Китай с нач. 1990-х гг.

На 14-м съез­де КПК (12–18.10.1992), по­ла­гая, что по­след­ст­вия тянь­ань­мынь­ских со­бы­тий пре­одо­ле­ны, Дэн Сяо­пин вы­ска­зал­ся за во­зоб­нов­ле­ние и ак­ти­ви­за­цию эко­но­мич. ре­форм. Ре­ше­ни­ем 1-й сес­сии ВСНП 8-го со­зы­ва (15–31.3.1993) по­ня­тие «пла­но­вое хо­зяй­ст­во» в Кон­сти­ту­ции КНР бы­ло за­ме­не­но тер­ми­ном «со­циа­ли­стич. ры­ноч­ное хо­зяй­ст­во». 3-й пле­нум ЦК КПК 14-го со­зы­ва (11–14.11.1993) ут­вер­дил про­грам­му даль­ней­ше­го раз­ви­тия ре­форм и по­строе­ния в КНР к 2000 но­вой со­циа­ли­стич. эко­но­мич. сис­те­мы. Од­но­вре­мен­но бы­ла по­став­ле­на за­да­ча про­вес­ти ре­фор­му от­но­ше­ний соб­ст­вен­но­сти, сис­те­мы на­ло­го­об­ло­же­ния, бан­ков­ской дея­тель­но­сти и др., а так­же соз­дать со­от­вет­ст­вую­щую тре­бо­ва­ни­ям рын­ка сис­те­му со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния. Про­шед­шая 5–17.3.1996 4-я сес­сия ВСНП 8-го со­зы­ва ут­вер­ди­ла «Де­вя­тый пя­ти­лет­ний план эко­но­ми­че­ско­го и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия КНР [на 1996–2000] и пер­спек­тив­ную про­грам­му до 2010», ко­то­ры­ми пре­ду­смат­ри­вал­ся пе­ре­ход от экс­тен­сив­но­го спо­со­ба про­из-ва к ин­тен­сив­но­му, про­ве­де­ние глу­бо­кой на­уч.-тех­нич. ре­кон­ст­рук­ции нар. хо­зяй­ст­ва, раз­ви­тие ре­сур­сос­бе­ре­гаю­ще­го нау­ко-, тех­ни­ко- и ка­пи­та­ло­ём­ко­го про­из-ва. 15-й съезд КПК (12–18.9.1997) одоб­рил про­грам­му по­этап­ной при­ва­ти­за­ции гос. пред­при­ятий, имев­ших вы­со­кую за­дол­жен­ность. Эта про­грам­ма бы­ла под­твер­жде­на 4-й сес­си­ей ВСНП 9-го со­зы­ва (5–15.3.2001), ут­вер­див­шей так­же план раз­ви­тия нар. хо­зяй­ст­ва КНР на 10-ю пя­ти­лет­ку (2001–05).

Окон­ча­тель­ный пе­ре­ход в 1993 к ры­ноч­ным ус­ло­ви­ям ве­де­ния хо­зяй­ст­ва вы­сво­бо­дил ко­лос­саль­ный за­ряд со­зи­да­тель­ной энер­гии кит. об­ще­ст­ва. По­сле­до­ва­тель­ное про­ве­де­ние по­ли­ти­ки «мо­дер­ни­за­ции, ре­форм и от­кры­то­сти» обес­пе­чи­ло вы­дви­же­ние КНР на по­зи­ции од­но­го из ли­де­ров гло­баль­ной эко­но­ми­ки и тор­гов­ли, об­ре­те­ние ею ста­ту­са «все­мир­ной фаб­ри­ки». В 2001 КНР при­ня­та в ВТО. К 2007 она вы­шла на 1-е ме­сто в ми­ре по аб­со­лют­ным по­ка­за­те­лям про­из-ва цвет­ных ме­тал­лов, уг­ля, це­мен­та, хлоп­ча­то­бу­маж­ных тка­ней, те­ле­ви­зо­ров, мо­то­цик­лов, ве­ло­си­пе­дов и др. ви­дов про­дук­ции, на 2-е ме­сто – по про­из-ву са­ха­ра, на 3-е место – по про­из-ву ав­то­мо­би­лей, на 4-е ме­сто – по вы­ра­бот­ке элек­тро­энер­гии, на 5-е ме­сто – по до­бы­че неф­ти. В 2007 объ­ём ВВП КНР пре­вы­сил уро­вень 1978 в 15 раз (в со­пос­та­ви­мых це­нах). По это­му по­ка­за­те­лю (3,44 трлн. долл., 2007) КНР за­ня­ла 4-е ме­сто [по па­ри­тету по­ку­па­тель­ной спо­соб­но­сти (6,99 трлн. долл.) – 2-е ме­сто], по раз­ме­рам внеш­не­тор­го­во­го обо­ро­та (2,125 трлн. долл.) – 3-е ме­сто, по зо­ло­то­ва­лют­ным ре­зер­вам (1,68 трлн. долл. и 19290 тыс. трой­ских ун­ций зо­ло­та; март 2008) – 1-е ме­сто в ми­ре.

В стра­не сфор­ми­ро­ва­лась сме­шан­ная эко­но­ми­ка с при­мер­но рав­ны­ми до­ля­ми гос., ча­ст­но­го [вклю­чая ок. 300 тыс. пред­при­ятий с иностр. ка­пи­та­лом (2007); сум­ма ис­поль­зо­ван­ных К. пря­мых иностр. ка­пи­та­ло­вло­же­ний за го­ды ре­форм со­ста­ви­ла св. 750 млрд. долл.; в К. был пе­ре­ве­дён ряд про­из­водств из стран Зап. Ев­ро­пы, Сев. Аме­ри­ки и Япо­нии] и т. н. ак­цио­нер­но-пае­во­го сек­то­ров. КНР уда­лось су­ще­ст­вен­но со­кра­тить от­ста­ва­ние сво­его тех­но­ло­гич. раз­ви­тия от ве­ду­щих стран по ря­ду клю­че­вых от­рас­лей, в т. ч. в атом­ной энер­ге­ти­ке, био-, ком­пь­ю­тер­ных и ин­фор­мац. тех­но­ло­ги­ях, а так­же в кос­мич. пром-сти (о по­след­нем сви­де­тель­ст­ву­ют ус­пеш­ный за­пуск в 2003 пи­ло­ти­руе­мо­го кос­мич. ко­раб­ля, вы­ве­де­ние на око­ло­зем­ную ор­би­ту в 2004 10 ис­кусств. спут­ни­ков Зем­ли, в 2005 за­пуск но­во­го пи­ло­ти­руе­мо­го ко­раб­ля «Шэнь­чжоу-6» с 2 кос­мо­нав­та­ми на бор­ту, а в 2007 вы­ход кит. кос­мо­нав­та в от­кры­тый кос­мос в хо­де по­лё­та «Шэнь­чжоу-7»). Тем­пы рос­та вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ных от­рас­лей эко­но­ми­ки КНР в нач. 21 в. дос­тиг­ли 27% в год (при об­щем эко­но­мич. рос­те св. 10%).

С нач. 21 в. ру­ко­во­дство КНР взя­ло курс на соз­да­ние круп­ных ТНК с кит. ка­пи­та­лом и про­дви­же­ние на ми­ро­вой ры­нок про­дук­ции кит. ма­рок. Неф­те­хи­мич. кор­по­ра­ция «PetroChina» и Тор­го­во-пром. банк К. к 2008 во­шли в чис­ло круп­ней­ших ком­па­ний ми­ра. Кит. ка­пи­тал стал пред­при­ни­мать ак­тив­ные по­пыт­ки про­ник­но­ве­ния в эко­но­ми­ку ве­ду­щих ин­ду­ст­ри­аль­ных дер­жав.

Од­на­ко, не­смот­ря на впе­чат­ляю­щие ус­пе­хи раз­ви­тия, эко­но­мич. по­ка­за­те­ли КНР в пе­ре­счё­те на ду­шу на­се­ле­ния ос­та­ют­ся до­воль­но низ­ки­ми (по сред­не­ду­ше­вым раз­ме­рам ВВП КНР за­ни­ма­ет лишь 109–110-е ме­сто, по ин­дек­су че­ло­ве­че­ско­го раз­ви­тия – 81-е ме­сто в ми­ре), что по­зво­ля­ет от­но­сить её к раз­виваю­щим­ся стра­нам. Со­вер­шён­ный К. в по­след­ние де­ся­ти­ле­тия эко­но­мич. ры­вок при­вёл к воз­ник­но­ве­нию ря­да внутр. про­блем и про­ти­во­ре­чий. Уси­лил­ся раз­рыв ме­ж­ду пе­ре­до­вы­ми при­мор­ски­ми ре­гио­на­ми и срав­ни­тель­но от­ста­лы­ми внутр. рай­она­ми КНР. Уве­ли­чи­лась раз­ни­ца в уров­не до­хо­дов разл. ка­те­го­рий на­се­ле­ния, а так­же в уров­не и ка­че­стве жиз­ни гор. и сель­ско­го на­се­ле­ния (ср. до­хо­ды го­ро­жан в 2007 со­ста­ви­ли 1900 долл., сель­ских жи­те­лей – 570 долл. в год). Зна­чит. ост­ро­ту при­об­ре­ла про­бле­ма за­ня­то­сти на­се­ле­ния (по офиц. дан­ным, уро­вень без­ра­бо­ти­цы со­став­ля­ет не­мно­гим бо­лее 4%; по не­офиц. оцен­кам, от 100 до 150 млн. чел. не име­ют по­сто­ян­но­го мес­та ра­бо­ты ли­бо за­ня­ты час­тич­но). Бы­ст­рая ур­ба­ни­за­ция (с сер. 1990-х гг. в го­ро­да пе­ре­се­ли­лись св. 200 млн. чел.) соз­да­ла зна­чит. слож­но­сти с раз­ви­ти­ем гор. ин­фра­струк­ту­ры, обес­пе­че­ни­ем на­се­ле­ния го­ро­дов жиль­ём и пить­е­вой во­дой (на 2000, по офиц. дан­ным, де­фи­цит во­ды ис­пы­ты­ва­ли прак­ти­че­ски все кит. го­ро­да, в т. ч. Пе­кин). Сла­бый кон­троль за ох­ра­ной ок­ру­жаю­щей сре­ды обу­сло­вил воз­ник­но­ве­ние серь­ёз­ных эко­ло­гич. про­блем, что бы­ло кон­ста­ти­ро­ва­но в док­ла­де пра­ви­тель­ст­ва КНР от 5.6.2001. К. стал круп­ней­шим по­сле США за­гряз­ни­те­лем ми­ро­вой ат­мо­сфе­ры и гид­ро­сфе­ры, а по тем­пам эро­зии поч­вы вы­шел на 1-е ме­сто в ми­ре.

Кар­ди­наль­ная пе­ре­строй­ка эко­но­мич. сис­те­мы соз­да­ла пред­по­сыл­ки для ре­ше­ния во­про­са о вы­ве­де­нии ка­че­ст­ва жиз­ни на­се­ле­ния стра­ны на уро­вень «сяо кан». Од­на­ко к 2000, как пер­во­на­чаль­но пла­ни­ро­ва­лось, эта цель не бы­ла дос­тиг­ну­та (ре­ше­ние за­да­чи от­не­се­но на 2020). Уро­вень жиз­ни и со­ци­аль­ная за­щи­щён­ность, осо­бен­но сель­ско­го на­се­ле­ния КНР, ос­та­ют­ся край­не низ­ки­ми, часть на­се­ления внутр. рай­онов КНР про­дол­жа­ет жить в ни­ще­те, ок. 52 млн. чел. в воз­рас­те от 15 до 49 лет не­гра­мот­ны.

С нач. 1990-х гг. ост­ры­ми со­ци­аль­ны­ми про­бле­ма­ми в КНР, на­ря­ду с кор­руп­ци­ей и рос­том пре­ступ­но­сти, ста­ли нар­ко­ма­ния и уси­ле­ние влия­ния но­вых псев­до­ре­лиг. дви­же­ний (в ча­ст­но­сти, сек­ты Фа­лунь­гун), что сви­де­тель­ст­ву­ет о серь­ёз­ном ду­хов­ном кри­зи­се, ко­то­рый в но­вых ус­ло­ви­ях пе­ре­жи­ва­ет кит. об­ще­ст­во. Зна­чи­тель­но уси­ли­лись се­па­ра­ти­ст­ские тен­ден­ции в Ти­бет­ском и Синь­цзян-Уй­гур­ском ав­то­ном­ных рай­онах. От­но­си­тель­но но­вым для КНР яв­ле­ни­ем ста­ли мас­со­вые про­тес­ты ра­бо­чих, осо­бен­но в де­прес­сив­ных сев.-вост. рай­онах стра­ны.

Решая эти про­бле­мы, ру­ко­вод­ство КНР при­дер­жи­ва­ет­ся тра­ди­ци­он­но жё­ст­ких ме­то­дов. К. ли­ди­ру­ет по чис­лу смерт­ных при­го­во­ров (св. 7 тыс. в год), вы­но­си­мых за кор­руп­цию и др. тяж­кие уго­лов­ные пре­сту­п­ле­ния. 23.7.1999 кит. вла­сти за­пре­ти­ли сек­ту Фа­лунь­гун, в апр. 2000 при­го­во­ри­ли св. 300 её ру­ко­во­ди­те­лей к разл. сро­кам тю­рем­но­го за­клю­че­ния, а ок. 5 тыс. ак­тив­ных чле­нов на­пра­ви­ли на «ис­пра­ви­тель­ные ра­бо­ты». В февр. 1997 си­ла­ми НОАК и об­ществ. безо­пас­но­сти бы­ли по­дав­ле­ны вы­сту­п­ле­ния уй­гу­ров, а вес­ной 2008 – жи­те­лей Ти­бе­та. Вла­сти не до­пус­ка­ют соз­да­ния оп­по­зиц. пар­тий, жё­ст­ко кон­тро­ли­ру­ют сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции, вклю­чая Ин­тер­нет.

В то же вре­мя в ус­ло­ви­ях глу­бо­кой эко­но­мич. пе­ре­строй­ки про­изош­ли оп­ре­де­лён­ные из­ме­не­ния идео­ло­гич. и ор­га­ни­зац. ос­нов КПК. 16-й съезд пар­тии, со­сто­яв­ший­ся 8–14.11.2002, внёс в ус­тав по­ло­же­ние, со­глас­но ко­то­ро­му КПК пред­став­ля­ет не клас­сы, а разл. слои кит. об­ще­ст­ва: «пе­ре­до­вые про­из­во­дит. си­лы», «пе­ре­до­вую куль­ту­ру» и «по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во на­ро­да». В пар­тию бы­ло раз­ре­ше­но всту­пать пред­ста­ви­те­лям пред­при­ни­ма­тель­ских кру­гов. Съезд окон­ча­тель­но за­кре­пил про­це­ду­ру пла­но­мер­ной сме­ны по­ко­ле­ний в ру­ко­во­дя­щих ор­га­нах КНР. В со­от­вет­ст­вии с ней Цзян Цзэ­минь по­дал в от­став­ку с по­ста ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря ЦК КПК, на эту долж­ность был из­бран Ху Цзинь­тао (15.3.2003 он из­бран так­же Пред. КНР, а в сент. 2004 пред. Во­ен. со­ве­та ЦК КПК). 16.3.2003 ВСНП из­бра­ло на пост пре­мье­ра Гос. со­ве­та КНР ещё од­но­го пред­ста­ви­те­ля но­во­го по­ко­ле­ния ру­ко­во­ди­те­лей – Вэнь Цзя­бао, от­пра­вив в от­став­ку Чжу Жунц­зи, за­ни­мав­ше­го этот пост с мар­та 1998.

На 17-м съез­де КПК в окт. 2007 но­вое ру­ко­во­дство под­твер­ди­ло курс на про­ве­де­ние ком­плекс­ной мо­дер­ни­за­ции стра­ны, ко­рен­ное улуч­ше­ние ка­че­ст­ва жиз­ни на­се­ле­ния, соз­да­ние ме­ж­ду­нар. ус­ло­вий, бла­го­при­ят­ст­вую­щих раз­ви­тию К., и его ак­тив­ную ин­те­гра­цию в ми­ро­вое хо­зяй­ст­во. Ху Цзинь­тао вы­сту­пил с иде­ей раз­ра­бот­ки «кон­цеп­ции на­уч. раз­ви­тия» КНР, ос­но­ван­ной на реа­ли­стич. ана­ли­зе си­туа­ции в стра­не и за её пре­де­ла­ми, оп­ти­маль­ном вы­бо­ре ме­ж­ду «вы­иг­ры­ша­ми» и «по­те­ря­ми» по­ли­ти­ки мо­дер­ни­за­ции, а так­же на пра­виль­ном со­еди­не­нии кит. тра­ди­ций с но­вей­ши­ми дос­ти­же­ния­ми за­ру­беж­ной нау­ки, тех­ни­ки и куль­ту­ры. Эта кон­цеп­ция, по мне­нию кит. ру­ко­во­дства, при­зва­на соз­дать тео­ре­тич. ос­но­ву для эф­фек­тив­но­го пре­одо­ле­ния воз­ник­ших про­ти­во­ре­чий и труд­но­стей, дать чле­нам пар­тии и на­се­ле­нию стра­ны пра­виль­ные идео­ло­гич. ори­ен­ти­ры, снять опа­се­ния ме­ж­ду­нар. со­об­ще­ст­ва от­но­си­тель­но воз­мож­но­сти про­яв­ле­ния в пер­спек­ти­ве кит. ге­ге­мо­низ­ма, обес­пе­чить мир­ное объ­е­ди­не­ние К. и ус­та­нов­ле­ние им гар­мо­нич­ных от­но­ше­ний со все­ми стра­на­ми.

Центр. ме­сто во внеш­ней по­ли­ти­ке КНР с сер. 1990-х гг. по-преж­не­му за­ни­ма­ла про­бле­ма вос­со­еди­не­ния стра­ны. По­сле воз­вра­ще­ния в со­став К. Сян­га­на и Аомы­ня един­ст­вен­ной тер­ри­то­ри­ей, на ко­то­рую не рас­про­стра­ня­ет­ся дей­ст­вие за­ко­нов КНР, ос­та­ёт­ся Тай­вань. Про­во­див­шие­ся с нач. 1990-х гг. пере­го­во­ры меж­ду пра­ви­тель­ст­вом КНР и ру­ко­во­д­ством Тай­ва­ня спо­соб­ст­во­ва­ли ожив­ле­нию от­но­ше­ний ме­ж­ду ост­ро­вом и ма­те­ри­ко­вым К., од­на­ко не при­нес­ли сколь­ко-ни­будь за­мет­но­го про­грес­са в во­про­се о вос­со­еди­не­нии. Про­ве­де­ние на Тай­ва­не 23.3.1996 пер­вых пря­мых пре­зи­дент­ских вы­бо­ров бы­ло вос­при­ня­то Пе­ки­ном как по­пыт­ка уг­лу­бить рас­кол стра­ны. Стре­мясь ока­зать дав­ле­ние на Тай­бэй и не до­пус­тить про­ве­де­ния вы­бо­ров, 12–20.3.1996 КНР про­ве­ла ши­ро­ко­мас­штаб­ные во­ен. уче­ния у бе­ре­гов Тай­ва­ня. В от­вет на эти дей­ствия США вве­ли в Тай­вань­ский прол. авиа­нос­ное со­еди­не­ние 7-го фло­та, что соз­да­ло в ре­гио­не на­пря­жён­ную об­ста­нов­ку. По­сле за­яв­ле­ния пре­зи­ден­та Кит. Рес­пуб­ли­ки Ли Дэн­хуэя в те­ле­ви­зи­он­ном ин­тер­вью 11.7.1999 о том, что Тай­вань и КНР – «две стра­ны по обе сто­ро­ны Тай­вань­ско­го про­ли­ва», Пе­кин пре­рвал пе­ре­го­во­ры с Тай­бэ­ем. По­бе­да на пре­зи­дент­ских вы­бо­рах на Тай­ва­не 18.3.2000 кан­ди­да­та от Де­мо­кра­тич. про­грес­сив­ной пар­тии, вы­сту­паю­щей про­тив объ­еди­не­ния Кит. Рес­пуб­ли­ки с КНР, Чэнь Шуй­бяня ещё боль­ше обо­ст­ри­ла от­но­ше­ния ме­ж­ду сто­ро­на­ми. На про­хо­див­шей од­но­вре­мен­но с вы­бо­ра­ми на Тай­ва­не 4-й сес­сии ВСНП 9-го со­зы­ва пре­мьер Гос. со­ве­та КНР Чжу Жунц­зи, ка­са­ясь тай­вань­ско­го во­про­са, не ис­клю­чил воз­мож­но­сти при­ме­не­ния КНР во­ен. си­лы для вос­со­еди­не­ния стра­ны. 14.3.2005 4-я сес­сия ВСНП 10-го со­зы­ва одоб­ри­ла за­кон «О про­ти­во­дей­ст­вии рас­ко­лу стра­ны», ко­то­рым пре­дос­та­ви­ло ру­ко­во­д­ст­ву КНР пра­во при­ме­нить «не­мир­ные или же дру­гие не­об­хо­ди­мые ме­ры для за­щиты сво­его су­ве­ре­ни­те­та и тер­ри­то­ри­аль­ной це­ло­ст­но­сти» в слу­чае по­пыт­ки «под­рыв­ных эле­мен­тов, вы­сту­паю­щих за “не­за­ви­си­мость Тай­ва­ня”», от­де­лить ост­ров «от Ро­ди­ны», а так­же в слу­чае «важ­ных из­ме­не­ний, ко­то­рые мо­гут при­вес­ти к от­де­ле­нию Тай­ва­ня от стра­ны, или же ес­ли все воз­мож­но­сти для мир­но­го объ­е­ди­не­ния бу­дут ис­чер­па­ны». При­ня­тие это­го за­ко­на вы­зва­ло ост­рую ре­ак­цию как на Тай­ва­не, так и в США. Тай­вань­ское ру­ко­во­дство при­гро­зи­ло Пе­ки­ну свёр­ты­ва­ни­ем эко­но­мич. кон­так­тов, а амер. ад­ми­ни­ст­ра­ция, ру­ко­во­дст­ву­ясь за­ко­ном об от­но­ше­ни­ях с Тай­ва­нем, до­би­лась в 2005 от Япо­нии со­гла­сия на вклю­че­ние Тай­ва­ня в сфе­ру об­щих амер.-япон. стра­те­гич. и обо­рон­ных ин­те­ре­сов. В от­вет на эти дей­ст­вия Вэнь Цзя­бао при­звал Япо­нию и США воз­дер­жать­ся от ка­ко­го бы то ни бы­ло вме­ша­тель­ст­ва в тай­вань­ский во­прос, яв­ляю­щий­ся внутр. де­лом К., а Ху Цзинь­тао под­черк­нул не­об­хо­ди­мость рас­ши­ре­ния мер по под­го­тов­ке к за­щи­те тер­ри­то­ри­аль­ной це­ло­ст­но­сти К. Обо­рон­ный бюд­жет КНР в 2005 был уве­ли­чен на 12,6% (в 2002 – на 17,6%).

Про­бле­ма Тай­ва­ня и по­ста­нов­ка ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей США во­про­са о со­блю­де­нии прав че­ло­ве­ка в КНР (в т. ч. в хо­де офиц. ви­зи­та Цзян Цзэ­ми­ня в Ва­шинг­тон 26.10 – 3.11.1997 и от­вет­но­го ви­зи­та Б. Клин­то­на в Пе­кин 25.6–3.7.1998) зна­чи­тель­но ос­лож­ни­ли фон ди­на­мич­но раз­ви­вав­ших­ся в 1990-х – нач. 2000-х гг. амер.-кит. эко­но­мич. от­но­ше­ний. Вы­сту­п­ле­ние пред­ста­ви­те­ля КНР в Со­ве­те Без­о­пас­но­сти ООН в мар­те 1999 про­тив во­ен. ре­ше­ния про­бле­мы Ко­со­во, бом­бар­ди­ров­ка са­мо­лё­та­ми нато 7.5.1999 по­соль­ст­ва КНР в Бел­гра­де (по­гиб­ли 3 со­труд­ни­ка, св. 20 по­лу­чи­ли ра­не­ния), ин­ци­дент с за­дер­жа­ни­ем КНР амер. са­мо­лё­та-раз­вед­чи­ка, осу­ж­де­ние К. во­ен. опе­ра­ции коа­лиц. сил во гла­ве с США про­тив Ира­ка в 2003 и раз­но­гла­сия по ря­ду др. во­про­сов зна­ме­но­ва­ли из­ме­не­ние ха­рак­те­ра от­но­ше­ний ме­ж­ду Пе­ки­ном и Ва­шинг­то­ном. Но­вый ме­ж­ду­нар. эко­но­мич. ста­тус КНР по­зво­лил ей бо­лее ак­тив­но вклю­чить­ся в ре­ше­ние ре­гио­наль­ных и гло­баль­ных про­блем, за­ни­мая са­мо­сто­ят. по­ли­тич. по­зи­цию.

В нач. 21 в. ру­ко­во­дство КНР пред­при­ня­ло даль­ней­шие ша­ги по нор­ма­ли­за­ции от­но­ше­ний с Ин­ди­ей. В 2005 кит. и инд. ру­ко­во­дство со­гла­со­ва­ли прин­ци­пы раз­ре­ше­ния по­гра­нич­ных и тер­ри­то­ри­аль­ных раз­но­гла­сий и про­ве­де­ния диа­ло­га по про­бле­мам безо­пас­но­сти и внеш­ней по­ли­ти­ки, вклю­чая во­про­сы гра­ниц и ядер­ные про­грам­мы.

Со 2-й пол. 1990-х гг. ди­на­мич­но раз­ви­ва­лись эко­но­мич. от­но­ше­ния КНР с Вьет­на­мом. В це­лях уре­гу­ли­ро­ва­ния тер­ри­то­ри­аль­ных спо­ров сто­ро­ны за­клю­чи­ли дву­сто­рон­ние со­гла­ше­ния о су­хо­пут­ной гра­ни­це, де­ли­ми­та­ции вод­ных тер­ри­то­рий в зал. Бак­бо (Тон­кин­ском) (2000) и ряд др., ос­та­вив, од­на­ко, от­кры­тым во­прос о гос. при­над­леж­но­сти Па­ра­сель­ских о-вов и о-вов Спрат­ли. На­пря­жён­ность кит.-вьетн. от­но­ше­ний в этом во­про­се уда­лось на вре­мя сни­зить бла­го­да­ря под­пи­са­нию в 2002 Дек­ла­ра­ции о взаи­мо­дей­ст­вии сто­рон в Юж­но-Ки­тай­ском мо­ре. Од­на­ко с 2007 тер­ри­то­ри­аль­ный спор ме­ж­ду КНР и Вьет­на­мом рез­ко обо­ст­рил­ся. Под­пи­са­ние Вьет­на­мом со­гла­ше­ний о до­бы­че неф­ти и га­за с зап. стра­на­ми и Япо­ни­ей и со­об­ще­ние вьетн. пра­ви­тель­ст­ва о на­ме­ре­нии про­ло­жить по дну Юж­но-Ки­тай­ско­го м. га­зо­про­вод от о-вов Спрат­ли до сво­ей тер­ри­то­рии вы­зва­ло рез­кий про­тест КНР, ко­то­рая рас­це­ни­ла эти дей­ст­вия как по­ся­га­тель­ст­во на свою тер­ри­то­ри­аль­ную це­ло­ст­ность. В ию­ле 2007 кит. сто­ро­же­вое суд­но под­верг­ло об­стре­лу вьетн. ры­ба­ков в рай­оне о-вов Спрат­ли, а в но­ябре пра­ви­тель­ст­во КНР объ­я­ви­ло о со­з­да­нии но­вой адм. еди­ни­цы в со­ста­ве пров. Хай­нань – окр. Сан­ша (пл. св. 2,5 млн. км2), вклю­чаю­ще­го о-ва Спрат­ли и Па­ра­сель­ские о-ва. Дей­ст­вия КНР вы­зва­ли ак­ции про­тес­та во Вьет­на­ме и соз­да­ли серь­ёз­ную на­пря­жён­ность в кит.-вьетн. от­но­ше­ни­ях, ко­то­рая ещё боль­ше уси­ли­лась по­сле сде­лан­но­го К. в ию­ле 2008 пре­дос­те­ре­же­ния в ад­рес амер. неф­те­до­бы­ваю­щей ком­па­нии «Exxon Mobil Corp.» в свя­зи с раз­ви­ти­ем ею со­труд­ни­че­ст­ва с Вьет­на­мом в об­лас­ти раз­вед­ки и раз­ра­бот­ки ме­сто­ро­ж­де­ний уг­ле­во­до­ро­дов в Юж­но-Ки­тай­ском мо­ре.

Рос.-кит. от­но­ше­ния по­сле 1994 при­об­ре­ли ус­той­чи­вую ди­на­ми­ку и раз­ви­ва­ют­ся в ду­хе кон­ст­рук­тив­но­го парт­нёр­ства, взаи­мо­дей­ст­вия и все­сто­рон­ней вза­им­ной под­держ­ки в ре­ше­нии клю­че­вых ме­ж­ду­нар. про­блем. Это­му во мно­гом спо­соб­ст­ву­ет яс­ная по­зи­ция РФ по тай­вань­ско­му и ти­бет­ско­му во­про­сам. Рос. пра­ви­тель­ст­во не­од­но­крат­но за­яв­ля­ло, что ру­ко­во­дству­ет­ся в сво­ей по­ли­ти­ке по­ло­же­ни­ем, со­глас­но ко­то­ро­му су­ще­ст­ву­ет толь­ко один К., пра­ви­тель­ст­во КНР яв­ля­ет­ся един­ст­вен­ным за­кон­ным кит. пра­ви­тель­ст­вом, пред­став­ля­ет весь К., а Тай­вань – не­отъ­ем­ле­мая часть К. Та­кой же не­отъ­ем­ле­мой ча­стью К. яв­ля­ет­ся и Ти­бет.

В апр. 1996 в Шан­хае, а за­тем в апр. 1997 в Мо­ск­ве КНР под­пи­са­ла с РФ, Ка­зах­ста­ном, Кир­ги­зи­ей и Тад­жи­ки­ста­ном со­гла­ше­ния об ук­ре­п­ле­нии мер до­ве­рия в во­ен. об­лас­ти и о вза­им­ном со­кра­ще­нии воо­руж. сил в рай­оне быв. сов.-кит. гра­ни­цы в це­лях пре­вра­ще­ния её в по­ло­су ми­ра, безо­пас­но­сти и доб­росо­сед­ст­ва. В 2001 К. ак­тив­но под­дер­жал идею соз­да­ния на ба­зе «Шан­хай­ской пя­тёр­ки» Шан­хай­ской ор­га­ни­за­ции со­труд­ни­че­ст­ва (ШОС), при­зван­ной стать важ­ным фак­то­ром под­дер­жа­ния ми­ра, безо­пас­но­сти и ста­биль­но­сти в ре­гио­не, раз­ви­тия все­сто­рон­не­го ре­гио­наль­но­го со­труд­ни­че­ст­ва и од­ним из опор­ных эле­мен­тов бу­ду­щей кон­ст­рук­ции мно­го­по­ляр­но­го ми­ра, на­ме­чен­ной со­вме­ст­ной рос.-кит. дек­ла­ра­ци­ей 1997 о мно­го­по­люс­ном ми­ро­уст­рой­ст­ве и соз­да­нии но­во­го ме­ж­ду­нар. по­ряд­ка.

С под­пи­са­ни­ем 16.7.2001 В. В. Пу­ти­ным и Цзян Цзэ­ми­нем До­го­во­ра о доб­ро­со­сед­ст­ве, друж­бе и со­труд­ни­че­ст­ве на­чал­ся но­вый этап раз­ви­тия рос.-кит. от­но­ше­ний, ха­рак­те­ри­зую­щий­ся пе­ре­хо­дом от кон­ст­рук­тив­но­го к стра­те­гич. парт­нёр­ст­ву и взаи­мо­дей­ст­вию. 14.10.2004 сто­ро­ны ут­вер­ди­ли План дей­ст­вий на 2005–08 по реа­ли­за­ции по­ло­же­ний это­го до­го­во­ра, а 1.7.2005 под­пи­са­ли Со­вме­ст­ную дек­ла­ра­цию о ме­ж­ду­нар. по­ряд­ке в 21 в. С за­клю­че­ни­ем 14.10.2004 До­пол­нит. про­то­ко­ла-опи­са­ния рос.-кит. гос. гра­ни­цы на её Вост. час­ти (всту­пил в си­лу 14.10.2008) по­гра­нич­ный во­прос в от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду дву­мя стра­на­ми был пол­но­стью за­крыт.

В рам­ках реа­ли­за­ции До­го­во­ра о доб­ро­со­сед­ст­ве, друж­бе и со­труд­ни­че­ст­ве про­во­дят­ся ре­гу­ляр­ные встре­чи глав гос-в РФ и КНР (офиц. ви­зи­ты, дву­сто­рон­ние кон­так­ты в рам­ках сам­ми­тов ШОС и АТЭС, «на по­лях» сам­ми­тов «вось­мёр­ки»). Важ­ным эле­мен­том дву­сто­рон­них от­но­ше­ний и прак­тич. со­труд­ни­че­ст­ва во всех сфе­рах яв­ля­ет­ся дей­ст­вую­щий с 1996 ме­ха­низм ре­гу­ляр­ных (еже­год­ных) встреч глав пра­ви­тельств двух стран, в рам­ках ко­то­ро­го дей­ст­ву­ет ок. 40 ко­мис­сий, под­ко­мис­сий и ра­бо­чих групп. Ме­ж­ду Пра­ви­тель­ст­вом РФ и Гос. со­ве­том КНР ус­та­нов­лена «го­ря­чая» ли­ния те­ле­фон­ной свя­зи. Еже­год­но со­вер­шен­ст­ву­ет­ся до­го­вор­ная ба­за дву­сто­рон­них от­но­ше­ний. Все­го на меж­го­су­дарств. и меж­пра­ви­тельств. уров­не РФ и КНР под­пи­са­но ок. 400 до­го­во­ров и со­гла­ше­ний, ко­то­рые ох­ва­ты­ва­ют прак­ти­че­ски все об­лас­ти дву­сто­рон­не­го со­труд­ни­че­ст­ва.

Встреча Президента Российской Федерации Д. А. Медведева и Председателя КНР Ху Цзиньтао. Лима (Перу). 23.11.2008.

Вы­со­кой ди­на­ми­кой в 21 в. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся раз­ви­тие рос.-кит. эко­но­мич. от­но­ше­ний. В 2007 Рос­сия за­ня­ла 7-е ме­сто сре­ди внеш­не­тор­го­вых парт­нё­ров КНР. То­ва­ро­обо­рот ме­ж­ду дву­мя стра­на­ми со­ста­вил 48,16 млрд. долл. (до­ля РФ в об­щем то­ва­ро­обо­ро­те КНР – 2,2%). В со­от­вет­ст­вии с при­ня­той в 2005 про­грам­мой раз­ви­тия рос.-кит. тор­го­во-эко­но­мич. со­труд­ни­че­ст­ва на 2006–10 на­ме­ча­ет­ся, что в бли­жай­шие го­ды то­ва­ро­обо­рот ме­ж­ду РФ и КНР дос­тиг­нет 60–80 млрд. долл., а так­же зна­чи­тель­но уве­ли­чит­ся объ­ём вза­им­ных ин­ве­сти­ций. Осн. стать­я­ми рос. экс­пор­та в К. яв­ля­ют­ся: нефть и неф­те­про­дук­ты, дре­ве­си­на и из­де­лия из неё, про­дук­ция хи­мич. пром-сти и удоб­ре­ния, про­дук­ция с. х-ва, ме­тал­лы и из­де­лия из них. В кит. им­пор­те в Рос­сию пре­об­ла­да­ют из­де­лия лёг­кой, пре­ж­де все­го тек­стиль­ной, пром-сти, элек­тро­ни­ка и ма­ши­но­тех­нич. про­дук­ция, пром. то­ва­ры, в т. ч. про­дук­ция чёр­ной ме­тал­лур­гии. С рос. уча­сти­ем в кит. пров. Цзян­су со­ору­жает­ся АЭС «Тянь­вань». В 2008 начаты дву­сто­рон­ние кон­суль­та­ции по энер­ге­тич. воп­ро­сам. Раз­ви­ва­ет­ся рос.-кит. во­ен.-тех­нич. со­труд­ни­че­ст­во. В окт. 2008 в хо­де 13-й ре­гу­ляр­ной встре­чи глав пра­ви­тельств РФ и КНР в Мо­ск­ве бы­ли под­пи­са­ны Со­гла­ше­ния о прин­ци­пах строи­тель­ст­ва и экс­плуа­та­ции неф­те­про­во­да «Ско­во­ро­ди­но – гра­ни­ца с КНР», Ме­мо­ран­дум о взаи­мо­по­ни­ма­нии по со­труд­ни­че­ст­ву в неф­тя­ной сфе­ре, Со­гла­ше­ние о соз­да­нии сою­за стра­те­гич. со­труд­ни­че­ст­ва по на­но­тех­но­ло­ги­ям, дос­тиг­нут ряд до­го­во­рён­но­стей о со­вме­ст­ном фи­нан­си­ро­ва­нии рос.-кит. про­ек­тов и др. Сто­ро­ны вы­ра­зи­ли го­тов­ность рас­смот­реть воз­мож­ность объ­е­ди­не­ния уси­лий двух стран в це­лях борь­бы с ми­ро­вым фи­нан­со­во-эко­но­мич. кри­зи­сом. 15.11.2008 ут­верж­дён План дей­ст­вий на 2009–12 по реа­ли­за­ции по­ло­же­ний До­го­во­ра о доб­ро­со­сед­ст­ве, друж­бе и со­труд­ни­че­ст­ве.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27