Музыка

Кувшин с изображением муз. Серебро, позолота, чеканка. Ок. 400. Константинополь. Из Судженского клада. Музеи Московского Кремля.
Крышка сосуда с изображением акробата, лютниста и танцора. Серебро, следы позолоты (?). 12 в. Найден в районе р. Средняя Ходуа на Тазовском полуострове (Ненецкий автономный округ). Эрмитаж (С.-Петербу…

В свет­ской и цер­ков­ной жиз­ни В. му­зы­ке от­во­ди­лась боль­шая роль. Лит. и ико­но­гра­фич. па­мят­ни­ки ука­зы­ва­ют на уча­стие му­зы­кан­тов в мно­го­числ. двор­цо­вых це­ре­мо­ни­ях и об­ществ. ме­ро­прия­ти­ях, свя­зан­ных с раз­ны­ми со­бы­тия­ми свет­ско­го ха­рак­те­ра и с ре­лиг. празд­ни­ка­ми. «Кни­га це­ре­мо­ний» имп. Кон­стан­ти­на VII Баг­ря­но­род­но­го со­дер­жит хва­леб­ные тек­сты с акк­ла­ма­ция­ми (при­уро­чен­ные к ко­ро­на­ции, цар­ской по­молв­ке, ше­ст­вию во вре­мя празд­ни­ка сбо­ра ви­но­гра­да и др.) и ука­за­ния на ха­рак­тер ис­пол­не­ния: с ис­поль­зо­ва­ни­ем ан­ти­фон­но­го пе­ния и муз. ин­ст­ру­мен­тов, в т. ч. ким­вал (идио­фоны ти­па руч­ных та­ре­лок). В «Хро­но­гра­фии» Си­ме­о­на Ма­ги­ст­ра (10 в.) упо­ми­на­ет­ся о по­строй­ке имп. Фео­фи­лом (1-я пол. 9 в.) двух боль­ших ор­га­нов и ме­ха­нич. муз. ин­ст­ру­мен­та (зо­ло­тое де­ре­во с чи­ри­каю­щи­ми во­робь­я­ми). Ис­поль­зо­ва­ние ор­га­на, как и всех др. муз. ин­ст­ру­мен­тов, ог­ра­ни­чи­ва­лось свет­ской об­ста­нов­кой. Встре­ча­ют­ся све­де­ния о нар. му­зы­ке и тан­цах, напр. в кн. 5 «Хро­но­гра­фии» Ми­хаи­ла Псел­ла (11 в.) упо­ми­на­ют­ся хо­ро­во­ды и пес­ни «ры­ноч­но­го лю­да». До позд­не­ви­зан­тий­ско­го вре­ме­ни со­хра­ня­лись язы­че­ские иг­ри­ща с му­зы­кой и пля­ска­ми (ру­са­лии, про­во­див­шие­ся на­ка­ну­не Дня Св. Трои­цы, и др.), пред­став­ле­ния бро­дя­чих ско­мо­ро­хов.

С 5–6 вв. в об­ря­до­вой прак­ти­ке ви­зант. церк­ви ис­поль­зо­ва­лись би­ла, позд­нее – ко­ло­ко­ла. Бо­го­слу­жеб­ная прак­ти­ка вклю­ча­ла эле­мен­ты ли­тур­гич. дра­мы с пе­ни­ем, наи­бо­лее впе­чат­ляю­щим был чин пещ­но­го дей­ст­ва: сю­жет о трёх от­ро­ках в пе­щи ог­нен­ной (Кни­га про­ро­ка Да­нии­ла) ра­зыг­ры­вал­ся при­мер­но за не­де­лю до Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва в со­ста­ве ут­рен­ней служ­бы (дей­ст­во в хра­ме Св. Со­фии в Кон­стан­ти­но­по­ле опи­са­но рус. пу­те­ше­ст­вен­ни­ком Иг­на­ти­ем Смо­лен­ским в кон. 14 в.).

Од­но­го­лос­ная во­каль­ная му­зы­ка бы­ла ор­га­нич. ча­стью бо­го­слу­же­ния. Мн. ран­ние об­раз­цы гим­нов ано­ним­ны. Пер­вый рас­цвет ви­зант. гим­но­гра­фии свя­зан с име­нем Ро­ма­на Слад­ко­пев­ца (6 в.), ко­то­ро­го пра­во­слав­ная цер­ковь по­чи­та­ет как по­кро­ви­те­ля цер­ков­но­го пе­ния. Осн. жан­ром его твор­че­ст­ва был кон­дак с ме­ло­ди­кой сил­ла­бич. ти­па. С 7 в. по­лу­ча­ют рас­про­стра­не­ние па­ле­стин­ские мо­на­ше­ские жан­ры гим­но­гра­фии: се­да­лен, сти­хи­ра, ка­нон. Цен­тром па­ле­стин­ской гим­но­гра­фии бы­ла лав­ра Сав­вы Ос­вя­щен­но­го, вы­шед­ший из неё Соф­ро­ний Ие­ру­са­лим­ский на­пи­сал цик­лы гим­нов на Ро­ж­де­ст­во и Бо­го­яв­ле­ние, тек­сты ко­то­рых ис­поль­зу­ют­ся и до­ны­не. Вы­даю­щи­ми­ся пред­ста­ви­те­ля­ми па­ле­стин­ской шко­лы гим­но­гра­фии 8 в. бы­ли Ио­анн Да­ма­скин и Кос­ма (Ма­юм­ский). Пред­по­ла­га­ет­ся, что в 8 в. в рай­оне Ие­ру­са­ли­ма сфор­ми­ро­ва­лось ос­мо­гла­сие – сис­те­ма мо­даль­ных диа­то­ни­ческих ла­дов (гла­сов) с ха­рак­тер­ны­ми ме­ло­дич. фор­му­ла­ми. Пес­но­пе­ния но­вых жан­ров бы­ст­ро рас­про­стра­ни­лись и в Кон­стан­ти­но­по­ле, с ко­то­рым свя­за­ны име­на др. вы­даю­щих­ся гим­но­гра­фов 8 в. – Гер­ма­на Кон­стан­ти­но­поль­ско­го и Ан­д­рея Крит­ско­го, а так­же воз­ник­но­ве­ние в 9 в. сту­дий­ской шко­лы гим­но­гра­фии, са­мые из­вест­ные пред­ста­ви­те­ли ко­то­рой – Фео­дор Сту­дит, Ио­сиф Фес­са­ло­ни­кий­ский, Фео­фан Грапт, Ио­сиф Гим­но­граф.

Триодь. Страница рукописи с невменными знаками. Начало 11 в. Муниципальная библиотека (Шартр).Архив «Православной энциклопедии»

Пер­вые со­хра­нив­шие­ся об­раз­цы ви­зант. цер­ков­но­го пе­ния от­но­сят­ся к 10 в.: од­но­го­лос­ные пес­но­пе­ния, за­пи­сан­ные адиа­сте­ма­ти­че­ски­ми не­вма­ми. В кон­стан­ти­но­поль­ской тра­ди­ции хо­ро­вые пес­но­пе­ния фик­си­ро­ва­лись в оби­ход­ной кн. «Ас­ма­ти­кон», соль­ные – в кн. «Псал­ти­кон». По­сколь­ку ран­не­ви­зан­тий­ские не­вмы не под­да­ют­ся рас­шиф­ров­ке (учёные ре­кон­ст­руи­ру­ют их пу­тём срав­не­ния с диа­сте­ма­ти­че­ски­ми не­вма­ми в сред­не­ви­зан­тий­ских ру­ко­пи­сях 12–14 вв.), дос­то­вер­но ус­та­но­вить сте­пень сти­ли­стич. за­ви­си­мо­сти ви­зант. цер­ков­ной му­зы­ки от иу­дей­ской или ан­тич­ной гре­че­ской не­воз­мож­но. Сло­жив­ший­ся к 11 в. кор­пус ви­зант. пес­но­пе­ний в осн. вклю­чал в се­бя псал­мы и гим­ны (кон­да­ки) кон­стан­ти­но­поль­ской ка­фед­раль­ной тра­ди­ции (с боль­ши­ми ме­лиз­ма­ти­че­ски­ми рас­пе­ва­ми), а так­же гим­но­гра­фию (ка­но­ны, сти­хи­ры, се­даль­ны) мо­на­ше­ской тра­ди­ции (без рас­пе­ва или с не­боль­ши­ми рас­пе­ва­ми).

Па­мят­ни­ки 2-й пол. 11–14 вв. за­пи­са­ны в сред­не­ви­зан­тий­ской («круг­лой») но­та­ции – диа­сте­ма­ти­че­ски­ми не­вма­ми с боль­шим ко­ли­че­ст­вом уточ­няю­щих зна­ков. На­ча­ло но­во­го эта­па в ис­то­рии ви­зант. цер­ков­но­го пе­ния свя­за­но пре­ж­де все­го с твор­че­ст­вом вы­даю­ще­го­ся му­зы­кан­та и тео­ре­ти­ка Ио­ан­на Ку­ку­зе­ля, пред­при­няв­ше­го ре­дак­цию ир­мо­ло­гия и сти­хи­ра­ря и соз­дав­ше­го но­вый тип оби­ход­ной пев­че­ской кни­ги (ако­лу­фии). В со­чи­не­ни­ях Ку­ку­зе­ля и др. му­зы­кан­тов 13–14 вв. (сре­ди них Ио­анн Гли­ка, Ни­ки­фор Ифик, Ксен Ко­ро­нис, Ио­анн Кла­да) по­лу­чил раз­ви­тие т. н. ка­ло­фо­ни­че­ский (букв. – бла­го­звуч­ный) стиль. Для пес­но­пе­ний в этом сти­ле ха­рак­тер­ны боль­шие мас­шта­бы (бла­го­да­ря раз­ви­тым ка­ден­ци­он­ным уча­ст­кам, а так­же встав­кам, по­вто­рам и пе­ре­ста­нов­кам в стан­дарт­ных тек­стах) и не­обы­чай­но про­тя­жён­ные рас­пе­вы (ме­лиз­ма­ти­ка), в т. ч. рас­пев не не­су­щих смы­сло­вой на­груз­ки сло­гов тек­ста (т. н. те­ре­тиз­мы, или кра­ти­мы).

Муз.-тео­ре­тич. мысль В. на­прав­ле­на б. ч. на ре­ше­ние прак­тич. за­дач цер­ков­но­го пе­ния: ов­ла­де­ние соль­ми­за­ци­ей, изу­че­ние но­та­ции (в т. ч. зна­ков мо­ду­ля­ции), прин­ци­пов ла­до­вой сис­те­мы (уп­раж­не­ния, по­со­бия и трак­та­ты Ио­ан­на Гли­ки, Ио­ан­на Ку­ку­зе­ля, Гав­рии­ла Ие­ро­мо­на­ха, Псев­до-Да­ма­ски­на, Ма­нуи­ла Хри­са­фа и др.). В не­ко­то­рых трак­та­тах (ано­ним­ный «Агио­по­лит», «Квад­ри­вий» Ге­ор­гия Па­хи­ме­ра, «Гар­мо­ни­ка» Ма­нуи­ла Ври­ен­ния) рас­смат­ри­ва­ют­ся как др.-греч. муз. сис­те­мы, так и ви­зант. гла­сы.

Позд­не­ви­зан­тий­ская цер­ков­ная му­зы­ка под­вер­глась ря­ду влия­ний; в ча­ст­но­сти, в ру­ко­пи­сях 15 в. от­ме­ча­ют­ся об­раз­цы про­сто­го 2-го­ло­сия, ти­пич­но­го для зап. цер­ков­но-пев­че­ской тра­ди­ции. Влия­ние вост. му­зы­ки об­на­ру­жи­ва­ет­ся в ви­де су­ще­ст­вен­но­го рас­ши­ре­ния ор­на­мен­ти­ки с ис­поль­зо­ва­ни­ем мик­ро­хро­ма­тич. ин­тер­ва­лов, глис­сан­ди­ро­ва­ния и т. п. Ви­зант. тра­ди­ция лег­ла в ос­но­ву цер­ков­но-пев­че­ских тра­ди­ций церк­вей, от­прав­ляю­щих бо­го­слу­же­ние по ви­зант. об­ря­ду.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19