ло­гич. тра­ди­ция­ми, вос­при­ня­ты­ми у др. на­ро­дов И. Воз­ни­ка­ют свя­щен­ные кни­ги ин­ду­из­ма – «Ма­хаб­ха­ра­та» и «Ра­мая­на», об­шир­ные ди­на­стич. сво­ды пу­ран.

О со­ци­аль­ном строе древ­ней И. мож­но со­ста­вить лишь са­мое об­щее пред­став­ле­ние, гл. обр. на ос­но­ве ана­ли­за санскр. нор­ма­тив­ных тек­стов – дхар­ма­шастр и Арт­ха­ша­ст­ры. Па­хот­ной зем­лёй вла­де­ли отд. се­мьи, ко­то­рые са­мо­стоя­тель­но ве­ли хо­зяй­ст­во. Все ча­ст­ные зе­мель­ные вла­де­ния вхо­ди­ли в со­став об­щин­ной тер­ри­то­рии, и, по­ку­пая дом и по­ле, но­вый хо­зя­ин при­об­ре­тал так­же член­ст­во в об­щин­ной ор­га­ни­за­ции. Зем­ле­вла­дель­цы-об­щин­ни­ки при­ни­ма­ли уча­стие в де­ре­вен­ском са­мо­управ­ле­нии. Об­щи­на тре­бо­ва­ла от них уча­стия в со­вме­ст­ных ра­бо­тах по строи­тель­ст­ву до­рог, под­дер­жа­нию свя­ти­лищ и ор­га­ни­за­ции празд­неств. Спо­ры, как пра­ви­ло, ре­ша­лись род­ст­вен­ни­ка­ми и со­се­дя­ми на ос­но­ве обыч­но­го пра­ва. Ста­рос­та пред­став­лял об­щи­ну пе­ред гос. вла­стью и от­ве­чал за уп­ла­ту на­ло­гов (со­став­ля­ли, как пра­ви­ло, 1/6 часть уро­жая).

Об­щин­ни­ки-зем­ле­вла­дель­цы не все­гда са­ми об­ра­ба­ты­ва­ли зем­лю. Бы­ли рас­про­стра­не­ны разл. фор­мы арен­ды, ис­поль­зо­ва­ние тру­да бат­ра­ков, долж­ни­ков и др. за­ви­си­мых лиц. Без­зе­мель­ные ра­бот­ни­ки при­над­ле­жа­ли к бо­лее низ­ко­му слою на­се­ле­ния де­рев­ни. До­воль­но зна­чит. слой со­став­ля­ла обслуживавшая общину ка­те­го­рия де­ре­вен­ско­го на­се­ле­ния, вклю­чая ре­мес­лен­ни­ков. В ка­ж­дой ме­ст­но­сти се­мьи од­но­го об­ществ. ста­ту­са об­ра­зо­вы­ва­ли эн­до­гам­ные кас­ты (джа­ти). Че­ты­ре ста­рин­ные вар­ны ста­ли ос­но­вой клас­си­фи­ка­ции мно­го­числ. ме­ст­ных каст. При этом про­изош­ли су­ще­ст­вен­ные пе­ре­ме­ны в по­ло­же­нии двух низ­ших варн. К вай­шьям, как пра­ви­ло, ста­ли от­но­сить не зем­ле­дель­че­ские, а тор­го­во-рос­тов­щич. кас­ты. Осн. мас­са по­дат­но­го на­се­ле­ния при­чис­ля­лась к шуд­рам. От­тес­няе­мые в от­да­лён­ные рай­оны не­арий­ские пле­ме­на рас­смат­ри­ва­лись в ка­че­ст­ве наи­бо­лее низ­ких и да­же «не­при­ка­сае­мых» каст.

Гор. ре­мес­лен­ни­ки, как и тор­гов­цы, объ­е­ди­ня­лись в кор­по­ра­ции. На­след­ст­вен­ность за­ня­тий и по­ло­же­ния и здесь спо­соб­ст­во­ва­ла по­яв­ле­нию т. н. проф. каст. Ра­бо­та­ли ре­мес­лен­ни­ки, как пра­ви­ло, не на ры­нок, а на за­каз. Од­на­ко в ка­че­ст­ве за­каз­чи­ка мог фи­гу­ри­ро­вать и бо­га­тый тор­го­вец, ску­пав­ший из­де­лия для про­да­жи в да­лё­ких стра­нах. В ре­зуль­та­те по­доб­ных опе­ра­ций куп­цы не толь­ко обо­га­ща­лись, но и при­об­ре­та­ли зна­чит. влия­ние на раз­ви­тие гор. ре­мес­ла. То­ва­ро­об­мен ме­ж­ду го­ро­дом и де­рев­ней, ви­ди­мо, ос­та­вал­ся ог­ра­ни­чен­ным – внеш­няя тор­гов­ля бы­ла бо­лее раз­ви­та, чем внут­рен­няя.

Как в де­рев­не, так и в го­ро­де при­ме­нял­ся на­ём­ный и при­ну­ди­тель­ный труд. Ра­бо­ты осо­бо тя­жё­лые и гряз­ные счи­тались уде­лом ра­бов, про­ис­хо­див­ших обыч­но из низ­ших каст. Ра­бам не по­лагалось иметь се­мью и иму­ще­ст­во, они счи­та­лись соб­ст­вен­но­стью: пе­ре­да­ва­лись по на­след­ст­ву, мог­ли быть про­да­ны или за­ло­же­ны. Ка­баль­ные долж­ни­ки так­же при­чис­ля­лись к ра­бам, од­на­ко их по­ло­же­ние су­ще­ст­вен­ным об­ра­зом от­ли­ча­лось от раб­ско­го. Че­ло­век, на­хо­див­ший­ся в ка­ба­ле, был не в соб­ст­вен­но­сти, а во вла­де­нии хо­зяи­на – он не те­рял се­мей­но­го и кас­то­во­го ста­ту­са, по окон­ча­нии сро­ка ка­ба­лы или вы­пла­ты дол­га его со­ци­аль­ное по­ло­же­ние вос­ста­нав­ли­ва­лось.

В ис­точ­ни­ках на­ча­ла н. э. встре­ча­ют­ся упо­ми­на­ния о «хо­зяе­вах де­ре­вень», имев­ших пра­во взи­мать по­да­ти. Ими, как пра­ви­ло, яв­ля­лись пред­ста­ви­те­ли ме­ст­ных ди­на­стий, ко­то­рые по­лу­ча­ли вла­ст­ные пол­но­мо­чия от вер­хов­но­го пра­ви­те­ля. Не­ред­ко они стре­ми­лись пре­вра­тить зем­ли, по­лу­чен­ные в управ­ле­ние, в на­следств. вла­де­ния и до­би­ва­лись пол­ной не­за­ви­си­мо­сти, соз­да­ва­ли собств. ди­на­стии.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22