Мифология и религия

Пред­став­ле­ние древ­них гре­ков о сво­их бо­гах ме­ня­лось на про­тя­же­нии ты­ся­че­лет­не­го раз­ви­тия, по­сте­пен­но скла­ды­ва­ясь в сис­те­му ус­той­чи­вых пре­да­ний – ми­фов, и вы­ра­жа­лось в ре­лиг. об­ря­дах (свя­щен­ных ри­туа­лах, жерт­во­при­но­ше­ни­ях, мо­лит­вах и хра­мо­вых празд­не­ст­вах, мис­те­ри­ях). По­ли­теи­сти­че­ская греч. ре­ли­гия вос­хо­дит к глу­би­нам ты­ся­че­ле­тий, ко­гда не воз­ник­ло ещё раз­де­ле­ния на ми­фо­ло­гию и ре­ли­гию, вме­сте с ми­фо­ло­ги­ей она про­шла пе­рио­ды до­клас­си­че­ский (или ар­хаи­че­ский) и клас­си­че­ский. Од­на­ко в от­ли­чие от жи­во­го ми­фо­мыш­ле­ния, ис­чез­нув­ше­го в нач. 1-го тыс. до н. э., ре­ли­гия су­ще­ст­во­ва­ла в сво­их осн. фор­мах, с не­ко­то­ры­ми мо­ди­фи­ка­ция­ми, до кон­ца пе­рио­да языч. ан­тич­но­сти, хо­тя и не име­ла стро­гой сис­те­мы куль­та, но ско­рее сле­до­ва­ла тра­ди­ции.

«Совет богов» (слева направо: Гера, Гермес, Афина, Зевс, Ганимед, Гестия, Афродита, Арес). Роспись килика Ольтоса. Ок. 510 до н. э. Археологический музей (Тарквиния).

Греч. бо­ги яв­ля­ют со­бой обоб­щён­ное пред­став­ле­ние древ­не­го че­ло­ве­ка – чле­на ро­до­вой об­щи­ны о жиз­нен­ных про­цес­сах и яв­ле­ни­ях, про­ис­хо­дя­щих и бес­ко­неч­но по­вто­ряю­щих­ся в ок­ру­жаю­щем его ми­ре: об­раз бо­ги­ни зем­ле­де­лия Де­мет­ры обоб­ща­ет всё раз­но­об­ра­зие яв­ле­ний, свя­зан­ных с по­се­вом зер­на, про­рас­та­ни­ем зла­ков, их воз­де­лы­ва­ни­ем и со­би­ра­ни­ем; об­раз Ге­фе­ста – бо­же­ст­вен­но­го куз­не­ца – во­пло­ща­ет в се­бе куз­неч­ное мас­тер­ст­во зем­ных лю­дей с наи­выс­шей сте­пе­нью твор­че­ст­ва; Ар­те­ми­да есть обоб­щён­ный об­раз охот­ничь­е­го ис­кус­ст­ва; бо­ги­ня Афи­на – са­ма муд­рость, про­ни­зы­ваю­щая весь мир. Стрем­ле­ние древ­не­го че­ло­ве­ка дать од­но имя ты­ся­чам раз­но­об­раз­ных про­цес­сов жиз­ни, со­брать их во­еди­но, за­кре­пить их в оп­ре­де­лён­ном сло­ве сви­де­тель­ст­ву­ет о боль­шой си­ле обоб­щаю­ще­го мыш­ле­ния пер­во­быт­но­го гре­ка. Не­да­ром «миф» по-гре­че­ски оз­на­ча­ет «сло­во», и бо­ги, о ко­то­рых по­ве­ст­ву­ет ми­фо­ло­гия, не­пре­мен­но яв­ля­ют­ся тем или иным обоб­ще­ни­ем, по­сколь­ку с ни­ми как с чем-то об­щим все­гда со­от­но­сит­ся оп­ре­де­лён­ная об­ласть дей­ст­ви­тель­но­сти как со­во­куп­ность бес­ко­неч­но­го мно­же­ст­ва раз­но­об­раз­ных яв­ле­ний.

«Богиня со змеями». Статуэтка из святилища в Кноссе. Терракота. 1600–1580 до н. э. Археологический музей (Ираклион).

С раз­ви­ти­ем и ста­нов­ле­ни­ем ро­до­во­го об­ще­ст­ва ме­ня­ет­ся мир греч. бо­гов. В древ­ней­шую, ар­хаи­че­скую эпо­ху вся ок­ру­жаю­щая че­ло­ве­ка при­ро­да пред­став­ля­ет­ся как не­кое жи­вое и оду­шев­лён­ное фи­зи­че­ское те­ло, ко­то­рое на­прав­ле­но гл. обр. на функ­ции пи­та­ния, рос­та и раз­мно­же­ния. А т. к. бли­же все­го пер­во­быт­но­му соз­на­нию зем­ля, жи­вая и оду­шев­лён­ная, ро­ж­даю­щая всё из се­бя, то ми­фо­ло­гия и ре­ли­гия это­го пе­рио­да на­зы­ва­ет­ся хто­ни­че­ской (греч. χϑών – «зем­ля»). Зем­ля – это все­об­щая мать, ис­точ­ник всех жи­вых су­ществ, лю­дей, де­мо­нов и бо­гов; она гла­ва ро­да, мать, кор­ми­ли­ца и вос­пи­та­тель­ни­ца, по­это­му древ­ней­шие бо­ги, т. н. до­олим­пий­ские (Олимп – го­ра на се­ве­ре Гре­ции, где, по пре­да­нию, оби­та­ли бо­ги), все ро­ж­де­ны Зем­лёй – Ге­ей, ко­то­рая по­ро­ди­ла из се­бя да­же Не­бо – Уран. В этот пе­ри­од, ухо­дя­щий в глубь ты­ся­че­ле­тий, весь мир и вся при­ро­да оду­шев­ле­ны и, сле­до­ва­тель­но, на­де­ле­ны осо­бой ма­гич. си­лой, ко­то­рая про­ни­зы­ва­ет ка­ж­дую вещь, ка­ж­дый ка­мень, ка­ж­дое де­ре­во, ка­ж­дое су­ще­ст­во, вхо­дя­щее в жи­вое те­ло Ма­те­ри-Зем­ли. Т. к. оду­шев­лён­ный сверхъ­ес­те­ст­вен­ной си­лой пред­мет име­ну­ет­ся фе­ти­шем, и фе­тиш этот мыс­лит­ся как жи­вой и имею­щий ду­шу (лат. anima – «ду­ша»), то и ре­лиг.-ми­фич. мыш­ле­ние это­го вре­ме­ни на­зы­ва­ет­ся фе­ти­ши­ст­ско-ани­ми­сти­че­ским. Древ­ней­шей бо­же­ст­вен­ной си­лой на­де­ле­ны, по пред­став­ле­ни­ям древ­них, кам­ни, рас­те­ния, жи­вот­ные и сам че­ло­век. И эта все­об­щая бо­же­ст­вен­ность и ма­гия, раз­ли­тая по все­му ми­ру, по­зво­ля­ет од­ним яв­ле­ни­ям пе­ре­хо­дить в дру­гие, од­но­му су­ще­ст­ву пе­ре­во­пло­щать­ся в дру­гое: по­это­му у гре­ков та­кое мно­же­ст­во древ­них пре­да­ний об обо­рот­нях и пре­вра­ще­ни­ях (ме­та­мор­фо­зах) бо­гов.

Древ­ние бо­ги по­чи­та­лись в ви­де кам­ня (Зевс), по­ле­на (бо­ги­ня Ла­то­на), двух со­еди­нён­ных пе­ре­кла­ди­на­ми брё­вен (бра­тья Дио­ску­ры). Бо­же­ст­во яв­ля­лось в ви­де пти­цы, муд­рой со­вы или не ме­нее муд­рой змеи (Афи­на). Ви­но­град­ная ло­за и плющ бы­ли фе­ти­ша­ми, но­сив­шими имя Дио­ни­са. Об­раз Зев­са на Кри­те был не­от­де­лим от образа бы­ка. Эпи­тет Ге­ры «во­лоокая» ука­зы­ва­ет на её древ­нее ото­жде­ст­в­ле­ние с ко­ро­вой (из­вес­тен культ Ге­ры-ко­ро­вы в г. Ар­гос). Он, как и эпи­тет Афи­ны «со­во­окая», – ру­ди­мент зоо­морф­но­го про­шло­го бо­ги­ни. Ар­те­ми­да по­чи­та­лась как мед­ве­ди­ца в Брав­ро­не, а культ Апол­ло­на Ли­кей­ско­го был свя­зан с пред­став­ле­ни­ем о его вол­чь­ем об­ли­чье.

«Горгона Медуза». Раскрашенный терракотовый рельеф из храма Афиныв Сиракузах. 2-я пол. 7 в. до н. э. Национальный музей (Сиракузы).

Древ­ние бо­ги и де­мо­ны, как пра­ви­ло, ужас­ны, страш­ны и ли­ше­ны гар­мо­нии и по­ряд­ка. Они так же чу­до­вищ­ны, как и мир, ко­то­рый по­вёр­нут к пер­во­быт­но­му че­ло­ве­ку сво­ей та­ин­ст­вен­ной, за­га­доч­ной и жут­кой сто­ро­ной. Ге­си­од в по­эме «Тео­го­ния» под­роб­но рас­ска­зы­ва­ет о по­ро­ж­де­ни­ях Зем­ли и Не­ба – ти­та­нахкик­ло­пах и сто­ру­ких; о ро­ж­де­нии сто­гла­во­го Ти­фо­на и це­лого сон­ма чу­до­вищ – Ехид­ны, со­ба­ки Ор­фа, Кер­бе­ра, Лер­ней­ской гид­ры, Хи­ме­ры, Сфин­кса, Не­мей­ско­го льва; есть де­мо­ны, ко­то­рые со­еди­ня­ют в се­бе че­ло­ве­че­ские и жи­вот­ные чер­ты (мик­сан­тро­пи­че­ские), т. к. че­ло­век ещё мыс­лит се­бя на од­ном уров­не со всем жи­вот­ным ми­ром: кен­тав­ры – че­ло­ве­ко-ко­ни; си­ре­ны – пти­цы-жен­щи­ны, Ехид­на – де­ва со змеи­ным хво­стом, или та­кое жен­ское су­ще­ст­во, как сфинкс с ту­ло­ви­щем льва (греч. σφίγς зна­чит «ду­ши­тель­ни­ца»). Весь этот чу­до­вищ­ный (те­ра­то­морф­ный, греч. τέρας  – «чу­до­ви­ще») мир до­во­дит до со­вер­шен­ст­ва своё без­обра­зие, и ужас его со­еди­нён с гу­би­тель­ной кра­со­той: «пре­крас­но­ли­кая» Ехид­на зав­ле­ка­ет в свою пе­ще­ру пут­ни­ков и гу­бит их; де­вы-пти­цы Си­ре­ны оча­ро­вы­ва­ют пе­ни­ем мо­ре­пла­ва­те­лей, но кра­со­та это­го пе­ния гу­би­тель­на, рас­пла­той за вос­хи­ще­ние им яв­ля­ет­ся смерть.

Ар­ха­ич. до­олим­пий­ские бо­ги, в ко­то­рых во­пло­ще­ны все сти­хии ми­ра, гу­би­тель­ны, мсти­тель­ны и злы. Но с ук­ре­п­ле­ни­ем пат­ри­ар­халь­ной об­щи­ны (2-е тыс. до н. э.) на­сту­па­ет эпо­ха т. н. олим­пий­ской клас­сич. ре­ли­гии и ми­фо­ло­гии, ко­гда са­ма жизнь че­ло­ве­ка пре­об­ра­зу­ет­ся, ук­ре­п­ля­ет­ся эко­но­ми­че­ски и со­ци­аль­но. Бо­ги клас­сич. пе­рио­да (его рас­цвет при­хо­дит­ся на эпо­ху кри­то-ми­кен­ской куль­ту­ры) во­пло­ща­ют в се­бе си­лу и ве­ли­чие древ­них во­ж­дей и пра­ви­те­лей – ба­си­лев­сов. Ге­рой, вождь и гла­ва ро­да, его за­щит­ник и ох­ра­ни­тель, бе­рёт на се­бя функ­ции уст­рой­ст­ва и упо­ря­до­че­ния жиз­ни. Упо­ря­до­че­ние ми­ра и ут­вер­жде­ние за­ко­но­мер­ных ос­нов жиз­ни, осу­ж­де­ние хао­са и сти­хий­но­сти, ус­та­нов­ле­ние ми­ро­вой гар­мо­нии ра­зу­ма ха­рак­тер­ны для оби­та­те­лей бо­же­ст­вен­но­го ми­ра.

«Фемида, Гермес, Зевс и Афина». Роспись пелики из Пантикапея. 350–340 до н. э. Эрмитаж (С.-Петербург).

Бо­ги во гла­ве с Зев­сом очи­сти­ли мир от ужас­ных чу­до­вищ и ти­та­нов. Ге­си­од в са­мых воз­вы­шен­ных и па­те­ти­че­ских то­нах ри­су­ет бит­ву олим­пий­цев и ти­та­нов, де­тей и от­цов («Тео­го­ния», 666–735); Зевс со­кру­ша­ет свои­ми мол­ния­ми и гро­ма­ми сто­гла­во­го Ти­фо­на (там же, 820–880), бо­ги-олим­пий­цы вме­сте с ге­ро­ем Ге­рак­лом по­бе­ж­да­ют ги­ган­тов («Ги­ган­то­ма­хия» рим. по­эта 5 в. н. э. Клав­диа­на). Бо­ги низ­вер­га­ют ти­та­нов в мрач­ный Тар­тар и де­лят ме­ж­ду со­бой мир. Зев­су – вер­хов­но­му бо­же­ст­ву – дос­та­ёт­ся вла­ды­че­ст­во над зем­лёй и не­бом; его брать­ям По­сей­до­ну и Аи­ду – мор­ские про­сто­ры и цар­ст­во мёрт­вых в глу­би­не зем­ли. Бо­ги, унич­то­жая чу­до­вищ, са­ми об­ре­та­ют об­лик пре­крас­ных, мощ­ных ан­тро­по­морф­ных су­ществ. Они ста­но­вят­ся по­мощ­ни­ка­ми и за­щит­ни­ка­ми лю­дей. Бо­лее то­го, они всту­па­ют в брак со смерт­ны­ми жен­щи­на­ми и ро­ж­да­ют ге­ро­ев (Ге­ракл, Те­сейПер­сейБел­ле­ро­фонт), ко­то­рые осу­ще­ст­в­ля­ют за­мы­сел олим­пий­цев на зем­ле, очи­ща­ют её от чу­до­вищ (напр., Ге­ракл со­вер­шил 12 под­ви­гов и да­же всту­пил в еди­но­бор­ст­во со смер­тью). Ка­ж­дое бо­же­ст­во по­лу­ча­ет твёр­до ус­та­нов­лен­ные функ­ции, под­дер­жи­вая ми­ро­вой по­ря­док и гар­мо­нию. В по­эмах Го­ме­ра «Илиа­да» и «Одис­сея» да­на ши­ро­кая кар­ти­на ми­ра бо­гов и ге­ро­ев: Зевс – вер­хов­ный вла­ды­ка, «отец лю­дей и бо­гов»; Ге­ра – его суп­ру­га, по­кро­ви­тель­ни­ца бра­ка и се­мей­ных ус­то­ев; Де­мет­ра – бо­ги­ня пло­до­ро­дия и ор­га­ни­зов. зем­ле­де­лия; Афи­на Пал­ла­да – бо­ги­ня че­ст­ной и спра­вед­ли­вой вой­ны (в про­ти­во­вес бо­гу Аре­су с его упое­ни­ем кро­вью и бит­ва­ми); Аф­ро­ди­та – бо­ги­ня кра­со­ты и люб­ви и т. д. Не­ко­то­рые бо­ги, напр. Ге­фест, ста­но­вят­ся бла­го­де­те­ля­ми че­ло­ве­че­ско­го ро­да бла­го­да­ря сво­ему мас­тер­ст­ву, Апол­лон же – не толь­ко бог, стре­лы ко­то­ро­го не­сут смерть, но так­же це­ли­тель и вра­че­ва­тель лю­дей, про­ри­ца­тель и ох­ра­ни­тель со­ци­аль­ных ус­то­ев жиз­ни.

Мир­ные функ­ции бо­гов рас­ши­ря­ют­ся, и Афи­на ока­зы­ва­ет­ся не толь­ко вои­тель­ни­цей, но так­же муд­рой уст­рои­тель­ни­цей че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ний, по­кро­ви­тель­ни­цей ре­мё­сел на­ря­ду с Ге­фе­стом и да­же по­мощ­ни­цей Про­ме­тея. Выс­шим про­яв­ле­ни­ем т. н. олим­пий­ской клас­сической ми­фо­ло­гии яв­ля­ет­ся миф о ро­ж­де­нии Афи­ны из го­ло­вы Зев­са, чем до­ка­зы­ва­ет­ся гла­вен­ст­вую­щая роль муж­ско­го на­ча­ла и ума­ле­ние древ­них ма­те­рин­ских прав.

«Аполлон». Римская копияс греческого оригинала Фидия (ок. 460 до н. э.). Мрамор. Художественные собрания (Кассель).

Греч. бо­ги и де­мо­ны, ка­че­ст­вен­но из­ме­нив­шись с раз­ви­ти­ем об­ще­ст­ва, ста­но­вят­ся по­кро­ви­те­ля­ми и уст­рои­те­ля­ми го­ро­дов-го­су­дарств (по­ли­сов), об­ре­тая вме­сте с тем ме­ст­ные и об­ще­гре­че­ские свя­ти­ли­ща, хра­мы и празд­не­ст­ва. Сла­ви­лись ора­ку­лы Апол­ло­на в Дель­фах, Кла­ро­се и Ди­ди­мах, свя­ти­ли­ща Зев­са в Олим­пии и До­до­не, бо­га-вра­че­ва­те­ля Аск­ле­пия в Эпи­дав­ре, По­сей­до­на на мы­се Су­нии. Афи­не был по­свя­щён Пар­фе­нон, а бо­ги­не Ни­ке (По­бе­де) – храм на Ак­ро­по­ле.

 

 

 

«Афродита Книдская». Римская копияс греческого оригинала Праксителя (350–340 до н. э.). Мрамор. Ватиканские музеи.

Хра­мы име­ли свои свя­щен­ные уча­ст­ки, зем­лю, хо­зяй­ст­ва и зна­ме­ни­тые об­ще­гре­че­ские свя­ти­ли­ща (напр., Де­лос, Дель­фы), вла­де­ли бо­га­той каз­ной, ко­то­рую ино­гда ис­поль­зо­ва­ли, ру­ко­во­дству­ясь по­ли­тич. ин­те­ре­са­ми. Храм не счи­тал­ся не­по­сред­ст­вен­ным жи­ли­щем бо­же­ст­ва. Там обыч­но на­хо­ди­лось его свя­щен­ное изо­бра­же­ние, про­ис­хо­ди­ли жерт­во­при­но­ше­ния, об­ря­ды по­свя­ще­ния, очи­ще­ния от сквер­ны. В хра­ме че­ло­век всту­пал в лич­ное об­ще­ние с бо­же­ст­вом, и его мо­лит­ва уси­ли­ва­лась при­сут­ст­ви­ем и мо­лит­вой жре­ца, хо­тя твёр­до ус­та­нов­лен­ной кас­ты жре­цов не су­ще­ст­во­ва­ло, и в ро­до­вом об­ще­ст­ве эти функ­ции мог вы­пол­нять гла­ва ро­да или ба­си­левс. Важ­ную роль об­ре­та­ло сло­во, об­ра­щён­ное к бо­же­ст­ву, оно не­сло в се­бе осо­бую энер­гию и, по­сто­ян­но ус­лож­ня­ясь и раз­рас­та­ясь, пре­вра­ща­лось в при­зыв­ные, про­си­тель­ные или бла­го­дар­ст­вен­ные гим­ны, в ко­то­рых пе­ре­чис­ля­лись функ­ции бо­же­ст­ва, все его свя­щен­ные име­на и вос­про­из­во­ди­лась его свя­щен­ная ис­то­рия. По­сте­пен­но соз­да­ва­лись це­лые сб-ки этих пес­но­пе­ний, имею­щих са­краль­ное зна­че­ние (напр., ор­фи­че­ские гим­ны), а так­же час­то ли­те­ра­тур­ных (т. н. го­ме­ров­ские гим­ны) и фи­ло­соф­ских (гим­ны не­оп­ла­то­ни­ка 5 в. н. э. Про­кла). Т. о., олим­пий­ская ре­ли­гия и ми­фо­ло­гия, быв­шая ос­но­вой пат­ри­ар­халь­ных от­но­ше­ний, ста­ла в даль­ней­шем идео­ло­гич. ос­но­вой жиз­ни греч. по­ли­са.

В 6–5 вв. до н. э. раз­ви­тие нау­ки и фи­ло­со­фии в Гре­ции по­дор­ва­ло на­ив­ную ве­ру в бо­гов и спо­соб­ст­во­ва­ло по­пыт­кам пред­ста­вить бо­же­ст­во в его выс­шей, ду­хов­ной, а не в те­лес­ной и ма­те­ри­аль­ной сущ­но­сти, ко­то­рой бы­ли свой­ст­вен­ны все не­дос­тат­ки и по­ро­ки че­ло­ве­ка (фи­лос. воз­зре­ния Ге­рак­ли­таАнак­са­го­ра, Пла­то­на). Фи­ло­со­фы-не­оп­ла­то­ни­ки (3–5 вв. н. э.) соз­да­ли строй­ную мо­но­теи­стич. ре­лиг. сис­те­му (ве­ра в еди­но­го бо­га, ча­ще все­го пред­став­ляе­мо­го в ви­де Солн­ца), про­ти­во­пос­тав­ляя её хри­сти­ан­ст­ву.

Ми­фо­ло­гия, уте­ряв зна­че­ние ве­ры, ста­ла со вре­ме­ни клас­сич. Гре­ции иг­рать вспо­мо­гат. роль, во­пло­ща­ясь в лит-ре и иск-ве. На­чи­ная с эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния греч. ми­фо­ло­гия ока­за­ла ог­ром­ное влия­ние на раз­ви­тие ми­ро­вой лит-ры и иск-ва. Ре­ли­гия же в собств. смыс­ле про­су­ще­ст­во­ва­ла до кон­ца ан­тич­но­сти (5 в. н. э.), по­сте­пен­но те­ряя свою зна­чи­мость и ог­ра­ни­чи­ва­ясь об­ла­стью при­ми­тив­ных язы­че­ских суе­ве­рий, ко­то­рые унич­то­жа­лись ши­ро­ко рас­про­стра­няю­щим­ся в Рим. им­пе­рии хри­сти­ан­ст­вом.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10