9.9.1976 скончался Мао Цзэдун. Это событие стало важным рубежом в развитии КНР. Влияние «левых», пользовавшихся его покровительством, начало быстро снижаться. 7.10.1976 Политбюро ЦК КПК избрало новым пред. ЦК КПК Хуа Гофэна, в тот же день Цзян Цин и её сторонники были арестованы (осуждены в 1981). Опираясь на органы обществ. безопасности и армию, новое руководство быстро сломило сопротивление «левых» в центре и на местах. На прошедшем 12–18.8.1977 внеочередном, 11-м съезде КПК представители «левых» были официально исключены из всех парт. органов. Съезд избрал одним из заместителей пред. ЦК КПК реабилитированного незадолго до этого Дэн Сяопина. Было объявлено о завершении «культурной революции», принят новый устав партии, воспроизводивший осн. положения устава 1956 и ориентировавший на развитие принципа коллективного руководства, укрепление парт. дисциплины и внутрипартийного контроля.
Прошедшая в февр. – марте 1978 1-я сессия ВСНП 5-го созыва поддержала персональные изменения в составе парт. и гос. руководства КНР и утвердила Хуа Гофэна в должности премьера Гос. совета. 5.3.1978 ВСНП одобрило «новую конституцию на новую декаду развития», приняло решение о возложении обязанностей Верховного главнокомандующего НОАК на Хуа Гофэна, избрало пред. ПК ВСНП Е Цзяньина (вместо Чжу Дэ, умершего 6.7.1976). Сессия ВСНП высказалась в поддержку курса по наведению порядка в экономике, за перевод всего хозяйства на рельсы планомерного, пропорционального и ускоренного развития. Подъём экономики определялся в качестве первоочередной задачи, поскольку в результате «культурной революции» нар. хозяйство КНР пришло в полный упадок. Резко сократились выплавка стали, добыча угля, выработка электроэнергии. Упал и без того невысокий жизненный уровень гор. населения. От голода в стране систематически страдали жители сельских районов, составлявшие 3/4 нас. страны, по произ-ву пром. товаров и продовольствия на душу населения КНР оказалась на последних местах в мире.
На прошедшем в дек. 1978 3-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва была одобрена линия на коренное преобразование экономики КНР, в основу которой был положен лозунг об осуществлении к 2000 «четырёх модернизаций» (пром-сти, с. х-ва, обороны, науки и техники), призванных обеспечить быстрое поступательное развитие страны и укрепление её оборонного потенциала. С этой целью планировалось прежде всего реформировать систему хозяйств. управления, пересмотреть отношение к науч.-технич. интеллигенции, широко открыть КНР внешнему миру в целях привлечения иностр. инвестиций, создания совместных предприятий, оснащения кит. заводов и фабрик совр. оборудованием и внедрения новейших технологий. Значит. внимание предполагалось уделить обеспечению сбалансированного развития с. х-ва и пром-сти, тяжёлой и лёгкой пром-сти, подъёму произ-ва на местах. Наряду с наведением порядка в управлении экономикой пленум ЦК КПК призвал постепенно вводить принцип материального стимулирования работников, предоставлять гос. предприятиям бóльшую самостоятельность в принятии решений, развивать частную инициативу в аграрном секторе в виде семейного подряда. При осуществлении всех этих мероприятий, как было подчёркнуто Дэн Сяопином на состоявшемся в нач. 1979 совещании по идейно-политич. работе, планировалось придерживаться «четырёх основополагающих принципов» (сохранение социалистич. пути развития, осуществление диктатуры пролетариата, укрепление руководящей роли КПК и твёрдое следование «марксизму-ленинизму и идеям Мао Цзэдуна»).
Первые шаги по реформированию были сделаны в 1979. Однако возможности обеспечения экономич. роста путём использования адм. мер и наведения элементарного порядка в деятельности хозяйствующих субъектов очень быстро исчерпали себя. Экономика КНР столкнулась с нехваткой топлива, электроэнергии, сырья, транспортными проблемами, а также с сопротивлением курсу реформ со стороны части парт. руководителей и функционеров, требовавших неукоснительно следовать «идеям Мао Цзэдуна» и квалифицировавших намеченные преобразования как «правый уклон». В связи с этим руководство КНР приняло решение о врем. приостановке реформ и проведении в течение трёх лет (до 1982) курса на «урегулирование нар. хозяйства». Это решение было одобрено в марте 1979 2-й сессией ВСНП 5-го созыва.
В последующие годы в руководстве КПК развернулась острая борьба, которая завершилась победой сторонников курса реформ. На 5-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва 23–29.2.1980 из состава Постоянного к-та Политбюро ЦК КПК были исключены 4 старых сподвижника Мао Цзэдуна (Ван Дунсин, Чэнь Силянь, У Дэ, Цзи Дэнкуй) и включены сторонники Дэн Сяопина, в т. ч. Чжао Цзыян и Ху Яобан. Последний был избран генеральным секретарём воссозданного секретариата ЦК КПК. На 3-й сессии ВСНП 5-го созыва (30.8–10.9.1980) Хуа Гофэн, обвинённый в погоне за дутыми показателями и попытке осуществить «новый большой скачок», сложил с себя обязанности премьера Гос. совета (этот пост занял Чжао Цзыян), а на 6-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва (27–29.6.1981) он подал также в отставку с постов пред. ЦК КПК и пред. Воен. совета ЦК КПК. На эти должности были назначены соответственно Ху Яобан и Дэн Сяопин.
Укрепление в парт. и гос. руководстве позиций сторонников модернизации позволило на 12-м съезде КПК, прошедшем 1–11.9.1982, дать реальный старт реформам. Съезд одобрил проект нового устава партии и упразднил пост пред. ЦК КПК; руководство партией было возложено на генерального секретаря ЦК КПК, в этой должности делегаты утвердили Ху Яобана. В своём отчётном докладе он сформулировал генеральную задачу КПК на период до 2000: «Постепенно осуществить модернизацию пром-сти, с. х-ва, нац. обороны, науки и техники и превратить страну в социалистич. гос-во с высокоразвитыми культурой и демократией». Гл. целью провозглашалось 4-кратное увеличение до конца столетия годового произ-ва пром. и с.-х. продукции. Подчёркивалась ведущая роль гос. сектора экономики, приоритет планового хозяйства, а рыночному регулированию отводилась вспомогат. роль. Подъём произ-ва должен был обеспечить поэтапный рост благосостояния населения КНР. Дэн Сяопин полагал, что для повышения жизненного уровня жителей К. потребуется не менее 70 лет: в 1980-х гг. будет достигнут уровень «вэнь бао» («обеспечение одеждой и пищей»), к кон. 1990-х гг. – уровень «сяо кан» («скромный достаток») и лишь к 2050 – уровень зажиточности. При этом на пути к решению проблемы подъёма благосостояния населения Дэн Сяопин, а вслед за ним и др. руководители КНР решительно порывали с уравниловкой прошлых лет и провозглашали принцип: «Пусть сначала обогатится часть людей, часть регионов, чтобы затем привести весь народ к изобилию».
На 5-й сессии ВСНП 5-го созыва, состоявшейся после 12-го съезда КПК, была утверждена новая Конституция КНР (26.11.1982), а на 1-й сессии ВСНП 6-го созыва 18.6.1983 восстановлен пост Пред. КНР, который занял быв. зам. премьера Гос. совета Ли Сяньнянь.
В целях выполнения решений 12-го съезда КПК уже в 1982 были полностью отменены политич. ограничения семейного подряда в с. х-ве. В окт. 1983 ЦК КПК и Гос. совет обнародовали совместное «Распоряжение о выделении органов власти из структуры народных коммун и учреждении волостных административных органов». К кон. 1984 формирование новых органов власти на селе было практически полностью завершено. Возникло св. 91 тыс. волостных (поселковых) правительств, 926 тыс. комитетов сельских жителей. Система «нар. коммун» прекратила своё существование.
Благодаря ликвидации «нар. коммун» и замене её системой семейного подряда (в 1984 его срок был продлён с 3–5 до 15 лет) и единой коллективной собственностью на землю кит. крестьянство (на тот момент ок. 800 млн. чел.) получило возможность свободно заниматься с.-х. трудом. В целях дополнит. стимулирования развития аграрного сектора правительство КНР в целом отменило систему гос. заготовок, освободило цены на большинство видов с.-х. продукции. Все эти меры дали быстрый результат. Уже в 1984 произ-во зерновых в К. увеличилось на 5,2%, составив 407,3 млн. т. Среднедушевое произ-во зерновых достигло почти 400 кг в год, что позволило снять проблему обеспечения населения осн. видами продовольствия. В КНР за всё время её существования впервые возникла ситуация, когда предложение зерна и хлопка превысило внутр. спрос, возникли излишки товарной продукции.
Однако в сфере пром. произ-ва существенных сдвигов в 1982–85 не произошло. Натолкнулась на трудности также реформа системы цен, поскольку касалась лишь узкого сегмента – продукции с. х-ва и услуг транспорта. Пробуксовка реформы в пром-сти стала причиной принятия в окт. 1984 3-м пленумом ЦК КПК 12-го созыва «Постановления о реформе экономич. системы» и решений по экономич. вопросам, сформулированных в марте 1985 на 3-й сессии ВСНП 6-го созыва. Руководство КНР взяло курс на замену «окостеневшего механизма командно-централизованной экономики» «жизнеспособной системой социалистич. товарного хозяйства». Этот курс предполагал: 1) превращение низовых субъектов экономич. деятельности (в первую очередь крестьянских хозяйств и гос. пром. предприятий) в самостоят. товаропроизводителей и перевод их на самоокупаемость; 2) создание (при сохранении плановых начал) развитой рыночной системы, включающей рынки товаров, капиталов, рабочей силы, а также право относительно свободного пользования землёй; 3) формирование адекватной рыночным институтам системы макроэкономич. контроля и регулирования, в т. ч. создание совр. налоговой, бюджетной и банковской систем. В соответствии с принципом «чжуа да фан сяо» («держать в руках крупные предприятия, отпустить мелкие») было решено предоставить мн. гос. предприятиям право изменить не только механизм хозяйствования, но и форму собственности, что позволяло гос-ву сосредоточить силы на модернизации и повышении эффективности ключевых для экономики КНР предприятий.
Важное значение в рамках экономич. реформы отводилось созданию «спец. экономич. зон» (начали формироваться с 1979), открытых для междунар. торговли. Первоначально ими были объявлены города Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь и Шаньтоу. В дальнейшем 14 приморских городов, 4 района в устьях рек Янцзы и Чжузцян, юго-вост. часть пров. Фуцзянь, регион, прилегающий к зал. Бохайвань, и о. Хайнань получили статус «открытых экономич. зон». Всем этим городам и регионам предоставлялись разл. инвестиц. и налоговые льготы, призванные обеспечить привлечение иностр. капитала, а вместе с ним внедрение новейших технологий и методов управления производством.
Проведение экономич. реформы потребовало серьёзной кадровой перестройки КПК, поскольку часть членов партии не поддерживала новый курс руководства, занимала пассивные позиции либо не имела квалификации, необходимой для работы в новых условиях. В этой ситуации 2-й пленум ЦК КПК 12-го созыва в окт. 1983 принял решение «об упорядочении» партии – омоложении её руководящего звена, очищении парт. рядов от пассивных и чуждых элементов, идеологич. воспитании.
В соответствии с установленными нормами ротации к кон. 1984 ок. 900 тыс., к кон. 1986 – 1,37 млн. кадровых работников с дореволюц. парт. стажем были освобождены от руководящих гос. и парт. должностей, что практически устранило ранее существовавшую систему пожизненного назначения. На 4-м пленуме ЦК КПК 12-го созыва в сент. 1985 в отставку были отправлены ветераны революц. движения, входившие в состав ЦК КПК и др. органов, – 131 чел., в т. ч. Е Цзяньин, Дэн Инчао, Не Жунчжэнь. В результате этого ЦК КПК обновился на 20%, Политбюро ЦК КПК – на 40%.
Решительная борьба была развёрнута против проявившихся в условиях перехода к новым методам хозяйствования негативных явлений среди членов партии (погоня за наживой, хозяйств. преступления, коррупция, нарушения парт. дисциплины и законов страны). В 1982–1986 Комиссия ЦК КПК по проверке дисциплины рассмотрела 76613 дел и исключила из партии за разл. нарушения 15598 чел. Рост негативных явлений руководство КПК рассматривало не только как результат экономич. преобразований, но и как следствие расширения контактов с капиталистич. странами. Поэтому, выступая за экономич. либерализацию, оно одновременно взяло курс на борьбу с буржуазным влиянием в идеологич. и культурной сферах, ведущим к «духовному загрязнению» КНР.
Наиболее опасной считалась «тенденция к буржуазной либерализации» в политич. сфере. Решительным противником каких бы то ни было уступок «буржуазной демократии» был Дэн Сяопин, считавший неприемлемыми для КНР принципы многопартийности и разделения представит., исполнит. и судебной властей в том виде, в каком они существуют на Западе, и требовавший неукоснительного соблюдения «четырёх основополагающих принципов», сформулированных в 1979. В то же время Ху Яобан и Чжао Цзыян, учитывая настроения в среде кит. молодёжи, с кон. 1970-х гг. неоднократно обращавшейся к парт. и гос. руководству с призывами о расширении гражд. прав, проявляли готовность к определённой демократизации политич. системы КНР. Развернувшаяся с лета 1986 дискуссия о политич. реформе стараниями противников «буржуазной либерализации» была сведена к вопросу о преодолении чрезмерной централизации власти, реорганизации управленч. аппарата и совершенствовании системы подготовки кадровых работников. Не был решён и вопрос о восстановлении не вошедшего в Конституцию 1982 пункта о праве кит. граждан на забастовку.
Фактический отказ гос. и парт. руководства КНР от демократизации политич. жизни стал причиной массовых выступлений студентов и молодёжи в Шанхае 20–22.12.1986 и в 20 др. городах; в ряде мест студентов поддержали рабочие. В целях пресечения новых выступлений молодёжи власти КНР 25.12.1986 приняли «Положения об уличных шествиях и демонстрациях», неск. десятков тысяч участников выступлений направлены на исправит. работы. На состоявшемся 16.1.1987 заседании Политбюро ЦК КПК ответственность за студенч. волнения была возложена на Ху Яобана, обвинённого в «крайне мягком отношении к буржуазной либерализации», «нарушении принципа коллективного руководства», «пренебрежении парт. рекомендациями» и пр. Ху Яобан был вынужден оставить пост генерального секретаря ЦК КПК, который занял Чжао Цзыян. Парт. руководство сформировало спец. группу по борьбе с «буржуазной либерализацией».
Состоявшийся 25.10–1.11.1987 13-й съезд КПК подвёл итоги развития КНР с 1982. Съезд отметил, что прошедшее пятилетие было «периодом наиболее быстрого роста экономич. мощи страны со времени образования КНР». Среднегодовой прирост ВНП составил 11,1%, уменьшились диспропорции в нар. хозяйстве, практически всё население было обеспечено питанием и одеждой. В противовес бытовавшему ранее в КПК представлению о возможности быстрого построения социализма съезд заключил, что период социалистич. строительства в КНР будет продолжаться ок. 100 лет, в течение этого времени предстоит решить неск. взаимосвязанных задач: всемерно развивать товарное произ-во, перестроить производств. отношения, значительно повысить производительность труда и осуществить программу «четырёх модернизаций». Выполнение этих задач невозможно без глубокой реформы экономич. системы, включающей в себя перестройку систем планирования и макроэкономич. регулирования, инвестиц. и финансовой политики, а также создание социалистич. рынка. Съезд утвердил в должности генерального секретаря ЦК КПК Чжао Цзыяна.
Прошедшая 25.3–13.4.1988 1-я сессия ВСНП 7-го созыва приняла 11 законов и постановлений, направленных на развитие и углубление экономич. реформы. Был одобрен Закон о пром. предприятии общенародной собственности, который предоставил предприятиям гос. сектора права хозяйств. самостоятельности. Сессия приняла поправки к двум статьям Конституции КНР, которые предусматривали возможность передачи гражданам прав на пользование землёй и узаконили существование частных предприятий. Пред. КНР был избран ветеран партии Ян Шанкунь, пред. ПК ВСНП – Вань Ли, премьером Гос. совета – Ли Пэн.
Во 2-й пол. 1980-х гг. КНР столкнулась с проблемой инфляции (на нач. 1988 составляла 18,5%), которая была во многом вызвана ошибками в эмиссионной политике (в 1979–87 объём денег, находившихся в обращении, увеличился в 7 раз). Инфляция резко усилилась после принятия в начале лета 1988 решения о всеобъемлющей реформе цен и повышении в крупных городах цен на мясо, яйца, сахар, овощи, табак и спиртные напитки. Это, в свою очередь, вызвало панику среди населения, массовое изъятие банковских вкладов и скупку продуктов и товаров первой необходимости. Уже к июлю 1988 уровень инфляции в КНР достиг 40%. Рост дороговизны и обесценивание денег происходили на фоне неурожая (сбор зерновых в 1988 составил 394 млн. т). Быстрое снижение жизненного уровня вызвало акции протеста со стороны населения страны. В 1988 в КНР прошло ок. 200 забастовок под экономич. лозунгами с числом участников св. 200 тыс. чел.
Возникшие экономич. сложности и недовольство населения стали причиной принятия 3-м пленумом ЦК КПК 13-го созыва в сент. 1988 решения о переносе реформы цен на 1991 и провозглашения очередного периода «урегулирования нар. хозяйства». В марте – апр. 1989 на 2-й сессии ВСНП 7-го созыва была одобрена гос. программа экономии. Однако эти меры не сняли напряжённости в кит. обществе.
Скоропостижная кончина быв. генерального секретаря ЦК КПК Ху Яобана (умер 15.4.1988), считавшегося сторонником демократизации политич. системы КНР, послужила поводом для забастовок и волнений во многих городах страны (среди населения ходили упорные слухи, что находившийся в опале быв. руководитель партии стал жертвой политич. репрессий). Особую активность проявило пекинское студенчество. 16.4.1989 группа студентов провела на площади Тяньаньмынь акцию в память о Ху Яобане. Публикация на следующий день в центр. органе КПК газ. «Жэньминь жибао» фоторепортажа об этой акции была воспринята молодёжью и населением Пекина как одобрение руководством партии этих действий. В городе начались манифестации, в которых в общей сложности приняли участие до 2 млн. чел. На пл. Тянь-аньмынь проходил непрерывный митинг, участниками которого была сооружена 10-метровая статуя «Богини Демократии», внешне напоминавшая амер. «Статую Свободы». Ещё больше ободрило участников акций прозвучавшее во 2-й декаде мая 1989 заявление генерального секретаря ЦК КПК Чжао Цзыяна о том, что консервативная тенденция противодействия реформам и расширению связей КНР с внешним миром так же опасна, как «буржуазная либерализация», и требует не менее решительного отпора.
Заявление Чжао Цзыяна свидетельствовало об обострении борьбы в парт. и гос. руководстве КНР как по вопросу о реформе политич. системы страны, так и по вопросу о путях стабилизации обстановки в стране. В отличие от Чжао Цзыяна и ряда его сторонников, настаивавших на поисках компромисса с участниками массовых акций и мирном выходе из кризиса, группа во главе с Дэн Сяопином, Ли Пэном и Ян Шанкунем настаивала на использовании в борьбе с оппозиц. движением силовых методов, подчёркивая, что бездействие власти будет иметь следствием «мирное перерождение социализма» в КНР, как это уже имеет место в СССР и странах Вост. Европы. Сторонники жёстких методов взяли верх в руководстве КНР. 20.5.1989 в ряде районов Пекина было введено воен. положение, к городу начали стягиваться воинские части, которым 3.6.1989 дан приказ подавить «контрреволюционный мятеж». В ночь на 4.6.1989 подразделения НОАК вступили на пл. Тяньаньмынь. По оценкам зарубежных экспертов, в ходе подавления выступлений оппозиции в Пекине и др. кит. городах в мае – июне 1989 погибли ок. 5 тыс. чел., получили ранения св. 30 тыс. чел. Власти арестовали большое число участников движения, наиболее активным из них вынесены смертные приговоры. Воен. положение в Пекине сохранялось до 10.1.1990.
Созванный 23–24.6.1989 4-й пленум ЦК КПК 13-го созыва рассмотрел доклад Ли Пэна «Об ошибках тов. Чжао Цзыяна во время антипартийных и антисоциалистических волнений и беспорядков». Пленум освободил Чжао Цзыяна от обязанностей генерального секретаря ЦК КПК (вплоть до своей смерти 17.1.2005 Чжао Цзыян находился под домашним арестом) и избрал на этот пост секретаря горкома КПК Шанхая Цзян Цзэминя.
Новое парт. руководство предприняло шаги по укреплению пошатнувшегося авторитета КПК и искоренению негативных явлений в партии, которые могли дать повод для критики в её адрес и поставить под сомнение политич. лидерство коммунистов в кит. обществе. «Постановлением о скорейшем решении ряда проблем, являющихся предметом всеобщей озабоченности» ЦК КПК категорически запретил родственникам высокопоставленных гос. и парт. деятелей заниматься коммерч. деятельностью, отменил «спец. снабжение» некоторыми видами продуктов представителей руководящего звена, установил строгий контроль за использованием ими автотранспорта, запретил руководителям строительство жилья, обустройство квартир, организацию банкетов и преподнесение подарков за казённый счёт и мн. др. Были значительно ужесточены меры по борьбе с коррупцией (к кон. 1992 рассмотрено 214 тыс. дел о взятках и хищениях, осуждены 95 тыс. чел.), активизирована работа по воспитанию патриотизма, коллективизма, укреплению парт. и трудовой дисциплины и исполнению законов.
На 5-м пленуме ЦК КПК 13-го созыва 6–9.9.1989 Дэн Сяопин по его просьбе был освобождён от обязанностей пред. Воен. совета ЦК КПК (тем не менее вплоть до своей кончины 19.2.1997 он оставался самым влиятельным лицом в КНР). Руководство Воен. советом было возложено на Цзян Цзэминя, которого 27.3.1993 избрали также Пред. КНР, – тем самым в его руках сконцентрировались три высшие парт. и гос. должности.
После смерти Мао Цзэдуна и окончания «культурной революции» важное место во внешней политике КНР по-прежнему занимал тайваньский вопрос. С установлением 1.1.1979 полномасштабных дипломатич. отношений с КНР администрация США отозвала своего посла с Тайваня, однако сохранила с гоминьдановским режимом «особые» отношения, как в области экономич. и культурного сотрудничества, так и в оборонных вопросах, что было закреплено спец. законом, принятым Конгрессом США в 1979. Правительство КНР не смогло добиться от Вашингтона согласия на содействие воссоединению К. на условиях предоставления Тайваню автономии. Администрация США выразила лишь готовность сократить поставки вооружений на Тайвань, что было подчёркнуто в совместном амер.-кит. коммюнике, опубликованном 17.8.1982 (уже в 1983 в нарушение взятых на себя обязательств США продали Тайваню 66 новейших боевых самолётов). Однако определённая либерализация порядков на Тайване после смерти Чан Кайши (5.4.1975) давала руководству КНР надежду на восстановление единства К. 3.7.1987 на острове было отменено сохранявшееся в течение 38 лет воен. положение, 22.1.1989 официально разрешена деятельность политич. партий, оппозиционных Гоминьдану. Перестройка экономич. системы КНР, в свою очередь, подталкивала тайваньское правительство к установлению контактов с Пекином. 13-й съезд Гоминьдана (7–13.7.1988) рекомендовал изучить возможность развития отношений с материковым К. 30.4.1991 тайваньский «президент» Ли Дэнхуэй заявил о желании своего правительства нормализовать отношения с КНР, указав на то, что «коммунистич. восстание на континенте можно считать завершившимся». 17.12.1991 тайваньские власти сняли запрет на торговлю с КНР и поездки жителей острова на материк. В 1992 между Пекином и Тайбэем начались переговоры о мирном воссоединении. 14.12.1993 правительство КНР со своей стороны отменило запрет на торговлю с Тайванем. Тайваньские фирмы и банки начали активно вкладывать капиталы в разл. отрасли пром-сти КНР.
Курс на экономич. перестройку, привлечение иностр. инвестиций и обновление технологич. базы пром-сти стимулировал дальнейшее сближение КНР с ведущими капиталистич. странами. 3.4.1978 заключён договор о торговле между КНР и ЕЭС, а в ходе офиц. визита в К. президента США Р. Рейгана 26.4–1.5.1984 – соглашение о развитии двустороннего экономич. сотрудничества, в т. ч. в вопросах ядерной энергетики. Аналогичные соглашения были подписаны кит. руководством в 1985 с ведущими зап.-европ. гос-вами. МВФ предоставил КНР значит. средства на развитие и модернизацию пром-сти.
Укрепление междунар. позиций КНР и углубление её экономич. и политич. сотрудничества со странами Запада способствовали ускорению решения вопроса о судьбе Сянгана (Гонконга) и Аомыня (Макао). 26.9.1984 Великобритания и КНР парафировали соглашение, согласно которому Сянган по истечении в 1997 срока действия брит.-кит. договора об аренде должен быть возвращён в состав К. на правах особого адм. района с сохранением в нём в течение 50 лет ранее существовавших порядков. 13.4.1987 на аналогичных условиях подписано соглашение с Португалией о возвращении КНР Аомыня в 1999.
В то же время резко обострились отношения КНР с Вьетнамом, политика которого и тесное сотрудничество с Сов. Союзом (в 1978 подписан сов.-вьетн. договор о дружбе и сотрудничестве) воспринимались кит. руководством как угроза его безопасности и влиянию в Индокитае. Высылка в 1978 из Вьетнама в К. 240 тыс. этнич. китайцев, активное участие вьетн. армии в свержении в Камбодже в нач. 1979 режима Пол Пота, пользовавшегося поддержкой кит. руководства, а также кит.-вьетн. территориальные споры, в т. ч. о гос. принадлежности островов Спратли (вьетн. Чыонгша, кит. Наньшацюньдао, Туаньша), Парасельских (вьетн. Хоангша, кит. Сишацюньдао), Пратас (вьетн. Донгша, кит. Дуншацюньдао) и банки Маклсфилд (вьетн. – Жонкша, кит. – Чжуншацюньдао) в юго-зап. части Южно-Китайского м., дали повод КНР для проведения «ограниченной воспитат. воен. акции» против Вьетнама. Заручившись обещанием амер. администрации не вмешиваться в конфликт (в ходе визита Дэн Сяопина в кон. января – нач. февраля 1979 в Вашингтон), кит. руководство 17.2.1979 отдало приказ о вторжении в сев. районы Вьетнама. В ходе упорных боёв НОАК захватила вьетн. города Лаокай, Каобанг, Лангшон и др. После объявления вьетн. правительством 5.3.1979 всеобщей мобилизации кит. командование начало вывод своих войск с вьетн. территории (завершился 16.3.1979). Начавшиеся 18.4.1979 переговоры сторон закончились безрезультатно. В последующие годы инциденты на кит.-вьетн. границе продолжались. Особенно обострилось соперничество за спорные острова в Южно-Китайском м., в районе которых во 2-й пол. 1980-х гг. обнаружены крупнейшие в Азии месторождения углеводородов. 14.3.1988 имело место боевое столкновение кит. и вьетн. воен. судов у о-вов Спратли. Лишь с сент. 1991 в отношениях между КНР и Вьетнамом наметилась тенденция к нормализации, хотя проблема спорных территорий осталась нерешённой. В 1995 стороны начали переговоры о совместном освоении ресурсов спорных архипелагов.
Сложными оставались отношения КНР с Индией. В дек. 1986 между двумя странами произошёл вооруж. пограничный конфликт, вызванный приданием союзной территории Аруначал-Прадеш, на часть которой КНР предъявляла территориальные претензии, статуса штата в составе Индии. Напряжённость в кит.-инд. отношениях начала снижаться лишь после подписания 7.9.1993 Пекином и Дели договора о сокращении войск в приграничных районах.
Вплоть до нач. 1980-х гг. руководство КНР продолжало курс на противодействие «гегемонистским устремлениям» СССР. 3.4.1979 оно решило не продлевать сов.-кит. договор о дружбе, союзе и взаимной помощи от 1950. В дек. 1979 в связи с введением сов. войск в Афганистан Пекин прервал на неопределённое время консультации с сов. правительством о нормализации отношений, а в 1980 вслед за США и зап. державами бойкотировал Олимпийские игры в Москве. Начавшийся в окт. 1982 новый раунд сов.-кит. переговоров закончился безрезультатно. Не принесли положительных итогов и переговоры в 1983–84. Кит. сторона требовала сокращения сов. присутствия в Индокитае, Афганистане, Монголии, а также принятия за основу своей концепции определения линии прохождения сов.-кит. границы на её спорных участках.
Сдвиг в развитии диалога между Пекином и Москвой обозначился лишь после избрания генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачёва, который заявил о готовности к поиску компромисса с КНР. В марте 1985 СССР посетила делегация ВСНП, Ли Пэн встретился с Горбачёвым. 10.7.1985 подписано двустороннее торговое соглашение сроком на 5 лет, 6.6.1986 заключено соглашение о создании сети консульских учреждений на территории обеих стран. Офиц. визит Горбачёва в КНР 15–18.5.1989 знаменовал окончательный поворот к нормализации сов.-кит. отношений. Заинтересованность кит. стороны в развитии диалога с Москвой усилилась после введения в июне 1989 США и зап.-европ. гос-вами экономич. санкций в отношении КНР в связи с тяньаньмыньскими событиями (отменены европ. странами 22.10.1990) и упорной постановкой ими в дальнейшем вопроса о правах человека в К. (развитие гражд. прав, положение в Тибетском и Синьцзян-Уйгурском автономных районах). Сов.-кит. сближению способствовало также охлаждение кит.-амер. отношений, вызванное всё более явно проявлявшимся нежеланием США содействовать решению тайваньской проблемы. После распада СССР «воен. угроза с севера», по мнению кит. руководства, исчезла, Россия перестала восприниматься как потенциальный воен. противник. РФ и КНР достигли договорённостей по пограничному вопросу (16.5.1991; 3.9.1994), заключив ряд соглашений, позволивших окончательно установить, юридически оформить и демаркировать рос.-кит. границу более чем на 98% её протяжённости. В ходе состоявшегося 2–6.9.1994 офиц. визита в Россию Цзян Цзэминя по результатам его переговоров с президентом РФ Б. Н. Ельциным было подписано соглашение о принципах рос.-кит. отношений и конструктивном партнёрстве двух стран.
ПК ВСНП 29.12.1991 одобрил присоединение КНР к Договору о нераспространении ядерного оружия. 29.7.1996 кит. правительство объявило о прекращении испытаний ядерных взрывных устройств.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27