Каноническое право

«Иеромонах Матфей Властарь». Миниатюра Канонического сборника. 15 в. Монастырь Ватопед (Афон).Архив «Православной энциклопедии»

К кон­крет­ным па­мят­ни­кам ви­зант. ка­но­ни­че­ско­го пра­ва пре­ж­де все­го от­но­сят­ся разл. сб-ки по­ста­нов­ле­ний Все­лен­ских и По­ме­ст­ных со­бо­ров, со­ста­вив­шие ещё в 4 в. свое­об­раз­ный Corpus canonum, ко­то­рый позд­нее до­пол­нял­ся, ре­дак­ти­ро­вал­ся и сис­те­ма­ти­зи­ро­вал­ся [имен­но так в 6 в. воз­ник­ли «Си­на­го­га в 50 ти­ту­лов» пат­ри­ар­ха Ио­ан­на III Схо­ла­сти­ка и «Син­таг­ма в 14 ти­ту­лов», со­дер­жа­щие под­бор­ку апо­столь­ских ка­но­нов (пра­вил), ка­но­нов всех преж­них Все­лен­ских и По­ме­ст­ных со­бо­ров, ка­но­нов Ва­си­лия Ве­ли­ко­го и т. д.], а в 691 был про­воз­гла­шён Все­лен­ским Трулль­ским со­бо­ром в ка­че­ст­ве офиц. кор­пу­са ка­но­ни­че­ско­го пра­ва, не под­ле­жа­ще­го пе­ре­смот­ру и рас­ши­ре­нию.

Важ­ным ис­точ­ни­ком ка­но­ни­че­ско­го пра­ва бы­ли за­ко­ны им­пе­ра­то­ров (Кон­с­тан­ти­на Ве­ли­ко­го, Юс­ти­ниа­на I, Льва VI Муд­ро­го), трак­тую­щие во­про­сы цер­ков­ной жиз­ни, при­чём пер­вым со­б­ра­ни­ем за­ко­нов цер­ков­но­го пра­ва, не­по­сред­ст­вен­но соз­дан­ным на ос­но­ве Юс­ти­ниа­но­ва за­ко­но­да­тель­ст­ва, бы­ло со­став­лен­ное так­же Ио­ан­ном III Схо­ла­сти­ком Со­б­ра­ние 87 глав, со­дер­жа­щее вы­держ­ки из но­велл Юс­ти­ниа­на за 535–546. Да­лее сле­ду­ет Со­б­ра­ние 25 глав (со­дер­жит 21 кон­сти­ту­цию и 4 но­вел­лы Юс­ти­ниа­на), Со­б­ра­ние, из­вест­ное под назв. Col­lectio tripartita (со­сто­ит из трёх час­тей, со­дер­жа­щих 1–13 ти­ту­лы из 1-й кни­ги Ко­дек­са Юс­ти­ниа­на, нор­мы цер­ков­но­го пра­ва из Ди­гест и Ин­сти­ту­ций), но­мо­ка­но­ны 50 и 14 ти­ту­лов, из ко­то­рых осо­бен­но ва­жен по­след­ний, соз­дан­ный в 629–641, но по­лу­чив­ший ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в пе­ре­ра­бо­тан­ной в 9 в. ре­дак­ции.

Не­отъ­ем­ле­мой со­став­ляю­щей кор­пу­са ка­но­ни­че­ско­го пра­ва яв­ля­лись тру­ды ка­но­ни­стов – ком­мен­та­то­ров и ин­тер­пре­та­то­ров цер­ков­ных ка­но­нов, поя­вив­шие­ся в 11 в., но по­лу­чив­шие осо­бое раз­ви­тие в 12 в. (Алек­сий Ари­стин, Ио­анн Зо­на­ра, Фео­дор Валь­са­мон). Так, напр., в хо­де пред­при­ня­той рань­ше им­пе­ра­то­ра­ми Ма­ке­дон­ской ди­на­стии про­грам­мы «очи­ще­ния древ­них за­ко­нов» вне вни­ма­ния юри­стов, прак­ти­че­ски осу­ще­ст­в­ляв­ших ре­фор­му, ока­зал­ся один из ос­нов­ных пра­во­вых сб-ков, а имен­но – вы­ше­упо­мя­ну­тый но­мо­ка­нон 14 ти­ту­лов, в ка­ж­дой гла­ве ко­то­ро­го, по­ми­мо цер­ков­ных пра­вил, со­дер­жа­лись со­от­вет­ст­вую­щие им гражд. по­ста­нов­ле­ния – из­вле­че­ния из Юс­ти­ниа­но­ва за­ко­но­да­тель­ст­ва (Ко­дек­са, Ди­гест, Ин­сти­ту­ций и Но­велл). Они сво­им ана­хро­низ­мом кон­тра­сти­ро­ва­ли на фо­не всё бо­лее вхо­див­ше­го в си­лу, а к 12 в. став­ше­го един­ст­вен­но дей­ст­вую­щим но­во­го сво­да за­ко­нов – Ва­си­лик. Всё это и за­ста­ви­ло пе­ре­смот­реть гражд. часть но­мо­ка­но­на и ис­пра­вить её со­глас­но дей­ст­вую­ще­му за­ко­но­да­тель­ст­ву – за­да­ча, ко­то­рая бы­ла по­ру­че­на Валь­са­мо­ну имп. Ма­нуи­лом I Ком­ни­ным и с бле­ском им вы­пол­не­на. В 14 в. тра­ди­ция ком­мен­ти­ро­ва­ния, как свое­об­раз­но­го «пра­во­твор­че­ст­ва» в об­лас­ти ка­но­ни­че­ско­го пра­ва, дос­тиг­ла сво­его апо­гея в «Эпи­то­ме бо­же­ст­вен­ных и свя­щен­ных ка­но­нов» Кон­стан­ти­на Ар­ме­но­пу­ла и осо­бен­но – в «Ал­фа­вит­ной син­таг­ме» ие­ро­мо­на­ха из Фес­са­ло­ник Мат­фея Вла­ста­ря (1335), в ко­то­рой сфор­му­ли­ро­ва­но по­ло­же­ние о «сим­фо­нии во всём» как прин­ци­пе, на ко­то­ром долж­ны ос­но­вы­вать­ся взаи­мо­от­но­ше­ния го­су­дар­ст­ва и церк­ви. Ви­зан­тий­ское пра­во ока­за­ло зна­чит. влия­ние на раз­ви­тие юри­дич. ин­сти­ту­тов в Древ­ней Ру­си (по­сле при­ня­тия хри­с­ти­ан­ст­ва) и ря­да го­су­дарств Вост. Ев­ро­пы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19