История Самнитов

Самнитские солдаты, изображенные на фризе гробницы в Ноле. С 4-го века до нашей эры.

Самниты (оскансафинеи) были древним италийским народом, который жил в Самниуме, который расположен в современных внутренних районах АбруццоМолизе и Кампании на юге центральной Италии.

Осканоязычный народ, который, возможно, произошел как ответвление сабинян , они образовали конфедерацию, состоящую из четырех племен: хирпиникаудиникарачени и пентри. Хотя они вступили в союз с Римом против галлов в 354 году до н.э., позже они стали врагами римлян и сражались с ними в серии из трех войн; несмотря на подавляющую победу в битве при Каудинских вилках (321 год до н.э.), самниты были покорены в 290 году до н.э. Несмотря на сильное ослабление, самниты по-прежнему выступали против римлян, сначала в Пирровой войне, а затем на стороне Ганнибала во Второй Пунической войне. Они также участвовали в Социальной войне, а затем в гражданской войне Суллы как союзники римских консулов Папирия Карбона и Гая Мария против Суллы, который победил их и их лидера Понтия Телезина в битве у Коллинских ворот (82 г. до н.э.). Впоследствии они были ассимилированы римлянами и прекратили свое существование как отдельный народ.

Экономика самнитов была сосредоточена на животноводстве и сельском хозяйстве. Сельское хозяйство самнитов было высокоразвитым для своего времени, и они практиковали отгонный скот. Помимо сельского хозяйства, самниты экспортировали такие товары, как керамика, бронза, железо, оливки, шерсть, керамика и терракота. Их торговые сети простирались через КампаниюЛацийАпулию и Великую Грецию.

Самнитское общество было разделено на кантоны. Каждый город был викусомМногие вичи были объединены в пагу, а многие паги были объединены в тото. Существовало четыре самнитских тото, по одному для каждого из самнитских племен. Помимо этой системы правления, в нескольких самнитских городах существовали политические образования, подобные сенату. Самниты редко, хотя и могли объединяться в коалицию. Обычно племена и города функционировали независимо друг от друга.

Самнитская религия поклонялась как духам, называемым нумина, так и богам и богиням. Самниты почитали своих богов, принося в жертву живых животных и используя жертвоприношения по обетуСуеверия занимали видное место в религии самнитов. Считалось, что магические песнопения могут влиять на реальность, что магические амулеты могут защищать людей, и что авгуры могут видеть будущее. Самнитские священники устраивали религиозные праздники и могли связывать людей клятвами. Святилища были важной частью религии самнитов. Возможно, они использовались для получения выгоды от торговых связей, возможно, они отмечали границу между территориями, и они могли быть связаны с правительством. Святилища самнитов, возможно, также использовались для укрепления групповой идентичности.

Осканская надпись. Справа налево написано: “В [ибиус] Попидий, сын В [ибиуса], главного судьи, отвечал за эту работу и одобрил ее”.

Индоевропейский корень Saßeno или Sabh превратился в слово Safen, которое позже стало Safin. Слово Сафин, возможно, было первым словом, использованным для описания самнитского народа и Самнитского царства.[1][2][3] Некоторые археологи полагают, что это относится ко всем народам итальянского полуострова, другие говорят, что только к жителям Молизе.[4] [5] Сафин также могбыть прилагательным, используемым для описания группы людей. Оно встречается на могилах близ Абруццо с 5-го века, а также на надписях Оскана и плитах в Пенна-Сант-Андреа.[4] Последнее известное использование слова – на монете времен Социальной войны.[5]

Сафин претерпел ряд изменений, кульминацией которых стал Сафиним, осканское слово, обозначающее Самний. Что означает “культовое место народа сафин.[6] Это стало словом для самнитского народа, сафинеи.[1][7][8] а также другие слова, такие как SainiSaineisSamnītēs, Sabellī и Saunìtai, что было греческим словом, обозначающим самнитов. Эти термины, вероятно, возникли в 5 веке до нашей эры. Оно происходит от греческого слова, обозначающего копьеsaunion.[9]

Происхождение и ранняя история

Карта Древнего Самния.

Греческий географ Страбон писал, что самнитская цивилизация возникла из группы сабинских изгнанников. Согласно этому сообщению, либо во время голода, либо в рамках попытки прекратить войну с умбрийцами, сабиняне поклялись удерживать Крестец. В рамках этого ритуала приносились в жертву все, что было произведено в тот год, включая младенцев.[10] Как только эти дети достигали совершеннолетия, их отправляли в изгнание, а затем бык вел их на новую родину.[11][12] По прибытии на эту землю они приносили этого быка в жертву Марсу.[5][13] Другие самнитские племена утверждали, что их направляли различные животные. Хирпини утверждали, что их вел волкпиценты утверждали, что их вел дятел.[14][15] Альтернативно, самниты, возможно, были связаны со Спартой. Эта легенда, возможно, является апокрифической. Возможно, он был создан греками для союза с самнитами или для включения италийских народов в их мировоззрение и, возможно, для того, чтобы подчеркнуть сходство между самнитами и спартанцами.[16] Археологические данные показывают, что самнитская цивилизация, вероятно, развилась из ранее существовавшей итальянской культуры.[17]

После того, как этруски покинули Кампанию в 5 веке, регион завоевали самниты.[18] Были завоеваны такие города, как Помпеи и Геркуланум.[19] Неясно, какие самнитские города приняли участие в кампании или почему.[20] Возможно, им нужна была плодородная почва или чтобы уменьшить перенаселение. Эта теория основывается на том, что у самнитов была плохая сельскохозяйственная промышленность, что противоречит другим свидетельствам. В качестве альтернативы, самниты могли захотеть получить доступ к реке Вольтурно и другим ресурсам. Как только греческая гегемония в Италии ослабла, самниты вторглись и завоевали большую часть своих бывших земель.[21][22][23] Они завоевывали такие города, как Кумы, но не смогли взять Неаполь.[24][25][26] В последующие столетия они будут вести еще большую войну противКампанцы, вольскиэпиротские греки и другие латинские общины.[27][28]

Самнитские войны

Луканское изображение битвы при Каудин-Форкс.

Самниты и римляне впервые вступили в контакт после римского завоевания вольсков. В 354 году до н.э. они согласились установить свою границу по реке Лирис.[29] Ливий, римский историк, который служит источником о самнитских войнах, утверждает, что, когда самниты напали на кампанцев, последняя цивилизация заключила союз с римлянами. Разжигание войны между ними и самнитами в 343 году до н. э..[30][31][32] Этот отчет о причинах войны не является общепринятым современными историками.[33][34] Ливий может писать пропаганду или пытаться сравнить эту войну с другими конфликтами. После трех поражений самнитов и римского вторжения самниты согласились подписать мирный договор.[35][36][37]

Существует два объяснения причин Второй самнитской войны. Возможно, Рим объявил войну из-за союза самнитов с вестинами и войн против Фрегеллы и Палеополиса. Кроме того, римляне хотели использовать экономическое процветание города Венафрум в своих интересах.[29] Конфликт, возможно, также возник из-за того, что самниты хотели укрепить свою власть над важными экономическими позициями.[1] После поражения римлян в битве при Каудинских вилках обе стороны согласились на перемирие.[32][33][38] Боевые действия возобновились в 326 году до н.э.[33] Война закончилась после римского похода в Апулию и Самний.[35] После окончания войныРимляне аннексировали Бовиан и Фрегеллы и вытеснили самнитов из Апулии.[33][36][37]

В 298 году до н.э. разразилась Третья самнитская война из-за напряженности вокруг луканцев, которые попросили Рим о защите.[1][36][39] С другой стороны, договоры между римлянами и Пицентами вызвали конфликт с этрусками. Эта война закончилась после поражения самнитов в битве при Аквилонии.[35] Впоследствии Самниум был завоеван, и самниты были ассимилированы в римское общество.[29][37][40]

Более поздняя история

Монета, на которой изображены солдаты-самниты, приносящие клятву сражаться с римлянами.

Самниты были одним из италийских народов, которые вступили в союз с эпирским царем Пирром во время Пирровой войны.[41] После того, как Пирр отправился на Сицилию, римляне вторглись в Самний и были разгромлены в битве на холмах Кранита, но после поражения Пирра самниты не смогли сопротивляться самостоятельно иСдались Риму. Некоторые из них присоединились к Ганнибалу и помогали ему во время Второй Пунической войны, но большинство остались верны Риму.[42] После того, как римляне отказались предоставить самнитам гражданство, они вместе с другими италийскими народами восстали против римлян. Эта война, известная как Социальная война, продолжалась почти четыре года и привела к победе Рима. После этого кровавого конфликта самнитам и другим италийским племенам было предоставлено гражданство, чтобы избежать возможности новой войны.

Самниты поддерживали фракцию Мария и Карбона в гражданской войне против Суллы. Самнитами и их союзниками руководили Понтий Телесин и луканин по имени Марк Лампоний. Они собрали армию в 40 000 человек и сразились с Суллой у ворот Коллина.[43] После их поражения в битве, а затем и в войне, Понтий был казнен.[44][45][46]

В результате победы Суллы и его утверждения в качестве диктатора Рима он приказал наказать тех, кто выступал против него.[47] Самниты, которые были одними из самых видных сторонников марианцев, были наказаны так сурово, что было записано: “некоторые из их городов теперь превратились вдеревни, некоторые из которых действительно полностью покинуты.” После этого самниты не играли какой-либо заметной роли в истории, и они были латинизированы и ассимилированы в римском мире.[12][48] Несколько их родов впоследствии достигли высокого положения, в том числе КассииХереннии и Вибии.[5]

Общество

Большая часть Самния состояла из пересеченной и гористой местности, лишенной природных ресурсов. В результате чего возникла смешанная экономика, ориентированная на использование небольшого количества плодородных земель для ведения высокоразвитых форм натурального сельского хозяйствасмешанного земледелияживотноводстваовцеводстваскотоводства и мелких хозяйств.[21][49][50] Процветание самнитской сельскохозяйственной промышленности , вероятно , привело к конфликтам между ними идругие цивилизации. Возможно, это было одной из причин самнитских войн[27].

Роль скотоводства и животноводства в экономике самнитов также была следствием рельефа их родины.[51][52][53] Лошади, домашняя птица, крупный рогатый скоткозысвиньи и овцы были распространенными и важными видами домашнего скота.[54] Эти животные ценились за то, что они моглислужат предметом торговли и источником пищиПерегон скота, или сезонное перемещение скота с летних пастбищ на зимние , был важным аспектом экономики самнитов.[27][55][56] Ежегодный перегон скота на короткие расстояния составлял основу богатства аристократии.[57] Перегон скота на большие расстояния практиковался между Апулией и Самниумом.[49][27]

В пятом и четвертом веках до н.э. увеличение численности населения в сочетании с торговыми связями с другими италиями способствовало дальнейшему развитию сельского хозяйства и городов. Это изменение наиболее радикально в Ларинуме. Город начинался как крупный производитель зерна с мельницы и гумна. Город превратился в центр всей экономической деятельности в долине Биферно.[58] Самниты экспортировали такие товары, как зерновыекапустаоливкиоливковое масловинобронзажелезотекстильбобовые и виноград.[59][60][61] Они также импортировали такие материалы, какбронзовые чаши и бучеро из таких мест, как КампанияЭтрурияЛацийАпулия и Великая Греция.[52][27] Эти торговые сети привели к заимствованию продуктов и идей из других культур, таких как сабиняне, латиняне и этруски.[27][62][63]

Самнитская валюта появилась в конце пятого и начале четвертого веков до нашей эры. Вероятно, в результате взаимодействия с греками и войны возникла потребность в наемниках. Их бронзовые или серебряные монеты могли быть изготовлены в Неаполе, а затем “заказаны” в городских мастерских. В качестве альтернативы, самнитские города могли поставлять материалы, необходимые для изготовления валюты. Или монеты могли быть импортированы из городов, на которые работали наемники-самниты. Такие, как Таранто. На монетах того времени обычно изображались такие места, как АллифеиНолаФилистия, или такие народы, как кампани. Эти изображения связаны с развитием политической структуры самнитов. Возможно, монеты использовались не отдельными лицами, а правительственными учреждениями для финансирования административных задач. После этого раннего периода высокого производства валюты самниты начали чеканить меньше денег.[27][64]

Самнитский ткацкий станок с конструкцией из фибул и пинцетов.

Шерсть и кожа, вероятно, собирались самнитами в значительных количествах. Об этом свидетельствуют многочисленные ткацкие станки, найденные по всему Самнию. Для создания узоров на большинстве ткацких станков использовались вырезанные линии, точки, овальные штампы, оттиски драгоценных камней или отпечатки металлических колец-печаток. Распространенные узоры включали пирамидызвезды или точечные или вырезанные крестовые мотивы. Мотивы могли иметь форму листьевцветовгранатов или мифологических фигур. Одна гиря для ткацкого станка из Локри украшена оттиском драгоценного камня в виде сатира, играющего на лире. Были найдены многочисленные фрагменты самнитской керамики с вырезанными на них греческими словами. Эти греческие слова могли иметь различные значения. Например, указание ткачу, как правильно распределять нити в текстильных узорах, также могло указывать на качество изделия. Греческие слова, возможно, также указывали вес либо ткацкого станка, либо ткани, и, возможно, размеры ткани.[65]

Самниты также производили амфоры, терракоты и керамику импасто с черным блеском. Защитное покрытие, также называемое лаком,[66] использовалось для покрытия керамики и амфор. Большинство амфор было привезено с Родоса, а керамику обычно покупали в Греции.[67] Керамика также редко импортировалась из Северной Африки или районов Адриатического моря. После урбанизации самнитского общества производство эллинистической или итальянской керамики резко возросло.[68] На керамике, гончарных изделиях и амфорах часто использовались узоры. Большинство этих узоров были торговыми марками или подписями мастеров. В других случаях они изображали такие места, как остров Родос, или называли имена правительственных чиновников. Например, меддисские тувтики.[5][69] Одним из примеров глиняного штампа является:[9]

Детфри (раб) Херенниса Саттиса, подписанный в planta pedis.

— Выбит на плитке в Пьетраббонданте во втором веке до нашей эры.

Правительство

Изображение самнитской системы Пагус-викус.

На протяжении железного века Самниумом правили вожди и аристократы, которые использовали погребальные церемонии, чтобы выставлять напоказ свое богатство. В начале третьего и четвертого веков политическая система самнитов превратилась в организацию, сосредоточенную на сельских поселениях, возглавляемых магистратами.[6] Поселения самнитов, или вичи, находились в нижней части социальной иерархии самнитов. Они были объединены в кантоны под названием паги, которыми управлял выборный чиновник, известный как меддисс.Паги были организованы в туту, которые были самнитскими племенами. Каждый туто возглавлялся ежегодно избираемым должностным лицом с высшей исполнительной и судебной властью, называемым меддисс тувтикс.

Возможно, существовали политические образования, подобные советам, собраниям или сенатам, таким как Комбеннио.[70] Комбеннио был демократической организацией, ответственной за избрание должностных лиц, принятие законов и обеспечение соблюдения законов в Помпеях.[1][71] Сенаты располагались в столицах самнитских племен, таких как Бовиан.Пентрийская столица. Неясно, существовали ли эти формы правления до римского завоевания.[72] Несмотря на эти демократические институты, в самнитском обществе по-прежнему доминировала небольшая группа аристократических семей, таких как ПапииСтатииЭгнатии и Стаии.[35][73]

Флаг самнитов, изображенный на гробнице в Пестуме.

Каждое самнитское племя функционировало независимо от других. Однако между племенами иногда возникал союз, подобный Латинской лиге. Такой союз был бы в первую очередь милитаристским, с командующим и вождем, обеспечивающим соблюдение всех законов, принятых альянсом.[74] Для того, чтобы альянс принял закон, лидеры каждого племени должны были единогласно согласиться, прежде чем законопроект мог стать законом.[27][33] Такой союз был редкостью, и даже если одни племена объединялись, другие могли отказаться объединяться с другими племенами. Френтани были другим италийским племенем, которое могло быть включено в этот союз, однако их важность для союза может быть преувеличена. Значимость самнитских племен в этой организации также может быть преувеличена, города могли бы иметь больше политической власти.[75]

Эта система правления сохранилась и после римского завоевания Самния, хотя и с некоторым сокращением власти. Тоуто и пагу начали функционировать как миниатюрные республики, в то время как викус остался неизменным. Единственным вмешательством со стороны римлян было бы то, что Муниципалитет обладал властью над всеми предыдущими институтами и мог их отменить. В то время префектуры имели мало власти над самнитами.[52]

Военные[править / править код]

Бронзовый самнитский шлем. Этот шлем аттического типа.

Римские историки считали, что самнитское общество было крайне милитаристским. Они боялись самнитской кавалерии и пехоты и прозвали их Воинственными самнитами. Что переводится как “Воинственные самниты”.[1][76] Неясно, является ли это изображение самнитов точным. Большинство римских исторических отчетов о самнитах были написаны после исчезновения самнитской цивилизации. Большая часть этой работы также могла быть пропагандой.[51][77] На ранних этапах истории самнитов вооруженные силы состояли из обученных воинов во главе с местными лидерами. Доступ к армии и военной технике зависел от богатства и статуса. В то время как люди с более бедным и низким статусом были отнесены к таким профессиям, как сельское хозяйство.[78] Солдаты-самниты с раннего возраста обучались на треугольном форуме в Помпеях в составе группы, известной как верейяВерейя превратилась в группу общественных работ после римского завоевания.[1][79] Во время Самнитских войн самнитская армия эволюционировала, став похожей на армии древнегреческих городов-государств. Эта новая система использовала фалангигоплитовманипулы и когорты из 400 человек, создавая армию, достаточно гибкую, чтобы сражаться в горной местности.[80][81][82] В армию начали призывать солдат низших классов, увеличив численность армии до нескольких тысяч солдат. Хотя эти новые солдаты были менее опытными и плохо обученными.

Ливий упоминает о линейном легионе. Иначе известный как “льняной легион”.[83] Это подразделение использовало яркое снаряжение, чтобы отличаться от других воинов-самнитов. Согласно Ливию, этот легион дал клятву никогда не бежать от битвы внутри полотняного сооружения.[84][85] Ученые полагают, что это описание было разработано, чтобы подчеркнуть различия между “цивилизованными” римлянами и варварскими врагами Рима.[86] Ливий также мог пытаться попытатьсяпередают историческую и религиозную власть самнитов через единое целое.[87] Из-за подтверждающих археологических свидетельств другие ученые заявляют, что было бы “опрометчиво” полностью отвергать всю эту историю.[1][50]

Доспехи[править / править код]

Бронзовая самнитская кираса. Этот фрагмент датируется 400-300 годами до н.э. в Южной Италии.

Солдаты-самниты носили небольшой однодисковый нагрудник. Этот нагрудник, называемый кардиофилаксом, состоял из ремней, которые проходили вокруг плеч, груди и спины и крепились вокруг точек. Хотя трехдисковая кираса обеспечивала большую защиту, эта броня продолжала использоваться как символ статуса.[88] Существовало три типа трехдисковой кирасы.[89][90] В первом типе использовалась бронза для заполнения пространства между тремя одинаковыми дисками. К этой бронзе были прикреплены небольшие кольца, а боковые ремни использовались для скрепления доспехов. К этим маленьким кольцам также крепились плечевые ремни. Второй тип использовал ребро, чтобы очертить диски. Третий тип использовал пластины для изображения голов религиозных фигур, таких как Афина или демоны. Все три типа были сконструированы путем размещения посередине между двумя верхними дисками и нижним третьим диском с.[91]

Широкие ремни, сделанные из кожи, золота или бронзы, были обычными элементами доспехов и имели важное значение для самнитской культуры. Вероятно, они были посвящены защите живота. Самнитские пояса изготавливались путем нагревания сплавов олова при 800 градусах Цельсия. После этого работа над поясом должна была выполняться при температуре от 600 до 800 градусов по Цельсию. Молотки и абразивы использовались для шлифования полос, придавая им вид серебра. При изготовлении ремней многократно применялась термическая обработка, чтобы повысить долговечность материала ремня.[92]

Самнитские шлемы были основаны на греческом военном снаряжении. В этих шлемах использовались щитки, гребни и плюмажи. Гребни обычно изготавливались путем прикрепления конских хвостов к металлической детали, которая висела на задней части шлема. Заклепки также могли использоваться для прикрепления гребней к козырьку шлема. Другой тип гребня был тонким и густым с длинными свободно ниспадающими концами. Перья и рога были характерной чертой самнитских гребней и плюмажей.[93][91] Солдаты надевали поножи, ставя ногу на камень и используя руки, чтобы проверить подгонку снаряжения. Это снаряжение доходило до лодыжек и, вероятно, было изготовлено на заказ, чтобы соответствовать владельцу. Существует несколько изображений самнитских солдат в могилах, подразумевающих, что они редко использовались вне ритуалов и “учебных боев”[91].

Вооружение

Керамика с изображением самнитского воина.

Метательные снаряды, такие как копья и дротики, обычно использовались самнитами. Наконечники копий изготавливались из двух бронзовых или железных частей.[94] Верхняя часть была собственно наконечником копья, а нижняя часть, в которой использовалась трубка для удержания конца деревянного древка. Для крепления древка к наконечнику копья через отверстие в древке забивались гвозди. Трубки использовались для того, чтобы вставить копье в бронзовый наконечник, который защищал деревянное древко. Метательное оружие было настолько важно для тактики самнитов, что, если у солдата заканчивались снаряды, они бросали камни с земли.

Помимо копий, солдаты использовали мечи или даже в рукопашном бою.[95] Изображения на керамике и статуэтки, такие как Воин Капестрано, демонстрируют самнитских солдат, использующих своего рода меч бронзового века, называемый мечом-антенной. Другим видом меча, связанным с самнитской цивилизацией, является короткий меч. Короткие мечи носили с помощью длинного ремня, прикрепленного либо к телу воина, либо к рукояти меча.[91] Самнитское искусство изображает солдат, получающих мечи во время ритуальных церемоний, и воинов, жаждущих получить мечи. Подразумевается, что короткие мечи высоко ценились в самнитском обществе. Булавы встречались реже, чем копья или дротики, но все же были распространены. У них были тяжелые и некрашеные железные головы, прикрепленные к рукоятям с отверстием или гнездомТопоры также использовались редко. Возможно, они в первую очередь были символами власти[32].

Существует мало археологических свидетельств о самнитском щите, так как большая часть оставшихся щитов была разрушена. Самнитское искусство обычно изображает самнитских солдат, использующих круглый щит, называемый аспис. Для ношения щита использовались два ремня. Один ремешок был кожаным, украшенным узорами и проходил вертикально по середине щита. Другой ремень, используемый для надежного захвата, проходил вертикально у края щита. Наряду с аспидами, самниты использовали, возможно, бронзовые овальные щиты с заостренными концами и, возможно, резные украшения. Возможно, что самниты использовали скуту. Также возможно, что самнитский скутум повлиял на римский щит.[95] Однако доказательства этого неясны. Самнитское искусство изображает своих солдат, несущих скуту. Однако это либо трофеи, взятые у врага, либо попытка подражать древнегреческому искусству.[96][97] Ливий утверждает, что щит самнитов был широким у плеча и груди, но он был тоньше ближе к ногам.[98][99] Археологические свидетельства не подтверждаютОбоснуйте эту идею. Ливий, возможно, ошибочно принял снаряжение самнитского гладиатора за снаряжение самнитского солдата.[91]

Религия

Лицо Мефитис, самнитской богини.

Суеверия доминировали в культуре самнитов.[1][100][101] Они верили, что магия может влиять на реальность , и практиковали предсказания.[5][52][56] Смутно определенные духи , называемые Нумина , также занимали видное место в самнитской мифологии.[52][102][103] Было важно установить надлежащийотношения с этими духами, которые эволюционировали в самнитских богов и богинь.[104][105][106] Известно лишь несколько самнитских богов и богинь.[107][108][109] Известно, что поклонялись таким богам, как ВулканДиана и Мефитис. Марс является самым выдающимся богом в религии самнитов.[52][110] В честь их богов приносились в жертву жертвоприношения и животные.[52][111][112] В практике, известной как Ver Sacrum, все вещи, произведенные в определенный год, будут изгнаны или предложены богам.[1][113][114] Такая практика, возможно, была изобретена Ливием в пропагандистских целях.[56][82][115] Самнитские могилы часто содержат товары. Например, у богатых людей есть могилы со статуями или стелами. Эти предметы указывали на богатство и статус человека в жизни.[51] Надлежащие похороны требовали соблюдения определенных правил, чтобы должным образом похоронить мертвых.[116][117][118] Погребение, вероятно, было признаком социального статуса, и погребение было редкостью, несмотря на веру самнитов в загробную жизнь. Святилища были важны для религии самнитов.[42][52][56] Они служили различным целям. Они выкачивали деньги из маршрутов перегона скота, отмечали границы, служили центром коммуникации, служили местами поклонения и служили в правительстве.[52][42] Со временем самнитские святилища стали гораздо менее заметными в самнитской культуре, и вскоре после этого все они были заброшены.[52][119][120]

Гендерные роли[править / править код]

График, демонстрирующий корреляцию между погребальными предметами и полом в Кампо Консолино.

У самнитских женщин было две основные роли. Бытовые и церемониальные. Женщины ткали, что, вероятно, играло важную роль в экономике.[51][121][57] Они также, вероятно, выражали небольшую политическую власть через симпозиум, который был своего рода древнегреческим или этрусским банкетом.[122] Другие обязанности включали обучение молодых девушек танцамвоспитание детей и, возможно, ведение домашнего хозяйства.[51][54] Отношения между самнитскими женами и мужьями неясны. Сцены возлияния могут свидетельствовать о том, что жена должна была быть послушной и верной своему мужу.[91] Возможно, от женщин ожидали дисциплины. В одах Горация он жалуется на то, что женщинам недостает этих черт. Возможно, он основывал свои ожидания от женщин на самнитских обычаях.[123] Другая возможность заключается в том, что женщины были способны приобретать большие суммы богатства. Однако, возможно, они были способны только демонстрировать богатство своего партнера. Произведения искусства и керамика, изображающие самнитских женщин, демонстрируют их участие в ритуалах или близлежащих алтарях с обетными подношениями.[91] В этих ритуалах обычно участвуют женщины, почитающие своих мужей, предлагая вино или, возможно, молятся для своих мужей, прежде чем они уйдут сражаться.

Географ Страбон утверждает, что самниты брали десять девственниц и десять юношей, которые считались лучшими представителями своего пола, и спаривали их.[124] После этого лучшие женщины отдавались лучшему мужчине, затем вторые женщины – второму лучшему мужчине. Возможно, что “лучшие” мужчины и женщины были выбраны на основе спортивных способностей. Это продолжалось до тех пор, пока все 20 человек не были назначены друг другу. Если бы вовлеченные люди обесчестили себя, они были бы удалены и насильственно разлучены со своим партнером.[1][5][54]

Самнитское общество, возможно, проводило различие между мужчинами, которые должны были быть воинами, и женщинами, которые должны были быть “украшены драгоценностями”.[1][125] Древние историки описывают самнитов как воинственный народ, однако многое из этого, возможно, является пропагандой. Кампанская керамика часто изображает сражающихся воинов-самнитов и кавалеристов. В то время как апулийская керамика, как правило, изображает самнитов в самых разных обстоятельствах. На керамике из тех же культур также изображены вооруженные мужчины, занятые другими видами деятельности, такими как погребение мертвых или бракосочетание.[77] Различия между мужскими и женскими могилами также подтверждают эту теорию. Мужчин хоронили с оружием и доспехами. В то время как женщин хоронили с домашними предметами, такими как веретена или украшенияМолодых взрослых женщин обычно хоронили с кольцами, подвесками, бусами, одеждой, веретенами и фибулами, похожими на те, которые носили мальчики.[126] Возможно, это означает, что женственность была связана с молодостью в самнитской культуре. Мужчины носили фибулы гораздо меньшего размера и менее сложные. Возможно, это указывает на то, что мужская идентичность была связана со зрелостью.[51][127] Скелеты мужчин и женщин также показывают различия в травмах. Мужские скелеты, найденные близ Понтеканьяно-Файано, имеютЧастота черепно-мозговых травм составляет 12,9%, в то время как только 8% женских скелетов имеют черепно-мозговую травму. В другой общине в Альфедене есть скелеты самнитов мужского пола с аналогичными показателями черепно-мозговых травм. Это указывает на то, что мужчины-самниты, возможно, должны были служить воинами и сражаться, в то время как женщины – нет[128].

График, показывающий процент мужских или женских могил в Кампо Консолино, захороненных с определенным добром.

Тем не менее, большое количество могил не захоронено с предметами соответствующего пола. Самнитских мужчин хоронили с вещами, обычно ассоциирующимися с женщинами, а несколько самнитских женщин были похоронены с вещами, ассоциирующимися с мужчинами.[129] Только 3% мужчин в Кампо Консолино были похоронены с вещами соответствующего пола. В то время как каждая пятая женщина была похоронена с оружием. Мужчины также были найдены похороненными вместе с домашними вещами. Это можно было бы объяснить, если бы эти товары не указывали на обязанности человека в жизни, а вместо этого были подношениями умершим. Редкость некоторых погребальных предметов может указывать на то, что они принадлежали исключительно лицам с высоким статусом. Например, украшения можно объяснить как признак богатства или женственности. Различия в украшениях между могилами подростков и молодых взрослых женщин могут быть формой профилактической медицинской помощи. Возможно, это было сделано для защиты рожениц[127].

Другая возможность заключается в том, что самнитское общество не было столь сосредоточено на гендерных ролях или воинственности, как полагали древние ученые. Большая часть литературы, касающейся самнитов и самнитских войн, была написана спустя долгое время после распада самнитской цивилизации. Эти произведения также могут быть пропагандой, призванной поддержать идею о том, что цивилизованные римляне сражаются с варварами. Археологических свидетельств также может быть недостаточно. Некоторые свидетельства, такие как татуировкиодежда и прически, могут быть утеряны или уничтожены, а археологи и историки могут неверно истолковать места захоронений. Наряду с этим, сосредоточение внимания на оружии и одежде может дать ученым лишь неполную или предвзятую картину самнитского общества.

Анализ скелетов показал, что у представителей обоих полов имеются переломыповреждения и травмы. Хотя у мужчин эти травмы встречаются гораздо чаще.[128] Эта разница может быть объяснена большим количеством мужских скелетов, чем женских.[51] Другие скелеты демонстрируют сходство между жизнями мужчин и женщин. Например, у обоих здоровые зубы, что означает, что они придерживались здоровой диеты с низким содержанием углеводов. Искусство изображает группы мужчин и женщин, почитающих как умерших мужчин, так и женщин. Указывает на то, что самнитские мужчины и женщины могли почитаться одинаковым образом после смерти.[91] У каждого пола могли быть разные, но одинаково важные роли. Другая возможность заключается в том, что у самнитов было две категории по признаку пола. Один из них был взрослым мужчиной. Другим было все остальное.[51]

Возможно, самниты практиковали ритуальную проституцию. Молодые женщины любого социального положения вступали в сексуальные отношения в качестве обряда посвящения. Возможно, эта практика превратится из ритуала в профессию[130][131].

Рисунки

Фрагмент самнитского искусства из музея Кампано.

Первый стиль искусства в Помпеях, своего рода художественный стиль, используемый самнитами, развился, когда греческие художники отправились в Италию, чтобы рисовать для местных аристократов.[132] Он заимствует элементы этрусскогогреческого и другого италийского искусства. Например, иерархия масштаба, одежда, демонстрирующая статус, подписиэпизодические повествования и описания истории были заимствованы из других культур[133].

В искусстве самнитов преобладали полихромные фрески и картины. На фресках обычно использовались черные или красные цементные тротуары, очерченные узорами, которые пересекали тессеры. Существовало два разных стиля мозаики. Червеобразный, или микулатум, и oppus tessellatum, или плетеный. Микулатум состоял из вставки мраморных и терракотовых подносов в мозаичный пол. Стиль Oppus tessellatum использовал тессеры для создания внешнего вида, напоминающего плетение. Искусство самнитов обычно было красочным, и на нем часто изображались мифывоины или греческие сюжеты.[132] Фрески, найденные в Помпеях, были созданы для создания идиллического ощущения.[134]

Помимо этих фресок, до наших дней сохранились и другие произведения самнитского искусства. На стенах святилища в Пьетраббондате есть неопознанный рельеф, который, возможно, является атласом. Другое возможное произведение самнитского или римского искусства в Изернии изображает двух воинов в шлемах.[1][132][135] Одним из примеров самнитского изобразительного искусства может быть “Воин из Капестрано“.[136] Однако статуя была найдена на территории Вестини и изображает пиценского воина.[103][137]

Одежда

Самнитский бронзовый пояс с застежкой.

Большинство самнитских одежд были свободными, пришитыми, драпированными, сложенными, а не сшитыми или сшитыми. Одежда выполняла символические и ритуальные функции в самнитском обществе. Например, одежда указывала на социальный статус, и хитоны часто использовались на церемониях. Наиболее ценным видом одежды был застегнутый бронзовый или кожаный пояс, покрытый бронзой.[138][139]

Мужчины носили кольцаамулеты со змеиными головами и ошейники. В ошейниках обычно были проделаны отверстия, на которые подвешивались амулеты и подвески, а также выгравированы вырезанные украшения. Ошейники выдавались мужчине в детстве и никогда не снимались. Медвежьи шкуры также были обычной одеждой.[76][90]

Женская одежда была похожа на греческую одежду. Женщины носили длинные баски без рукавов, шапочкишляпы, похожие на пилеусхитоны, украшенные пояса и шатлены. Шатлена имела центральную секцию, состоящую из кольчуги и металлических спиралей, сделанных из перфорированных металлических дисков.[91][140][141] Неотъемлемой частью женской одежды самнитов была одежда, достаточно длинная, чтобы касаться земли. Их носили вместе с цветными накидками, которые завязывались под подбородком и скреплялись брошью. Самнитские накидки покрывали всю верхнюю часть теларуки и ноги. Хотя ожерелья и амулеты оставались видимыми, поскольку вырез накидки не касался плеч. Женщины также носили другой вид накидки, похожей на куртку. У этой куртки были рукава, она застегивалась спереди, имела глубокий вырез и плотно облегала тело. Покрывая большую его часть складками. Передняя часть куртки свисала чуть ниже талии, которая также находится рядом с тем местом, где она хранилась. На самнитские юбки сильно повлияла греческая одежда. Они покрывали гиматий, который обычно также прикрывал бедра, а также драпировку. Женщины носили головные уборы, сделанные из сложенного куска ткани. На одном из изображений этого вида головного убора он изображен в виде длинной вуали, которая была сложена и натянута на голову. На другом произведении искусства изображена самнитская женщина в сетке для волос под цилиндрическим головным убором с белыми и красными полосами, пересекающими его.[91] Некоторые виды одежды были гендерно нейтральными. Красные, белые или черные пояса, покрытые мотивами, которые обычно изготавливались с помощью крючков для закрепления ткани или кожи в отверстиях, носили представители обоих полов.[91]

Бронзовая самнитская малоберцовая кость, средняя часть которой состоит из трех круглых частей.

В древнем Самнии было принято, чтобы как мужчины, так и женщины не носили обуви. Несмотря на это, по-прежнему существовало множество стилей обуви. Некоторые туфли были низкими, некоторые доходили до щиколоток, у других было небольшое отверстие на кончике. У другого вида был подчеркнутый верхний край, доходивший выше лодыжек. Стили обуви не сильно различались в зависимости от пола. За исключением фасонов ботинок. Женские сапоги обычно были по щиколотку, в то время как мужские доходили выше. Для закрепления шнуровки обуви могли использоваться белые пуговицы и заостренные, изогнутые или короткие линии, проходящие поперек горизонтальных шнурков. Сандалии самнитов имели белую подошву, которая использовала ремешок вокруг стопы, чтобы прикрепить подошвы к ноге. Один вид сандалий оставлял ступню открытой, другой – прикрывал ее. Носки, возможно, существовали в древнем Самнии. Если бы носков не существовало, могла бы существовать альтернатива. Например, своего рода мягкая ткань, используемая в качестве замены носков[91].

Италийская керамика и рисунки на самнитских гробницах изображают воинов-самнитов в туниках. Эти туники обычно изготавливались из цельного куска ткани и украшались черными или белыми мотивами. Мотивы почти всегда размещались на рукавах, хотя редко на нижней части туники. Распространенные виды мотивов включали стипы или точки. Туники были скреплены на талии широкими кожаными поясами.

Ливий описывает солдат-самнитов, носивших два вида одежды. Одного из них называли разноцветным, что означает, что в одежде использовались контрастные цвета. Возможно, эта одежда была разработана для придания внешности хамелеона, возможно, Ливий намеревался вызвать идеи Энея, который когда-то вступил в союз с воином по имени Астир. У этого воина было разноцветное оружие и доспехи. Возможно, это также было задумано, чтобы продемонстрировать достоинства самнитов как противника Рима. Это не единственные возможности. Ливий, возможно, хотел сослаться на “Республику” Платона , в которой Платон сравнивает Республики с разноцветной одеждой. Кроме того, разноцветная одежда, возможно, символизировала богатство. Другая группа самнитов носила серебряную одежду и носила оружие.[142][143]

Отдых

Этрусский буккеро. Такого рода чашки использовались самнитами.

Питье и еда были очень важны для жизни самнитов. Это служило способом развлечения, установления социальных связей и ведения политических или трудовых переговоров.[51] Во время еды хозяин раздавал гостям еду и напитки. Вино редко давали взрослым мужчинам, хотя другие демографические группы употребляли вино.[1] На банкетах использовались большие емкости или сосуды для смешивания, сервировочные сосуды и маленькие кусочки, которые использовались отдельными лицами для индивидуального потребления. Большие сосуды часто представляли собой амфоры или кратеры. Сервировочными сосудами обычно были ковши или кувшины. Сосудами меньшего размера обычно были чашкимензуркикилики и кантарои. Импорт этих товаров был обычным делом. Например, буккеро обычно импортировался из Этрурии.[5][51]

Гладиаторские игры, возможно, возникли в Самнии. Римские и греческие авторы, такие как ЛивийСтрабон, Гораций, Афиней и Силий Италик, упоминают, что кампанские аристократы устраивали гладиаторские игры во время своих банкетов.[144][145] Возможно, что самнитский гладиатор произошел от этих осканских и самнитских игр. Однако доказательства этого неубедительны. Другие ученые считают, что гладиаторские игры произошли от Этрурии, кельтов или города Мантинеи. Слово lanista может подразумевать связь между гладиаторскими играми и этрусками. Хотя самых ранних гладиаторов называли самнитами, и слово lanista может не иметь никакого отношения к этрускам. Искусство Кампании изображает самнитов на гладиаторских играх. На одном из произведений искусства изображен мертвый гладиатор с воткнутым в голову копьем. Это указывает на то, что самниты, вероятно, не чурались жестокости. Искусство также демонстрирует большие гладиаторские игры наряду с гонками на колесницах и банкетами. Подразумевая, что самнитские гладиаторские игры были грандиозными и для развлечения. Кроме того, эти игры могли проводиться на похоронах. Игры обычно изображаются рядом с похоронами, и обычноНа заднем плане изображены гранаты. Которые были символами загробной жизни.[95] Воины в этих погребальных играх изображены в красочных доспехах.[146]

Гонки на колесницах и охота с метательным оружием были развлечением, практикуемым самнитскими мужчинами.[1][57][91] В Помпеях древние бани были построены во времена правления самнитов городом.[147]

Города и инженерные сооружения

Амфитеатр в Саепинуме

С бронзового века до железного века количество самнитских поселений резко увеличилось. Большинство этих поселений были небольшими, большинство людей жили в деревнях и зарабатывали на жизнь.[21][148] Эти небольшие поселения были организованы вокруг более крупных поселений, таких как Сепинум и Кайатия.[48] Самнитские города, как правило, были не такими большими, как в остальной части Италии.[5] Они, как правило, были дезорганизованы и, как правило, не имели городских центров. Дороги, называемые траттури, использовались для соединения летних пастбищ с зимними пастбищами.[149][150] Наряду с этими дорогами в самнитских городах были такие здания, как храмыобеденные комплексы, жилые дома и святилища.[151] В их городах не было зданий, похожих на форум или Агору. За исключением города Помпеи, в котором был небольшой форум с неправильной архитектурой и табернами[152].

Самнитские города начали возводить стены и другие оборонительные сооружения во время самнитских войн. Стены обычно были грубыми и грубыми. Большинство стен располагались на гребне холма, других оборонительных сооружений поблизости не было. Это указывает на то, что стены были построены с целью позволить обороняющейся армии отступить и перегруппироваться, а не защищать город. Городские ворота были сильно укреплены с левой стороны, но не с правой. Это было сделано, чтобы заставить солдат атаковать город с той стороны, с которой они не держали свой щит.[1][21]

Городища, построенные с многоугольными стенами, возможно, были либо обычным оборонительным укреплением, либо формой поселения, которая представляла собой переходный этап между более сельским обществом и более городским. Неясно, были ли эти городища постоянными оборонительными сооружениями, поскольку они могли быть заселены только временно. Ученые предложили другие возможные цели для самнитских городищ. Возможно, они играли определенную роль в правительстве.[52] Форты, возможно, также использовались для передачи сигналов огнем.[153]

Дом самнитов в Помпеях. Самнитская архитектура в Помпеях часто напоминала греческую архитектуру.[52] Например, палестрыколоннадыстойки и колонны были заимствованы у греков.[132][154] Другие методы были заимствованы у этрусков. Например, разрушение ортостатов узкими блоками. Самнитская палестра в Помпеях представляет собой прямоугольный внутренний двор, окруженный портиками и дорическими колоннами из туфа. К западу от палестры находится внутренний двор с перистилем. Это здание было похоже на греческую палестру и, вероятно, являлось либо спортивным залом, религиозным объектом, либо кампусом.[155] Дома были построены на фундаментах, увенчанных небольшими блоками, уложенными курсами. Чтобы поднять фундамент, в краны были вставлены дадо и ортостатики. Каменные блоки также необходимо было укладывать вдоль основания стены. Стены обычно были сложены из щебня. Обломки могли быть вырезаны, чтобы они напоминали вырезанные каменные блоки, а не щебень. Наряду с этой практикой, на него были нанесены слои штукатурки. Штукатурка также использовалась для создания фресок. Это было сделано путем нанесения пигмента на штукатурку, пока она была влажной. Другой строительный материал, называемый Штукатурка часто окрашивалась, создавая вид дома, покрытого мрамором.[156] Атриумы были обычной чертой самнитских домов. Они использовали импульвиилоджии и кельи.[157] Фасады из туфатаберныперистилизубчатые карнизы, поддерживаемые кубическими капителями, которые являются верхней частью колонны, использовали статуэтки, и все они были расположены снаружи домов.[158][159] Крыши с водосточными трубами из камня и черепицы.[49][160]

Небольшие, личные и самодельные фермы или дома были обычными постройками.[161] Один фермерский дом, найденный недалеко от Кампобассо, состоит из квадратного модуля, который, вероятно, был конюшней, и ряда комнат с очагами, расположенных вокруг здания суда. В доме есть небольшой бассейн для раствора, долия и другие контейнеровозы. Указывает на то, что эти материалы использовались для обработки и хранения продуктов.[157] Другая усадьба была построена в 200 году до н.э. с использованием известняковых блоков, скрепленных желтым раствором.[162] Археологический объект, известный как “ACQ 11000”, имел террасу, покрытую толстым слоем глины, огороженное пространство с мощеным полом и каменную стену.[163]

1 2 3 4 5 6 7 8