Образование и педагогическая мысль

Пред­став­ле­ние об иде­аль­ном об­раз­це по­ве­де­ния су­ще­ст­ву­ет уже у ге­ро­ев по­эм Го­ме­ра, ко­то­ро­го Пла­тон на­зы­вал пер­вым вос­пи­та­те­лем эл­ли­нов. Из по­эм Го­ме­ра и ми­фо­ло­гич. пре­да­ний из­вест­но, что маль­чи­ков учи­ли ме­та­нию ко­пья, бе­гу, вер­хо­вой ез­де, охо­те, иг­ре на ли­ре и ки­фа­ре. Дос­той­но дер­жать се­бя не толь­ко на со­ве­те и в бою, но и во вре­мя спор­тив­ных со­стя­за­ний, и на пи­ру тре­бу­ет честь ге­роя, а его доб­лесть по­зво­ля­ет под­дер­жи­вать дос­то­ин­ст­во.

Осн. ме­тод вос­пи­та­ния – под­ра­жа­ние об­раз­цам, в т. ч. и ми­фо­ло­ги­че­ским; са­ми го­ме­ров­ские ге­рои впо­след­ст­вии ста­но­вят­ся об­раз­ца­ми для бла­го­род­но­го юно­ши-ари­сто­кра­та. В греч. по­ли­се вос­пи­та­ние рас­смат­ри­ва­лось как од­на из осн. функ­ций гос-ва; здесь впер­вые бы­ла по­став­ле­на за­да­ча обу­че­ния и вос­пита­ния де­тей (гл. обр. маль­чи­ков) сво­бод­ных гра­ж­дан по­ли­са. Осн. вос­пи­тат. ин­сти­ту­том в по­ли­сах 7–6 вв. до н. э. бы­ла сис­те­ма ре­лиг. празд­неств, тре­бо­вав­ших пред­ва­рит. обу­че­ния «му­си­че­ским ис­кус­ст­вам»: тан­цу, му­зы­ке, ри­то­ри­ке. Др. осн. эле­мен­том вос­пи­та­ния ста­но­ви­лась во­ен. под­го­тов­ка, при­няв­шая ги­пер­тро­фи­ро­ван­ные фор­мы в Спар­те (т. н. спар­тан­ское вос­пи­та­ние). Гл. на­прав­ле­ни­ем спар­тан­ской сис­те­мы бы­ло нравств. вос­пи­та­ние, це­лью ко­то­ро­го счи­та­лось пол­ное под­чи­не­ние лич­но­сти ин­те­ре­сам со­ци­аль­ной груп­пы. Важ­ней­шей от­ли­чит. чер­той яв­ля­лась жё­ст­кая рег­ла­мен­та­ция со сто­ро­ны гос-ва раз­ных сто­рон жиз­ни, в т. ч. вос­пи­та­ния и об­ра­зо­ва­ния де­тей. В пе­ри­од кри­зи­са афин­ской де­мо­кра­тии не­ко­то­рые мыс­ли­те­ли (Пла­тон, Ксе­но­фонт) ус­мат­ри­ва­ли в этом по­ло­жит. сто­ро­ны, за­слу­жи­ваю­щие под­ра­жа­ния. Гос. обу­че­ние маль­чи­ков, на­хо­див­шее­ся в ве­де­нии гос. чи­нов­ни­ка пе­до­но­ма, на­чи­на­лось с 8 лет и со­стоя­ло из 3 цик­лов: двух цик­лов по 4 го­да – от 8 до 11 лет (маль­чи­ки) и от 11 до 15 лет (под­ро­ст­ки) и 5-лет­ней «эфе­бии» – от 16 до 20 лет («ире­ны», или «эй­ре­ны», – спар­тан­ское имя эфе­бов).

Ин­тел­лек­ту­аль­ное вос­пи­та­ние спар­тиа­тов бы­ло све­де­но к ми­ни­му­му (на­чат­ки чте­ния и пись­ма) и пре­дос­тав­ле­но ча­ст­ным учи­те­лям. В му­зы­ке це­ни­ли её спо­соб­ность ор­га­ни­зо­вать и мо­би­ли­зо­вать вои­нов. Сви­де­тель­ст­вом вое­ни­за­ции вос­пи­тат. про­грам­мы в Спар­те слу­жат пес­ни Тир­тея (2-я пол. 7 в.), при­зы­вав­шего пре­неб­ре­гать лю­бой сла­вой (в т. ч. и спор­тив­ной), кро­ме во­ин­ской.

На ха­рак­тер фи­зич. под­го­тов­ки влия­ла про­грам­ма об­ще­гре­чес­ких (Олим­пий­ские игрыИст­мий­ские игры и др.) и ме­ст­ных спор­тив­ных со­стя­за­ний. На Пи­фий­ских иг­рах в честь Апол­ло­на со­рев­но­ва­лись так­же флей­ти­сты и ки­фа­ри­сты, уст­раи­ва­лись со­стя­за­ния в муд­ро­сти. По­пу­ляр­ность об­ще­гре­че­ских и ме­ст­ных спор­тив­ных со­стя­за­ний сви­де­тель­ст­во­ва­ла о не­обык­но­вен­ном раз­ви­тии у гре­ков аго­наль­ного (со­рев­но­ва­тель­но­го) ду­ха, ко­то­рый про­яв­лял­ся так­же в ин­тел­лек­ту­аль­ной сфе­ре. К кон. 6 в. гре­ки ста­ли по­сте­пен­но куль­ти­ви­ро­вать ин­тел­лек­ту­аль­ные дос­то­ин­ст­ва, хо­тя фи­зич. ка­че­ст­ва про­дол­жа­ли со­хра­нять пре­иму­ще­ст­вен­ное зна­че­ние.

«Обучение борьбе и кулачному бою». Изображение на килике. 490–480 до н. э. Ашмолеанский музей (Оксфорд).

К 5 в. до н. э. осн. эле­мен­том вос­пи­та­ния юно­шей ста­ло обу­че­ние крас­но­ре­чию. Важ­ное зна­че­ние име­ло фор­ми­ро­ва­ние письм. тра­ди­ции в лит-ре: чте­ние и за­учи­ва­ние наи­зусть го­ме­ров­ских по­эм ста­ли ос­но­вой школь­но­го об­ра­зо­ва­ния. Од­но­вре­мен­но фор­ми­ро­ва­лись на­уч. зна­ния. В пи­фа­го­рей­ской фи­лос. шко­ле (ок. 532, в Кро­то­не), но­сив­шей так­же ха­рак­тер по­ли­тич. ор­га­ни­за­ции и ре­лиг. об­щи­ны, изу­ча­лись кос­мо­ло­гия, ариф­ме­ти­ка, гео­мет­рия, ас­тро­но­мия и гар­мо­ния. В кон. 6 в. в Кро­то­не и Ки­ре­не бы­ли ос­но­ва­ны мед. шко­лы. Боль­шим влия­ни­ем поль­зо­ва­лась мед. шко­ла о. Кос (к ней при­над­ле­жал Гип­по­крат).

«Учитель и ученик». Роспись блюда. 5 в. до н .э. Лувр (Париж).

Де­мо­кра­ти­за­ция и ин­тел­лек­туа­ли­за­ция по­лис­ной жиз­ни от­ра­зи­лись на греч. куль­ту­ре и об­ра­зо­ва­нии. В их раз­ви­тии с кон. 6 в. ве­ду­щую роль ста­ла иг­рать Ат­ти­ка во гла­ве с Афи­на­ми. Сис­те­ма афин­ско­го вос­пи­та­ния пре­ду­смат­ри­ва­ла со­че­та­ние ум­ст­вен­но­го (му­си­че­ско­го) и фи­зи­че­ско­го (гим­на­сти­че­ско­го) вос­пи­та­ния. С 7-лет­не­го воз­рас­та маль­чи­ки, со­про­во­ж­дае­мые ра­ба­ми-пе­да­го­га­ми, по­се­ща­ли од­но­вре­мен­но па­ле­ст­ру (где при­об­ща­лись к фи­зич. куль­ту­ре), муз. и грам­ма­тич. шко­лы, ко­то­рые, как пра­ви­ло, бы­ли ча­ст­ны­ми.

«Юноша, пишущий на восковой табличке». Роспись на килике. 490–480 до н. э. Университетский музей (Филадельфия).

Уже в сер. 5 в. т. н. со­фис­ты пы­та­лись сфор­му­ли­ро­вать осн. идеи эл­лин­ской пе­да­го­гич. мыс­ли. Куль­ти­ви­ро­ва­лось по­ня­тие «пай­дейа» (все­сто­рон­няя раз­ви­тость, об­ра­зо­ван­ность и куль­ту­ра), иде­ал «ка­ло­ка­га­тии» (фи­зич. и нравств. со­вер­шен­ст­во). Со­фис­ты ус­та­но­ви­ли на­бор на­ук и ис­кусств, ко­то­рые долж­ны бы­ли обес­пе­чить сво­бод­ным юно­шам ус­пех на гражд. по­при­ще. Пре­ж­де все­го обу­ча­ли диа­лек­ти­ке (иск-ву ве­де­ния бе­се­ды, ко­то­рое час­то сво­ди­лось к эри­сти­ке, иск-ву спо­ра) и ри­то­ри­ке, тре­бо­вав­шим, в свою оче­редь, зна­ния ми­фо­ло­гии, ис­то­рии, за­ко­но­да­тель­ст­ва. Не­смот­ря на то что в ан­тич­но­сти не бы­ло чёт­кой сис­те­мы на­чаль­но­го, сред­не­го и выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния, мож­но ска­зать, что с со­фис­тов на­чи­на­ет­ся ста­нов­ле­ние выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния: поя­ви­лись со­от­вет­ст­вую­щие про­грам­мы, учеб­ные по­со­бия, но ещё от­сут­ст­во­ва­ли по­сто­ян­ные ин­сти­ту­ции. Ре­ля­ти­визм со­фис­тов (напр., ут­вер­жде­ние о воз­мож­но­сти до­ка­зать и пра­виль­ность, и не­пра­виль­ность лю­бо­го по­ло­же­ния в за­ви­си­мо­сти от об­стоя­тельств) раз­ру­шал ус­тои тра­диц. бла­го­чес­тия и по­стро­ен­но­го на нём вос­пи­тания. От­но­си­тель­ность нравств. норм, про­по­ве­до­вав­ших­ся со­фис­та­ми, вы­зва­ла воз­ра­же­ния уже со сто­ро­ны Со­кра­та, ко­то­рый про­ти­во­пос­та­вил прак­ти­циз­му со­фис­тич. шко­лы пред­став­ле­ние о са­мо­сто­ят. зна­че­нии доб­ро­де­те­ли, объ­ек­тив­но­сти нравств. норм.

К 4 в. до н. э. де­мо­кра­тич. по­лис и са­ма по­лис­ная сис­те­ма всту­пи­ли в эпо­ху упад­ка. Од­на­ко имен­но в это вре­мя соз­да­ва­лись фи­лос. шко­лы – уче­ни­ка­ми Со­кра­та Евк­ли­дом (в Ме­га­ре), Фе­до­ном (в Эли­де), Ан­ти­сфе­ном и Пла­то­ном (в Афи­нах). Ок. 390 от­крыл ри­тор­скую шко­лу Исо­крат, ко­то­рый ог­ра­ни­чил ком­пе­тен­цию со­фис­тич. «нау­ки»: нрав­ст­вен­но­сти, доб­ро­де­те­ли нель­зя на­у­чить, как учат иск-ву счё­та или спо­ра. Со­фис­ты млад­ше­го по­ко­ле­ния уже не иг­ра­ли ве­ду­щей ро­ли в раз­ви­тии пе­да­го­гич. мыс­ли Гре­ции. Важ­ней­шая роль в ис­то­рии ан­тич­ной пе­да­го­ги­ки при­над­ле­жит кри­ти­ко­вав­ше­му со­фис­тов Пла­то­ну, впер­вые проч­но свя­зав­ше­му по­ли­тич. и пе­да­го­гич. дея­тель­ность и ука­зав­ше­му на он­то­ло­гич. смысл об­ра­зо­ва­ния, и Ари­сто­те­лю, про­дол­жив­ше­му на­ча­тую со­фис­та­ми ра­бо­ту по раз­ви­тию ме­то­дов школь­но­го об­ра­зо­ва­ния.

На­ря­ду с Ака­де­ми­ей Афин­ской и Ли­ке­ем в Афи­нах в кон. 4 в. воз­ник­ли фи­лос. шко­лы Эпи­ку­ра («Сад») и стои­ков, что пре­вра­ти­ло Афи­ны в центр вос­пи­та­ния, свое­об­раз­ную «пе­да­го­гич. про­вин­цию» эл­ли­ни­стич. ми­ра, иде­ал ко­то­рой вдох­нов­лял мыс­ли­те­лей и пе­да­го­гов Зап. Ев­ро­пы эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния и Про­све­ще­ния. В эпо­ху эл­ли­низ­ма (о раз­ви­тии ес­те­ст­вен­но-на­уч­ных взгля­дов в этот пе­ри­од см. в ст. Элли­ни­сти­че­ская куль­ту­ра) соз­да­ва­лись но­вые на­уч. и куль­тур­ные цен­тры: в Алек­сан­д­рии в нач. 3 в. был ор­га­ни­зо­ван Алек­санд­рий­ский му­сей­он с Алек­сан­д­рий­ской биб­лио­те­кой, зве­рин­цем и бо­та­нич. са­дом. Дру­гим на­уч. цен­тром был Пер­гам; круп­ные биб­лио­те­ки су­ще­ст­во­ва­ли в Апа­мее, Ан­ти­охе, Си­ра­ку­зах. Зна­ме­ни­тым цен­тром ри­то­ри­ки был о. Ро­дос.

Поя­ви­лись на­уч. раз­ра­бот­ки и учеб­ные по­со­бия по всем об­лас­тям зна­ния. До нас до­шёл учеб­ник алек­сан­д­рий­ской тра­ди­ции – грам­ма­ти­ка Дио­ни­сия Фра­кий­ца. В нач. 3 в. Евк­лид соз­дал «На­ча­ла». Ха­рак­тер на­чаль­но­го об­ра­зо­ва­ния в эпо­ху эл­ли­низ­ма прак­ти­че­ски не из­ме­нил­ся. В воз­рас­те 7–14 лет маль­чи­ки по­се­ща­ли под ру­ко­во­дством «пе­да­го­га» шко­лу ки­фа­ри­ста, па­ле­ст­ру, шко­лу грам­ма­ти­ста, где изу­ча­ли ал­фа­вит, учи­лись пи­сать сло­ги и за­тем пе­ре­пи­сы­ва­ли связ­ные тек­сты из Го­ме­ра или тра­ги­ков; учи­лись чи­тать (вслух) по вы­бор­кам из Го­ме­ра, ино­гда адап­ти­ро­ван­ным, по бас­ням Эзо­па, а так­же на­зи­дат. ан­то­ло­ги­ям из ли­ри­ков; ве­лось обу­че­ние счё­ту (че­ты­ре ариф­ме­тич. дей­ст­вия, дро­би, де­неж­ные еди­ни­цы, ме­ры ве­са и дли­ны). При­ме­ня­лись те­лес­ные на­ка­за­ния.

Круг за­ня­тий на бо­лее вы­со­кой сту­пени – в грам­ма­тич. шко­ле – уже оп­ре­де­лял­ся но­вым ха­рак­те­ром эл­ли­ни­стич. об­ра­зо­ван­но­сти. Под ру­ко­во­дством грам­ма­ти­ка, обыч­но в по­ме­ще­нии гим­на­сия, чи­та­ли «ав­то­ров», пре­ж­де все­го Го­ме­ра, Ге­сио­да, позд­нее Апол­ло­ния Ро­дос­ско­го; ли­ри­ков Алк­ма­на, Ал­кея, Сап­фо и др. (по вы­бо­ру учи­те­ля); тра­ги­ков – Эс­хи­ла, Со­фок­ла, Эв­ри­пи­да, а из ко­ме­дио­гра­фов – Ме­нан­д­ра. В мень­шем объ­ё­ме изу­ча­лась про­за – Ге­ро­дот, Ксе­но­фонт и др. Из ора­то­ров осо­бое вни­ма­ние уде­ля­лось Де­мос­фе­ну. Чте­ние и тол­ко­ва­ние «ав­то­ров» со­про­во­ж­да­лись уп­раж­не­ни­ем в со­чи­ни­тель­ст­ве, при­чём бы­ли от­ра­бо­та­ны школь­ные жан­ры этих уп­раж­не­ний – про­гим­нас­мы (пред­ва­рит. уп­раж­не­ния). Обу­че­ние крас­но­ре­чию бы­ло спец. за­да­чей ри­тор­ской шко­лы, тра­ди­ции ко­то­рой ещё в 4 в. до н. э. под­дер­жи­ва­ли Ги­ме­рий, Фе­ми­стий и Ли­ба­ний. Языч. фи­лос. шко­лы так­же со­хра­ня­лись и по­сле рим. за­вое­ва­ния. При рим. имп. Мар­ке Ав­ре­лии они ста­ли полу­чать го­сударственную под­держ­ку, хо­тя в осн. ос­та­ва­лись ча­ст­ны­ми и в та­ком ви­де про­су­ще­ст­во­ва­ли вплоть до 529 н. э., ко­гда имп. Юс­ти­ни­ан за­пре­тил языч­ни­кам пре­по­да­ва­ние.

Культура

В ос­но­ве пе­рио­ди­за­ции др.-греч. куль­ту­ры ле­жит при­ня­тая пе­рио­ди­за­ция ис­то­рии Г. Д. Од­на­ко вре­мен­ны́е рам­ки по­след­не­го пе­рио­да раз­ви­тия др.-греч. куль­ту­ры (преж­де все­го фи­ло­со­фии и лит-ры) по при­чи­не ти­по­ло­гич. общнос­ти куль­тур­ных тра­ди­ций в эл­ли­ни­сти­че­скую (336–30 до н. э.) и по­сле­дую­щую пос­ле за­вое­ва­ния Ри­мом эпо­хи рас­ши­ря­ют­ся (до кон. 5 в. н. э.).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10