Появлению письм. памятников на др.-греч. яз. предшествовал длительный период нар. мифотворчества в форме сказаний о богах и героях. Лит-ра Г. Д. прошла в своём развитии три периода: архаический, или доклассический (до 5 в. до н. э.), аттический, или классический (5–4 вв. до н. э.), эллинистический (кон. 4 в. до н. э. – 4/5 вв. н. э.; ранний, собственно эллинистический, – до кон. 1 в. до н. э., и поздний, т. н. римский, период – 1 – 4/5 вв. н. э.). Первыми памятниками др.-греч. (и всей европейской) лит-ры стали созданные на ионийском диалекте эпич. поэмы «Илиада» и «Одиссея» (обе предположительно 8–7 вв. до н. э.), автором которых считался Гомер – легендарный аэд. В их основу легла передававшаяся из поколения в поколение общая, несмотря на территориальную раздробленность и наличие диалектов, история совместной воен. экспедиции (или похода) греков-ахейцев в сев.-зап. Малую Азию (Троянская война); реальные события оказались тесно переплетены с древнейшими мифологич. сюжетами, восходящими ещё к микенскому периоду. Различия между поэмами (если в «Илиаде» место действия практически не меняется, то в «Одиссее» это происходит достаточно часто; в «Одиссее», в отличие от «Илиады», повествование содержит отступления от хронологич. последовательности, и др.) толковались филологич. наукой как следствие их принадлежности разным авторам или разным жанровым типам эпоса (военно-героическому и сказочно-приключенческому), ни один из других образцов которых не сохранился. Гомеру в античности приписывались т. н. гомеровские гимны, а также комич. поэма о герое-дурачке «Маргит», написанная эпич. гексаметром с добавлением простонародного ямба, и пародийный эпос «Война мышей и лягушек». Ранние эпич. произведения бытовали в устной форме – в исполнении странствующих рапсодов. Дидактич. эпос, развившийся в Беотии, ставил целью суммировать знания в определённой области; к нему принадлежат поэмы Гесиода «Труды и дни», где воспевается крестьянский труд, и «Теогония», каталогизирующая мифологич. сведения.
Рост индивидуального самосознания стал причиной бурного развития др.-греч. поэзии в 7–6 вв. Формируются её осн. виды: элегия, ямбы, а также мелика, имевшая многочисл. разновидности, но в целом делившаяся на сольную (монодическую) и хоровую. Мелика пелась (в сопровождении струнного инструмента, реже авлоса); элегия декламировалась или пелась в сопровождении авлоса; для язвительно-сатирич. ямбов пение было нехарактерно.
Элегия, сочетающая гексаметр и пентаметр (элегический дистих), изначально, видимо, представляла собой плач по умершим, исполняемый во время тризн. Основоположник лит. элегии Каллин, а вслед за ним Тиртей сосредоточили внимание на воен. тематике; любовные мотивы доминируют в творчестве Мимнерма, а патриотические – у Солона и Феогнида. Ямбы с присущими им разговорными интонациями и живым, непосредственным восприятием реальности представлены творчеством Архилоха – основоположника ямбич. поэзии, Семонида, а также Гиппонакта, который пародировал «высокий стиль» гимнов и эпоса и ввёл в поэзию новый размер – холиямб. Если элегия и ямб в большинстве своём складывались на ионийском диалекте, то сольная мелика – на эолийском. В 6 в. в этом виде поэзии творили выходцы с о. Лесбос Алкей и Сапфо – родоначальники новых метрич. форм (алкеевой строфы и сапфической строфы); их гл. достижением стало обращение к внутр. миру человека, у Сапфо – охваченного сильнейшим любовным чувством, у Алкея – переживающего социальные потрясения. Главные темы поэзии Сапфо – любовь и красота; у Алкея преобладают мотивы войны – но войны не с внешним врагом, как у Тиртея, а гражданской. В отличие от эолийских поэтов, жизнь третьего крупного представителя сольной мелики, Анакреонта, протекала не на родине, а при дворах тиранов, стремившихся приближать к себе поэтов, чтобы тем самым придать своему правлению пышность и блеск. В его стихах любовная тема трактована более просто и поверхностно, чем у Сапфо. Хоровая мелика, создававшаяся преим. на дорийском диалекте, была обращена не к индивидууму, а к коллективу граждан и предназначалась для исполнения в составе разл. обрядов, в т. ч. культовых; мифологич. мотивы имели в ней гораздо большее значение, чем в элегии, ямбах и сольной мелике. Самый ранний её образец – парфений («девичья песня») Алкмана, исполнявшийся хором девушек на празднестве Артемиды. Сицилиец Стесихор в области хоровой мелики создавал большие поэмы, в композиции которых значит. роль играла триадическая строфика (строфа, антистрофа, эпод-припев); его оригинальная трактовка мифов впоследствии использовалась авторами трагедий. Ивик ввёл в хоровую мелику любовные мотивы, Симонид увековечивал в ней подвиги греков в войнах с персами, Пиндар и Вакхилид в хоровых эпиникиях прославляли победителей в спортивных состязаниях.
В 6 в. в Ионии зарождается проза, первоначально связанная с развитием философии (Анаксимандр и др. философы ионийской школы), географии и историографии (Гекатей Милетский).
В 5 в. центр политич. и культурной жизни сосредоточился в Афинах; патриотич. подъём обусловил взлёт трагедии и комедии, ставших ведущими жанрами в лит-ре Г. Д. Первый из великих др.-греч. драматургов, Эсхил, использует не только мифологич. сюжеты, но откликается и на совр. ему события: так, трагедия «Персы» посвящена победе, одержанной над персами у о. Саламин в 480. В основе творчества Эсхила лежал тетралогический принцип, когда к постановке готовились сразу три трагедии, объединённые общим сюжетом, а весь цикл завершался сатировской драмой – представлением на иной сюжет, с непременным участием в качестве персонажей сатиров и счастливым концом. Поэт периода становления афинской демократии, Эсхил изображает победу греч. полисной демократии над вост. деспотизмом («Персы»), государственности, суда – над родовыми порядками (трилогия «Орестея», «Семеро против Фив»), торжество принципов семьи («Данаиды») и цивилизации («Прометей»); действие божественных сил сливается с сознательным выбором человека и его личной ответственностью. В дальнейшем Софокл отказывается от тетралогического принципа и ставит отд. трагедии, что позволяет ему сконцентрировать события не вокруг всего рода, но вокруг отдельных его представителей. У Софокла, драматурга эпохи расцвета афинской демократии, люди вполне самостоятельны в своём поведении; в центре трагедии – судьба отд. человека, которая реализуется в конфликтах между законом государства и неписаными законами религии и морали («Антигона»), в столкновении честного прямодушия и лукавой мудрости («Филоктет»), страдании во имя долга («Электра»). Ошибки и страдания, вытекающие из человеческого неведения, изображены в «Трахинянках» и «Царе Эдипе». В сцеплении строго мотивированных событий, вытекающих из характеров и поступков действующих лиц, проявляется скрытое действие разумных божественных сил, управляющих миром.
Еврипид, поэт периода кризиса афинской демократии, исходит из автономной этики индивида и критикует традиц. мифы. Рисуя людей «каковы они на самом деле», он изображает их внезапные порывы («Геракл»), неукротимые страсти («Медея», «Ипполит»). Страдание уже не имеет нравств. смысла («Троянки»), и поэт часто упоминает роль Случая. Дегероизация соединяется с религ. скепсисом и постепенным размыванием жанровой специфики трагедии, что приводит к появлению у Еврипида трагедий со счастливым концом («Елена», «Ион»). Творчество Еврипида повлияло на формирование новых жанров и направлений в др.-греч. лит-ре: новой аттической комедии, любовного романа, александрийской поэзии и др.
Комедия, возникшая в Сицилии (Эпихарм, 6–5 вв.), но получившая развитие в Афинах 5 в. (т. н. древняя аттическая комедия), ставит не менее сложные социальные и культурные вопросы, чем трагедия, но в более актуальном и даже злободневном облачении. Древняя аттическая комедия сохранила старинные карнавально-игровые формы, наполнив их новым общественно-сатирич. содержанием. Известностью пользовались комедии Кратина, Евполида и др. авторов, но полностью сохранились лишь пьесы Аристофана – смелая и глубокая сатира на обществ.-политич. и культурную жизнь демократич. Афин кон. 5 – нач. 4 вв. («Всадники», «Осы»), софистическую философию («Облака»), трагедии Еврипида («Лягушки»). В комедиях «Ахарняне», «Лисистрата» Аристофан призывает к прекращению междоусобной Пелопоннесской войны. Вместо индивидуализации персонажей древняя комедия создаёт обобщённые карикатурные образы с использованием фольклорных масок. В средней аттической комедии (Антифан, Алексид и др., 4–3 вв.) характерная для древней аттической комедии политич. заострённость ослабилась, чтобы окончательно исчезнуть в новой аттической (Филемон, Дифил и др., 4–3 вв.): неустойчивые обществ. отношения окончательно подорвали веру в богов и воцарился Случай, занявший центр. место в комедиях Менандра, которого семейные ценности и психология среднего афинянина волновали больше, чем социальные потрясения и вопросы войны и мира. Конфликт в новой аттической комедии всё более формализировался, превратившись в стандартную схему (потерявшийся и найденный ребёнок, освобождение пленницы и т. д.), при этом определённую индивидуализацию получили образы-маски, отразившие влияние характерологии Феофраста.
Наряду с театром, в 5–4 вв. развивалась проза, отвечавшая нуждам полисной демократии. В Афинах и на Сицилии под воздействием софистики высокого расцвета достигло ораторское искусство – политическое (Демосфен, Исей и др.), судебное (Лисий, Эсхин, Гиперид и др.) и торжественное (Исократ, Феопомп, Эфор). Историография ознаменована творчеством Геродота, «Истории» которого, написанной по типу восточных хроник, не чужда новеллистич. и этнографич. увлекательность, а также Фукидида и Ксенофонта, которых в большей степени интересовала точность использованной информации, чем фольклорные и сказочные мотивы. Ксенофонт стал также создателем историч. мемуаристики («Анабасис»), жанров историко-нравоучит. романа («Киропедия») и лит. портрета («Воспоминания о Сократе»). У истоков нового прозаич. жанра – философского диалога – стоял Платон, герои которого решают, в частности, характерные ещё для трагедии моральные вопросы, но живут уже не в трагич. мире неизбежного рока, но в обычной реальности. Ученик Платона Аристотель в «Риторике» и «Поэтике» создал первую стройную теорию ораторской прозы и поэзии.
В кон. 4 в. до н. э., когда Афины уже не играли ведущей политич. роли в греч. мире, культурная жизнь переместилась в эллинистич. монархии, из которых самым важным для истории лит-ры оказался птолемеевский Египет с центром в Александрии. Общими чертами александрийской поэзии стали демонстрация эрудиции, изысканная отделка деталей, интерес к географич. колориту и чисто эстетич. восприятие мифа, который лишился религ. смысла. Три ведущих поэта этого времени – Каллимах, Аполлоний Родосский и Феокрит – каждый по-своему принимали участие в создании новой поэтики: Каллимах развивал малые формы и тяготел к стилистич. эксперименту, Аполлоний пытался воскресить героич. эпос, Феокрит создал новый жанр – буколику, который в дальнейшем развили Бион и Мосх. Популярностью пользовались эпиграмма (Асклепиад, Посидипп, Каллимах, Мелеагр, Филодем, Антипатр Сидонский и др.). В творчестве Феникса и Керкида возрождается интерес к ямбам. Проза представлена историографией, часто с весьма большой долей фантастики (Евгемер и др.), диатрибой, новеллой (Аристид Милетский); особый вид псевдоучёной лит-ры составила парадоксография, представленная сводами небылиц (Антифан и др.), а также смыкающаяся с ней ареталогия (рассказы о чудовищах и промысле богов), которая стала особенно популярна в позднем эллинизме. В красноречии господствовал азианизм, во многом определивший стиль всей позднеантичной прозы. Своеобразное явление драматургии этого времени – проникнутые натурализмом мимиямбы Герода. Сатирич. диалоги Мениппа, перемежающиеся стихами, стояли у истоков нового жанра – менипповой сатиры.
Творчество мн. авторов периода позднего эллинизма (с 1 в. н. э.) направлено на осмысление многовековой истории и культуры греч. народа: Плутарх находит в нац. истории высокие нравств. образцы и создаёт биографии великих людей прошлого («Сравнительные жизнеописания»). Сатирич., высмеивающая упадок совр. нравов проза Лукиана, напротив, наполнена духом скепсиса и отрицания. Систематизация др.-греч. мифов предпринята в «Библиотеке», приписываемой Аполлодору. Реакцией на господствовавший ранее азианизм стал аттикизм, провозгласивший культ классич. аттического языка. В русле аттикизма возникли риторические труды Дионисия Галикарнасского и приписываемый Лонгину трактат «О возвышенном», ознаменовавший начало лит. критики. Новый расцвет риторич. искусства, происшедший под влиянием идей софистики второй, был связан теперь не с политич. или судебной деятельностью, а с установкой на эстетич. наслаждение худож. словом (Полемон, Ирод Аттик, Элий Аристид и др.); его безыдейность стала предметом острой критики Лукиана. Творчество Элиана характеризуется разнообразием жанровых форм (новелла, экфрасис, афоризм, историч. анекдот и др.). Приметой времени стало угасание поэзии (представленной гл. обр. дидактич. поэмами Оппиана, творчеством Бабрия) и большая популярность нового прозаич. жанра – романа, который существовал в двух разновидностях: буколико-идиллической (Лонг) и авантюрной (Харитон, Ксенофонт Эфесский, Ямвлих, Гелиодор, Ахилл Татий). С 4–5 вв. н. э. античная греч. лит-ра уступает ведущее место христианской, хотя старые формы ещё некоторое время продолжают существовать.
Др.-греч. лит-ра оказала решающее воздействие на всё дальнейшее развитие мировой словесности, начиная с древнеримской и византийской. Это воздействие не ограничивается прямыми обращениями позднейших авторов к сюжетам, мотивам и образам др.-греч. литературы, но проявляется также в творческом усвоении её эстетич. принципов, жанровых и стилистич. моделей, системы стихосложения, которые оставались актуальными на всех этапах лит. развития.
Парфенон на афинском Акрополе. Западный фасад. 447–438 до н. э. Архитекторы Иктин и Калликрат.Фото В. М. ПаппеАрхитектура и изобразительное искусство. Предысторию греч. иск-ва в бронзовом веке представляет собой эгейское искусство 3–2-го тыс. до н. э. В 3-м тыс. (ранняя бронза) на первый план в Эгейском бассейне выходит культура Троады (Троя, Лемнос, Лесбос). На Кикладских о-вах (см. Киклады) в этот период изготовляются мраморные статуи и статуэтки («кикладские идолы»), служившие погребальными приношениями.
Храм Геры I (т. н. Базилика) в Пестуме. 1-я пол. 6 в. до н. э.Иск-во Греции 1-го тыс. до н. э. включает в себя эпохи «тёмных веков» (11–8 вв. до н. э.), архаики (нач. 7 – нач. 5 вв. до н. э.) и классики (5 – кон. 4 вв. до н. э.; ранняя классика – 500/480 – ок. 450; высокая классика – ок. 450 – ок. 400; поздняя классика – ок. 400–336), за которыми следует эпоха эллинизма (336–30 до н. э.), когда др.-греч. иск-во распространилось далеко за пределы собственно Греции в результате походов Александра Македонского, и римский период.
Архитектура Г. Д. 1-го тыс. до н. э. представлена памятниками разл. сохранности на территории совр. Греции, зап. побережья Турции и прилегающих островов (Иония и др.), а также юж. Италии и Сицилии (т. н. Великая Греция). Планы древнейших греческих храмов (11–8 вв.) восходят к мегарону. Типологически ближе всего к нему примыкает храм Аполлона Карнейского на о. Фера, хотя он датируется кон. 8 в. На фундаментах мегаронов Фермоса (Этолия) 11–9 вв. был возведён храм Аполлона (7 в.). Древнейшим раскопанным храмом Пелопоннеса считается храм Артемиды Орфии в Спарте (1-я пол. 8 в.). В Дреросе (о. Крит) открыт храм Аполлона (кон. 8 в.); на о. Эвбея, в Лефканди, – героон (святилище в честь героя) 9–8 вв., окружённый колоннадой. Все перечисленные храмы предвосхищают появление ордера архитектурного, как дорического, так и ионического. Терракотовые модели построек из Аргоса и Перахоры дают основание для их реконструкции. В это же время формируется простейший тип позднейшего др.-греч. храма – храм в антах. К осн. типам др.-греч. храма относятся также простиль – храм с портиком, вынесенным наружу; амфипростиль – снабжённый двумя такими же колонными портиками на торцевых фасадах; периптер – обнесённый колоннами со всех 4 сторон (самый распространённый тип в греч. архитектуре); диптер – обнесённый двойным рядом колонн (преим. в ионич. архитектуре). Гипотеза о сложении архит. ордеров как «окаменевших» деревянных конструкций, восходящая к Витрувию, не подтверждается совр. науч. данными. Первые дорич. каменные храмы на Пелопоннесе и в Великой Греции [Геры в Олимпии, Аполлона в Сиракузах, Геры I (т. н. Базилика) в Пестуме, храмы «С» в Селинунте и Аполлона в Коринфе] датируются 1-й пол. 6 в. Они внушительны и тяжеловесны, дальнейшая тенденция в развитии дорич. ордера состоит в облегчении пропорций здания. Ионический ордер возник ок. 560–540 в Ионии. В архаич. эпоху он представлен гигантскими мраморными диптерами: храм Артемиды в Эфесе, храмы Геры на о. Самос, Аполлона в Дидимах, впоследствии неоднократно перестраивавшиеся, были самыми грандиозными сооружениями Древней Греции.
После неудачного восстания греч. городов Малой Азии против персов (500 до н. э.) и разрушения Милета строительство в ионич. ордере приостанавливается, зато дорика переживает расцвет. В 1-й пол. 5 в. построена бо́льшая часть дошедших до нас памятников строгой дорики: новый храм Афины Афайи на о. Эгина, Герайон (храм Геры) в Селинунте, храмы Геры (т. н. Юноны Лацинии) и Зевса в Акраганте, Зевса в Олимпии, Геры II (т. н. храм Посейдона) в Пестуме и др. В сооружениях афинского Акрополя (2-я пол. 5 в.) великолепно сочетаются формы и принципы дорич. и ионич. ордера. Иктин, архитектор Парфенона, построил храм Аполлона в Бассах (кон. 5 в.), в интерьере которого впервые применил колонну коринфского ордера, изобретённого, по преданию, скульптором Каллимахом. Архитектура 4 в. характеризуется расширением репертуара строит. типов. Наряду с храмами (самый значит. из них – ионич. храм Афины в Приене, сер. 4 в.) возводились театры (в Эпидавре, в Мегалополе – крупнейший в Г. Д., и др.), монументальные гробницы (Галикарнасский мавзолей), булевтерии (здания гор. совета), палестры, гимнасии (здания для физич. упражнений). Греч. градостроительство лучше всего известно по раскопкам Олинфа, разрушенного Филиппом II Македонским в 348 и с тех пор не восстановленного. В этом городе отчётливо прослеживается регулярная Гипподамова система планировки, открытая также в Милете, Книде, Приене и др. городах, получившая широкое распространение с 5 в. до н. э. В эпоху эллинизма существовало неск. Александрий, основанных Александром Македонским, среди которых выделялась Александрия Египетская – крупнейший город Вост. Средиземноморья. Из эллинистич. городов лучше других изучен Пергам, возвысившийся в 3–2 вв. (хорошо сохранился акрополь с дворцами пергамских царей, руинами святилища Афины Никефоры, библиотекой, фундаментами Большого алтаря Зевса, театром и др. постройками).
Теоретиками архитектуры в Г. Д. были крупнейшие практикующие архитекторы: Херсифрон и Метаген (6 в. до н. э.) – строители архаич. храма Артемиды в Эфесе, Иктин (5 в. до н. э.) – строитель Парфенона, Пифей и Сатир (4 в. до н. э.) – строители мавзолея в Галикарнасе, Филон (4 в. до н. э.) – строитель Арсенала в Пирее. Их сочинения не сохранились; некоторое представление о них даёт трактат Витрувия.
«Геракл и Атлас». Метопа храма Зевса в Олимпии. Мрамор. Ок. 468–456 до н. э. Археологический музейСкульптура дошла до нас как в подлинниках из известняка, мрамора, бронзы, терракоты 9–1 вв. до н. э., так и в рим. копиях (гл. обр. из мрамора, 1–2 вв. н. э.) прославленных оригиналов (в т. ч. бронзовых). Древнейшие памятники др.-греч. скульптуры (9–8 вв. до н. э.) принадлежат к геометрическому стилю. Это схематич. фигурки людей и животных из бронзы и терракоты, найденные в Афинах, Олимпии, в Беотии. Появление монументальной скульптуры в Греции относится к сер. 7 в. и характеризуется ориентализирующими стилями, из которых наибольшее значение имел дедаловский, связанный с именем полумифич. скульптора Дедала. К кругу «дедаловской» скульптуры принадлежит статуя Артемиды Делосской (Нац. археологич. музей, Афины) и женская статуя «Дама из Оксерра» критской работы (сер. 7 в., Лувр, Париж). Надгробная, посвятительная и культовая статуи представлены в архаике типами куроса и коры, появление которых также датируется сер. 7 в. Среди знаменитых памятников архаич. круглой скульптуры – голова Геры, найденная возле её храма в Олимпии (Археологич. музей, Олимпия), статуи Клеобиса и Битона (Археологич. музей, Дельфы), Гера Самосская (Лувр), статуи сидящих жрецов из Дидимы (Британский музей, Лондон), Мосхофор («Тельценосец») с афинского Акрополя (Музей Акрополя, Афины), Ника Архерма (Нац. археологич. музей, Афины). Последняя статуя демонстрирует архаич. схему т. н. коленопреклонённого бега, использовавшуюся для изображения летящей или бегущей фигуры. В архаич. скульптуре принят ещё целый ряд условностей – напр., т. н. архаическая улыбка на лицах статуй. К этому же времени относится первая скульптурная храмовая декорация: рельефы фриза и статуи из Принии на о. Крит (Археологич. музей, Ираклион). В дальнейшем скульптурная декорация заполняет свободные поля, обусловленные конструкцией храма: фронтоны и метопы в дорич. храме, непрерывный фриз (зофор) – в ионическом. Наиболее ранние фронтонные композиции (нач. 6 в.) происходят из разных храмов афинского Акрополя (Музей Акрополя, Афины) и из храма Артемиды на о. Корфу (Археологич. музей, Керкира), а самые ранние метопы – из храма «С» в Селинунте (Нац. музей, Палермо). Архаич. рельефы украшают также надгробные стелы и базы статуй.
Классич. период др.-греч. скульптуры приходится на 5–4 вв. до н. э. Переходным от архаики к классике является декор храма Афины Афайи на о. Эгина (Глиптотека, Мюнхен). На место рельефов во фронтонах приходит круглая скульптура. Архаич. скульптуры зап. фронтона относятся ко времени основания храма (510–500), скульптуры второго вост. фронтона, заменившие более ранние, – к раннеклассич. времени (490–480). Центр. памятник скульптуры ранней классики – фронтоны и метопы храма Зевса в Олимпии (ок. 468–456, Археологич. музей, Олимпия). Другое значит. произведение ранней классики – «Трон Лудовизи» (470–450, Нац. музей, Рим), украшенный рельефами. От этого времени дошёл также ряд бронзовых статуй: Посейдона с мыса Артемисий (Нац. археологич. музей, Афины), «Дельфийский возничий» (Археологич. музей, Дельфы), две бронзовые фигуры воинов из Риаче (Нац. археологич. музей, Реджо-ди-Калабрия). Крупнейшие скульпторы ранней классики – Пифагор Регийский, Каламид и Мирон. В их творчестве, о котором можно судить гл. обр. по поздним копиям их произведений и лит. свидетельствам, архаич. стилизация сменяется раннеклассич. «строгим стилем», предвосхищающим приёмы идеализации, характерные для высокой классики. Высокая классика воплотилась в работах Поликлета и Фидия. Последнему принадлежали произведения хрисоэлефантинной скульптуры – статуи Афины Парфенос и Зевса Олимпийского (обе не сохранились), которые были, по-видимому, вершиной др.-греч. пластики. Кратковрем. расцвет высокой классики связан со скульптурной декорацией Парфенона (дошли фронтоны, метопы и зофор, 447–432; Британский музей, Лондон; Музей Акрополя, Афины), осуществлённой по замыслу Фидия.
«Галл, убивающий себя и свою жену». Римская копия. С греческого оригинала (ок. 220 до н. э.). Национальный музей (Рим).Произведениям Каллимаха, Алкамена, Агоракрита и др. скульпторов кон. 5 в. свойствен «богатый стиль» с его декоративной и линейной изощрённостью. Его характерные памятники – рельефы балюстрады небольшого храма Ники Аптерос на афинском Акрополе (ок. 410, Музей Акрополя) и ряд надгробных стел, среди которых наиболее известна стела Гегесо (кон. 5 в., Нац. археологич. музей, Афины).
«Дионис на пантере». Галечная мозаика. Кон. 4 в. до н. э. Археологическая коллекция (Пелла).Важнейшие произведения др.-греч. пластики поздней классики – скульптурный декор храмов Асклепия в Эпидавре (ок. 400–375), Афины Алеи в Тегее (ок. 370–350), Артемиды в Эфесе (ок. 355–330) и Галикарнасского мавзолея (ок. 350, скульпторы Скопас, Бриаксис, Тимофей и Леохар). Леохару приписываются также оригиналы статуй, известных в копиях 1–2 вв. н. э., – Аполлона Бельведерского (Ватиканские музеи) и Дианы Версальской (Лувр). Крупнейшие скульпторы поздней классики – идиллический Пракситель, страстный Скопас и виртуозный Лисипп, во многом предвосхитившие последующую эпоху эллинизма с её иллюзионистич. тенденциями. В эпоху эллинизма др.-греч. скульптура значительно дифференцировалась по школам. С александрийской школой связана деятельность последователей Праксителя. Пергамская школа представлена мраморными рим. копиями с бронзовых оригиналов ок. 220 до н. э. («Умирающий галл», Капитолийские музеи, Рим, и «Галл, убивающий себя и свою жену», Нац. музей, Рим), а также фризом Пергамского алтаря с изображением гигантомахии (ок. 180–160, Пергамон-музей, Берлин). С родосской школой связана, по-видимому, статуя Ники
«Битва при Иссе». Мозаика из «Дома Фавна» в Помпеях. 2 в. до н. э. Копия с картины живописца Филоксена из Эретрии. Национальный археологический музей (Неаполь).Самофракийской (ок. 190 до н. э., Лувр);
позднее из этой школы вышли скульпторы Агесандр, Полидор и Афанодор – создатели скульптурной группы «Лаокоон» (сер. 1 в. до н. э., Ватиканские музеи), а также мраморной многофигурной композиции «Ослепление Полифема» (Нац. археологич. музей, Сперлонга). К этому же времени относится деятельность скульптора Аполлония из Афин, создателя «Бельведерского торса» (1 в. до н. э., Ватиканские музеи) и, вероятно, статуи «Кулачного бойца» (1-я пол. 1 в. до н. э., Планетарий Нац. музея, Рим). Тогда же Аполлоний и Тавриск из Тралл создали группу «Фарнезский бык» (сер. 2 – сер. 1 вв. до н. э., Нац. археологич. музей, Неаполь), дошедшую в поздней рим. версии. В 4–3 вв. в мастерских Танагры (в Беотии) достигает высокого совершенства иск-во терракотовой малой пластики (коропластика). Изготовление фигурок из терракоты состояло из следующих последоват. операций: подготовка глиняного теста (отмучивание), лепка от руки или формовка в форме-матрице (полые формы появились в Греции во 2-й пол. 7 в.; для одной статуэтки могло использоваться до 14 отд. форм); доработка перед обжигом (ретушь); обжиг (после предварит. просушки) и, наконец, раскраска.
Монументальная и станковая живопись Г. Д. почти не сохранилась до наших дней. Некоторое представление о ней дают лит. источники (важнейший из которых – «Естествознание» Плиния Старшего), в т. ч. анекдоты о художниках. О др.-греч. живописи можно судить также по одноврем. тенденциям в вазописи (особенно в белофонной), росписям этрусских (7–1 вв. до н. э.) и пестумских (5–4 вв.) гробниц, а также по копиям рим. времени (гл. обр. по живописи и мозаикам Кампании).
Первый греч. живописец Савр с Самоса (8–7 вв.), по преданию, обвёл тень коня, знаменитый мастер 7 в. Клеанф из Коринфа создавал лишь контуры фигур. В дошедших росписях 7–6 вв. [метопы храма в Фермосе, стела Лисия, пинаки (картины) из Пицы] гл. роль играет контур, внутри которого плоскости окрашены в чистые цвета без полутонов – жёлтый, синий, белый, чёрный, розовый, пурпур. Но подлинным основоположником греч. живописи был Полигнот с о. Фасос (2-я четв. – сер. 5 в.). Исполненные им грандиозные (до 90 фигур) композиции «Падение Трои» и «Некийю» («Царство мёртвых») в Лесхе (зал для бесед книдян в Дельфах) подробно описывает Павсаний. Полигнот впервые переходит от единой линии почвы к свободному размещению фигур на разной высоте, добиваясь эффекта многопланового пространства. Следующий шаг делает Агатарх (сер. 5 в.), выполнивший живописные декорации для театральных постановок Эсхила, в которых впервые разрабатывались принципы линейной перспективы.
Чуть позднее Аполлодор начал моделировать фигуры светотенью, за что получил прозвище «скиаграф» («тенеписец»). На рубеже 5–4 вв. работали живописцы-соперники Паррасий из Эфеса и Зевксис. В 4 в. до н. э. складываются 3 самостоят. школы живописи – фиванская (Аристид Старший, Никомах, Аристид Младший), афинская (Евфранор, Никий) и сикионская (Памфил, Павсий). Если фреска царской гробницы в Вергине («Похищение Персефоны») действительно выполнена Никомахом, как предполагает её раскопщик М. Андроникос, то перед нами впервые предстаёт оригинал работы крупного греч. живописца. Вместе с тем оказывается возможным выявить реплики греч. живописи начиная с Никия в помпейских фресках («Персей и Андромеда», копии нач. 1 в. н. э., Нац. археологич. музей, Неаполь).
К картине «Битва при Иссе» живописца Филоксена из Эретрии, ученика Никомаха, заказанной царём Кассандром, восходит знаменитая мозаика 2 в. до н. э. из «Дома Фавна» в Помпеях. Памфил из Сикиона был крупным теоретиком живописи, а его ученик Павсий значительно усовершенствовал технику энкаустики (см. в ст. Восковая живопись), в которой преим. работали мастера эпохи расцвета греч. живописи (2-я пол. 4 в. до н. э.) – Апеллес, Протоген, Аэтион, Феон, Антифил. Со стилем Павсия связаны и галечные мозаики Пеллы, столицы макед. царей (кон. 4 в. до н. э.). Живопись эпохи эллинизма представлена весьма разнообразными стилями и богатой тематикой – мифологич. и историч. сюжетами, жанровыми, буколическими, эротич. сценами, портретами, пейзажами, натюрмортами. Обо всём богатстве эллинистич. живописи можно судить по сохранившимся до наших дней копиям и репликам, открытым в Помпеях, Геркулануме и Стабиях.
Из всех видов декоративно-прикладного искусства лучше всего сохранилась расписная керамика, дошедшая до нашего времени во множестве экземпляров (по общим оценкам, 30–40 тыс. ваз и их значит. фрагментов в разл. музеях мира). Как простая керамическая тара, так и расписная пиршественная посуда характеризовались исключительной функциональностью форм. Осн. формы греч. керамич. сосудов определялись их назначением. Расписная керамика, прошедшая в своей эволюции ряд этапов, достигла наибольшего разнообразия форм (неск. десятков) в 6–5 вв. Тогда же значительно расширился тематич. репертуар росписей, включая, наряду с бытовыми и ритуальными сюжетами (особенно дионисийскими), сюжеты мифов, нередко отсутствующие в доступных нам лит. источниках. На симпосиях (пирах) ваза была не только утилитарным или чисто декоративным предметом обихода, она служила для общения и игры. Осн. технич. элементом расписной керамики был чёрный лак превосходного качества, рецепт приготовления которого сейчас неизвестен. Сформованная на гончарном круге из хорошо отмученной глины, расписанная чёрным лаком (в чернофигурной или краснофигурной вазописи), ваза проходила обжиг неск. раз. Владельцем керамич. мастерской был, как правило, гончар; его постоянным помощником – вазописец. Иногда гончары и вазописцы подписывали свои имена на вазах, первые с глаголом «сделал» (ἐποίησεν), вторые – «расписал» (ἔγραψεν). Сейчас известно ок. 40 таких имён. Поскольку по стилистич. признакам росписей можно выделить гораздо больше мастеров (неск. сотен), вазописцам принято присваивать условные имена – по имени гончара [Вазописец (Мастер) Брига, см. Бриг], по месту хранения наиболее известной вазы (Берлинский вазописец), по имени её владельца (Вазописец Шувалова), по мифологич. сюжету (Вазописец Ниобид) или герою (Вазописец Ахилла), по имени «любимца» (Вазописец Эвайон).
Наряду с керамикой в хорошем состоянии сохранились изделия торевтики (худож. обработка металла) и близко связанного с ней ювелирного дела, а особенно глиптики (иск-во резных камней). Во множестве экземпляров дошли монеты различных греч. центров. Неплохо представлено также худож. стекло. Напротив, мебель и ткани известны по единичным находкам.
В римский период (1 в. до н. э. – 4 в. н. э.) иск-во Г. Д. включается в круг др.-рим. худож. традиции. Греч. архитекторы и скульпторы работают в Риме; статуи и картины целыми кораблями вывозятся из Греции в Италию; римские императоры (Август, Нерон, Траян, а особенно Адриан) и меценаты одаривают Грецию новыми постройками. Пожалуй, только в области скульптурного портрета Г. Д. в этот период располагает собственной худож. школой, оставившей ряд первоклассных произведений. В 4 в. центр худож. деятельности перемещается на север страны, в Салоники, связывавшие Запад и Восток Римской империи.
Возникнув в кругу культур Древнего Востока, в непосредственном взаимодействии с ними, греч. иск-во осуществило решит. переворот во всех областях худож. творчества. Одни виды греч. иск-ва, как расписная керамика, не получили развития в последующие эпохи; другие, как скульптура и живопись, тщательно копировались уже в императорском Риме; третьи, как ордерная архитектура, заложили основы для всей дальнейшей эволюции худож. культуры.