Философия
Изучение философии было высшей ступенью образования и считалось типично «греческим», оно было доступно гл. обр. аристократич. элите, посылавшей своих детей учиться в такие центры учёности, как Афины, Родос и Александрия. Философия в Р. Д. была интегральной частью общего филос. процесса эпохи позднего эллинизма и Империи, при этом деление философов на «греческих» и «римских» достаточно условно: из рим. стоиков эпохи ранней Империи – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий – двое последних писали по-гречески, как и основатель неоплатонизма Плотин, который вместе со своими учениками Амелием и Порфирием жил и творил в Риме. Доминирующей филос. школой в Р. Д. был стоицизм: римлянам импонировала суровая антигедонистич. этика долга, подчиняющая интересы индивида интересам общего дела. Более ограниченным было влияние эпикуреизма (Лукреций) и Академии Афинской (Цицерон, одним из учителей которого был представитель стоич. платонизма Антиох из Аскалона), а также Платона, Аристотеля и таких религ.-мистич. направлений, как неопифагореизм (Нигидий Фигул). Влияние стоицизма на этич. и политич. мысль Р. Д. началось ещё в эпоху Республики. В 155 до н. э. греч. стоик Диоген Вавилонский участвовал в «философском посольстве» в Рим, Панетий в 140 до н. э. переселился в Рим и вошёл в круг Корнелия Сципиона Эмилиана, тесная дружба связывала Посидония с Гнеем Помпеем. В своих историч. трудах Посидоний осмысливал экспансию Рима в Средиземноморье как культурно-историч. прогресс человечества на пути от варварства к торжеству всемирного Логоса – Божественного провиденциального принципа разумности и порядка. В выработке лат. филос. терминологии огромную роль сыграли в 1 в. н. э. Цицерон и Лукреций, калькируя греч. термины на латынь. Так, греч. ὕλη было калькировано как materia (оба слова в дофилософском употреблении означали «строевой лес», «древесина»), а греч. στοιχεῖα как elementa (в дофилософском употреблении – «буквы»).
Литература
Лит-ра Р. Д. развивалась на лат. языке. Будучи важным инструментом идеологич. и культурного самоутверждения Р. Д. перед лицом влият. культур Эллады и Италии (прежде всего италийских греков и этрусков), рим. лит-ра появилась в результате глубокой эллинизации др.-рим. общества и в особенности правящего класса; она существовала в условиях лат.-греч. двуязычия и воспринималась в греч. контексте: рим. писатели искусно манипулировали как жанровыми моделями, так и отд. отсылками к произведениям греч. авторов. Зарождение лит-ры сопровождалось появлением новых социальных институтов (театр, библиотека, книжное дело) и социальных ролей (поэт, театральный зритель, читатель, слушатель лит. текстов); лит-ра была также основой школьного образования, построенного по эллинистич. модели.
Рим получил от Греции сложившуюся систему лит. жанров и готовое представление о лит-ре как целостном культурном явлении. Начало рим. словесности, как и мотивы, побудившие гос-во поощрять создание текстов на лат. яз., точно не установлено. Первым лит. текстом считается драма, поставленная в 240 до н. э. Ливием Андроником; в 235 до н. э. драму поставил также Гней Невий. Фрагментарно сохранившиеся произведения этих двух старейших рим. поэтов не могут быть точно датированы. Наиболее ранние дошедшие до нас памятники – комедии Плавта – созданы ок. 200 до н. э.
Трагедии на сюжеты из греч. мифологии именовались просто трагедиями (Марк Пакувий, Квинт Энний), переложения новоаттической комедии назывались комедией или паллиатой (Плавт, Теренций, Цецилий Стаций, Невий). Уже в нач. 2 в. до н. э. появилась претекстата (Невий, Пакувий, Акций Луций) – историч. трагедия на рим. сюжет, ставшая первым оригинальным рим. лит. жанром. В сер. 2 в. до н. э. возникла комедия на рим. сюжет – тогата, распространение получили ателлана и мим. Большинство драматич. поэтов работали строго в одном жанре, что типологически соответствует афинской практике 5 в. до н. э. Однако появлялись и те, кто мог творить в разных жанрах (Ливий Андроник, Невий, Энний) в духе эллинистич. модели поэта-учёного. Именно такие поэты освоили новые жанры – несценические.
В отличие от драмы, которая была государственной и публичной, несценич. поэзия развивалась в ответ на появившийся среди немногочисл. представителей образованного класса интерес к эллинистич. филологии, истории и философии. Если в Греции филология появляется после многовекового развития лит-ры, то в Риме науч. занятия языком и древностями появились при самом её зарождении. Известно (по Светонию Транквиллу), что Ливий Андроник и Энний комментировали греч. авторов и преподавали на греч. и лат. языках; вероятно, для своих лекций Ливий Андроник перевёл на лат. яз. «Одиссею». История Рима стала предметом поэмы Невия «Пуническая война», в которой впервые был связно представлен гл. рим. миф – от исхода Энея из Трои до основания Рима Ромулом. Поэмы Ливия Андроника и Невия были написаны сатурнийским стихом, который принципиально отличался от размеров, применявшихся теми же поэтами в драме. Ок. 180 до н. э. Энний ввёл лат. гексаметр, написав им поэму «Анналы» («Летопись»), впервые последовательно излагавшую рим. историю от Энея и Ромула до эпохи, современной автору. Эннию принадлежат первые опыты элегического дистиха; его собрание лирики «Сатуры» – у истоков жанра сатуры. Революционным новшеством Энния была лат. проза, представленная соч. «Евгемер», в котором излагалась одна из эллинистич. концепций древней истории (см. Евгемер). Благодаря развитию несценич. поэтич. жанров, лат. яз. по своим функциональным возможностям стал приближаться к греческому. Эта перемена была в значит. степени мотивирована стремит. подъёмом лат. красноречия в последние десятилетия 2 в. до н. э.: умение произносить речи по греч. образцам стало необходимым условием обретения высокого обществ. положения. До нач. 1 в. до н. э. рим. ораторы учились у греч. наставников, при этом лат. учебник «Риторика для Геренния» неизвестного автора появился лишь ок. 80 до н. э.
В сер. 2 в. до н. э. участниками лит. процесса стали представители высших сословий рим. общества. В течение последующего столетия поэты из сословий всадников или сенаторов полностью вытеснили поэтов-профессионалов. Ключевой фигурой этого переворота был Катон Старший, который выдвинулся как оратор и автор многочисл. дидактич. сочинений (сохранилась кн. «О сельском хозяйстве»). «Начала» Катона были, вероятно, первым историографич. трудом на лат. яз. (см. в ст. Анналисты). Ранним свидетельством причастности аристократии к поэтич. культуре является комплекс эпитафий Сципионов, написанных сатурнийским стихом ок. 200–140-х гг. до н. э. К 130-м гг. до н. э. относится начало деятельности Луцилия, первого известного поэта из всаднического сословия. В кон. 2 в. до н. э., когда лит-ра стала превращаться из проф. работы в благородный досуг, возникли лит. сообщества. Первое такое содружество сложилось вокруг Сципиона Эмилиана; в него входили, наряду с Луцилием, греч. философ Панетий и греч. историк Полибий.
В 80–50-х гг. до н. э. значительно возросли уровень лит. образования и требовательность к языку и стилю. Получила развитие ритмическая проза; сформировался кружок неотериков, нацеленных на новаторство в области жанровых форм (Катулл, Варрон Атацинский, Марк Фурий Бибакул и др.) и избравших в качестве образца александрийскую поэзию, прежде всего Каллимаха; они обращались к малому мифологич. эпосу (эпиллию), значительно расширили репертуар лирич. форм, развили жанр элегии. Противоположная программа была представлена филос. эпосом Лукреция (поэма «О природе вещей»), который опирался на уже ставший архаичным язык Энния. Для становления нового поэтич. языка и стиля были важны опыты Цицерона: созданный им перевод поэмы Арата «Явления» повлиял на астрономич. поэзию (Германик, Марк Манилий). Начиная с Цицерона риторика стала оказывать возрастающее влияние на язык и стиль поэзии; всеобщее признание Цицерона способствовало сохранению уникального по полноте корпуса его судебных и политич. речей.
Традиция рим. энциклопедизма была заложена в трудах Марка Теренция Варрона (сохранились соч. «Сельское хозяйство» и частично «Латинский язык»). Варрон был автором книг по истории и теории лит-ры (не сохр.), которые через посредничество Светония и Иеронима Блаженного являются осн. источником биографии писателей периода Республики. В работах Варрона каталог утвердился как универсальный способ познания мира и стал одной из доминирующих лит. моделей эпохи Империи. Ближайшим продолжателем Варрона был грамматик и антиквар Марк Веррий Флакк, повлиявший на Плиния Старшего. Модель каталога лежит в основе собраний биографий великих людей (Корнелий Непот, Светоний). Идея историографии, ориентированной на классич. греч. образцы (Фукидид, Ксенофонт), была воплощена на рубеже Республики и Империи Гаем Юлием Цезарем и Саллюстием, а в дальнейшем – в историографии эпохи Октавиана Августа, известной по частично сохранившемуся сочинению Тита Ливия, где излагалась вся рим. история. Тенденция к историч. универсализму проявилась в «Истории Филиппа» Трога Помпея – первом известном опыте всемирной истории.
В поэзии эпохи Августа продолжилось интенсивное жанровое творчество и освоение новых греч. моделей, при этом в число образцовых авторов вошли ранние писатели периода Республики, получившие поч. статус «древних». Исключительное содержат. богатство и стилистич. изощрённость поэзии этого времени во многом объясняются свободным межжанровым переносом тем и поэтич. приёмов: многочисл. отсылками к греч. и лат. авторам наполнена «Энеида» Вергилия – наивысшее достижение рим. эпоса. Гекзаметрич. поэзию негероич. содержания воплощают «Буколики» и «Георгики» Вергилия и «Послания» Квинта Горация Флакка, который впервые воспроизвёл на лат. яз. метрическое разнообразие греч. поэзии. Его дидактич. поэма «Наука поэзии» стала одним из осн. источников по эллинистич. поэтике; «Беседы» Горация вместе с поэмами Луцилия создали канон гекзаметрич. сатуры. Дидактич. эпос о природе представлен в творчестве Эмилия Макра (поэмы «Орнитогония», «О травах»). Новый канон элегии образуют средние по объёму стихотворения на любовные темы, насыщенные мифологич. аллюзиями и объединённые в сборники (Тибулл, Проперций). Последовательное изложение всей греч. мифологии представлено в поэме Овидия «Метаморфозы». Овидий облекает любовную элегию в форму вымышленных писем («Героиды») или дидактич. поэмы («Наука любви»); элегич. форма использована им в поэме «Фасты», созданной по модели «Начал» Каллимаха; в последних сб-ках «Скорбные элегии» и «Письма с Понта», во многом опираясь на Горация, Овидий обратился к личным и автобиографич. темам. При Августе был сформирован институт покровительства, когда высокопоставленный человек становился посредником между писателями и могуществ. покровителем; в этой роли наиболее известен Меценат (его имя стало нарицательным). Покровитель оказывал материальные благодеяния, которые в большей степени были знаком социального престижа, нежели заработком. При этом авторских прав Рим не знал: единственным способом получения непосредственного дохода от поэзии была продажа рукописи заинтересованным лицам (прозы, по-видимому, это не касалось). Требования к поэтич. мастерству были очень высоки, поэтому рим. поэт, как правило, был человеком среднего достатка, который мог целиком посвятить себя лит-ре (таковы Катулл, Овидий и др.).
К началу эпохи принципата прекратилось развитие поэзии для театра; лит. драма уступила место пантомиме на мифологич. сюжет (fabula saltata), которая исполнялась под пение нарративного текста; при этом все жанры классич. драмы сохранили своё поч. место в лит-ре, став поэзией для декламации и чтения (известны по корпусу трагедий Сенеки). Переосмысление роли поэзии в сер. 1 в. н. э. было связано с личным интересом Нерона к лит-ре. При нём сложился настоящий лит. кружок, где сочинялись и обсуждались стихи, возобновились метрич. эксперименты в лирике (Цезий Басс). История оставалась ведущей темой эпоса, в котором предполагалось восхваление правящего принцепса, однако непосредств. темой сохранившихся поэм стало республиканское прошлое: гражд. война между Цезарем и Помпеем в «Фарсалии» Лукана (эпоха Нерона) и Пунические войны в поэме «Пуника» Силия Италика (эпоха Домициана). При Флавиях был создан крупный мифологич. эпос: «Фиваида» Стация, «Аргонавтика» Валерия Флакка. Сатура вновь приобрела актуальность как форма поэтич. личной насмешки с пафосом осуждения обществ. пороков: в творчестве Флакка, Авла Персия и Ювенала она приобрела форму, которая станет основной для сатиры Нового времени. Тематически с сатурой связан жанр эпиграммы, который получил развитие в творчестве Марциала. Басни в стихах уже наличествовали в сатурах Горация, Луцилия и, вероятно, Энния, а в 40–50-х гг. появился сб. «Эзоповых басен» Федра. Восходящая к Варрону сатура-прозиметр представлена инвективой «Отыквление божественного Клавдия» Сенеки, а также объёмным, со сложной фабулой произведением Петрония «Сатирикон», который, как и «Метаморфозы» Апулея (2 в. н. э.), сближается с греч. романом.
В 1–2 вв. в Риме процветало риторич. образование. Риторы делали успешную гос. карьеру в имп. администрации (Сенека, Квинтилиан, Фронтон), совмещая её с лит. занятиями, поэтому социальный статус учителей риторики был высок; Ювенал из ритора стал поэтом. Появились сб-ки декламаций (Сенека Старший) и наиболее полное изложение школьной риторики – трактат «Воспитание оратора» Квинтилиана. Развитая риторич. культура породила обширную по объёму и разнообразную по содержанию прозаич. лит-ру: филос. сочинения Сенеки, «Естественная история» Плиния Старшего, письма Плиния Младшего, историч. сочинения Тацита, филологич. записки Авла Геллия. Риторич. техникой владели и первые христианские писатели-апологеты (Тертуллиан, Минуций Феликс).
Позднеримская лит-ра 3–4 вв. развивалась в особых лингвистич. условиях: разг. язык стремительно отдалялся от классич. латыни, становившейся застывшей, искусственно сохраняемой нормой. В эти столетия радикальных перемен во всех сферах жизни лит-ра отличалась исключит. консерватизмом: сложившиеся к кон. 2 в. н. э. язык, стили и жанровые нормы тщательно сохранялись, воспроизводились и комментировались (напр., теме заимствований в текстах Вергилия в значит. части посвящено соч. «Сатурналии» Макробия). Для мн. писателей (Клавдиан, Аммиан Марцеллин) лат. яз. не был родным. Редкий пример поэта эпохи, для которого язык и жанровый аппарат классич. лит-ры стали гармоничным средством самовыражения, – Авсоний. До сер. 4 в. в историографии преобладали нехристианские авторы (Аврелий Виктор, Евтропий, Аммиан Марцеллин); остальные наиболее значит. писатели этого времени были христианами (Аврелий Августин, Иероним Блаженный, Пруденций): они широко использовали классич. лит. традицию, но были открыты также для новаторства. Забвение классич. латыни, политич. потрясения и разрушение гор. культуры стали причинами постепенного упадка лит-ры Р. Д. в 5 в.
Лит-ра Р. Д. имела важнейшее значение для последующего развития всей зап.-европ. словесности как в отношении жанровых форм, так и конкретных мотивов и сюжетов.