Население и религия

И. – од­на из са­мых мно­го­на­цио­наль­ных стран ми­ра. Сре­ди ин­дий­цев по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во (74%) со­став­ля­ют ин­доа­рий­ские на­ро­ды (хин­ду­стан­цы хин­дия­зыч­ные – 44,3%, ур­дуя­зыч­ные – 10,7%; ма­рат­хи – 4,9%, бен­галь­цы – 4,7%, гуд­жа­рат­цы – 4,5%, пенд­жаб­цы – 2,3%, ория – 1,8%, би­хар­цы – 1%, рад­жа­ст­хан­цы – 0,8%, ас­сам­цы – 0,6%, кон­ка­ни – 0,1% и др.); на од­ном из дард­ских язы­ков го­во­рят каш­мир­цы (0,5%). Дра­ви­дов на­счи­ты­ва­ет­ся 13,9% (те­лу­гу – 4,5%, кан­на­ра – 3,2%, ма­лая­ли – 3,1%, та­ми­лы – 2,9%, то­дагон­дыкхон­дыорао­ны и др.), на­ро­дов, го­во­ря­щих на ав­ст­роа­зи­ат­ских язы­ках, – 1,4% (груп­пы мун­да – 1,3%: сан­та­лы – 0,7%, мун­да – 0,3%, хо – 0,1%, бир­хо­ры и др.; го­во­ря­щие на од­ном из мон-кхмер­ских язы­ков кха­си – 0,1%), ти­бе­то-бир­ман­ских на­ро­дов – ок. 1% (на­га – 0,2%, бо­до – 0,2%, ма­ни­пу­ри – 0,12%, ку­ки-чин – 0,1%, в т. ч. ми­зо – 0,07%, га­ро – 0,08%, три­пу­ри – 0,05%, ми­ри – 0,05%, бхо­тия – 0,02%, ти­бет­цыдаф­ла, апа­та­ни и др.).

За 1901–2001 на­се­ле­ние стра­ны воз­рос­ло бо­лее чем в 4,3 раза (с 238,4 млн. чел. до 1027,02 млн. чел.). В 1-й пол. 20 в. осн. при­чи­ной рос­та на­се­ле­ния бы­ла вы­со­кая ро­ж­дае­мость (45,8 на 1000 жит. в 1901; 40,8 в 1951). В 1951 в И. при­сту­пи­ли к осу­ще­ст­в­ле­нию нац. Про­грам­мы пла­ни­ро­ва­ния се­мьи (с 1979 – бла­го­со­стоя­ния се­мьи): пре­ду­смат­ри­ва­ют­ся кон­троль над ро­ж­дае­мо­стью (с ори­ен­та­ци­ей на двух­дет­ную се­мью), ме­ро­прия­тия по ох­ра­не ма­те­рин­ст­ва и дет­ст­ва (с ак­цен­том на со­кра­ще­ние дет­ской смерт­но­сти) и др. Од­на­ко на­се­ле­ние И. про­дол­жа­ет бы­ст­ро рас­ти: тем­пы со­кра­ще­ния ро­ж­дае­мо­сти (37,2 чел. на 1000 жит. в 1981; 29,5 чел. в 1991) ни­же рез­ко­го сни­же­ния уров­ня смерт­но­сти (25,1 чел. на 1000 жит. в 1951; 19 чел. в 1981; 9,8 чел. в 1991).

В 2007 ро­ж­дае­мость со­ста­ви­ла 22,7 чел. на 1000 жит., смерт­ность – 6,6 на 1000 жит., мла­ден­че­ская смерт­ность – 34,6 на 1000 жи­во­ро­ж­дён­ных; по­ка­за­тель фер­тиль­но­сти 2,81 ре­бён­ка на 1 жен­щи­ну. Св. 48% нас. И. – жен­щи­ны (в ср. на 100 жен­щин при­хо­дит­ся св. 106 муж­чин). Ср. воз­раст нас. 24,8 го­да. В воз­рас­т­ной струк­ту­ре на­се­ле­ния до­ля де­тей до 15 лет 31,8%, лиц тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та (15–64 го­да) 63,1%, лиц 65 лет и стар­ше 5,1%. Ср. ожи­дае­мая про­дол­жи­тель­ность жиз­ни (за 1901–2001 воз­рос­ла поч­ти втрое) – 68,6 го­да (муж­чи­ны – 66,3, жен­щи­ны – 71,2).

Ср. плот­ность на­се­ле­ния вы­со­кая – 353 чел./км2 (2007; ми­ним. по­ка­за­тель – 14,7 чел./км2 – в шта­те Ару­на­чал-Пра­деш, мак­си­маль­ный – св. 11000 чел./км2 – в пре­де­лах Нац. сто­лич­ной тер­ри­то­рии Де­ли). Ис­то­ри­че­ски наи­бо­лее плот­но за­се­ле­ны тер­ри­то­рии, рас­по­ло­жен­ные на Ин­до-Ганг­ской рав­ни­не (в шта­тах Пен­джаб, Харь­я­на, Ут­тар-Пра­деш, Би­хар и Зап. Бен­га­лия скон­цен­три­ро­ва­но св. 1/3 нас. стра­ны), при­бреж­ные рай­оны на за­па­де (в осн. штат Ма­ха­раш­тра) и юге стра­ны.

Ок. 70% нас. про­жи­ва­ет в сель­ской ме­ст­но­сти (на­счи­ты­ва­ет­ся бо­лее 600 тыс. де­ре­вень). До­ля гор. на­се­ле­ния (ок. 30% в 2007; 11% в 1901; 14% в 1941; 28% в 1992) рас­тёт мед­лен­но. Осо­бен­ность ур­ба­ни­за­ции стра­ны – бы­ст­рый рост боль­ших го­ро­дов. В И. – 32 го­ро­да-«мил­лио­не­ра» (с на­се­ле­ни­ем св. 1 млн. чел., 2007; 23 го­ро­да в 1991); в них про­жи­ва­ет св. 1/3 об­ще­го чис­ла го­ро­жан. Круп­ней­шие го­ро­да (млн. чел., 2007): Мум­баи 13,1 (в аг­ло­ме­ра­ции 20,4), Де­ли 11,5 (18,0), Бан­га­лор 5,3 (6,3), Каль­кут­та 4,6 (14,9), Чен­наи 4,4 (7,1), Ах­ма­да­бад 3,8 (5,2), Хай­да­ра­бад 3,7 (6,1), Пу­на 3,2 (4,9).

Саль­до внеш­них ми­гра­ций от­ри­ца­тель­ное (–0,05 на 1000 жит., 2007); гра­ж­да­не И. вы­ез­жа­ют в осн. на ра­бо­ту в араб. гос-ва (ОАЭ, Сау­дов­скую Ара­вию и др.), стра­ны Юго-Вост. Азии.

Эко­но­ми­че­ски ак­тив­ное на­се­ле­ние св. 500 млн. чел. (2006). В струк­ту­ре за­ня­то­сти на до­лю с. х-ва при­хо­дит­ся 60% ра­бо­таю­щих, пром-сти – 17%, сфе­ры ус­луг – 23%. Уро­вень без­ра­бо­ти­цы 9,2% (2006). За чер­той бед­но­сти про­жи­ва­ет 22% на­се­ле­ния И. (2006; 55% в 1973).

Религия

По дан­ным пе­ре­пи­си 2001, 80,5% нас. И. – ин­дуи­сты, 13,4% – му­суль­ма­не, 2,3% – хри­стиа­не, 1,9% – сик­хи; 1,8% нас. И. – при­вер­жен­цы др. кон­фес­сий или ре­лиг. групп; ок. 0,1% нас. И. не при­чис­ля­ют се­бя ни к од­ной из кон­фес­сий или ре­лиг. групп.

Ин­ду­изм яв­ля­ет­ся до­ми­ни­рую­щей ре­ли­ги­ей во всех шта­тах И., кро­ме шта­тов Джам­му и Каш­мир, На­га­ленд, Ма­ни­пур, Ару­на­чал-Пра­деш, Ми­зо­рам, Мег­ха­лая и Пенд­жаб. В нач. 21 в. не­ко­то­рое пре­об­ла­да­ние за­кре­пи­лось за виш­ну­из­мом, од­на­ко сре­ди ря­да на­род­но­стей (та­ми­лы, ас­сам­цы) боль­ше при­вер­жен­цев ши­ва­из­ма. Сре­ди ма­лая­ли зна­чит. рас­про­стра­не­ние по­лу­чил шак­тизм. По­ми­мо ор­то­док­саль­ных ин­дуи­стов-са­на­та­ни, сре­ди на­се­ле­ния, ис­по­ве­дую­ще­го ин­ду­изм, име­ют­ся по­сле­до­ва­те­ли ре­фор­ми­ро­ван­но­го ин­ду­из­ма, пре­ж­де все­го ре­лиг. со­об­ще­ст­ва Арья Са­мадж.

По­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во му­суль­ман – сун­ни­ты ха­на­фит­ско­го тол­ка. На Ма­ла­бар­ском по­бе­ре­жье рас­про­стра­нён ис­лам ша­фи­ит­ско­го тол­ка, в ря­де рай­онов Ут­тар-Пра­де­ша и Зап. Бен­га­лии пре­об­ла­да­ют сун­ни­ты, сре­ди ко­то­рых зна­чит. рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли вах­ха­бит­ские тен­ден­ции. Не­ко­то­рое чис­ло по­сле­до­ва­те­лей име­ет сек­та ах­ма­дие. Ис­лам ши­ит­ско­го тол­ка ис­по­ве­ду­ет пре­им. на­се­ле­ние круп­ных го­ро­дов. Му­суль­ма­не-ис­маи­ли­ты под­раз­де­ля­ют­ся на ни­за­ри­тов (ход­жа) и мус­та­ли­тов (бох­ра). Боль­шин­ст­во ни­за­ри­тов яв­ля­ют­ся по­сле­до­ва­те­ля­ми на­след­ст­вен­но­го има­ма Ага-ха­на.

Хри­сти­ан­ст­во в И. пред­став­ле­но 2 вет­вя­ми: ста­ро­хри­сти­ан­ски­ми и но­во­хри­сти­ан­ски­ми (ох­ва­ты­ва­ют б. ч. хри­сти­ан­ско­го на­се­ле­ния И.) церк­ва­ми. В Юж. Ин­дии хри­сти­ан­ст­во поя­ви­лось в 1 в. н. э. В нач. 21 в. по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во хри­сти­ан­ско­го на­се­ле­ния И. со­сре­до­то­че­но на юге стра­ны (в шта­те Ке­ра­ла, в рай­оне г. Чен­наи), а так­же в шта­те На­га­ленд. К ста­ро­хри­сти­ан­ским церк­вам от­но­сят­ся: уни­ат­ские Си­ро-ма­ла­бар­ская цер­ковь и Си­ро-ма­лан­кар­ская цер­ковь, яко­вит­ские (мо­но­фи­зит­ские) Ма­лан­кар­ская сир. пра­во­слав­ная цер­ковь и Ма­лан­кар­ская сир. цер­ковь св. Фо­мы, не­о­не­сто­ри­ан­ская Хал­дей­ская сир. цер­ковь (вхо­дит в Ас­си­рий­скую цер­ковь Во­сто­ка). Об­ра­зо­ва­ние вто­рой груп­пы церк­вей свя­за­но с дея­тель­но­стью ев­роп. мис­сио­не­ров в Но­вое вре­мя. Из но­во­хри­сти­ан­ских церк­вей И. наи­бо­лее влия­тель­на Рим­ско-ка­то­лич. цер­ковь (ка­то­ли­ки пре­об­ла­да­ют на юге И., а так­же в не­ко­то­рых зап. рай­онах – в Гоа, Да­ма­не и Диу). Из про­тес­тант­ских церк­вей наи­боль­шее чис­ло при­вер­жен­цев име­ют Цер­ковь Юж. Ин­дии и Цер­ковь Сев. Ин­дии. Цер­ковь Юж. Ин­дии бы­ла соз­да­на в 1947 пу­тём слия­ния осн. про­тес­тант­ских ор­га­ни­за­ций юж. час­ти стра­ны. В её со­став во­шли Ме­то­ди­ст­ская цер­ковь, Юж.-инд. объ­еди­нён­ная цер­ковь (пре­сви­те­ри­ан и кон­гре­га­цио­на­ли­стов), а так­же юж. епар­хии Анг­ли­кан­ской церк­ви Ин­дии. Цер­ковь Сев. Ин­дии бы­ла соз­да­на в 1970 в ре­зуль­та­те слия­ния Анг­ли­кан­ской церк­ви Ин­дии и Объ­е­ди­нён­ной церк­ви Сев. Ин­дии. На всей тер­ри­то­рии И. дей­ст­ву­ют так­же бап­ти­ст­ские, лю­теран­ские, мен­но­нит­ские, пя­ти­де­сят­нич. об­щи­ны; име­ют­ся при­вер­жен­цы Ар­мии спа­се­ния, сви­де­те­ли Ие­го­вы, ад­вен­ти­сты седь­мо­го дня.

По­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во при­вер­жен­цев сик­хиз­ма со­сре­до­то­че­но в Пенд­жа­бе, буд­диз­ма – в Ма­ха­раш­тре и Сик­ки­ме (ис­по­ве­ду­ет­ся ко­рен­ным на­се­ле­ни­ем, а так­же вы­ход­ца­ми из Не­па­ла и Ти­бе­та), джай­низ­ма – в Рад­жаст­ха­не, Гуд­жа­ра­те и Ма­ха­раш­тре. Иу­даи­ст­ские об­щи­ны име­ют­ся в Ма­ха­раш­тре и Ке­ра­ле.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22