Исторический очерк

Древний Китай

Со­глас­но ар­хео­ло­гич. дан­ным, че­ло­век на­чал за­се­лять Вост. Азию ок. 2 млн. лет на­зад. На тер­ри­то­рии К. не бы­ло за­мет­но­го раз­ры­ва в сме­не че­ло­ве­че­ских по­пу­ля­ций. Об­на­ру­же­ние в 1920-х гг. в К. па­мят­ни­ков древ­не­ка­мен­но­го ве­ка по­зво­ли­ло оп­ро­верг­нуть тра­диц. тео­рию, со­глас­но ко­то­рой ис­то­рия кит. на­ро­да на­чи­на­ет­ся лишь в 3–1-м тыс. до н. э., с пе­рио­да «Трёх ди­на­стий» (СяИньЧжоу).

В по­зд­нем па­лео­ли­те шёл про­цесс ра­со­об­ра­зо­ва­ния, не­оан­тро­пы уже об­ла­да­ли за­мет­ны­ми мон­го­ло­ид­ны­ми чер­та­ми. По­сте­пен­но на­ча­лось фор­ми­ро­ва­ние не­ко­то­рых куль­то­вых пред­став­ле­ний, что про­яви­лось в воз­ник­но­ве­нии по­гре­баль­но­го об­ря­да и по­сы­па­нии умер­ших крас­ным ге­ма­ти­то­вым по­рош­ком. За­ро­ди­лось иск-во, од­на­ко да­ти­ров­ка на­скаль­ных ри­сун­ков, об­на­ру­жен­ных в разл. час­тях К., дис­кус­си­он­на. На сто­ян­ке Ши­юй най­де­ны кос­ти с на­ре­за­ми, нёс­ши­ми, по-ви­ди­мо­му, ин­фор­ма­ци­он­ную на­груз­ку.

От­кры­тая Ю. Г. Ан­дер­со­ном в 1921 куль­ту­ра Ян­шао име­ла важ­ное зна­че­ние для изу­че­ния кит. ци­ви­ли­за­ции. В 1928 кит. учё­ный У Цзинь­дин ис­сле­до­вал в пров. Шань­дун па­мят­ни­ки куль­ту­ры Лун­шань, унас­ле­до­вав­шей дос­ти­же­ния Ян­шао. То­гда же Ли Цзи, Лян Сы­юн и др. кит. учё­ные на­ча­ли рас­коп­ки Инь­сюя. Но­вей­шие ар­хео­ло­гич. ма­те­риа­лы по­зво­ля­ют сде­лать вы­вод, что в не­о­ли­те на тер­ри­то­рии К. су­ще­ст­во­ва­ло неск. куль­тур­ных про­вин­ций: для куль­тур в бас­сей­не р. Чанц­зян (Янц­зы) и к югу от не­го ос­но­вой хо­зяй­ст­ва бы­ло ри­со­вод­ст­во; в ра­йо­не, тя­го­тев­шем к Юго-Вост. Азии, пе­ре­ход к про­из­во­дя­ще­му хо­зяй­ст­ву был свя­зан с раз­ви­ти­ем жи­вот­но­вод­ст­ва, в мень­шей сте­пе­ни – зем­ле­де­лия, а так­же, ве­ро­ят­но, ак­ва­куль­ту­ры. Се­вер­нее на­хо­ди­лись аре­а­лы вы­со­ко­раз­ви­тых куль­тур. Их но­си­те­ли бы­ли зем­ле­дель­ца­ми, вы­ра­щи­ва­ли за­лив­ной рис и раз­во­ди­ли сви­ней, со­бак и буй­во­лов, они бы­ли зна­ко­мы с пря­де­ни­ем и тка­че­ст­вом; уме­ли ис­кус­но об­ра­ба­ты­вать не­фрит; об­ла­да­ли на­вы­ка­ми строи­тель­ст­ва и де­ре­во­об­ра­бот­ки, о чём сви­де­тель­ст­ву­ют проч­ные де­рев. сош­ни­ки и мно­го­числ. ис­кус­но из­го­тов­лен­ные ук­ра­ше­ния и пред­ме­ты не­из­вест­но­го, воз­мож­но, куль­то­во­го на­зна­че­ния. На тер­ри­то­рии пос. Хэ­му­ду об­на­ру­же­ны неск. ря­дов па­рал­лель­но стоя­щих мно­го­ка­мер­ных длин­ных до­мов на сва­ях (дли­на од­но­го из них 23 м). Та­кая фор­ма по­стро­ек по­лу­чи­ла за­тем рас­про­стра­не­ние в рай­онах к югу от Чанц­зя­на. Не­о­ли­тич. куль­ту­рам бас­сей­на Ху­ан­хэ от Шань­ду­на до Гань­су при­су­щи не­ко­то­рые об­щие чер­ты. На­ли­чие круп­ных по­се­ле­ний (пл. 1–2 га) мо­жет сви­де­тель­ст­во­вать об об­ра­зо­ва­нии зна­чит. ро­до-пле­мен­ных групп. Осн. про­дук­ты пи­та­ния да­ва­ло зер­но­вое зем­ле­де­лие – вы­ра­щи­ва­ние про­са и чу­ми­зы, а так­же жи­вот­но­вод­ство – раз­ве­де­ние сви­ней, со­бак, кур, ба­ра­нов. Но­си­те­ли этих куль­тур уме­ли из­го­тов­лять ке­ра­ми­ку и шли­фо­ван­ные ка­мен­ные ору­дия.

Ар­хео­ло­гич. на­ход­ки по­ка­зы­ва­ют, что соз­да­те­ли древ­них куль­тур, ве­ро­ят­но, вне­сли вклад в фор­ми­ро­ва­ние кит. пись­мен­но­сти и раз­ви­тие ме­тал­лур­гии: зна­ки на ке­ра­ми­ке Да­вэнь­коу, Лун­ша­ня и Мац­зя­яо об­ла­да­ют оп­ре­де­лён­ным сход­ст­вом с пись­мен­но­стью пе­рио­да ди­на­стии Инь (Шан) (см. Ки­тай­ское пись­мо). На вос­то­ке в пре­де­лах Лун­ша­ня, а воз­мож­но Да­вэнь­коу, на за­па­де в позд­нем Мац­зя­яо и его про­дол­же­нии – куль­ту­ре Ци­цзя об­на­ру­же­ны сле­ды про­из-ва ме­тал­ла.

Не­пре­рыв­ность и по­сле­до­ва­тель­ность ис­то­рич. раз­ви­тия на­блю­да­ет­ся и в бас­сей­не ниж­не­го те­че­ния Чанц­зя­на. На ба­зе дос­ти­же­ний ме­ст­ных куль­тур воз­ник­ли куль­ту­ры, соз­да­те­ли ко­то­рых бы­ли зна­ко­мы с про­из-вом кра­ше­ной ке­ра­ми­ки, а так­же вы­ра­щи­ва­ли за­лив­ной рис, раз­во­ди­ли шел­ко­пря­да, из­го­тав­ли­ва­ли раз­но­об­раз­ные неф­ри­то­вые из­де­лия (не­ко­то­рые из­де­лия в этом сти­ле впо­след­ст­вии пре­вра­ти­лись в зна­ки вла­сти, вы­со­ко­го со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния и ха­рак­тер­ные ук­ра­ше­ния кит. ари­сто­кра­тии).

В 3-м тыс. на тер­ри­то­рии К. фор­ми­ро­ва­лась ци­ви­ли­за­ция, при­зна­ка­ми ко­то­рой бы­ли строи­тель­ст­во го­ро­дов и двор­цов, раз­ви­тая ме­тал­лур­гия, культ пред­ков, на­ли­чие пись­мен­но­сти и др.

Со­глас­но ар­хео­ло­гич. дан­ным, во 2-й пол. 3-го тыс. в цен­тре Сев. К. строи­лись до­воль­но круп­ные, пло­ща­дью от 0,75 га до 3,2 км2 го­ро­да, ок­ру­жён­ные кре­по­ст­ной сте­ной, имев­шей у ос­но­ва­ния ши­ри­ну до 10 м. Она со­ору­жа­лась ме­то­дом на­слаи­ва­ния ут­рам­бо­ван­ных пла­стов зем­ли. Это стро­и­тель­ст­во свя­зы­ва­ет­ся с име­на­ми Гу­на и его сы­на Юя (2205–2198).

По­ми­мо лун­шань­ско­го и циц­зя­ско­го ме­тал­лур­гич. цен­тров, в 21–16 или 24–15 вв. в центр. и зап. об­лас­тях Хэ­нань и юж. Шань­си су­ще­ст­во­вал центр из­го­тов­ле­ния брон­зы Эр­ли­тоу.

О раз­ви­тии куль­то­вых пред­став­ле­ний сви­де­тель­ст­ву­ют най­ден­ные в рай­оне дер. Сяо­тунь (се­ве­ро-вос­ток пров. Хэ­нань) кос­ти жи­вот­ных и пан­ци­ри че­ре­пах, ко­то­рые яв­ля­ют­ся, по мне­нию учёных, га­даль­ны­ми кос­тя­ми (да­ти­ру­ют­ся 14–11 вв.), а вы­ре­зан­ные на них зна­ки – древ­ней­шей фор­мой кит. пись­мен­но­сти. Най­де­но св. 150 тыс. та­ко­го ро­да га­даль­ных кос­тей, вы­де­ле­но бо­лее 5 тыс. разл. гра­фем, из ко­то­рых поч­ти 2 тыс. де­шиф­ро­ва­ны.

С раз­ви­ти­ем пись­мен­но­сти был тес­но свя­зан об­ряд га­да­ния, пре­вра­тив­ший­ся в важ­ный эле­мент куль­то­вой и по­ли­тич. жиз­ни Древ­не­го К. В пе­ри­од не­оли­та в К. су­ще­ст­во­вал культ пред­ков. В 18/17–12/11 вв. он при­об­рёл ус­той­чи­вый ха­рак­тер и был ин­сти­ту­цио­на­ли­зи­ро­ван; су­ще­ст­во­ва­ли спец. по­ме­ще­ния для от­прав­ле­ния куль­та. Он по­лу­чил от­ра­же­ние так­же в за­пад­ночжоу­ских над­пи­сях на брон­зо­вых со­су­дах (12/11–8 вв.; эти над­пи­си пред­став­ля­ют со­бой сле­дую­щий этап раз­ви­тия кит. язы­ка, пись­мен­но­сти и куль­ту­ры). Об­ряд по­чи­та­ния пред­ков на­шёл от­ра­же­ние в древ­ней­шем со­б­ра­нии кит. по­эзии «Ши цзин». За­вер­шаю­щие эле­мен­ты бы­ли прив­не­се­ны в не­го Кон­фу­ци­ем, ко­то­рый ото­жде­ст­вил гос-во с семь­ёй, а пра­ви­те­ля – с от­цом, чем при­дал куль­ту пред­ков осо­бую зна­чи­мость.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27