В В. сохранились традиции антич. образованности и до 12 в. просвещение находилось на более высоком уровне, чем где-либо в Европе. Начальное образование (обучение чтению и письму) получали в частных школах грамматистов, обычно в течение 2–3 лет. До 7 в. учебная программа основывалась на мифологии языч. религий (сохранились ученич. тетради из Египта со списками мифологич. имён), позднее – на христианской Псалтири. Среднее образование («энкиклиос педиа») получали под руководством учителя-грамматика или ритора по античным пособиям (напр., «Грамматика» Дионисия Фракийца, 2 в. до н. э.). В программу входили орфография, грамматич. нормы, произношение, принципы стихосложения, ораторское иск-во, иногда – тахиграфия (иск-во сокращённого письма), а также умение составлять документы. К числу учебных предметов относилась и философия, под которой, однако, разл. авторы подразумевали разные дисциплины. По классификации Иоанна Дамаскина философия разделялась на «теоретическую», в которую входили богословие, «математическая четверица» (арифметика, геометрия, астрономия и музыка) и «физиология» (учение об окружающей природе), и «практическую» (этика, политика, экономика). Иногда под философией понимали «диалектику» (логику) и рассматривали её как подготовит. дисциплину, иногда трактовали как завершающую науку. В программы некоторых школ включалась история. Гос. средние школы были исключением; известен интернат для сирот – орфанотрофий, обновлённый и расширенный Алексеем I Комнином. В В. имелись также монастырские школы, но (в отличие от зап.-европ.) они не играли значит. роли. В 4–6 вв. продолжали функционировать сохранившиеся с эпохи античности высшие школы в Афинах, Александрии, Бейруте, Антиохии, Газе, Кесарии Палестинской. Постепенно провинциальная высшая школа перестаёт существовать. Созданная в 425 высшая школа в Константинополе (аудиторий) вытеснила остальные высшие школы. Константинопольский аудиторий представлял собой гос. учреждение, профессора которого считались гос. служащими; только им разрешалось публичное преподавание в столице. В аудитории был 31 профессор: 10 – по греч. грамматике, 10 – по лат. грамматике, 3 – по греч. красноречию и 5 – по латинскому, 2 – по праву, 1 – по философии. Вопрос о существовании высшей школы в 7–8 вв. спорен: согласно легенде, здание константинопольской школы было сожжено имп. Львом III в 726 вместе с учителями и книгами. Попытки организации высшей школы относятся к сер. 9 в., когда в Константинополе начал функционировать т. н. университет в Магнаврском дворце, которым руководил Лев Математик. Программа обучения ограничивалась предметами общеобразовательного цикла. Школа готовила высших светских и духовных сановников. В сер. 11 в. в Константинополе были открыты филос. и юридич. школы – гос. учреждения, готовившие чиновников. Здесь преподавали Иоанн Ксифилин, Константин Лихуд (право), Михаил Пселл (философию). В 12 в. высшая школа ставится под покровительство Церкви, на неё возлагается задача борьбы с ересями. В кон. 11 в. была открыта Патриаршая школа, в программу которой входило толкование Священного Писания и риторич. подготовка. В школе, созданной в 12 в. при ц. Святых Апостолов в Константинополе, помимо традиц. предметов преподавали медицину. После 1204 высшая школа в Константинополе прекратила своё существование. Гос. школы всё больше вытесняются школами при монастырях, где жили учёные (Никифор Влеммид, Никифор Григора и др.). Такие школы обычно закрывались после смерти учителя или его опалы.
Сочинений по теории воспитания в В. почти не было. Трактат Иоанна Златоуста «О тщеславии и о воспитании детей» был проникнут строгим аскетич. духом. Вопрос об использовании античной лит-ры в дидактич. целях обсуждался в трактате Василия Великого «Как молодым людям извлечь пользу из языческих книг». Вопросы домашнего воспитания с позиций домостроя рассматривались в «Советах и рассказах» Кекавмена (1070-е гг.).
Античные библиотеки не пережили ранневизантийский период. Александрийская б-ка была разрушена в 391; публичная б-ка в Константинополе (основана ок. 356) сгорела в 475. О библиотеках в более позднее время известно мало. Существовали библиотеки императора, патриарха, монастырей, высших школ и частных лиц (известны собрания Арефы Кесарийского, Михаила Хониата, Максима Плануда, Феодора Метохита, Виссариона Никейского).
Точные и естественные науки. Техника. Медицина
Византийцы сознательно ограждали себя от иноземных влияний: лишь с 11 в. они начинают привлекать опыт араб. медицины, переводить памятники вост. лит-ры, позднее возник интерес к араб. и перс. математике, к лат. схоластике и лит-ре. Книжный характер визант. культуры сочетался с отсутствием строгой дифференциации между отд. отраслями: для В. типична фигура учёного, пишущего труды по самым разнообразным отраслям знаний – от математики до богословия и худож. лит-ры (Иоанн Дамаскин, 8 в.; Михаил Пселл, 11 в.; Никифор Влеммид, 13 в.; Феодор Метохит, 14 в.).
В В. общественный престиж математики был значительно ниже риторики и философии (главнейших ср.-век. науч. дисциплин). Визант. математика в 4–6 вв. сводилась прежде всего к комментированию античных классиков: Феон Александрийский (4 в.) издавал и толковал сочинения Евклида и Птолемея, Евтокий Аскалонский (6 в.) – Архимеда и др. Большое внимание уделялось неразрешимым задачам, таким как квадратура круга, удвоение куба. Лев Математик в сер. 9 в. впервые применил буквы в качестве алгебраич. символов. В 12 в. были предприняты попытки распространить позиционную систему счисления (арабские цифры).
В некоторых вопросах визант. наука пошла дальше античной: Иоанн Филопон (Грамматик) написал обширный комментарий к трудам Аристотеля, подвергнув пересмотру его теорию движения как не подтверждающуюся экспериментально. Интуитивные выводы Филопона и последующих визант. учёных предвосхитили понятие энергии и закон инерции. Анфимий из Тралл, архитектор и инженер, известный как строитель храма Св. Софии, предложил новое объяснение действия зажигательных зеркал. Визант. физика («физиология») оставалась книжной и описательной: использование эксперимента было редкостью.
Трапезундские учёные (Григорий Хиониад, 13 в.; его продолжатели – Григорий Хрисококк и Исаак Аргир, 14 в.) изучали достижения араб. и перс. математики и астрономии. Изучение вост. наследия способствовало созданию сводной работы Феодора Мелитиниота «Астрономия в трёх книгах» (1361). В космологии византийцы придерживались традиц. представлений, одни из которых восходили к библейской концепции (в наиболее чёткой форме учение о плоской Земле, омываемой океаном, изложено Космой Индикопловом, полемизировавшим с Птолемеем), другие – к достижениям эллинистич. науки, признававшей шарообразность Земли (Василий Великий, Григорий Нисский, Фотий полагали, что учение о шарообразности Земли не противоречит Библии). Христианское мировоззрение нашло выражение в попытках создать целостные описания космоса («Шестоднев», «Физиолог»). Астрономич. наблюдения были подчинены интересам распространённой в В. астрологии, которая в 12 в. подверглась резким нападкам со стороны православного богословия. В 14 в. Никифор Григора предложил реформу юлианского календаря и исправление расчёта пасхалий.
Византийцы обладали традиц. практич. навыками по химии (получение красителей, стекла, керамики, обработка металлов и пр.), необходимыми в разл. отраслях ремесленного произ-ва. Алхимия была распространена в ранневизантийский период, и, возможно, в какой-то мере с ней связано изготовление греческого огня. От увлечения алхимией, которое охватило Зап. Европу в 12 в. и способствовало утверждению эксперим. науки, визант. умозрительное естествознание практически осталось в стороне.
Знания о природе в В. в значит. мере основывались на античных источниках и дополнялись сведениями из практики земледелия, скотоводства, рыболовства и охоты. Начиная с 10 в. появляются компилятивные руководства по ведению с. х-ва («Геопоники»), коневодству, собаководству, охоте с ловчими птицами. В школах и университетах В. естествознание занимало незначит. место. Науки, связанные с изучением природы, визант. авторы называли «физиологией» (Иоанн Дамаскин). В сб-ках «Шестодневы», «Физиологи» и др. содержались не только апокрифич. поучительные сведения о животных, но и ряд живых и тонких наблюдений за представителями реальной фауны Европы, Сев. Африки, Передней и Юж. Азии. Эти визант. источники были популярны в средние века за границами Визант. империи (в т. ч. на Руси). Круг представлений о животных и растениях дальних стран расширяли поэтич. описания путешествий, географич. трактаты. Так, поэт Мануил Фила (Фил) (13–14 вв.) после посещения Персии, Аравии и Индии написал три поэмы: «О свойствах животных», «Краткое описание слона», «О растениях».
В. унаследовала античную технику с. х-ва (дерев. бесколёсный плуг с надевающимися сошниками, молотильный волок, в который впрягали скот, искусств. орошение и др.) и ремёсла. До 12 в. В. оставалась передовым государством Европы в области произ-ва: в ювелирном, шёлкоткацком ремёслах, монументальном строительстве, кораблестроении (в 9 в. стал применяться косой парус); с 9 в. получило распространение изготовление поливной керамики, стекла (по античным рецептам). В 10–12 вв. высокого совершенства достигла перегородчатая техника нанесения и закрепления эмали на поверхности изделия. Данная техника использовалась гл. обр. для золотых изделий. Этим способом изготавливались не только ювелирные украшения, но и драгоценная церковная утварь.
Усовершенствование солнечных, водяных, песочных часов способствовало развитию точной механики и приборостроения. О наличии в Константинополе часов свидетельствуют документы 6 в. В В. были распространены солнечные настенные вертикальные часы на стенах церквей и обществ. зданий. На циферблате для обозначения времени впервые появляются числа.
Однако стремление византийцев сохранить античные традиции сковывало технич. прогресс, способствовало начавшемуся с 12 в. отставанию большинства визант. ремёсел от западноевропейских (стеклоделия, корабельного ремесла и др.). В 14–15 вв. визант. текстильное произ-во уже не могло конкурировать с итальянским.
Медицина в В. основывалась на античной традиции. Несмотря на христианское отношение византийцев к болезни как к ниспосланному Богом испытанию и даже как к своеобразному соприкосновению со сверхъестественным (особенно в случаях эпилепсии и помешательства), в В. уже в 4 в. существовали гражданские и монастырские больницы, при которых создавались мед. школы для подготовки врачей. При их обучении широко использовались труды Гиппократа, Галена, а также визант. врачей-энциклопедистов, которые первыми осуществили ревизию античной медицины с позиций анатомо-физиологич. и общепатологич. представлений Галена. Первый визант. врач-энциклопедист Орибасий (4 в.) составил обзор мед. знаний от Гиппократа до Галена – «Синопсис», который называли первой в Европе мед. энциклопедией. Традицию составления энциклопедич. трудов продолжили Аэций Амидийский (502–572; «Четверокнижие»), Александр Траллесский, Павел Эгинский. Труды визант. врачей кон. 11–14 вв. свидетельствуют о их живом интересе к достижениям араб. медицины. В частности, с учётом опыта араб. врачей Симеон Сиф написал книгу о свойствах пищи. Книгой Николая Мирепса по лекарствоведению (13 в.) в Зап. Европе пользовались даже в 17 в. Последним крупным визант. врачом считают Иоанна Актуария (13 в.), в сочинениях которого (не содержащих ничего принципиально нового по сравнению с трудами др. визант. врачей и «Каноном врачебной науки» Ибн-Сины) имеются собств. практич. наблюдения, в т. ч. описание диагностич. значения исследования мочи. Со времён Рим. империи в В. сохранялись институт гор. архиатров (гл. врачей) и медико-санитарная организация в армии. Большая роль в организации мед. помощи населению принадлежала церкви.