К конкретным памятникам визант. канонического права прежде всего относятся разл. сб-ки постановлений Вселенских и Поместных соборов, составившие ещё в 4 в. своеобразный Corpus canonum, который позднее дополнялся, редактировался и систематизировался [именно так в 6 в. возникли «Синагога в 50 титулов» патриарха Иоанна III Схоластика и «Синтагма в 14 титулов», содержащие подборку апостольских канонов (правил), канонов всех прежних Вселенских и Поместных соборов, канонов Василия Великого и т. д.], а в 691 был провозглашён Вселенским Трулльским собором в качестве офиц. корпуса канонического права, не подлежащего пересмотру и расширению.
Важным источником канонического права были законы императоров (Константина Великого, Юстиниана I, Льва VI Мудрого), трактующие вопросы церковной жизни, причём первым собранием законов церковного права, непосредственно созданным на основе Юстинианова законодательства, было составленное также Иоанном III Схоластиком Собрание 87 глав, содержащее выдержки из новелл Юстиниана за 535–546. Далее следует Собрание 25 глав (содержит 21 конституцию и 4 новеллы Юстиниана), Собрание, известное под назв. Collectio tripartita (состоит из трёх частей, содержащих 1–13 титулы из 1-й книги Кодекса Юстиниана, нормы церковного права из Дигест и Институций), номоканоны 50 и 14 титулов, из которых особенно важен последний, созданный в 629–641, но получивший широкое распространение в переработанной в 9 в. редакции.
Неотъемлемой составляющей корпуса канонического права являлись труды канонистов – комментаторов и интерпретаторов церковных канонов, появившиеся в 11 в., но получившие особое развитие в 12 в. (Алексий Аристин, Иоанн Зонара, Феодор Вальсамон). Так, напр., в ходе предпринятой раньше императорами Македонской династии программы «очищения древних законов» вне внимания юристов, практически осуществлявших реформу, оказался один из основных правовых сб-ков, а именно – вышеупомянутый номоканон 14 титулов, в каждой главе которого, помимо церковных правил, содержались соответствующие им гражд. постановления – извлечения из Юстинианова законодательства (Кодекса, Дигест, Институций и Новелл). Они своим анахронизмом контрастировали на фоне всё более входившего в силу, а к 12 в. ставшего единственно действующим нового свода законов – Василик. Всё это и заставило пересмотреть гражд. часть номоканона и исправить её согласно действующему законодательству – задача, которая была поручена Вальсамону имп. Мануилом I Комниным и с блеском им выполнена. В 14 в. традиция комментирования, как своеобразного «правотворчества» в области канонического права, достигла своего апогея в «Эпитоме божественных и священных канонов» Константина Арменопула и особенно – в «Алфавитной синтагме» иеромонаха из Фессалоник Матфея Властаря (1335), в которой сформулировано положение о «симфонии во всём» как принципе, на котором должны основываться взаимоотношения государства и церкви. Византийское право оказало значит. влияние на развитие юридич. институтов в Древней Руси (после принятия христианства) и ряда государств Вост. Европы.