Представление об идеальном образце поведения существует уже у героев поэм Гомера, которого Платон называл первым воспитателем эллинов. Из поэм Гомера и мифологич. преданий известно, что мальчиков учили метанию копья, бегу, верховой езде, охоте, игре на лире и кифаре. Достойно держать себя не только на совете и в бою, но и во время спортивных состязаний, и на пиру требует честь героя, а его доблесть позволяет поддерживать достоинство.
Осн. метод воспитания – подражание образцам, в т. ч. и мифологическим; сами гомеровские герои впоследствии становятся образцами для благородного юноши-аристократа. В греч. полисе воспитание рассматривалось как одна из осн. функций гос-ва; здесь впервые была поставлена задача обучения и воспитания детей (гл. обр. мальчиков) свободных граждан полиса. Осн. воспитат. институтом в полисах 7–6 вв. до н. э. была система религ. празднеств, требовавших предварит. обучения «мусическим искусствам»: танцу, музыке, риторике. Др. осн. элементом воспитания становилась воен. подготовка, принявшая гипертрофированные формы в Спарте (т. н. спартанское воспитание). Гл. направлением спартанской системы было нравств. воспитание, целью которого считалось полное подчинение личности интересам социальной группы. Важнейшей отличит. чертой являлась жёсткая регламентация со стороны гос-ва разных сторон жизни, в т. ч. воспитания и образования детей. В период кризиса афинской демократии некоторые мыслители (Платон, Ксенофонт) усматривали в этом положит. стороны, заслуживающие подражания. Гос. обучение мальчиков, находившееся в ведении гос. чиновника педонома, начиналось с 8 лет и состояло из 3 циклов: двух циклов по 4 года – от 8 до 11 лет (мальчики) и от 11 до 15 лет (подростки) и 5-летней «эфебии» – от 16 до 20 лет («ирены», или «эйрены», – спартанское имя эфебов).
Интеллектуальное воспитание спартиатов было сведено к минимуму (начатки чтения и письма) и предоставлено частным учителям. В музыке ценили её способность организовать и мобилизовать воинов. Свидетельством военизации воспитат. программы в Спарте служат песни Тиртея (2-я пол. 7 в.), призывавшего пренебрегать любой славой (в т. ч. и спортивной), кроме воинской.
На характер физич. подготовки влияла программа общегреческих (Олимпийские игры, Истмийские игры и др.) и местных спортивных состязаний. На Пифийских играх в честь Аполлона соревновались также флейтисты и кифаристы, устраивались состязания в мудрости. Популярность общегреческих и местных спортивных состязаний свидетельствовала о необыкновенном развитии у греков агонального (соревновательного) духа, который проявлялся также в интеллектуальной сфере. К кон. 6 в. греки стали постепенно культивировать интеллектуальные достоинства, хотя физич. качества продолжали сохранять преимущественное значение.
К 5 в. до н. э. осн. элементом воспитания юношей стало обучение красноречию. Важное значение имело формирование письм. традиции в лит-ре: чтение и заучивание наизусть гомеровских поэм стали основой школьного образования. Одновременно формировались науч. знания. В пифагорейской филос. школе (ок. 532, в Кротоне), носившей также характер политич. организации и религ. общины, изучались космология, арифметика, геометрия, астрономия и гармония. В кон. 6 в. в Кротоне и Кирене были основаны мед. школы. Большим влиянием пользовалась мед. школа о. Кос (к ней принадлежал Гиппократ).
Демократизация и интеллектуализация полисной жизни отразились на греч. культуре и образовании. В их развитии с кон. 6 в. ведущую роль стала играть Аттика во главе с Афинами. Система афинского воспитания предусматривала сочетание умственного (мусического) и физического (гимнастического) воспитания. С 7-летнего возраста мальчики, сопровождаемые рабами-педагогами, посещали одновременно палестру (где приобщались к физич. культуре), муз. и грамматич. школы, которые, как правило, были частными.
Уже в сер. 5 в. т. н. софисты пытались сформулировать осн. идеи эллинской педагогич. мысли. Культивировалось понятие «пайдейа» (всесторонняя развитость, образованность и культура), идеал «калокагатии» (физич. и нравств. совершенство). Софисты установили набор наук и искусств, которые должны были обеспечить свободным юношам успех на гражд. поприще. Прежде всего обучали диалектике (иск-ву ведения беседы, которое часто сводилось к эристике, иск-ву спора) и риторике, требовавшим, в свою очередь, знания мифологии, истории, законодательства. Несмотря на то что в античности не было чёткой системы начального, среднего и высшего образования, можно сказать, что с софистов начинается становление высшего образования: появились соответствующие программы, учебные пособия, но ещё отсутствовали постоянные институции. Релятивизм софистов (напр., утверждение о возможности доказать и правильность, и неправильность любого положения в зависимости от обстоятельств) разрушал устои традиц. благочестия и построенного на нём воспитания. Относительность нравств. норм, проповедовавшихся софистами, вызвала возражения уже со стороны Сократа, который противопоставил практицизму софистич. школы представление о самостоят. значении добродетели, объективности нравств. норм.
К 4 в. до н. э. демократич. полис и сама полисная система вступили в эпоху упадка. Однако именно в это время создавались филос. школы – учениками Сократа Евклидом (в Мегаре), Федоном (в Элиде), Антисфеном и Платоном (в Афинах). Ок. 390 открыл риторскую школу Исократ, который ограничил компетенцию софистич. «науки»: нравственности, добродетели нельзя научить, как учат иск-ву счёта или спора. Софисты младшего поколения уже не играли ведущей роли в развитии педагогич. мысли Греции. Важнейшая роль в истории античной педагогики принадлежит критиковавшему софистов Платону, впервые прочно связавшему политич. и педагогич. деятельность и указавшему на онтологич. смысл образования, и Аристотелю, продолжившему начатую софистами работу по развитию методов школьного образования.
Наряду с Академией Афинской и Ликеем в Афинах в кон. 4 в. возникли филос. школы Эпикура («Сад») и стоиков, что превратило Афины в центр воспитания, своеобразную «педагогич. провинцию» эллинистич. мира, идеал которой вдохновлял мыслителей и педагогов Зап. Европы эпохи Возрождения и Просвещения. В эпоху эллинизма (о развитии естественно-научных взглядов в этот период см. в ст. Эллинистическая культура) создавались новые науч. и культурные центры: в Александрии в нач. 3 в. был организован Александрийский мусейон с Александрийской библиотекой, зверинцем и ботанич. садом. Другим науч. центром был Пергам; крупные библиотеки существовали в Апамее, Антиохе, Сиракузах. Знаменитым центром риторики был о. Родос.
Появились науч. разработки и учебные пособия по всем областям знания. До нас дошёл учебник александрийской традиции – грамматика Дионисия Фракийца. В нач. 3 в. Евклид создал «Начала». Характер начального образования в эпоху эллинизма практически не изменился. В возрасте 7–14 лет мальчики посещали под руководством «педагога» школу кифариста, палестру, школу грамматиста, где изучали алфавит, учились писать слоги и затем переписывали связные тексты из Гомера или трагиков; учились читать (вслух) по выборкам из Гомера, иногда адаптированным, по басням Эзопа, а также назидат. антологиям из лириков; велось обучение счёту (четыре арифметич. действия, дроби, денежные единицы, меры веса и длины). Применялись телесные наказания.
Круг занятий на более высокой ступени – в грамматич. школе – уже определялся новым характером эллинистич. образованности. Под руководством грамматика, обычно в помещении гимнасия, читали «авторов», прежде всего Гомера, Гесиода, позднее Аполлония Родосского; лириков Алкмана, Алкея, Сапфо и др. (по выбору учителя); трагиков – Эсхила, Софокла, Эврипида, а из комедиографов – Менандра. В меньшем объёме изучалась проза – Геродот, Ксенофонт и др. Из ораторов особое внимание уделялось Демосфену. Чтение и толкование «авторов» сопровождались упражнением в сочинительстве, причём были отработаны школьные жанры этих упражнений – прогимнасмы (предварит. упражнения). Обучение красноречию было спец. задачей риторской школы, традиции которой ещё в 4 в. до н. э. поддерживали Гимерий, Фемистий и Либаний. Языч. филос. школы также сохранялись и после рим. завоевания. При рим. имп. Марке Аврелии они стали получать государственную поддержку, хотя в осн. оставались частными и в таком виде просуществовали вплоть до 529 н. э., когда имп. Юстиниан запретил язычникам преподавание.
Культура
В основе периодизации др.-греч. культуры лежит принятая периодизация истории Г. Д. Однако временны́е рамки последнего периода развития др.-греч. культуры (прежде всего философии и лит-ры) по причине типологич. общности культурных традиций в эллинистическую (336–30 до н. э.) и последующую после завоевания Римом эпохи расширяются (до кон. 5 в. н. э.).