Эпоха первых цивилизаций

Эне­о­ли­тич. куль­ту­ры (3–1-го тыс. до н. э.) от­кры­ты во всех рай­онах И., кро­ме юга Де­ка­на. В ря­де рай­онов их тра­ди­ции со­хра­ня­лись в брон­зо­вом и на­ча­ле же­лез­но­го ве­ка.

На­се­ле­ние, при­шед­шее из зо­ны фор­ми­ро­ва­ния ха­рапп­ской куль­ту­ры, ос­вои­ло на юге по­лу­ост­ро­ва Кач и Кат­хия­вар (Дхо­ла­ви­ра, Лот­хал и др.), на вос­то­ке – до­ли­ну Ган­га и его при­токов (Ка­ли­бан­ган и др.). Эти рай­оны ста­ли ча­стью инд­ской ци­ви­ли­за­ции. Её ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми яв­ля­ют­ся круп­ные по­се­ле­ния, не­ред­ко с ре­гу­ляр­ной пла­ни­ров­кой и вы­со­ким уров­нем гор. бла­го­ус­т­рой­ст­ва, ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние брон­зы, на­ли­чие пись­мен­но­сти. Эко­но­мич. ос­но­вой бы­ло вы­со­ко­уро­жай­ное ир­ри­гац. зем­ле­де­лие. Боль­шое зна­че­ние име­ла тор­гов­ля, в т. ч. с та­ки­ми от­да­лён­ны­ми рай­она­ми, как ост­ро­ва Пер­сид­ско­го зал. и Юж. Ме­со­по­та­мия, Сев. Аф­га­ни­стан и Ср. Азия. Го­ро­да до­лин Ин­да и Са­рас­ва­ти (ны­не Гхаг­гар) вхо­ди­ли в об­шир­ную зо­ну ран­них ци­ви­ли­за­ций Ста­ро­го Све­та. В нач. 2-го тыс. гор. ци­ви­ли­за­ция в Сев.-Зап. И. при­шла в упа­док.

Архив БРЭЖенские керамические статуэтки из Инамгаона. 1-я треть 1-го тыс. до н. э. (по Б. К. Тхапару).

В др. рай­онах И. так­же из­вест­ны дол­го­вре­мен­ные по­се­ле­ния (ти­па тел­лей), ко­то­рые бы­ли за­строе­ны круг­лы­ми и пря­мо­уголь­ны­ми до­ма­ми с оча­га­ми и хо­зяйств. по­строй­ка­ми из сыр­цо­во­го и обож­жён­но­го кир­пи­ча; в них из­вест­ны квар­та­лы гон­ча­ров, мед­ни­ков, из­го­то­ви­те­лей бус; об­вод­ные кир­пич­ные сте­ны, дам­бы (Дай­ма­бад, Инам­га­он) и рвы (Еран, На­гда) для за­щи­ты от на­вод­не­ний. Вы­ра­щи­ва­ли в осн. яч­мень, ре­же пше­ни­цу, очень ред­ко рис, а так­же че­че­ви­цу, не ме­нее 9 ви­дов бо­бо­вых. В ка­мен­ной «ин­ду­ст­рии» про­сле­жи­ва­ют ме­зо­ли­тич. и не­оли­тич. тра­ди­ции, в из­дели­ях из ме­ди и брон­зы, на­ря­ду с ме­ст­ны­ми, – вы­де­ля­ют им­порт­ные (напр., кин­жал из Чан­до­ли на­по­ми­на­ет об­раз­цы ко­бан­ской куль­ту­ры). Кро­ме ме­тал­лич. ук­ра­ше­ний, из­вест­ны бу­сы из ага­та, стеа­ти­та, хал­це­до­на. Би­ко­ни­че­ские тер­ра­ко­то­вые бу­сы Аха­ра с рез­ным ор­на­мен­том име­ют ана­ло­ги в Трое и Анау; оже­ре­лье мед­ных бус на шёл­ко­вой нит­ке из по­гре­бе­ния Не­ва­сы – са­мое ран­нее сви­де­тель­ст­во о на­ли­чии шёл­ка на тер­ри­то­рии И. Ке­ра­ми­ка (кув­ши­ны на нож­ке или с но­си­ком, ча­ши со сли­вом, по­ти­ры, зоо­морф­ные со­су­ды и др.) гон­чар­ная, име­ла кре­мо­вый, крас­ный и др. ан­гоб, гео­мет­рич. и рас­тит. ор­на­мент, изо­бра­же­ния (жу­равль, пав­лин, ца­п­ля, ди­кие жи­вот­ные, сти­ли­зо­ван­ные «тан­цую­щие че­ло­веч­ки»), вы­пол­нен­ные за­лив­кой или кон­ту­ром чёр­ной, бе­лой и др. крас­ка­ми. На со­су­дах из Дай­ма­ба­да – сю­же­ты охо­ты и сти­ли­зо­ван­ная па­ра в по­зе сек­су­аль­но­го кон­так­та. На­ту­ра­ли­стич. и сти­ли­зо­ван­ные тер­ра­ко­то­вые быч­ки най­де­ны в Ка­ят­хе и Ги­лун­де, жен­ские ста­ту­эт­ки – в Инам­гао­не. Осо­бен­но­сти на­бо­ра форм и ор­на­мен­та – ос­но­ва для вы­де­ле­ния ря­да куль­тур.

Архив БРЭБронзовые статуэтки слона, быка, колесницы из Даймабада. 12–8 вв. до н. э. (по Б. К. Тхапару).

Наи­бо­лее ран­няя эне­о­ли­тич. куль­ту­ра Джод­хпу­ры – Га­неш­ва­ра (ок. 2800–2200) в цен­тре мед­но­руд­но­го поя­са Кхет­ри (сев.-вост. Рад­жаст­хан) и её позд­няя ста­дия (ок. 1800–1400; от­но­сит­ся к брон­зо­во­му ве­ку), мед­ных кла­дов куль­ту­ра в ме­ж­ду­ре­чье Ган­га и Яму­ны (ны­не р. Джам­на) бы­ли цен­тра­ми ме­тал­лур­гии ме­ди, обес­пе­чи­вав­ши­ми сырь­ём др. куль­ту­ры, в т. ч. ха­рапп­скую ци­ви­ли­за­цию. В Де­ка­не в 1-й пол. 2-го тыс. из­вест­ны эне­о­ли­тич. куль­ту­ры: Ахар (до­ли­на Ба­на­са), Ка­ят­ха (до­ли­на Чам­ба­ла), Са­вал­да (до­ли­ны Тап­ти и Пра­ва­ры), Мал­ва (пла­то Мал­ва). К ран­не­му брон­зо­во­му ве­ку от­но­сят­ся по­гре­бе­ния в ме­га­ли­тах (Ка­ко­рии, Маг­хе и др.) – круг­лых ка­мен­ных ог­ра­дах с цис­той в се­ре­ди­не (в Со­нпу­ре – за­хо­ро­не­ния в ур­нах). Во 2-й пол. 2-го тыс. на юге по­явил­ся позд­не­ха­рапп­ский фор­пост Дай­ма­бад, слои ко­то­ро­го пе­ре­кры­ты ма­те­риа­ла­ми куль­тур брон­зо­во­го ве­ка Джор­ве и Не­ва­сы, для ко­то­рых по­ка­за­тель­ны вы­тя­ну­тые тру­по­по­ло­же­ния (го­ло­вой на се­вер), под по­ла­ми жи­лищ: взрос­лые в ямах, де­ти в 2 со­су­дах, по­ло­жен­ных устье к устью. Уни­каль­но по­гре­бе­ние в Инам­гао­не. Позд­ний брон­зо­вый век (1100–700; Кау­шам­би, Чи­ран­да и др.) свя­зан с се­рой рас­пис­ной ке­ра­мики куль­ту­рой, по­яв­ле­ни­ем же­лез­ных из­де­лий и одо­маш­нен­ной ло­ша­ди. Эту куль­ту­ру про­дол­жи­ла «куль­ту­ра се­вер­ной чёр­ной по­ли­ро­ван­ной ке­ра­ми­ки» с гор. по­се­ле­ния­ми, че­кан­кой мо­не­ты, но­вым сти­лем в иск-ве, су­ще­ст­во­вав­шая в прав­ле­ние Нан­дов, Ма­урь­ев и Шун­гов (2 в.).

Архив БРЭ Медный инструмент в форме антропоморфной фигуры. Ок. 1500–1200 до н. э. Государственный музей Лакхнау (Дели).
Не­оли­тич. и эне­о­ли­тич. куль­ту­ры в Юж. И. на­сле­до­ва­лись ме­га­ли­тич. куль­ту­рой (1000–700 до н. э.), свя­зы­вае­мой с ко­че­вы­ми пас­ту­ше­ски­ми пле­ме­на­ми, ко­то­рые раз­во­ди­ли круп­ный ро­га­тый скот и ло­ша­дей, ис­поль­зо­ва­ли, на­ря­ду с мед­но-брон­зо­вы­ми, же­лез­ные ору­дия, ору­жие, кон­скую сбрую.

Эпоха Вед Во 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. на тер­ри­то­рии к югу от Кас­пий­ско­го м., ме­ж­ду Ме­со­по­та­ми­ей и Ин­дом, рас­про­стра­ня­лись ин­дои­ран­ские язы­ки. Но­си­те­лей этих язы­ков при­ня­то на­зы­вать ария­ми. Са­мые ран­ние тек­сты на древ­нем ин­доа­рий­ском яз. – Ве­ды. Риг­ве­да, пер­вый по вре­ме­ни и зна­чи­мо­сти ве­дий­ский па­мят­ник, яв­ля­ет­ся осн. ис­точ­ни­ком для изу­че­ния древ­ней­шей ин­доа­рий­ской куль­ту­ры. Соз­да­те­ли Вед не зна­ли пись­мен­но­сти; ре­лиг. гим­ны, жерт­вен­ные фор­му­лы и за­кли­на­ния за­учи­вались и пе­ре­да­ва­лись из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние в уст­ной фор­ме. Об­шир­ные сб-ки (сам­хи­ты) Вед мно­го­слой­ны и не мо­гут иметь точ­ной да­ти­ров­ки. Счи­та­ет­ся, что со­став­ле­ние Риг­ве­ды от­но­сит­ся к по­след­ней тре­ти 2-го тыс., а др. сб-ки (Са­ма­ве­да, Яд­жур­ве­да и Ат­хар­ва­ве­да) поя­ви­лись на неск. ве­ков позд­нее. В 1-й пол. 1-го тыс. соз­да­ёт­ся т. н. позд­не­ве­дий­ская лит-ра, или брах­ма­ни­че­ская про­за, пред­став­ляю­щая со­бой пре­им. ис­тол­ко­ва­ния эле­мен­тов жерт­вен­но­го ри­туа­ла.

Риг­ве­да фор­ми­ро­ва­лась на край­нем се­ве­ро-за­па­де И. и от­ра­зи­ла быт и куль­ту­ру пле­мён, близ­ких древ­ним иран­цам – соз­да­те­лям ран­них час­тей Аве­сты. Их ми­ро­воз­зре­нию при­сущ дуа­лизм: ари­ям и их бо­гам (Ин­д­раВа­ру­наАг­ниСо­маМит­ра) про­ти­во­сто­ят да­сью, ас­со­ции­руе­мые с си­ла­ми тьмы. Для ве­дийских ари­ев круп­ный ро­га­тый скот имел осо­бое зна­че­ние, счи­тал­ся ме­ри­лом бо­гат­ст­ва. По всей ви­ди­мо­сти, ме­ж­ду пле­ме­на­ми шла по­сто­ян­ная борь­ба за об­лада­ние ста­да­ми ко­ров. Во­ен. пред­во­ди­те­ли, пред­ста­ви­те­ли пле­мен­ной зна­ти сра­жа­лись на лёг­ких ко­лес­ни­цах, за­пря­жён­ных ло­шадь­ми. Конь, ко­лес­ни­ца, ко­ле­со ас­со­ции­ро­ва­лись с вла­стью. Риг­веда не да­ёт ос­но­ва­ний го­во­рить о проч­ной осед­ло­сти ин­доа­рий­ских пле­мён. Зем­ле­де­лие (гл. обр. раз­ве­де­ние яч­ме­ня) иг­ра­ло в их хо­зяй­ст­ве вспо­мо­гат. роль. В ре­лиг. куль­те Вед не пре­ду­смот­ре­но строи­тель­ст­во хра­мов и по­чи­та­ние изо­бра­же­ний бо­гов. Осн. куль­то­вым дей­ст­ви­ем бы­ло жерт­во­при­но­ше­ние на ог­не, ко­то­рое осу­ще­ст­в­ля­ли на­след­ст­вен­ные жре­цы-брах­ма­ны – зна­то­ки ри­туа­ла и ве­дий­ских фор­мул.

В нач. 1-го тыс. про­ис­хо­дит арь­я­ни­за­ция Сев. И. – даль­ней­шее рас­про­стра­не­ние на вос­ток ин­доа­рий­ских диа­лек­тов и ве­дий­ской куль­ту­ры. Об­ла­стью фор­ми­ро­ва­ния позд­не­ве­дий­ской лит-ры бы­ла т. н. Сре­дин­ная зем­ля, вклю­чав­шая гл. обр. ме­ж­ду­ре­чье Ган­га и Яму­ны. Хо­зяйств. ос­вое­нию до­ли­ны Ган­га, по-ви­ди­мо­му, спо­соб­ст­во­ва­ло по­яв­ле­ние же­лез­ных ору­дий тру­да. Осн. от­рас­лью хо­зяй­ст­ва ста­ло зем­ле­де­лие, пре­ж­де все­го ри­со­вод­ст­во, ко­то­рое тре­бо­ва­ло проч­ной осед­ло­сти. В позд­не­ве­дий­скую эпо­ху сфор­ми­ро­ва­лась др.-инд. ци­ви­ли­за­ция, вклю­чав­шая как арий­ские, так и суб­страт­ные (дра­ви­дий­ские, ав­ст­роа­зи­ат­ские) ком­по­нен­ты. Ха­рак­тер­ной чер­той со­ци­аль­но­го строя И. это­го вре­ме­ни яв­ля­ет­ся сис­те­ма варн – об­шир­ных со­слов­но-кас­то­вых групп (жре­цов-брах­ма­нов, пле­мен­ной зна­ти – кшат­ри­ев, пол­но­прав­ных об­щин­ни­ков – вай­шьев, не­пол­но­прав­ных – шудр). На ба­зе пле­мён, за­ни­мав­ших оп­ре­де­лён­ную тер­ри­то­рию и на­хо­див­ших­ся под вла­стью кшат­рий­ских ди­на­стий, по­сте­пен­но на­ча­ли фор­ми­ро­вать­ся про­то­го­су­дар­ст­вен­ные об­ра­зо­ва­ния.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22