Энеолитич. культуры (3–1-го тыс. до н. э.) открыты во всех районах И., кроме юга Декана. В ряде районов их традиции сохранялись в бронзовом и начале железного века.
Население, пришедшее из зоны формирования хараппской культуры, освоило на юге полуострова Кач и Катхиявар (Дхолавира, Лотхал и др.), на востоке – долину Ганга и его притоков (Калибанган и др.). Эти районы стали частью индской цивилизации. Её характерными чертами являются крупные поселения, нередко с регулярной планировкой и высоким уровнем гор. благоустройства, широкое использование бронзы, наличие письменности. Экономич. основой было высокоурожайное ирригац. земледелие. Большое значение имела торговля, в т. ч. с такими отдалёнными районами, как острова Персидского зал. и Юж. Месопотамия, Сев. Афганистан и Ср. Азия. Города долин Инда и Сарасвати (ныне Гхаггар) входили в обширную зону ранних цивилизаций Старого Света. В нач. 2-го тыс. гор. цивилизация в Сев.-Зап. И. пришла в упадок.
В др. районах И. также известны долговременные поселения (типа теллей), которые были застроены круглыми и прямоугольными домами с очагами и хозяйств. постройками из сырцового и обожжённого кирпича; в них известны кварталы гончаров, медников, изготовителей бус; обводные кирпичные стены, дамбы (Даймабад, Инамгаон) и рвы (Еран, Нагда) для защиты от наводнений. Выращивали в осн. ячмень, реже пшеницу, очень редко рис, а также чечевицу, не менее 9 видов бобовых. В каменной «индустрии» прослеживают мезолитич. и неолитич. традиции, в изделиях из меди и бронзы, наряду с местными, – выделяют импортные (напр., кинжал из Чандоли напоминает образцы кобанской культуры). Кроме металлич. украшений, известны бусы из агата, стеатита, халцедона. Биконические терракотовые бусы Ахара с резным орнаментом имеют аналоги в Трое и Анау; ожерелье медных бус на шёлковой нитке из погребения Невасы – самое раннее свидетельство о наличии шёлка на территории И. Керамика (кувшины на ножке или с носиком, чаши со сливом, потиры, зооморфные сосуды и др.) гончарная, имела кремовый, красный и др. ангоб, геометрич. и растит. орнамент, изображения (журавль, павлин, цапля, дикие животные, стилизованные «танцующие человечки»), выполненные заливкой или контуром чёрной, белой и др. красками. На сосудах из Даймабада – сюжеты охоты и стилизованная пара в позе сексуального контакта. Натуралистич. и стилизованные терракотовые бычки найдены в Каятхе и Гилунде, женские статуэтки – в Инамгаоне. Особенности набора форм и орнамента – основа для выделения ряда культур.
Наиболее ранняя энеолитич. культура Джодхпуры – Ганешвара (ок. 2800–2200) в центре меднорудного пояса Кхетри (сев.-вост. Раджастхан) и её поздняя стадия (ок. 1800–1400; относится к бронзовому веку), медных кладов культура в междуречье Ганга и Ямуны (ныне р. Джамна) были центрами металлургии меди, обеспечивавшими сырьём др. культуры, в т. ч. хараппскую цивилизацию. В Декане в 1-й пол. 2-го тыс. известны энеолитич. культуры: Ахар (долина Банаса), Каятха (долина Чамбала), Савалда (долины Тапти и Правары), Малва (плато Малва). К раннему бронзовому веку относятся погребения в мегалитах (Какории, Магхе и др.) – круглых каменных оградах с цистой в середине (в Сонпуре – захоронения в урнах). Во 2-й пол. 2-го тыс. на юге появился позднехараппский форпост Даймабад, слои которого перекрыты материалами культур бронзового века Джорве и Невасы, для которых показательны вытянутые трупоположения (головой на север), под полами жилищ: взрослые в ямах, дети в 2 сосудах, положенных устье к устью. Уникально погребение в Инамгаоне. Поздний бронзовый век (1100–700; Каушамби, Чиранда и др.) связан с серой расписной керамики культурой, появлением железных изделий и одомашненной лошади. Эту культуру продолжила «культура северной чёрной полированной керамики» с гор. поселениями, чеканкой монеты, новым стилем в иск-ве, существовавшая в правление Нандов, Маурьев и Шунгов (2 в.).
Эпоха Вед Во 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. на территории к югу от Каспийского м., между Месопотамией и Индом, распространялись индоиранские языки. Носителей этих языков принято называть ариями. Самые ранние тексты на древнем индоарийском яз. – Веды. Ригведа, первый по времени и значимости ведийский памятник, является осн. источником для изучения древнейшей индоарийской культуры. Создатели Вед не знали письменности; религ. гимны, жертвенные формулы и заклинания заучивались и передавались из поколения в поколение в устной форме. Обширные сб-ки (самхиты) Вед многослойны и не могут иметь точной датировки. Считается, что составление Ригведы относится к последней трети 2-го тыс., а др. сб-ки (Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа) появились на неск. веков позднее. В 1-й пол. 1-го тыс. создаётся т. н. поздневедийская лит-ра, или брахманическая проза, представляющая собой преим. истолкования элементов жертвенного ритуала.
Ригведа формировалась на крайнем северо-западе И. и отразила быт и культуру племён, близких древним иранцам – создателям ранних частей Авесты. Их мировоззрению присущ дуализм: ариям и их богам (Индра, Варуна, Агни, Сома, Митра) противостоят дасью, ассоциируемые с силами тьмы. Для ведийских ариев крупный рогатый скот имел особое значение, считался мерилом богатства. По всей видимости, между племенами шла постоянная борьба за обладание стадами коров. Воен. предводители, представители племенной знати сражались на лёгких колесницах, запряжённых лошадьми. Конь, колесница, колесо ассоциировались с властью. Ригведа не даёт оснований говорить о прочной оседлости индоарийских племён. Земледелие (гл. обр. разведение ячменя) играло в их хозяйстве вспомогат. роль. В религ. культе Вед не предусмотрено строительство храмов и почитание изображений богов. Осн. культовым действием было жертвоприношение на огне, которое осуществляли наследственные жрецы-брахманы – знатоки ритуала и ведийских формул.
В нач. 1-го тыс. происходит арьянизация Сев. И. – дальнейшее распространение на восток индоарийских диалектов и ведийской культуры. Областью формирования поздневедийской лит-ры была т. н. Срединная земля, включавшая гл. обр. междуречье Ганга и Ямуны. Хозяйств. освоению долины Ганга, по-видимому, способствовало появление железных орудий труда. Осн. отраслью хозяйства стало земледелие, прежде всего рисоводство, которое требовало прочной оседлости. В поздневедийскую эпоху сформировалась др.-инд. цивилизация, включавшая как арийские, так и субстратные (дравидийские, австроазиатские) компоненты. Характерной чертой социального строя И. этого времени является система варн – обширных сословно-кастовых групп (жрецов-брахманов, племенной знати – кшатриев, полноправных общинников – вайшьев, неполноправных – шудр). На базе племён, занимавших определённую территорию и находившихся под властью кшатрийских династий, постепенно начали формироваться протогосударственные образования.