Образование

Влия­ние эл­ли­ни­стич. вос­пи­та­ния в 3 в. до н. э. рас­про­стра­ня­лось на Р. Д., ко­то­рый на­хо­дил­ся на от­но­си­тель­но низ­кой ста­дии куль­тур­но­го раз­ви­тия. Ес­ли у гре­ков с древ­но­сти идеа­лом по­ве­де­ния слу­жил бла­го­род­ный – «бо­го­рав­ный» – ге­рой, ви­тия и во­ин, то «сель­ский Ла­ций» куль­ти­ви­ро­вал иде­ал не­за­ви­си­мо­го зем­ле­дель­ца. Под­чёрк­ну­тая вер­ность нра­вам пред­ков хра­ни­лась пре­ж­де все­го в се­мье, влия­ние ко­то­рой на вос­пи­та­ние ре­бён­ка бы­ло до­ми­ни­рую­щим. Ра­бы и де­ти бы­ли в пол­ном под­чи­не­нии у от­ца се­мей­ст­ва; ав­то­ри­тет и влия­ние ма­те­ри, ко­то­рая са­ма вскарм­ли­ва­ла ре­бён­ка, бы­ли ве­ли­ки для не­го в те­че­ние всей жиз­ни. Де­воч­ки вос­пи­ты­ва­лись в се­мье и для се­мей­ной жиз­ни. Маль­чи­ки по­лу­ча­ли прак­тич. вос­пи­та­ние и, со­про­во­ж­дая от­ца, зна­ко­ми­лись с кру­гом его обя­зан­но­стей и с де­ла­ми гос-ва. Обу­че­ние гра­мо­те в на­чаль­ной шко­ле но­си­ло эле­мен­тар­ный ха­рак­тер. Под рук. на­став­ни­ка учи­лись чи­тать по «За­ко­нам 12 таб­лиц», наи­зусть за­учи­ва­ли не­ко­то­рые са­краль­ные фор­му­лы. В 15–16 лет юно­ши за­ни­ма­лись под рук. ора­то­ра прак­тич. изу­че­ни­ем гражд. пра­ва и в те­че­ние од­но­го го­да про­хо­ди­ли во­ен. служ­бу. Пер­вый оче­вид­ный факт греч. влия­ния на ха­рак­тер рим. об­ра­зо­ва­ния – воль­ный пе­ре­вод на лат. яз. «Одис­сеи» Го­ме­ра, вы­пол­нен­ный гре­ком-воль­но­от­пу­щен­ни­ком Ли­ви­ем Ан­д­ро­ни­ком (3 в. до н. э.) для ор­га­ни­зо­ван­ной им в Ри­ме шко­лы. В те­че­ние поч­ти 2 ве­ков он был осн. учеб­ным по­со­би­ем в ла­тин­ской шко­ле. У рим­лян не при­ви­лись осн. со­став­ные час­ти греч. вос­пи­та­ния: гим­на­сти­ка, обу­че­ние му­зы­ке, пе­нию, тан­цу. Стес­ня­ясь на­го­ты, рим­ля­не от­вер­га­ли па­ле­ст­ру и спорт, со­стя­за­ни­ям пред­по­чи­та­ли цирк с кон­ны­ми рис­та­ния­ми и ам­фи­те­атр с бо­я­ми гла­диа­то­ров. Ус­ваи­ва­лось ду­хов­ное бо­гат­ст­во гре­ков. В 168 до н. э. в Ри­ме Кра­тет из Мал­ла чи­тал лек­ции по лит-ре и язы­ку. В 160-х гг. до н. э. ста­ли по­яв­лять­ся грам­ма­ти­че­ские шко­лы. Греч. и лат. шко­лы су­ще­ст­во­ва­ли па­рал­лель­но. Знат­ные рим. се­мей­ст­ва на­ни­ма­ли для сво­их де­тей на­став­ни­ков из гре­ков. Пер­вая выс­шая (ри­тор­ская) шко­ла бы­ла от­кры­та Лу­ци­ем Пло­ти­ем Гал­лом в 93 до н. э., но че­рез год за­кры­лась, как уч­ре­ж­де­ние, про­тив­ное нра­вам пред­ков.

Ок. 80 до н. э. поя­ви­лась «Ри­то­ри­ка для Ге­рен­ния», ос­та­вав­шая­ся клас­сич. по­со­би­ем по ри­то­ри­ке вплоть до эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния (в 4–15 вв. н. э. при­пи­сы­ва­лась Ци­це­ро­ну). Учеб­ник от­ра­жал тен­ден­цию рим­лян к соз­да­нию са­мо­сто­ят. тра­ди­ции выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рой для ри­то­рич. раз­ра­бот­ки пред­ла­га­лись не вы­мыш­лен­ные ми­фо­ло­гич. те­мы, а ре­аль­ные фак­ты из рим. ис­то­рии с ис­поль­зо­ва­ни­ем лат. эк­ви­ва­лен­тов греч. тер­ми­нов. Не­об­хо­ди­мость лат. учеб­но­го по­со­бия для пол­но­го кур­са вос­пи­та­ния сво­бод­но­го гра­ж­да­нина ле­жа­ла в ос­но­ве взгля­дов Мар­ка Те­рен­ция Вар­ро­на, «от­ца рим. об­ра­зован­но­сти». Его пе­ру при­над­ле­жа­ли «Нау­ки» («Disciplinae»; 33 до н. э.), в со­став ко­то­рых вхо­ди­ли грам­ма­ти­ка, ри­то­ри­ка, диа­лек­ти­ка, му­зы­ка, ариф­ме­ти­ка, гео­мет­рия, ас­тро­но­мия, ме­ди­ци­на, ар­хи­тек­ту­ра (пер­вые семь со­ста­ви­ли три­ви­ум и квад­ри­ви­ум се­ми сво­бод­ных ис­кусств). В это же вре­мя в тру­дах Ци­це­ро­на (напр., в трак­та­те «Об ора­то­ре») раз­ра­ба­ты­ва­лось по­ня­тие humani­tas, со­от­вет­ст­вую­щее греч. παιδεα (вос­пи­та­ние). Ци­це­рон сфор­му­ли­ро­вал куль­тур­ный иде­ал че­ло­ве­ка, со­еди­няю­ще­го об­ра­зо­ван­ность фи­ло­соф­скую (как сред­ст­во ин­ди­ви­ду­аль­но­го со­вер­шен­ст­во­ва­ния) и ри­то­ри­че­скую (как сред­ст­во об­ществ. воз­дей­ст­вия). Ри­тор­ские шко­лы ста­ли ук­ре­п­лять­ся в Ри­ме с эпо­хи Ав­гу­ста и в 1 в. н. э. рас­про­стра­ни­лись по всей Им­пе­рии. Не­со­мнен­ным дос­ти­жени­ем рим­лян бы­ли пра­во­вые шко­лы. К 1 в. в Ри­ме ус­та­но­ви­лась 3-сте­пен­ная сис­те­ма гу­ма­ни­тар­но­го обу­че­ния: шко­ла эле­мен­тар­ная (воз­раст де­тей 7–12 лет; чте­ние, пись­мо, счёт), грам­ма­ти­че­ская (12–15 лет; чте­ние и тол­ко­ва­ние клас­сич. ав­то­ров) и ри­тор­ская (15–18 лет; уп­раж­не­ния в крас­но­ре­чии). Хо­тя рим. грам­ма­ти­ки и ри­то­ры обу­ча­ли по греч. об­раз­цам, рим. тра­ди­ция име­ла для Сред­не­ве­ко­вья зна­че­ние са­мо­сто­ят. куль­тур­ной тра­ди­ции, гл. обр. по­то­му что в рим. грам­ма­тич. шко­лах с нач. 1 в. по­сте­пен­но ус­та­но­вил­ся свой на­бор клас­сич. ав­то­ров: в 26 до н. э. Квинт Це­ци­лий Эпи­рот ввёл в школь­ный оби­ход тек­сты Вер­ги­лия, со­чи­не­ния Ови­дия и Ста­ция. Кро­ме то­го, в шко­ле грам­ма­ти­ков изу­ча­ли Те­рен­ция и Сал­лю­стия. Ис­клю­чит. ме­сто – как об­ра­зец для под­ра­жа­ния – за­ни­мал Ци­це­рон. Для изу­че­ния ря­да ав­то­ров (напр., Го­ра­ция) уро­вень грам­ма­тич. шко­лы счи­тал­ся не­дос­та­точ­ным, по­это­му их про­из­ве­де­ния ос­ваи­ва­ли в ри­тор­ских шко­лах. О про­грам­ме ри­тор­ской шко­лы в 1 в. мож­но су­дить по соч. Квин­ти­лиа­на «Об об­ра­зо­ва­нии ора­то­ра». Пер­вая лат. грам­ма­ти­ка соз­да­на в 1 в. Рем­ми­ем Па­ле­мо­ном (не сохр.). Сре­ди ком­мен­та­ри­ев бы­ли по­пу­ляр­ны тру­ды До­на­та, Сер­вия, Мак­ро­бия. Наи­бо­лее об­стоя­тель­ное из­ло­же­ние грам­ма­ти­ки дал в нач. 6 в. При­сци­ан.

С 1 в. рим. им­пе­ра­то­ры ста­ли кон­тро­ли­ро­вать сис­те­му школь­но­го об­ра­зо­ва­ния. Вес­па­си­ан на­чал суб­си­ди­ро­вать как рим­ских, так и греч. грам­ма­ти­ков и ри­то­ров (в т. ч. Квин­ти­лиа­на) из имп. каз­ны. Тра­ян ввёл по­со­бие на обу­че­ние опре­де­лён­но­го чис­ла де­тей не­со­стоя­тель­ных гра­ж­дан. Ан­то­нин Пий ос­во­бо­дил грам­ма­ти­ков, ри­то­ров и фи­ло­со­фов от не­ко­то­рых на­ло­гов и дал ряд при­ви­ле­гий (пра­во не слу­жить в вой­ске и др.). При этом бы­ли ус­та­нов­ле­ны ог­ра­ни­че­ния: го­ро­ду по­ла­га­лось иметь не бо­лее 5 грам­ма­ти­ков и ри­то­ров. Марк Ав­ре­лий в 176 вос­ста­но­вил 4 фи­лос. шко­лы в Афи­нах и уч­ре­дил шко­лу ри­то­ри­ки. Кон­стан­тин Ве­ли­кий рас­ши­рил при­ви­ле­гии учи­те­лей: им по­зво­ля­лось за­ни­мать су­дей­ские долж­но­сти, са­ми они и их се­мей­ст­ва бы­ли объ­яв­ле­ны сво­бод­ны­ми от на­ло­гов. Юли­ан От­ступ­ник пы­тал­ся уда­лить из шко­лы учи­те­лей-хри­сти­ан. Гра­ци­ан в 376 уд­во­ил сум­му, вы­пла­чи­вав­шую­ся из гор. средств на со­дер­жа­ние шко­лы. В 425 Фео­до­сий II и Ва­лен­ти­ни­ан III окон­ча­тель­но ут­вер­ди­ли гос. ха­рак­тер шко­лы, за­пре­тив ча­ст­ное пре­по­да­ва­ние. В нач. 6 в. Юс­ти­ни­ан I из­гнал из школ учи­те­лей-языч­ни­ков и в 529 за­крыл язы­че­ские фи­лос. шко­лы в Афи­нах. Од­на­ко осн. эле­мен­ты ан­тич­ной сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния, ан­тич­ные учеб­ни­ки, тек­сты и ком­мен­та­рии бы­ли ус­вое­ны Сред­не­ве­ковь­ем, а пе­да­го­гич. идеа­лы ан­тич­но­сти по­ло­же­ны в ос­но­ву пе­да­го­ги­ки гу­ма­низ­ма.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13