Система органов власти КНР работает под рук. Коммунистической партии Китая (КПК), ведущая роль которой в кит. обществе закреплена действующей Конституцией. Через представит. органы КПК проводит свою политику в законодательной и др. сферах. ЦК КПК принимает решения по всем крупным гос. вопросам и вносит их в виде предложений в ВСНП, где они получают законодат. оформление. ЦК КПК может также давать рекомендации Гос. совету и издавать совм. с ним постановления, являющиеся одновременно гос. актами и парт. директивами.
Специфич. особенность политич. системы КНР – наличие единого патриотич. фронта, организационно оформленного в виде системы органов нар. политич. консультативных советов (НПКС), имеющих совещат. характер. Они объединяют представителей политич., обществ., культурных, науч., религ. и др. организаций, а также нац. меньшинств К. НПКС образуются на всех адм. уровнях, вплоть до общенационального Нар. политич. консультативного совета К. (НПКСК), количество их членов примерно равно численности депутатского корпуса соответствующего уровня.
В состав КНР входят особые адм. районы, обладающие широкой автономией и внутр. самоуправлением.
Для Сянгана и Аомыня по соглашениям соответственно с Великобританией и Португалией установлена неизменность в течение 50 лет экономич., обществ. и правовой систем, существовавших до момента их передачи в состав КНР. В ведении центр. правительств. органов КНР находятся вопросы, касающиеся внешних сношений и обороны этих территорий. На них распространяется только действие законов КНР о гос. символике и гражданстве. Высшими органами самоуправления в Сянгане и Аомыне являются законодат. советы, избираемые путём прямых тайных выборов. Органы исполнит. власти возглавляют назначаемые законодат. советами главы администраций, при которых действуют совещат. органы – адм. советы. Главы администраций располагают большинством полномочий, которыми ранее обладали брит. и португ. губернаторы, в частности правом отлагательного вето в отношении принятых законодат. советами актов, правом помилования или смягчения уголовного наказания и др.
Управление Тайванем, на территорию которого ныне не распространяется действие законодательства КНР, основывается на положениях конституции Кит. Республики 1947 и осуществляется избираемыми на 4 года путём прямых тайных выборов президентом и Нац. собранием (334 депутата) Кит. Республики. Конституцией предусматривается разделение власти на региональном уровне между 5 ветвями: Законодательным, Исполнительным, Юридическим, Экзаменационным и Контрольным юанями. Законодат. юань состоит из депутатов, часть которых избираются прямо, часть – по парт. спискам. Глава правительства, являющийся пред. Исполнит. юаня, назначается президентом по согласованию с Законодат. юанем. В ведении Юридич. юаня находится система судопроизводства, он выполняет также функции Конституц. суда. Экзаменац. юань ведает отбором и назначением чиновников, Контрольный юань осуществляет наблюдение за деятельностью всех ветвей власти.
В КНР существует многопартийная система. Помимо компартии, действуют ещё 8 небольших политич. партий (общая численность ок. 600 тыс. чел.), признающих руководство КПК и официально именуемых «демократич. партиями». Все они были созданы ещё до образования КНР и в своё время выступали союзницами КПК в борьбе с Гоминьданом. Эти партии не являются оппозиционными, они «дружественны по отношению к КПК и принимают участие в гос. управлении». В число «демократич. партий» входят: Революц. к-т Гоминьдана Китая; Демократич. лига Китая; Ассоциация демократич. нац. строительства Китая; Ассоциация содействия развитию демократии в Китае; Рабоче-крестьянская демократич. партия Китая; Кит. партия стремления к справедливости; Об-во «3 сентября»; Лига демократич. самоуправления Тайваня. В Сянгане в роли оппозиц. КПК политич. организации выступает местная Демократич. партия. Ведущие политич. партии на Тайване – Гоминьдан, Демократич. прогрессивная партия и Новая кит. партия.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27