Влияние эллинистич. воспитания в 3 в. до н. э. распространялось на Р. Д., который находился на относительно низкой стадии культурного развития. Если у греков с древности идеалом поведения служил благородный – «богоравный» – герой, вития и воин, то «сельский Лаций» культивировал идеал независимого земледельца. Подчёркнутая верность нравам предков хранилась прежде всего в семье, влияние которой на воспитание ребёнка было доминирующим. Рабы и дети были в полном подчинении у отца семейства; авторитет и влияние матери, которая сама вскармливала ребёнка, были велики для него в течение всей жизни. Девочки воспитывались в семье и для семейной жизни. Мальчики получали практич. воспитание и, сопровождая отца, знакомились с кругом его обязанностей и с делами гос-ва. Обучение грамоте в начальной школе носило элементарный характер. Под рук. наставника учились читать по «Законам 12 таблиц», наизусть заучивали некоторые сакральные формулы. В 15–16 лет юноши занимались под рук. оратора практич. изучением гражд. права и в течение одного года проходили воен. службу. Первый очевидный факт греч. влияния на характер рим. образования – вольный перевод на лат. яз. «Одиссеи» Гомера, выполненный греком-вольноотпущенником Ливием Андроником (3 в. до н. э.) для организованной им в Риме школы. В течение почти 2 веков он был осн. учебным пособием в латинской школе. У римлян не привились осн. составные части греч. воспитания: гимнастика, обучение музыке, пению, танцу. Стесняясь наготы, римляне отвергали палестру и спорт, состязаниям предпочитали цирк с конными ристаниями и амфитеатр с боями гладиаторов. Усваивалось духовное богатство греков. В 168 до н. э. в Риме Кратет из Малла читал лекции по лит-ре и языку. В 160-х гг. до н. э. стали появляться грамматические школы. Греч. и лат. школы существовали параллельно. Знатные рим. семейства нанимали для своих детей наставников из греков. Первая высшая (риторская) школа была открыта Луцием Плотием Галлом в 93 до н. э., но через год закрылась, как учреждение, противное нравам предков.
Ок. 80 до н. э. появилась «Риторика для Геренния», остававшаяся классич. пособием по риторике вплоть до эпохи Возрождения (в 4–15 вв. н. э. приписывалась Цицерону). Учебник отражал тенденцию римлян к созданию самостоят. традиции высшего образования, в соответствии с которой для риторич. разработки предлагались не вымышленные мифологич. темы, а реальные факты из рим. истории с использованием лат. эквивалентов греч. терминов. Необходимость лат. учебного пособия для полного курса воспитания свободного гражданина лежала в основе взглядов Марка Теренция Варрона, «отца рим. образованности». Его перу принадлежали «Науки» («Disciplinae»; 33 до н. э.), в состав которых входили грамматика, риторика, диалектика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия, медицина, архитектура (первые семь составили тривиум и квадривиум семи свободных искусств). В это же время в трудах Цицерона (напр., в трактате «Об ораторе») разрабатывалось понятие humanitas, соответствующее греч. παιδεία (воспитание). Цицерон сформулировал культурный идеал человека, соединяющего образованность философскую (как средство индивидуального совершенствования) и риторическую (как средство обществ. воздействия). Риторские школы стали укрепляться в Риме с эпохи Августа и в 1 в. н. э. распространились по всей Империи. Несомненным достижением римлян были правовые школы. К 1 в. в Риме установилась 3-степенная система гуманитарного обучения: школа элементарная (возраст детей 7–12 лет; чтение, письмо, счёт), грамматическая (12–15 лет; чтение и толкование классич. авторов) и риторская (15–18 лет; упражнения в красноречии). Хотя рим. грамматики и риторы обучали по греч. образцам, рим. традиция имела для Средневековья значение самостоят. культурной традиции, гл. обр. потому что в рим. грамматич. школах с нач. 1 в. постепенно установился свой набор классич. авторов: в 26 до н. э. Квинт Цецилий Эпирот ввёл в школьный обиход тексты Вергилия, сочинения Овидия и Стация. Кроме того, в школе грамматиков изучали Теренция и Саллюстия. Исключит. место – как образец для подражания – занимал Цицерон. Для изучения ряда авторов (напр., Горация) уровень грамматич. школы считался недостаточным, поэтому их произведения осваивали в риторских школах. О программе риторской школы в 1 в. можно судить по соч. Квинтилиана «Об образовании оратора». Первая лат. грамматика создана в 1 в. Реммием Палемоном (не сохр.). Среди комментариев были популярны труды Доната, Сервия, Макробия. Наиболее обстоятельное изложение грамматики дал в нач. 6 в. Присциан.
С 1 в. рим. императоры стали контролировать систему школьного образования. Веспасиан начал субсидировать как римских, так и греч. грамматиков и риторов (в т. ч. Квинтилиана) из имп. казны. Траян ввёл пособие на обучение определённого числа детей несостоятельных граждан. Антонин Пий освободил грамматиков, риторов и философов от некоторых налогов и дал ряд привилегий (право не служить в войске и др.). При этом были установлены ограничения: городу полагалось иметь не более 5 грамматиков и риторов. Марк Аврелий в 176 восстановил 4 филос. школы в Афинах и учредил школу риторики. Константин Великий расширил привилегии учителей: им позволялось занимать судейские должности, сами они и их семейства были объявлены свободными от налогов. Юлиан Отступник пытался удалить из школы учителей-христиан. Грациан в 376 удвоил сумму, выплачивавшуюся из гор. средств на содержание школы. В 425 Феодосий II и Валентиниан III окончательно утвердили гос. характер школы, запретив частное преподавание. В нач. 6 в. Юстиниан I изгнал из школ учителей-язычников и в 529 закрыл языческие филос. школы в Афинах. Однако осн. элементы античной системы образования, античные учебники, тексты и комментарии были усвоены Средневековьем, а педагогич. идеалы античности положены в основу педагогики гуманизма.