Древнейшие памятники иск-ва на территории И. относятся к позднему палеолиту (25–16 тыс. лет до н. э.); они представлены росписями в пещерах и под скальными навесами (фигуры бизона, быка, буйвола, слона, выполненные зелёной краской). В мезолите (ок. 9–5-го тыс. до н. э.) появилась полихромная наскальная живопись (красный, жёлтый, охристый, тёмно-голубой цвета), в т. ч. изображения групп людей и животных, сцены охоты. В наскальных росписях неолита (на юге белым и чёрным, в др. местах красным цветом) представлены животные, иногда в «загоне», рядом – изображения охотников (с «причёсками», напоминающими «головные уборы» на расписной керамике энеолита), ритуальных танцев, стилизов. фигурок людей и др.
Архив БРЭБхаджа. Пещерные храмы. 2 в. до н. э. Известны глиняные статуэтки животных, змей, птиц; бусы и браслеты из глины, стеатита, карнелина, агата. На каменной плите в Бурзахоме выгравирован охотник под двумя солнцами, который копьём поражает оленя, окружённого собаками. Уникальны крышка кувшина с изображениями двух антилоп, резные бык и кобра на бронзовой булавочной головке, золотые серьги-кольца с раструбом из Текалакоты и клад медных фигурок из Даймабада (обнажённый возничий в итифаллическом состоянии, со стрекалом в руке, на колеснице, запряжённой двумя быками-зебу, в сопровождении буйвола, носорога и слона; предположительно древнейшая скульптура ведийского бога Пушана, 1200–800 до н. э.).
В 3-м тыс. до н. э. на берегах pек Инд и Ганг возникли цивилизации, памятники которых сохранились и на территории Пакистана. К периоду высокоразвитой индской цивилизации (ок. сер. 3-го – нач. 2-го тыс. до н. э.) относятся крупные города близ совр. Сангхола (в районе Патиалы), Калибангана (на территории штата Пенджаб), Лотхала (на п-ове Катхиявар). Для них характерны регулярная планировка, налаженная система водоснабжения и канализации, многоэтажные постройки из обожжённого кирпича. Найдены расписные керамич. сосуды, каменные и терракотовые статуэтки. О культуре Сев. И. сер. 2-го – сер. 1-го тыс. до н. э. позволяют судить лит. источники (веды и др.), а также скульптурные и живописные изображения более поздних времён. Постройки сооружались из дерева, глины и тростника. Их формы и типы (дом, круглый в плане, с полусферич. или конич. покрытием; здание обществ. собраний зального типа, со сводчатым дерев. покрытием) легли в основу каменных храмов и др. сооружений последующих веков. Регулярная планировка была присуща городам Матхура, Паталипутра и др. – центрам образовавшихся в сер. 1-го тыс. до н. э. ранних государств. Расселение в них производилось по кварталам, соответственно освящённому брахманизмом делению общества на варны. Иск-во И. достигло расцвета с образованием гос-ва Маурья, впитав в себя влияния культур стран Средиземноморья и Персии. В городах возводились крупные крепости, дворцовые комплексы (дворец царя Ашоки в Паталипутре, 3 в. до н. э.).
Распространение буддизма при царе Ашоке (3 в. до н. э.) вызвало массовое строительство пещерных и скальных храмов-чайтья, монастырей-вихара, а также мемориальных сооружений – ступ и столбов-стамбха. Сохранились: ступа № 1 в Санчи (3–2 вв. до н. э.), комплекс монастырских построек (небольших по размерам и почти лишённых декора), высеченных в горах Барабара (3 в. до н. э.), и др. Характерные памятники эпохи Маурья – капитель стамбхи Ашоки из Сарнатха («Львиная капитель»; ок. 243 до н. э.) со стилизов. фигурами 4 львов, а также статуя якшини (богини плодородия) из Дидарганджа (песчаник, вероятно, 2 в. до н. э.) с реалистически трактованными тяжеловесными формами. Во 2–1 вв. до н. э. создаются крупные скальные монастырские комплексы в Бхадже, Насике, Карли и др. В отделке их интерьеров гораздо шире, чем прежде, применяется скульптура. Наиболее значит. скальное сооружение – чайтья в Карли (1 в. до н. э.), отличающаяся особой ясностью тектоники и пространственного решения. Идеей неисчерпаемости, многообразия мира проникнуты многофигурные рельефы на сюжеты преданий о Будде на ограде и воротах ступы в Бхархуте (2 в. до н. э.) и на воротах ступы № 1 в Санчи, установленных в 1 в. до н. э. Изысканность форм отличает рельефы ступы в Амаравати (1–2 вв. до н. э.). В первых веках н. э. сев.-зап. районы И. входили в состав Кушанского царства, с которым связан расцвет пластики Гандхары (впервые появилось антропоморфное изображение Будды) и школы Матхуры. С образованием в сев. и центр. районах И. мощного гос-ва Гуптов (4–6 вв.) развернулось активное строительство дворцов, монастырей, храмов. Среди сохранившихся памятников – ранние наземные храмы, трактованные как божья обитель, в Санчи (храм № 17, 5 в.) и др. местах. Ядро этих храмов, сложенных из тёсаного камня, составляет кубическое святилище с внутр. помещением для божества и входным портиком. Каноническую, завершённую форму получает в это время изображение Будды (статуя Будды из Сарнатха, песчаник, 5 в.).
Культурное наследие эпохи Гуптов развивалось в раннесредневековых феод. государствах 6–12 вв. Ещё продолжали строиться ступы, скальные храмы и монастыри, хотя под влиянием господствующих идей индуизма традиц. формы этих сооружений находили новое осмысление. Ок. 6 в. появились скальные брахманские и джайнские храмы, не отличавшиеся по своим формам от буддийских. Наиболее значит. скальные сооружения этого периода находятся в Аджанте и Эллоре. Аджанта знаменита гл. обр. стенными росписями, выполненными на сюжеты буддийских преданий и создающими вместе с архитектурой и скульптурой праздничный декоративный ансамбль. Храмовые комплексы Эллоры известны стенными барельефными композициями с изображениями буддийских и брахманских богов и мифологич. героев. По сравнению с канонич. фигурами Будды, для которых характерны застылость и сухость форм, изображения брахманских богов исполнены напряжённой динамики. Величием образов и композиц. смелостью отличаются рельефы и гигантский бюст трёхликого Шивы Махадео в скальном храме на о. Элефанта (8 в.).
В 6–7 вв. определились 2 осн. типа наземного храма – северный и южный. Для храмов юж. типа характерно возвышающееся над святилищем завершение-шикхара в виде ступенчатой пирамиды с ложным куполом, для северного – шикхара параболических очертаний с диском-амалака наверху. Принципы храмовой архитектуры Юж. И. были заложены в храмах Махабалипурама и Канчипурама. В Махабалипураме сохранились уникальные высеченные из валунов монолитные храмы-ратхи – прототипы святилища и надвратной башни-гопурам юж.-инд. храма, а также шедевр юж.-инд. скульптуры – гигантский многофигурный барельеф «Нисхождение Ганга» (7 в.). На основе храмового комплекса Кайласанатха (1-я пол. 8 в.) в Канчипураме сложилась композиция юж.-инд. храма в целом. Его прямоугольный двор, опоясанный изнутри рядами ниш со статуями божеств, включал выделенное шикхарой гл. святилище и многоколонный зал для молящихся. Композиция этого комплекса была повторена в одноимённом храме в Эллоре (сер. 8 в.).
С 10–11 вв. в И. быстро росли города, развёртывалось храмовое строительство. Архитектура храмов становилась более пышной и декоративной, пространственные композиции – более сложными. Скульптура, неразрывно сливающаяся с архитектурой, принимала декоративный характер. В 10–13 вв. в столицах разных государств И. возник ряд храмов, в которых проявилось своеобразие местных архит. школ. Храмы Ориссы, ярко выраженного сев. типа (храмовый комплекс Лингараджа в Бхубанешваре, ок. 1000), обычно состоят из примыкающих друг к другу отд. архит. объёмов (залы для молящихся, исполнения ритуального танца, приношений), среди которых выделяется святилище, увенчанное самой высокой шикхарой.
Архив БРЭМадурай. Храм Шри-Минакши. 1623.Скульптура Ориссы, украшавшая храмы лишь снаружи, сохраняет монументальность форм и жизненную конкретность изображений [изваяния коней, фигуры танцовщиц у храма бога солнца Шурья («Чёрная пагода») в Конараке, сер. 13 в.]. Для храмов Кхаджурахо, причисляемых к сев. типу (Кандарья-Махадео, ок. 1000), характерны компактность композиции, обилие скульптурного убранства как наружной, так и внутр. поверхности стен. В Юж. И. в 10–11 вв. сооружались храмы [Большой храм (Брахадисвара) в Танджавуре, ок. 1110], в которых архит. композиция, сформировавшаяся ещё в 8 в. в Канчипураме, получила своё завершение: шикхара обрела чёткость силуэта; сдержанный и пластичный декор строго подчинялся архитектонике здания. На юге И. в 10–12 вв. распространилась бронзовая пластика (статуи и статуэтки индуистских божеств).
Завоевание Сев. И. в кон. 12 – нач. 13 вв. мусульм. феодалами принесло новые для И. культурные традиции Ср. Азии, Ближнего и Ср. Востока; господствующей религией стал ислам. В И. утвердились иные конструктивные элементы (купола, своды) и типы сооружений (мечети, минареты, медресе, мавзолеи), велось строительство дворцово-крепостных ансамблей. Вместе с тем серьёзный удар был нанесён развитию скульптуры и живописи, т. к. религ. требования ислама препятствовали созданию антропоморфных изображений. В декоративно-прикладном иск-ве стали развиваться преим. растит. и геометрич. орнаменты. В период укрепления Делийского султаната (нач. 13 – сер. 14 вв.) был возведён минарет Кутб-Минар мечети Кувват-уль-Ислам в Дели, а также города с мощными крепостными стенами: Сири, Джаханпанах, Туглакабад и Фирозабад (все 14 в.; ныне на территории Дели). С распадом Делийского султаната худож. силы страны рассредоточились по отд. феод. государствам. В султанате Гуджарат были созданы сооружения, отличающиеся строгой архитектоничностью форм, контрастом гладкой поверхности стен фасада и изящного по рисунку декора (мечеть Сиди-Саид в Ахмадабаде, 1572). В Бенгалии возникли постройки с применением в декоре резной терракоты (мечеть Адина в Пандуе, ок. 1360). В государствах Декана в 14–17 вв. сооружались здания, сочетавшие в себе инж. достижения мусульм. архитектуры с местными архит. традициями [мавзолей Мухаммеда Адил-шаха (Гол-Гумбаз) в Биджапуре, 1656–60].
С образованием империи Великих Моголов (1526) иск-во И. переживает новый подъём. При имп. Акбаре созданы замечат. образцы градостроит. и фортификац. иск-ва: крепость (Агра-форт, 1565–79) в Агре, город-крепость Фатихпур-Сикри (1569–84), форт в Аджмере (1570). Складывался классич. тип центрально-купольного мавзолея, окружённого регулярным садом (мавзолей Хумаюна в Дели). При Шах Джахане (1627–58) в архитектуре усилилось стремление к роскоши, излюбленным материалом стал мрамор, нередко инкрустированный самоцветами [дворцы и мечети в Агре, Лал-Кила («Красный форт») в Дели]. В сдержанных классич. формах сооружена лучшая из мечетей 17 в. – Соборная мечеть в Дели (1644–1658).
Архив БРЭМайсур. Монолитная статуя священного быка Нанди на горе Чамунди. 1659.Традиц. формы мавзолея были доведены до совершенства в усыпальнице Тадж-Махал в Агре. Высоким худож. уровнем отличалось иск-во Раджастхана, сохранявшее местные традиции. Многовековoй опыт каменного крепостного строительства сказался в величественных, органически сливающихся с природой дворцово-крепостных ансамблях (Гвалияра, 15–16 вв.; Датии, 17 в.; Удайпура, 16–18 вв.).
Фатихпур-Сикри. Опорный столп в тронном зале Акбара. 1575.Фото К. В. ПолонскогоСтолица Раджастхана Джайпур (основан в 1728) с регулярной планировкой – один из лучших образцов ансамбля в мировом градостроительстве. В период господства мусульм. феодалов в Сев. И. традиц. храмовая архитектура и скульптура развивались лишь на крайнем юге, где по-прежнему сохраняли власть брахманские жрецы.
Архив БРЭГуру Говинд Сингх на коне. Кон. 17 в. Пенджаб, сикхская школа. Художественная галерея (Чандигарх).Вокруг старых храмов здесь воздвигались новые ограды с квадратными башнями-гопурам, покрытыми скульптурой. С течением веков количество оград возрастало и храмовый комплекс превращался в крепостной город (храмовые комплексы в Чидамбараме, Мадурае).
В ср.-век. период в И. развивалась миниатюрная живопись. Гуджаратская миниатюра (11–16 вв.), будучи гл. обр. иллюстрацией религ. книг, отличается плоскостным изображением человеческих фигур, локальными красками. В 16 в. возникла школа могольской миниатюры, в которой проявилось стремление к достоверности изображения; распространение получили иллюстрирование историч. трактатов, портретный и анималистич. жанры. С сер. 16 в. развивалась школа раджпутской миниатюры, а позднее – школа пахари миниатюры. Религ.-мифологические по тематике миниатюры обеих школ отличаются звучным колоритом, изящным линейным ритмом, лирич. проникновенностью.
На рубеже 19–20 вв. группа инд. художников во главе с А. Тагором и искусствоведом Э. Б. Хавеллом положила начало новому течению – Бенг. возрождению, которое ставило своей целью создать на основе старых традиций инд. росписей и миниатюры, а также кит. и япон. живописи новое нац. иск-во. Сцены сельской жизни и мифологич. композиции мастеров Бенг. возрождения (Н. Бошу, Ш. Гупта, Ш. Укил и др.) отличались лирич. тонкостью, игрой стилизов. линий, но были далеки от проблем совр. жизни, поэтому возможности течения оказались быстро исчерпанными.
Архив БРЭА. Шер-Гил. «Три сестры». 1935. Национальная галерея современного искусства (Нью-Дели).Вместе с тем оно пробудило интерес к культурным традициям И. и оказало сильное влияние на дальнейшее развитие инд. иск-ва. В 1920-х гг. центром нового течения в иск-ве И., сочетающего традиции индийского и новейшие тенденции зап. иск-ва, стал ун-т Вишва-Бхарати в Шантиникетане (основан Р. Тагором). В 1930–1940-х гг. выступили художники А. Шер-Гил (в своих произведениях, посвящённых жизни инд. народа, органически соединила традиции живописи Аджанты и постимпрессионизма) и Дж. Рой (опиравшийся на стилистику бенг. лубка). В те же годы работают и крупнейшие представители реалистич. направления: живописцы А. Бошу, Б. Саньял, скульптор и живописец Д. П. Рой Чоудхури, скульптор В. П. Кармаркар.
С завоеванием независимости (1947) в И. развернулось грандиозное по масштабам строительство. Вокруг крупных пром. предприятий возводились посёлки и города (Чандигарх, 1951–56, группа инд. и иностр. архитекторов во главе с Ле Корбюзье; Ахмадабад, 1960-е гг., арх. Л. Кан). Жилые и обществ. здания в крупных городах сооружались в формах совр. зап.-европ. стилей (гл. обр. функционализма; банк в Калькутте, 1969, арх. А. Гупта; здание Ин-та статистики в Дели, 1970–76, арх. А. Радже; Центр. ин-т по изучению буддизма в горах Ладакха, 1980-е гг., арх. Р. Шарма), а также в стиле, сочетающем традиц. и совр. технич. приёмы и объёмно-пространственные решения (Мемориальный центр Ганди в Ахмадабаде, 1958–63, арх. Ч. Корреа; Инд. ин-т управления в Бангалоре, 1977–85, арх. Б. Доши; Нац. ин-т иммунологии в Дели, 1988, арх. Р. Ревал).
В изобразит. иск-ве 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. сосуществует множество течений. Традиции Бенг. возрождения продолжал худ. Б. Укил; реалистич. направление представляют скульптор и живописец С. Кхастгир, график X. Дас и др. Традиции инд. иск-ва и европ. новации 20 в. сочетают в своём творчестве живописцы и графики К. К. Хеббар, Ш. Чавда, С. Мукерджи, С. Гуджрал, Н. Бендре, скульпторы Ч. Кар, П. Д. Гупта, С. Чаудхури, Д. Бхагат и др. В духе нар. иск-ва работает К. Субраманьян. В 1950–70-х гг. в И. усилились модернистские течения (группа «Прогрессивные художники» в Бомбее; художники М. Ф. Хусейн, Ш. Чавда, С. Гуджрал, Б. Кхакхар, С. Раза, скульпторы А. Давиервалла, П. Почкханвалла, П. Джанакирам, Р. Панчал, А. Чакраварти и др.). Иск-во 1980–2000-х гг. в его стилевом многообразии представляют художники М. Бава, С. Бурман, Б. Бхаттачарджи, Дж. Дас, Н. Малани, Г. Пател, С. Патвардхан, Г. Пайне, А. Сингх, Дж. Чоудхури, Л. Шау; скульпторы Д. Мистри, С. Нандагопал, С. Радхакришнан, Р. Редди. В совр. И. интенсивно развиваются мн. древнейшие виды худож. кустарного произ-ва: ткачество, резьба по дереву, кости и камню, обработка металла, изготовление лаков, гончарное дело.
Музыка
Муз. культура И. – важная часть культуры Юж. Азии, на протяжении истории своего развития она определяла специфику музыки всего региона (территория нынеших Пакистана, Бангладеш, Непала, Шри-Ланки). Формирование основ муз. культуры И. восходит к индской цивилизации (3–2-е тыс. до н. э.). К сер. 1-го тыс. до н. э. сложилась культура речитации (точнее, кантилляции) вед (Ригведы, затем Самаведы – песнопения самаган), впоследствии продолженная в общинных песнопениях (грама-гейя гана) и песнопениях отшельников (аранья-гейя гана). Классич. музыка И. тесно связана с эстетикой и философией индуизма. С формированием в 6–5 вв. до н. э. буддизма и джайнизма развивалась неортодоксальная культовая музыка. Сложились музыкально-театральные и музыкально-танцевальные формы воплощения эпоса – «Махабхараты», «Рамаяны».
Развитие инд. музыки на рубеже н. э. происходило в государствах Магадха, Маурья, Гуптов, Кушанском царстве (север региона), Паллавов, Сатаваханов, Чера (юг). С начала н. э. складывалась музыка высокой традиции (гандхарва, марга). Эстетич. концепции, связанные гл. обр. с классич. придворной музыкой, получили канонизиров. закрепление в трактатах «Гиталанкара», «Натьяшастра»; в трактате Матанги «Брихаддеши» (ок. 5–7 вв.) впервые сформулированы осн. положения концепции раги, разработана метроритмич. система тала. В связи со становлением придворного театра (санскр. драма сер. 1-го тыс.) достигла расцвета театральная музыка, с развитием классич. иск-ва танца (бхаратнатьям) – танцевальная.
В 13 в. произошло разделение муз. культуры Индостана на северную (традиция хиндустани) и южную (традиция карнатака). В 14–16 вв. в рамках музыки хиндустани сложилась придворная вокальная традиция дхрупад (представители – Свами Харидас и Тансен Миан), её отличают величеств. характер, неторопливое развёртывание, строгий отбор муз. средств. Позднее на основе дхрупада формируется кхайяль – вокальная традиция, в которой отразилась специфика индомусульманского худож. синтеза; в 17–18 вв. кхайяль стал самостоят. ветвью традиции хиндустани, ему свойственны любовное с мистич. подтекстом содержание, экспрессивный тип пения, свобода муз. развёртывания и построения композиции. В 20–21 вв. кхайяль – символ классич. вокальной музыки хиндустани. В противовес культовой практике ортодоксального индуизма развивалось движение бхакти, в 15–16 вв. оказавшее разностороннее воздействие на мн. стороны классической и региональной традиц. муз. культуры (поэты и музыканты Сурдас, Тулсидас, Мира Баи, один из основоположников карнатской классич. музыки Пурандарадаса).
Муз. культура юга Индостана, включая одну из древнейших её ветвей – музыку тамилов, испытала меньше влияний др. культур, здесь развивались преим. вокальные формы. В кон. 18 – 1-й пол. 19 вв. развернулось творчество т. н. карнатской троицы – музыкантов и поэтов Шьямы Шастри, Тьягараджи и Муттусвами Дикшитара. Созданные ими классич. вокальные композиции (крити, падамы и др.) вплоть до нач. 21 в. составляют основу репертуара юж.-инд. певцов.
Помимо классич. музыки, в И. широко представлены мн. традиц. региональные и локальные виды музыки (вокальной, инструментальной, музыки для театральных и танцевальных представлений), связанные с разл. аспектами жизни многочисл. этносов и этнич. групп (см. в ст. Индийцы). Это, напр., песенные формы баргит (Ассам), бхаккар (Кашмир), чампу (Орисса), бхатиали (Бенгалия), музыкально-танцевальные стили дандия рас (Гуджарат), бхангра (Пенджаб), театрально-музыкальные представления бурракатха (Андхра-Прадеш), якшагана (Тамилнад), рамлила, раслила (север И.). Среди традиц. жанров культовой музыки: суфийяна калам (Кашмир), абханга (Махараштра), анкийя гит (Ассам), сабад (песнопения сикхов), вишнуитские песнопения странствующих бенгальских монахов-баулов.
В 18 – нач. 20 вв. завершился процесс стабилизации локальных школ-гхаран классич. музыки хиндустани (гвалиорская, агрская, джайпурская и киранская школы кхайяля). Внутри традиции хиндустани сформировались т. н. полуклассические (лёгкие классические) вокальные стили и формы: тхумри, дадра, таппа, газал, тарана. Особую роль в обновлении облика инд. культуры сыграла Бенгалия, где в то время были сконцентрированы значит. худож. силы. Важнейший вклад в развитие инд. музыки в 20 в. внёс Р. Тагор – создатель песенной традиции робиндрошонгит (рабиндрасангит; т. е. «песни Рабиндраната») и автор ряда танцевально-драматич. муз. пьес. Его песня «Джана гана мана» – Нац. гимн Индии.
На рубеже 19–20 вв. в музыке хиндустани распространяется инструментальное ансамблевое музицирование в устойчивом составе: солирующий инструмент либо голос; парный мембранофон табла либо двухсторонний барабан пакхавадж (в карнатской традиции – мриданг), в партии которого развёртывается метроритмич. линия – тала; струнный щипковый инструмент танпура, поддерживающий на протяжении всей композиции ладозвукорядную настройку. Среди наиболее известных сев.-инд. инструменталистов: Аллауддин Хан, его сын и ученик Али Акбар Хан (исполнители на струнном смычковом инструменте – сароде), прославленный виртуоз Рави Шанкар (исполнитель на струнном щипковом инструменте – ситаре). Междунар. известность получили также Никхиль Банерджи и Инаят Хан (ситар), Рам Нараян (смычковый инструмент саранги), Амджад Али Хан (сарод), Шивкумар Шарма (цимбалы сантур), Бисмилла Хан (гобой шенаи), Харипрасад Чаурасия (флейта бансури), Алла Ракха и его сын Закир Хуссейн (табла). В юж. И. также развито инструментальное музицирование, среди знаменитых исполнителей – Читти Бабу (вина), Лалгуди Джаяраман (индийская скрипка).
Среди инд. певцов кон. 19 – нач. 21 вв.: представители музыки хиндустани – Амир Хан, Абдул Карим Хан, Гхулам Али Хан, Кришнарао Шанкар Пандит, Бхимсен Джоши, Кумар Гандхарва, Джитендра Абхишеки, Гангубаи Хангал, Кешори Амонкар, Гириджа Деви, Парвин Султана; карнатские музыканты – Арьякуди Рамануджа Айенгар, Махараджапурам Вишванатха Айер, М. С. Суббулакшми, М. Баламураликришна.
В 17 в. карнатский учёный Венкатамакхи разработал систему классификации звукорядных шкал (мела) юж.-инд. музыки. Сев.-инд. теория, основанная на системе 10 звукорядов-тхата, оформилась во 2-й пол. 19 в. в трудах Вишну Нараяна Бхаткханде (его называют отцом совр. музыки хиндустани). Осн. положения муз. теории хиндустани получили развитие в трудах Суриндро Мохун Тагора. В 1902 произведена первая грамзапись инд. музыки. Проводились Всеиндийские муз. конференции (1916, Барода; 1918, Дели; 1919, Бенарес; 1925, Лакхнау). Наряду с традиц. системой обучения музыкантов (гуру-шишья парампара) формируется муз. образование совр. типа, среди его организаторов – Вишну Дигамбар Палускар (инициатор создания ин-та Гандхарва Махавидьялайя, 1901), Бхаткханде (в 1918–26 основал муз. колледжи в Гвалияре, Бароде, Лакхнау). В южной И. музыкально-просветительскую деятельность вели Шриниваса Айенгар, Чиннасвами Мудальяр, Суббарама Дикшитар и др.
После достижения независимости (1947) И. развитие муз. культуры во многом направляется гос-вом. Распространяются совр. формы бытования музыки (концерты, фестивали), формируются новые сферы муз. творчества (кино- и популярная музыка), способствующие популяризации инд. музыки во всём мире. Наряду с сохранением традиц. системы муз. образования действуют учебные заведения зап. типа: муз. ф-ты при Бомбейском ун-те, ун-те им. Джавахарлала Неру, «Шрирам Бхаратия Кала Кендра» в Дели и др. В крупнейших городах функционируют концертные залы («Камани Аудиториум» в Дели). Нац. академия музыки, танца и драмы («Сангит Натак», 1953) ведёт исследовательскую и исполнительскую деятельность. Широкую известность разнообразные классич. и региональные традиции инд. музыки, танца и драмы получили в период проведения Фестиваля Индии в СССР (1987–88). Одним из первых зап. музыкантов, пропагандировавших инд. классич. музыку, был скрипач И. Менухин, музицировавший с Шанкаром, Нараяном и др. Популярность инд. музыки за пределами Юж. Азии – в странах Ближнего Востока, Юго-Вост. Азии, Африки, Сев. Америки и Европы особенно возросла в последние десятилетия благодаря совместным творч. проектам ведущих инд. и популярных зап. музыкантов, среди которых Шанкар, Х. Чаурасия, Ш. Шарма, З. Хуссейн, Дж. Харрисон, Дж. Маклафлин, Я. Гарбарек. Широкий междунар. резонанс получила постановка в 2002 мюзикла «Бомбейские мечты» А. Р. Рехмана и Э. Ллойд Уэббера. Выходец из И. – дирижёр З. Мета.