Образование

«Евангелист Иоанн с учеником Прохором». Миниатюра из Нового Завета. 2-я четверть 14 в. Национальная библиотека (Вена).
«Сошествие во ад». Мозаика в нартексе кафоликона монастыря Святого Луки (Осиос-Лукас) в Фокиде (Греция). 1030–40-е гг.
Кафоликон (ок. 1030; слева) и церковь Богоматери (ок. 960) монастыря Святого Луки (Осиос-Лукас) в Фокиде (Греция).Фото В. М. Паппе

В В. со­хра­ни­лись тра­ди­ции ан­тич. об­ра­зо­ван­но­сти и до 12 в. про­све­ще­ние на­хо­ди­лось на бо­лее вы­со­ком уров­не, чем где-ли­бо в Ев­ро­пе. На­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние (обу­че­ние чте­нию и пись­му) по­лу­ча­ли в ча­ст­ных шко­лах грам­ма­ти­стов, обыч­но в те­че­ние 2–3 лет. До 7 в. учеб­ная про­грам­ма ос­но­вы­ва­лась на ми­фо­ло­гии языч. ре­ли­гий (со­хра­ни­лись уче­нич. тет­ра­ди из Егип­та со спи­ска­ми ми­фо­ло­гич. имён), позд­нее – на хри­сти­ан­ской Псал­ти­ри. Сред­нее об­ра­зо­ва­ние («эн­кик­ли­ос пе­диа») по­лу­ча­ли под ру­ко­во­дством учи­те­ля-грам­ма­ти­ка или ри­то­ра по ан­тич­ным по­со­би­ям (напр., «Грам­ма­ти­ка» Дио­ни­сия Фра­кий­ца, 2 в. до н. э.). В про­грам­му вхо­ди­ли ор­фо­гра­фия, грам­ма­тич. нор­мы, про­из­но­ше­ние, прин­ци­пы сти­хо­сло­же­ния, ора­тор­ское иск-во, ино­гда – та­хи­гра­фия (иск-во со­кра­щён­но­го пись­ма), а так­же уме­ние со­став­лять до­ку­мен­ты. К чис­лу учеб­ных пред­ме­тов от­но­си­лась и фи­ло­со­фия, под ко­то­рой, од­на­ко, разл. ав­то­ры под­ра­зу­ме­ва­ли раз­ные дис­ци­п­ли­ны. По клас­си­фи­ка­ции Ио­ан­на Да­ма­ски­на фи­ло­со­фия раз­де­ля­лась на «тео­ре­ти­че­скую», в ко­то­рую вхо­ди­ли бо­го­сло­вие, «ма­те­ма­ти­че­ская чет­ве­ри­ца» (ариф­ме­ти­ка, гео­мет­рия, ас­тро­но­мия и му­зы­ка) и «фи­зио­ло­гия» (уче­ние об ок­ру­жаю­щей при­ро­де), и «прак­ти­че­скую» (эти­ка, по­ли­ти­ка, эко­но­ми­ка). Ино­гда под фи­ло­со­фи­ей по­ни­ма­ли «диа­лек­ти­ку» (ло­ги­ку) и рас­смат­ри­ва­ли её как под­го­то­вит. дис­ци­п­ли­ну, ино­гда трак­то­ва­ли как за­вер­шаю­щую нау­ку. В про­грам­мы не­ко­то­рых школ вклю­ча­лась ис­то­рия. Гос. сред­ние шко­лы бы­ли ис­клю­че­ни­ем; из­вес­тен ин­тер­нат для си­рот – ор­фа­но­тро­фий, об­нов­лён­ный и рас­ши­рен­ный Алек­се­ем I Ком­ни­ном. В В. име­лись так­же мо­на­стыр­ские шко­лы, но (в от­ли­чие от зап.-ев­роп.) они не иг­ра­ли зна­чит. ро­ли. В 4–6 вв. про­дол­жа­ли функ­цио­ни­ро­вать со­хра­нив­шие­ся с эпо­хи ан­тич­но­сти выс­шие шко­лы в Афи­нах, Алек­сан­д­рии, Бей­ру­те, Ан­ти­охии, Га­зе, Ке­са­рии Па­ле­стин­ской. По­сте­пен­но про­вин­ци­аль­ная выс­шая шко­ла пе­ре­ста­ёт су­ще­ст­во­вать. Соз­дан­ная в 425 выс­шая шко­ла в Кон­стан­ти­но­по­ле (ау­ди­то­рий) вы­тес­ни­ла ос­таль­ные выс­шие шко­лы. Кон­стан­ти­но­поль­ский ау­ди­то­рий пред­став­лял со­бой гос. уч­ре­ж­де­ние, про­фес­со­ра ко­то­ро­го счи­та­лись гос. слу­жа­щи­ми; толь­ко им раз­ре­ша­лось пуб­лич­ное пре­по­да­ва­ние в сто­ли­це. В ау­ди­то­рии был 31 про­фес­сор: 10 – по греч. грам­ма­ти­ке, 10 – по лат. грам­ма­ти­ке, 3 – по греч. крас­но­ре­чию и 5 – по ла­тин­ско­му, 2 – по пра­ву, 1 – по фи­ло­со­фии. Во­прос о су­ще­ст­во­ва­нии выс­шей шко­лы в 7–8 вв. спо­рен: со­глас­но ле­ген­де, зда­ние кон­стан­ти­но­поль­ской шко­лы бы­ло со­жже­но имп. Львом III в 726 вме­сте с учи­те­ля­ми и кни­га­ми. По­пыт­ки ор­га­ни­за­ции выс­шей шко­лы от­но­сят­ся к сер. 9 в., ко­гда в Кон­стан­ти­но­по­ле на­чал функ­цио­ни­ро­вать т. н. уни­вер­си­тет в Маг­навр­ском двор­це, ко­то­рым ру­ко­во­дил Лев Ма­те­ма­тик. Про­грам­ма обу­че­ния ог­ра­ни­чи­ва­лась пред­ме­та­ми об­ще­об­ра­зо­ва­тель­но­го цик­ла. Шко­ла го­то­ви­ла выс­ших свет­ских и ду­хов­ных са­нов­ни­ков. В сер. 11 в. в Кон­стан­ти­но­по­ле бы­ли от­кры­ты фи­лос. и юри­дич. шко­лы – гос. уч­ре­ж­де­ния, го­то­вив­шие чи­нов­ни­ков. Здесь пре­по­да­ва­ли Ио­анн Кси­фи­лин, Кон­стан­тин Ли­худ (пра­во), Ми­ха­ил Пселл (фи­ло­со­фию). В 12 в. выс­шая шко­ла ста­вит­ся под по­кро­ви­тель­ст­во Церк­ви, на неё воз­ла­га­ет­ся за­да­ча борь­бы с ере­ся­ми. В кон. 11 в. бы­ла от­кры­та Пат­ри­ар­шая шко­ла, в про­грам­му ко­то­рой вхо­ди­ло тол­ко­ва­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния и ри­то­рич. под­го­тов­ка. В шко­ле, соз­дан­ной в 12 в. при ц. Свя­тых Апо­сто­лов в Кон­стан­ти­но­по­ле, по­ми­мо тра­диц. пред­ме­тов пре­по­да­ва­ли ме­ди­ци­ну. По­сле 1204 выс­шая шко­ла в Кон­стан­ти­но­по­ле пре­кра­ти­ла своё су­ще­ст­во­ва­ние. Гос. шко­лы всё боль­ше вы­тес­ня­ют­ся шко­ла­ми при мо­на­сты­рях, где жи­ли учё­ные (Ни­ки­фор Влем­мид, Ни­ки­фор Гри­го­ра и др.). Та­кие шко­лы обыч­но за­кры­ва­лись по­сле смер­ти учи­те­ля или его опа­лы.

Со­чи­не­ний по тео­рии вос­пи­та­ния в В. поч­ти не бы­ло. Трак­тат Ио­ан­на Зла­то­ус­та «О тще­сла­вии и о вос­пи­та­нии де­тей» был про­ник­нут стро­гим ас­ке­тич. ду­хом. Во­прос об ис­поль­зо­ва­нии ан­тич­ной лит-ры в ди­дак­тич. це­лях об­су­ж­дал­ся в трак­та­те Ва­си­лия Ве­ли­ко­го «Как мо­ло­дым лю­дям из­влечь поль­зу из язы­че­ских книг». Во­про­сы до­маш­не­го вос­пи­та­ния с по­зи­ций до­мо­строя рас­смат­ри­ва­лись в «Со­ве­тах и рас­ска­зах» Ке­кав­ме­на (1070-е гг.).

Ан­тич­ные биб­лио­те­ки не пе­ре­жи­ли ран­не­ви­зан­тий­ский пе­ри­од. Алек­сан­д­рий­ская б-ка бы­ла раз­ру­ше­на в 391; пуб­лич­ная б-ка в Кон­стан­ти­но­по­ле (ос­но­ва­на ок. 356) сго­ре­ла в 475. О биб­лио­те­ках в бо­лее позд­нее вре­мя из­вест­но ма­ло. Су­ще­ст­во­ва­ли биб­лио­те­ки им­пе­ра­то­ра, пат­ри­ар­ха, мо­на­сты­рей, выс­ших школ и ча­ст­ных лиц (из­вест­ны со­б­ра­ния Аре­фы Ке­са­рий­ско­го, Ми­хаи­ла Хо­ниа­та, Мак­си­ма Пла­ну­да, Фео­до­ра Ме­то­хи­та, Вис­са­рио­на Ни­кей­ско­го).

Точные и естественные науки. Техника. Медицина

Ви­зан­тий­цы соз­на­тель­но ог­ра­ж­да­ли се­бя от ино­зем­ных влия­ний: лишь с 11 в. они на­чи­на­ют при­вле­кать опыт араб. ме­ди­ци­ны, пе­ре­во­дить па­мят­ни­ки вост. лит-ры, позд­нее воз­ник ин­те­рес к араб. и перс. ма­те­ма­ти­ке, к лат. схо­ла­сти­ке и лит-ре. Книж­ный ха­рак­тер ви­зант. куль­ту­ры со­че­тал­ся с от­сут­ст­ви­ем стро­гой диф­фе­рен­циа­ции ме­ж­ду отд. от­рас­ля­ми: для В. ти­пич­на фи­гу­ра учё­но­го, пи­шу­ще­го тру­ды по са­мым раз­но­об­раз­ным от­рас­лям зна­ний – от ма­те­ма­ти­ки до бо­го­сло­вия и ху­дож. лит-ры (Ио­анн Да­ма­скин, 8 в.; Ми­ха­ил Пселл, 11 в.; Ни­ки­фор Влем­мид, 13 в.; Фео­дор Ме­то­хит, 14 в.).

В В. об­ще­ст­вен­ный пре­стиж ма­те­ма­ти­ки был зна­чи­тель­но ни­же ри­то­ри­ки и фи­ло­со­фии (глав­ней­ших ср.-век. на­уч. дис­ци­п­лин). Ви­зант. ма­те­ма­ти­ка в 4–6 вв. сво­ди­лась пре­ж­де все­го к ком­мен­ти­ро­ва­нию ан­тич­ных клас­си­ков: Феон Алек­сан­д­рий­ский (4 в.) из­да­вал и тол­ко­вал со­чи­не­ния Евк­ли­да и Пто­ле­мея, Ев­то­кий Ас­ка­лон­ский (6 в.) – Ар­хи­ме­да и др. Боль­шое вни­ма­ние уде­ля­лось не­раз­ре­ши­мым за­да­чам, та­ким как квад­ра­ту­ра кру­га, уд­вое­ние ку­ба. Лев Ма­те­ма­тик в сер. 9 в. впер­вые при­ме­нил бу­к­вы в ка­че­ст­ве ал­геб­ра­ич. сим­во­лов. В 12 в. бы­ли пред­при­ня­ты по­пыт­ки рас­про­стра­нить по­зи­ци­он­ную сис­те­му счис­ле­ния (араб­ские циф­ры).

В не­ко­то­рых во­про­сах ви­зант. нау­ка по­шла даль­ше ан­тич­ной: Ио­анн Фи­ло­пон (Грам­ма­тик) на­пи­сал об­шир­ный ком­мен­та­рий к тру­дам Ари­сто­те­ля, под­верг­нув пе­ре­смот­ру его тео­рию дви­же­ния как не­ под­твер­ждаю­щую­ся экс­пе­ри­мен­таль­но. Ин­туи­тив­ные вы­во­ды Фи­ло­по­на и по­сле­дую­щих ви­зант. учё­ных пред­вос­хи­ти­ли по­ня­тие энер­гии и за­кон инер­ции. Ан­фи­мий из Тралл, ар­хи­тек­тор и ин­же­нер, из­вест­ный как строи­тель хра­ма Св. Со­фии, пред­ло­жил но­вое объ­яс­не­ние дей­ст­вия за­жи­га­тель­ных зер­кал. Ви­зант. фи­зи­ка («фи­зио­ло­гия») ос­та­ва­лась книж­ной и опи­са­тель­ной: ис­поль­зо­ва­ние экс­пе­ри­мен­та бы­ло ред­ко­стью.

Апсида собора Санта-Мария-Нуова в Монреале (Сицилия) с мозаиками «Христос», «Богоматерь с Младенцем», «Апостолы», «Евангелисты» и «Святители». 1180–94.

Тра­пе­зунд­ские учё­ные (Гри­го­рий Хио­ни­ад, 13 в.; его про­дол­жа­те­ли – Гри­го­рий Хри­со­кокк и Иса­ак Ар­гир, 14 в.) изу­ча­ли дос­ти­же­ния араб. и перс. ма­те­ма­ти­ки и ас­тро­но­мии. Изу­че­ние вост. на­сле­дия спо­соб­ст­во­ва­ло соз­да­нию свод­ной ра­бо­ты Фео­до­ра Ме­ли­ти­нио­та «Ас­тро­но­мия в трёх кни­гах» (1361). В кос­мо­ло­гии ви­зан­тий­цы при­дер­жи­ва­лись тра­диц. пред­став­ле­ний, од­ни из ко­то­рых вос­хо­ди­ли к биб­лей­ской кон­цеп­ции (в наи­бо­лее чёт­кой фор­ме уче­ние о пло­ской Зем­ле, омы­вае­мой океа­ном, из­ло­же­но Кос­мой Ин­ди­ко­п­ло­вом, по­ле­ми­зи­ро­вав­шим с Пто­ле­ме­ем), дру­гие – к дос­ти­же­ни­ям эл­ли­ни­стич. нау­ки, при­зна­вав­шей ша­ро­об­раз­ность Зем­ли (Ва­си­лий Ве­ли­кий, Гри­го­рий Нис­ский, Фо­тий по­ла­га­ли, что уче­ние о ша­ро­об­раз­но­сти Зем­ли не про­ти­во­ре­чит Биб­лии). Хри­сти­ан­ское ми­ро­воз­зре­ние на­шло вы­ра­же­ние в по­пыт­ках соз­дать це­ло­ст­ные опи­са­ния кос­мо­са («Шес­тод­нев», «Фи­зио­лог»). Ас­тро­но­мич. на­блю­де­ния бы­ли под­чи­не­ны ин­те­ре­сам рас­про­стра­нён­ной в В. ас­т­ро­ло­гии, ко­то­рая в 12 в. под­вер­глась рез­ким на­пад­кам со сто­ро­ны пра­во­слав­но­го бо­го­сло­вия. В 14 в. Ни­ки­фор Гри­го­ра пред­ло­жил ре­фор­му юли­ан­ско­го ка­лен­да­ря и ис­прав­ле­ние рас­чё­та пас­ха­лий.

Ви­зан­тий­цы об­ла­да­ли тра­диц. прак­тич. на­вы­ка­ми по хи­мии (по­лу­че­ние кра­си­те­лей, стек­ла, ке­ра­ми­ки, об­ра­бот­ка ме­тал­лов и пр.), не­об­хо­ди­мы­ми в разл. от­рас­лях ре­мес­лен­но­го про­из-ва. Ал­хи­мия бы­ла рас­про­стра­не­на в ран­не­ви­зан­тий­ский пе­ри­од, и, воз­мож­но, в ка­кой-то ме­ре с ней свя­за­но из­го­тов­ле­ние гре­че­ско­го ог­ня. От ув­ле­че­ния ал­хи­ми­ей, ко­то­рое ох­ва­ти­ло Зап. Ев­ро­пу в 12 в. и спо­соб­ст­во­ва­ло ут­вер­жде­нию экс­пе­рим. нау­ки, ви­зант. умо­зри­тель­ное ес­те­ст­во­зна­ние прак­ти­че­ски ос­та­лось в сто­ро­не.

Зна­ния о при­ро­де в В. в зна­чит. ме­ре ос­но­вы­ва­лись на ан­тич­ных ис­точ­ни­ках и до­пол­ня­лись све­де­ния­ми из прак­ти­ки зем­ле­де­лия, ско­то­вод­ст­ва, ры­бо­лов­ст­ва и охо­ты. На­чи­ная с 10 в. по­яв­ля­ют­ся ком­пи­ля­тив­ные ру­ко­во­дства по ве­де­нию с. х-ва («Гео­по­ни­ки»), ко­не­вод­ст­ву, со­ба­ко­вод­ст­ву, охо­те с лов­чи­ми пти­ца­ми. В шко­лах и уни­вер­си­те­тах В. ес­те­ст­во­зна­ние за­ни­ма­ло не­зна­чит. ме­сто. Нау­ки, свя­зан­ные с изу­че­ни­ем при­ро­ды, ви­зант. ав­то­ры на­зы­ва­ли «фи­зио­ло­ги­ей» (Ио­анн Да­ма­скин). В сб-ках «Шес­тод­не­вы», «Фи­зио­ло­ги» и др. со­дер­жа­лись не толь­ко апок­ри­фич. по­учи­тель­ные све­де­ния о жи­вот­ных, но и ряд жи­вых и тон­ких на­блю­де­ний за пред­ста­ви­те­ля­ми ре­аль­ной фау­ны Ев­ро­пы, Сев. Аф­ри­ки, Пе­ред­ней и Юж. Азии. Эти ви­зант. ис­точ­ни­ки бы­ли по­пу­ляр­ны в сред­ние ве­ка за гра­ни­ца­ми Ви­зант. им­пе­рии (в т. ч. на Ру­си). Круг пред­став­ле­ний о жи­вот­ных и рас­те­ни­ях даль­них стран рас­ши­ря­ли по­этич. опи­са­ния пу­те­ше­ст­вий, гео­гра­фич. трак­та­ты. Так, по­эт Ма­ну­ил Фи­ла (Фил) (13–14 вв.) по­сле по­се­ще­ния Пер­сии, Ара­вии и Ин­дии на­пи­сал три по­эмы: «О свой­ст­вах жи­вот­ных», «Крат­кое опи­са­ние сло­на», «О рас­те­ни­ях».

Ожерелье с крестом и подвесками. Золото. Конец 6 в. Из Мерсинского клада (Киликия). Эрмитаж (С.-Петербург).

В. унас­ле­до­ва­ла ан­тич­ную тех­ни­ку с. х-ва (де­рев. бес­ко­лёс­ный плуг с на­де­ваю­щи­ми­ся сош­ни­ка­ми, мо­ло­тиль­ный во­лок, в ко­то­рый впря­га­ли скот, ис­кусств. оро­ше­ние и др.) и ре­мёс­ла. До 12 в. В. ос­та­ва­лась пе­ре­до­вым го­су­дар­ст­вом Ев­ро­пы в об­лас­ти про­из-ва: в юве­лир­ном, шёл­ко­ткац­ком ре­мёс­лах, мо­ну­мен­таль­ном строи­тель­ст­ве, ко­раб­ле­строе­нии (в 9 в. стал при­ме­нять­ся ко­сой па­рус); с 9 в. по­лу­чи­ло рас­про­стра­не­ние из­го­тов­ле­ние по­лив­ной ке­ра­ми­ки, стек­ла (по ан­тич­ным ре­цеп­там). В 10–12 вв. вы­со­ко­го со­вер­шен­ст­ва дос­тиг­ла пе­ре­го­род­ча­тая тех­ни­ка на­не­се­ния и за­кре­п­ле­ния эма­ли на по­верх­но­сти из­де­лия. Дан­ная тех­ни­ка ис­поль­зо­ва­лась гл. обр. для зо­ло­тых из­де­лий. Этим спо­со­бом из­го­тав­ли­ва­лись не толь­ко юве­лир­ные ук­ра­ше­ния, но и дра­го­цен­ная цер­ков­ная ут­варь.

Усо­вер­шен­ст­во­ва­ние сол­неч­ных, во­дя­ных, пе­соч­ных ча­сов спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию точ­ной ме­ха­ни­ки и при­бо­ро­строе­ния. О на­ли­чии в Кон­стан­ти­но­по­ле ча­сов сви­де­тель­ст­ву­ют до­ку­мен­ты 6 в. В В. бы­ли рас­про­стра­не­ны сол­неч­ные на­стен­ные вер­ти­каль­ные ча­сы на сте­нах церк­вей и об­ществ. зда­ний. На ци­фер­бла­те для обо­зна­че­ния вре­ме­ни впер­вые по­яв­ля­ют­ся чис­ла.

“Малый” саккос митрополита Фотия. Фрагмент передней стороны с изображением “Распятия Христа”. Атлас, волочёное серебро с позолотой и без позолоты, цветные шелка, жемчуг; шитьё. Конец 14 – начало…

Од­на­ко стрем­ле­ние ви­зан­тий­цев со­хра­нить ан­тич­ные тра­ди­ции ско­вы­ва­ло тех­нич. про­гресс, спо­соб­ст­во­ва­ло на­чав­ше­му­ся с 12 в. от­ста­ва­нию боль­шин­ст­ва ви­зант. ре­мё­сел от за­пад­но­ев­ро­пей­ских (стек­ло­де­лия, ко­ра­бель­но­го ре­мес­ла и др.). В 14–15 вв. ви­зант. тек­стиль­ное про­из-во уже не мог­ло кон­ку­ри­ро­вать с италь­ян­ским.

«Святой Пантелеимон». Фреска на южном алтарном столбе в церкви Святого Пантелеимона в Нерези (Македония). 1164.

Ме­ди­ци­на в В. ос­но­вы­ва­лась на ан­тич­ной тра­ди­ции. Не­смот­ря на хри­сти­ан­ское от­но­ше­ние ви­зан­тий­цев к бо­лез­ни как к ни­спос­лан­но­му Бо­гом ис­пы­та­нию и да­же как к свое­об­раз­но­му со­при­кос­но­ве­нию со сверхъ­ес­те­ст­вен­ным (осо­бен­но в слу­ча­ях эпи­леп­сии и по­ме­ша­тель­ст­ва), в В. уже в 4 в. су­ще­ст­во­ва­ли гра­ж­дан­ские и мо­на­стыр­ские боль­ни­цы, при ко­то­рых соз­да­ва­лись мед. шко­лы для под­го­тов­ки вра­чей. При их обу­че­нии ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лись тру­ды Гип­по­кра­та, Га­ле­на, а так­же ви­зант. вра­чей-эн­цик­ло­пе­ди­стов, ко­то­рые пер­вы­ми осу­ще­ст­ви­ли ре­ви­зию ан­тич­ной ме­ди­цины с по­зи­ций ана­то­мо-фи­зио­ло­гич. и об­ще­па­то­ло­гич. пред­став­ле­ний Га­ле­на. Пер­вый ви­зант. врач-эн­цик­ло­пе­дист Ори­ба­сий (4 в.) со­ста­вил об­зор мед. зна­ний от Гип­по­кра­та до Га­ле­на – «Си­ноп­сис», ко­то­рый на­зы­ва­ли пер­вой в Ев­ро­пе мед. эн­цик­ло­пе­ди­ей. Тра­ди­цию со­став­ле­ния эн­цик­ло­пе­дич. тру­дов про­дол­жи­ли Аэций Ами­дий­ский (502–572; «Чет­ве­ро­кни­жие»), Алек­сандр Трал­лес­скийПа­вел Эгин­ский. Тру­ды ви­зант. вра­чей кон. 11–14 вв. сви­де­тель­ст­ву­ют о их жи­вом ин­те­ре­се к дос­ти­же­ни­ям араб. ме­ди­ци­ны. В ча­ст­но­сти, с учё­том опы­та араб. вра­чей Си­ме­он Сиф на­пи­сал кни­гу о свой­ст­вах пи­щи. Кни­гой Ни­ко­лая Ми­реп­са по ле­кар­ст­во­ве­де­нию (13 в.) в Зап. Ев­ро­пе поль­зо­ва­лись да­же в 17 в. По­след­ним круп­ным ви­зант. вра­чом счи­та­ют Ио­ан­на Ак­туа­рия (13 в.), в со­чи­не­ни­ях ко­то­ро­го (не со­дер­жа­щих ни­чего прин­ци­пи­аль­но но­во­го по срав­не­нию с тру­да­ми др. ви­зант. вра­чей и «Ка­но­ном вра­чеб­ной нау­ки» Ибн-Си­ны) име­ют­ся собств. прак­тич. на­блю­де­ния, в т. ч. опи­са­ние ди­аг­но­стич. зна­че­ния ис­сле­до­ва­ния мо­чи. Со вре­мён Рим. им­пе­рии в В. со­хра­ня­лись ин­сти­тут гор. ар­хи­ат­ров (гл. вра­чей) и ме­ди­ко-са­ни­тар­ная ор­га­ни­за­ция в ар­мии. Боль­шая роль в ор­га­ни­за­ции мед. по­мо­щи на­се­ле­нию при­над­ле­жа­ла церк­ви.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19