Промышленность

Один из важ­ней­ших и ди­на­мич­но раз­ви­ваю­щих­ся сек­то­ров инд. эко­но­ми­ки. Рост пром. произ-ва 12,3% (2006/07; 9,6% в 2005/06). На до­лю от­рас­лей об­ра­ба­ты­ваю­щей пром-сти при­хо­дит­ся 79,3% стои­мо­сти пром. про­дук­ции, гор­но­до­бы­ваю­щей – 10,5%, элек­тро­энер­ге­ти­ки – 10,2% (2005/06). Важ­ней­шие от­рас­ли об­ра­ба­ты­ваю­щей пром-сти: ма­ши­но­строе­ние и ме­тал­ло­об­ра­бот­ка, хи­ми­че­ская, неф­те­хи­ми­че­ская и фар­ма­цев­ти­че­ская, чёр­ная и цвет­ная ме­тал­лур­гия, неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щая, тек­стиль­ная и пи­ще­вая. Ха­рак­тер­ны зна­чит. раз­ли­чия в сте­пе­ни тех­нич. ос­на­щён­но­сти пред­при­ятий разл. от­рас­лей. Ус­ко­рен­ны­ми тем­па­ми раз­ви­ва­ют­ся нау­ко­ём­кие про­из-ва и совр. тех­но­ло­гии.

Для рос­та чис­ла пред­прия­тий ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са гос-во ре­зер­ви­ру­ет за ни­ми ис­клю­чи­тель­ное пра­во дея­тель­но­сти в пром. и ку­стар­ных произ-вах 239 ви­дов (2007; 46 в 1967, 847 в 1987), объ­еди­няе­мых в 3 груп­пы: 1) произ-во тра­диц. ви­дов про­дук­ции лёг­кой и пи­ще­вой пром-сти, бы­то­вых то­ва­ров, юве­лир­ных и ху­дож. из­де­лий; 2) из­го­тов­ле­ние ору­дий тру­да и об­ору­до­ва­ния для мел­ких ин­ди­ви­ду­аль­ных хо­зяйств (с.-х. ин­вен­тарь, во­дя­ные на­со­сы, элек­трич. тран­сфор­ма­то­ры и др.); 3) произ-во комп­лек­тую­щих де­та­лей, уз­лов и аг­ре­га­тов для круп­ных пром. пред­прия­тий (стан­ко­ст­рое­ния, с.-х. ма­ши­но­ст­рое­ния, ав­то­мо­биль­ной, элек­тро­тех­ни­че­ской пром-сти и др.). Вы­де­ля­ют­ся (со­глас­но за­ко­ну 2006) т. н. мель­чай­шие пред­прия­тия (с объ­ёмом ин­ве­сти­ций в ма­ши­ны и обо­ру­до­ва­ние до 2,5 млн. ру­пий), мел­кие (до 50 млн. ру­пий) и сред­ние (до 100 млн. ру­пий). На мель­чай­ших и мел­ких пред­прия­ти­ях за­ня­то ок. 30 млн. чел. (2004/05); на их до­лю при­хо­ди­тся ок. 39% сто­имо­сти и 34% объё­ма эк­спор­та про­дук­ции об­ра­ба­ты­ваю­щей пром-сти.

Архив БРЭДобыча каменного угля. Штат Уттар-Прадеш.

В струк­ту­ре энер­го­по­треб­ле­ния на уголь (ка­мен­ный, бу­рый и лиг­ни­ты) при­хо­дит­ся 54%, нефть и неф­те­про­дук­ты – 32, при­род­ный газ – 8, гид­ро­энер­гию – 5, атом­ную энер­гию – 1% (2004). Од­на из гл. про­блем раз­ви­тия эко­но­мики И. – де­фи­цит то­п­лив­но-энер­ге­тич. ре­сур­сов. До­бы­ча уг­ля ок. 430 млн. т (2006/07). Осн. рай­он до­бы­чи–Да­мо­дар­ский уголь­ный бас­сейн (шта­ты Джарк­ханд и Зап. Бен­га­лия; св. 1/2 об­щих за­па­сов, вклю­чая все кок­сую­щие­ся уг­ли). Раз­ра­бот­ка мес­то­ро­ж­де­ний би­ту­ми­ноз­ных уг­лей со­сре­до­то­че­на в вост. час­ти Центр. И. (шта­ты Чхат­тис­гарх, Орисса, Мад­хья-Пра­деш), а так­же на во­сто­ке шта­та Ма­ха­раш­тра, на се­ве­ре шта­та Ан­дх­ра-Пра­деш, в шта­те Ут­тар-Пра­деш и др., лиг­ни­тов – в шта­те Та­мил­над. Де­фи­цит кок­сую­щих­ся и др. ви­дов вы­со­ко­ка­честв. уг­лей оце­ни­ва­ет­ся в 55 млн. т; им­порт уг­ля – ок. 20 млн. т (2006). Ок. 85% объ­ё­мов уг­ле­до­бы­чи при­хо­дит­ся на до­лю гос. кор­по­ра­ции «Coal India» и её до­чер­них ком­па­ний. С 2007 ча­ст­ным ком­па­ни­ям раз­ре­ше­но са­мо­стоя­тель­но раз­ра­ба­ты­вать ме­сто­рож­де­ния уг­ля. Инд. фир­мы соз­да­ют со­вмест­ные пред­при­ятия по раз­ра­бот­ке уголь­ных ме­сто­ро­ж­де­ний за ру­бе­жом (в Ав­ст­ра­лии, Ин­до­не­зии, ЮАР, Ка­на­де, Мо­зам­би­ке и др.).

Архив БРЭДобыча природного газа на морском шельфе близ побережья штата Махараштра (государственная корпорация «ONGC»).

До­бы­ча неф­ти ок. 34 млн. т (2006/07). Им­порт неф­ти 112,6 млн. т (св. 1/4 об­щей стои­мо­сти инд. им­пор­та), гл. обр. из стран Пер­сид­ско­го зал.; об­щая по­треб­ность в сы­рой неф­ти ок. 150 млн. т. Ок. 1/3 объ­ё­мов неф­те­до­бы­чи при­хо­дит­ся на ме­сто­ро­ж­де­ния в шта­тах Ас­сам и Гуд­жа­рат. Св. 2/3 неф­ти до­бы­ва­ет­ся на шель­фе Ара­вий­ско­го м. (неф­те­га­зо­вые ме­сто­ро­ж­де­ния: «Bombay High», близ Мум­баи, в Кам­бей­ском зал. в при­бреж­ном рай­оне шта­та Гуд­жа­рат) и Бен­галь­ско­го зал. (в т. ч. в при­бреж­ном рай­оне шта­та Ан­дх­ра-Пра­деш, на­про­тив устья р. Го­да­ва­ри). Ве­ду­щая неф­те­до­бы­ваю­щая ком­па­ния – гос. кор­по­ра­ция «ONGC» и её до­чер­ние струк­ту­ры. Мощ­ность 19 гос. и ча­ст­ных НПЗ рас­счи­та­на на пе­ре­ра­бот­ку ок. 160 млн. т сы­рой неф­ти в год (за­гру­же­ны при­мер­но на 80%). Боль­шин­ст­во пред­при­ятий рас­по­ло­же­ны близ мор. пор­тов, а так­же осн. цен­тров по­треб­ле­ния неф­те­про­дук­тов внут­ри стра­ны. Круп­ней­ший НПЗ – в Джам­на­га­ре (штат Гу­д­жа­рат), его мощ­ность (30 млн. т в год) к 2008 пла­ни­ру­ет­ся уд­во­ить; дей­ст­ву­ют круп­ные НПЗ в Коя­ли (штат Гуд­жа­рат) мощ­но­стью 7,3 млн. т, в Мат­ху­ре и Па­ни­па­те (штат Харья­на), 2 за­во­да близ Мум­баи, а так­же в Чен­наи, Ви­шак­ха­пат­на­ме (штат Ан­дх­ра-Пра­деш) и др. В г. Па­ра­дип (штат Орис­са) стро­ит­ся (2007) НПЗ, рас­счи­тан­ный на пе­ре­работ­ку 15 млн. т сы­рой неф­ти в год. Св. 1/3 объ­ё­мов пе­ре­ра­бот­ки неф­ти и св. 1/2 роз­нич­ной тор­гов­ли неф­те­про­дук­та­ми при­хо­дит­ся на до­лю гос. кор­по­ра­ции «IOC», ок. 1/4 мощ­но­стей НПЗ – гос. кор­по­ра­ции «ONGC». Ве­ду­щие ча­ст­ные ком­па­нии от­рас­ли – «Bharat Pe­troleum», «Hindustan Petroleum», «Re­liance Petroleum»; ряд НПЗ на­хо­дит­ся в со­вме­ст­ной соб­ст­вен­но­сти гос. и ча­ст­ных ком­па­ний.

С це­лью сдер­жи­ва­ния ро­ста цен на им­пор­ти­руе­мую нефть пра­ви­тель­ст­во И. пре­до­ста­ви­ло гос. кор­по­ра­ции «ONGC» и её до­чер­ним струк­ту­рам пра­во по­куп­ки ак­ций за­ру­беж­ных неф­тя­ных ком­па­ний. Гос. ком­па­ния «ONGC Videsh» уча­ст­ву­ет бо­лее чем в 25 неф­те­га­зо­вых про­ек­тах в 17 стра­нах ми­ра, в т. ч. во Вьет­на­ме, Рос­сии (20%-ная до­ля ме­сто­рож­де­ния «Са­ха­лин-1»), Ира­не, Ав­стра­лии, Мьян­ме и др. Об­щий объ­ём инд. ин­ве­сти­ций в раз­вед­ку и раз­ра­бот­ку неф­те­га­зо­вых ме­сто­рож­де­ний за ру­бе­жом – св. 6,2 млрд. долл., в т. ч. в Рос­сии – 2,8 млрд. долл. (2006/07).

До­бы­ча при­род­но­го га­за (31,6 млрд. м3 в 2006/07) обес­пе­чи­ва­ет ок. 1/2 те­ку­щих по­треб­но­стей стра­ны. Раз­ве­дан­ные за­па­сы при­род­но­го га­за со­сре­до­то­че­ны пре­им. на ме­сто­ро­ж­де­ни­ях шель­фа Ара­вий­ско­го м. и Бен­галь­ско­го зал., а так­же в шта­те Ас­сам на се­ве­ро-вос­то­ке стра­ны. Ве­ду­щая га­зо­до­бы­ваю­щая ком­па­ния – гос. кор­по­ра­ция «ONGC» и её до­чер­ние струк­ту­ры. Транс­пор­ти­ров­ку и реа­ли­за­цию га­за осу­ще­ст­в­ля­ет гос. кор­по­ра­ция «Gas Authority of India» (85% все­го га­зо­во­го рын­ка И.), вла­дею­щая се­тью га­зо­про­во­дов про­тя­жён­но­стью 5,6 тыс. км. Раз­ви­ва­ет­ся про­из-во сжи­жен­но­го га­за, ис­поль­зуе­мо­го в бы­то­вых це­лях и в ка­че­ст­ве ав­то­мо­биль­но­го то­п­ли­ва; реа­ли­зу­ет­ся про­грам­ма по до­бы­че ме­та­на из уголь­ных пла­стов. В ста­дии меж­пра­ви­тельств. со­гла­со­ва­ний (2007) на­хо­дит­ся план строи­тель­ст­ва га­зо­про­во­да дли­ной 2735 км для им­пор­та при­род­но­го га­за из Ира­на (че­рез тер­ри­то­рию Па­ки­ста­на). На ус­ло­ви­ях со­гла­ше­ний о раз­де­ле про­дук­ции раз­вед­ку и раз­ра­бот­ку ме­сто­ро­ж­де­ний неф­ти и при­род­но­го га­за (гл. обр. на мор. шель­фе) ве­дут ряд ин­дий­ских (в т. ч. «Reliance Industries») и ино­стран­ных (брит. «BG Group» и «Cairn Ener­gy», амер. «NICo Resources», рос. «Газ­пром» и др.) ком­па­ний. В сель­ской ме­ст­но­сти для бы­то­вых нужд в ка­че­ст­ве топ­ли­ва ис­поль­зу­ют­ся дро­ва (св. 220 млн. т в год, нач. 21 в.), су­хой на­воз и ра­стит. от­хо­ды (ок. 130 млн. т в год). Рас­про­ст­ра­ня­ют­ся био­га­зо­вые ус­та­нов­ки (ок. 3,5 млн. шт. в сер. 2000-х гг.), со­че­таю­щие произ-во эко­ло­ги­че­ски чи­сто­го бы­то­во­го га­за и кон­цент­ри­ро­ван­ных ор­га­нич. удоб­ре­ний. Зна­чит. вни­ма­ние уде­ля­ет­ся раз­ви­тию про­из-ва эта­но­ла из са­хар­но­го тро­ст­ни­ка, ди­зель­но­го топ­ли­ва из не­ко­то­рых ви­дов дре­ве­си­ны.

Строительство АЭС в Куданкуламе (штат Тамилнад).ЗАО «Атомстройэкспорт»

Ус­та­нов­лен­ная мощ­ность элек­тро­стан­ций (2007, тыс. МВт): все­го 128,6, в т. ч. ТЭС 84,4 (из них ра­бо­таю­щие на уг­ле 69,6; на га­зе 13,6; ди­зель­ные элек­тро­стан­ции 1,2); АЭС 3,9; ГЭС 34,1; элек­тро­стан­ции, ис­поль­зую­щие не­тра­диц. во­з­об­нов­ляе­мые ис­точ­ни­ки энер­гии, 6,2. Ок. 91% ге­не­ри­рую­щих мощ­но­стей при­над­ле­жит гос. пред­при­яти­ям, в т. ч. 34% – кор­по­ра­ци­ям центр. пра­ви­тель­ства («NTPC», «National Hydroelectric Power Corpora­tion», «Nuclear Power Cor­poration of In­dia» и др.), 57% – ком­па­ни­ям энер­ге­тич. со­ве­тов шта­тов и со­юз­ных тер­ри­то­рий. Про­из-во элек­тро­энер­гии 663,8 млрд. кВт· ч (2006/07; 3,6% ми­рово­го про­из-ва), в т. ч. на ТЭС при­хо­дит­ся 79,0%, на ГЭС – 17,6%, на АЭС – 2,4%, ок. 1% на прочие элек­тро­станции (гл. обр. вет­ро­вые энер­го­ус­та­нов­ки). По­треб­ность в элек­тро­энер­гии (722,2 млрд. кВт· ч в 2006/07) по­сто­ян­но воз­рас­та­ет; из-за не­дос­та­точ­но­го раз­ви­тия элек­тро­энер­ге­ти­ки инд. эко­но­ми­ка еже­год­но те­ря­ет до 1,5% ВВП. В нач. 21 в. в струк­ту­ре про­из-ва элек­тро­энер­гии уве­ли­чи­ва­ет­ся до­ля ТЭС, ра­бо­таю­щих на при­род­ном га­зе. Раз­витие те­п­ло­энер­ге­ти­ки сдер­жи­ва­ет­ся пробле­ма­ми, свя­зан­ны­ми с по­став­ка­ми то­п­ли­ва. Экс­плуа­ти­ру­ют­ся 16 атом­ных ре­ак­то­ров на 7 АЭС в го­ро­дах: Та­ра­пур, близ Мум­баи (860 МВт); Ра­ватб­хат и Ко­та (штат Рад­жаст­хан); Кал­пак­кам (штат Та­мил­над); На­ро­ра (штат Ут­тар-Пра­деш); Ка­кра­пар (штат Гуд­жа­рат); Каи­га (штат Кар­на­та­ка). Стро­ит­ся (2007) АЭС в Ку­дан­кула­ме (штат Та­мил­над). Инд. пром-сть про­из­во­дит прак­ти­че­ски все не­об­хо­ди­мые ма­те­риа­лы, ком­по­нен­ты и обо­ру­до­ва­ние для раз­ви­тия атом­ной энер­ге­ти­ки, вклю­чая ядер­ное то­п­ли­во, – за­во­ды в Хай­да­ра­ба­де (штат Ан­дх­ра-Пра­деш), Та­ра­пу­ре и Тром­бее (близ Мум­баи). Раз­ве­дан­ные за­па­сы ура­но­вых руд по­зво­ля­ют, не при­бе­гая к им­пор­ту сы­рья для про­из-ва ядер­но­го то­п­ли­ва, уве­ли­чить мощ­но­сти АЭС до 10 тыс. МВт; в пер­спек­ти­ве в ка­че­ст­ве осн. то­п­ли­ва для инд. атом­ной энер­ге­ти­ки пред­по­ла­га­ет­ся ис­поль­зо­вать то­рий, бо­га­тые за­па­сы ко­то­ро­го со­дер­жат­ся в мо­на­ци­то­вых пес­ках на по­бе­ре­жье шта­та Ке­ра­ла. Наи­бо­лее круп­ные ком­плекс­ные гид­ро­уз­лы – на ре­ках Сат­ледж (в т. ч. ГЭС «Bhak­ra-Nangal», 1,2 тыс. МВт), Криш­на, Го­да­ва­ри, Ма­ха­на­ди, Чам­бал. Зна­чит. вни­ма­ние уде­ля­ет­ся элек­три­фи­ка­ции сель­ских на­се­лён­ных пунк­тов (элек­три­фи­ци­ро­ва­но ок. 90% де­ре­вень, сер. 2000-х гг.). Осу­ще­ст­в­ля­ют­ся про­грам­мы ис­поль­зо­ва­ния вет­ро­вой и сол­неч­ной энер­гии, в осн. в от­да­лён­ных рай­онах, труд­но­дос­туп­ных для пе­ре­да­чи элек­тро­энер­гии с по­мо­щью ЛЭП. В нач. 21 в. реа­ли­зу­ет­ся про­грам­ма по соз­да­нию еди­ной энер­ге­тич. сис­те­мы стра­ны.

Архив БРЭЦех готовой продукции металлургического завода корпорации «Steel Authority of India» в г. Селам (штат Тамилнад).

На до­лю ме­тал­лур­ги­че­ской про­мыш­лен­но­сти при­хо­дит­ся 7,1% стои­мо­сти пром. про­дук­ции. Чёр­ная ме­тал­лур­гия И. раз­ви­ва­ет­ся дос­та­точ­но вы­со­ки­ми тем­па­ми на ба­зе ме­сто­ро­ж­де­ний руд же­ле­за (ок. 1/4 ми­ро­вых за­па­сов; пре­об­ла­да­ют бо­га­тые ге­ма­ти­то­вые ру­ды с со­дер­жа­ни­ем же­ле­за св. 60%), хро­ма и мар­ган­ца. До­бы­ча же­лез­ных руд (со ср. со­дер­жа­ни­ем же­ле­за 64%) ок. 99,4 млн. т (2006); св. 2/3 до­бы­вае­мых руд экс­пор­ти­ру­ет­ся, гл. обр. в Ки­тай. Осн. пред­при­ятия по до­бы­че же­лез­ных руд со­сре­до­то­че­ны в шта­тах Чхат­тис­гарх, Орис­са, Джарк­ханд, Кар­на­та­ка и Гоа. До­бы­ча хро­ми­тов 3255 тыс. т в шта­тах Орис­са (св. 90%) и Кар­на­та­ка, мар­ган­це­вых руд 1750 тыс. т, в т. ч. в пе­ре­счё­те на мар­га­нец – 640 тыс. т (Орис­са, Чхат­тис­гарх, Кар­на­та­ка, Ма­ха­раш­тра). Зна­чит. часть хро­ми­тов и руд мар­ган­ца экс­пор­ти­ру­ет­ся. Про­из-во чу­гу­на 25,5 млн. т (2005), губ­ча­то­го же­ле­за (по­лу­чае­мо­го ме­то­дом пря­мо­го вос­ста­нов­ле­ния ме­тал­ла из руд­ных ма­те­риа­лов, ми­нуя до­мен­ный про­цесс) 5,9 млн. т (по др. дан­ным, ок. 11 млн. т). Раз­ви­тие про­из-ва губ­ча­то­го же­ле­за свя­за­но с де­фи­ци­том кок­сую­ще­го­ся уг­ля и гос. по­ли­ти­кой за­ме­ще­ния им­пор­та ме­тал­ло­ло­ма. Про­из-во ста­ли ок. 49 млн. т, в т. ч. по­лу­чен­ной на пе­ре­дель­ных пред­при­яти­ях (из скра­па и губ­ча­то­го же­ле­за) ок. 15 млн. т (без учёта про­из-ва на мел­ких пред­прия­ти­ях), фер­ро­спла­вов св. 1 млн. т (в т. ч. фер­ро­хрома 611,4 тыс. т). Про­из-во сталь­но­го про­ка­та св. 48 млн. т (2006/07). На ме­тал­лур­гич. пред­при­яти­ях И. ос­вое­но про­из-во ши­ро­ко­го ас­сор­ти­мен­та сталь­но­го про­ка­та и из­де­лий даль­ней­ше­го пе­ре­де­ла (лис­то­вой и про­филь­ный про­кат, сталь­ные за­го­тов­ки, го­ря­че­ка­та­ная ру­лон­ная сталь, хо­лод­но­ка­та­ная тон­ко­ли­сто­вая сталь, стро­ит. сталь, тру­бы, про­во­ло­ка, элек­тро­тех­нич. сталь, бе­лая жесть и др.). Ос­но­ву про­из­водств. ба­зы чёр­ной ме­тал­лур­гии И. со­став­ля­ют круп­ные ме­тал­лур­гич. ком­би­на­ты пол­но­го цик­ла об­щей мощ­но­стью св. 30 млн. т ста­ли в год, в т. ч. при­над­ле­жа­щие гос. кор­по­ра­ции «Steel Authority of India» – в Бо­ка­ро-Стил-Сити (штат Джарк­ханд), Бхи­лаи (штат Чхат­тис­гарх), Ра­ур­ке­ле (штат Орис­са), Дур­га­пу­ре и Бурн­пу­ре (штат Зап. Бен­га­лия); кро­ме то­го, ком­па­нии «TISCO» при­над­ле­жит ком­би­нат в Джам­шед­пу­ре (штат Джарк­ханд), ком­па­нии «Rashtriya Ispat Nigam» – в Ви­шак­ха­пат­на­ме (штат Ан­дх­ра-Пра­деш), ком­па­нии «Jindal Vijayanagar Steel» – в Вид­жая­на­га­ре (штат Кар­на­та­ка). В пе­ре­дель­ной ме­тал­лур­гии воз­рас­та­ет чис­ло ча­ст­ных пред­при­ятий, ко­то­рые за­ни­ма­ют ве­ду­щие по­зи­ции в про­из-ве губ­ча­то­го же­ле­за, хо­лод­но­ка­та­ной ста­ли, труб боль­шо­го диа­мет­ра. Круп­ные ком­па­нии ча­ст­но­го сек­то­ра («TISCO», «Jin­dal Vijayanagar Steel», «Jindal Steel & Power», «Essar Steel», «Bhushan Steel & Strips» и др.) рас­ши­ря­ют су­ще­ст­вую­щие и стро­ят но­вые ме­тал­лур­гич. пред­при­ятия в рай­онах раз­ме­ще­ния осн. мес­то­рож­де­ний же­лез­ных руд. По всей стра­не дей­ст­ву­ют ок. 200 мел­ких ча­ст­ных пред­при­ятий пе­ре­дель­ной чёр­ной ме­тал­лур­гии.

Архив БРЭЗавод по производству алюминия государственной корпорации «NALCO» в г. Даманджоди (штат Орисса).

Важ­ней­шая от­расль цвет­ной ме­тал­лур­гии – алю­ми­ние­вая пром-сть (вклю­ча­ет все ста­дии про­из-ва – от до­бы­чи сы­рья до из­го­тов­ле­ния раз­но­об­раз­ных из­де­лий из алю­ми­ния и его спла­вов). И. рас­по­ла­га­ет бо­га­ты­ми за­па­са­ми вы­со­ко­ка­честв. бок­си­тов. До­бы­ча бок­си­тов (13,1 млн. т в 2006/07) ве­дёт­ся в шта­тах Орис­са, Гу­джа­рат, Джарк­ханд, Мад­хья-Пра­деш и др. Про­из-во гли­но­зё­ма 2700 тыс. т (в пе­ре­счё­те на AL2O3AL2O3), пер­вич­но­го алю­ми­ния 898,1 тыс. т (2005). Ве­ду­щие алю­ми­ние­вые ком­па­нии – гос. кор­по­ра­ция «Na­tional Aluminium» («NALCO»), «Bha­rat Aluminium» (со сме­шан­ным ка­пи­талом), «Hindalco Aluminium» (с уча­сти­ем «Adi­tya Birla Group»), «Indian Alu­mi­nium» (с уча­сти­ем ка­над. фир­мы «Al­can Aluminium») и др. В нач. 21 в., не­смот­ря на де­фи­цит элек­тро­энер­гии, алю­ми­ние­вая пром-сть И. раз­ви­ва­ет­ся опе­ре­жаю­щи­ми тем­па­ми. Уве­ли­чи­ва­ет­ся до­ля уча­стия в от­рас­ли круп­ных иностр. ком­па­ний (норв. «Norsk Hydro», гос. итал. ком­па­ния «Alumix» и др.); ин­ве­сти­ции на­прав­ля­ют­ся на соз­да­ние про­из­водств и не­об­хо­ди­мых ин­фра­струк­тур­ных объ­ек­тов, в т. ч. но­вых ге­не­ри­рую­щих мощ­но­стей элек­тро­энер­ге­ти­ки («Dubai Aluminium Co.», ОАЭ, и др.). Зна­чит. часть про­из­во­ди­мых в И. гли­но­зё­ма и алю­миния идёт на экс­порт. До­бы­ча руд ме­ди 26,9 тыс. т (2005; по со­дер­жа­нию ме­тал­ла в кон­цен­тра­тах) ве­дёт­ся в шта­тах Мад­хья-Пра­деш, Рад­жаст­хан, Чхат­тис­гарх. С 1990-х гг. в стра­не от­ме­ча­ет­ся ста­биль­ный рост спро­са на медь. Для про­из-ва ме­ди для нужд внутр. рын­ка инд. ком­па­нии ис­поль­зу­ют гл. обр. им­порт­ные кон­цен­тра­ты. Про­из-во ра­фи­ни­ро­ван­ной ме­ди 517 тыс. т. Осн. про­из­во­ди­те­ли ме­ди – гос. ком­па­ния «Hin­dustan Copper», а так­же ча­ст­ные фир­мы «Birla Copper Corp.», «Sterlite Indu­stries» и др. Важ­ней­шие цен­тры про­из-ва ра­фи­ни­ро­ван­ной ме­ди рас­по­ло­же­ны близ круп­ных элек­тро­стан­ций (за­вод кор­по­ра­ции «Bir­la Copper» в Да­хед­же, штат Гуд­жа­рат; пред­при­ятие гос. ком­па­нии «Hindustan Copper» в Та­лед­же, штат Ма­ха­раш­тра) или мест до­бы­чи и обо­га­ще­ния руд (за­вод «Hindustan Copper» в Кхет­ри, штат Рад­жаст­хан, и др.). По­треб­но­сти инд. пром-сти в свин­це (ок. 255 тыс. т в 2005/06) и цин­ке (ок. 440 тыс. т) в зна­чит. сте­пе­ни удов­ле­тво­ря­ют­ся за счёт им­пор­та ме­тал­лов и кон­цен­тра­тов. Свин­цо­во-цин­ко­вые ру­ды до­бы­ва­ют в шта­те Рад­жаст­хан, ру­ды свин­ца так­же в шта­те Ан­дх­ра-Пра­деш. Про­из-во свин­цо­вых кон­цен­тра­тов (по со­дер­жа­нию ме­тал­ла) 42 тыс. т (2005); вы­плав­ка ра­фи­ни­ро­ван­но­го свин­ца 68,7 тыс. т, в т. ч. пер­вич­но­го 43,7 тыс. т. Про­из-во цин­ко­вых кон­цен­тра­тов (по со­дер­жа­нию ме­тал­ла) ок. 200 тыс. т (2005); вы­плав­ка цин­ка 293 тыс. т, в т. ч. пер­вич­но­го 270 тыс. т. Ве­ду­щая ком­па­ния по до­бы­че руд и вы­плав­ке пер­вич­ных свин­ца и цин­ка – гос. кор­по­ра­ция «Hindustan Zinc», по вы­плав­ке пе­ре­дель­но­го свин­ца – ча­ст­ная ком­па­ния «Indian Lead Pvt.». Про­из-во кон­цен­тра­тов цир­ко­ния ок. 20 тыс. т (2005). До­бы­чу ти­та­но­вых руд в шта­тах Ке­ра­ла, Орис­са и Та­мил­над ве­дут гос. ком­па­нии «Indian Rare Earths», «Kerala Minerals and Metals» и др.; про­из-во кон­цен­тра­тов иль­ме­ни­та 550 тыс. т, ру­ти­ла – 19 тыс. т. Про­из-во се­ле­на 13 т. До­бы­ча зо­ло­та 3200 кг (2005), осу­ще­ств­ля­ет­ся гос. ком­па­ни­ей «Hutti Gold Mines», гл. обр. в шта­те Кар­на­та­ка, а также в шта­те Джарк­ханд. Вы­плав­ка се­реб­ра 31,9 т.

Ма­ши­но­строе­ние – ве­ду­щая от­расль пром-сти (18,5% стои­мо­сти пром. про­дук­ции, 2005). Инд. пред­при­ятия вы­пус­ка­ют ши­ро­кую но­менк­ла­ту­ру ма­шин и обо­ру­до­ва­ния для разл. от­рас­лей хо­зяй­ст­ва. На до­лю энер­ге­тич. ма­ши­но­строе­ния и элек­тро­тех­нич. пром-сти при­хо­дит­ся 5,5% стои­мо­сти пром. про­дук­ции. До­ми­ни­рую­щее по­ло­же­ние на инд. рын­ке энер­го­обо­ру­до­ва­ния (ок. 70% об­щей стои­мо­сти про­даж) за­ни­ма­ет гос. кор­по­ра­ция «Bharat Heavy Elecrticals» («BHEL») – один из ли­де­ров ми­ро­во­го тя­жё­ло­го ма­ши­но­строе­ния. В со­ста­ве кор­по­ра­ции 14 за­во­дов, 4 ре­гио­наль­ных опыт­но-кон­ст­рук­тор­ских цен­тра, св. 100 про­ект­ных пло­ща­док, 8 сер­вис­ных цен­тров и 18 ре­гио­наль­ных офи­сов, где за­ня­то ок. 50 тыс. чел. «BHEL» про­из­во­дит ок. 80 ви­дов энер­го­обо­ру­до­ва­ния: па­ро­вые кот­лы, па­ро­вые, га­зо­вые и гид­рав­лич. тур­би­ны, па­ро­вые и ди­зель­ные ге­не­ра­то­ры, тур­бо­ге­не­ра­то­ры, сол­неч­ные фо­то­элек­трич. ус­та­нов­ки, вет­ро­вые энер­ге­тич. ус­та­нов­ки, сис­те­мы пе­ре­да­чи элек­тро­энер­гии вы­со­ко­го на­пря­же­ния на по­сто­ян­ном то­ке, шун­ти­рую­щие ре­ак­то­ры, тру­бо­про­вод­ные сис­те­мы, на­со­сы, ком­прес­со­ры, транс­фор­ма­то­ры и др. Штаб-квар­ти­ра и круп­ней­ший за­вод ком­па­нии рас­по­ло­же­ны в г. Ран­чи (штат Джарк­ханд). Сре­ди др. про­из­во­ди­те­лей энер­го­обо­ру­до­ва­ния – круп­ней­шие за­ру­беж­ные ком­па­нии: амер. «Ge­neral Elec­tric», герм. «Siemens», франц. «Areva» и «Alstom», швед.-швейц. «ABB», рос. «Си­ло­вые ма­ши­ны». Круп­ные цен­тры энер­ге­тич. ма­ши­но­строе­ния рас­по­ло­же­ны в шта­тах Мад­хья-Пра­деш (Бхо­пал), Зап. Бен­га­лия (Асан­сол), Ут­та­ран­чал (Хар­двар), Ан­дх­ра-Пра­деш (Хай­да­ра­бад); элек­тро­тех­нич. пром-сти – в шта­тах Ке­ра­ла (Кви­лон), Кар­на­та­ка (Бан­га­лор, Май­сур), Ан­дх­ра-Пра­деш (Хай­да­ра­бад), Ма­ха­раш­тра (Пу­на, На­сик, Санг­ли, Мум­баи), Ут­тар-Пра­деш (Кан­пур, Аг­ра), Харья­на (Фа­ри­да­бад), Зап. Бен­га­лия (Каль­кут­та), Гуд­жа­рат (Ва­до­да­ра).

Дей­ст­ву­ют по­стро­ен­ные с по­мо­щью СССР за­во­ды гор­но-шахт­но­го обо­ру­до­ва­ния в Дур­га­пу­ре, штат Зап. Бен­га­лия (гос. кор­по­ра­ция «Mining & Allied Machinery»), тя­жё­ло­го ма­ши­но­ст­рое­ния в Ран­чи, штат Джарк­ханд (гос. кор­по­ра­ция «Heavy Engineering»; по­став­ля­ет б. ч. обо­ру­до­ва­ния для ме­тал­лур­гич. пром-сти).

Важ­ная от­расль ма­ши­но­строе­ния – стан­ко­строе­ние (стои­мость про­даж 333,2 млн. долл., 2005; 88% этой сум­мы при­хо­дит­ся на ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ваю­щие стан­ки, 12% – на куз­неч­но-прес­со­вое обо­ру­до­ва­ние и др.). На­ла­же­но про­из-во поч­ти всей но­мен­кла­ту­ры ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ваю­щих стан­ков – то­кар­ных, фре­зер­ных, свер­лиль­ных, шли­фо­валь­ных, аг­ре­гат­ных и др. (б. ч. с чис­ло­вым прог­рам­м­ным уп­рав­ле­ни­ем), ши­ро­кой гам­мы спец. стан­ков для ав­то­ма­тич. ли­ний и про­из­водств. комп­лек­сов (в т. ч. для ав­то­мо­биль­ной пром-сти и пред­прия­тий ОПК), разл. куз­неч­но-прес­со­во­го, сва­роч­но­го, ли­тей­но­го обо­ру­до­ва­ния, а так­же ме­ха­ни­зи­ров. ин­стру­мен­та и тех­но­ло­гич. ос­на­ст­ки. Дей­ст­ву­ют св. 450 стан­ко­строит. ком­па­ний, включая 150 фирм, вхо­дя­щих в Инд. стан­ко­стро­ит. ас­со­циа­цию (Indian Machine Tools Manufacturer’s Association). Ок. 70% объё­мов про­даж от­рас­ли при­хо­дит­ся на 10 круп­ней­ших ком­па­ний, в т. ч. ок. 1/3 – на до­лю гос. кор­по­ра­ции «Hin­dustan Machine Tools» (кро­ме ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ваю­ще­го обо­ру­до­ва­ния производит подшипники, разл. виды часов, полиграфич. оборудова­ния, про­паш­ные трак­то­ры); штаб-квар­ти­ра и важ­ней­шие пред­прия­тия кор­по­ра­ции рас­по­ло­же­ны в г. Бан­га­лор, штат Кар­на­та­ка. Др. наи­бо­лее круп­ные цент­ры от­рас­ли – Мум­баи и Пу­на (штат Ма­харашт­ра), Ба­та­ла, Джа­ланд­хар и Луд­хиа­на (Пенд­жаб), Ах­ма­да­бад, Ва­до­да­ра, Джам­на­гар, Радж­кот и Су­ренд­ра­на­гар (Гуд­жа­рат), Ко­им­ба­тур и Чен­наи (Та­мил­над).

Архив БРЭСборочный конвейер автомобильного завода компании «Mahindra & Mahindra» в г. Насик (штат Махараштра).

Круп­ней­шая и бы­ст­ро раз­ви­ваю­щая­ся от­расль транс­порт­но­го ма­ши­но­строе­ния – ав­то­мо­биль­ная пром-сть (св. 450 тыс. за­ня­тых в 2006). Пред­при­ятия от­рас­ли ори­ен­ти­ро­ва­ны гл. обр. на удов­ле­тво­ре­ние по­треб­но­стей внутр. рын­ка и вы­пус­ка­ют поч­ти все ви­ды ав­то­мо­биль­ной тех­ни­ки, а так­же ком­плек­тую­щих де­та­лей, уз­лов и аг­ре­га­тов. Про­из-во ав­то­мо­би­лей 1847 тыс. шт., в т. ч. лег­ко­вых 1076 тыс. шт. (2006/07). Ве­ду­щие ав­то­мо­биль­ные ком­па­нии – «Ta­ta Motors» (круп­ный ав­то­сбо­роч­ный за­вод в г. Пу­на, штат Ма­ха­раш­тра, и др.), «Mahindra & Mahindra» (про­из-во ав­то­мо­би­лей в го­ро­дах Мум­баи и На­сик, штат Ма­ха­раш­тра, и др.), «Hindustan Mo­tors» (вхо­дит в «Aditya Birla Group»; за­во­ды в го­ро­дах – Ут­тар­па­ра в при­горо­де Каль­кут­ты, Пит­хам­пур в шта­те Мад­хья-Пра­деш, Три­вел­лор в шта­те Та­мил­над). Сре­ди др. ком­па­ний – «Ashok Ley­land» (ав­то­сбо­роч­ные за­во­ды в го­ро­дах Эн­нор и Хо­сур в шта­те Та­мил­над; пред­при­ятия по про­из-ву ком­плек­тую­щих де­та­лей в го­ро­дах Ал­вар в шта­те Рад­жаст­хан и Бхан­да­ра в шта­те Ма­ха­раш­тра), «LML» (вхо­дит в груп­пу ком­па­ний «Lahioa»; сбо­роч­ный за­вод в г. Кан­пур в шта­те Ут­тар-Пра­деш). За­во­ды по сбор­ке ав­то­мо­би­лей, а так­же по про­из-ву ком­плек­тую­щих де­та­лей, уз­лов и аг­ре­га­тов соз­да­ют­ся в со­труд­ни­че­ст­ве или при не­по­сред­ст­вен­ном уча­стии за­ру­беж­ных ком­па­ний; дей­ст­ву­ют инд. фи­лиа­лы ве­ду­щих ми­ро­вых ав­то­про­из­во­ди­те­лей из стран Зап. Ев­ро­пы («FIAT Motors», «Da­imler», «Skoda Auto India»), США («General Motors – Birla», «Ford Motor Ltd.»), Япо­нии («Maruti – Suzuki», «Honda Siel Cars India», «Toyota Kirlos­kar») и Юж. Ко­реи («Hyundai Motor India Ltd.»). Соз­да­но (2006) про­из-во по сбор­ке гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей совм. с рос. за­во­дом «Ура­лАЗ» в г. Хал­дия (штат Зап. Бен­га­лия). Бы­ст­ры­ми тем­па­ми рас­тут объ­ё­мы экс­пор­та инд. ав­то­мо­би­лей, гл. обр. в стра­ны Аф­ри­ки и Лат. Аме­ри­ки, на­ла­жи­ва­ет­ся экс­порт в стра­ны Ев­ро­пы и США. Ав­то­мо­биль­ные де­та­ли, уз­лы и аг­ре­га­ты, вы­пус­кае­мые в И., ис­поль­зу­ют­ся как ори­ги­наль­ные ком­по­нен­ты для транс­порт­ных средств, про­из­во­ди­мых круп­ней­ши­ми ком­па­ния­ми ми­ра – амер. «General Motors», «Chrysler» и «Ford Motor», герм. «Volkswa­gen», итал. «FIAT», япон. «Toyota» и др. Ок. 36% стои­мо­сти экс­пор­та ав­то­мо­биль­ных ком­плек­тую­щих при­хо­дит­ся на стра­ны ЕС, 26% – на США (2006). Инд. ры­нок де­та­лей, уз­лов и аг­ре­га­тов для ав­то­мо­би­лей оце­ни­ва­ет­ся в 10 млрд. долл. В струк­ту­ре инд. экс­пор­та ав­то­мо­биль­ных ком­плек­тую­щих 31% при­хо­дит­ся на уз­лы и де­та­ли дви­га­те­ля, 19% – на транс­мис­сии и де­та­ли ру­ле­во­го управ­ле­ния, 12% – на ку­зов­ные де­та­ли, 12% – на уз­лы и де­та­ли шас­си; вы­пус­ка­ют­ся так­же тор­моз­ные сис­те­мы и др. Гл. цен­тры ав­то­мо­биль­ной пром-сти – Пу­на и Мум­баи (штат Ма­ха­раш­тра), гор. аг­ло­ме­ра­ции Де­ли и Каль­кут­ты, а так­же Пит­хам­пур (штат Мад­хья-Пра­деш) и Джам­шед­пур (штат Джарк­ханд).

Про­из-во 3-ко­лёс­ных транс­порт­ных средств (мо­то­рикш и ми­ни-гру­зо­ви­ков) 403,9 тыс. шт., 2-ко­лёс­ных (мо­то­цик­лов, мо­то­рол­ле­ров или ску­те­ров, мо­пе­дов, а так­же ве­ло­си­пе­дов) – 7,85 млн. шт. (2006/07). Ок. 79% стои­мо­сти про­даж 2-ко­лёс­ных средств пе­ре­дви­же­ния при­хо­дит­ся на мо­то­цик­лы, мо­пе­ды и ску­те­ры. Ве­ду­щие ком­па­нии: «Hero-Honda» (со­вме­ст­ное пред­при­ятие инд. «Aditya Birla Group» и япон. «Honda Motors»; за­во­ды в го­ро­дах Дха­рухе­ра и Гур­га­он в шта­те Харья­на), «Honda Motorcycles & Scooters India» (инд. фи­ли­ал япон. фир­мы; за­вод в г. Ма­не­сар в шта­те Орис­са), «TVC Motor» (пред­при­ятия в го­ро­дах Хо­сур в шта­те Та­мил­над и Май­сур в шта­те Кар­на­та­ка про­из­во­дят мо­пе­ды и ску­те­ры), «Bajaj Auto» (про­из-во мо­то­цик­лов и 3-ко­лёс­ных транс­порт­ных средств в го­ро­дах Акур­ди, Ва­лудж и Ча­кан в шта­те Ма­ха­раш­тра); 3-ко­лёс­ную тех­ни­ку вы­пус­ка­ет так­же ком­па­ния «Piaggio India» (инд. фи­ли­ал итал. фир­мы).

Про­из-во трак­то­ров 270 тыс. шт. (2006; 3-е ме­сто в ми­ре по­сле США и Ки­тая). Вы­пус­ка­ют­ся гл. обр. про­паш­ные трак­то­ры не­боль­шой мощ­но­сти (61% – с дви­га­те­ля­ми мощ­но­стью от 31 до 50 л. с., 16% – от 21 до 30 л. с.). Ли­дер от­рас­ли – ком­па­ния «Mahindra & Mahindra» (31% инд. рын­ка, 2006), круп­ней­ший в ми­ре про­из­во­ди­тель трак­то­ров с дви­га­те­ля­ми мощ­но­стью от 25 до 50 л. с., по­став­ля­ет свою про­дук­цию в 25 стран ми­ра, в т. ч. в США. Сре­ди ве­ду­щих ком­па­ний трак­то­ро­строе­ния – «Тractors & Farm Equip­ment» (22% инд. рын­ка) и «Escorts».

Осн. про­из­во­ди­те­ли ж.-д. ло­ко­мо­ти­вов (те­п­ло­во­зов) – ча­ст­ные ком­па­нии «Chittaranjan Locomotive Works» (за­вод в г. Чит­та­ранд­жан, штат Зап. Бен­га­лия) и «Diеsel Locomotive Works» (пред­при­ятие в г. Ва­ра­на­си, штат Ут­тар-Пра­деш). Про­из-во ком­плек­тую­щих уз­лов и аг­рега­тов для ло­ко­мо­ти­вов осу­ще­ст­в­ля­ет ком­па­ния «Diesel Modernization Works» (за­вод в г. Ва­ра­на­си). Про­из-во пас­са­жир­ских ва­го­нов со­сре­до­то­че­но на за­во­дах ком­па­ний «Jessop & Co.» и «Bharat Earth Movers»; гру­зо­вые ва­го­ны про­изво­дят на 11 пред­при­яти­ях ком­па­нии «Wagon India» и на 3 за­во­дах ком­па­нии «Railway Workshops». Элек­тро­во­зы и пас­са­жир­ские элек­тро­по­ез­да вы­пус­ка­ют пред­при­ятия гос. кор­по­ра­ции «BHEL».

Запуск ракеты «GSLV» с космодрома Шрихарикота (штат Андхра-Прадеш).Журнал «Индия. Перспективы»

Авиа­ра­кет­но-кос­мич. пром-сть – наи­бо­лее слож­ная и нау­ко­ём­кая от­расль ма­ши­но­строе­ния. Един­ст­вен­ная в стра­не мно­го­про­филь­ная ком­па­ния, за­ни­маю­щая­ся раз­ра­бот­кой и про­из-вом авиац. тех­ни­ки, – гос. кор­по­ра­ция «Hindustan Aeronautics Ltd.» («HAL»; один из 9 гос. хол­дин­гов, об­ра­зую­щих инд. ОПК). Стои­мость про­даж кор­по­ра­ции 1,2 млрд. долл. (2005/06). Осн. дея­тель­ность «HAL» свя­за­на с вы­пус­ком разл. ви­дов во­ен. са­мо­лё­тов и вер­то­лё­тов по ли­цен­зи­ям иностр. авиа­строи­тель­ных фирм (рос. ком­па­ний «Су­хой» и «МиГ», герм. «Dornier», брит.-франц. кон­цер­на «Se­pecat» и др.). В со­ста­ве «HAL» 16 про­из­водств. цен­тров и 9 цен­тров НИОКР. Осн. пред­при­ятия кор­по­ра­ции рас­по­ло­же­ны в го­ро­дах Бан­га­лор (штат Кар­на­та­ка; про­из-во са­мо­лё­тов, вер­то­лё­тов и авиац. дви­га­те­лей, ре­монт авиац. тех­ни­ки), На­сик (штат Ма­ха­раш­тра; авиа­строе­ние и авиа­ре­монт), Кан­пур (штат Ут­тар-Пра­деш; про­из-во во­ен­но-транс­порт­ных са­мо­лё­тов), Ко­ра­пут (штат Орис­са; дви­га­те­ле­строе­ние), Хай­да­ра­бад (штат Ан­дх­ра-Пра­деш; про­из-во авио­ни­ки). Во­ен. ра­ке­то­строе­ние на­хо­дит­ся в ве­де­нии «Defence Research and Development Organisation» («DRDO»), од­но­го из струк­тур­ных под­раз­де­ле­ний Мин-ва обо­ро­ны И. Про­из­во­дят­ся ра­ке­ты ма­лой и сред­ней даль­но­сти – «При­тхви», «Аг­ни», «Брах­мос» и «Брах­мос-2» (от назв. «Брах­ма­пут­ра» и «Мо­ск­ва», со­вме­ст­ная раз­ра­бот­ка «DRDO» и ком­па­нии «Рос­во­ору­же­ние»). Ис­сле­до­ва­ния кос­мо­са на­хо­дят­ся в ве­де­нии Нац. кос­мич. агент­ст­ва И. – «Indian Space Research Organisation» («ISRO») со штаб-квар­ти­рой в Бан­га­ло­ре (штат Кар­на­та­ка). Раз­ра­бот­ка и про­из-во дви­га­те­лей для за­пус­ка кос­мич. ап­па­ра­тов осу­ще­ст­в­ля­ют­ся от­де­ле­ни­ем «ISRO» – «Vikram Sarabhai Space Center» в г. Три­ван­д­рам (Ти­ру­ва­нан­та­пу­рам; штат Ке­ра­ла). «ISRO» име­ет 3 кос­мо­дро­ма: Шри­ха­ри­ко­та (штат Ан­дх­ра-Пра­деш), Тхум­ба (штат Ке­ра­ла), Ба­ла­сор (штат Орис­са).

Су­до­строе­ние – ди­на­мич­но раз­ви­ваю­щая­ся от­расль транс­порт­но­го ма­ши­но­строе­ния. Объ­ём за­ка­зов пред­при­ятий от­рас­ли 3,7 млрд. долл. (2006/07); 152 из 223 су­дов пред­на­зна­че­ны для экс­пор­та (стои­мость экс­порт­ных за­ка­зов ок. 2,8 млрд. долл.). Дей­ст­ву­ют 10 ча­ст­ных и гос. су­до­строит. пред­при­ятий. Ча­ст­ные су­до­вер­фи ра­бо­та­ют пре­им. на экс­порт (85% су­дов в 2006/07), круп­ней­шие: «ABG» в г. Су­рат (штат Гуд­жа­рат) – стро­ит, ре­мон­ти­ру­ет и пе­ре­ос­на­ща­ет все ви­ды мор. су­дов, от тан­ке­ров и су­хо­гру­зов во­до­из­ме­ще­ни­ем до 120 тыс. т де­двей­та до пат­руль­ных ка­те­ров; «Pipa­vav» в г. Пи­па­вав (штат Гуд­жа­рат) – стро­ит и ре­мон­ти­ру­ет боль­ше­груз­ные мор. су­да всех ви­дов; «Bharathi Shipyards» – име­ет 2 пред­при­ятия в шта­те Ма­ха­раш­тра, спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся на по­строй­ке реч­ных су­дов, барж, ры­бо­лов­ных трау­ле­ров, тан­ке­ров и су­хо­гру­зов. Ве­ду­щие гос. су­до­вер­фи: «Cochin Shipyards» в г. Ко­чин (штат Ке­ра­ла) – стро­ит су­да разл. на­зна­че­ния во­до­из­ме­ще­ни­ем до 111 тыс. т де­двей­та и ре­мон­ти­ру­ет су­да и во­ен. ко­раб­ли до 125 тыс. т дед­вей­та (в т. ч. авиа­нос­цы инд. ВМС); «Hindustan Shi­pyards» в г. Ви­шак­ха­пат­нам (штат Ан­дх­ра-Пра­деш) – стро­ит и ре­мон­ти­ру­ет мор. су­да всех ви­дов. Во­ен. ко­раб­ли стро­ят, ре­мон­ти­ру­ют и пе­ре­ос­на­ща­ют на гос. су­до­вер­фях: «Mazagon Dock Ltd.» в Мум­баи (в т. ч. ра­кет­ные крей­се­ры, про­ти­во­ло­доч­ные и сто­ро­же­вые ко­раб­ли) и «Goa Dock Ltd.» в г. Вас­ко-да-Га­ма (Гоа; сто­ро­же­вые ко­раб­ли).

Хи­ми­че­ская про­мыш­лен­ность (ок. 15% стои­мо­сти пром. про­дук­ции) – од­на из важ­ней­ших от­рас­лей; в нач. 21 в. раз­ви­ва­ет­ся опе­ре­жаю­щи­ми тем­па­ми (12–13% в год); про­из­во­дит поч­ти всю но­мен­кла­ту­ру про­дук­тов не­ор­га­нич. и ор­га­нич. хи­мии (св. 70 тыс. наи­ме­но­ва­ний). Ок. 2/3 про­дук­ции от­рас­ли (сто­имо­стью ок. 6,5 млрд. долл. в 2006/07) эк­спор­ти­ру­ет­ся – цве­то­вые пиг­мен­ты и кра­си­те­ли, уг­ле­род­ная са­жа, пла­сти­ки и из­де­лия из них, ис­кусств. и син­те­тич. во­лок­на, бы­то­вые мою­щие сред­ст­ва, кос­ме­тич. то­ва­ры, пе­сти­ци­ды, взрыв­ча­тые ве­ще­ст­ва, пи­ро­тех­нич. из­де­лия и др.

Неф­те­хи­мия пред­став­ле­на про­из-вом пла­ст­масс, син­те­тич. во­ло­кон, син­те­тич. кау­чу­ка, ре­зи­но­вых из­де­лий (в т. ч. шин), ла­ко­кра­соч­ной про­дук­ции, про­ме­жу­точ­ных хи­мич. про­дук­тов и др. Осн. про­дук­ция нефте­хи­мич. пром-сти – разл. ви­ды по­ли­мер­ных ма­те­риа­лов (св. 60% стои­мо­сти про­дук­ции под­от­рас­ли; из них ок. 1/5 пред­наз­на­че­но для эк­спор­та) и син­те­тич. во­лок­на (сер. 2000-х гг.). Важ­ную роль иг­ра­ет про­из-во разл. кра­си­те­лей, пред­наз­на­чен­ных для ок­рас­ки тка­ней, ко­жи, бу­ма­ги, пла­ст­масс, пи­ще­вых про­дук­тов и др. (ок. 6% ми­ро­во­го про­из-ва), и по­лу­фаб­ри­ка­тов для их из­го­тов­ле­ния. Ве­ду­щие неф­те­хи­мич. ком­па­нии: «Reliance Industries» и её до­чер­ние струк­ту­ры (конт­ро­ли­ру­ет ок. 2/3 объ­ёмов про­из-ва), а так­же гос. кор­по­ра­ции «Haldia Petrochemicals» (рас­по­ла­га­ет круп­ным неф­те­хи­мич. комп­лек­сом в г. Хал­дия, штат Зап. Бен­га­лия, и др.) и «Gas Authority of India» (неф­те­хи­мич. ком­плекс, ра­бо­таю­щий на при­род­ном га­зе в г. Ау­райя, штат Ут­тар-Пра­деш). В про­из-ве по­ли­сти­ро­ла до­ми­ни­ру­ют ком­па­нии «Supreme Petrochemi­cals Ltd.» (св. 1/2 об­щих мощ­но­стей), «BASF Styrenics India» (24%) и «LG Po­lymers» (16%). Ок. 60% стои­мо­сти про­дук­ции неф­те­хи­мии при­хо­дит­ся на до­лю пред­при­ятий, рас­по­ло­жен­ных в шта­те Гуд­жа­рат, 17% – в шта­те Ма­ха­раш­тра, 12% – Зап. Бен­галия. Рост цен на нефть сти­му­ли­ру­ет ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние эти­ло­во­го спир­та для про­из-ва ря­да про­дук­тов ор­га­нич. хи­мии – ук­сус­ной кис­ло­ты и ук­сус­но­го ан­гид­ри­да, эти­ла­це­та­та, аце­то­на, по­ли­эти­ле­на, по­ли­ви­нил­хло­ри­да, син­те­тич. кау­чу­ка и др.

Произ-во минер. удобрений 35 млн. т (2005/06), в т. ч. мочевины (карбамида; ок. 20 млн. т), аммонийной (аммиачной) селитры и др. азотных удобрений. На­ла­жено произ-во комплексных удобрений – диаммонийфосфата (4,6 млн. т), супер­фосфата (2,7 млн. т), а также суль­фата аммония и др. Рост произ-ва азот­ных удобрений сдерживается дефици­том при­родного газа – осн. вида сырья, исполь­зуемого инд. предприятиями. Произ-во фосфорных удобрений гл. обр. базиру­ется на импортном сырье; осн. часть по­требностей в калийных удобрениях обес­печивается за счёт импорта. Б. ч. пред­приятий по произ-ву минер. удобрений (всего св. 60) расположена в штатах Гуджарат, Махараштра, Уттар-Прадеш и др. В И. действуют 125 компаний по произ-ву средств защиты растений. Для борьбы с вредителями и болезнями с.-х. растений (сахарного тростника, табака и др.) производится св. 60 видов пести­цидов (в т. ч. ок. 1/4 мирового произ-ва изопротурона).

Фар­ма­цев­ти­че­ская про­мыш­лен­ность И. по объ­ё­мам про­из-ва (ок. 8% ми­ро­во­го), а так­же тех­но­ло­гич. уров­ню пред­при­ятий от­рас­ли за­ни­ма­ет ли­ди­рую­щие по­зи­ции. Вы­пус­ка­ет­ся ок. 300 ви­дов фар­ма­цев­тич. со­еди­не­ний, а так­же св. 20 тыс. на­име­но­ва­ний го­то­вых ле­кар­ст­вен­ных средств (ан­ти­био­ти­ки, ан­ти­бак­те­ри­аль­ные пре­па­ра­ты, вак­ци­ны, гор­мо­ны, пре­па­ра­ты из ле­кар­ст­вен­ных трав и др.). Инд. фар­ма­цев­тич. про­дук­ция оце­ни­ва­ет­ся на ми­ро­вом рын­ке как дос­та­точ­но ка­че­ст­вен­ная и од­на из са­мых де­шё­вых. В стра­не дей­ст­ву­ют св. 24 тыс. фар­ма­цев­тич. ком­па­ний, в т. ч. 260 круп­ных («Cipla», «Ranbaxy», «Ni­cholas» «Piramal», «Sun Pharma», «Dr. Reddy’s», «Wokhardt», «Torrent Phar­ma», «Lupin» и др.), а так­же пред­при­ятия из­вест­ных ме­ж­ду­нар. фирм («Gla­xoSmithKline», «Pfizer», «Novartis», «Aven­tis», «Merck» и др.). На до­лю 10 круп­ней­ших ком­па­ний при­хо­дит­ся 36% вы­пус­ка фар­ма­цев­тич. про­дук­ции. Круп­ные инд. ком­па­нии име­ют до­чер­ние пред­при­ятия в 60 стра­нах ми­ра.

Об­ра­бот­ка ал­ма­зов и про­из­вод­ст­во юве­лир­ных из­де­лий – тра­диц. от­расль пром-сти И. Стра­на яв­ля­ет­ся од­ним из круп­ней­ших в ми­ре по­став­щи­ков об­ра­бо­тан­ных дра­го­цен­ных кам­ней и юве­лир­ных из­де­лий. Стои­мость им­пор­та не­об­ра­бо­тан­ных дра­го­цен­ных и по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней, а так­же жем­чу­га 9422 млн. долл. (2004/05; 8,6% об­ще­го объё­ма им­пор­та). До­бы­ча ал­ма­зов ок. 25 тыс. кар (2005). Еже­год­но для ог­ран­ки в И. на­прав­ля­ет­ся ок. 65% до­бы­вае­мых в ми­ре ал­ма­зов; для про­из-ва юве­лир­ных из­де­лий вво­зит­ся св. 800 т зо­ло­та. Вы­воз юве­лир­ных из­де­лий – ве­ду­щая ста­тья эк­спор­та И. (17,1 млрд. долл. в 2006/07). В нач. 21 в. сред­не­го­до­вые тем­пы рос­та про­из-ва в от­рас­ли со­став­ля­ют ок. 10%. Осн. по­ку­па­те­ли про­дук­ции – США (5,4 млрд. долл. в 2006/07), ОАЭ (3,62 млрд. долл.), Сян­ган (Гонконг; 3,37 млрд. долл.), а так­же стра­ны ЕС и Япо­ния. На­счи­ты­ва­ет­ся ок. 25 тыс. юве­лир­ных пред­прия­тий (св. 1,3 млн. за­ня­тых, ок. 90% об­ще­го ко­ли­че­ст­ва за­ня­тых в ми­ро­вом про­из-ве брил­ли­ан­тов). Гл. юве­лир­ные цен­тры – Су­рат (штат Гуд­жа­рат) и Джай­пур (штат Рад­жаст­хан). Ве­ду­щие ком­па­нии – «Ro­sy Blue (India) Pvt.», «Suashish Dia­monds», «Mo­hit Diamonds», «M. Suresh Compa­ny Pvt.», «Mahendra Brothers, Shrenuj & Co.», «Lakhi Group».

Про­мыш­лен­ность строи­тель­ных ма­те­риа­лов раз­ви­ва­ет­ся пре­им. в ча­ст­ном сек­то­ре; важ­ней­шая от­расль – про­из-во це­мен­та (147,8 млн. т в 2005/06). Зна­чит. часть (ок. 1/4) про­из-ва со­сре­до­то­че­на на пред­при­яти­ях, рас­по­ло­жен­ных в шта­тах Мад­хья-Пра­деш, Ан­дх­ра-Пра­деш и Рад­жаст­хан. Св. 1/2 про­из-ва при­хо­дит­ся на до­лю ком­па­ний, на­хо­дя­щих­ся под кон­тро­лем мно­го­про­филь­ных групп «Aditya Birla Group», «Associa­ted Ce­ment Companies» и «Singhania Group». И. – тра­диц. по­став­щик на ми­ро­вой ры­нок лис­то­вой слю­ды. Гл. рай­оны до­бы­чи слю­ды – шта­ты Ан­дх­ра-Пра­деш, Рад­жаст­хан, Джарк­ханд.

Ве­ду­щие от­рас­ли лёг­кой про­мыш­лен­но­сти – про­из-во тка­ней и го­то­вой оде­ж­ды (ок. 1/5 стои­мо­сти пром. про­дук­ции). В 2006/07 объ­ём про­из-ва тек­стиль­ных из­де­лий вы­рос на 21% и пре­вы­сил 55 млрд. долл. По про­из-ву хлоп­ча­то­бу­маж­ных тка­ней (50 млрд. м2 в 2005/06) и оде­ж­ды из них И. за­ни­ма­ет 2-е ме­сто в ми­ре. Тек­стиль­ная и швей­ная пром-сть обес­пе­чи­вают 8% ВВП и 15% стои­мо­сти то­вар­но­го экс­пор­та стра­ны, вы­пус­ка­ют ши­ро­кий ас­сор­ти­мент из­де­лий (разл. ви­ды пря­жи, раз­но­об­раз­ные тка­ни и из­де­лия из них, го­то­вую оде­ж­ду и ак­сес­суа­ры). Сырь­ём слу­жат как на­ту­раль­ные (хло­пок, лён, джут, шёлк и шерсть), так и ис­кусств. во­лок­на (по­ли­эс­тер, вис­ко­за, ней­лон, ак­рил и др.). Струк­ту­ра тек­стиль­ной ин­ду­ст­рии мно­го­об­раз­на и ох­ва­ты­ва­ет мно­го­числ. мел­кие мас­тер­ские, ис­поль­зую­щие руч­ные стан­ки (6 млрд. м2 вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся на руч­ных ткац­ких стан­ках; стои­мость этих тка­ней зна­чи­тель­но вы­ше фаб­рич­ных), и круп­ные фаб­рич­ные про­из-ва, ос­но­ван­ные на совр. тех­но­логи­ях. Кус­тар­ные про­из-ва раз­ви­ва­ют­ся бла­го­да­ря мно­го­сто­рон­ней под­держ­ке го­су­дар­ст­ва, т. к. де­цен­тра­ли­зо­ван­ное тка­че­ст­во – круп­ней­шая по­сле с. х-ва сфе­ра за­ня­то­сти на­се­ле­ния. Гл. рай­оны раз­ме­ще­ния про­из-ва хлоп­ча­то­бу­маж­ных тка­ней – при­бреж­ная по­ло­са, про­тя­нув­шая­ся от Мум­баи до Ах­ма­да­ба­да (штат Гуд­жа­рат) на за­па­де стра­ны (скон­цен­три­ро­ва­но ок. 2/3 про­из-ва фаб­рич­ных хлоп­ча­то­бу­маж­ных тка­ней), и тер­ри­то­рия шта­та Та­мил­над на юге. По­ши­вом го­то­вой оде­ж­ды за­ни­ма­ют­ся ок. 77 тыс. пред­при­ятий, в осн. мел­ких, рас­по­ло­жен­ных в боль­шин­ст­ве го­ро­дов стра­ны. На до­лю экс­пор­та го­то­вой оде­ж­ды при­хо­дит­ся ок. 45% стои­мо­сти экс­пор­та из­де­лий лёг­кой пром-сти (2006/07). И. экс­пор­ти­ру­ет тек­стиль и швей­ные из­де­лия в США, ОАЭ, Ве­ли­ко­бри­та­нию, Гер­ма­нию, Фран­цию, Ита­лию, Рос­сию, Ка­на­ду, Япо­нию. Джу­то­вая пром-сть со­сре­до­то­че­на в шта­те Зап. Бен­га­лия и при­ле­гаю­щих рай­онах (на пред­при­яти­ях от­рас­ли ра­бо­та­ют ок. 600 тыс. чел., ок. 500 тыс. кре­сть­ян­ских се­мей за­ня­ты вы­ра­щи­ва­ни­ем джу­та). Осн. ви­ды про­дук­ции (джу­то­вая меш­ко­ви­на, гру­бое джу­то­вое по­лот­но) до сер. 20 в. бы­ли од­ной из ве­ду­щих ста­тей инд. экс­пор­та, од­на­ко с по­яв­ле­ни­ем син­те­тич. за­ме­ни­те­лей джу­то­вых из­де­лий, раз­ви­ти­ем тех­ни­ки на­сып­ной пе­ре­воз­ки гру­зов, уси­ле­ни­ем кон­ку­рен­ции джу­то­вых фаб­рик Банг­ла­деш экс­порт рез­ко со­кра­тил­ся (с 21% в 1960–61 до 0,3% в 2004/05). И. за­ни­ма­ет 2-е ме­сто в ми­ре (по­сле Ки­тая) по про­из-ву шёл­ка (16,3 тыс. т в 2002/03). Вы­пус­ка­ют­ся раз­но­об­раз­ные ви­ды шёл­ка. Пред­при­ятия от­рас­ли со­сре­до­то­че­ны в юж. шта­тах – Кар­на­та­ка (6,8 тыс. т) и Ан­дх­ра-Пра­деш (5,6 тыс. т), а так­же в Зап. Бен­га­лии (1,5 тыс. т).

Пи­ще­вая про­мыш­лен­ность (7,4% стои­мо­сти пром. про­дук­ции в 2005) в нач. 21 в. ди­на­мич­но раз­ви­ва­ет­ся. Объ­ём про­даж ок. 70 млрд. долл. (2006). Ве­ду­щая от­расль пи­ще­вой пром-сти – са­хар­ная (1,5 млн. за­ня­тых) пред­став­ле­на гл. обр. мел­ки­ми пред­при­ятия­ми (ок. 70%), ко­то­рые в осн. рас­по­ло­же­ны в рай­онах вы­ра­щи­ва­ния са­хар­но­го тро­ст­ни­ка: на се­ве­ре стра­ны (в шта­те Ут­тар-Пра­деш – 40% об­ще­го про­из-ва), на юге (в шта­тах Та­мил­над, Кар­на­та­ка, Ан­д­хра-Пра­деш – ок. 30%) и на за­па­де (в шта­тах Ма­ха­раш­тра и Гуд­жа­рат). Сре­ди др. от­рас­лей пи­ще­вой пром-сти вы­де­ля­ют­ся пе­ре­ра­бот­ка мо­ло­ка, ово­щей и фрук­тов, зер­на, мя­са, ры­бы, ко­фей­ных зё­рен, чай­но­го лис­та, а так­же про­из-во го­то­вых про­дук­тов пи­та­ния, по­лу­фаб­ри­ка­тов, пить­е­вой во­ды. Круп­ней­ший про­из­во­ди­тель мо­лоч­ных про­дук­тов – Со­юз про­из­во­ди­те­лей (ко­опе­ра­ти­вов) мо­ло­ка со штаб-квар­ти­рой в г. Ананд, штат Гуд­жа­рат (тор­го­вая мар­ка «AMUL» – «Anand Milk Union Ltd.»). Раз­ви­ты про­из-во та­ба­ка и та­бач­ных из­де­лий, ал­ко­голь­ных на­пит­ков.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22