Обычно выделяют неск. этапов развития Г. д., которое иногда представляют как совокупность нескольких движений, объединённых по времени, но различных по содержанию.
1-й этап Г. д. датируется приблизительно 1400–19. Гл. требованием в этот период была реформа католич. церкви. Участники движения критиковали её пороки (безнравственность, тягу к роскоши, симонию и т. д.), выдвигали требования секуляризации церковной собственности (в Чехии католич. церковь владела 1/3 всех земель) и ликвидации привилегий духовенства. Магистры Пражского ун-та, прежде всего Я. Гус, выступали с проповедями, устраивали диспуты, публиковали трактаты и тезисы антицерковного содержания. Гус заявлял, в частности, что существующая Церковь пришла в противоречие с учением о ней, изложенным в Библии, и призывал вернуть её в то состояние, в котором она находилась на начальном этапе своего существования. Наряду с Гусом требования реформы Церкви и лишения духовенства привилегий выдвигали Милич из Кромержижа, Матвей из Янова и Иероним Пражский. Их проповеди получали широкий отклик у населения Чехии.
Сторонники Я. Гуса, поддерживавшие призыв к борьбе с «плохой Церковью», постепенно разделились на два лагеря. Зажиточные слои (бюргерство, дворянство, университетские магистры) образовали умеренное крыло Г. д., которое добивалось секуляризации церковного имущества, введения т. н. дешёвой Церкви, лишения духовенства привилегий. Своей целью они провозгласили введение обряда причащения мирян «под обоими видами» (т. е. хлебом и вином из чаши), необходимость которого была обоснована Якоубеком из Стршибра и должна была подчёркивать равенство всех людей перед Богом. Символом этого крыла Г. д. стала чаша, а его представители получили назв. утраквистов или подобоев (в рус. литературе – чашников). Их программа, называвшаяся «Четыре пражские статьи», содержала требования к имп. Сигизмунду I: поддержать введение причащения мирян из чаши и свободного богослужения, секуляризацию церковного имущества, сохранение установившегося в городах порядка. Выполнение этих требований утраквисты объявляли условием признания Сигизмунда I чеш. королём.
Крестьяне, гор. беднота, мелкопоместное дворянство, ремесленники, низшее духовенство и религ. фанатики образовали радикальное крыло Г. д. В вопросе о реформе Церкви они шли значительно дальше утраквистов, выступали за полную ликвидацию существующих порядков и установление справедливого обществ. строя. Это крыло гуситов получило назв. таборитов (по их укреплённому лагерю Табор). Табориты создали коммуну, в которой пытались жить по Закону Божьему. Однако среди них не было политич. и идеологич. единства. Крайнее течение таборитов, пикарты, проповедовали хилиастические идеи (см. Хилиазм), однако большинство представителей радикального крыла Г. д. эти идеи не разделяло.
В 1415 Я. Гус, а в 1416 Иероним Пражский были казнены по решению Констанцского собора католич. церкви как еретики, несмотря на охранную грамоту, выданную им Сигизмундом I. Известие об их казни привело к социальному взрыву в Чехии.
30.7.1419 в Праге началось восстание, которое знаменовало начало 2-го этапа развития Г. д., часто именуемого в литературе гуситской революцией. На этом этапе ведущую роль в Г. д. играли радикальные круги во главе с Я. Желивским. Они захватили власть в Праге и ряде др. городов Чехии, начали громить католич. монастыри и церкви. Сигизмунд I отверг условия «Четырёх пражских статей». Опираясь на союз с папой Мартином V, он объединил противников гуситов в Чехии и за рубежом и попытался подавить Г. д. силой. В 1420–1431 против гуситов было организовано 5 крестовых походов. В этот период встал вопрос не только о существовании Чехии как государства, но и чехов как народа. Чехи были объявлены католич. церковью еретиками, подлежащими истреблению, а крестоносцам обещано отпущение грехов и вознаграждение имуществом уничтоженных ими еретиков. Однако попытки воен. разгрома гуситов закончились провалом. 14.7.1420 крестоносцы были наголову разбиты гуситами под рук. Я. Жижки и Прокопа Великого на Витковой горе. 10.1.1422 под Немецки-Бродом участники 2-го крестового похода были разгромлены гуситским войском под команд. Жижки. 3-й крестовый поход завершился осенью 1422 бегством крестоносцев из-под Тахова. 16.6.1426 войска Сигизмунда I потерпели поражение при Усти от чеш. армии, которой командовал Прокоп Великий. 4.8.1427 у Тахова и 14.8.1431 при Домажлице гуситы разбили войска, участвовавшие соответственно в 4-м и 5-м крестовых походах. Борясь с внешними врагами, гуситы предприняли ряд т. н. прекрасных походов за пределы Чехии. В 1427–28 они вторгались в Силезию, в 1429–30 в Саксонию, Верхнюю Франконию и Баварию, в 1433 в Вост. Словакию и попытались пробиться к Балтийскому морю. Борьба гуситов с вторжениями крестоносцев и их заграничные походы получили назв. гуситских войн.
Внешняя угроза способствовала консолидации гуситов. Однако по мере её ослабления разногласия в Г. д. обострились, что привело к вооруж. столкновениям между разл. течениями гуситов.
В ходе гуситских войн произошла эволюция Г. д. Таборитская уравнительная община распалась, пикарты и их идеолог М. Гуска были истреблены умеренными таборитами. Лидирующее положение в Таборе заняли воен. вожди и представители рыцарства, взявшие на себя формирование армии, которая нанесла поражение крестоносцам. В 1423 в результате нового размежевания в лагере таборитов от него отделилось новое радикальное крыло во главе с Я. Жижкой, образовавшее свой воен. и политич. центр (Малый Табор) в Градец-Кралове.
Умеренные гуситы в результате войн добились поставленных целей: церковные земли были секуляризированы, из городов изгнаны конкуренты – нем. бюргеры. Церковь Чехии была реформирована в соответствии с гуситским учением. Это крыло Г. д. стало склоняться к компромиссу с католич. Европой и к примирению с Сигизмундом I при условии признания их осн. требований.
Таборитский лагерь не считал свои требования выполненными, и хотя табориты не были едиными, их армия продолжала оставаться носителем революц. традиций и мешала правому крылу Г. д. воспользоваться в полной мере плодами воен. побед. Кроме того, продолжительные воен. действия и блокада Чехии католич. государствами подорвали её экономику и торговлю. В этой обстановке утраквисты вступили в сговор с католиками и, объединившись с ними, 30.5.1434 у дер. Липаны, близ Праги, разгромили армию таборитов под команд. Прокопа Великого. Однако отряды таборитов, возглавляемые Я. Рогачём из Дубы, продолжали оказывать сопротивление до 1437, но и они были уничтожены, когда пала их последняя крепость Сион. Тем самым завершился революц. этап Г. д. Решающей силой стали умеренные гуситы, которые выработали условия для признания Сигизмунда I чеш. королём. В это же время было достигнуто соглашение с католич. церковью, которая на Базельском соборе в 1433 признала право мирян на причащение из чаши на территории Чехии. 5.6.1436 на съезде в Йиглаве были провозглашены Пражские компактаты, которые гуситы толковали как признание всех произошедших изменений. В июле 1436 они были признаны Сигизмундом I.
После разгрома радикального лагеря Г. д. вступило в новый, 3-й этап своего развития – фазу соглашений с быв. противниками и реорганизации общества. Этот процесс сопровождался политич. борьбой в утраквистском и католич. лагерях. Победу в ней одержали утраквисты, избравшие в 1458 королём Йиржи из Подебрад. При нём укрепилось положение гуситской церкви, политич. власть утраквистов, стали восстанавливаться междунар. контакты Чехии. Однако внутр. стабильность в стране нарушала политика рим. курии и стремление католич. духовенства вернуть себе прежние позиции. Началась война между чеш. королём и его противниками – союзом католич. духовенства, поддержанного папой Римским, и венг. королём Матвеем Корвином. В 1471 Йиржи из Подебрад умер. На чеш. престол утраквистскими сословиями был избран Владислав II Ягеллончик, католик, сын польск. короля Казимира IV Ягеллончика, на условиях, максимально ограничивавших королевскую власть. Политич. управление сосредоточилось в руках сословной общины из представителей дворянства и королевских городов. Владислав II поддерживал католиков, что стало причиной восстания пражских утраквистов в 1483. Оно показало, что католич. меньшинство не может восстановить догуситские порядки. Между конфессиональными фракциями в 1485 был заключён Кутногорский религ. мир, установивший равноправие католич. и утраквистской церквей и в их рамках – свободу вероисповедания для всех слоёв чеш. общества. Это событие завершило гуситский период чеш. истории (некоторые современные исследователи высказывают иную точку зрения на датировку гуситского периода, связывая его завершение со смертью Йиржи из Подебрад в 1471) .
Г. д. – одно из важнейших событий европ. истории 15 в. Оно носило общенародный, революц. характер, имело чётко сформулированную идеологию и преследовало цель добиться реформы Церкви. Гуситам первыми в Европе удалось подорвать гегемонию церковной идеологии и ослабить властные и имущественные позиции католич. церкви. Гуситские богословы провозглашали не только равенство всех перед Богом, но и свободу мысли и личности. Гуситские полководцы создали новый тип армии, новое оружие и новую воен. тактику, что обеспечивало им непобедимость и использовалось в европ. армиях позднейших столетий. Г. д. способствовало формированию чеш. нац. сознания, сохранению чеш. нац. культуры. С началом Реформации в Европе в нач. 16 в., провозвестниками которой выступили гуситы, утраквисты слились с лютеранами.