Философия и литература

Философия

Изу­че­ние фи­ло­со­фии бы­ло выс­шей сту­пе­нью об­ра­зо­ва­ния и счи­та­лось ти­пич­но «гре­че­ским», оно бы­ло дос­туп­но гл. обр. ари­сто­кра­тич. эли­те, по­сы­лав­шей сво­их де­тей учить­ся в та­кие цен­тры учё­но­сти, как Афи­ны, Ро­дос и Алек­сан­д­рия. Фи­ло­со­фия в Р. Д. бы­ла ин­те­граль­ной ча­стью об­ще­го фи­лос. про­цес­са эпо­хи позд­не­го эл­ли­низ­ма и Им­пе­рии, при этом де­ле­ние фи­ло­со­фов на «гре­че­ских» и «рим­ских» дос­та­точ­но ус­лов­но: из рим. стои­ков эпо­хи ран­ней Им­пе­рии – Се­не­ка, Эпик­тет, Марк Ав­ре­лий – двое по­след­них пи­са­ли по-гре­че­ски, как и ос­но­ва­тель не­оп­ла­то­низ­ма Пло­тин, ко­то­рый вме­сте со свои­ми уче­ни­ка­ми Аме­ли­ем и Пор­фи­ри­ем жил и тво­рил в Ри­ме. До­ми­ни­рую­щей фи­лос. шко­лой в Р. Д. был стои­цизм: рим­ля­нам им­по­ни­ро­ва­ла су­ро­вая ан­ти­ге­до­ни­стич. эти­ка дол­га, под­чи­няю­щая ин­те­ре­сы ин­ди­ви­да ин­те­ре­сам об­ще­го де­ла. Бо­лее ог­ра­ни­чен­ным бы­ло влия­ние эпи­ку­ре­из­ма (Лук­ре­ций) и Ака­де­мии Афин­ской (Ци­це­рон, од­ним из учи­те­лей ко­то­ро­го был пред­ста­ви­тель сто­ич. пла­то­низ­ма Ан­ти­ох из Ас­ка­ло­на), а так­же Пла­то­наАри­сто­те­ля и та­ких ре­лиг.-мис­тич. на­прав­ле­ний, как не­о­пи­фа­го­ре­изм (Ни­ги­дий Фи­гул). Влия­ние стои­циз­ма на этич. и по­ли­тич. мысль Р. Д. на­ча­лось ещё в эпо­ху Рес­пуб­ли­ки. В 155 до н. э. греч. сто­ик Дио­ген Ва­ви­лон­ский уча­ст­во­вал в «фи­ло­соф­ском по­соль­ст­ве» в Рим, Па­не­тий в 140 до н. э. пе­ре­се­лил­ся в Рим и во­шёл в круг Кор­не­лия Сци­пио­на Эми­лиа­на, тес­ная друж­ба свя­зы­ва­ла По­си­до­ния с Гне­ем Пом­пе­ем. В сво­их ис­то­рич. тру­дах По­си­до­ний ос­мыс­ли­вал экс­пан­сию Ри­ма в Сре­ди­зем­но­мо­рье как куль­тур­но-ис­то­рич. про­гресс че­ло­ве­че­ст­ва на пу­ти от вар­вар­ст­ва к тор­же­ст­ву все­мир­но­го Ло­го­са – Бо­жест­вен­но­го про­ви­ден­ци­аль­но­го прин­ци­па ра­зум­но­сти и по­ряд­ка. В вы­ра­бот­ке лат. фи­лос. тер­ми­но­ло­гии ог­ром­ную роль сыг­ра­ли в 1 в. н. э. Ци­це­рон и Лук­ре­ций, каль­ки­руя греч. тер­ми­ны на ла­тынь. Так, греч. ὕλη бы­ло каль­ки­ро­ва­но как materia (оба сло­ва в до­фи­ло­соф­ском упот­реб­ле­нии оз­на­ча­ли «строе­вой лес», «дре­ве­си­на»), а греч. στοιχεα как elementa (в до­фи­ло­соф­ском упот­реб­ле­нии – «бу­к­вы»).

Литература

Лит-ра Р. Д. раз­ви­ва­лась на лат. язы­ке. Бу­ду­чи важ­ным ин­ст­ру­мен­том идео­ло­гич. и куль­тур­но­го са­мо­ут­вер­жде­ния Р. Д. пе­ред ли­цом вли­ят. куль­тур Эл­ла­ды и Ита­лии (пре­ж­де все­го ита­лий­ских гре­ков и эт­ру­сков), рим. лит-ра поя­ви­лась в ре­зуль­та­те глу­бо­кой эл­ли­ни­за­ции др.-рим. об­ще­ст­ва и в осо­бен­но­сти пра­вя­ще­го клас­са; она су­ще­ст­во­ва­ла в ус­ло­ви­ях лат.-греч. дву­язы­чия и вос­при­ни­ма­лась в греч. кон­тек­сте: рим. пи­са­те­ли ис­кус­но ма­ни­пу­ли­ро­ва­ли как жан­ро­вы­ми мо­де­ля­ми, так и отд. от­сыл­ка­ми к про­из­ве­де­ни­ям греч. ав­то­ров. За­ро­ж­де­ние лит-ры со­про­во­ж­да­лось по­яв­ле­ни­ем но­вых со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов (те­атр, биб­лио­те­ка, книж­ное де­ло) и со­ци­аль­ных ро­лей (по­эт, те­ат­раль­ный зри­тель, чи­та­тель, слу­ша­тель лит. тек­стов); лит-ра бы­ла так­же ос­но­вой школь­но­го об­ра­зо­ва­ния, по­стро­ен­но­го по эл­ли­ни­стич. мо­де­ли.

Рим по­лу­чил от Гре­ции сло­жив­шую­ся сис­те­му лит. жан­ров и го­то­вое пред­став­ле­ние о лит-ре как це­ло­ст­ном куль­тур­ном яв­ле­нии. На­ча­ло рим. сло­вес­но­сти, как и мо­ти­вы, по­бу­див­шие гос-во по­ощ­рять соз­да­ние тек­стов на лат. яз., точ­но не ус­та­нов­ле­но. Пер­вым лит. тек­стом счи­та­ет­ся дра­ма, по­став­лен­ная в 240 до н. э. Ли­ви­ем Ан­д­ро­ни­ком; в 235 до н. э. дра­му по­ста­вил так­же Гней Не­вий. Фраг­мен­тар­но со­хра­нив­шие­ся про­из­ве­де­ния этих двух ста­рей­ших рим. по­этов не мо­гут быть точ­но да­ти­ро­ва­ны. Наи­бо­лее ран­ние до­шед­шие до нас па­мят­ни­ки – ко­ме­дии Плав­та – соз­да­ны ок. 200 до н. э.

Тра­ге­дии на сю­же­ты из греч. ми­фо­логии име­но­ва­лись про­сто тра­ге­дия­ми (Марк Па­ку­вий, Квинт Эн­ний), пе­ре­ло­же­ния но­во­ат­ти­че­ской ко­ме­дии на­зы­ва­лись ко­ме­ди­ей или пал­лиа­той (Плавт, Те­рен­цийЦе­ци­лий Ста­ций, Не­вий). Уже в нач. 2 в. до н. э. поя­ви­лась пре­тек­ста­та (Не­вий, Па­ку­вий, Ак­ций Лу­ций) – ис­то­рич. тра­ге­дия на рим. сю­жет, став­шая пер­вым ори­ги­наль­ным рим. лит. жан­ром. В сер. 2 в. до н. э. воз­ник­ла ко­ме­дия на рим. сю­жет – то­га­та, распространение получили ател­ла­на и мим. Боль­шин­ст­во дра­ма­тич. по­этов ра­бо­та­ли стро­го в од­ном жан­ре, что ти­по­ло­ги­че­ски со­от­вет­ст­ву­ет афин­ской прак­ти­ке 5 в. до н. э. Од­на­ко по­яв­ля­лись и те, кто мог тво­рить в раз­ных жан­рах (Ли­вий Ан­д­ро­ник, Не­вий, Эн­ний) в ду­хе эл­ли­ни­стич. мо­де­ли по­эта-учё­но­го. Имен­но та­кие по­эты ос­вои­ли но­вые жан­ры – не­сце­ни­че­ские.

В от­ли­чие от дра­мы, ко­то­рая бы­ла го­су­дар­ст­вен­ной и пуб­лич­ной, не­сце­нич. по­эзия раз­ви­ва­лась в от­вет на поя­вив­ший­ся сре­ди не­мно­го­числ. пред­ста­ви­те­лей об­ра­зо­ван­но­го клас­са ин­те­рес к эл­ли­ни­стич. фи­ло­ло­гии, ис­то­рии и фи­лосо­фии. Ес­ли в Гре­ции фи­ло­ло­гия по­яв­ля­ет­ся по­сле мно­го­ве­ко­во­го раз­ви­тия лит-ры, то в Ри­ме на­уч. за­ня­тия язы­ком и древ­но­стя­ми поя­ви­лись при са­мом её за­ро­ж­де­нии. Из­вест­но (по Све­то­нию Транк­вил­лу), что Ли­вий Ан­д­ро­ник и Эн­ний ком­мен­ти­ро­ва­ли греч. ав­то­ров и пре­по­да­ва­ли на греч. и лат. язы­ках; ве­ро­ят­но, для сво­их лек­ций Ли­вий Ан­д­ро­ник пе­ре­вёл на лат. яз. «Одис­сею». Ис­то­рия Ри­ма ста­ла пред­ме­том по­эмы Не­вия «Пу­ни­че­ская вой­на», в ко­то­рой впер­вые был связ­но пред­став­лен гл. рим. миф – от ис­хо­да Энея из Трои до ос­но­ва­ния Ри­ма Ро­му­лом. По­эмы Ли­вия Ан­д­ро­ни­ка и Не­вия бы­ли на­пи­са­ны са­тур­ний­ским сти­хом, ко­то­рый прин­ци­пи­аль­но от­ли­чал­ся от раз­ме­ров, при­ме­няв­ших­ся те­ми же по­эта­ми в дра­ме. Ок. 180 до н. э. Эн­ний ввёл лат. гек­са­метр, на­пи­сав им по­эму «Ан­на­лы» («Ле­то­пись»), впер­вые по­сле­до­ва­тель­но из­ла­гав­шую рим. ис­то­рию от Энея и Ро­му­ла до эпо­хи, со­вре­мен­ной ав­то­ру. Эн­нию при­над­ле­жат пер­вые опы­ты эле­ги­че­ско­го ди­сти­ха; его со­б­ра­ние ли­ри­ки «Са­ту­ры» – у ис­то­ков жан­ра са­ту­ры. Ре­во­лю­ци­он­ным нов­ше­ст­вом Эн­ния бы­ла лат. про­за, пред­став­лен­ная соч. «Ев­ге­мер», в ко­то­ром из­ла­га­лась од­на из эл­ли­ни­стич. кон­цеп­ций древ­ней ис­то­рии (см. Ев­ге­мер). Бла­го­да­ря раз­ви­тию не­сце­нич. по­этич. жан­ров, лат. яз. по сво­им функ­цио­наль­ным воз­мож­но­стям стал при­бли­жать­ся к гре­че­ско­му. Эта пе­ре­ме­на бы­ла в зна­чит. сте­пе­ни мо­ти­ви­ро­ва­на стре­мит. подъ­ё­мом лат. крас­но­ре­чия в по­след­ние де­ся­ти­ле­тия 2 в. до н. э.: уме­ние про­из­но­сить ре­чи по греч. об­раз­цам ста­ло не­об­хо­ди­мым ус­ло­ви­ем об­ре­те­ния вы­со­ко­го об­ществ. по­ло­же­ния. До нач. 1 в. до н. э. рим. ора­то­ры учи­лись у греч. на­став­ни­ков, при этом лат. учеб­ник «Ри­то­ри­ка для Ге­рен­ния» не­из­вест­но­го ав­то­ра поя­вил­ся лишь ок. 80 до н. э.

В сер. 2 в. до н. э. уча­ст­ни­ка­ми лит. про­цес­са ста­ли пред­ста­ви­те­ли выс­ших со­сло­вий рим. об­ще­ст­ва. В те­че­ние по­сле­дую­ще­го сто­ле­тия по­эты из со­сло­вий всад­ни­ков или се­на­то­ров пол­но­стью вы­тес­ни­ли по­этов-про­фес­сио­на­лов. Клю­че­вой фи­гу­рой это­го пе­ре­во­ро­та был Ка­тон Стар­ший, ко­то­рый вы­дви­нул­ся как ора­тор и ав­тор мно­го­числ. ди­дак­тич. со­чи­не­ний (со­хра­ни­лась кн. «О сель­ском хо­зяй­ст­ве»). «На­ча­ла» Ка­то­на бы­ли, ве­ро­ят­но, пер­вым ис­то­рио­гра­фич. тру­дом на лат. яз. (см. в ст. Анналисты). Ран­ним сви­де­тель­ст­вом при­ча­ст­но­сти ари­сто­кра­тии к по­этич. куль­ту­ре яв­ля­ет­ся ком­плекс эпи­та­фий Сци­пио­нов, на­пи­сан­ных са­тур­ний­ским сти­хом ок. 200–140-х гг. до н. э. К 130-м гг. до н. э. от­но­сит­ся на­ча­ло дея­тель­но­сти Лу­ци­лия, пер­во­го из­вест­но­го по­эта из всад­ни­че­ско­го со­сло­вия. В кон. 2 в. до н. э., ко­гда лит-ра ста­ла пре­вра­щать­ся из проф. ра­бо­ты в бла­го­род­ный до­суг, воз­ник­ли лит. со­об­ще­ст­ва. Пер­вое та­кое со­дру­же­ст­во сло­жи­лось во­круг Сци­пио­на Эми­лиа­на; в не­го вхо­ди­ли, на­ря­ду с Лу­ци­ли­ем, греч. фи­ло­соф Па­не­тий и греч. ис­то­рик По­ли­бий.

В 80–50-х гг. до н. э. зна­чи­тель­но воз­рос­ли уро­вень лит. об­ра­зо­ва­ния и тре­бо­ва­тель­ность к язы­ку и сти­лю. По­лу­чи­ла раз­ви­тие рит­ми­че­ская про­за; сфор­ми­ро­вал­ся кру­жок не­оте­ри­ков, на­це­лен­ных на но­ва­тор­ст­во в об­лас­ти жан­ро­вых форм (Ка­тулл, Вар­рон Ата­цин­ский, Марк Фу­рий Би­ба­кул и др.) и из­брав­ших в ка­че­ст­ве об­раз­ца алек­сан­д­рий­скую по­эзию, пре­ж­де все­го Кал­ли­ма­ха; они об­ра­ща­лись к ма­ло­му ми­фо­ло­гич. эпо­су (эпил­лию), зна­чи­тель­но рас­ши­ри­ли ре­пер­ту­ар ли­рич. форм, раз­ви­ли жанр эле­гии. Про­ти­во­по­лож­ная про­грам­ма бы­ла пред­став­ле­на фи­лос. эпо­сом Лук­реция (по­эма «О при­ро­де ве­щей»), ко­то­рый опи­рал­ся на уже став­ший ар­ха­ич­ным язык Эн­ния. Для ста­нов­ле­ния но­во­го по­этич. язы­ка и сти­ля бы­ли важ­ны опы­ты Ци­це­ро­на: соз­дан­ный им пе­ре­вод по­эмы Ара­та «Яв­ле­ния» по­вли­ял на ас­тро­но­мич. по­эзию (Гер­ма­ник, Марк Ма­ни­лий). На­чи­ная с Ци­це­ро­на ри­то­ри­ка ста­ла ока­зы­вать воз­рас­таю­щее влия­ние на язык и стиль по­эзии; все­об­щее при­зна­ние Ци­це­ро­на спо­соб­ст­во­ва­ло со­хра­не­нию уни­каль­но­го по пол­но­те кор­пу­са его су­деб­ных и по­ли­тич. ре­чей.

Тра­ди­ция рим. эн­цик­ло­пе­диз­ма бы­ла за­ло­же­на в тру­дах Мар­ка Те­рен­ция Вар­ро­на (со­хра­ни­лись соч. «Сель­ское хо­зяй­ст­во» и час­тич­но «Ла­тин­ский язык»). Вар­рон был ав­то­ром книг по ис­то­рии и тео­рии лит-ры (не сохр.), ко­то­рые че­рез по­сред­ни­че­ст­во Све­то­ния и Ие­ро­ни­ма Бла­жен­но­го яв­ля­ют­ся осн. ис­точ­ни­ком био­гра­фии пи­са­те­лей пе­рио­да Рес­пуб­ли­ки. В ра­бо­тах Вар­ро­на ка­та­лог ут­вер­дил­ся как уни­вер­саль­ный спо­соб по­зна­ния ми­ра и стал од­ной из до­ми­ни­рую­щих лит. мо­де­лей эпо­хи Им­пе­рии. Бли­жай­шим про­дол­жа­те­лем Вар­ро­на был грам­ма­тик и ан­тик­вар Марк Вер­рий Флакк, по­вли­яв­ший на Пли­ния Стар­ше­го. Мо­дель ка­та­ло­га ле­жит в ос­но­ве со­б­ра­ний био­гра­фий ве­ли­ких лю­дей (Кор­не­лий Не­пот, Све­то­ний). Идея ис­то­рио­гра­фии, ори­ен­ти­ро­ван­ной на клас­сич. греч. об­раз­цы (Фу­ки­дид, Ксе­но­фонт), бы­ла во­пло­ще­на на ру­бе­же Рес­пуб­ли­ки и Им­пе­рии Га­ем Юли­ем Це­за­рем и Сал­лю­сти­ем, а в даль­ней­шем – в ис­то­рио­гра­фии эпо­хи Ок­та­виа­на Ав­гу­ста, из­вест­ной по час­тич­но со­хра­нив­ше­му­ся со­чи­не­нию Ти­та Ли­вия, где из­ла­га­лась вся рим. ис­то­рия. Тен­ден­ция к ис­то­рич. уни­вер­са­лиз­му про­яви­лась в «Ис­то­рии Фи­лип­па» Тро­га Пом­пея – пер­вом из­вест­ном опы­те все­мир­ной ис­то­рии.

В по­эзии эпо­хи Ав­гу­ста про­дол­жи­лось ин­тен­сив­ное жан­ро­вое твор­че­ст­во и ос­вое­ние но­вых греч. мо­де­лей, при этом в чис­ло об­раз­цо­вых ав­то­ров во­шли ран­ние пи­са­те­ли пе­рио­да Рес­пуб­ли­ки, по­лу­чив­шие поч. ста­тус «древ­них». Ис­клю­чи­тель­ное со­дер­жат. бо­гат­ст­во и сти­ли­стич. изо­щрён­ность по­эзии это­го вре­ме­ни во мно­гом объ­яс­ня­ют­ся сво­бод­ным меж­жан­ро­вым пе­ре­но­сом тем и по­этич. при­ё­мов: мно­го­числ. от­сыл­ка­ми к греч. и лат. ав­то­рам на­пол­не­на «Энеи­да» Вер­ги­лия – наи­выс­шее дос­ти­же­ние рим. эпо­са. Гек­за­мет­рич. по­эзию не­ге­ро­ич. со­дер­жа­ния во­пло­ща­ют «Бу­ко­ли­ки» и «Ге­ор­ги­ки» Вер­ги­лия и «По­сла­ния» Квин­та Го­ра­ция Флак­ка, ко­то­рый впер­вые вос­про­из­вёл на лат. яз. мет­ри­че­ское раз­но­об­ра­зие греч. по­эзии. Его ди­дак­тич. по­эма «Наука по­эзии» ста­ла од­ним из осн. ис­точ­ни­ков по эл­ли­ни­стич. по­эти­ке; «Бе­се­ды» Го­ра­ция вме­сте с по­эма­ми Лу­ци­лия соз­да­ли ка­нон гек­за­мет­рич. са­ту­ры. Ди­дак­тич. эпос о при­ро­де пред­став­лен в твор­че­ст­ве Эми­лия Ма­кра (по­эмы «Ор­ни­то­го­ния», «О тра­вах»). Но­вый ка­нон эле­гии об­ра­зу­ют сред­ние по объ­ё­му сти­хо­тво­ре­ния на лю­бов­ные те­мы, на­сы­щен­ные ми­фо­ло­гич. ал­лю­зия­ми и объ­е­ди­нён­ные в сбор­ни­ки (Ти­буллПро­пер­ций). По­сле­до­ва­тель­ное из­ло­же­ние всей греч. ми­фо­ло­гии пред­став­ле­но в по­эме Ови­дия «Ме­та­мор­фо­зы». Ови­дий об­ле­ка­ет лю­бов­ную эле­гию в фор­му вы­мыш­лен­ных пи­сем («Ге­рои­ды») или ди­дак­тич. по­эмы («Нау­ка люб­ви»); эле­гич. фор­ма ис­поль­зо­ва­на им в по­эме «Фас­ты», соз­дан­ной по мо­де­ли «На­чал» Кал­ли­ма­ха; в по­след­них сб-ках «Скорб­ные эле­гии» и «Письма с Пон­та», во мно­гом опи­ра­ясь на Го­ра­ция, Ови­дий об­ра­тил­ся к лич­ным и ав­то­био­гра­фич. те­мам. При Ав­гу­сте был сфор­ми­ро­ван ин­сти­тут по­кро­ви­тель­ст­ва, ко­гда вы­со­ко­по­став­лен­ный че­ло­век ста­но­вил­ся по­сред­ни­ком ме­ж­ду пи­са­те­ля­ми и мо­гу­ществ. по­кро­ви­те­лем; в этой ро­ли наи­бо­лее из­вес­тен Ме­це­нат (его имя ста­ло на­ри­ца­тель­ным). По­кро­ви­тель ока­зы­вал ма­те­ри­аль­ные бла­го­дея­ния, ко­то­рые в боль­шей сте­пе­ни бы­ли зна­ком со­ци­аль­но­го пре­сти­жа, не­же­ли за­ра­бот­ком. При этом ав­тор­ских прав Рим не знал: един­ст­вен­ным спо­со­бом по­лу­че­ния не­по­сред­ст­вен­но­го до­хо­да от по­эзии бы­ла про­да­жа ру­ко­пи­си за­ин­те­ре­со­ван­ным ли­цам (про­зы, по-ви­ди­мо­му, это не ка­са­лось). Тре­бо­ва­ния к по­этич. мас­тер­ст­ву бы­ли очень вы­со­ки, по­это­му рим. по­эт, как пра­ви­ло, был че­ло­ве­ком сред­не­го дос­тат­ка, ко­то­рый мог це­ли­ком по­свя­тить се­бя лит-ре (та­ко­вы Ка­тулл, Ови­дий и др.).

К на­ча­лу эпо­хи прин­ци­па­та пре­кра­ти­лось раз­ви­тие по­эзии для те­ат­ра; лит. дра­ма ус­ту­пи­ла ме­сто пан­то­ми­ме на ми­фо­ло­гич. сю­жет (fabula saltata), ко­то­рая ис­пол­ня­лась под пе­ние нар­ра­тив­но­го тек­ста; при этом все жан­ры клас­сич. дра­мы со­хра­ни­ли своё поч. ме­сто в лит-ре, став по­эзи­ей для дек­ла­ма­ции и чте­ния (из­вест­ны по кор­пу­су тра­ге­дий Се­не­ки). Пе­ре­ос­мыс­ле­ние ро­ли по­эзии в сер. 1 в. н. э. бы­ло свя­за­но с лич­ным ин­те­ресом Не­ро­на к лит-ре. При нём сло­жил­ся на­стоя­щий лит. кру­жок, где со­чи­ня­лись и об­су­ж­да­лись сти­хи, во­зоб­но­ви­лись мет­рич. экс­пе­ри­мен­ты в ли­ри­ке (Це­зий Басс). Ис­то­рия ос­та­ва­лась ве­ду­щей те­мой эпо­са, в ко­то­ром пред­по­ла­га­лось вос­хва­ле­ние пра­вя­ще­го прин­цеп­са, од­на­ко не­по­средств. те­мой со­хра­нив­ших­ся по­эм ста­ло рес­пуб­ли­кан­ское про­шлое: гражд. вой­на ме­ж­ду Це­за­рем и Пом­пе­ем в «Фар­са­лии» Лу­ка­на (эпо­ха Не­ро­на) и Пу­ни­че­ские вой­ны в по­эме «Пу­ни­ка» Си­лия Ита­ли­ка (эпо­ха До­ми­циа­на). При Фла­ви­ях был соз­дан круп­ный ми­фо­ло­гич. эпос: «Фи­ваи­да» Ста­ция, «Ар­го­нав­ти­ка» Ва­ле­рия Флак­ка. Са­ту­ра вновь при­об­ре­ла ак­ту­аль­ность как фор­ма по­этич. лич­ной на­смеш­ки с па­фо­сом осу­ж­де­ния об­ществ. по­ро­ков: в твор­че­ст­ве Флак­ка, Ав­ла Пер­сия и Юве­на­ла она при­об­ре­ла фор­му, ко­то­рая ста­нет ос­нов­ной для са­ти­ры Но­во­го вре­ме­ни. Те­ма­ти­че­ски с са­ту­рой свя­зан жанр эпи­грам­мы, ко­то­рый по­лу­чил раз­ви­тие в твор­че­ст­ве Мар­циа­лаБас­ни в сти­хах уже на­ли­че­ст­во­ва­ли в са­ту­рах Го­ра­ция, Лу­ци­лия и, ве­ро­ят­но, Эн­ния, а в 40–50-х гг. поя­вил­ся сб. «Эзо­по­вых ба­сен» Фед­ра. Вос­хо­дя­щая к Вар­ро­ну са­ту­ра-про­зи­метр пред­став­ле­на ин­век­ти­вой «Отыкв­ле­ние бо­же­ст­вен­но­го Клав­дия» Се­не­ки, а так­же объ­ём­ным, со слож­ной фа­бу­лой про­из­ве­де­ни­ем Пе­тро­ния «Са­ти­ри­кон», ко­то­рый, как и «Ме­та­мор­фозы» Апу­лея (2 в. н. э.), сбли­жа­ет­ся с греч. ро­ма­ном.

В 1–2 вв. в Ри­ме про­цве­та­ло ри­то­рич. об­ра­зо­ва­ние. Ри­то­ры де­ла­ли ус­пеш­ную гос. карь­е­ру в имп. ад­ми­ни­ст­ра­ции (Се­не­ка, Квин­ти­ли­ан, Фрон­тон), со­вме­щая её с лит. за­ня­тия­ми, по­это­му со­ци­аль­ный ста­тус учи­те­лей ри­то­ри­ки был вы­сок; Юве­нал из ри­то­ра стал по­этом. Поя­ви­лись сб-ки дек­ла­ма­ций (Се­не­ка Стар­ший) и наи­бо­лее пол­ное из­ло­же­ние школь­ной ри­то­ри­ки – трак­тат «Вос­пи­та­ние ора­то­ра» Квин­ти­лиа­на. Раз­ви­тая ри­то­рич. куль­ту­ра по­ро­ди­ла об­шир­ную по объ­ё­му и раз­но­об­раз­ную по со­дер­жа­нию про­за­ич. лит-ру: фи­лос. со­чи­не­ния Се­не­ки, «Ес­те­ст­вен­ная ис­то­рия» Пли­ния Стар­ше­го, пись­ма Пли­ния Млад­ше­го, ис­то­рич. со­чи­не­ния Та­ци­та, фи­ло­ло­гич. за­пис­ки Ав­ла Гел­лия. Ри­то­рич. тех­ни­кой вла­де­ли и пер­вые хри­сти­ан­ские пи­са­те­ли-апо­ло­ге­ты (Тер­тул­ли­анМи­ну­ций Фе­ликс).

Позд­не­рим­ская лит-ра 3–4 вв. раз­ви­ва­лась в осо­бых лин­гвис­тич. ус­ло­ви­ях: разг. язык стре­ми­тель­но от­да­лял­ся от клас­сич. ла­ты­ни, ста­но­вив­шей­ся за­стыв­шей, ис­кус­ст­вен­но со­хра­няе­мой нор­мой. В эти сто­ле­тия ра­ди­каль­ных пе­ре­мен во всех сфе­рах жиз­ни лит-ра от­ли­ча­лась ис­клю­чит. кон­сер­ва­тиз­мом: сло­жив­шие­ся к кон. 2 в. н. э. язык, сти­ли и жан­ровые нор­мы тща­тель­но со­хра­ня­лись, вос­про­из­во­ди­лись и ком­мен­ти­ро­ва­лись (напр., те­ме за­им­ст­во­ва­ний в тек­стах Вер­ги­лия в зна­чит. час­ти по­свя­ще­но соч. «Са­тур­на­лии» Мак­ро­бия). Для мн. пи­са­те­лей (Клав­ди­анАм­ми­ан Мар­цел­лин) лат. яз. не был род­ным. Ред­кий при­мер по­эта эпо­хи, для ко­то­ро­го язык и жан­ро­вый ап­па­рат клас­сич. лит-ры ста­ли гар­мо­нич­ным сред­ст­вом са­мо­вы­ра­же­ния, – Ав­со­ний. До сер. 4 в. в ис­то­рио­гра­фии пре­об­ла­да­ли не­хри­сти­ан­ские ав­то­ры (Ав­ре­лий Вик­торЕв­тро­пий, Ам­ми­ан Мар­цел­лин); ос­таль­ные наи­бо­лее зна­чит. пи­са­те­ли это­го вре­ме­ни бы­ли хри­стиа­на­ми (Ав­ре­лий Ав­гу­стин, Ие­ро­ним Бла­жен­ный, Пру­ден­ций): они ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ли клас­сич. лит. тра­ди­цию, но бы­ли от­кры­ты также для но­ва­тор­ст­ва. Заб­ве­ние клас­сич. ла­ты­ни, по­ли­тич. по­тря­се­ния и раз­ру­ше­ние гор. куль­ту­ры ста­ли при­чи­на­ми по­сте­пен­но­го упад­ка лит-ры Р. Д. в 5 в.

Лит-ра Р. Д. име­ла важ­ней­шее зна­че­ние для по­сле­дую­ще­го раз­ви­тия всей зап.-ев­роп. сло­вес­но­сти как в от­но­ше­нии жан­ро­вых форм, так и кон­крет­ных мо­ти­вов и сю­же­тов.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13