Поздняя Империя (284–476)

Вы­ход из кри­зи­са свя­зан с ре­фор­ма­ми имп. Дио­кле­тиа­на (284–305), в ко­то­рых был обоб­щён опыт его пред­ше­ст­вен­ни­ков и за­ло­же­ны ос­но­вы позд­не­ан­тич­но­го об­ще­ст­ва. Ди­ок­ле­ти­ан по­пы­тал­ся нор­ма­ли­зо­вать де­неж­ное об­ра­ще­ние, пре­кра­тив в 286 вы­пуск низ­ко­проб­ной мо­не­ты. Од­на­ко ре­фор­ма не уда­лась, вы­пу­щен­ные им но­вые зо­ло­тые и се­реб­ря­ные мо­не­ты бы­ст­ро ис­че­за­ли из об­ра­ще­ния. С це­лью на­вес­ти по­ря­док в сфе­ре то­ва­ро­об­ме­на и ус­луг Ди­ок­ле­ти­ан в 301 из­дал эдикт о твёр­дых це­нах на то­ва­ры и став­ках за­ра­бот­ной пла­ты. За про­да­жу то­ва­ров вы­ше ус­та­нов­лен­ных цен по­ла­га­лось на­ка­за­ние вплоть до смерт­ной каз­ни. Од­на­ко толь­ко при Кон­стан­ти­не Ве­ли­ком (306–337) це­ны и де­неж­ное об­ра­ще­ние бы­ли ста­би­ли­зи­ро­ва­ны на ос­но­ве но­во­го зо­ло­то­го со­ли­да. На мес­те преж­них про­вин­ций Ди­ок­ле­ти­ан ор­га­ни­зо­вал 100 но­вых во гла­ве с рек­то­ра­ми. Соз­да­ние про­вин­ций, не сов­па­дав­ших с ис­то­ри­че­ски сло­жив­ши­ми­ся гра­ни­ца­ми, долж­но бы­ло по­дор­вать се­па­ра­тизм ме­ст­ной зна­ти. Неск. про­вин­ций объ­е­ди­ня­лись в дио­цез, ко­то­рым управ­ля­ли ви­ка­рии, на­зна­чав­шие­ся им­пе­ра­то­ром. Преж­нее от­ли­чие Ита­лии от про­вин­ций бы­ло ли­к­ви­ди­ро­ва­но и по­все­ме­ст­но ус­та­нов­ле­на еди­ная сис­те­ма цен­тра­ли­зов. управ­ле­ния на ос­но­ве бю­ро­кра­тии, а не вы­бор­ных ма­ги­ст­ра­тур. Рим со­хра­нил осо­бый ста­тус, но фак­ти­че­ски пе­ре­стал быть сто­ли­цей, а его се­нат пре­вра­тил­ся в гор. со­вет. Ад­ми­ни­ст­ра­тив­но Им­пе­рия бы­ла раз­де­ле­на на Вос­точ­ную, управ­ляв­шую­ся из Ни­ко­ме­дии, и За­пад­ную – со сто­ли­цей в Ме­дио­ла­не. Ди­ок­ле­ти­ан и его со­пра­ви­тель на за­па­де Мак­си­ми­ан по­лу­чи­ли ти­ту­лы ав­гу­стов. Их по­мощ­ни­ка­ми с ти­ту­ла­ми це­за­рей ста­ли Га­ле­рий на Бал­ка­нах (ре­зи­ден­ция – Сир­мий) и Кон­стан­ций I Хлор в Гал­лии и Бри­та­нии (ре­зи­ден­ция – Ав­гу­ста-Тре­ве­ров). Та­кая сис­те­ма тет­рар­хии, выс­шей вла­стью в ко­то­рой об­ла­дал стар­ший ав­густ, име­ла це­лью упо­ря­до­чить пре­ем­ст­вен­ность центр. вла­сти: по про­ше­ст­вии 20 лет ав­гу­сты долж­ны бы­ли ус­ту­пить ме­сто це­за­рям, став­шим к то­му же их зять­я­ми. Од­на­ко раз­го­рев­шая­ся ме­ж­ду ни­ми вой­на при­ве­ла к объ­е­ди­не­нию Им­пе­рии под вла­стью Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го при со­хра­не­нии де­ле­ния на 4 пре­фек­ту­ры и 12 дио­це­зов. Сто­ли­цей стал греч. Ви­зан­тий на Бос­по­ре, пе­ре­име­но­ван­ный в Кон­стан­ти­но­поль. Уми­рая, Кон­стан­тин раз­де­лил Им­пе­рию ме­ж­ду 3 сы­новь­я­ми, од­на­ко вско­ре Кон­стан­ций II (337–361) объ­е­ди­нил её в сво­их ру­ках. По­сле крат­ко­го прав­ле­ния Юлиа­на От­ступ­ни­ка борь­ба с пер­са­ми и го­та­ми на вос­то­ке и гер­ман­ца­ми на за­па­де вы­ну­ди­ла Ва­лен­ти­ниа­на I на­зна­чить со­пра­ви­те­лем на вос­то­ке млад­ше­го бра­та Ва­лен­та. По­сле смер­ти Ва­лен­ти­ниа­на I ти­тул им­пе­ра­то­ра За­па­да пе­ре­шёл к его ма­ло­лет­ним сы­новь­ям – Гра­циа­ну и Ва­лен­ти­ниа­ну II (375–392), но фак­ти­че­ски гос-вом управ­лял пол­ко­во­дец Фео­до­сий (с 379 им­пе­ра­тор Вос­то­ка Фео­до­сий I), в 392 объ­е­ди­нив­ший в сво­их ру­ках всю Им­пе­рию. Смерть Фео­до­сия I в 395 при­ве­ла к окон­чат. раз­де­лу Им­пе­рии при его сы­новь­ях: Ар­ка­дий (395–408) пра­вил в Вост. Рим. им­пе­рии с цен­тром в Кон­стан­ти­но­по­ле, Го­но­рий – в Зап. Рим. им­пе­рии со сто­ли­цей (с 402) в Ра­вен­не.

В прав­ле­ние Ди­ок­ле­тиа­на имп. власть бы­ла при­зна­на аб­со­лют­ной, а им­пе­ра­тор – гос­по­ди­ном (лат. dominus) сво­их под­дан­ных. Ре­жим до­ми­на­та пред­по­ла­гал опо­ру на ие­рар­хию чи­нов­ни­ков вза­мен са­мо­управ­ляю­щих­ся об­щин. Се­нат ут­ра­тил вся­кую роль, а се­на­то­ры, чис­ло ко­то­рых дос­тиг­ло 2 тыс. чел., пре­вра­ти­лись в со­сло­вие круп­ных зем­ле­вла­дель­цев, обыч­но жив­ших в сво­их име­ни­ях. Гос. управ­ле­ние со­сре­до­то­чи­лось в имп. со­ве­те (кон­си­сто­рия) и слож­ном во­ен.-бю­ро­кра­тич. ап­па­ра­те со мно­же­ст­вом ран­гов чи­нов­ни­ков с со­от­вет­ст­вую­щи­ми ти­ту­ла­ми и жа­ло­ва­ньем день­га­ми и на­ту­рой. Пре­тен­дуя на бо­же­ст­вен­ное про­ис­хо­ж­де­ние имп. вла­сти, Ди­ок­ле­ти­ан и Мак­си­ми­ан при­свои­ли се­бе име­на Ио­вия и Гер­ку­лия, т. е. сы­но­вей Юпи­те­ра и Ге­рак­ла. Дос­туп к ав­гу­стам был об­став­лен слож­ным це­ре­мо­ниа­лом, за­им­ст­во­ван­ным у перс. цар­ско­го дво­ра и при­выч­ным для на­се­ле­ния Вос­то­ка. Культ им­пе­ра­то­ра стал гос­под­ствую­щим ре­лиг. уче­ни­ем, ну­ж­дав­шим­ся в за­щи­те от кон­ку­рен­тов. По при­ме­ру пред­ше­ст­вен­ни­ков Ди­ок­ле­ти­ан пы­тал­ся бо­роть­ся с хри­сти­ан­ст­вом, счи­тая цер­ков­ную ор­га­ни­за­цию по­ме­хой ук­ре­п­ле­нию един­ст­ва гос-ва. Од­на­ко го­не­ния 303–304 не сло­ми­ли хри­сти­ан, при­дав их об­щи­нам лишь боль­ший ав­то­ри­тет. Пре­ем­ни­ки Ди­ок­ле­тиа­на осоз­на­ли си­лу хри­сти­ан, ле­га­ли­зо­ва­ли их культ (Ни­ко­ме­дий­ский эдикт Га­ле­рия 311) и урав­ня­ли его с др. ре­ли­гия­ми (Ми­лан­ский эдикт 313). По­бе­див в вой­не с со­пер­ни­ка­ми, Кон­стан­тин Ве­ли­кий пред­се­да­тель­ст­во­вал на I Все­лен­ском со­бо­ре (см. Все­лен­ские со­бо­ры) пред­ста­ви­те­лей хри­сти­ан­ских об­щин в Ни­кее в 325. По­лу­чив под­держ­ку вла­сти, хри­сти­ан­ст­во ста­ло стре­ми­тель­но пре­вра­щать­ся в гос. ре­ли­гию. По­пыт­ка имп. Юлиа­на От­ступ­ни­ка соз­дать ему язы­че­скую аль­тер­на­ти­ву ока­за­лась не­удач­ной. Хри­стиа­на­ми ста­но­ви­лись пред­ста­ви­те­ли имп. бю­ро­кра­тии, рас­смат­ри­вав­шие но­вую ве­ру как сред­ст­во сво­его карь­ер­но­го рос­та. Фео­до­сий I из­дал се­рию эдик­тов, пре­ду­смат­ри­вав­ших за­кры­тие язы­че­ских хра­мов и за­пре­щав­ших по­кло­не­ние ста­рым бо­гам. Вза­мен идея свя­то­сти имп. вла­сти по­лу­чи­ла санк­цию Церк­ви и под­держ­ку со сто­ро­ны её мощ­ной ор­га­ни­за­ции. При этом хри­сти­ан­ские ие­рар­хи Зап. Рим. им­пе­рии пре­тен­до­ва­ли на при­ори­тет сво­ей ду­хов­ной вла­сти над свет­ской им­пе­ра­тор­ской, то­гда как в Вост. Рим. им­пе­рии им­пе­ра­то­ры жё­ст­ко кон­тро­ли­ро­ва­ли цер­ков­ную по­ли­ти­ку, счи­тая се­бя на­ме­ст­ни­ка­ми Бо­га на зем­ле.

Пре­вра­ще­ние прин­цеп­са в аб­со­лют­но­го мо­нар­ха и уни­фи­ка­ция управ­ле­ния Им­пе­ри­ей бы­ли под­го­тов­ле­ны урав­не­ни­ем на­се­ле­ния Им­пе­рии в гражд. пра­вах. Рим. гра­ж­дан­ст­во из ста­ту­са при­ви­ле­ги­ров. мень­шин­ст­ва ста­ло дос­тоя­ни­ем поч­ти всех сво­бод­ных жи­те­лей Им­пе­рии. Ха­рак­тер прав и обя­зан­но­стей те­перь за­ви­сел от со­слов­но­го ста­ту­са и ре­аль­но­го по­ло­же­ния гра­ж­да­ни­на в об­ще­ст­ве. Пред­ста­ви­те­ли се­на­тор­ско­го со­сло­вия и выс­шей бю­ро­кра­тии сли­лись в выс­шее со­сло­вие имп. зна­ти. Их соб­ст­вен­ность бы­ла ос­во­бо­ж­де­на от гос. по­вин­но­стей, то­гда как ос­таль­ное на­се­ле­ние пре­вра­ти­лось из гра­ж­дан в под­дан­ных, об­ре­ме­нён­ных разл. по­вин­но­стя­ми в поль­зу гос-ва. Са­мая влия­тель­ная часть гор. на­се­ле­ния об­ра­зо­ва­ла со­сло­вие ку­риа­лов, от­вет­ст­вен­ных за уп­ла­ту по­да­тей с гор. зе­мель и тем са­мым на­след­ст­вен­но при­кре­п­лён­ных к го­ро­дам. Им за­пре­ща­лись пе­ре­се­ле­ние из род­но­го го­ро­да и ук­ло­не­ние от вы­пол­не­ния му­ни­ци­паль­ных обя­зан­но­стей. Тор­го­во-ре­мес­лен­ное на­се­ле­ние бы­ло на­след­ст­вен­но при­кре­п­ле­но к проф. кол­ле­ги­ям, ко­то­рые долж­ны бы­ли пла­тить на­ло­ги и по­став­лять то­ва­ры для со­дер­жа­ния дво­ра и ар­мии. Гор. хо­зяй­ст­во по­сте­пен­но при­хо­ди­ло в упа­док, не­смот­ря на по­пыт­ки (в ча­ст­но­сти, имп. Юлиа­на) при­ос­та­но­вить этот про­цесс. Хо­зяйств. жизнь сме­ща­лась в сель­скую ме­ст­ность, где цен­тра­ми об­ществ. при­тя­же­ния ста­но­ви­лись круп­ные по­ме­стья и сё­ла на зем­ле им­пе­ра­то­ра и выс­шей зна­ти, сда­вав­шей­ся в дол­го­сроч­ную арен­ду (эм­фи­тев­зис) и об­ра­ба­ты­вав­шей­ся тру­дом как ра­бов, так и разл. ро­да за­ви­си­мых зем­ле­дель­цев (ко­ло­нов).

Уже Ди­ок­ле­ти­ан, учи­ты­вая тен­ден­цию к на­ту­ра­ли­за­ции хо­зяй­ст­ва, сде­лал ос­но­вой на­ло­го­об­ло­же­ния на­ту­раль­ные по­зе­мель­ные на­ло­ги и по­вин­но­сти. В 289 бы­ла про­ве­де­на все­об­щая пе­ре­пись на­се­ле­ния и ус­та­нов­ле­на еже­год­ная сум­ма на­ло­гов на 5 лет, по­сле че­го про­из­во­дилась её кор­рек­ти­ров­ка, а че­рез 15 лет пе­ре­пись по­вто­ря­лась. В ос­но­ву на­ло­гооб­ло­же­ния сель­ско­го на­се­ле­ния бы­ли по­ло­же­ны рас­чё­ты ко­ли­че­ст­ва зем­ли и об­ра­ба­ты­вав­ших её лю­дей, за­фик­си­ро­ван­ные в ка­да­ст­рах. По­сле все­об­щей пе­ре­пи­си вве­ли по­го­лов­ный учёт (ка­пи­та­цию) всех жи­те­лей Им­пе­рии, обя­зан­ных пла­тить пря­мой на­лог: сель­ские зем­ле­дель­цы в фор­ме по­зе­мель­но­го (с еди­ни­цы пло­ща­ди), а го­ро­жа­не в фор­ме по­душ­но­го. Лишь Рим с при­пи­сан­ны­ми к не­му тер­ри­то­рия­ми ос­во­бо­ж­дал­ся от уп­ла­ты на­ло­гов. Фик­си­ро­ван­ные на­ло­ги и тру­до­вые по­вин­но­сти спо­соб­ст­во­ва­ли при­кре­п­ле­нию осн. мас­сы сель­ско­го и гор. на­се­ле­ния к мес­ту жи­тель­ст­ва и про­фес­сии.

От­вет­ст­вен­ность за сбор на­ло­гов с ко­ло­нов и по­ме­щён­ных на зем­лю ра­бов ле­жа­ла на зем­ле­вла­дель­цах, с гор. жи­те­лей – на ку­риа­лах, с ре­мес­лен­ни­ков – на кол­ле­ги­ях, к ко­то­рым они бы­ли при­пи­са­ны. Та­кая сис­те­ма да­ва­ла круп­ным зе­мель­ным соб­ст­вен­ни­кам до­пол­нит. воз­мож­но­сти по­вы­ше­ния сво­его влия­ния и рас­ши­ре­ния сво­их вла­де­ний. Маг­на­ты при­ни­ма­ли под по­кро­ви­тель­ст­во (пат­ро­ци­ний) кре­сть­ян, ис­кав­ших за­щи­ты от про­из­во­ла вла­стей. В свя­зи с этим уси­ли­лись кон­флик­ты маг­натов с пра­ви­тель­ст­вом, при­ни­мав­шие фор­му вос­ста­ний про­винц. узур­па­то­ров, ко­то­рые ино­гда всту­па­ли в со­юз с ко­ро­ля­ми вар­ва­ров. За­ка­ба­ляе­мые и ра­зо­ряе­мые ко­ло­ны и кре­сть­я­не вос­ста­ва­ли (в Ну­ми­дии, Гал­лии, Фра­кии, Ма­лой Азии и др.), скры­ва­лись под пат­ро­ци­нии или бе­жа­ли к вар­ва­рам, под­дер­жи­вая их в вой­нах про­тив им­пе­ра­то­ра.

Позд­не­ан­тич­ное об­ще­ст­во со­че­та­ло в се­бе чер­ты об­щин­ной гор. ав­то­но­мии и вост. дес­по­тии с бю­ро­кра­ти­ей, ко­то­рая по­сте­пен­но вы­тес­ня­ла прин­ци­пы ан­тич­но­го са­мо­управ­ле­ния. К кон. 4 в. из­ме­нил­ся об­лик го­ро­дов: фо­рум, пор­ти­ки, те­атр и ам­фи­те­атр за­ме­ня­лись кре­по­стью, зда­ни­ем су­да, ба­зи­ли­кой. Един­ст­вен­ным ис­точ­ни­ком пра­ва ста­ли имп. эдик­ты, из ко­то­рых со­став­ля­ли Ко­дек­сы (Гре­го­риа­на ок. 294, Гер­мо­ге­ниа­на ок. 325, Фео­до­сия II в 438 и Юс­ти­ниа­на I в 534). Рас­пад Им­пе­рии на За­пад­ную и Вос­точ­ную ока­зал­ся за­ко­но­мер­ным. Зап. им­пе­рия объ­е­ди­ня­ла тер­ри­то­рии, на ко­то­рых гор. строй, при­не­сён­ный рим­ля­на­ми, со­че­тал­ся с об­щин­но-пле­мен­ной жиз­нью ме­ст­но­го на­се­ле­ния. Упа­док рим. гор. ор­га­ни­за­ции при­вёл в этих зем­лях к гос­под­ству над на­се­ле­ни­ем ме­ст­ной зем­ле­вла­дельч. зна­ти, ко­то­рая от­ли­ча­лась от пле­мен­ной зна­ти вар­ва­ров лишь при­выч­кой ис­поль­зо­вать рим. обы­чаи. Круп­ные по­ме­стья при­об­ре­ли боль­шее, чем го­ро­да, зна­че­ние для зап. об­ще­ст­ва. Вост. им­пе­рия вклю­ча­ла тер­ри­то­рии древ­ней гор. куль­ту­ры с до­рим­ски­ми тра­ди­ция­ми гор. ор­га­ни­за­ции. Го­ро­да здесь из­ме­ни­ли об­лик, но не ут­ра­ти­ли зна­че­ние опор­ных пунк­тов имп. бю­ро­кра­тии. На вос­то­ке Им­пе­рии, за ис­клю­че­ни­ем Егип­та, не по­лу­чи­ли ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния круп­ные по­ме­стья, изъ­я­тые из ве­де­ния ку­рий. Это обу­сло­ви­ло бо́ль­шую проч­ность рим. го­су­дар­ст­вен­но­сти на Вос­то­ке и её со­про­тив­ле­ние про­ник­но­ве­нию вар­ва­ров.

Бо­рясь с се­па­ра­тиз­мом, Ди­ок­ле­ти­ан от­де­лил во­ен. ко­ман­до­ва­ние от гражд. ад­ми­ни­ст­ра­ции. Кро­ме по­гра­нич­ной ар­мии, в го­ро­дах бы­ли рас­квар­ти­ро­ва­ны под­виж­ные вой­ска, по при­ка­зу им­пе­ра­то­ра об­ра­зо­вы­вав­шие дей­ст­вую­щие ар­мии. Доб­ро­воль­цев для по­пол­не­ния ар­мии не хва­та­ло, и Ди­ок­ле­ти­ан обя­зал зем­ле­вла­дель­цев по­став­лять рек­ру­тов из про­жи­вав­ших на их зем­лях кре­сть­ян (ко­ло­нов и ин­кви­ли­нов). По­ме­щи­ки пре­се­ка­ли уход ко­ло­нов с зем­ли и тре­бо­ва­ли от гос-ва по­мо­щи в их ро­зы­ске и воз­вра­ще­нии. В по­гра­нич­ных час­тях, где пре­об­ла­да­ли во­ен. ко­ло­ни­сты и со­юз­ни­ки (фе­де­ра­ты) из со­сед­них вар­вар­ских пле­мён, ре­зуль­та­том во­ен. ре­фор­мы ста­ло уси­ле­ние про­цес­са вар­ва­ри­за­ции ар­мии. Наи­бо­лее тя­жё­лые вой­ны рим­ля­не ве­ли с пер­са­ми, гер­ман­ца­ми и сар­ма­та­ми. По­бе­ж­дён­ных вар­ва­ров час­то по­се­ля­ли на зем­лях при­гра­нич­ных по­мес­тий в ка­че­ст­ве ко­ло­нов. С сер. 4 в. воз­рос­ло ис­поль­зо­ва­ние на­ём­ни­ков из герм. и сар­мат­ских пле­мён, рас­се­ляв­ших­ся на зем­лях Им­пе­рии. Ря­до­вые вар­ва­ры не бы­ли на­дёж­ны­ми вои­на­ми. По­се­лён­ные на Ду­нае вест­го­ты, под­няв вос­ста­ние, на­нес­ли со­кру­шит. по­ра­же­ние ар­мии имп. Ва­лен­та, по­гиб­ше­го в сра­же­нии под Ад­риа­но­по­лем в 378. За во­ен. служ­бу вар­ва­ры при­об­ре­та­ли рим. гра­ж­дан­ст­во и мог­ли до­слу­жить­ся до зна­чит. чи­нов. Их ко­ман­ди­ры ста­но­ви­лись кон­ку­рен­та­ми при­двор­ным из чис­ла рим­лян. При Го­но­рии в 395–408 Зап. Рим. им­пе­ри­ей фак­ти­че­ски управ­лял пре­фект пре­то­рия ван­дал Сти­ли­хон. В 410 ко­роль вест­го­тов Ала­рих I раз­гра­бил Рим. В пе­ри­од Ве­ли­ко­го пе­ре­се­ле­ния на­ро­дов под власть вар­ва­ров по­сте­пен­но пе­ре­шли Бри­та­ния, Ис­па­ния, Аф­ри­ка, од­на за дру­гой час­ти Гал­лии. Воз­глав­ляв­ший рим. ар­мию в 429–454 Фла­вий Аэций удач­но про­ти­во­сто­ял гер­ман­цам и раз­гро­мил гунн­скую коа­ли­цию во гла­ве с Ат­ти­лой в бит­ве на Ка­та­ла­ун­ских по­лях в 451. В 455, вос­поль­зо­вав­шись убий­ст­вом Аэция и имп. Ва­лен­ти­ниа­на III, вождь ван­да­лов Гей­зе­рих за­хва­тил и раз­гра­бил Рим. По­след­ние им­пе­ра­то­ры Зап. Рим. им­пе­рии фак­ти­че­ски яв­ля­лись за­лож­ни­ка­ми во­ж­дей вар­вар­ских войск. В 456–472 Им­пе­ри­ей управ­лял свев Ри­ци­мер, в 476 вождь ски­ров Одо­акр при­ну­дил ма­ло­лет­не­го Ро­му­ла Ав­гу­сту­ла к сло­же­нию имп. ти­ту­ла и ото­слал его ре­га­лии в Кон­стан­ти­но­поль. Зап. Рим. им­пе­рия пе­ре­ста­ла су­ще­ст­во­вать как са­мо­сто­ят. гос-во. Вост. Рим. им­пе­рия (Ви­зан­тия), на­се­ле­ние ко­то­рой име­но­ва­лось ро­мея­ми (рим­ля­на­ми), про­су­ще­ст­во­ва­ла до 1453.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13