В 5 в. ведущую роль играли такие государства, как Каши, Кошала, Ватса, Магадха. В 4 в. Магадха (со столицей в Паталипутре) стала безусловным гегемоном в долине Ганга и во всей Сев. И. С правителями Магадхи из династии Нандов инд. предания связывают важные перемены в принципах гос. устройства. Нанды, опиравшиеся не на племенные ополчения, а на огромное наёмное войско, не довольствовались дарами от покорённых соседей, заменяли кшатрийские династии своими ставленниками, облагали население тяжёлыми налогами. Они сформировали державу, охватывавшую весь бассейн Ганга и даже вост. побережье Декана (ныне Орисса).
В 327–325 Александр Македонский подчинил многочисл. царства и племенные образования Пенджаба и Синда, выступив фактически в роли объединителя Сев.-Зап. И. После того как в 317 греко-макед. завоеватели были вынуждены уйти из И., эта территория оказалась под властью предводителя антимакедонского восстания Чандрагупты из рода Маурьев. Опираясь на неё, Чандрагупта начал войну с Нандами и после победы над ними стал правителем всей Сев. И. По мирному договору с Селевком I Никатором в кон. 4 в. Чандрагупта получил районы Арахосии (ныне в Афганистане) с греч. городами, основанными Александром Македонским. Это способствовало интенсификации связей И. с эллинистич. миром и открыло её влиянию греч. культуры.
Развитие государственности требовало использования письменности. В районе Таксилы ещё во времена Ахеменидов арамейское письмо было приспособлено к инд. фонетике. В долине Ганга осн. разновидность инд. письма – брахми была изобретена (не без влияния греч. алфавита), по-видимому, в кон. 4 в. Первые сохранившиеся памятники письменности брахми были высечены на скалах и колоннах по приказу Ашоки, внука Чандрагупты, в сер. 3 в. Места находок т. н. эдиктов Ашоки позволяют очертить границы его державы. Она охватывала всю территорию совр. Республики И. (за исключением крайнего юга), Пакистан и часть Афганистана (район Кандагара, где обнаружены надписи Ашоки на арамейском и греч. языках). Капители колонн Ашоки являются первыми памятниками каменной скульптуры той эпохи, они демонстрируют определённое влияние греч. и официального перс. иск-ва. Изображение львиной капители на колонне из Санчи ныне стало гербом Республики Индия.
Содержание «эдиктов Ашоки» сводится преим. к провозглашению дхармы – религ. праведности, близкой буддизму. При Ашоке буддизм начинает распространяться не только в И., но и за её пределами – на Ланке (ныне Шри-Ланка). По «эдиктам Ашоки» можно составить представление о структуре гос-ва Маурьев. Под непосредств. управлением Паталипутры находилась Магадха и, видимо, др. области долины Ганга, уже неск. поколений принадлежавшие Нандам и Маурьям. Царские наместники пребывали в крупнейших центрах Сев.-Зап. и Зап. И. (Таксила, Удджайн), а также в Вост. и Юж. Декане. Раз в 3–5 лет царь (или его наместник) посылал своих легатов для объезда подвластных территорий. На местах власть принадлежала органам местного самоуправления – гор. советам. Между городами простирались обширные, практически не заселённые зоны. Держава Маурьев сыграла огромную роль в приобщении многочисл. народов Индостана к цивилизации, сложившейся в наиболее развитых областях долины Ганга. К нач. 2 в. до н. э. региональные элиты, формировавшиеся, по-видимому, на основе племенных и клановых связей, стали достаточно сильны для того, чтобы полностью избавиться от подчинения правителю Магадхи.
Классическая древность (2 в. до н. э.– 3 в. н. э.)
Этот период – время расцвета городов и гор. ремёсел, торговли – как между городами Юж. Азии, так и с внешним миром (вплоть до Аравии, античного Средиземноморья, Китая и Юго-Вост. Азии). Характерно широкое распространение письменности. Записываются многочисл. тексты, бытовавшие прежде в устной форме: санскритские сутры, буддийский канон и др. К этому времени относятся важнейшие произведения инд. лит-ры, такие как «Законы Ману», Артхашастра, памятники классич. инд. медицины и философии. Появляются и авторские произведения – лирика, классич. драма, поэма Ашвагхоши «Жизнь Будды». Архитектура представлена пещерными монастырями – буддийскими и джайнскими в Зап. (Карли, Бхаджа) и в Вост. (Кхандагири, Удаягири) Декане, монументальными ступами (Санчи, Бхархут, Амаравати), богато украшенными рельефами. В скульптуре гандхарской школы, распространённой на северо-западе, сильно эллинистич.-рим. влияние. Постепенно определяющими становятся школы Матхуры и Амаравати, следующие собственно инд. эстетич. принципам.
Архив БРЭСанчи. Навершие ворот Большой ступы.Политич. история кон. 1-го тыс. до н. э. – первых веков н. э. с трудом поддаётся реконструкции из-за фрагментарности сохранившихся источников. Во 2 в. до н. э. греч. правители Бактрии совершали завоевательные походы в Сев. И., в результате которых в Пенджабе, а затем в Синде появились царства с греч. династиями. Из т. н. индо-греч. правителей заслуживает упоминания Менандр, который фигурирует в знаменитом буддийском диалоге «Милинда-паньха». В 1 в. до н. э. на тех же территориях возникли индо-скифские царства, основанные ср.-азиат. ираноязычными племенами шаков (саков). Один из шакских правителей, Аз I, ввёл систему летосчисления – «эра Викрама» (начало – 58/57 до н. э.), которая до сих пор используется в Юж. Азии. Вслед за шаками в И. появились парфяне. Наиболее известный из индо-парфянских царей Гондофар правил в 21–46 н. э. (по преданию, при его дворе жил апостол Фома).
Осн. источниками по истории И. этого времени являются монеты. Начиная со 2 в. до н. э. на инд. монетах под влиянием эллинистич. образцов появились надписи, изображения богов и царей. Нумизматич. материал позволяет проследить постепенную индианизацию пришельцев – греч. надписи начинают сопровождаться, а потом сменяются индийскими. Сохранились сведения о греках, поклонявшихся инд. богам или покровительствовавших буддизму (напр., Менандр). С др. стороны, в инд. иконографии появляется изображение Будды, созданное в соответствии с эллинистич. традицией.
Юж. соседом и соперником Зап. Кшатрапов было гос-во Сатаваханов, переживавшее период расцвета в кон. 1 – нач. 2 вв. Сатаваханы владели осн. частью Декана. Их столицей была Пратиштхана (ныне г. Пайтхан). Исторически Сатаваханы связаны с народом андхров (см. Андхра) – в ср.-век. генеалогич. списках их называют династией Андхра (на территории Андхры ими было возведено монументальное буддийское святилище – ступа в Амаравати).
Южнее державы Сатаваханов находилось неск. дравидийских государств. На территории Кералы располагалось гос-во Кералапутра, на территории Тамилнада – гос-ва, образованные династиями Пандьев со столицей в Мадураи, Чолов и Черов. В кон. 3 в. появляются надписи династии Паллавов, основавших собств. государство со столицей в Канчипураме. Порты Юж. И. вели оживлённую торговлю с грекоязычными подданными Рим. империи. Наиболее крупными торговыми поселениями были Арикамеду (на вост. побережье) и Карур (на р. Кавери в глубине субконтинента). История Юж. И. первых веков н. э. известна в осн. по легендам. О юж.-инд. культуре даёт представление древняя тамильская поэзия. Социальное и политич. устройство этих государств было более архаичным, чем гос. образований севера Индии.
Отрывочны сведения о гос-ве Калинга на территории совр. Ориссы. На рубеже н. э. его правители соперничали с Сатаваханами и совершали походы в долину Ганга. Наследовавшие Маурьям династии Шунгов и Канвов (2–1 вв. до н. э.) сохранили под своей властью лишь отд. области в долине Ганга и в районе Видиши (близ совр. г. Бхопал). В Раджастхане, Пенджабе и Харьяне, а также в предгорьях Гималаев время от времени возрождались независимые или автономные олигархич. объединения на основе воинствующих кланов (мадры и яудхеи, арджунаяны, маллы, личчхавы).
Во 2-й пол. 1 в. н. э. правитель Кушанского царства Куджула Кадфиз, пользуясь раздробленностью Сев. И., начал её завоевание. Его сын Вима и внук Вима Кадфиз подчинили не только сев.-зап., но и центр. часть Сев. И. Форпостом их влияния стала Матхура. О богатстве кушанских царей свидетельствует выпуск золотых монет. Изображения на них свидетельствуют о синкретич. характере культуры покорённых районов И., почитании Гелиоса и Геракла, Митры и Ахурамазды, Шивы и Будды. Самый известный из Кушан, сын Вимы Кадфиза, Канишку I (2-я четв. 2 в.) в буддийской традиции считается покровителем этой религии. При Кушанах, благодаря поддержке властей и широким междунар. связям (по Великому шёлковому пути), буддизм широко распространился в Центральной, а затем в Вост. Азии. Офиц. надписи Кушан составлены на бактрийском языке.
В это же время происходило формирование классич. индуизма с его храмовым богослужением и почитанием («пуджа») изображений многочисл. богов. Он представлял собой дальнейшее развитие ведийской религии, в рамках которого почитание Вед и брахманов дополнялось мифологич. традициями, воспринятыми у др. народов И. Возникают священные книги индуизма – «Махабхарата» и «Рамаяна», обширные династич. своды пуран.
О социальном строе древней И. можно составить лишь самое общее представление, гл. обр. на основе анализа санскр. нормативных текстов – дхармашастр и Артхашастры. Пахотной землёй владели отд. семьи, которые самостоятельно вели хозяйство. Все частные земельные владения входили в состав общинной территории, и, покупая дом и поле, новый хозяин приобретал также членство в общинной организации. Землевладельцы-общинники принимали участие в деревенском самоуправлении. Община требовала от них участия в совместных работах по строительству дорог, поддержанию святилищ и организации празднеств. Споры, как правило, решались родственниками и соседями на основе обычного права. Староста представлял общину перед гос. властью и отвечал за уплату налогов (составляли, как правило, 1/6 часть урожая).
Общинники-землевладельцы не всегда сами обрабатывали землю. Были распространены разл. формы аренды, использование труда батраков, должников и др. зависимых лиц. Безземельные работники принадлежали к более низкому слою населения деревни. Довольно значит. слой составляла обслуживавшая общину категория деревенского населения, включая ремесленников. В каждой местности семьи одного обществ. статуса образовывали эндогамные касты (джати). Четыре старинные варны стали основой классификации многочисл. местных каст. При этом произошли существенные перемены в положении двух низших варн. К вайшьям, как правило, стали относить не земледельческие, а торгово-ростовщич. касты. Осн. масса податного населения причислялась к шудрам. Оттесняемые в отдалённые районы неарийские племена рассматривались в качестве наиболее низких и даже «неприкасаемых» каст.
Гор. ремесленники, как и торговцы, объединялись в корпорации. Наследственность занятий и положения и здесь способствовала появлению т. н. проф. каст. Работали ремесленники, как правило, не на рынок, а на заказ. Однако в качестве заказчика мог фигурировать и богатый торговец, скупавший изделия для продажи в далёких странах. В результате подобных операций купцы не только обогащались, но и приобретали значит. влияние на развитие гор. ремесла. Товарообмен между городом и деревней, видимо, оставался ограниченным – внешняя торговля была более развита, чем внутренняя.
Как в деревне, так и в городе применялся наёмный и принудительный труд. Работы особо тяжёлые и грязные считались уделом рабов, происходивших обычно из низших каст. Рабам не полагалось иметь семью и имущество, они считались собственностью: передавались по наследству, могли быть проданы или заложены. Кабальные должники также причислялись к рабам, однако их положение существенным образом отличалось от рабского. Человек, находившийся в кабале, был не в собственности, а во владении хозяина – он не терял семейного и кастового статуса, по окончании срока кабалы или выплаты долга его социальное положение восстанавливалось.
В источниках начала н. э. встречаются упоминания о «хозяевах деревень», имевших право взимать подати. Ими, как правило, являлись представители местных династий, которые получали властные полномочия от верховного правителя. Нередко они стремились превратить земли, полученные в управление, в наследств. владения и добивались полной независимости, создавали собств. династии.