Империя Сун (960–1279)

Ворота города Кайфэн. Фрагмент оригинального свитка Чжана Цзэдуаня. XII век
Ворота города Кайфэн. Фрагмент оригинального свитка Чжана ЦзэдуаняXII векОбо­ст­ре­ние внут­ри­по­ли­тич. борь­бы и не­пре­рыв­ные вой­ны на внеш­них ру­бе­жах им­пе­рии ло­жи­лись тя­жё­лым бре­ме­нем на на­се­ле­ние К. С сер. 9 в. в стра­не уча­сти­лись нар. вол­не­ния, ко­то­рые пе­ре­рос­ли в Кре­сть­ян­скую вой­ну 874–901, од­ну из са­мых гран­ди­оз­ных в кит. ис­то­рии. Ли­де­ра­ми пов­станч. дви­же­ния, ох­ва­тив­ше­го весь центр.-юж. К., бы­ли Ху­ан Чао и Ван Сянь­чжи. В 881 вос­став­шие ов­ла­де­ли сто­ли­цей и сверг­ли им­пе­ра­то­ра. При­звав на по­мощь ино­зем­ные вой­ска, знать су­ме­ла раз­гро­мить пов­стан­цев. В 883 ди­на­стия Тан бы­ла вос­ста­нов­ле­на, но её по­зи­ции по­шат­ну­лись. По­след­ний тан­ский имп. Ли Чжу (904–907) был сверг­нут вое­на­чаль­ни­ком Чжу Вэ­нем, од­ним из быв. спод­виж­ни­ков Ху­ан Чао, пе­ре­шед­шим на служ­бу пра­ви­тель­ст­ву.

С кру­ше­ни­ем им­пе­рии Тан К. вновь рас­пал­ся (см. Пя­ти ди­на­стий эпо­ха). В его сев. час­ти об­ра­зо­ва­лись гос-ва Сев. Тан и Сев. Хань. На юге воз­ник­ли гос-ва Шу (Ран­няя и Позд­няя), Пин, Чу, У (Юж. Тан), У Юэ, Минь и Юж. Хань. Рас­пад со­про­во­ж­дал­ся но­вым вит­ком «вое­ни­за­ции» об­ще­ст­ва и бес­пре­рыв­ны­ми вой­на­ми. Лишь к сер. 10 в. тен­ден­ция к объ­е­ди­не­нию кит. зе­мель вновь взя­ла верх. В 960 Чжао Ку­анъ­инь, пол­ко­во­дец воз­ник­ше­го в 951 гос-ва Позд­няя Чжоу, объ­е­ди­нил под сво­ей вла­стью б. ч. зе­мель быв. им­пе­рии Тан и ос­но­вал но­вую ди­на­стию – Сун. Сто­ли­цей сун­ско­го К. стал г. Вянь (ны­не Кай­фын).

Восстановленная 16-метровая стела на 6-метровой черепахе — часть сунского монументального комплекса Шоу цю в Сяньюане (ныне Цюйфу), сооруженного в честь легендарного Жёлтого императора
Восстановленная 16-метровая стела на 6-метровой черепахе — часть сунского монументального комплекса Шоу цю в Сяньюане (ныне Цюйфу), сооруженного в честь легендарного Жёлтого императораИм­пе­ра­то­ры Сун це­ле­на­прав­лен­но про­во­ди­ли по­ли­ти­ку уси­ле­ния цен­тра­ли­за­ции стра­ны и рас­ши­ре­ния сво­их вла­ст­ных пол­но­мо­чий. Они ог­ра­ни­чи­ли пол­но­мо­чия пер­во­го ми­ни­ст­ра (цзай­ся­на), ли­шив его пра­ва на­зна­чать чи­нов­ни­ков и уча­ст­во­вать в ре­ше­нии во­ен. во­про­сов [они пе­ре­шли в ве­де­ние Со­ве­та по во­ен. де­лам (Шу­шию­ань) и лич­но им­пе­ра­то­ра]. Адм.-терр. де­ле­ние стра­ны ос­та­лось прак­ти­че­ски преж­ним, но ор­га­ни­за­ция ме­ст­ной вла­сти из­ме­ни­лась. Ап­па­рат ме­ст­но­го управ­ле­ния ста­ли воз­глав­лять 4 упол­но­мо­чен­ных (ши), ка­ж­дый из ко­то­рых от­ве­чал за свой круг во­про­сов. Они не­по­сред­ст­вен­но под­чи­ня­лись центр. пра­ви­тель­ст­ву. Кон­троль над ме­ст­ной вла­стью осу­ще­ст­в­ля­ли спец. упол­но­мо­чен­ные.

Кос­тяк сун­ской ар­мии со­став­ля­ли «двор­цо­вые вой­ска», рас­квар­ти­ро­ван­ные в сто­ли­це и во­круг неё. По­ря­док на мес­тах обес­пе­чи­ва­ли «сель­ские вой­ска». Об­щая чис­лен­ность ар­мии в нач. 11 в. со­став­ля­ла 1260 тыс. чел. (позд­нее до­хо­ди­ла до 4,5 млн. чел.).

Фарфоровая ваза с рисунком журавля сунской эпохи

Фарфоровая ваза с рисунком журавля сунской эпохиНе­смот­ря на на­ли­чие ог­ром­но­го вой­ска, Сун в 1005 по­тер­пе­ла по­ра­же­ние в вой­не с ки­дань­ской дер­жа­вой Ляо, ко­то­рая от­торг­ла от им­пе­рии 16 сев. ок­ру­гов и об­ло­жи­ла её да­нью. Не при­нес­ла ей ус­пе­ха и дли­тель­ная вой­на про­тив воз­ник­ше­го на сев.-зап. ру­бе­жах им­пе­рии тан­гут­ско­го гос-ва Си Ся. В 1006 сун­ский двор был вы­ну­ж­ден при­знать его не­за­ви­си­мость.

Не­уда­чи в борь­бе с со­се­дя­ми и всё бо­лее от­чёт­ли­во про­яв­ляв­шая­ся не­эф­фек­тив­ность су­ще­ст­вую­щей сис­те­мы управ­ле­ния под­тал­ки­ва­ли не­ко­то­рых пред­ста­ви­те­лей пра­вя­щих вер­хов к про­ве­де­нию ре­форм. В 1030–40-х гг. про­ек­ты ре­форм пред­ла­га­ли Фань Чжунъ­янь, Фу Би, Оу­ян Сю, Ли Гоу и др. Они ре­ко­мен­дова­ли про­вес­ти «чи­ст­ку» бю­ро­кра­тич. ап­па­ра­та, за­ме­нить «пло­хих» чи­нов­ни­ков «хо­ро­ши­ми», по­кон­чить с фа­во­ри­тиз­мом, на­чать ком­плек­то­ва­ние ар­мии пу­тём рек­рут­ско­го на­бо­ра и пр. В 1070 по­пыт­ку про­ве­де­ния ре­форм пред­при­нял пер­вый ми­нистр Ван Ань­ши. Од­на­ко его дея­тель­ность на­толк­ну­лась на со­про­тив­ле­ние влия­тель­ных са­нов­ни­ков; в 1076 Ван Ань­ши был от­стра­нён от долж­но­сти, ре­фор­мы пре­кра­ти­лись.

В 1115 в центр. рай­онах Мань­чжу­рии воз­ник­ла дер­жа­ва чжур­чжэ­ней – Цзинь. Сун­ский К. всту­пил с ней в со­юз. Со­вме­ст­ны­ми уси­лия­ми в 1125 они раз­гро­ми­ли Ляо, что по­зво­ли­ло воз­вра­тить в со­став К. 16 сев. ок­ру­гов. В 1126 Цзинь на­ча­ла вой­ну про­тив сун­ско­го К. В 1127 чжур­чжэ­ни за­хва­ти­ли г. Вянь. Имп. дом пе­ре­ехал в г. Линь­ань (ны­не Хан­чжоу), про­воз­гла­шён­ный но­вой сто­ли­цей. Под его кон­тро­лем ос­та­ва­лись лишь юж. рай­оны им­пе­рии (пе­ри­од ис­то­рии К. с 1127 име­ну­ет­ся Юж­ная Сун). По­сле ря­да неудач­ных по­пы­ток на­нес­ти по­ра­же­ние Цзинь юж.-сун­ское пра­ви­тель­ст­во в 1141 за­клю­чи­ло с чжур­чжэ­ня­ми до­го­вор, по ко­то­ро­му ус­ту­пи­ло им се­вер стра­ны до р. Ху­ай­хэ и обя­за­лось вы­пла­чи­вать еже­год­ную дань.

К кон. 10 в. на­дель­ная сис­те­ма зем­ле­поль­зо­ва­ния в К. окон­ча­тель­но от­мер­ла. Сун­ское пра­ви­тель­ст­во от­ка­за­лось от по­пы­ток «ус­та­нав­ли­вать зе­мель­ные по­ряд­ки» и тре­бо­ва­ло лишь не­укос­ни­тель­ной уп­ла­ты на­ло­гов с об­ра­ба­ты­вае­мых зе­мель. Это спо­соб­ст­во­ва­ло пе­ре­рас­пре­де­ле­нию зе­мель­ных уго­дий и бы­ст­ро­му рос­ту круп­но­го зем­ле­вла­де­ния за счёт по­гло­ще­ния (пу­тём скуп­ки, за­хва­та си­лой, со­став­ле­ния под­лож­ных до­ку­мен­тов и пр.) мел­ко­кре­сть­ян­ских дер­жа­ний. Зе­мель­ные вла­де­ния отд. ари­сто­кра­тич. ро­дов и чи­нов­ни­ков в эпо­ху Сун до­стига­ли 6 и бо­лее тыс. цин па­хот­ной зем­ли (об­ра­ба­ты­ва­лись на ус­ло­ви­ях арен­ды). На­ря­ду с круп­ны­ми зе­мель­ны­ми вла­де­ния­ми про­дол­жа­ли су­ще­ст­во­вать мел­кие кре­сть­ян­ские хо­зяй­ст­ва, часть зе­мель на­хо­ди­лась в соб­ст­вен­но­сти го­су­дар­ст­ва.

Аренд­ные от­но­ше­ния, став­шие в К. в 10–13 вв. по­все­ме­ст­ны­ми (к сер. 11 в. в них бы­ла во­вле­че­на поч­ти по­ло­ви­на сель­ско­го на­се­ле­ния), не впи­сы­ва­лись в об­щин­ные ин­сти­ту­ты де­рев­ни, и по­то­му зна­че­ние по­след­них в сун­ском К. не­ук­лон­но сни­жа­лось.

Про­цесс обез­зе­ме­ли­ва­ния кре­сть­ян­ст­ва сти­му­ли­ро­вал даль­ней­ший рост го­ро­дов и по­вы­ше­ние их ро­ли как тор­го­во-ре­мес­лен­ных цен­тров. До­ля го­ро­жан в на­се­ле­нии стра­ны дос­тиг­ла поч­ти 10%. За пре­де­ла­ми обо­ро­нит. стен круп­ных го­ро­дов фор­ми­ро­ва­лись по­са­ды. Ре­мес­лен­ни­ки на­ча­ли объ­е­ди­нять­ся в кор­по­ра­ции (ту­ань, ши, цзо и др.), схо­жие с ев­роп. це­ха­ми, воз­ник­ли объ­е­ди­не­ния куп­цов. Гор. тор­гов­ля, ло­мая ог­ра­ни­чения, ус­та­нав­ли­вае­мые вла­стя­ми, «вы­плес­ну­лась» на ули­цы, поя­ви­лись т. н. ноч­ные рын­ки, на­ча­ли про­во­дить­ся яр­мар­ки. Вла­сти ми­ри­лись с эти­ми но­вы­ми яв­ле­ния­ми, по­сколь­ку на­ло­го­вые от­чис­ле­ния с тор­гов­ли ста­ли важ­ной стать­ёй до­хо­дов каз­ны. Раз­ви­тие тор­гов­ли по­влек­ло за со­бой из­ме­не­ние фи­нан­со­вой сис­те­мы. В эпо­ху Сун бы­ло от­че­ка­не­но са­мое боль­шое, по срав­не­нию с др. пе­рио­да­ми кит. ис­то­рии, ко­ли­че­ст­во брон­зо­вых мо­нет стан­дарт­но­го об­раз­ца. И всё же пла­тёж­ных средств не хва­та­ло. Что­бы по­крыть их не­дос­та­ток, при рас­чё­тах ста­ли ис­поль­зо­вать­ся че­ки разл. ку­пе­че­ских кор­по­ра­ций, а за­тем ас­сиг­на­ции.

В струк­ту­ре кит. об­ще­ст­ва в кон. 10–13 вв. про­изош­ли не­ко­то­рые из­ме­не­ния. Влия­ние ари­сто­кра­тич. кла­нов и во­ен. вер­хов сни­зи­лось, воз­рос ав­то­ри­тет чи­нов­ничь­е­го со­сло­вия. Пе­ри­од Сун час­то на­зы­ва­ют «зо­ло­тым ве­ком» кит. чи­нов­ни­че­ст­ва: ук­ре­п­ля­лись и рас­ши­ря­лись его при­ви­ле­гии, уве­ли­чи­ва­лось ма­те­ри­аль­ное со­дер­жа­ние. Ря­ды шэнь­ши ста­ли по­пол­нять­ся за счёт чле­нов се­мей зем­ле­вла­дель­цев, вер­хов де­ре­вен­ских об­щин и гор. со­стоя­тель­ных кру­гов, в ре­зуль­та­те че­го эта со­ци­аль­ная ка­те­го­рия пе­ре­ста­ла быть замк­ну­той кас­той.

В сун­скую эпо­ху в К. не бы­ло круп­ных нар. вос­ста­ний. Ан­ти­пра­ви­тельств. вы­сту­п­ле­ния име­ли ме­сто в 993–997 под рук. Ван Сяо­бо, Ли Шу­ня и Чжан Юя, в 1047–48 под рук. Ван Цзе и в 1120–22 под пред­во­ди­тель­ст­вом Фан Ла. Все они бы­ли без осо­бо­го тру­да по­дав­ле­ны вла­стя­ми. В 11 в. от­ме­че­ны не­од­но­крат­ные сол­дат­ские бун­ты.

В эпо­ху Сун в К. бы­ли изо­бре­те­ны ком­пас, по­рох, пуш­ка. Би Шэн соз­дал под­виж­ный шрифт для кни­го­пе­ча­та­ния, поя­ви­лись книж­ная ми­ниа­тю­ра и ас­сиг­на­ции. Бы­ли усо­вер­шен­ст­во­ва­ны про­из-во и тех­ни­ка рос­пи­си фар­фо­ра. Быт гор. на­се­ле­ния К. к 13 в. стал зна­чи­тель­но от­ли­чать­ся от де­ре­вен­ско­го. В сто­ли­цах бы­ли соз­да­ны при­двор­ные ака­де­мии жи­во­пи­си, а в г. Вэнь – так­же му­зей жи­во­пи­си. В 10–13 вв. сфор­ми­ро­ва­лись нор­мы письм. кит. язы­ка (вэнь­янь), от­ли­чав­ше­го­ся от раз­го­вор­но­го. В по­эзии воз­ник осо­бый жанр – «цы».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27