Эпо­ха Па­лео­ло­гов (1261–1453)

Герб Палеологов. В круге – монограмма Палеологов. Миниатюра из Евангелия. 15 в. Российская национальная библиотека (С.-Петербург).

Эпо­ха Па­лео­ло­гов (1261–1453). Вос­ста­нов­лен­ная Ви­зант. им­пе­рия бы­ла лишь сла­бой те­нью бы­лой дер­жа­вы. Её ре­сур­сы бы­ли хищ­ни­че­ски раз­граб­ле­ны. На­се­ле­ние по­ре­де­ло. По­лу­пус­тая, об­го­рев­шая, с за­рос­ши­ми бурь­я­ном пло­ща­дя­ми и раз­ру­шен­ны­ми двор­ца­ми, сто­ли­ца Кон­стан­ти­но­поль ма­ло по­хо­ди­ла на «вла­ды­чи­цу го­ро­дов». Ме­ст­ное ре­мес­ло и тор­гов­ля на­хо­ди­лись в жал­ком со­стоя­нии: итал. тор­го­вый ка­пи­тал фи­нан­си­ро­вал здесь толь­ко вы­воз сы­рья и по­сред­нич. сдел­ки. Ос­нов­ная хо­зяйств. жизнь пе­ре­мес­ти­лась в де­рев­ню. В от­ли­чие от по­ло­же­ния дел в го­ро­дах, с. х-во вос­ста­нов­лен­ной В. на­хо­ди­лось на подъ­ё­ме, сти­му­ли­руе­мое вы­со­ким спро­сом на про­дук­цию феод. вот­чин: зер­но, ви­но, олив­ко­вое мас­ло, мёд, ко­жи и т. п. Рос­ло до­ме­ни­аль­ное хо­зяй­ст­во. За­ви­си­мость па­ри­ков уси­ли­ва­лась, но вот­чин­ни­ки ши­ро­ко прак­ти­ко­ва­ли так­же арен­ду. Воз­ник­ли осо­бые фор­мы пред­при­ни­ма­тель­ской суб­арен­ды, об­на­ру­жив­шие тен­ден­цию к раз­ви­тию бо­лее про­грес­сив­ной ор­га­ни­за­ции с.-х. про­из-ва. Впер­вые в В. поя­ви­лись круп­ные име­ния, поль­зо­вав­шие­ся ши­ро­ки­ми льго­та­ми и ох­ва­ты­вав­шие ог­ром­ные мас­си­вы зе­мель с мно­го­от­рас­ле­вым зем­ле­дельч. и ско­то­водч. хо­зяй­ст­вом. Поя­ви­лись и прак­ти­че­ски не­за­ви­си­мые от цен­тра вла­де­ния чле­нов пра­вя­щей се­мьи, по­доб­ные за­пад­ным апа­на­жам. Не­ко­то­рое ожив­ле­ние го­род­ской жиз­ни в позд­ней В. не бы­ло свя­за­но с раз­ви­ти­ем ме­ст­но­го ре­мес­ла и тор­гов­ли. Фео­да­лы без­раз­дель­но гос­под­ст­во­ва­ли в го­ро­де. Ов­ла­дев его рын­ка­ми, они сбы­ва­ли на них ино­стран­цам (в осн. италь­ян­цам) про­дук­цию сво­их вот­чин. По­ку­па­ли же они по пре­иму­ще­ст­ву ино­зем­ные ре­мес­лен­ные то­ва­ры. Ви­зант. го­род стал гл. обр. цен­тром тран­зит­ной тор­гов­ли. Упа­док го­ро­да усу­губ­ля­ла по­ли­ти­ка ви­зант. центр. вла­сти. Ещё до от­вое­ва­ния Кон­стан­ти­но­по­ля в 1261 имп. Ни­кеи Ми­ха­ил VIII Па­лео­лог пре­дос­та­вил Ге­нуе за по­мощь её во­ен. фло­та пра­во бес­по­шлин­ной тор­гов­ли, ко­то­рое Ве­не­ция по­лу­чи­ла ра­нее от Алек­сея I. На сев. бе­ре­гу бух­ты Зо­ло­той Рог в Га­ла­те бы­ст­ро вы­рос ге­ну­эз­ский квар­тал (Пе­ра), це­ли­ком на­хо­див­ший­ся под юрис­дик­ци­ей Ге­нуи. В 1265 Ве­не­ция по­лу­чи­ла под­твер­жде­ние сво­их бы­лых при­ви­ле­гий. Итал. квар­та­лы со свои­ми при­ча­ла­ми и скла­да­ми и собств. ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей про­дол­жа­ли су­ще­ст­во­вать и в сте­нах сто­ли­цы В. Са­мо снаб­же­ние Кон­стан­ти­но­по­ля по­па­ло в ру­ки ино­зем­цев. На его ули­цах, со­пер­ни­чая друг с дру­гом и не счи­та­ясь с хо­зяе­ва­ми, ве­не­ци­ан­цы и ге­ну­эз­цы уст­раи­ва­ли ино­гда на­стоя­щие сра­же­ния. Не­на­висть, по­се­ян­ная ими в ме­ст­ном на­се­ле­нии, да­ла всхо­ды во вре­мя на­ше­ст­вия ту­рок: на­род от­вер­гал вся­кую мысль об унии церк­вей це­ной под­чи­не­ния сво­ей церк­ви пап­ст­ву.

Рас­счи­ты­вая на по­мощь За­па­да про­тив му­суль­ман, Ми­ха­ил VIII за­клю­чил в 1274 в Лио­не унию с ка­то­лич. цер­ко­вью на ус­ло­ви­ях при­ня­тия су­пре­ма­тии па­пы над всей хри­сти­ан­ской цер­ко­вью, что вы­зва­ло рас­кол в об­ще­ст­ве. Ду­хо­вен­ст­во и боль­шин­ст­во на­се­ле­ния В. от­верг­ли ка­то­лич. дог­мат об ис­хо­ж­де­нии Св. Ду­ха и от Бо­га Сы­на (filioque) и от­ка­за­лись по­ми­нать па­пу на бо­го­слу­же­ни­ях. Го­не­ния со сто­ро­ны им­пе­ра­то­ра, кос­нув­шие­ся в т. ч. и чле­нов имп. фа­милии, не уст­ра­ни­ли рас­ко­ла в об­ще­ст­ве. Уния вы­зва­ла по­ток эмиг­ра­ции из В. в Эпир и Тра­пе­зунд. Её от­верг сра­зу по­сле смер­ти Михаи­ла VIII в 1282 его сын Ан­д­ро­ник II Па­лео­лог. Под­дер­жав Ге­ную в про­иг­ран­ной ею вой­не с Ве­не­ци­ей (1294–99), В. долж­на бы­ла в 1303 по­пла­тить­ся но­вы­ми ус­туп­ка­ми в поль­зу Ве­не­ции. На­ня­тое то­гда же Ан­д­ро­ни­ком II для борь­бы с ос­ма­на­ми ка­та­лон­ское вой­ско под­ня­ло мя­теж про­тив са­мой В. Оно опус­то­ши­ло в 1306–07 Фра­кию, Юж. Ма­ке­до­нию и Фес­са­лию. В 1311 ка­та­лон­цы за­вое­ва­ли Афи­но-Фи­ван­ское гер­цог­ст­во. В 1321–28 в В. шла гражд. вой­на: трон у пре­ста­ре­ло­го Ан­д­ро­ни­ка II ос­па­ри­вал его внук Ан­д­ро­ник III Па­лео­лог, опи­рав­ший­ся на фео­да­лов Фра­кии. В борь­бу бы­ли во­вле­че­ны бол­га­ры, сер­бы и тур­ки. По­бе­да Ан­д­ро­ни­ка III не при­ве­ла к ми­ру. Ос­ма­ны за­вое­ва­ли по­след­ние круп­ные го­ро­да В. в Ма­лой Азии. По­сле смер­ти Ан­д­ро­ни­ка III в 1341 вспых­ну­ли но­вые меж­до­усо­би­цы. Про­тив ре­аль­но­го пра­ви­те­ля им­пе­рии (ре­ген­та при ма­ло­лет­нем на­след­ни­ке) ве­ли­ко­го до­ме­сти­ка Ио­ан­на Кан­та­ку­зи­на вы­сту­пи­ла кон­стан­ти­но­поль­ская знать во гла­ве с вдов­ст­вую­щей имп. Ан­ной Са­вой­ской и ве­ли­ким ду­кой Алек­се­ем Апо­кав­ком. Их под­дер­жа­ли тор­го­во-рос­тов­щич. кру­ги Кон­стан­ти­но­по­ля и др. го­ро­дов. Феод. маг­на­ты объ­я­ви­ли им­пе­ра­то­ром Кан­та­ку­зи­на, а в Кон­стан­ти­но­по­ле в 1341 был воз­ве­дён на трон ма­ло­лет­ний сын Ан­д­ро­ни­ка III Ио­анн V Па­лео­лог.

В 1341 жи­те­ли го­ро­дов вос­ста­ли про­тив маг­на­тов. В Ад­риа­но­по­ле бо­га­чей за­клю­чи­ли в тюрь­му, а их до­ма раз­гро­ми­ли. Вско­ре вос­ста­ли и го­ро­жа­не г. Фес­са­ло­ни­ки. Знать бы­ла из­гна­на. Воз­гла­вив­шие вос­ста­ние зи­ло­ты (рев­ни­те­ли) от­ра­жа­ли ин­те­ре­сы тор­го­во-ре­мес­лен­но­го на­се­ле­ния го­ро­да. Про­тив­ни­ки зи­ло­тов го­во­ри­ли, что их прав­ле­ние бы­ло не­ви­дан­ной ра­нее вла­стью чер­ни. Зи­ло­тов об­ви­ня­ли в том, что они от­ня­ли у свет­ских фео­да­лов и мо­на­сты­рей зем­лю и кре­сть­ян. Зи­ло­ты же счи­та­ли до­пус­ти­мым об­ра­тить иму­ще­ст­во маг­на­тов на об­ществ. ну­ж­ды.

«Иоанн VI Кантакузин председательствует на Влахернском соборе 1351 года». Миниатюра. Константинополь. 1370–75. Национальная библиотека (Париж).Архив «Православной энциклопедии»

Ио­анн VI Кан­та­ку­зин при­бег к по­мо­щи сер­бов и ту­рок. Серб. царь Сте­фан Ду­шан за­хва­тил Эпир, Ма­ке­до­нию и Сев. Гре­цию. Имп. власть под­дер­жи­ва­ла зи­ло­тов, по­ка они бо­ро­лись с фео­дала­ми. К управ­ле­нию г. Фес­са­ло­ни­ки зи­ло­ты до­пус­ти­ли и на­ме­ст­ни­ка имп. Ио­ан­на V. Но ра­ди­ка­лизм зи­ло­тов ис­пу­гал пра­ви­тель­ст­во, и на­ме­ст­ник им­пе­ра­то­ра из­ме­нил зи­ло­там. Ко­гда Ио­анн V по­шёл на сго­вор с Кан­та­ку­зи­ном, сде­лав его сво­им со­пра­ви­те­лем, а фак­ти­че­ски – пол­но­вла­ст­ным го­су­да­рем, Фес­са­ло­ни­ки пал (1347). Жи­те­ли В. не су­ме­ли объ­е­ди­нить свои уси­лия пе­ред гроз­ной внеш­ней опас­но­стью. Рос­ту са­мо­соз­на­ния греч. на­ро­да ме­ша­ла тра­диц. док­три­на, про­воз­гла­шав­шая не­зыб­ле­мым строй «бо­го­хра­ни­мой им­пе­рии ро­ме­ев» в её древ­них гра­ни­цах. Ос­лож­ня­ла со­ци­аль­ную и по­ли­тич. об­ста­нов­ку в В. и ост­рая бо­го­слов­ская по­ле­ми­ка в 1330–50-х гг. В неё бы­ли во­вле­че­ны мас­сы на­ро­да. Тео­ре­тик иси­хаз­ма ар­хи­еп. Фес­са­ло­ник Гри­го­рий Па­ла­ма учил о воз­мож­но­сти ду­хов­но­го спа­се­ния че­рез «еди­не­ние с Бо­гом» пу­тём уг­луб­лён­ной, «ум­ной мо­лит­вы» и бла­го­чес­ти­во­го со­зер­ца­ния (иси­хии). Па­ла­ми­ты (иси­ха­сты) под­дер­жи­ва­ли Кан­та­ку­зи­на. Они бы­ли ан­ти­униа­та­ми. Про­тив­ни­ки иси­хаз­ма опи­ра­лись на идеи Ари­сто­те­ля, и не­ко­то­рые из них бы­ли сто­рон­ни­ка­ми унии с ла­ти­ня­на­ми. На со­бо­ре 1351 иси­ха­сты одер­жа­ли по­бе­ду.

В го­ды, по­сле­до­вав­шие за по­бе­дой Кан­та­ку­зи­на и па­ла­ми­тов, ос­ма­ны бы­ст­ро ов­ла­де­ва­ли ос­тат­ка­ми ви­зант. зе­мель. В 1352–54 тур­ки за­вла­де­ли кре­по­стью Цим­пе на Гал­ли­поль­ском п-ове. Путь на Бал­ка­ны для них стал сво­бо­ден. Ско­ро в их ру­ках бы­ла поч­ти вся Фра­кия. Де­сят­ки ты­сяч её жи­те­лей, уво­ди­мые в раб­ст­во в Азию, встре­ча­лись у Цим­пе с иду­щи­ми в Ев­ро­пу пол­чи­ща­ми ту­рок. Ио­анн VI Кан­та­ку­зин был вы­ну­ж­ден от­речь­ся от пре­сто­ла.

За­хва­тив Ад­риа­но­поль, ос­ма­ны в 1365 сде­ла­ли его сво­ей сто­ли­цей. Борь­бу в оди­ноч­ку про­дол­жа­ли лишь Сер­бия, Бос­ния и Ал­ба­ния. По­сле по­ра­же­ния сер­бов на р. Ма­ри­ца в 1371 Сер­бия, а за­тем и В. ста­ли вас­са­ла­ми сул­та­на. В бит­ве на Ко­со­вом По­ле в 1389 бы­ли раз­би­ты но­вые серб­ско-бос­ний­ские опол­че­ния. В 1393 ос­ма­ны за­хва­ти­ли Бол­га­рию. 25 сент. 1396 под Ни­ко­по­лем на Ду­нае они пол­но­стью раз­гро­ми­ли мно­го­чис­лен­ное, но пло­хо ор­га­ни­зо­ван­ное вой­ско кре­сто­нос­цев.

Тер­ри­то­рия В. ог­ра­ни­чи­ва­лась в нач. 15 в. Кон­стан­ти­но­по­лем с ок­ру­гой, не­сколь­ки­ми ост­ро­ва­ми Эгей­ско­го м., час­тью Ср. Гре­ции и Мо­рейским кн-вом на Пе­ло­пон­не­се (В. вер­ну­ла кня­же­ст­во в нач. 15 в., но в се­ре­ди­не ве­ка по­сле не­сколь­ких на­бе­гов ту­рок оно так­же ста­ло вас­са­лом сул­та­на).

«Иоанн VIII Палеолог». Фрагмент фрески «Шествие волхвов» Б. Гоццоли в Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции. 1459–62.

Ме­ж­ду тем борь­ба в В. за пре­стол ме­ж­ду чле­на­ми ди­на­стии Па­лео­ло­гов раз­го­ре­лась с но­вой си­лой в 1373–79. Часть фео­да­лов пе­ре­хо­ди­ла на сто­ро­ну ту­рок. Им­пе­ра­то­ры ис­ка­ли спа­се­ния толь­ко в унии, ду­хо­вен­ст­во и на­род ре­ши­тель­но её от­вер­га­ли. За­клю­чён­ная в 1439 Ио­ан­ном VIII Па­лео­ло­гом по­сле дли­тель­ных и тя­жё­лых дис­кус­сий Фло­рен­тий­ская уния вы­зва­ла не­при­ятие в ви­зант. об­ще­ст­ве. Серь­ёз­ной во­ен. по­мо­щи За­па­да В. не по­лу­чи­ла. Вой­ско ор­га­ни­зован­но­го на­спех Венг­ри­ей, Поль­шей и Тран­силь­ва­ни­ей но­во­го кре­сто­во­го по­хо­да бы­ло раз­гром­ле­но ос­ма­на­ми в 1444 под Вар­ной.

«Осада Константинополя турками в 1453 году». Миниатюра из «Путешествия за моря» Бертрандона де ла Брокье. 2-я пол. 15 в. Национальная библиотека (Париж).Архив «Православной энциклопедии»

В 1452, по­стро­ив кре­пость на Бос­фо­ре, Мехмeд II Фа­тих (За­вое­ва­тель) бло­ки­ро­вал Кон­стан­ти­но­поль. Ис­чез­ли по­след­ние на­де­ж­ды на по­мощь За­па­да. Ге­нуя и Ве­не­ция при­сла­ли неск. во­ен. су­дов и неск. со­тен вои­нов. Оса­ду ос­ма­ны на­ча­ли в апр. 1453, об­ло­жив го­род с су­ши и мо­ря. Их ар­тил­ле­рия гро­ми­ла сте­ны, ко­то­рые за­щи­ща­ли все­го 6–7 тыс. вои­нов. Они от­ра­зи­ли неск. штур­мов, на­не­ся тур­кам боль­шой урон. Но чис­ло за­щит­ни­ков тая­ло. 29 мая яны­ча­ры во­рва­лись в го­род. По­след­ний имп. Кон­стан­тин XI Па­лео­лог пал в бою. Три дня дли­лись по­гро­мы и гра­бе­жи. В 1460 ос­ма­ны за­хва­ти­ли Мо­рею, а в 1461 – Тра­пе­зунд­скую им­пе­рию. В. пре­кра­ти­ла своё су­ще­ст­во­ва­ние.

Сре­ди при­чин па­де­ния В. име­ли зна­че­ние и феод. раз­дроб­лен­ность, на­сту­пив­шая при край­не не­бла­го­при­ят­ной для В. ме­ж­ду­нар. об­ста­нов­ке, и меж­до­усо­би­цы 14 в., и упа­док ре­мес­ла и тор­гов­ли, свя­зан­ный с про­счё­та­ми в по­ли­ти­ке им­пе­ра­то­ров и кон­ку­рен­ци­ей со сто­ро­ны итал. то­ва­ров. Од­на­ко ро­ко­вую роль сыг­ра­ли уда­ры внеш­них вра­гов, на­чи­ная с за­вое­ва­ний кре­сто­нос­ца­ми сто­ли­цы им­пе­рии и час­ти её зе­мель в нач. 13 в. В те­че­ние двух по­след­них ве­ков В. вое­ва­ла на всех гра­ни­цах прак­ти­че­ски еже­год­но. Со­от­но­ше­ние сил пре­тер­пев­шей ог­ром­ные люд­ские по­те­ри В. и креп­нув­шей Ос­ман­ской дер­жа­вы ста­ло уже не­со­пос­та­ви­мым в 1-й пол. 14 в.

Наи­бо­лее яр­кая осо­бен­ность В. срав­ни­тель­но с др. стра­на­ми Ев­ро­пы со­стоя­ла во все­мер­ной цен­тра­ли­за­ции вла­сти. Кон­троль гос-ва поч­ти до кон­ца су­ще­ст­во­ва­ния им­пе­рии был по­ис­ти­не вез­де­су­щим во всех сфе­рах жиз­ни об­ще­ст­ва. В соб­ст­вен­но­сти гос-ва ока­зал­ся и ог­ром­ный фонд зе­мель за пре­де­ла­ми ча­ст­ных вла­де­ний. Все под­дан­ные им­пе­ра­то­ра (кро­ме ра­бов) счи­та­лись юри­ди­че­ски рав­но­прав­ны­ми; В. не зна­ла кре­по­ст­ни­че­ст­ва, при­су­ще­го в сред­ние ве­ка стра­нам Зап. и Вост. Ев­ро­пы. Но уже в 10–11 вв. мно­же­ст­во кре­сть­ян ока­за­лось в по­зе­мель­ной за­ви­си­мо­сти не толь­ко от ча­ст­ных лиц в их име­ни­ях, но и от ко­ро­ны и центр. ве­домств в их об­шир­ных вла­де­ни­ях. Под влия­ни­ем имп. вла­сти и церк­ви бы­ло из­жи­то в сред­не­ви­зан­тий­ский пе­ри­од и про­из­вод­ст­вен­ное зна­че­ние ос­та­вав­ше­го­ся тра­ди­ци­он­ным с ан­тич­ных вре­мён ра­бо­вла­де­ния. Ста­ло не­до­пус­ти­мым са­мо об­ла­да­ние ра­ба­ми-хри­стиа­на­ми и ис­поль­зо­ва­ние их тру­да да­же в до­маш­нем оби­хо­де.

По­ли­ти­ка ми­ра (дик­туе­мая борь­бой за вы­жи­ва­ние) бы­ла наи­бо­лее ха­рак­тер­ной чер­той ви­зант. ди­пло­ма­тии и её ме­ж­ду­нар. от­но­ше­ний в це­лом, хо­тя В. упор­но пре­тен­до­ва­ла на выс­ший ав­то­ри­тет сре­ди стран Ев­ро­пы. Во­пре­ки рас­про­стра­нён­но­му ми­фу об аг­рес­сив­но­сти В., она в хо­де мно­го­числ. и по пре­иму­ще­ст­ву обо­ро­ни­тель­ных войн в 6–12 вв. (и тем бо­лее в 13–15 вв.) не вы­шла за пре­де­лы преж­них гра­ниц Рим. им­пе­рии. Им­пе­ра­то­ры В. пы­та­лись пред­став­лять го­су­дар­ст­ва вос­точ­но­хри­сти­ан­ско­го об­ря­да как не­кую «се­мью стран» (со­об­ще­ст­во) во гла­ве с об­щим «от­цом» – «ва­си­лев­сом ро­ме­ев». Од­на­ко на са­мом де­ле «со­об­ще­ст­во» бы­ло тем бо­лее эфе­мер­но, чем бли­же к Кон­стан­ти­но­по­лю рас­по­ла­га­лись его стра­ны-уча­ст­ни­цы. Кон­фес­сио­наль­но-куль­тур­ная общ­ность не пре­тво­ри­лась в по­ли­тич. со­дру­же­ст­во вви­ду то­го, что В. не при­зна­ва­ла рав­но­пра­вия сво­их парт­нё­ров. Толь­ко от­да­лён­ная от В. Русь, при­няв от им­пе­рии хри­сти­ан­ст­во, ока­зы­ва­ла ей (в си­лу взаи­мо­вы­год­ных до­го­во­ров) в те­че­ние по­лу­то­ра ве­ков ре­аль­ную во­ен. по­мощь и не ос­па­ри­ва­ла ав­то­ри­тет им­пе­ра­то­ра как гла­вы хри­сти­ан­ско­го ми­ра.

Опи­рав­шее­ся на клас­сич. рим­ское пра­во, до­пол­нен­ное и раз­ви­тое в ви­зант. пе­ри­од, пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние от­но­ше­ний соб­ст­вен­но­сти, тор­го­вых сде­лок, зай­ма, за­ло­га и де­неж­но­го об­ра­ще­ния бы­ло вос­при­ня­то и в Зап. Ев­ро­пе, со­дей­ст­во­вав её эко­но­мич. про­грес­су. Боль­шое зна­че­ние для упо­ря­до­че­ния меж­го­су­дар­ст­вен­ных свя­зей в Ев­ро­пе и на Ближ­нем Вос­то­ке име­ли вы­ра­бо­тан­ные в В. ме­то­ды ди­пло­ма­тии, прин­ци­пы ко­то­рой и сам ди­пло­ма­тич. эти­кет ос­та­ют­ся до сих пор при­ня­ты­ми во всём ми­ре.

Влия­ние ви­зант. куль­ту­ры и пра­во­сла­вия вы­хо­дит да­ле­ко за хро­но­ло­гич. рам­ки су­ще­ст­во­ва­ния са­мой им­пе­рии. Поч­ти треть совр. хри­сти­ан­ско­го ми­ра при­вер­же­на вост. хри­сти­ан­ст­ву, а в та­ких стра­нах, как Рос­сия, Гре­ция, Бол­га­рия, Маке­до­ния, Сер­бия, Ру­мы­ния, Мол­да­вия, Гру­зия, Ук­раи­на, Бе­ло­рус­сия, пра­во­сла­вие яв­ля­ет­ся осн. кон­фес­си­ей. Ду­хов­ные цен­но­сти В. обо­га­ти­ли и куль­ту­ру Воз­ро­ж­де­ния, и куль­ту­ру Ев­ро­пы в це­лом.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19