Древний Китай
Согласно археологич. данным, человек начал заселять Вост. Азию ок. 2 млн. лет назад. На территории К. не было заметного разрыва в смене человеческих популяций. Обнаружение в 1920-х гг. в К. памятников древнекаменного века позволило опровергнуть традиц. теорию, согласно которой история кит. народа начинается лишь в 3–1-м тыс. до н. э., с периода «Трёх династий» (Ся, Инь, Чжоу).
В позднем палеолите шёл процесс расообразования, неоантропы уже обладали заметными монголоидными чертами. Постепенно началось формирование некоторых культовых представлений, что проявилось в возникновении погребального обряда и посыпании умерших красным гематитовым порошком. Зародилось иск-во, однако датировка наскальных рисунков, обнаруженных в разл. частях К., дискуссионна. На стоянке Шиюй найдены кости с нарезами, нёсшими, по-видимому, информационную нагрузку.
Открытая Ю. Г. Андерсоном в 1921 культура Яншао имела важное значение для изучения кит. цивилизации. В 1928 кит. учёный У Цзиньдин исследовал в пров. Шаньдун памятники культуры Луншань, унаследовавшей достижения Яншао. Тогда же Ли Цзи, Лян Сыюн и др. кит. учёные начали раскопки Иньсюя. Новейшие археологич. материалы позволяют сделать вывод, что в неолите на территории К. существовало неск. культурных провинций: для культур в бассейне р. Чанцзян (Янцзы) и к югу от него основой хозяйства было рисоводство; в районе, тяготевшем к Юго-Вост. Азии, переход к производящему хозяйству был связан с развитием животноводства, в меньшей степени – земледелия, а также, вероятно, аквакультуры. Севернее находились ареалы высокоразвитых культур. Их носители были земледельцами, выращивали заливной рис и разводили свиней, собак и буйволов, они были знакомы с прядением и ткачеством; умели искусно обрабатывать нефрит; обладали навыками строительства и деревообработки, о чём свидетельствуют прочные дерев. сошники и многочисл. искусно изготовленные украшения и предметы неизвестного, возможно, культового назначения. На территории пос. Хэмуду обнаружены неск. рядов параллельно стоящих многокамерных длинных домов на сваях (длина одного из них 23 м). Такая форма построек получила затем распространение в районах к югу от Чанцзяна. Неолитич. культурам бассейна Хуанхэ от Шаньдуна до Ганьсу присущи некоторые общие черты. Наличие крупных поселений (пл. 1–2 га) может свидетельствовать об образовании значит. родо-племенных групп. Осн. продукты питания давало зерновое земледелие – выращивание проса и чумизы, а также животноводство – разведение свиней, собак, кур, баранов. Носители этих культур умели изготовлять керамику и шлифованные каменные орудия.
Археологич. находки показывают, что создатели древних культур, вероятно, внесли вклад в формирование кит. письменности и развитие металлургии: знаки на керамике Давэнькоу, Луншаня и Мацзяяо обладают определённым сходством с письменностью периода династии Инь (Шан) (см. Китайское письмо). На востоке в пределах Луншаня, а возможно Давэнькоу, на западе в позднем Мацзяяо и его продолжении – культуре Цицзя обнаружены следы произ-ва металла.
Непрерывность и последовательность историч. развития наблюдается и в бассейне нижнего течения Чанцзяна. На базе достижений местных культур возникли культуры, создатели которых были знакомы с произ-вом крашеной керамики, а также выращивали заливной рис, разводили шелкопряда, изготавливали разнообразные нефритовые изделия (некоторые изделия в этом стиле впоследствии превратились в знаки власти, высокого социального положения и характерные украшения кит. аристократии).
В 3-м тыс. на территории К. формировалась цивилизация, признаками которой были строительство городов и дворцов, развитая металлургия, культ предков, наличие письменности и др.
Согласно археологич. данным, во 2-й пол. 3-го тыс. в центре Сев. К. строились довольно крупные, площадью от 0,75 га до 3,2 км2 города, окружённые крепостной стеной, имевшей у основания ширину до 10 м. Она сооружалась методом наслаивания утрамбованных пластов земли. Это строительство связывается с именами Гуна и его сына Юя (2205–2198).
Помимо луншаньского и цицзяского металлургич. центров, в 21–16 или 24–15 вв. в центр. и зап. областях Хэнань и юж. Шаньси существовал центр изготовления бронзы Эрлитоу.
О развитии культовых представлений свидетельствуют найденные в районе дер. Сяотунь (северо-восток пров. Хэнань) кости животных и панцири черепах, которые являются, по мнению учёных, гадальными костями (датируются 14–11 вв.), а вырезанные на них знаки – древнейшей формой кит. письменности. Найдено св. 150 тыс. такого рода гадальных костей, выделено более 5 тыс. разл. графем, из которых почти 2 тыс. дешифрованы.
С развитием письменности был тесно связан обряд гадания, превратившийся в важный элемент культовой и политич. жизни Древнего К. В период неолита в К. существовал культ предков. В 18/17–12/11 вв. он приобрёл устойчивый характер и был институционализирован; существовали спец. помещения для отправления культа. Он получил отражение также в западночжоуских надписях на бронзовых сосудах (12/11–8 вв.; эти надписи представляют собой следующий этап развития кит. языка, письменности и культуры). Обряд почитания предков нашёл отражение в древнейшем собрании кит. поэзии «Ши цзин». Завершающие элементы были привнесены в него Конфуцием, который отождествил гос-во с семьёй, а правителя – с отцом, чем придал культу предков особую значимость.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27