Изобразительное искусство и архитектура, музыка

Архив БРЭНастенная роспись из Бхимбетки. 2-е тыс. до н. э.

Древ­ней­шие па­мят­ни­ки иск-ва на тер­ри­то­рии И. от­но­сят­ся к позд­не­му па­лео­ли­ту (25–16 тыс. лет до н. э.); они пред­став­ле­ны рос­пи­ся­ми в пе­ще­рах и под скаль­ны­ми на­ве­са­ми (фи­гу­ры би­зо­на, бы­ка, буй­во­ла, сло­на, вы­пол­нен­ные зе­лё­ной крас­кой). В ме­зо­ли­те (ок. 9–5-го тыс. до н. э.) поя­ви­лась по­ли­хром­ная на­скаль­ная жи­во­пись (крас­ный, жёл­тый, ох­ри­стый, тём­но-го­лу­бой цве­та), в т. ч. изо­бра­же­ния групп лю­дей и жи­вот­ных, сце­ны охо­ты. В на­скаль­ных рос­пи­сях не­оли­та (на юге бе­лым и чёр­ным, в др. мес­тах крас­ным цве­том) пред­став­ле­ны жи­вот­ные, ино­гда в «за­го­не», ря­дом – изо­бра­же­ния охот­ни­ков (с «при­чёс­ка­ми», на­по­ми­наю­щи­ми «го­лов­ные убо­ры» на рас­пис­ной ке­ра­ми­ке эне­о­ли­та), ри­ту­аль­ных тан­цев, сти­ли­зов. фи­гу­рок лю­дей и др.

Архив БРЭБхаджа. Пещерные храмы. 2 в. до н. э.  Из­вест­ны гли­ня­ные ста­ту­эт­ки жи­вот­ных, змей, птиц; бу­сы и брас­ле­ты из гли­ны, стеа­ти­та, кар­не­ли­на, ага­та. На ка­мен­ной пли­те в Бур­за­хо­ме вы­гра­ви­ро­ван охот­ник под дву­мя солн­ца­ми, ко­то­рый копь­ём по­ра­жа­ет оле­ня, ок­ру­жён­но­го со­ба­ка­ми. Уни­каль­ны крыш­ка кув­ши­на с изо­бра­же­ния­ми двух ан­ти­лоп, рез­ные бык и коб­ра на брон­зо­вой бу­ла­воч­ной го­лов­ке, зо­ло­тые серь­ги-коль­ца с рас­тру­бом из Те­ка­ла­ко­ты и клад мед­ных фи­гу­рок из Дай­ма­ба­да (об­на­жён­ный воз­ни­чий в ити­фал­ли­че­ском со­стоя­нии, со стре­ка­лом в ру­ке, на ко­лес­ни­це, за­пря­жён­ной дву­мя бы­ка­ми-зе­бу, в со­про­во­ж­де­нии буй­во­ла, но­со­ро­га и сло­на; пред­по­ло­жи­тель­но древ­ней­шая скульп­ту­ра ве­дий­ско­го бо­га Пу­ша­на, 1200–800 до н. э.).

Архив БРЭСарнатх. Ступа Дхамекх. Нач. 6 в.

В 3-м тыс. до н. э. на бе­ре­гах pек Инд и Ганг воз­ник­ли ци­ви­ли­за­ции, па­мят­ни­ки ко­то­рых со­хра­ни­лись и на тер­ри­то­рии Па­ки­ста­на. К пе­рио­ду вы­со­ко­раз­ви­той инд­ской ци­ви­ли­за­ции (ок. сер. 3-го – нач. 2-го тыс. до н. э.) от­но­сят­ся круп­ные го­ро­да близ совр. Санг­хо­ла (в рай­оне Па­тиа­лы), Ка­ли­бан­га­на (на тер­ри­то­рии шта­та Пенд­жаб), Лот­ха­ла (на п-ове Кат­хия­вар). Для них ха­рак­тер­ны ре­гу­ляр­ная пла­ни­ров­ка, на­ла­жен­ная сис­те­ма во­до­снаб­же­ния и ка­на­ли­за­ции, мно­го­этаж­ные по­строй­ки из обож­жён­но­го кир­пи­ча. Най­де­ны рас­пис­ные ке­ра­мич. со­су­ды, ка­мен­ные и тер­ра­ко­то­вые ста­ту­эт­ки. О куль­ту­ре Сев. И. сер. 2-го – сер. 1-го тыс. до н. э. по­зво­ля­ют су­дить лит. ис­точ­ни­ки (ве­ды и др.), а так­же скульп­тур­ные и жи­во­пис­ные изо­бра­же­ния бо­лее позд­них вре­мён. По­строй­ки со­ору­жа­лись из де­ре­ва, гли­ны и тро­ст­ни­ка. Их фор­мы и ти­пы (дом, круг­лый в пла­не, с по­лу­сфе­рич. или ко­нич. по­кры­ти­ем; зда­ние об­ществ. со­б­ра­ний заль­но­го ти­па, со свод­ча­тым де­рев. по­кры­ти­ем) лег­ли в ос­но­ву ка­мен­ных хра­мов и др. со­ору­же­ний по­сле­дую­щих ве­ков. Ре­гу­ляр­ная пла­ни­ров­ка бы­ла при­су­ща го­ро­дам Мат­ху­ра, Па­та­ли­пут­ра и др. – цен­трам об­ра­зо­вав­ших­ся в сер. 1-го тыс. до н. э. ран­них го­су­дарств. Рас­се­ле­ние в них про­из­во­ди­лось по квар­та­лам, со­от­вет­ст­вен­но ос­вя­щён­но­му брах­ма­низ­мом де­ле­нию об­ще­ст­ва на вар­ны. Иск-во И. дос­тиг­ло рас­цве­та с об­ра­зо­ва­ни­ем гос-ва Ма­у­рья, впи­тав в се­бя влия­ния куль­тур стран Сре­ди­зем­но­мо­рья и Пер­сии. В го­ро­дах воз­во­ди­лись круп­ные кре­по­сти, двор­цо­вые ком­плек­сы (дво­рец ца­ря Ашо­ки в Па­та­ли­пут­ре, 3 в. до н. э.).

Архив БРЭПлита с изображением ступы из Нагараджунаконды. 3 в. Национальный музей (Дели).

Рас­про­стра­не­ние буд­диз­ма при ца­ре Ашо­ке (3 в. до н. э.) вы­зва­ло мас­со­вое строи­тель­ст­во пе­щер­ных и скаль­ных хра­мов-чай­тья, мо­на­сты­рей-ви­ха­ра, а так­же ме­мо­ри­аль­ных со­ору­же­ний – ступ и стол­бов-стамб­ха. Со­хра­ни­лись: сту­па № 1 в Сан­чи (3–2 вв. до н. э.), ком­плекс мо­на­стыр­ских по­стро­ек (не­боль­ших по раз­ме­рам и поч­ти ли­шён­ных де­ко­ра), вы­се­чен­ных в го­рах Ба­ра­ба­ра (3 в. до н. э.), и др. Ха­рак­тер­ные па­мят­ни­ки эпо­хи Ма­у­рья – ка­пи­тель стамб­хи Ашо­ки из Сар­нат­ха («Льви­ная ка­пи­тель»; ок. 243 до н. э.) со сти­ли­зов. фи­гу­ра­ми 4 львов, а так­же ста­туя як­ши­ни (бо­ги­ни пло­до­ро­дия) из Ди­дар­ган­джа (пес­ча­ник, ве­ро­ят­но, 2 в. до н. э.) с реа­ли­сти­че­ски трак­то­ван­ны­ми тя­же­ло­вес­ны­ми фор­ма­ми. Во 2–1 вв. до н. э. соз­да­ют­ся круп­ные скаль­ные мо­на­стыр­ские ком­плек­сы в Бхад­же, На­си­ке, Кар­ли и др. В от­дел­ке их ин­терь­е­ров го­раздо ши­ре, чем пре­ж­де, при­ме­ня­ет­ся скульп­ту­ра. Наи­бо­лее зна­чит. скаль­ное со­ору­же­ние – чай­тья в Кар­ли (1 в. до н. э.), от­ли­чаю­щая­ся осо­бой яс­но­стью тек­то­ни­ки и про­стран­ст­вен­но­го ре­ше­ния. Иде­ей не­ис­чер­пае­мо­сти, мно­го­об­ра­зия ми­ра про­ник­ну­ты мно­го­фи­гур­ные рель­е­фы на сю­же­ты пре­да­ний о Буд­де на ог­ра­де и во­ро­тах сту­пы в Бхар­ху­те (2 в. до н. э.) и на во­ро­тах сту­пы № 1 в Сан­чи, ус­та­нов­лен­ных в 1 в. до н. э. Изы­скан­ность форм от­ли­ча­ет рель­е­фы сту­пы в Ама­ра­ва­ти (1–2 вв. до н. э.). В пер­вых ве­ках н. э. сев.-зап. рай­оны И. вхо­ди­ли в со­став Ку­шан­ско­го цар­ст­ва, с ко­то­рым свя­зан рас­цвет пла­сти­ки Ганд­ха­ры (впер­вые поя­ви­лось ан­тро­по­морф­ное изо­бра­же­ние Буд­ды) и шко­лы Мат­ху­ры. С об­ра­зо­ва­ни­ем в сев. и центр. рай­онах И. мощ­но­го гос-ва Гуп­тов (4–6 вв.) раз­вер­ну­лось ак­тив­ное строи­тель­ст­во двор­цов, мо­на­сты­рей, хра­мов. Сре­ди со­хра­нив­ших­ся па­мят­ни­ков – ран­ние на­зем­ные хра­мы, трак­то­ван­ные как бо­жья оби­тель, в Сан­чи (храм № 17, 5 в.) и др. мес­тах. Яд­ро этих хра­мов, сло­жен­ных из тё­са­но­го кам­ня, со­став­ля­ет ку­бическое свя­ти­ли­ще с внутр. по­ме­ще­ни­ем для бо­же­ст­ва и вход­ным пор­ти­ком. Ка­но­ническую, за­вер­шён­ную фор­му по­лу­ча­ет в это вре­мя изо­бра­же­ние Буд­ды (ста­туя Буд­ды из Сар­нат­ха, пес­чаник, 5 в.).

Архив БРЭРоспись футляра для манускрипта. 9 в. Метрополитен-музей (Нью-Йорк).

Куль­тур­ное на­сле­дие эпо­хи Гуп­тов раз­ви­ва­лось в ран­не­сред­не­ве­ко­вых феод. го­су­дар­ст­вах 6–12 вв. Ещё про­дол­жа­ли стро­ить­ся сту­пы, скаль­ные хра­мы и мо­на­сты­ри, хо­тя под влия­ни­ем гос­под­ствую­щих идей ин­ду­из­ма тра­диц. фор­мы этих со­ору­же­ний на­хо­ди­ли но­вое ос­мыс­ле­ние. Ок. 6 в. поя­ви­лись скаль­ные брах­ман­ские и джайн­ские хра­мы, не от­ли­чав­шие­ся по сво­им фор­мам от буд­дий­ских. Наи­бо­лее зна­чит. скаль­ные со­ору­же­ния это­го пе­рио­да на­хо­дят­ся в Ад­жан­те и Эл­ло­ре. Ад­жан­та зна­ме­ни­та гл. обр. стен­ны­ми рос­пи­ся­ми, вы­пол­нен­ны­ми на сю­же­ты буд­дий­ских пре­да­ний и соз­даю­щи­ми вме­сте с ар­хи­тек­ту­рой и скульп­ту­рой празд­нич­ный де­ко­ра­тив­ный ан­самбль. Хра­мо­вые ком­плек­сы Эл­ло­ры из­вест­ны стен­ны­ми ба­рель­еф­ны­ми ком­по­зи­ция­ми с изо­бра­же­ния­ми буд­дий­ских и брах­ман­ских бо­гов и ми­фо­ло­гич. ге­ро­ев. По срав­не­нию с ка­но­нич. фи­гу­ра­ми Буд­ды, для ко­то­рых ха­рак­тер­ны за­сты­лость и су­хость форм, изо­бра­же­ния брах­ман­ских бо­гов ис­пол­не­ны на­пря­жён­ной ди­на­ми­ки. Ве­ли­чи­ем об­ра­зов и ком­по­зиц. сме­ло­стью от­ли­ча­ют­ся рель­е­фы и ги­гант­ский бюст трёх­ли­ко­го Ши­вы Ма­ха­део в скаль­ном хра­ме на о. Эле­фан­та (8 в.).

Махабалипурам. Храмы-ратхи. 7 в.

В 6–7 вв. оп­ре­де­ли­лись 2 осн. ти­па на­зем­но­го хра­ма – се­вер­ный и юж­ный. Для хра­мов юж. ти­па ха­рак­тер­но воз­вы­шаю­щее­ся над свя­ти­ли­щем за­вер­ше­ние-шик­ха­ра в ви­де сту­пен­ча­той пи­ра­ми­ды с лож­ным ку­по­лом, для се­вер­но­го – шик­ха­ра па­ра­бо­лических очер­та­ний с дис­ком-ама­ла­ка на­вер­ху. Прин­ци­пы хра­мо­вой ар­хи­тек­ту­ры Юж. И. бы­ли за­ложе­ны в хра­мах Ма­ха­ба­ли­пу­ра­ма и Кан­чи­пу­рама. В Ма­ха­ба­ли­пу­ра­ме со­хра­ни­лись уни­каль­ные вы­се­чен­ные из ва­лу­нов мо­но­лит­ные хра­мы-рат­хи – про­то­ти­пы свя­ти­ли­ща и над­врат­ной баш­ни-го­пу­рам юж.-инд. хра­ма, а так­же ше­девр юж.-инд. скульп­ту­ры – ги­гант­ский мно­го­фи­гур­ный ба­рель­еф «Ни­схож­де­ние Ган­га» (7 в.). На ос­но­ве хра­мо­во­го ком­плек­са Кай­ла­са­нат­ха (1-я пол. 8 в.) в Кан­чи­пу­ра­ме сло­жи­лась ком­по­зи­ция юж.-инд. хра­ма в це­лом. Его пря­мо­уголь­ный двор, опоя­сан­ный из­нут­ри ря­да­ми ниш со ста­туя­ми бо­жеств, вклю­чал вы­де­лен­ное шик­ха­рой гл. свя­ти­ли­ще и мно­го­ко­лон­ный зал для мо­лящих­ся. Ком­по­зи­ция это­го ком­плек­са бы­ла по­вто­ре­на в од­но­имённом хра­ме в Эл­ло­ре (сер. 8 в.).

Архив БРЭМолельный зал в храме Адинатха в Дильваре на горе Абу. 11 в. Раджастхан.

С 10–11 вв. в И. бы­ст­ро рос­ли го­ро­да, раз­вёр­ты­ва­лось хра­мо­вое строи­тель­ст­во. Ар­хи­тек­ту­ра хра­мов ста­но­ви­лась бо­лее пыш­ной и де­ко­ра­тив­ной, про­стран­ст­вен­ные ком­по­зи­ции – бо­лее слож­ны­ми. Скульп­ту­ра, не­раз­рыв­но сли­ваю­щая­ся с ар­хи­тек­ту­рой, при­ни­ма­ла де­ко­ра­тив­ный ха­рак­тер. В 10–13 вв. в сто­ли­цах раз­ных го­су­дарств И. воз­ник ряд хра­мов, в ко­то­рых про­яви­лось свое­об­ра­зие ме­ст­ных ар­хит. школ. Хра­мы Орис­сы, яр­ко вы­ра­жен­но­го сев. ти­па (хра­мо­вый ком­плекс Лин­га­рад­жа в Бху­ба­неш­ва­ре, ок. 1000), обыч­но со­сто­ят из при­мы­каю­щих друг к дру­гу отд. ар­хит. объ­ё­мов (за­лы для мо­ля­щих­ся, ис­пол­не­ния ри­ту­аль­но­го тан­ца, при­но­ше­ний), сре­ди ко­то­рых вы­де­ля­ет­ся свя­ти­ли­ще, увен­чан­ное са­мой вы­со­кой шик­ха­рой.

Архив БРЭМадурай. Храм Шри-Минакши. 1623.Скульп­ту­ра Орис­сы, ук­ра­шав­шая хра­мы лишь сна­ру­жи, со­хра­ня­ет мо­ну­мен­таль­ность форм и жиз­нен­ную кон­крет­ность изо­бра­же­ний [из­вая­ния ко­ней, фи­гу­ры тан­цов­щиц у хра­ма бо­га солн­ца Шу­рья («Чёр­ная па­го­да») в Ко­на­ра­ке, сер. 13 в.]. Для хра­мов Кхад­жу­ра­хо, при­чис­ляе­мых к сев. ти­пу (Кан­да­рья-Ма­ха­део, ок. 1000), ха­рак­тер­ны ком­пакт­ность ком­по­зи­ции, оби­лие скульп­тур­но­го уб­ран­ст­ва как на­руж­ной, так и внутр. по­верх­но­сти стен. В Юж. И. в 10–11 вв. со­ору­жа­лись хра­мы [Боль­шой храм (Бра­ха­дис­ва­ра) в Танд­жа­ву­ре, ок. 1110], в ко­то­рых ар­хит. ком­по­зи­ция, сфор­ми­ро­вав­шая­ся ещё в 8 в. в Кан­чи­пу­ра­ме, по­лу­чи­ла своё за­вер­ше­ние: шик­ха­ра об­ре­ла чёт­кость си­лу­эта; сдер­жан­ный и пла­стич­ный де­кор стро­го под­чи­нял­ся ар­хи­тек­то­ни­ке зда­ния. На юге И. в 10–12 вв. рас­про­стра­ни­лась брон­зо­вая пла­сти­ка (ста­туи и ста­ту­эт­ки ин­дуи­ст­ских бо­жеств).

Архив БРЭЧитторгарх. Виджай-Стамбх (Башня Победы). 1458–68.

За­вое­ва­ние Сев. И. в кон. 12 – нач. 13 вв. му­сульм. фео­да­ла­ми при­нес­ло но­вые для И. куль­тур­ные тра­ди­ции Ср. Азии, Ближ­не­го и Ср. Вос­то­ка; гос­под­ствую­щей ре­ли­ги­ей стал ис­лам. В И. ут­вер­ди­лись иные кон­ст­рук­тив­ные эле­мен­ты (ку­по­ла, сво­ды) и ти­пы со­ору­же­ний (ме­че­ти, ми­на­ре­ты, мед­ре­се, мав­зо­леи), ве­лось строи­тель­ст­во двор­цо­во-кре­по­ст­ных ан­самб­лей. Вме­сте с тем серь­ёз­ный удар был на­не­сён раз­ви­тию скульп­ту­ры и жи­во­пи­си, т. к. ре­лиг. тре­бо­ва­ния ис­ла­ма пре­пят­ст­во­ва­ли соз­да­нию ан­тро­по­морф­ных изо­бра­же­ний. В де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном иск-ве ста­ли раз­ви­вать­ся пре­им. рас­тит. и гео­мет­рич. ор­на­мен­ты. В пе­ри­од ук­ре­п­ления Де­лий­ско­го сул­та­на­та (нач. 13 – сер. 14 вв.) был воз­ве­дён ми­на­рет Кутб-Ми­нар ме­че­ти Кув­ват-уль-Ис­лам в Де­ли, а так­же го­ро­да с мощ­ными кре­по­ст­ны­ми сте­на­ми: Си­ри, Джа­хан­па­нах, Туг­ла­ка­бад и Фи­ро­за­бад (все 14 в.; ны­не на тер­ри­то­рии Де­ли). С рас­па­дом Де­лий­ско­го сул­та­на­та ху­дож. си­лы стра­ны рас­сре­до­то­чи­лись по отд. феод. го­су­дар­ст­вам. В сул­та­на­те Гуд­жа­рат бы­ли соз­да­ны со­ору­же­ния, от­ли­чаю­щие­ся стро­гой ар­хи­тек­то­нич­но­стью форм, кон­тра­стом глад­кой по­верх­но­сти стен фа­са­да и изящ­но­го по ри­сун­ку де­ко­ра (ме­четь Си­ди-Са­ид в Ах­ма­да­ба­де, 1572). В Бен­га­лии воз­ник­ли по­строй­ки с при­ме­не­ни­ем в де­ко­ре рез­ной тер­ра­ко­ты (ме­четь Ади­на в Пан­дуе, ок. 1360). В го­су­дар­ст­вах Де­ка­на в 14–17 вв. со­ору­жа­лись зда­ния, со­че­тав­шие в се­бе инж. дос­ти­же­ния му­сульм. ар­хи­тек­ту­ры с ме­ст­ны­ми ар­хит. тра­ди­ция­ми [мав­зо­лей Му­хам­ме­да Адил-ша­ха (Гол-Гум­баз) в Бид­жа­пу­ре, 1656–60].

Архив БРЭБиджапур. Мавзолей Мухаммеда Адил-шаха (Гол-Гумбаз). 1656–60.  

С об­ра­зо­ва­ни­ем им­пе­рии Ве­ли­ких Мо­го­лов (1526) иск-во И. пе­ре­жи­ва­ет но­вый подъ­ём. При имп. Ак­ба­ре соз­да­ны за­ме­чат. об­раз­цы гра­до­стро­ит. и фор­тифи­кац. иск-ва: кре­пость (Аг­ра-форт, 1565–79) в Аг­ре, го­род-кре­пость Фа­тих­пур-Сик­ри (1569–84), форт в Ад­жме­ре (1570). Скла­ды­вал­ся клас­сич. тип цен­траль­но-ку­поль­но­го мав­зо­лея, ок­ру­жён­но­го ре­гу­ляр­ным са­дом (мав­зо­лей Ху­маю­на в Де­ли). При Шах Джа­ха­не (1627–58) в ар­хи­тек­ту­ре уси­ли­лось стрем­ле­ние к рос­ко­ши, из­люб­лен­ным ма­те­риа­лом стал мра­мор, не­ред­ко ин­кру­сти­ро­ван­ный са­мо­цве­та­ми [двор­цы и ме­че­ти в Аг­ре, Лал-Ки­ла («Крас­ный форт») в Де­ли]. В сдер­жан­ных клас­сич. фор­мах со­ору­же­на луч­шая из ме­че­тей 17 в. – Со­бор­ная ме­четь в Де­ли (1644–1658).

Архив БРЭМайсур. Монолитная статуя священного быка Нанди на горе Чамунди. 1659.Тра­диц. фор­мы мав­зо­лея бы­ли до­ве­де­ны до со­вер­шен­ст­ва в усы­паль­ни­це Тадж-Ма­хал в Аг­ре. Вы­со­ким ху­дож. уров­нем от­ли­ча­лось иск-во Рад­жаст­ха­на, со­хра­няв­шее ме­ст­ные тра­ди­ции. Мно­гове­ко­вoй опыт ка­мен­но­го кре­по­ст­но­го строи­тель­ст­ва ска­зал­ся в ве­ли­че­ст­вен­ных, ор­га­ни­че­ски сли­ваю­щих­ся с при­ро­дой двор­цо­во-кре­по­ст­ных ан­самб­лях (Гва­лия­ра, 15–16 вв.; Да­тии, 17 в.; Удай­пу­ра, 16–18 вв.).

Фатихпур-Сикри. Опорный столп в тронном зале Акбара. 1575.Фото К. В. ПолонскогоСто­ли­ца Рад­жаст­ха­на Джай­пур (ос­но­ван в 1728) с ре­гу­ляр­ной пла­ни­ров­кой – один из луч­ших об­раз­цов ан­самб­ля в ми­ро­вом гра­до­строи­тель­ст­ве. В пе­ри­од гос­под­ства му­сульм. фео­да­лов в Сев. И. тра­диц. хра­мо­вая ар­хи­тек­ту­ра и скульп­ту­ра раз­ви­ва­лись лишь на край­нем юге, где по-преж­не­му со­хра­ня­ли власть брах­ман­ские жре­цы.

 

 

Архив БРЭГуру Говинд Сингх на коне. Кон. 17 в. Пенджаб, сикхская школа. Художественная галерея (Чандигарх).Во­круг ста­рых хра­мов здесь воз­дви­га­лись но­вые ог­ра­ды с квад­рат­ны­ми баш­ня­ми-го­пу­рам, по­кры­ты­ми скульп­ту­рой. С те­че­ни­ем ве­ков ко­ли­че­ст­во ог­рад воз­рас­та­ло и хра­мо­вый ком­плекс пре­вра­щал­ся в кре­по­ст­ной го­род (хра­мо­вые ком­плек­сы в Чи­дам­ба­ра­ме, Ма­ду­рае).

Джайпур. Дворец Джал-Махал на озере Ман-Сагар. 1799.Фото К. В. Полонского

В ср.-век. пе­ри­од в И. раз­ви­ва­лась ми­ниа­тюр­ная жи­во­пись. Гуд­жа­рат­ская ми­ниа­тю­ра (11–16 вв.), бу­ду­чи гл. обр. ил­лю­ст­ра­ци­ей ре­лиг. книг, от­ли­ча­ет­ся пло­ско­ст­ным изо­бра­же­ни­ем че­ло­ве­че­ских фи­гур, ло­каль­ны­ми крас­ка­ми. В 16 в. воз­ник­ла шко­ла мо­голь­ской ми­ниа­тю­ры, в ко­то­рой про­яви­лось стрем­ле­ние к дос­то­вер­но­сти изо­бра­же­ния; рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли ил­лю­ст­ри­ро­ва­ние ис­то­рич. трак­та­тов, порт­рет­ный и ани­ма­ли­стич. жан­ры. С сер. 16 в. раз­ви­ва­лась шко­ла рад­жпут­ской ми­ниа­тю­ры, а позд­нее – шко­ла па­ха­ри ми­ниа­тю­ры. Ре­лиг.-ми­фо­ло­ги­че­ские по те­ма­ти­ке ми­ниа­тю­ры обе­их школ от­ли­ча­ют­ся звуч­ным ко­ло­ри­том, изящ­ным ли­ней­ным рит­мом, ли­рич. про­ник­но­вен­но­стью.

Архив БРЭМумбаи. Вокзал Чхатрапати-Шиваджи (Виктория-Терминус). 1878–87. Архитектор Ф. У. Стивенс. В пе­ри­од брит. ко­ло­ни­аль­но­го гос­под­ства (18 в. – 1947) в И. про­ни­ка­ет влия­ние ев­роп. куль­ту­ры. Бы­ст­ро рос­ли пор­то­вые го­ро­да Каль­кут­та, Мад­рас, Бом­бей, где уже с 17 в. анг­ли­ча­не воз­дви­га­ли фор­ты, до­ки и хри­сти­ан­ские церк­ви. Поя­ви­лись но­вые для И. ти­пы со­ору­же­ний: ж.-д. во­кза­лы, му­ни­ци­па­ли­те­ты. Вновь соз­да­вае­мые го­ро­да де­ли­лись на квар­та­лы: ев­ро­пей­ские – бла­го­ус­т­ро­ен­ные, с адм. зда­ния­ми, особ­ня­ка­ми и пар­ка­ми, и ин­дий­ские – с хао­тич. за­строй­кой, со­стоя­щей из хи­жин ра­бо­чих и до­ход­ных до­мов. Об­ра­зец гра­до­строи­тель­ст­ва позд­не­го ко­ло­ни­аль­но­го пе­рио­да – Нью-Де­ли (за­страи­вал­ся с 1911 по 1930-е гг.)
Архив БРЭР. Варма. «Шакунтала». Кон. 19 в.В 18 – сер. 19 вв. адм., де­ло­вые зда­ния, ча­ст­ные ре­зи­ден­ции строи­лись в фор­мах англ. не­оклас­си­циз­ма, а за­тем нео­го­ти­ки. Изо­бра­зит. иск-во И. по­сте­пен­но ут­ра­чи­ва­ло свои древ­ние тра­ди­ции. Сре­ди ху­дож­ни­ков 2-й пол. 19 в. ши­ро­ко из­вес­тен Р. Вар­ма, об­ра­тив­ший­ся в сво­их кар­ти­нах, вы­пол­нен­ных в ду­хе зап.-ев­роп. ака­де­миз­ма, к изо­бра­же­нию жиз­ни инд. на­ро­да. В по­след­ней четв. 19 – нач. 20 вв., с раз­ви­ти­ем нац.-ос­во­бо­дит. дви­же­ния и про­бу­ж­де­ни­ем ин­те­ре­са к нац. куль­ту­ре, в ар­хи­тек­ту­ре И. рас­про­стра­ни­лась сти­ли­за­ция под тра­диц. фор­мы инд. зод­че­ст­ва (уни­вер­си­тет в Хай­да­ра­ба­де, 1918).

На ру­бе­же 19–20 вв. груп­па инд. ху­дож­ни­ков во гла­ве с А. Та­го­ром и ис­кус­ст­во­ве­дом Э. Б. Ха­вел­лом по­ло­жи­ла на­ча­ло но­во­му те­че­нию – Бенг. воз­ро­ж­де­нию, ко­то­рое ста­ви­ло сво­ей це­лью соз­дать на ос­но­ве ста­рых тра­ди­ций инд. рос­пи­сей и ми­ниа­тю­ры, а так­же кит. и япон. жи­во­пи­си но­вое нац. иск-во. Сце­ны сель­ской жиз­ни и ми­фо­ло­гич. ком­по­зи­ции мас­те­ров Бенг. воз­ро­ж­де­ния (Н. Бо­шу, Ш. Гуп­та, Ш. Укил и др.) от­ли­ча­лись ли­рич. тон­ко­стью, иг­рой сти­ли­зов. ли­ний, но бы­ли да­ле­ки от про­блем совр. жиз­ни, по­это­му воз­мож­но­сти те­че­ния ока­за­лись бы­ст­ро ис­чер­пан­ны­ми.

Архив БРЭА. Шер-Гил. «Три сестры». 1935. Национальная галерея современного искусства (Нью-Дели).Вме­сте с тем оно про­бу­ди­ло ин­те­рес к куль­тур­ным тра­ди­ци­ям И. и ока­за­ло силь­ное влия­ние на даль­ней­шее раз­ви­тие инд. иск-ва. В 1920-х гг. цен­тром но­во­го те­че­ния в иск-ве И., со­че­таю­ще­го тра­ди­ции ин­дий­ско­го и но­вей­шие тен­ден­ции зап. иск-ва, стал ун-т Виш­ва-Бха­ра­ти в Шан­ти­ни­ке­та­не (ос­но­ван Р. Та­го­ром). В 1930–1940-х гг. вы­сту­пи­ли ху­дож­ни­ки А. Шер-Гил (в сво­их про­из­ве­де­ни­ях, по­свя­щён­ных жиз­ни инд. на­ро­да, ор­га­ни­че­ски со­еди­ни­ла тра­ди­ции жи­во­пи­си Ад­жан­ты и пост­им­прес­сио­низ­ма) и Дж. Рой (опи­рав­ший­ся на сти­ли­сти­ку бенг. луб­ка). В те же го­ды ра­бо­та­ют и круп­ней­шие пред­ста­ви­те­ли реа­ли­стич. на­прав­ле­ния: жи­во­пис­цы А. Бо­шу, Б. Сань­ял, скульп­тор и жи­во­пи­сец Д. П. Рой Чо­уд­ху­ри, скульп­тор В. П. Кар­мар­кар.

Архив БРЭИндийский институт управления в Калькутте. Здание аудиториума.

С за­вое­ва­ни­ем не­за­ви­си­мо­сти (1947) в И. раз­вер­ну­лось гран­ди­оз­ное по мас­шта­бам строи­тель­ст­во. Во­круг круп­ных пром. пред­при­ятий воз­во­ди­лись по­сёл­ки и го­ро­да (Чан­ди­гарх, 1951–56, груп­па инд. и иностр. ар­хи­тек­то­ров во гла­ве с Ле Кор­бю­зье; Ах­ма­да­бад, 1960-е гг., арх. Л. Кан). Жи­лые и об­ществ. зда­ния в круп­ных го­ро­дах со­ору­жа­лись в фор­мах совр. зап.-ев­роп. сти­лей (гл. обр. функ­цио­на­лиз­ма; банк в Каль­кут­те, 1969, арх. А. Гуп­та; зда­ние Ин-та ста­ти­сти­ки в Де­ли, 1970–76, арх. А. Рад­же; Центр. ин-т по изу­че­нию буд­диз­ма в го­рах Ла­дак­ха, 1980-е гг., арх. Р. Шар­ма), а так­же в сти­ле, со­че­таю­щем тра­диц. и совр. тех­нич. приё­мы и объ­ём­но-про­стран­ст­вен­ные ре­ше­ния (Ме­мо­ри­аль­ный центр Ган­ди в Ах­ма­да­ба­де, 1958–63, арх. Ч. Кор­реа; Инд. ин-т управ­ле­ния в Бан­га­ло­ре, 1977–85, арх. Б. До­ши; Нац. ин-т им­му­но­ло­гии в Де­ли, 1988, арх. Р. Ре­вал).

Архив БРЭА. Сингх. «Белый конь». 1980-е гг.

В изо­бра­зит. иск-ве 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. со­су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во те­че­ний. Тра­ди­ции Бенг. воз­ро­ж­де­ния про­дол­жал худ. Б. Укил; реа­ли­стич. на­прав­ле­ние пред­став­ля­ют скульп­тор и жи­во­пи­сец С. Кха­ст­гир, гра­фик X. Дас и др. Тра­ди­ции инд. иск-ва и ев­роп. но­ва­ции 20 в. со­че­та­ют в сво­ём твор­че­ст­ве жи­во­пис­цы и гра­фи­ки К. К. Хеб­бар, Ш. Чав­да, С. Му­керд­жи, С. Гуд­жрал, Н. Бен­д­ре, скульп­то­ры Ч. Кар, П. Д. Гуп­та, С. Ча­уд­ху­ри, Д. Бха­гат и др. В ду­хе нар. иск-ва ра­бо­та­ет К. Суб­ра­мань­ян. В 1950–70-х гг. в И. уси­ли­лись мо­дер­ни­ст­ские те­че­ния (груп­па «Про­грес­сив­ные ху­дож­ни­ки» в Бом­бее; ху­дож­ни­ки М. Ф. Ху­сейн, Ш. Чав­да, С. Гуд­жрал, Б. Кхак­хар, С. Раза, скульп­то­ры А. Да­ви­ер­вал­ла, П. Поч­кхан­вал­ла, П. Джа­на­ки­рам, Р. Пан­чал, А. Ча­кра­вар­ти и др.). Иск-во 1980–2000-х гг. в его сти­ле­вом мно­го­об­ра­зии пред­став­ля­ют ху­дож­ни­ки М. Ба­ва, С. Бур­ман, Б. Бхат­та­чард­жи, Дж. Дас, Н. Ма­ла­ни, Г. Па­тел, С. Пат­вард­хан, Г. Пай­не, А. Сингх, Дж. Чо­уд­ху­ри, Л. Шау; скульп­то­ры Д. Ми­ст­ри, С. Нан­да­го­пал, С. Рад­хак­риш­нан, Р. Ред­ди. В совр. И. ин­тен­сив­но раз­ви­ва­ют­ся мн. древ­ней­шие ви­ды ху­дож. кус­тар­но­го про­из-ва: тка­че­ст­во, резь­ба по де­ре­ву, кос­ти и кам­ню, об­ра­бот­ка ме­тал­ла, из­го­тов­ле­ние ла­ков, гон­чар­ное де­ло.

Музыка

Муз. куль­ту­ра И. – важ­ная часть куль­ту­ры Юж. Азии, на про­тя­же­нии ис­то­рии сво­его раз­ви­тия она оп­ре­де­ля­ла спе­ци­фи­ку му­зы­ки все­го ре­гио­на (тер­ри­то­рия ны­не­ших Па­ки­ста­на, Банг­ла­деш, Не­па­ла, Шри-Лан­ки). Фор­ми­ро­ва­ние ос­нов муз. куль­ту­ры И. вос­хо­дит к инд­ской ци­ви­ли­за­ции (3–2-е тыс. до н. э.). К сер. 1-го тыс. до н. э. сло­жи­лась куль­ту­ра ре­чи­та­ции (точ­нее, кан­тил­ля­ции) вед (Риг­ве­ды, за­тем Са­ма­ве­ды – пес­но­пе­ния са­ма­ган), впо­след­ст­вии про­дол­жен­ная в об­щин­ных пес­но­пе­ни­ях (гра­ма-гейя га­на) и пес­но­пе­ни­ях от­шель­ни­ков (ара­нья-гейя га­на). Клас­сич. му­зы­ка И. тес­но свя­за­на с эс­те­ти­кой и фи­ло­со­фи­ей ин­ду­из­ма. С фор­ми­ро­ва­ни­ем в 6–5 вв. до н. э. буд­диз­ма и джай­низ­ма раз­ви­валась не­ор­то­док­саль­ная куль­то­вая му­зы­ка. Сло­жи­лись му­зы­каль­но-те­ат­раль­ные и му­зы­каль­но-тан­це­валь­ные фор­мы во­пло­ще­ния эпо­са – «Ма­хаб­ха­ра­ты», «Ра­мая­ны».

Архив БРЭМегха-рага. Живописное воспроизведение индийского музыкального лада. 1680. Художник Мадходаса. Национальный музей Дели.

Раз­ви­тие инд. му­зы­ки на ру­бе­же н. э. про­ис­хо­ди­ло в го­су­дар­ст­вах Ма­гад­ха, Ма­урья, Гуп­тов, Ку­шан­ском цар­ст­ве (се­вер ре­гио­на), Пал­ла­вов, Са­та­ва­ха­нов, Че­ра (юг). С на­ча­ла н. э. скла­ды­ва­лась му­зы­ка вы­со­кой тра­ди­ции (ганд­хар­ва, мар­га). Эс­те­тич. кон­цеп­ции, свя­зан­ные гл. обр. с клас­сич. при­двор­ной му­зы­кой, по­лу­чи­ли ка­но­ни­зи­ров. за­кре­п­ле­ние в трак­та­тах «Ги­та­лан­ка­ра», «Нать­я­ша­ст­ра»; в трак­та­те Ма­тан­ги «Бри­хад­де­ши» (ок. 5–7 вв.) впер­вые сфор­му­ли­ро­ва­ны осн. по­ло­же­ния кон­цеп­ции ра­ги, раз­рабо­та­на мет­ро­рит­мич. сис­те­ма та­ла. В свя­зи со ста­нов­ле­ни­ем при­двор­но­го те­ат­ра (санскр. дра­ма сер. 1-го тыс.) до­стиг­ла рас­цве­та те­ат­раль­ная му­зы­ка, с раз­ви­ти­ем клас­сич. иск-ва тан­ца (бха­рат­нать­ям) – тан­це­валь­ная.

Архив БРЭРагини Бхайрави. Живописное воспроизведение индийского музыкального лада. Кон. 17 в. Раджастхан. Муниципальный музей (Аллахабад, штат Уттар-Прадеш).

В 13 в. про­изош­ло раз­де­ле­ние муз. куль­ту­ры Ин­до­ста­на на се­вер­ную (тра­ди­ция хин­ду­ста­ни) и юж­ную (тра­ди­ция кар­на­та­ка). В 14–16 вв. в рам­ках му­зы­ки хин­ду­ста­ни сло­жи­лась при­двор­ная во­каль­ная тра­ди­ция дхру­пад (пред­ста­ви­те­ли – Сва­ми Ха­ри­дас и Тан­сен Ми­ан), её от­ли­ча­ют ве­ли­честв. ха­рак­тер, не­то­ро­п­ли­вое раз­вёр­ты­ва­ние, стро­гий от­бор муз. средств. Позд­нее на ос­но­ве дхру­па­да фор­ми­ру­ет­ся кхай­яль – во­каль­ная тра­ди­ция, в ко­то­рой от­ра­зи­лась спе­ци­фи­ка ин­до­му­суль­ман­ско­го ху­дож. син­те­за; в 17–18 вв. кхай­яль стал са­мо­сто­ят. вет­вью тра­ди­ции хин­ду­ста­ни, ему свой­ст­вен­ны лю­бов­ное с мис­тич. под­тек­стом со­дер­жа­ние, экс­прес­сив­ный тип пе­ния, сво­бо­да муз. раз­вёр­ты­ва­ния и по­строе­ния ком­по­зи­ции. В 20–21 вв. кхай­яль – сим­вол клас­сич. во­каль­ной му­зы­ки хин­ду­ста­ни. В про­ти­во­вес куль­то­вой прак­ти­ке ор­то­док­саль­но­го ин­ду­из­ма раз­ви­ва­лось дви­же­ние бхак­ти, в 15–16 вв. ока­зав­шее раз­но­сто­рон­нее воз­дей­ст­вие на мн. сто­ро­ны клас­си­че­ской и ре­гио­наль­ной тра­диц. муз. куль­ту­ры (по­эты и му­зы­кан­ты Сур­дас, Тул­си­дас, Ми­ра Баи, один из ос­но­во­по­лож­ни­ков кар­нат­ской клас­сич. му­зы­ки Пу­ран­да­ра­да­са).

Муз. куль­ту­ра юга Ин­до­ста­на, вклю­чая од­ну из древ­ней­ших её вет­вей – му­зы­ку та­ми­лов, ис­пы­та­ла мень­ше влия­ний др. куль­тур, здесь раз­ви­ва­лись пре­им. во­каль­ные фор­мы. В кон. 18 – 1-й пол. 19 вв. раз­вер­ну­лось твор­че­ст­во т. н. кар­нат­ской трои­цы – му­зы­кан­тов и по­этов Шья­мы Ша­ст­риТья­га­ра­джи и Мут­тус­ва­ми Дик­ши­та­ра. Соз­дан­ные ими клас­сич. во­каль­ные ком­по­зи­ции (кри­ти, па­да­мы и др.) вплоть до нач. 21 в. со­став­ля­ют ос­но­ву ре­пер­туа­ра юж.-инд. пев­цов.

По­ми­мо клас­сич. му­зы­ки, в И. ши­роко пред­став­ле­ны мн. тра­диц. ре­гио­наль­ные и ло­каль­ные ви­ды му­зы­ки (во­каль­ной, ин­ст­ру­мен­таль­ной, му­зы­ки для те­ат­раль­ных и тан­це­валь­ных пред­став­ле­ний), свя­зан­ные с разл. ас­пек­та­ми жиз­ни мно­го­числ. эт­но­сов и эт­нич. групп (см. в ст. Ин­дий­цы). Это, напр., пе­сен­ные фор­мы бар­гит (Ас­сам), бхак­кар (Каш­мир), чам­пу (Орис­са), бха­тиа­ли (Бен­га­лия), му­зы­каль­но-тан­це­валь­ные сти­ли дан­дия рас (Гуд­жа­рат), бхан­гра (Пен­джаб), те­ат­раль­но-му­зы­каль­ные пред­став­ле­ния бур­ра­кат­ха (Ан­дх­ра-Пра­деш), як­ша­га­на (Та­мил­над), рам­ли­ла, рас­ли­ла (се­вер И.). Сре­ди тра­диц. жан­ров куль­то­вой му­зы­ки: су­фий­я­на ка­лам (Каш­мир), аб­хан­га (Ма­ха­раш­тра), ан­кийя гит (Ас­сам), са­бад (пес­но­пе­ния сик­хов), виш­ну­ит­ские пес­но­пе­ния стран­ст­вую­щих бен­галь­ских мо­на­хов-бау­лов.

В 18 – нач. 20 вв. за­вер­шил­ся про­цесс ста­би­ли­за­ции ло­каль­ных школ-гха­ран клас­сич. му­зы­ки хин­ду­ста­ни (гва­ли­ор­ская, агр­ская, джай­пур­ская и ки­ран­ская шко­лы кхай­я­ля). Внут­ри тра­ди­ции хин­ду­ста­ни сфор­ми­ро­ва­лись т. н. по­лу­клас­си­че­ские (лёг­кие клас­си­че­ские) во­каль­ные сти­ли и фор­мы: тхум­ри, дад­ра, тап­па, га­зал, та­ра­на. Осо­бую роль в об­нов­ле­нии об­ли­ка инд. куль­ту­ры сыг­ра­ла Бен­га­лия, где в то вре­мя бы­ли скон­цен­три­ро­ва­ны зна­чит. ху­дож. си­лы. Важ­ней­ший вклад в раз­ви­тие инд. му­зы­ки в 20 в. внёс Р. Та­гор – соз­да­тель пе­сен­ной тра­ди­ции ро­бин­д­ро­шон­гит (ра­бин­д­ра­сан­гит; т. е. «пес­ни Ра­бин­д­ра­на­та») и ав­тор ря­да тан­це­валь­но-дра­ма­тич. муз. пьес. Его пес­ня «Джа­на га­на ма­на» – Нац. гимн Ин­дии.

На ру­бе­же 19–20 вв. в му­зы­ке хин­ду­ста­ни рас­про­стра­ня­ет­ся ин­ст­ру­мен­таль­ное ан­самб­ле­вое му­зи­ци­ро­ва­ние в ус­той­чи­вом со­ста­ве: со­ли­рую­щий ин­ст­ру­мент ли­бо го­лос; пар­ный мем­бра­но­фон таб­ла ли­бо двух­сто­рон­ний ба­ра­бан пак­ха­вадж (в кар­нат­ской тра­ди­ции – мри­данг), в пар­тии ко­то­ро­го раз­вёр­ты­ва­ет­ся мет­ро­рит­мич. ли­ния – та­ла; струн­ный щип­ко­вый ин­ст­ру­мент тан­пу­ра, под­дер­жи­ваю­щий на про­тя­же­нии всей ком­по­зи­ции ла­доз­ву­ко­ряд­ную на­строй­ку. Сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных сев.-инд. ин­ст­ру­мен­та­ли­стов: Ал­ла­уд­дин Хан, его сын и уче­ник Али Ак­бар Хан (ис­пол­ни­те­ли на струн­ном смыч­ко­вом ин­ст­ру­мен­те – са­ро­де), про­слав­лен­ный вир­ту­оз Ра­ви Шан­кар (ис­пол­ни­тель на струн­ном щип­ко­вом ин­стру­мен­те – си­та­ре). Ме­ж­ду­нар. из­вест­ность по­лу­чи­ли так­же Ник­хиль Ба­нер­джи и Ина­ят Хан (си­тар), Рам На­ра­ян (смыч­ко­вый ин­ст­ру­мент са­ран­ги), Ам­джад Али Хан (са­род), Шив­ку­мар Шар­ма (цим­ба­лы сан­тур), Бис­мил­ла Хан (го­бой ше­наи), Ха­рип­ра­сад Чау­ра­сия (флей­та бан­су­ри), Ал­ла Рак­ха и его сын За­кир Хус­сейн (таб­ла). В юж. И. так­же раз­ви­то ин­ст­ру­мен­таль­ное му­зи­ци­ро­ва­ние, сре­ди зна­ме­ни­тых ис­пол­ни­те­лей – Чит­ти Ба­бу (ви­на), Лал­гу­ди Джая­ра­ман (ин­дий­ская скрип­ка).

Сре­ди инд. пев­цов кон. 19 – нач. 21 вв.: пред­ста­ви­те­ли му­зы­ки хин­ду­ста­ни – Амир Хан, Аб­дул Ка­рим Хан, Гху­лам Али Хан, Криш­на­рао Шан­кар Пан­дит, Бхим­сен Джо­ши, Ку­мар Ганд­хар­ва, Джи­тен­д­ра Аб­хи­ше­ки, Ган­гу­баи Хан­гал, Ке­шо­ри Амон­кар, Ги­рид­жа Де­ви, Пар­вин Сул­та­на; кар­нат­ские му­зы­кан­ты – Арь­я­ку­ди Ра­ма­нуд­жа Ай­ен­гар, Ма­ха­ра­джа­пу­рам Виш­ва­нат­ха Ай­ер, М. С. Суб­бу­лак­шми, М. Ба­ла­му­ра­лик­риш­на.

В 17 в. кар­нат­ский учё­ный Вен­ка­та­мак­хи раз­ра­бо­тал сис­те­му клас­си­фи­ка­ции зву­ко­ряд­ных шкал (ме­ла) юж.-инд. му­зы­ки. Сев.-инд. тео­рия, ос­но­ван­ная на сис­те­ме 10 зву­ко­ря­дов-тха­та, офор­ми­лась во 2-й пол. 19 в. в тру­дах Виш­ну На­рая­на Бхатк­хан­де (его на­зы­ва­ют от­цом совр. му­зы­ки хин­ду­ста­ни). Осн. по­ло­же­ния муз. тео­рии хин­ду­ста­ни по­лу­чи­ли раз­ви­тие в тру­дах Су­рин­д­ро Мо­хун Та­го­ра. В 1902 про­из­ве­де­на пер­вая грам­за­пись инд. му­зы­ки. Про­во­ди­лись Все­ин­дий­ские муз. кон­фе­рен­ции (1916, Ба­ро­да; 1918, Де­ли; 1919, Бе­на­рес; 1925, Лакх­нау). На­ря­ду с тра­диц. сис­те­мой обу­че­ния му­зы­кан­тов (гу­ру-ши­шья па­рам­па­ра) фор­ми­ру­ет­ся муз. об­ра­зо­ва­ние совр. ти­па, сре­ди его ор­га­ни­за­то­ров – Виш­ну Ди­гам­бар Па­лу­скар (ини­циа­тор соз­да­ния ин-та Ганд­хар­ва Ма­ха­видь­я­лайя, 1901), Бхатк­хан­де (в 1918–26 ос­но­вал муз. кол­лед­жи в Гва­лия­ре, Ба­роде, Лакх­нау). В юж­ной И. му­зы­каль­но-про­све­ти­тель­скую дея­тель­ность ве­ли Шри­ни­ва­са Ай­ен­гар, Чин­нас­ва­ми Му­даль­яр, Суб­ба­ра­ма Дик­ши­тар и др.

По­сле дос­ти­же­ния не­за­ви­си­мо­сти (1947) И. раз­ви­тие муз. куль­ту­ры во мно­гом на­прав­ля­ет­ся гос-вом. Рас­про­стра­ня­ют­ся совр. фор­мы бы­то­ва­ния му­зы­ки (кон­цер­ты, фес­ти­ва­ли), фор­ми­ру­ют­ся но­вые сфе­ры муз. твор­че­ст­ва (ки­но- и по­пу­ляр­ная му­зы­ка), спо­соб­ст­вую­щие по­пу­ля­ри­за­ции инд. му­зы­ки во всём ми­ре. На­ря­ду с со­хра­не­ни­ем тра­диц. сис­те­мы муз. об­ра­зо­ва­ния дей­ст­ву­ют учеб­ные за­ве­де­ния зап. ти­па: муз. ф-ты при Бом­бей­ском ун-те, ун-те им. Джа­ва­хар­ла­ла Не­ру, «Шри­рам Бха­ра­тия Ка­ла Кен­д­ра» в Де­ли и др. В круп­ней­ших го­ро­дах функ­цио­ни­ру­ют кон­церт­ные за­лы («Ка­ма­ни Ауди­то­риум» в Де­ли). Нац. ака­де­мия му­зы­ки, тан­ца и дра­мы («Сан­гит На­так», 1953) ве­дёт ис­сле­до­ва­тель­скую и ис­пол­ни­тель­скую дея­тель­ность. Ши­ро­кую из­вест­ность раз­но­об­раз­ные клас­сич. и ре­гио­наль­ные тра­ди­ции инд. му­зы­ки, тан­ца и дра­мы по­лу­чи­ли в пе­ри­од про­ве­де­ния Фес­ти­ва­ля Ин­дии в СССР (1987–88). Од­ним из пер­вых зап. му­зы­кан­тов, про­па­ган­ди­ро­вав­ших инд. клас­сич. му­зы­ку, был скри­пач И. Ме­ну­хин, му­зи­ци­ро­вав­ший с Шан­ка­ром, На­рая­ном и др. По­пу­ляр­ность инд. му­зы­ки за пре­де­ла­ми Юж. Азии – в стра­нах Ближ­не­го Вос­то­ка, Юго-Вост. Азии, Аф­ри­ки, Сев. Аме­ри­ки и Ев­ро­пы осо­бен­но воз­рос­ла в по­след­ние де­ся­ти­ле­тия бла­го­да­ря со­вме­ст­ным творч. про­ек­там ве­ду­щих инд. и по­пу­ляр­ных зап. му­зы­кан­тов, сре­ди ко­то­рых Шан­кар, Х. Чау­ра­сия, Ш. Шар­ма, З. Хус­сейн, Дж. Хар­ри­сон, Дж. Мак­лаф­лин, Я. Гар­ба­рек. Ши­ро­кий ме­ж­дунар. ре­зо­нанс по­лу­чи­ла по­ста­нов­ка в 2002 мю­зик­ла «Бом­бей­ские меч­ты» А. Р. Рех­ма­на и Э. Ллойд Уэб­бе­ра. Вы­хо­дец из И. – ди­ри­жёр З. Ме­та.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22