(336–30 до н. э.). Война с Персией была начата сыном Филиппа II Александром III (Александром Македонским). Правление Александра (336–323 до н. э.) открыло новую историч. эпоху, которую вслед за нем. историком И. Г. Дройзеном именуют временем эллинизма. Это был период грандиозного расширения греч. политич. господства и культурного влияния на страны классич. Востока, но вместе с тем и время более общего, более или менее продуктивного взаимодействия зап. и вост. цивилизационных начал.
Правление Александра ознаменовалось прежде всего грандиозным завоевательным предприятием – Восточным походом, в ходе которого греко-македонцы разгромили Персию и покорили все страны Переднего Востока от Малой Азии, Финикии и Египта до вост. пределов Ирана и зап. областей Индии. Сложившееся в результате завоевания государство было ярким примером мировой державы в истории человечества, поскольку власть Александра распространялась на б. ч. территории известного к тому времени «населённого мира» – ойкумены: сознательно утверждалась абсолютная власть монарха с важным идеологич. обрамлением – апофеозом царя; подавлялась всякая оппозиция македонцев и греков, приверженных к древним патриархальным или гражд. традициям; прилагались особенные усилия к тому, чтобы наладить взаимодействие с перс. знатью и даже осуществить симбиоз македонцев и персов. С этой целью по окончании похода (324) в Сузах была сыграна грандиозная свадьба, когда, по указанию царя, в один день 10 тыс. греко-макед. воинов взяли себе в жёны девушек из перс. семей. Вместе с тем непрерывно основывались на завоёванных землях новые греч. города (Александрий и др.), которые, как показала практика, одни только могли стать опорой макед. монархии.
После преждевременной смерти Александра разгорелась борьба (323–281) за наследство между его полководцами, за которыми закрепилось назв. диадохи («преемники»). Одни из них, как Пердикка и Антигон, пытались сохранить единство империи и претендовали на власть во всём государстве. Другие, оказавшиеся более реалистичными, делали ставку на создание для себя новых государств в рамках вполне определённых, реально защитимых территорий. Так возникли государства Птолемеев в Египте, Селевкидов в Сирии и Месопотамии, Митридатидов – Понтийское царство (на севере Малой Азии), Атталидов в Пергаме (в зап. части Малой Азии), Антигонидов в Македонии. Новые государства отличались рядом характерных признаков: большая территория, пестрота этнич. состава населения (в вост., собственно эллинистических, государствах), царская власть и наёмное греко-макед. войско как важнейший инструмент этой власти, много греч. городов, составлявших опору греко-макед. господства на завоёванных землях. В 3 в. эти новые эллинистич. государства достигли большой степени процветания, чем во многом были обязаны взвешенной политике своих правителей, т. н. эпигонов (букв. – рождённых после).
Иной была ситуация в греч. метрополии, в старинных центрах греч. мира. Там продолжали действовать разрушительные тенденции, вызванные к жизни кризисом полиса. Б. ч. городов Балканской Греции всё больше клонилась к упадку, причём Афины и Спарта не составляли исключения. И хотя в Спарте усилиями царей-реформаторов Агиса IV (см. в ст. Агис) (244–241) и Клеомена III (235–222) были сделаны попытки предотвратить дальнейший кризис гражд. общества, реформы, затеянные ими с целью возрождения древних гражд. устоев, натолкнулись на сопротивление крупных землевладельцев. Цари-реформаторы погибли. Т. о., предпринятые в 3 в. попытки возродить в Спарте древний полисный строй окончились неудачей. Правда, в эллинистич. период известное значение приобрели новые федеративные образования – Ахейский союз и Этолийский союз. Однако они истощили свои силы в междоусобной борьбе, а также соперничеством с макед. царями из-за гегемонии в Элладе. Характерной чертой времени стал упадок греч. городов, которые страдали от внутр. смут и непрерывных вторжений армий эллинистич. царей.
Так или иначе после сравнительно недолгого периода расцвета для эллинистич. государств наступила трудная пора. Причиной было прежде всего изменение внешнеполитич. ситуации. На границах эллинистич. мира выросли два мощных и опасных соседа – Парфия на востоке и Рим на западе. Но большую опасность для эллинизма представляла именно Парфия, наследница древнеперсидской державы, стремившаяся к полному вытеснению греков с востока и искоренению их культурных традиций. В этих условиях естественным было обращение греков к Риму, близкому им и в социально-политич., и в культурном отношении. Опираясь на это расположение, по крайней мере, части греч. общества и в то же время не отказываясь от применения силы, Рим. гос-во повело наступление на греч. мир, подчиняя территорию за территорией. Первой подверглась разгрому Македония, которая сначала лишилась независимости (168), а затем была превращена в рим. провинцию (148). Тогда же был установлен рим. протекторат над остальной Балканской Грецией. После разгрома римлянами Ахейского союза и разрушения Коринфа значит. часть Г. Д. была превращена в рим. пров. Ахайя (146). Затем последовали аннексия Пергама (133–129), присоединение Вифинии и Понта (74–66), разгром державы Селевкидов и подчинение её гл. ядра – Сирии (63) и, наконец, аннексия Египта (30 до н. э.).
На этом завершается история независимой Г. Д. Греч. народ продолжил своё существование, но уже не самостоятельно, а в рамках великой средиземноморской державы – Рим. империи, где греч. города, несмотря на их подчинённое положение, оставались важным компонентом социальной и культурной жизни. Обретение греками вновь политич. независимости связано с распадом Рим. империи и возникновением в её вост. части нового гос-ва – Византии.