Империи Суй (589–617) и Тан (618–907)

С ру­бе­жа 6–7 вв. на­блю­да­лась тен­ден­ция к ста­би­ли­за­ции по­ли­тич. и эко­но­мич. по­ло­же­ния в К. Имп. Вэнь-ди (Ян Цзянь) ста­рал­ся опи­рать­ся не столь­ко на во­ен. си­лу, сколь­ко на чи­нов­ни­чье-бю­ро­кра­тич. ап­па­рат, про­вёл ре­фор­мы, на­прав­лен­ные на ук­ре­п­ле­ние по­зи­ций центр. вла­сти. При его пре­ем­ни­ке Ян Гуа­не (Ян-ди, 605–617) бы­ла со­ору­же­на осн. часть Ве­ли­ко­го ка­на­ла. Суй­ский К. вёл за­вое­ват. вой­ны про­тив сев.-кор. гос-ва Ко­гу­рё, вьетн. гос-ва Ван­су­ан, тюр­ков и ту­гу­хунь. Прав­ле­ние Ян Гуа­на от­ли­ча­лось край­ним дес­по­тиз­мом и уси­ле­ни­ем на­ло­го­во­го гнё­та, что вы­зы­ва­ло не­до­воль­ст­во суй­ской зна­ти и про­сто­го на­се­ле­ния. В 611 в раз­ных кон­цах стра­ны на­ча­лись вол­не­ния. В 617 ди­на­стия Суй па­ла, власть за­хва­тил один из суй­ских на­ме­ст­ни­ков Ли Юань, про­воз­гла­сив­ший на­ча­ло прав­ле­ния ди­на­стии Тан и из­брав­ший её сто­ли­цей Чанъ­ань. Имен­но при этой ди­на­стии, на­чи­ная со 2-й четв. 7 в., сло­жил­ся тип гос. сис­те­мы, ко­то­рый оп­ре­де­лял по­ли­тич. ор­га­ни­за­цию К. вплоть до на­ча­ла Но­во­го вре­ме­ни.

Гос. уст­рой­ст­во им­пе­рии Тан бы­ло за­кре­п­ле­но в де­таль­но раз­ра­бо­тан­ных за­ко­нах, под­раз­де­ляв­ших­ся на 4 ка­те­го­рии: гэ – нор­ма­ти­вы (пре­ж­де все­го для адм. ап­па­ра­та), люй – уго­лов­ные ус­та­нов­ле­ния, лин – об­ще­обя­за­тель­ные пред­пи­са­ния и ши – внут­ри­ве­дом­ст­вен­ные нор­мы. Бы­ло со­став­ле­но неск. за­ко­но­дат. сво­дов.

В адм. от­но­ше­нии им­пе­рия Тан де­лилась на круп­ные рай­оны (дао). Они в свою оче­редь под­раз­де­ля­лись на ок­ру­га (чжоу), а по­след­ние – на уез­ды (сянь). Спец. ор­га­нов вла­сти в рай­онах при ди­на­стии Тан не су­ще­ст­во­ва­ло. Власть в ок­ру­гах и уез­дах на­хо­ди­лась в ру­ках ок­руж­ных и уезд­ных управ­ле­ний, воз­глав­ляв­ших­ся на­чаль­ни­ка­ми. В сер. 7 в. в им­пе­рии на­счи­ты­ва­лось 358 ок­ру­гов и 1551 уезд, в сер. 8 в. – 328 ок­ру­гов и 1573 уез­да.

Адм.-терр. де­ле­ние им­пе­рии до­пол­ня­лось раз­де­ле­ни­ем на во­ен. ок­ру­га (фу). В раз­ное вре­мя их бы­ло от 600 до 800. Фу бы­ли трёх раз­ря­дов: выс­шие (вы­став­ля­ли 1200 сол­дат), сред­ние (1000 сол­дат) и низ­шие (800 сол­дат). В ар­мию бра­ли лю­дей в воз­рас­те от 20 до 60 лет. Их се­мьи ос­во­бо­ж­да­лись от на­ло­гов, но долж­ны бы­ли снаб­жать про­дук­та­ми, обу­вать и оде­вать «сво­его» сол­да­та. Вся ар­мия де­ли­лась на 16 боль­ших со­еди­не­ний (вэй).

Функ­ции центр. пра­ви­тель­ст­ва вы­пол­ня­ли Па­ла­та выс­ше­го сек­ре­та­риа­та, Па­ла­та центр. сек­ре­та­риа­та и Па­ла­та при­бли­жён­ных к Выс­шим вра­там. Док­ла­ды и за­про­сы с мест по­сту­па­ли в Па­ла­ту выс­ше­го сек­ре­та­риа­та, в ко­то­рой име­лось Шесть Ве­домств – об­ря­дов, чи­нов, на­ло­гов, об­ществ. ра­бот, су­деб­ное и во­ен­ное. Ве­дом­ст­ва под­го­тав­ли­ва­ли ре­ко­мен­да­ции по об­су­ж­дав­шим­ся в них де­лам, а ре­шения по ним при­ни­ма­лись по­сле рас­смот­ре­ния в Па­ла­те центр. сек­ре­та­риа­та. Про­вер­ку це­ле­со­об­раз­но­сти этих ре­ше­ний про­во­ди­ла Па­ла­та при­бли­жён­ных к Выс­шим вра­там. Им­пе­ра­тор вме­ши­вал­ся в ра­бо­ту пра­ви­тель­ст­ва лишь в слу­чае воз­ник­но­ве­ния раз­но­гла­сий ме­ж­ду па­ла­та­ми, а так­же ес­ли тре­бо­ва­лось офор­мить то или иное ре­ше­ние в ви­де вы­со­чай­ше­го рас­по­ря­же­ния. Прин­ци­пы ор­га­ни­за­ции и дея­тель­но­сти Шес­ти Ве­домств бы­ли за­фик­си­ро­ва­ны в со­став­лен­ных в 1-й пол. 8 в. «За­ко­но­уста­нов­ле­ни­ях Шес­ти Ве­домств ди­на­стии Тан». В Чанъ­а­ни дей­ст­во­ва­ла так­же Па­ла­та цен­зо­ров, упол­но­мо­чен­ная про­ве­рять ра­бо­ту чи­нов­ни­ков всех центр. и ме­ст­ных уч­ре­ж­де­ний, кро­ме Па­ла­ты центр. сек­ре­та­риа­та и Па­ла­ты при­бли­жён­ных к Выс­шим вра­там.

На­зна­че­ние на адм. по­сты про­из­во­ди­лось по ито­гам эк­за­ме­нац. ис­пы­та­ний. В на­ча­ле эпо­хи Тан по ре­зуль­та­там эк­за­ме­нов и в за­ви­си­мо­сти от то­го, где они сда­ва­лись (в уез­де, ок­ру­ге или сто­ли­це), при­сваи­ва­лись 8 раз­лич­ных по зна­чи­мо­сти сте­пе­ней, ка­ж­дая из ко­то­рых да­ва­ла воз­мож­ность сдав­ше­му эк­за­мен (та­кой че­ло­век име­но­вал­ся шэнь­ши) за­нять адм. долж­ность то­го или ино­го уров­ня. Тео­ре­ти­че­ски к эк­за­ме­нам до­пус­ка­лось лю­бое ли­цо, зна­чив­шее­ся в спи­сках на­се­ле­ния и не при­над­ле­жав­шее к ка­те­го­рии «под­ло­го лю­да». В ре­аль­но­сти круг шэнь­ши ог­ра­ни­чи­вал­ся вы­ход­ца­ми из со­стоя­тель­ных и влия­тель­ных кла­нов. Тем не ме­нее вве­де­ние та­кой сис­те­мы за­ня­тия долж­но­стей име­ло по­ло­жи­тель­ное зна­че­ние, по­сколь­ку ли­к­ви­ди­ро­ва­ло су­ще­ст­во­вав­шую до это­го мо­но­по­лию уз­ко­го кру­га ари­сто­кра­тич. се­мейств на гос.-адм. служ­бу.

«Воин, вынимающий стрелу из груди раненого коня». Из погребения императора Тай-цзуна (10 в.) в Сиане. Музей Пенсильванского ун-та (Филадельфия).

Им­пе­рия Тан про­во­ди­ла ак­тив­ную внеш­нюю по­ли­ти­ку. Она не­од­но­крат­но пред­при­ни­ма­ла по­хо­ды про­тив Ко­гу­рё и за­хва­ти­ла его в 668. На тер­ри­то­рии Ко­гу­рё, а за­тем и в юж.-кор. гос-ве Пэк­че бы­ло уч­ре­ж­де­но кит. во­ен. на­ме­ст­ни­че­ст­во Ань­дун (Уми­ро­тво­рён­ный Вос­ток). В 629–630 кит. вой­ска пе­ре­шли в на­ступ­ле­ние на сев.-зап. гра­ни­цах им­пе­рии и к сер. 7 в. раз­гро­ми­ли Вос­точ­ный и За­пад­ный тюрк­ские ка­га­на­ты. Их про­дви­же­ние даль­ше на за­пад бы­ло ос­та­нов­ле­но ара­ба­ми. В ре­шаю­щей бит­ве с ни­ми в 751 на р. Та­лас (близ совр. Биш­ке­ка) ки­тай­цы по­тер­пе­ли по­ра­же­ние.

Со 2-й пол. 8 в. во­ен. мощь Тан­ской им­пе­рии на­ча­ла ос­ла­бе­вать. На за­па­де Тан ли­ши­лась сво­их по­зи­ций в борь­бе с ти­бет­ца­ми, уй­гу­ра­ми, а позд­нее – тан­гу­та­ми и др. Ещё рань­ше она ут­ра­ти­ла кон­троль над кор. го­су­дар­ст­ва­ми. На юго-за­па­де Тан тес­ни­ло гос-во Нань­чжао, а с се­ве­ра в неё втор­га­лись ки­да­ни.

В са­мой им­пе­рии на­рас­та­ли кри­зис­ные яв­ле­ния. Во мно­гом они бы­ли вы­зва­ны де­гра­да­ци­ей на­дель­ной сис­те­мы зем­ле­поль­зо­ва­ния и раз­ло­же­ни­ем бю­ро­кра­тич. ап­па­ра­та. Ут­ра­ти­ла эф­фек­тив­ность и сис­те­ма фор­ми­ро­ва­ния ар­мии, сви­де­тель­ст­вом че­го ста­ло ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние на­ём­ни­че­ст­ва. Стре­мясь про­ти­во­дей­ст­во­вать уси­ле­нию влия­ния ари­сто­кра­тич. груп­пи­ро­вок и по­да­вить се­па­ра­ти­ст­ские уст­рем­ле­ния ме­ст­ной зна­ти, им­пе­ра­то­ры Тан ста­ли на­зна­чать в не­спо­кой­ные рай­оны во­ен. гу­бер­на­то­ров (цзе­ду­ши). Од­на­ко это не улуч­ши­ло по­ло­же­ния – се­па­ра­тизм про­дол­жал уси­ли­вать­ся, а са­ми во­ен. гу­бер­на­то­ры не­ред­ко воз­глав­ля­ли вы­сту­п­ле­ния ме­ст­ной зна­ти. Ис­пы­та­ни­ем для им­пе­рии стал мя­теж, под­ня­тый в 755 цзе­ду­ши Ань Лу­ша­нем, ко­то­рый с боль­шим тру­дом уда­лось по­да­вить лишь в 763.

Дорога к погребениям танских императоров под Сианем. 8 в. Фото 1980-х гг.

В им­пе­ри­ях Суй и Тан, в ус­ло­ви­ях ос­лаб­ле­ния внеш­них уг­роз и ста­биль­но­го раз­ви­тия хо­зяй­ст­ва, на­чал­ся бур­ный рост го­ро­дов. Ос­та­ва­ясь по-преж­не­му во­ен. опор­ны­ми пунк­та­ми и ре­зи­ден­ция­ми, они ста­ли при­об­ре­тать так­же зна­че­ние тор­го­во-ре­мес­лен­ных цен­тров (осо­бен­но со 2-й пол. эпо­хи Тан). Ши­ро­кое строи­тель­ст­во ве­лось в сто­лич­ных го­ро­дах Чанъ­ань и Ло­ян. К нач. 8 в. в Чанъ­а­ни про­жи­ва­ло ок. 1 млн. чел. Наи­бо­лее ин­тен­сив­но раз­ви­ва­лись го­ро­да в центр. и юго-вост. час­ти стра­ны. Тор­го­во-ре­мес­лен­ная дея­тель­ность в го­ро­дах жё­ст­ко рег­ла­мен­ти­ро­ва­лась вла­стя­ми. В эпо­ху Тан поя­ви­лись сво­его ро­да проф. объ­еди­не­ния гор. тор­го­во-ре­мес­лен­но­го на­се­ле­ния – «ря­ды» (хан), объ­е­ди­няв­шие лав­ки-мас­тер­ские ре­мес­лен­ни­ков той или иной спе­ци­аль­но­сти. «Ря­ды» воз­глав­ля­лись стар­ши­на­ми, ко­то­рые пред­став­ля­ли их ин­те­ре­сы пе­ред вла­стя­ми. Оп­ре­де­лён­ны­ми ус­пе­ха­ми бы­ло от­ме­че­но раз­ви­тие с. х-ва. Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ло ово­ще­вод­ст­во, на­ча­лось куль­ти­ви­ро­ва­ние ран­них и позд­них сор­тов ри­са, а так­же чая.

Зна­чит. раз­ви­тие в 7–9 вв. по­лу­чи­ла меж­ре­гио­наль­ная тор­гов­ля. Это­му во мно­гом спо­соб­ст­во­ва­ла за­вер­шив­шая­ся к 621 уни­фи­ка­ция мед­ной мо­не­ты. По­яви­лись круп­ные тор­го­вые до­ма, за­ни­мав­шие­ся оп­то­вы­ми за­куп­ка­ми и транс­пор­ти­ров­кой од­но­го или не­сколь­ких ви­дов то­ва­ров. Бла­го­ус­т­раи­ва­лись и бра­лись под ох­ра­ну тор­го­вые пу­ти, на ко­то­рых со­ору­жа­лись скла­ды и по­стоя­лые дво­ры. В Гу­ан­чжоу, а позд­нее и в др. при­мор­ские кит. го­ро­да пра­ви­тель­ст­во ста­ло на­зна­чать «упол­но­мо­чен­ных по тор­го­вым ко­раб­лям», ко­то­рые бы­ли обя­за­ны кон­тро­ли­ро­вать мор. тор­гов­лю.

Струк­ту­ра кит. об­ще­ст­ва в пе­ри­од им­пе­рий Суй и Тан (по офиц. ста­ти­сти­ке, в 7–9 вв. по­дат­ное на­се­ле­ние К. со­став­ля­ло от 46 до 54 млн. чел.) не пре­тер­пе­ла су­ще­ст­вен­ных из­ме­не­ний по срав­не­нию с пред­ше­ст­вую­щим пе­рио­дом. На вер­ши­не со­ци­аль­ной ле­ст­ни­цы на­хо­ди­лась ари­сто­кра­тия, всё ос­таль­ное на­се­ле­ние де­ли­лось на «чи­нов­ни­ков» и «на­род». К «на­ро­ду» от­но­си­ли 4 ка­те­го­рии жи­те­лей: учё­ных (или бла­го­род­ных), зем­ле­дель­цев, ре­мес­лен­ни­ков и тор­гов­цев. Наи­бо­лее ощу­ти­мые со­ци­аль­ные барь­е­ры су­ще­ст­во­ва­ли ме­ж­ду ари­сто­кра­ти­ей и ос­таль­ной мас­сой на­се­ле­ния, ме­ж­ду слу­жи­лым со­сло­ви­ем и про­сто­лю­ди­на­ми, ме­ж­ду пол­но­прав­ны­ми и за­ви­си­мы­ми. В не­зна­чит. объ­ё­мах со­хра­ня­лись ра­бо­вла­де­ние, до­маш­нее раб­ст­во. С 7 в. на­чал­ся про­цесс эт­нич. кон­со­ли­да­ции ки­тай­цев, од­на­ко раз­ли­чия в язы­ке, обы­ча­ях, ра­цио­не пи­та­ния и пр. ме­ж­ду жи­те­ля­ми сев. и юж. об­лас­тей стра­ны, воз­ник­шие в 3–6 вв., со­хра­ня­лись.

Эпо­ха Тан бы­ла от­ме­че­на зна­чит. куль­тур­ны­ми дос­ти­же­ния­ми. Во 2-й пол. 9 в. в К. на­ча­лось кни­го­пе­ча­та­ние с рез­ных до­сок (кси­ло­гра­фия), изо­бре­тён­ное Фэн Лао. Бы­ли со­став­ле­ны 8 офиц. ди­на­стий­ных ис­то­рий пред­ше­ст­вую­ще­го пе­рио­да. Лю Чжиц­зи соз­дал пер­вый тео­ре­тич. труд по ис­то­рио­пи­са­нию «Про­ник­но­ве­ние в ис­то­рию» («Ши тун»). Поя­ви­лась но­вая ре­дак­ция клас­сич. кон­фу­ци­ан­ско­го «Пя­ти­кни­жия». В этот пе­ри­од тво­ри­ли из­вест­ные мыс­ли­те­ли Ду Ю (735–812), Хань Юй, Лю Цзу­ню­ань (773–819) и др., а так­же вы­даю­щие­ся по­эты Мэн Хао­жаньВан ВэйЛи БоДу ФуБо Цзюйи. В 7–9 вв. в К. про­ник­ли «три уче­ния за­ру­беж­ных вар­ва­ров» – ма­ни­хей­ст­возо­роа­ст­ризм и не­сто­ри­ан­ст­во, од­на­ко ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния не по­лу­чи­ли.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27