Китай во 2-й пол. 1970-х – нач. 1990-х гг.

9.9.1976 скон­чал­ся Мао Цзэ­дун. Это со­бы­тие ста­ло важ­ным ру­бе­жом в раз­ви­тии КНР. Влия­ние «ле­вых», поль­зо­вав­ших­ся его по­кро­ви­тель­ст­вом, на­ча­ло бы­ст­ро сни­жать­ся. 7.10.1976 По­лит­бю­ро ЦК КПК из­бра­ло но­вым пред. ЦК КПК Хуа Го­фэ­на, в тот же день Цзян Цин и её сто­рон­ни­ки бы­ли аре­сто­ва­ны (осу­ж­де­ны в 1981). Опи­ра­ясь на ор­га­ны об­ществ. безо­пас­но­сти и ар­мию, но­вое ру­ко­во­дство бы­ст­ро сло­ми­ло со­про­тив­ле­ние «ле­вых» в цен­тре и на мес­тах. На про­шед­шем 12–18.8.1977 вне­оче­ред­ном, 11-м съез­де КПК пред­ста­ви­те­ли «ле­вых» бы­ли офи­ци­аль­но ис­клю­че­ны из всех парт. ор­га­нов. Съезд из­брал од­ним из за­мес­ти­те­лей пред. ЦК КПК реа­би­ли­ти­ро­ван­но­го не­за­дол­го до это­го Дэн Сяо­пи­на. Бы­ло объ­яв­ле­но о за­вер­ше­нии «куль­тур­ной ре­во­лю­ции», при­нят но­вый ус­тав пар­тии, вос­про­из­во­див­ший осн. по­ло­же­ния ус­та­ва 1956 и ори­ен­ти­ро­вав­ший на раз­ви­тие прин­ци­па кол­лек­тив­но­го ру­ко­во­дства, ук­ре­п­ле­ние парт. дис­ци­п­ли­ны и внут­ри­пар­тий­но­го кон­тро­ля.

Про­шед­шая в февр. – мар­те 1978 1-я сес­сия ВСНП 5-го со­зы­ва под­дер­жа­ла пер­со­наль­ные из­ме­не­ния в со­ста­ве парт. и гос. ру­ко­во­дства КНР и ут­вер­ди­ла Хуа Го­фэ­на в долж­но­сти премье­ра Гос. со­ве­та. 5.3.1978 ВСНП одоб­ри­ло «но­вую кон­сти­ту­цию на но­вую де­ка­ду раз­ви­тия», при­ня­ло ре­ше­ние о воз­ло­же­нии обя­зан­но­стей Вер­хов­но­го глав­но­ко­ман­дую­ще­го НОАК на Хуа Го­фэ­на, из­бра­ло пред. ПК ВСНП Е Цзянь­и­на (вме­сто Чжу Дэ, умер­ше­го 6.7.1976). Сес­сия ВСНП вы­ска­за­лась в под­держ­ку кур­са по на­ве­дению по­ряд­ка в эко­но­ми­ке, за пе­ре­вод все­го хо­зяй­ст­ва на рель­сы пла­но­мер­но­го, про­пор­цио­наль­но­го и ус­ко­рен­но­го раз­ви­тия. Подъ­ём эко­но­ми­ки оп­ре­де­лял­ся в ка­че­ст­ве пер­во­оче­ред­ной за­да­чи, по­сколь­ку в ре­зуль­та­те «куль­тур­ной ре­волю­ции» нар. хо­зяй­ст­во КНР при­шло в пол­ный упа­док. Рез­ко со­кра­ти­лись вы­плав­ка ста­ли, до­бы­ча уг­ля, вы­ра­бот­ка элек­тро­энер­гии. Упал и без то­го не­вы­со­кий жиз­нен­ный уро­вень гор. на­се­ле­ния. От го­ло­да в стра­не сис­те­ма­ти­че­ски стра­да­ли жи­те­ли сель­ских рай­онов, со­став­ляв­шие 3/4 нас. стра­ны, по про­из-ву пром. то­ва­ров и про­до­воль­ст­вия на ду­шу на­се­ле­ния КНР ока­за­лась на по­след­них мес­тах в ми­ре.

На про­шед­шем в дек. 1978 3-м пле­ну­ме ЦК КПК 11-го со­зы­ва бы­ла одоб­ре­на ли­ния на ко­рен­ное пре­об­ра­зо­ва­ние эко­но­ми­ки КНР, в ос­но­ву ко­то­рой был по­ло­жен ло­зунг об осу­ще­ст­в­ле­нии к 2000 «че­ты­рёх мо­дер­ни­за­ций» (пром-сти, с. х-ва, обо­ро­ны, нау­ки и тех­ни­ки), при­зван­ных обес­пе­чить бы­строе по­сту­па­тель­ное раз­ви­тие стра­ны и ук­ре­п­ле­ние её обо­рон­но­го по­тен­циа­ла. С этой це­лью пла­ни­ро­ва­лось пре­ж­де все­го ре­фор­ми­ро­вать сис­те­му хо­зяйств. управ­ле­ния, пе­ре­смот­реть от­но­ше­ние к на­уч.-тех­нич. ин­тел­ли­ген­ции, ши­ро­ко от­крыть КНР внеш­не­му ми­ру в це­лях при­вле­че­ния иностр. ин­ве­сти­ций, соз­да­ния сов­ме­ст­ных пред­при­ятий, ос­на­ще­ния кит. за­во­дов и фаб­рик совр. обо­ру­до­ва­ни­ем и вне­дре­ния но­вей­ших тех­но­ло­гий. Зна­чит. вни­ма­ние пред­по­ла­га­лось уде­лить обес­пе­че­нию сба­лан­си­ро­ван­но­го раз­ви­тия с. х-ва и пром-сти, тя­жё­лой и лёг­кой пром-сти, подъ­ё­му про­из-ва на мес­тах. На­ря­ду с на­ве­де­ни­ем по­ряд­ка в управ­ле­нии эко­но­ми­кой пле­нум ЦК КПК при­звал по­сте­пен­но вво­дить прин­цип ма­те­ри­аль­но­го сти­му­ли­ро­ва­ния ра­бот­ни­ков, пре­дос­тав­лять гос. пред­при­яти­ям бóльшую са­мо­стоя­тель­ность в при­ня­тии ре­ше­ний, раз­ви­вать ча­ст­ную ини­циа­ти­ву в аг­рар­ном сек­то­ре в ви­де се­мей­но­го под­ря­да. При осу­ще­ст­в­ле­нии всех этих ме­ро­прия­тий, как бы­ло под­чёрк­ну­то Дэн Сяо­пи­ном на со­сто­яв­шем­ся в нач. 1979 со­ве­ща­нии по идей­но-по­ли­тич. ра­бо­те, пла­ни­ро­ва­лось при­дер­жи­вать­ся «че­ты­рёх ос­но­во­по­ла­гаю­щих прин­ци­пов» (со­хра­не­ние со­циа­ли­стич. пу­ти раз­ви­тия, осу­ще­ст­в­ле­ние дик­та­ту­ры про­ле­та­риа­та, ук­ре­п­ле­ние ру­ко­во­дя­щей ро­ли КПК и твёр­дое сле­дова­ние «мар­ксиз­му-ле­ни­низ­му и иде­ям Мао Цзэ­ду­на»).

Пер­вые ша­ги по ре­фор­ми­ро­ва­нию бы­ли сде­ла­ны в 1979. Од­на­ко воз­мож­но­сти обес­пе­че­ния эко­но­мич. рос­та пу­тём ис­поль­зо­ва­ния адм. мер и на­ве­де­ния эле­мен­тар­но­го по­ряд­ка в дея­тель­но­сти хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов очень бы­ст­ро ис­чер­па­ли се­бя. Эко­но­ми­ка КНР столк­ну­лась с не­хват­кой то­п­ли­ва, элек­тро­энер­гии, сы­рья, транс­порт­ны­ми про­бле­ма­ми, а так­же с со­про­тив­ле­ни­ем кур­су ре­форм со сто­ро­ны час­ти парт. ру­ко­во­ди­те­лей и функ­цио­не­ров, тре­бо­вав­ших не­укос­ни­тель­но сле­до­вать «иде­ям Мао Цзэ­ду­на» и ква­ли­фи­ци­ро­вав­ших на­ме­чен­ные пре­об­ра­зо­ва­ния как «пра­вый ук­лон». В свя­зи с этим ру­ко­во­дство КНР при­ня­ло ре­ше­ние о врем. при­ос­та­нов­ке ре­форм и про­ве­де­нии в те­че­ние трёх лет (до 1982) кур­са на «уре­гу­ли­ро­ва­ние нар. хо­зяй­ст­ва». Это ре­ше­ние бы­ло одоб­ре­но в мар­те 1979 2-й сес­си­ей ВСНП 5-го со­зы­ва.

Ху Яобан (справа) и Дэн Сяопин на трибуне принимают парад частей Народно-освободительной армии Китая после манёвров в Северном Китае. 1981.

В по­сле­дую­щие го­ды в ру­ко­во­дстве КПК раз­вер­ну­лась ост­рая борь­ба, ко­то­рая за­вер­ши­лась по­бе­дой сто­рон­ни­ков кур­са ре­форм. На 5-м пле­ну­ме ЦК КПК 11-го со­зы­ва 23–29.2.1980 из со­ста­ва По­сто­ян­но­го к-та По­лит­бю­ро ЦК КПК бы­ли ис­клю­че­ны 4 ста­рых спод­виж­ни­ка Мао Цзэ­ду­на (Ван Дун­син, Чэнь Си­лянь, У Дэ, Цзи Дэн­куй) и вклю­че­ны сто­рон­ни­ки Дэн Сяо­пи­на, в т. ч. Чжао Цзы­ян и Ху Яо­бан. По­след­ний был из­бран ге­не­раль­ным сек­ре­та­рём вос­соз­дан­но­го сек­ре­та­риа­та ЦК КПК. На 3-й сес­сии ВСНП 5-го со­зы­ва (30.8–10.9.1980) Хуа Го­фэн, об­ви­нён­ный в по­го­не за ду­ты­ми по­ка­за­те­ля­ми и по­пыт­ке осу­ще­ствить «но­вый боль­шой ска­чок», сло­жил с се­бя обя­зан­но­сти пре­мье­ра Гос. со­ве­та (этот пост за­нял Чжао Цзы­ян), а на 6-м пле­ну­ме ЦК КПК 11-го со­зы­ва (27–29.6.1981) он по­дал так­же в от­став­ку с по­стов пред. ЦК КПК и пред. Во­ен. со­ве­та ЦК КПК. На эти долж­но­сти бы­ли на­зна­че­ны со­от­вет­ст­вен­но Ху Яо­бан и Дэн Сяо­пин.

Ук­ре­п­ле­ние в парт. и гос. ру­ко­во­дстве по­зи­ций сто­рон­ни­ков мо­дер­ни­за­ции по­зво­ли­ло на 12-м съез­де КПК, про­шед­шем 1–11.9.1982, дать ре­аль­ный старт ре­фор­мам. Съезд одоб­рил про­ект но­во­го ус­та­ва пар­тии и уп­разд­нил пост пред. ЦК КПК; ру­ко­во­дство пар­ти­ей бы­ло воз­ло­же­но на ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря ЦК КПК, в этой долж­но­сти де­ле­га­ты ут­вер­ди­ли Ху Яо­ба­на. В сво­ём от­чёт­ном док­ла­де он сфор­му­ли­ро­вал ге­не­раль­ную за­да­чу КПК на пе­ри­од до 2000: «По­сте­пен­но осу­ще­ст­вить мо­дер­ни­за­цию пром-сти, с. х-ва, нац. обо­ро­ны, нау­ки и тех­ни­ки и пре­вра­тить стра­ну в со­циа­ли­стич. гос-во с вы­со­ко­раз­ви­ты­ми куль­ту­рой и де­мо­кра­ти­ей». Гл. це­лью про­воз­гла­ша­лось 4-крат­ное уве­ли­че­ние до кон­ца сто­ле­тия го­до­во­го про­из-ва пром. и с.-х. про­дук­ции. Под­чёр­ки­ва­лась ве­ду­щая роль гос. сек­то­ра эко­но­ми­ки, при­ори­тет пла­но­во­го хо­зяй­ст­ва, а ры­ноч­но­му ре­гу­ли­ро­ва­нию от­во­ди­лась вспо­мо­гат. роль. Подъ­ём про­из-ва дол­жен был обес­пе­чить по­этап­ный рост бла­го­сос­тоя­ния на­се­ле­ния КНР. Дэн Сяо­пин по­ла­гал, что для по­вы­ше­ния жиз­нен­но­го уров­ня жи­те­лей К. по­тре­бу­ет­ся не ме­нее 70 лет: в 1980-х гг. бу­дет дос­тиг­нут уро­вень «вэнь бао» («обес­пе­че­ние одеж­дой и пи­щей»), к кон. 1990-х гг. – уро­вень «сяо кан» («скром­ный дос­та­ток») и лишь к 2050 – уро­вень за­жи­точ­но­сти. При этом на пу­ти к ре­ше­нию про­бле­мы подъ­ё­ма бла­го­состоя­ния на­се­ле­ния Дэн Сяо­пин, а вслед за ним и др. ру­ко­во­ди­те­ли КНР ре­ши­тель­но по­ры­ва­ли с урав­ни­лов­кой про­шлых лет и про­воз­гла­ша­ли прин­цип: «Пусть сна­ча­ла обо­га­тит­ся часть лю­дей, часть ре­гио­нов, что­бы за­тем при­вес­ти весь на­род к изо­би­лию».

На 5-й сес­сии ВСНП 5-го со­зы­ва, со­сто­яв­шей­ся по­сле 12-го съез­да КПК, бы­ла ут­вер­жде­на но­вая Кон­сти­ту­ция КНР (26.11.1982), а на 1-й сес­сии ВСНП 6-го со­зы­ва 18.6.1983 вос­ста­нов­лен пост Пред. КНР, ко­то­рый за­нял быв. зам. премье­ра Гос. со­ве­та Ли Сянь­нянь.

В це­лях вы­пол­не­ния ре­ше­ний 12-го съез­да КПК уже в 1982 бы­ли пол­но­стью от­ме­не­ны по­ли­тич. ог­ра­ни­че­ния се­мей­но­го под­ря­да в с. х-ве. В окт. 1983 ЦК КПК и Гос. со­вет об­на­ро­до­ва­ли со­вме­ст­ное «Рас­по­ря­же­ние о вы­де­ле­нии ор­га­нов вла­сти из струк­ту­ры на­род­ных ком­мун и уч­ре­ж­де­нии во­ло­ст­ных ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных ор­га­нов». К кон. 1984 фор­ми­ро­ва­ние но­вых ор­га­нов вла­сти на се­ле бы­ло прак­ти­че­ски пол­но­стью за­вер­ше­но. Воз­ник­ло св. 91 тыс. во­ло­ст­ных (по­сел­ко­вых) пра­ви­тельств, 926 тыс. ко­ми­те­тов сель­ских жи­те­лей. Сис­те­ма «нар. ком­мун» пре­кра­ти­ла своё су­ще­ст­во­ва­ние.

Бла­го­да­ря ли­к­ви­да­ции «нар. ком­мун» и за­ме­не её сис­те­мой се­мей­но­го под­ря­да (в 1984 его срок был про­длён с 3–5 до 15 лет) и еди­ной кол­лек­тив­ной соб­ст­вен­но­стью на зем­лю кит. кре­сть­ян­ст­во (на тот мо­мент ок. 800 млн. чел.) по­лу­чи­ло воз­мож­ность сво­бод­но за­ни­мать­ся с.-х. тру­дом. В це­лях до­пол­нит. сти­му­ли­ро­ва­ния раз­ви­тия аг­рар­но­го сек­то­ра пра­ви­тель­ст­во КНР в це­лом от­ме­ни­ло сис­те­му гос. за­го­то­вок, ос­во­бо­ди­ло це­ны на боль­шин­ст­во ви­дов с.-х. про­дук­ции. Все эти ме­ры да­ли бы­ст­рый ре­зуль­тат. Уже в 1984 про­из-во зер­но­вых в К. уве­ли­чилось на 5,2%, со­ста­вив 407,3 млн. т. Сред­не­ду­ше­вое про­из-во зер­но­вых дос­тиг­ло поч­ти 400 кг в год, что по­зво­ли­ло снять про­бле­му обес­пе­че­ния на­се­ле­ния осн. ви­да­ми про­до­воль­ст­вия. В КНР за всё вре­мя её су­ще­ст­во­ва­ния впер­вые воз­ник­ла си­туа­ция, ко­гда пред­ло­же­ние зер­на и хлоп­ка пре­вы­си­ло внутр. спрос, воз­ник­ли из­лиш­ки то­вар­ной про­дук­ции.

Од­на­ко в сфе­ре пром. про­из-ва су­ще­ст­вен­ных сдви­гов в 1982–85 не про­изош­ло. На­толк­ну­лась на труд­но­сти так­же ре­фор­ма сис­те­мы цен, по­сколь­ку ка­са­лась лишь уз­ко­го сег­мен­та – про­дук­ции с. х-ва и ус­луг транс­пор­та. Про­бук­сов­ка ре­фор­мы в пром-сти ста­ла при­чи­ной при­ня­тия в окт. 1984 3-м пле­ну­мом ЦК КПК 12-го со­зы­ва «По­ста­нов­ле­ния о ре­фор­ме эко­но­мич. сис­те­мы» и ре­ше­ний по эко­но­мич. во­про­сам, сфор­му­ли­ро­ван­ных в мар­те 1985 на 3-й сес­сии ВСНП 6-го со­зы­ва. Ру­ко­во­дство КНР взя­ло курс на за­ме­ну «око­сте­нев­ше­го ме­ха­низ­ма ко­манд­но-цен­тра­ли­зо­ван­ной эко­но­ми­ки» «жиз­не­спо­соб­ной сис­те­мой со­циа­ли­стич. то­вар­но­го хо­зяй­ст­ва». Этот курс пред­по­ла­гал: 1) пре­вра­ще­ние ни­зо­вых субъ­ек­тов эко­но­мич. дея­тель­но­сти (в пер­вую оче­редь кре­сть­ян­ских хо­зяйств и гос. пром. пред­при­ятий) в са­мо­сто­ят. то­ва­ро­про­из­во­ди­те­лей и пе­ре­вод их на са­мо­оку­пае­мость; 2) соз­да­ние (при со­хра­не­нии пла­но­вых на­чал) раз­ви­той ры­ноч­ной сис­те­мы, вклю­чаю­щей рын­ки то­ва­ров, ка­пи­та­лов, ра­бо­чей си­лы, а так­же пра­во от­но­си­тель­но сво­бод­но­го поль­зо­ва­ния зем­лёй; 3) фор­ми­ро­ва­ние аде­к­ват­ной ры­ноч­ным ин­сти­ту­там сис­те­мы мак­ро­эко­но­мич. кон­тро­ля и ре­гу­ли­ро­ва­ния, в т. ч. соз­да­ние совр. на­ло­го­вой, бюд­жет­ной и бан­ков­ской сис­тем. В со­от­вет­ст­вии с прин­ци­пом «чжуа да фан сяо» («дер­жать в ру­ках круп­ные пред­при­ятия, от­пус­тить мел­кие») бы­ло ре­ше­но пре­дос­та­вить мн. гос. пред­при­яти­ям пра­во из­ме­нить не толь­ко ме­ха­низм хо­зяй­ст­во­ва­ния, но и фор­му соб­ст­вен­но­сти, что по­зво­ля­ло гос-ву со­сре­до­то­чить си­лы на мо­дер­ни­за­ции и по­вы­ше­нии эф­фек­тив­но­сти клю­че­вых для эко­но­ми­ки КНР пред­при­ятий.

Важ­ное зна­че­ние в рам­ках эко­но­мич. ре­фор­мы от­во­ди­лось соз­да­нию «спец. эко­но­мич. зон» (на­ча­ли фор­ми­ро­вать­ся с 1979), от­кры­тых для ме­ж­ду­нар. тор­гов­ли. Пер­во­на­чаль­но ими бы­ли объ­яв­ле­ны го­ро­да Шэнь­чжэнь, Чжу­хай, Ся­мынь и Шань­тоу. В даль­ней­шем 14 при­мор­ских го­ро­дов, 4 райо­на в усть­ях рек Янц­зы и Чжуз­цян, юго-вост. часть пров. Фуц­зянь, ре­ги­он, при­ле­гаю­щий к зал. Бо­хай­вань, и о. Хай­нань по­лу­чили ста­тус «от­кры­тых эко­но­мич. зон». Всем этим го­ро­дам и ре­гио­нам пре­дос­тав­ля­лись разл. ин­ве­стиц. и на­ло­го­вые льго­ты, при­зван­ные обес­пе­чить при­вле­че­ние иностр. ка­пи­та­ла, а вме­сте с ним вне­дре­ние но­вей­ших тех­но­ло­гий и ме­то­дов управ­ле­ния про­из­вод­ст­вом.

Про­ве­де­ние эко­но­мич. ре­фор­мы по­тре­бо­ва­ло серь­ёз­ной кад­ро­вой пе­ре­строй­ки КПК, по­сколь­ку часть чле­нов пар­тии не под­дер­жи­ва­ла но­вый курс ру­ко­во­дства, за­ни­ма­ла пас­сив­ные по­зи­ции ли­бо не име­ла ква­ли­фи­ка­ции, не­об­хо­ди­мой для ра­бо­ты в но­вых ус­ло­ви­ях. В этой си­туа­ции 2-й пле­нум ЦК КПК 12-го со­зы­ва в окт. 1983 при­нял ре­ше­ние «об упо­ря­до­че­нии» пар­тии – омо­ло­же­нии её ру­ко­во­дя­ще­го зве­на, очи­ще­нии парт. ря­дов от пас­сив­ных и чу­ж­дых эле­мен­тов, идео­ло­гич. вос­пи­та­нии.

В со­от­вет­ст­вии с ус­та­нов­лен­ны­ми нор­ма­ми ро­та­ции к кон. 1984 ок. 900 тыс., к кон. 1986 – 1,37 млн. кад­ро­вых ра­бот­ни­ков с до­ре­во­люц. парт. ста­жем бы­ли ос­во­бо­ж­де­ны от ру­ко­во­дя­щих гос. и парт. долж­но­стей, что прак­ти­че­ски уст­ра­ни­ло ра­нее су­ще­ст­во­вав­шую сис­те­му по­жиз­нен­но­го на­зна­че­ния. На 4-м пле­ну­ме ЦК КПК 12-го со­зы­ва в сент. 1985 в от­став­ку бы­ли от­прав­ле­ны ве­те­ра­ны ре­во­люц. дви­же­ния, вхо­див­шие в со­став ЦК КПК и др. ор­га­нов, – 131 чел., в т. ч. Е Цзянь­ин, Дэн Ин­чао, Не Жун­чжэнь. В ре­зуль­та­те это­го ЦК КПК об­но­вил­ся на 20%, По­лит­бю­ро ЦК КПК – на 40%.

Ре­ши­тель­ная борь­ба бы­ла раз­вёр­ну­та про­тив про­явив­ших­ся в ус­ло­ви­ях пе­ре­хо­да к но­вым ме­то­дам хо­зяй­ст­во­ва­ния не­га­тив­ных яв­ле­ний сре­ди чле­нов пар­тии (по­го­ня за на­жи­вой, хо­зяйств. пре­сту­п­ле­ния, кор­руп­ция, на­ру­ше­ния парт. дис­ци­п­ли­ны и за­ко­нов стра­ны). В 1982–1986 Ко­мис­сия ЦК КПК по про­вер­ке дис­ци­п­ли­ны рас­смот­ре­ла 76613 дел и ис­клю­чи­ла из пар­тии за разл. на­ру­ше­ния 15598 чел. Рост не­га­тив­ных яв­ле­ний ру­ко­во­дство КПК рас­смат­ри­ва­ло не толь­ко как ре­зуль­тат эко­но­мич. пре­об­ра­зо­ва­ний, но и как след­ст­вие рас­ши­ре­ния кон­так­тов с ка­пи­та­ли­стич. стра­на­ми. По­это­му, вы­сту­пая за эко­но­мич. ли­бе­ра­ли­за­цию, оно од­но­вре­мен­но взя­ло курс на борь­бу с бур­жу­аз­ным влия­ни­ем в идео­ло­гич. и куль­тур­ной сфе­рах, ве­ду­щим к «ду­хов­но­му за­гряз­не­нию» КНР.

Наи­бо­лее опас­ной счи­та­лась «тен­ден­ция к бур­жу­аз­ной ли­бе­ра­ли­за­ции» в по­ли­тич. сфе­ре. Ре­ши­тель­ным про­тив­ни­ком ка­ких бы то ни бы­ло ус­ту­пок «бур­жу­аз­ной де­мо­кра­тии» был Дэн Сяо­пин, счи­тав­ший не­при­ем­ле­мы­ми для КНР прин­ци­пы мно­го­пар­тий­но­сти и раз­де­ле­ния пред­ста­вит., ис­пол­нит. и су­деб­ной вла­стей в том ви­де, в ка­ком они су­ще­ст­ву­ют на За­па­де, и тре­бо­вав­ший не­укос­ни­тель­но­го со­блю­де­ния «че­ты­рёх ос­но­во­по­ла­гаю­щих прин­ци­пов», сфор­му­ли­ро­ван­ных в 1979. В то же вре­мя Ху Яобан и Чжао Цзы­ян, учи­ты­вая на­строе­ния в сре­де кит. мо­ло­дё­жи, с кон. 1970-х гг. не­од­но­крат­но об­ра­щав­шей­ся к парт. и гос. ру­ко­во­дству с при­зы­ва­ми о рас­ши­ре­нии гражд. прав, про­яв­ля­ли го­тов­ность к оп­ре­де­лён­ной де­мо­кра­ти­за­ции по­ли­тич. сис­те­мы КНР. Раз­вер­нув­шая­ся с ле­та 1986 дис­кус­сия о по­ли­тич. ре­фор­ме ста­ра­ния­ми про­тив­ни­ков «бур­жу­аз­ной ли­бе­ра­ли­за­ции» бы­ла све­де­на к во­про­су о пре­одо­ле­нии чрез­мер­ной цен­тра­ли­за­ции вла­сти, ре­ор­га­ни­за­ции управ­ленч. ап­па­ра­та и со­вер­шен­ст­во­ва­нии сис­те­мы под­го­тов­ки кад­ро­вых ра­бот­ни­ков. Не был ре­шён и во­прос о вос­ста­нов­ле­нии не во­шед­ше­го в Кон­сти­ту­цию 1982 пунк­та о пра­ве кит. гра­ж­дан на за­бас­тов­ку.

Фак­ти­че­ский от­каз гос. и парт. ру­ко­вод­ства КНР от де­мо­кра­ти­за­ции по­ли­тич. жиз­ни стал при­чи­ной мас­со­вых вы­сту­п­ле­ний сту­ден­тов и мо­ло­дё­жи в Шан­хае 20–22.12.1986 и в 20 др. го­ро­дах; в ря­де мест сту­ден­тов под­дер­жа­ли ра­бо­чие. В це­лях пре­се­че­ния но­вых вы­сту­п­ле­ний мо­ло­дё­жи вла­сти КНР 25.12.1986 при­ня­ли «По­ло­же­ния об улич­ных ше­ст­ви­ях и де­мон­ст­ра­ци­ях», неск. де­сят­ков ты­сяч уча­ст­ни­ков вы­сту­п­ле­ний на­прав­ле­ны на ис­пра­вит. ра­бо­ты. На со­сто­яв­шем­ся 16.1.1987 за­се­да­нии По­лит­бю­ро ЦК КПК от­вет­ст­вен­ность за сту­денч. вол­не­ния бы­ла воз­ло­же­на на Ху Яо­ба­на, об­ви­нён­но­го в «край­не мяг­ком от­но­ше­нии к бур­жу­аз­ной ли­бе­ра­ли­за­ции», «на­ру­ше­нии прин­ци­па кол­лек­тив­но­го ру­ко­во­дства», «пре­неб­ре­же­нии парт. ре­ко­мен­да­ция­ми» и пр. Ху Яо­бан был вы­ну­ж­ден ос­та­вить пост ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря ЦК КПК, ко­то­рый за­нял Чжао Цзы­ян. Парт. ру­ко­во­дство сфор­ми­ро­ва­ло спец. груп­пу по борь­бе с «бур­жу­аз­ной ли­бе­ра­ли­за­ци­ей».

Со­сто­яв­ший­ся 25.10–1.11.1987 13-й съезд КПК под­вёл ито­ги раз­ви­тия КНР с 1982. Съезд от­ме­тил, что про­шед­шее пя­ти­ле­тие бы­ло «пе­рио­дом наи­бо­лее бы­ст­ро­го рос­та эко­но­мич. мо­щи стра­ны со вре­ме­ни об­ра­зо­ва­ния КНР». Сред­не­го­до­вой при­рост ВНП со­ста­вил 11,1%, умень­ши­лись дис­про­пор­ции в нар. хо­зяй­ст­ве, прак­ти­че­ски всё на­се­ле­ние бы­ло обес­пе­че­но пи­та­ни­ем и оде­ж­дой. В про­ти­во­вес бы­то­вав­ше­му ра­нее в КПК пред­став­ле­нию о воз­мож­но­сти бы­ст­ро­го по­строе­ния со­циа­лиз­ма съезд за­клю­чил, что пе­ри­од со­циа­ли­стич. строи­тель­ст­ва в КНР бу­дет про­дол­жать­ся ок. 100 лет, в те­че­ние это­го вре­ме­ни пред­сто­ит ре­шить неск. взаи­мо­свя­зан­ных за­дач: все­мер­но раз­ви­вать то­вар­ное про­из-во, пе­ре­стро­ить про­из­водств. от­но­ше­ния, зна­чи­тель­но по­вы­сить про­из­во­ди­тель­ность тру­да и осу­ще­ст­вить про­грам­му «че­ты­рёх мо­дер­ни­за­ций». Вы­пол­не­ние этих за­дач не­воз­мож­но без глу­бо­кой ре­фор­мы эко­но­мич. сис­те­мы, вклю­чаю­щей в се­бя пе­ре­строй­ку сис­тем пла­ни­ро­ва­ния и мак­ро­эко­но­мич. ре­гу­ли­ро­ва­ния, ин­ве­стиц. и фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки, а так­же соз­да­ние со­циа­ли­стич. рын­ка. Съезд ут­вер­дил в долж­но­сти ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря ЦК КПК Чжао Цзыя­на.

Про­шед­шая 25.3–13.4.1988 1-я сес­сия ВСНП 7-го со­зы­ва при­ня­ла 11 за­ко­нов и по­ста­нов­ле­ний, на­прав­лен­ных на раз­ви­тие и уг­луб­ле­ние эко­но­мич. ре­фор­мы. Был одоб­рен За­кон о пром. пред­при­ятии об­ще­на­род­ной соб­ст­вен­но­сти, ко­то­рый пре­дос­та­вил пред­при­яти­ям гос. сек­то­ра пра­ва хо­зяйств. са­мо­стоя­тель­но­сти. Сес­сия при­ня­ла по­прав­ки к двум стать­ям Кон­сти­ту­ции КНР, ко­то­рые пре­ду­смат­ри­ва­ли воз­мож­ность пе­ре­да­чи гра­ж­да­нам прав на поль­зо­ва­ние зем­лёй и уза­ко­ни­ли су­ще­ст­во­ва­ние ча­ст­ных пред­при­ятий. Пред. КНР был из­бран ве­те­ран пар­тии Ян Шан­кунь, пред. ПК ВСНП – Вань Ли, премье­ром Гос. со­ве­та – Ли Пэн.

Во 2-й пол. 1980-х гг. КНР столк­ну­лась с про­бле­мой ин­фля­ции (на нач. 1988 со­став­ля­ла 18,5%), ко­то­рая бы­ла во мно­гом вы­зва­на ошиб­ка­ми в эмис­си­он­ной по­ли­ти­ке (в 1979–87 объ­ём де­нег, на­хо­див­ших­ся в об­ра­ще­нии, уве­ли­чил­ся в 7 раз). Ин­фля­ция рез­ко уси­ли­лась по­сле при­ня­тия в на­ча­ле ле­та 1988 ре­ше­ния о все­объ­ем­лю­щей ре­фор­ме цен и по­вы­ше­нии в круп­ных го­ро­дах цен на мя­со, яй­ца, са­хар, ово­щи, та­бак и спирт­ные на­пит­ки. Это, в свою оче­редь, вы­звало па­ни­ку сре­ди на­се­ле­ния, мас­со­вое изъ­я­тие бан­ков­ских вкла­дов и скуп­ку про­дук­тов и то­ва­ров пер­вой не­об­хо­ди­мо­сти. Уже к ию­лю 1988 уро­вень ин­фля­ции в КНР дос­тиг 40%. Рост до­ро­го­виз­ны и обес­це­ни­ва­ние де­нег про­ис­хо­ди­ли на фо­не не­уро­жая (сбор зер­но­вых в 1988 со­ста­вил 394 млн. т). Бы­строе сни­же­ние жиз­нен­но­го уров­ня вы­зва­ло ак­ции про­тес­та со сто­ро­ны на­се­ле­ния стра­ны. В 1988 в КНР про­шло ок. 200 за­бас­то­вок под эко­но­мич. ло­зун­га­ми с чис­лом уча­ст­ни­ков св. 200 тыс. чел.

Воз­ник­шие эко­но­мич. слож­но­сти и не­до­воль­ст­во на­се­ле­ния ста­ли при­чи­ной при­ня­тия 3-м пле­ну­мом ЦК КПК 13-го со­зы­ва в сент. 1988 ре­ше­ния о пе­ре­но­се ре­фор­мы цен на 1991 и про­воз­гла­ше­ния оче­ред­но­го пе­рио­да «уре­гу­ли­ро­ва­ния нар. хо­зяй­ст­ва». В мар­те – апр. 1989 на 2-й сес­сии ВСНП 7-го со­зы­ва бы­ла одоб­ре­на гос. про­грам­ма эко­но­мии. Од­на­ко эти ме­ры не сня­ли на­пря­жён­но­сти в кит. об­ще­ст­ве.

Ско­ро­по­стиж­ная кон­чи­на быв. ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря ЦК КПК Ху Яо­ба­на (умер 15.4.1988), счи­тав­ше­го­ся сто­рон­ни­ком де­мо­кра­ти­за­ции по­ли­тич. сис­те­мы КНР, по­слу­жи­ла по­во­дом для за­бас­то­вок и вол­не­ний во мно­гих го­ро­дах стра­ны (сре­ди на­се­ле­ния хо­ди­ли упор­ные слу­хи, что на­хо­див­ший­ся в опа­ле быв. ру­ко­во­ди­тель пар­тии стал жерт­вой по­ли­тич. ре­прес­сий). Осо­бую ак­тив­ность про­яви­ло пе­кин­ское сту­ден­че­ст­во. 16.4.1989 груп­па сту­ден­тов про­ве­ла на пло­ща­ди Тянь­ань­мынь ак­цию в па­мять о Ху Яо­ба­не. Пуб­ли­ка­ция на сле­дую­щий день в центр. ор­га­не КПК газ. «Жэнь­минь жи­бао» фо­то­ре­пор­та­жа об этой ак­ции бы­ла вос­при­ня­та мо­ло­дё­жью и на­се­ле­ни­ем Пе­ки­на как одоб­ре­ние ру­ко­во­дством пар­тии этих дей­ст­вий. В го­ро­де на­ча­лись ма­ни­фе­ста­ции, в ко­то­рых в об­щей слож­но­сти при­ня­ли уча­стие до 2 млн. чел. На пл. Тянь-ань­мынь про­хо­дил не­пре­рыв­ный ми­тинг, уча­ст­ни­ка­ми ко­то­ро­го бы­ла со­ору­же­на 10-мет­ро­вая ста­туя «Бо­ги­ни Де­мо­кра­тии», внеш­не на­по­ми­нав­шая амер. «Ста­тую Сво­бо­ды». Ещё боль­ше обод­ри­ло уча­ст­ни­ков ак­ций про­зву­чав­шее во 2-й де­ка­де мая 1989 за­яв­ле­ние ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря ЦК КПК Чжао Цзыя­на о том, что кон­сер­ва­тив­ная тен­ден­ция про­ти­во­дей­ст­вия ре­фор­мам и рас­ши­ре­нию свя­зей КНР с внеш­ним ми­ром так же опас­на, как «бур­жу­аз­ная ли­бе­ра­ли­за­ция», и тре­бу­ет не ме­нее ре­ши­тель­но­го от­по­ра.

За­яв­ле­ние Чжао Цзыя­на сви­де­тель­ст­во­ва­ло об обо­ст­ре­нии борь­бы в парт. и гос. ру­ко­во­дстве КНР как по во­про­су о ре­фор­ме по­ли­тич. сис­те­мы стра­ны, так и по во­про­су о пу­тях ста­би­ли­за­ции об­ста­нов­ки в стра­не. В от­ли­чие от Чжао Цзыя­на и ря­да его сто­рон­ни­ков, на­стаи­вав­ших на по­ис­ках ком­про­мис­са с уча­ст­ни­ка­ми мас­со­вых ак­ций и мир­ном вы­хо­де из кри­зи­са, груп­па во гла­ве с Дэн Сяо­пи­ном, Ли Пэ­ном и Ян Шан­ку­нем на­стаи­ва­ла на ис­поль­зо­ва­нии в борь­бе с оп­по­зиц. дви­же­ни­ем си­ло­вых ме­то­дов, под­чёр­ки­вая, что без­дей­ст­вие вла­сти бу­дет иметь след­ст­ви­ем «мир­ное пе­ре­ро­ж­де­ние со­циа­лиз­ма» в КНР, как это уже име­ет ме­сто в СССР и стра­нах Вост. Ев­ро­пы. Сто­рон­ни­ки жё­ст­ких ме­то­дов взя­ли верх в ру­ко­во­дстве КНР. 20.5.1989 в ря­де рай­онов Пе­ки­на бы­ло вве­де­но во­ен. по­ло­же­ние, к го­ро­ду на­ча­ли стя­ги­вать­ся во­ин­ские час­ти, ко­то­рым 3.6.1989 дан при­каз по­да­вить «контр­ре­во­лю­ци­он­ный мя­теж». В ночь на 4.6.1989 под­раз­де­ле­ния НОАК всту­пи­ли на пл. Тянь­ань­мынь. По оцен­кам за­ру­беж­ных экс­пер­тов, в хо­де по­дав­ле­ния вы­сту­п­ле­ний оп­по­зи­ции в Пе­ки­не и др. кит. го­ро­дах в мае – ию­не 1989 по­гиб­ли ок. 5 тыс. чел., по­лу­чи­ли ра­не­ния св. 30 тыс. чел. Вла­сти аре­сто­ва­ли боль­шое чис­ло уча­ст­ни­ков дви­же­ния, наи­бо­лее ак­тив­ным из них вы­не­се­ны смерт­ные при­го­во­ры. Во­ен. по­ло­же­ние в Пе­ки­не со­хра­ня­лось до 10.1.1990.

Со­зван­ный 23–24.6.1989 4-й пле­нум ЦК КПК 13-го со­зы­ва рас­смот­рел док­лад Ли Пэ­на «Об ошиб­ках тов. Чжао Цзыя­на во вре­мя ан­ти­пар­тий­ных и ан­ти­со­циа­ли­сти­че­ских вол­не­ний и бес­по­ряд­ков». Пле­нум ос­во­бо­дил Чжао Цзыя­на от обя­зан­но­стей ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря ЦК КПК (вплоть до сво­ей смер­ти 17.1.2005 Чжао Цзы­ян на­хо­дил­ся под до­маш­ним аре­стом) и из­брал на этот пост сек­ре­та­ря гор­ко­ма КПК Шан­хая Цзян Цзэ­ми­ня.

Но­вое парт. ру­ко­во­дство пред­при­ня­ло ша­ги по ук­ре­п­ле­нию по­шат­нув­ше­го­ся ав­то­ри­те­та КПК и ис­ко­ре­не­нию не­га­тив­ных яв­ле­ний в пар­тии, ко­то­рые мог­ли дать по­вод для кри­ти­ки в её ад­рес и по­ста­вить под сом­не­ние по­ли­тич. ли­дер­ст­во ком­му­ни­стов в кит. об­ще­ст­ве. «По­ста­нов­ле­ни­ем о ско­рей­шем ре­ше­нии ря­да про­блем, яв­ляю­щих­ся пред­ме­том все­об­щей оза­бо­чен­но­сти» ЦК КПК ка­те­го­ри­че­ски за­пре­тил род­ст­вен­ни­кам вы­со­ко­по­став­лен­ных гос. и парт. дея­те­лей за­ни­мать­ся ком­мерч. дея­тель­но­стью, от­ме­нил «спец. снаб­же­ние» не­ко­то­ры­ми ви­да­ми про­дук­тов пред­ста­ви­те­лей ру­ко­во­дя­ще­го зве­на, ус­та­но­вил стро­гий кон­троль за ис­поль­зо­ва­ни­ем ими ав­то­транс­пор­та, за­пре­тил ру­ко­во­ди­те­лям строи­тель­ст­во жи­лья, обу­ст­рой­ст­во квар­тир, ор­га­ни­за­цию бан­ке­тов и пре­под­не­се­ние по­дар­ков за ка­зён­ный счёт и мн. др. Бы­ли зна­чи­тель­но уже­сто­че­ны ме­ры по борь­бе с кор­руп­ци­ей (к кон. 1992 рас­смот­ре­но 214 тыс. дел о взят­ках и хи­ще­ни­ях, осу­ж­де­ны 95 тыс. чел.), ак­ти­ви­зи­ро­ва­на ра­бо­та по вос­пи­та­нию пат­рио­тиз­ма, кол­лек­ти­виз­ма, ук­ре­п­ле­нию парт. и тру­до­вой дис­ци­п­ли­ны и ис­пол­не­нию за­ко­нов.

На 5-м пле­ну­ме ЦК КПК 13-го со­зы­ва 6–9.9.1989 Дэн Сяо­пин по его прось­бе был ос­во­бо­ж­дён от обя­зан­но­стей пред. Во­ен. со­ве­та ЦК КПК (тем не ме­нее вплоть до сво­ей кон­чи­ны 19.2.1997 он ос­та­вал­ся са­мым влия­тель­ным ли­цом в КНР). Ру­ко­во­дство Во­ен. со­ве­том бы­ло воз­ло­же­но на Цзян Цзэ­ми­ня, ко­то­ро­го 27.3.1993 из­бра­ли так­же Пред. КНР, – тем са­мым в его ру­ках скон­цен­три­ро­ва­лись три выс­шие парт. и гос. долж­но­сти.

По­сле смер­ти Мао Цзэ­ду­на и окон­ча­ния «куль­тур­ной ре­во­лю­ции» важ­ное ме­сто во внеш­ней по­ли­ти­ке КНР по-преж­не­му за­ни­мал тай­вань­ский во­прос. С ус­та­нов­ле­ни­ем 1.1.1979 пол­но­мас­штаб­ных ди­пло­ма­тич. от­но­ше­ний с КНР ад­ми­нист­ра­ция США ото­зва­ла сво­его по­сла с Тай­ва­ня, од­на­ко со­хра­ни­ла с го­минь­да­нов­ским ре­жи­мом «осо­бые» от­но­ше­ния, как в об­лас­ти эко­но­мич. и куль­тур­но­го со­труд­ни­че­ст­ва, так и в обо­рон­ных во­про­сах, что бы­ло за­кре­п­ле­но спец. за­ко­ном, при­ня­тым Кон­грес­сом США в 1979. Пра­ви­тель­ст­во КНР не смог­ло до­бить­ся от Ва­шинг­то­на со­гла­сия на со­дей­ст­вие вос­со­еди­не­нию К. на ус­ло­ви­ях пре­до­став­ле­ния Тай­ва­ню ав­то­но­мии. Ад­ми­ни­ст­ра­ция США вы­ра­зи­ла лишь го­тов­ность со­кра­тить по­став­ки воо­ру­же­ний на Тай­вань, что бы­ло под­чёрк­ну­то в со­вме­ст­ном амер.-кит. ком­мю­ни­ке, опуб­ли­ко­ван­ном 17.8.1982 (уже в 1983 в на­ру­ше­ние взя­тых на се­бя обя­за­тельств США про­да­ли Тай­ва­ню 66 но­вей­ших бое­вых са­мо­лё­тов). Од­на­ко оп­ре­де­лён­ная ли­бе­ра­ли­за­ция по­ряд­ков на Тай­ва­не по­сле смер­ти Чан Кай­ши (5.4.1975) да­ва­ла ру­ко­во­дст­ву КНР на­де­ж­ду на вос­ста­нов­ле­ние един­ст­ва К. 3.7.1987 на ост­ро­ве бы­ло от­ме­не­но со­хра­няв­шее­ся в те­че­ние 38 лет во­ен. по­ло­же­ние, 22.1.1989 офи­ци­аль­но раз­ре­ше­на дея­тель­ность по­ли­тич. пар­тий, оп­по­зи­ци­он­ных Го­минь­да­ну. Пе­ре­строй­ка эко­но­мич. сис­те­мы КНР, в свою оче­редь, под­тал­ки­ва­ла тай­вань­ское пра­ви­тель­ст­во к ус­та­нов­ле­нию кон­так­тов с Пе­ки­ном. 13-й съезд Го­минь­да­на (7–13.7.1988) ре­ко­мен­до­вал изу­чить воз­мож­ность раз­ви­тия от­но­ше­ний с ма­те­ри­ко­вым К. 30.4.1991 тай­вань­ский «пре­зи­дент» Ли Дэн­хуэй зая­вил о же­ла­нии свое­го пра­ви­тель­ст­ва нор­ма­ли­зо­вать от­но­ше­ния с КНР, ука­зав на то, что «ком­му­ни­стич. вос­ста­ние на кон­ти­нен­те мож­но счи­тать за­вер­шив­шим­ся». 17.12.1991 тай­вань­ские вла­сти сня­ли за­прет на тор­гов­лю с КНР и по­езд­ки жи­те­лей ост­ро­ва на ма­те­рик. В 1992 ме­ж­ду Пе­ки­ном и Тай­бэ­ем на­ча­лись пе­ре­го­во­ры о мир­ном вос­со­еди­не­нии. 14.12.1993 пра­ви­тель­ст­во КНР со сво­ей сто­ро­ны от­мени­ло за­прет на тор­гов­лю с Тай­ва­нем. Тай­вань­ские фир­мы и бан­ки на­ча­ли ак­тив­но вкла­ды­вать ка­пи­та­лы в разл. от­рас­ли пром-сти КНР.

Курс на эко­но­мич. пе­ре­строй­ку, при­вле­че­ние иностр. ин­ве­сти­ций и об­нов­ле­ние тех­но­ло­гич. ба­зы пром-сти сти­му­ли­ро­вал даль­ней­шее сбли­же­ние КНР с ве­ду­щи­ми ка­пи­та­ли­стич. стра­на­ми. 3.4.1978 за­клю­чён до­го­вор о тор­гов­ле ме­жду КНР и ЕЭС, а в хо­де офиц. ви­зи­та в К. пре­зи­ден­та США Р. Рей­га­на 26.4–1.5.1984 – со­гла­ше­ние о раз­ви­тии дву­сто­рон­не­го эко­но­мич. со­труд­ни­че­ст­ва, в т. ч. в во­про­сах ядер­ной энер­ге­ти­ки. Ана­ло­гич­ные со­гла­ше­ния бы­ли под­пи­са­ны кит. ру­ко­во­дством в 1985 с ве­ду­щи­ми зап.-ев­роп. гос-ва­ми. МВФ пре­дос­та­вил КНР зна­чит. сред­ст­ва на раз­ви­тие и мо­дер­ни­за­цию пром-сти.

Ук­ре­п­ле­ние ме­ж­ду­нар. по­зи­ций КНР и уг­луб­ле­ние её эко­но­мич. и по­ли­тич. со­труд­ни­че­ст­ва со стра­на­ми За­па­да спо­соб­ст­во­ва­ли ус­ко­ре­нию ре­ше­ния во­про­са о судь­бе Сян­га­на (Гон­кон­га) и Ао­мы­ня (Ма­као). 26.9.1984 Ве­ли­ко­бри­та­ния и КНР па­ра­фи­ро­ва­ли со­гла­ше­ние, со­глас­но ко­то­ро­му Сян­ган по ис­те­че­нии в 1997 сро­ка дей­ст­вия брит.-кит. до­го­во­ра об арен­де дол­жен быть воз­вра­щён в со­став К. на пра­вах осо­бо­го адм. рай­она с со­хра­не­ни­ем в нём в те­че­ние 50 лет ра­нее су­ще­ст­во­вав­ших по­ряд­ков. 13.4.1987 на ана­ло­гич­ных ус­ло­ви­ях под­пи­са­но со­гла­ше­ние с Пор­ту­га­ли­ей о воз­вра­ще­нии КНР Ао­мы­ня в 1999.

Мавзолей Мао Цзэдуна («Дом памяти Председателя Мао») на площади Тяньаньмынь в Пекине. 1977. Архитектор Ян Тинбао и др.Фото А. И. Нагаева/.Важ­ное зна­че­ние Пе­кин при­да­вал ук­ре­п­ле­нию сво­их по­зи­ций в Ази­ат­ско-Ти­хо­оке­ан­ском ре­гио­не. 12.8.1978 под­пи­сан кит.-япон. до­го­вор о ми­ре и друж­бе, в сент. 1992 нор­ма­ли­зо­ва­ны от­но­ше­ния ме­ж­ду КНР и Республикой Корея. К. под­держал идею соз­да­ния ней­траль­ной зо­ны в Юго-Вост. Азии, в 1991 всту­пил в АТЭС.

В то же вре­мя рез­ко обо­ст­ри­лись от­но­ше­ния КНР с Вьет­на­мом, по­ли­ти­ка ко­то­ро­го и тес­ное со­труд­ни­че­ст­во с Сов. Сою­зом (в 1978 под­пи­сан сов.-вьетн. до­го­вор о друж­бе и со­труд­ни­че­ст­ве) вос­при­ни­ма­лись кит. ру­ко­во­дством как уг­ро­за его безо­пас­но­сти и влия­нию в Ин­до­ки­тае. Вы­сыл­ка в 1978 из Вьет­на­ма в К. 240 тыс. эт­нич. ки­тай­цев, ак­тив­ное уча­стие вьетн. ар­мии в свер­же­нии в Кам­бод­же в нач. 1979 ре­жи­ма Пол По­та, поль­зо­вав­ше­го­ся под­держ­кой кит. ру­ко­во­дства, а так­же кит.-вьетн. тер­ри­то­ри­аль­ные спо­ры, в т. ч. о гос. при­над­леж­но­сти ост­ро­вов Спрат­ли (вьетн. Чы­онг­ша, кит. Нань­ша­цюнь­дао, Ту­ань­ша), Па­ра­сель­ских (вьетн. Хо­анг­ша, кит. Си­ша­цюнь­дао), Пра­тас (вьетн. Донг­ша, кит. Дун­ша­цюнь­дао) и бан­ки Мак­лс­филд (вьетн. – Жонк­ша, кит. – Чжун­ша­цюнь­дао) в юго-зап. час­ти Юж­но-Ки­тай­ско­го м., да­ли по­вод КНР для про­веде­ния «ог­ра­ни­чен­ной вос­пи­тат. во­ен. ак­ции» про­тив Вьет­на­ма. За­ру­чив­шись обе­ща­ни­ем амер. ад­ми­ни­ст­ра­ции не вме­ши­вать­ся в кон­фликт (в хо­де ви­зи­та Дэн Сяо­пи­на в кон. ян­ва­ря – нач. фев­ра­ля 1979 в Ва­шинг­тон), кит. ру­ко­во­дство 17.2.1979 от­да­ло при­каз о втор­же­нии в сев. рай­оны Вьет­на­ма. В хо­де упор­ных бо­ёв НОАК за­хва­ти­ла вьетн. го­ро­да Лао­кай, Као­банг, Ланг­шон и др. По­сле объ­яв­ле­ния вьетн. пра­ви­тель­ст­вом 5.3.1979 все­об­щей мо­би­ли­за­ции кит. ко­ман­до­ва­ние на­ча­ло вы­вод сво­их войск с вьетн. тер­ри­то­рии (за­вершил­ся 16.3.1979). На­чав­шие­ся 18.4.1979 пе­ре­го­во­ры сто­рон за­кон­чи­лись без­ре­зуль­тат­но. В по­сле­дую­щие го­ды ин­ци­ден­ты на кит.-вьетн. гра­ни­це про­дол­жа­лись. Осо­бен­но обо­ст­ри­лось со­пер­ни­че­ст­во за спор­ные ост­ро­ва в Юж­но-Ки­тай­ском м., в рай­оне ко­то­рых во 2-й пол. 1980-х гг. об­на­ру­же­ны круп­ней­шие в Азии ме­сто­ро­ж­де­ния уг­ле­во­до­ро­дов. 14.3.1988 име­ло ме­сто бое­вое столк­но­ве­ние кит. и вьетн. во­ен. су­дов у о-вов Спрат­ли. Лишь с сент. 1991 в от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду КНР и Вьет­на­мом на­ме­ти­лась тен­ден­ция к нор­ма­ли­за­ции, хо­тя про­бле­ма спор­ных тер­ри­то­рий ос­та­лась не­ре­шён­ной. В 1995 сто­ро­ны на­ча­ли пе­ре­го­во­ры о со­вме­ст­ном ос­вое­нии ре­сур­сов спор­ных ар­хи­пе­ла­гов.

Слож­ны­ми ос­та­ва­лись от­но­ше­ния КНР с Ин­ди­ей. В дек. 1986 ме­ж­ду дву­мя стра­на­ми про­изо­шёл воо­руж. по­гра­нич­ный кон­фликт, вы­зван­ный при­да­ни­ем со­юз­ной тер­ри­то­рии Ару­на­чал-Пра­деш, на часть ко­то­рой КНР предъ­яв­ля­ла тер­ри­то­ри­аль­ные пре­тен­зии, ста­ту­са шта­та в со­ста­ве Ин­дии. На­пря­жён­ность в кит.-инд. от­но­ше­ни­ях на­ча­ла сни­жать­ся лишь по­сле под­пи­са­ния 7.9.1993 Пе­ки­ном и Де­ли до­го­во­ра о со­кра­ще­нии войск в при­гра­нич­ных рай­онах.

Вплоть до нач. 1980-х гг. ру­ко­вод­ство КНР про­дол­жа­ло курс на про­ти­во­дей­ст­вие «ге­ге­мо­ни­ст­ским уст­рем­ле­ни­ям» СССР. 3.4.1979 оно ре­ши­ло не про­дле­вать сов.-кит. до­го­вор о друж­бе, сою­зе и вза­им­ной по­мо­щи от 1950. В дек. 1979 в свя­зи с вве­де­ни­ем сов. войск в Аф­га­ни­стан Пе­кин пре­рвал на не­оп­ре­де­лён­ное вре­мя кон­суль­та­ции с сов. пра­ви­тель­ст­вом о нор­ма­ли­за­ции от­но­ше­ний, а в 1980 вслед за США и зап. дер­жа­ва­ми бой­ко­ти­ро­вал Олим­пий­ские иг­ры в Мо­ск­ве. На­чав­ший­ся в окт. 1982 но­вый ра­унд сов.-кит. пе­ре­го­во­ров за­кон­чил­ся без­ре­зуль­тат­но. Не при­нес­ли по­ло­жи­тель­ных ито­гов и пе­ре­го­во­ры в 1983–84. Кит. сто­ро­на тре­бо­ва­ла со­кра­ще­ния сов. при­сут­ст­вия в Ин­до­ки­тае, Аф­га­ни­ста­не, Мон­го­лии, а так­же при­ня­тия за ос­но­ву сво­ей кон­цеп­ции оп­ре­де­ле­ния ли­нии про­хо­ж­де­ния сов.-кит. гра­ни­цы на её спор­ных уча­ст­ках.

Сдвиг в раз­ви­тии диа­ло­га ме­ж­ду Пе­ки­ном и Мо­ск­вой обо­зна­чил­ся лишь по­сле из­бра­ния ге­не­раль­ным сек­ре­та­рём ЦК КПСС М. С. Гор­ба­чё­ва, ко­то­рый за­явил о го­тов­но­сти к по­ис­ку ком­про­мис­са с КНР. В мар­те 1985 СССР по­се­ти­ла де­ле­га­ция ВСНП, Ли Пэн встре­тил­ся с Гор­ба­чё­вым. 10.7.1985 под­пи­са­но дву­сто­рон­нее тор­го­вое со­гла­ше­ние сро­ком на 5 лет, 6.6.1986 за­клю­че­но со­гла­ше­ние о соз­да­нии се­ти кон­суль­ских уч­ре­ж­де­ний на тер­ри­то­рии обе­их стран. Офиц. ви­зит Гор­ба­чё­ва в КНР 15–18.5.1989 зна­ме­но­вал окон­ча­тель­ный по­во­рот к нор­ма­ли­за­ции сов.-кит. от­но­ше­ний. За­ин­те­ре­со­ван­ность кит. сто­ро­ны в раз­ви­тии диа­ло­га с Мо­ск­вой уси­ли­лась по­сле вве­де­ния в ию­не 1989 США и зап.-ев­роп. гос-ва­ми эко­но­мич. санк­ций в от­но­ше­нии КНР в свя­зи с тянь­ань­мынь­ски­ми со­бы­тия­ми (от­ме­не­ны ев­роп. стра­на­ми 22.10.1990) и упор­ной по­ста­нов­кой ими в даль­ней­шем во­про­са о пра­вах че­ло­ве­ка в К. (раз­ви­тие гражд. прав, по­ло­же­ние в Ти­бет­ском и Синь­цзян-Уй­гур­ском ав­то­ном­ных рай­онах). Сов.-кит. сбли­же­нию спо­соб­ст­во­ва­ло так­же ох­ла­ж­де­ние кит.-амер. от­но­ше­ний, вы­зван­ное всё бо­лее яв­но про­яв­ляв­шим­ся не­же­ла­ни­ем США со­дей­ст­во­вать ре­ше­нию тай­вань­ской про­бле­мы. По­сле рас­па­да СССР «во­ен. уг­ро­за с се­ве­ра», по мне­нию кит. ру­ко­водства, ис­чез­ла, Рос­сия пе­ре­ста­ла вос­при­ни­мать­ся как по­тен­ци­аль­ный во­ен. про­тив­ник. РФ и КНР дос­тиг­ли до­го­во­рён­но­стей по по­гра­нич­но­му во­про­су (16.5.1991; 3.9.1994), за­клю­чив ряд со­гла­ше­ний, по­зво­лив­ших окон­ча­тель­но ус­та­но­вить, юри­ди­че­ски офор­мить и де­мар­ки­ро­вать рос.-кит. гра­ни­цу бо­лее чем на 98% её про­тя­жён­но­сти. В хо­де со­сто­яв­ше­го­ся 2–6.9.1994 офиц. ви­зи­та в Рос­сию Цзян Цзэ­ми­ня по ре­зуль­та­там его пе­ре­го­во­ров с пре­зи­ден­том РФ Б. Н. Ель­ци­ным бы­ло под­пи­са­но со­гла­ше­ние о прин­ци­пах рос.-кит. от­но­ше­ний и кон­ст­рук­тив­ном парт­нёр­ст­ве двух стран.

ПК ВСНП 29.12.1991 одоб­рил при­со­еди­не­ние КНР к До­го­во­ру о не­рас­про­стра­не­нии ядер­но­го ору­жия. 29.7.1996 кит. пра­ви­тель­ст­во объ­я­ви­ло о пре­кра­ще­нии ис­пы­та­ний ядер­ных взрыв­ных уст­ройств.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27