(500–336 до н. э.). Формирование греч. городов-государств в осн. чертах завершается к исходу 6 в., и сразу же эти новообразовавшиеся государства подверглись тяжёлому испытанию. Ещё в сер. 6 в. на вост. рубежах греч. мира появилась враждебная сила – перс. держава, Ахеменидов государство. Его цари не только подчинили себе страны Переднего Востока и Египет, но и начали наступление на греч. города. При Кире II были подчинены города на побережье Малой Азии (546), при Камбизе II персы покорили о. Самос (522), а Дарий I начал наступление на Балканскую Грецию. Затеянный им скифский поход (512) хотя и не достиг своей прямой цели – разгрома племенного союза причерноморских скифов, но имел следствием утверждение персов в зоне черноморских проливов и подчинение Фракии и Македонии. Этой ситуацией воспользовались древние торговые конкуренты греков – финикийцы, чьи суда стали бороздить воды Эгейского моря. Ограничения торговой активности, с одной стороны, и политич. гнёт, в особенности вследствие насаждения персами зависимых от них тиранич. режимов, – с другой, вызвали возмущение ионийских греков (Ионийское восстание, 500–494).
Это событие открыло длительную полосу греко-персидских войн (500–449). Растянувшиеся на полстолетия, эти войны подтвердили жизнеспособность новой греч. цивилизации и обеспечили ей всемирно-историч. успех. В борьбе с персами мир греч. общин продемонстрировал высокую степень политич. организации (подтверждение тому – создание общеэллинского союза в 481) и выдвинул целую плеяду выдающихся военно-политич. лидеров, в числе которых были афиняне Мильтиад, Фемистокл, Аристид, Кимон и спартанцы Леонид и Павсаний. В особенности велика была роль Афин, которые сначала вместе со Спартой руководили отражением чужеземного нашествия, а затем единолично возглавили наступление греков на азиат. владения персов. В итоге победоносное отражение греками вторжений персов на Балканский п-ов (победы при Марафоне в 490, при Саламине в 480, при Платеях и Микале в 479) обеспечило не только самим грекам, но и последующим европ. государствам возможность свободного самостоят. развития, хотя и проложило разграничительную черту между Азией и Европой, что на мн. века негативно сказалось на процессе взаимодействия и сближения цивилизаций Востока и Запада.
Победа в греко-перс. войнах имела важные последствия для развития греч. полисов как в сфере социально-экономической, так и в политич. отношении. Благодаря успешным войнам выросла экономика греч. городов, которая теперь окончательно перешла на античный путь развития за счёт массового использования обращённых в рабство чужеземцев. Наводнение городов военнопленными рабами привело к внедрению рабского труда во все сферы социальной жизни: в добывающую пром-сть (в рудниках и каменоломнях), в разл. ремёсла, где к кон. 5 в. возник особый тип большой мастерской, использовавшей труд рабов, – эргастерий, даже в сферу кредита, финансовых операций, где, наряду с собственно финансистами, ростовщиками-трапезитами, появились их доверенные агенты из числа рабов. В домах богатых людей возросло число челяди, тоже рабов (служанок, поваров, флейтисток и др.). Даже в гос. жизни широко использовался труд рабов (в качестве канцеляристов, а в Афинах также и полицейских). Такими полицейскими были закупленные афинским правительством в Причерноморье (ок. 476) 300 рабов-скифов (позднее их число было доведено до 1000). Они жили в особых казармах, носили традиц. одежду (пёстрые шаровары, кафтан, башлык) и сохраняли привычное вооружение (лук и небольшой меч), а их гл. обязанностью было поддержание порядка в обществ. местах, для чего их снабжали дополнит. орудием – бичом. Именно рабство стало тем фундаментом, на котором выросло здание античного гражд. общества. Благодаря рабству значит. часть свободных людей в греч. городах получила возможность жить, не обременяя себя физическим, производительным трудом, а наличие материально обеспеченного досуга стало основанием для развития высокой гуманитарной культуры, для пышного расцвета творческой деятельности художников, писателей, учёных. Отличит. признаком свободного человека, гражданина стало, по определению Аристотеля, наличие достаточного досуга (схолэ). Показательно, что слово «схолэ» стало также обозначением таких явлений культурной жизни, как учёная беседа, лекция наставника-философа, науч. трактат, наконец, само помещение, где люди предавались интеллектуальным занятиям. В Новое время через лат. посредство (schola) это слово стало обозначением гл. образовательного учреждения – школы.
С успехами в войнах с персами было связано и др. важное явление в жизни др.-греч. общества – развитие демократии в передовых в экономич. отношении полисах. Особенно велико было значение успехов демократии в Афинах. Здесь сложился характерный для демократии политич. строй, опирающийся на понятие нар. суверенитета и соответствующие институты – нар. собрание, гос. совет (Совет 500) и нар. суд (гелиэя). Для граждан обеспечивалось не только политич. равноправие, но и реальная возможность участия в обществ. и политич. жизни. Это достигалось широкой социальной политикой, включавшей в себя оплату должностей, выдачу денег из т. н. зрелищного фонда – теорикона для посещения театральных представлений, организацию строит. работ, вывод избытка аграрного населения в военно-земледельч. колонии (клерухии), наконец, привлечение богатых граждан к несению повинностей в пользу народа (литургии). Большую роль в организации и осуществлении этой социальной программы сыграл лидер афинской демократии Перикл, деятельность которого приходится на 460–430. При нём окончательно оформились не только собственно демократия в Афинах, но и её важное внешнеполитич. объединение – Делосский союз (позднее Афинский мор. союз), возникший в 478/477 как объединение мор. полисов, заинтересованных в победоносном завершении войн с персами. Усилиями его лидера – Афин – этот союз скоро превратился в Афинскую державу, ставшую важным источником материального благосостояния Афинского гос-ва и орудием афинской внешней политики, нацеленной на достижение гегемонии в Элладе.
Афинские претензии на политич. лидерство в Греции вызвали, однако, противодействие со стороны др. сильного гос-ва – Спарты. Последняя с тревогой следила за усилением Афин, опасаясь роста демократич. тенденций в опекаемых ею городах Пелопоннеса. К Спарте стали обращаться за помощью те греч. общины, которые опасались посягательств Афин на их независимость. В микрокосме греч. полисов произошло размежевание: если развитые мор. полисы (гл. обр. ионийские) тяготели к Афинам и до поры до времени оставались в орбите их влияния, то более консервативные общины (дорийцев и эолийцев) симпатизировали олигархич. строю Спарты и ожидали от неё защиты. Политич. раскол дополнялся экономич. соперничеством между Афинами и торговыми центрами Пелопоннесского союза – Коринфом и Мегарами, а также идеологич. противостоянием афинской демократии и спартанской олигархии. Результатом этого соперничества стала межгреческая Пелопоннесская война (431–404), явившаяся не только столкновением двух ведущих полисов Эллады – Афин и Спарты, не только противоборством двух блоков государств – Афинского и Пелопоннесского, но и конфликтом двух разных историч. тенденций – торгово-демократической и аграрно-консервативной. В этом конфликте победа осталась за второй: Пелопоннесский союз не только сумел измотать Афины, слишком понадеявшиеся на свою финансовую и морскую мощь, но и привёл их к полному воен. разгрому. Поражением окончилось вторжение афинян в Сицилию (415–413), что обернулось для них огромными, практически невосполнимыми потерями, а десять лет спустя афинский флот был окончательно разгромлен спартанцами при Эгоспотамах (в Геллеспонте, 405). Одна из гл. причин поражения Афин – непрочность созданного ими державного единства, Афинского мор. союза, который развалился вскоре после неудачи в Сицилии. Сказались также неровность и непоследовательность афинского руководства войной. На заключит. этапе талантливому, но непоследовательному военно-политич. лидеру афинян Алкивиаду с успехом противостоял наделённый твёрдой волей спартанский флотоводец Лисандр, победитель при Эгоспотамах. Большую роль при этом сыграло вмешательство Персии в греч. дела. В конце войны персы финансировали строительство спартанского флота, благодаря чему спартанцы добились решающего перевеса. По миру, заключённому в 404, Афины должны были согласиться на практически полное разоружение и отказаться от претензий на какое бы то ни было лидерство в греч. мире.
Победа Спарты в Пелопоннесской войне не создала никакой принципиально новой политич. системы в Греции. Для множества мор. полисов, входивших в Афинский мор. союз, торжество Спарты означало только смену гегемона (вместо Афин – Спарта). Истощённые войной греч. города вступили в полосу длительного и острого социально-политич. кризиса. Он был подготовлен исподволь предыдущим экономич. развитием: рост крупного рабовладельч. хозяйства приводил к разорению мелких свободных производителей, крестьян и ремесленников. Длительная Пелопоннесская война усугубила этот процесс, стимулировав спекуляцию, рост крупных состояний, с одной стороны, и разорение мелких хозяйств – с другой. Имущественная дифференциация содействовала социальному расколу, так что, по словам Платона, в каждом греч. полисе образовались два противостоящих друг другу лагеря – бедных и богатых, готовых истребить друг друга. Кризис социальный углублялся кризисом политическим. Обнищавшая масса граждан требовала вспомоществования от полисного государства, а естественный в таких условиях переход от нар. ополчения к наёмной армии предъявлял дополнит. требования к гос. казне. Да и сам переход к использованию наёмных отрядов был чреват опасностью для полисного государства ввиду очевидной нелояльности наёмников. Упадок финансового и воен. ведомства сопровождался упадком суверенных органов власти: нар. собрание и суды становились ареной сведения социальных счётов, а вместо принципиальных политич. лидеров трибуну в нар. собрании заняли ораторы-демагоги. К этому добавился ещё и кризис традиц. полисной идеологии. Знамением времени стала массовая аполитичность, т. е. равнодушие граждан к судьбам своего государства-полиса. В среде простого народа развивалось увлечение утопич. мечтаниями о мире всеобщего равенства и достатка (эти настроения нашли яркое отражение в пьесах афин. комедиографа Аристофана «Законодательницы» и «Богатство»), тогда как полисная элита мечтала о сильном единоличном правителе, способном положить конец внутр. смутам и объединить страну ради завоевательной кампании на Востоке (выразителем этих идей стало творчество крупнейшего афинского ритора-публициста Исократа).
Эти монархические и панэллинские устремления поддерживались также нездоровой внешнеполитич. ситуацией. В кон. 5 в. на смену афино-спартанскому дуализму пришла единоличная гегемония Спарты, однако консервативное, полностью военизированное спартанское гос-во было не в состоянии заменить Афины в роли лидера торговых городов, тем более стать таким лидером для всей Эллады. Морские полисы, испокон веков тяготевшие к демократии, а также ряд континентальных общин, в т. ч. и пелопоннесские города, начали тяготиться спартанским диктатом и в конце концов выступили против Спарты (т. н. Коринфская война, 395–387). Гегемония Спарты была уничтожена, но обозначилась новая проблема для греков – растущее вмешательство Персии. Поддерживавшая Спарту в Пелопоннесской войне, Персия затем оказалась в лагере её греч. недругов.
Золотой ларец из гробницы Филиппа II в Вергине. На крышке эмблема македонской династии – звезда.4 в. до н. э. Археологический музей (Фессалоники).Когда воюющие в Греции стороны измотали друг друга, перс. царь Артаксеркс II (см. в ст. Артаксеркс) властно вмешался в межгреческий конфликт и продиктовал условия т. н. Анталкидова (или царского) мира, завершившего Коринфскую войну, а затем снова стал поддерживать уже обессиленную Спарту в качестве противовеса др. греч. государствам, в первую очередь беотийским Фивам и Афинам. Эти два полиса также заявляли претензии на первенство в Элладе. Возглавившие Беотийский союз (см. в ст. Беотия) Фивы нанесли ряд поражений Спарте (особенно сильное – при Левктрах в 371) и содействовали разрушению Пелопоннесского союза и ограничению спартанского гос-ва территорией Лаконики. Однако, когда к Спарте присоединились Афины, Беотийский союз настолько ослабел в борьбе с противниками, что после битвы при Мантинее в 362 сошёл с историч. сцены как ведущая держава. Точно так же неудачей закончилась и попытка Афин вновь занять положение греч. лидера. Им удалось восстановить в 378 свой морской союз, но когда они вновь попытались перейти к державной политике, союзники подняли восстание (Союзническая война, 357–355). Второй Афинский союз практически распался, и это подвело черту под гегемонистскими притязаниями Афин. К 350-м гг. греч. мир находился в состоянии политич. хаоса, чем и воспользовалась сложившаяся на севере этого мира новая держава – Македония.
Историч. развитие древней Македонии отличалось своеобразием. Расположенная вдали от культурных центров Эллады, она долго сохраняла традиции патриархального быта. Сохранялась царская власть, тем более что страна подвергалась вторжениям соседних воинственных варваров – фракийцев и иллирийцев, отражение которых требовало консолидированных усилий всего народа. Многочисл. земледельч. население страны было естеств. основой для сильного ополчения. Последнее не только составляло воен. силу государства, но и являлось суверенным органом власти: утверждало нового царя, исполняло роль верховного суда по делам об измене. Постепенно Македония сближалась с эллинским миром. Особенно значит. роль в этом плане сыграло правление царей Александра I (ок. 495 – ок. 455), Архелая (413–399) и Филиппа II (359–336). С именем последнего связан ряд важных преобразований и реформ: окончательное формирование сильной постоянной армии, введение в монетное дело системы биметаллизма (т. е. чеканки наряду с обычной серебряной ещё и золотой монеты) и завершение централизации страны, что нашло выражение в обуздании своеволия знатных кланов. Филипп II вывел Македонское гос-во в ряд первых эллинских держав, более того, добился для Македонии господства в Элладе. Он увеличил макед. владения, захватив Амфиполь в устье р. Стримон (357) и аннексировав Халкидику (348), присоединил к Македонии в форме личной унии Фессалию (353), разгромил Фокиду и добился председательства (346) в важном религ.-политич. объединении греков – Дельфийской амфиктионии. Он распространил свою власть по фракийскому побережью вплоть до проливов и, наконец, нанёс поражение коалиции свободных греч. городов во главе с Афинами и Фивами (при Херонее, 338). Завершающим моментом политич. деятельности Филиппа II стало проведение конгресса представителей греч. городов в Коринфе (338/337). На этом конгрессе по инициативе Филиппа были приняты важные решения, оформившие создание новой политич. системы – греко-макед. державного объединения. На первой сессии конгресса осенью 338 объявлялось об установлении гражданского и общеэллинского мира, о создании воен. союза между греками и макед. царём, учреждался союзный совет – синедрион, а макед. царь провозглашался гегемоном союза. На второй сессии весной 337 было принято решение о войне с Персией и назначении Филиппа II командующим с чрезвычайными полномочиями (стратегом-автократором) на время будущей войны. Эти решения были поддержаны частью греч. общества (землевладельч. знатью, крупным купечеством, отд. представителями интеллектуальной элиты), но в целом вся система была навязана греч. миру более сильной стороной – макед. монархией. Отсюда недолговечность этой системы, существовавшей только пока длилось правление Филиппа II и его сына Александра. Так или иначе Филипп готовился начать войну с Персией, и лишь преждевременная смерть (он пал жертвой придворного заговора) помешала ему самому осуществить своё намерение.