Начало возделывания риса на территории К. зафиксировано к югу от хребта Наньлин (пров. Гуандун, Гуанси-Чжуанский автономный р-н, Тайвань) и связано с памятниками Юго-Вост. Азии круга Хоабинь. К древнейшим памятникам неолита (13–11-е тыс. до н. э.) относят Юйчаньянь, где найдена шелуха риса (как дикорастущего, так и начальной стадии доместикации) и фрагменты керамики. На севере совр. К., во Внутр. Монголии, переход к неолиту представлен в Чжалайноре, там получены радиоуглеродные даты (9855±230) и найдены фрагменты керамики, но, чтобы отнести памятник к неолиту, нужны более детальные данные о слое.
Ранний неолит (ок. 9000–5500 до н. э.) характеризуется доместикацией риса и в некоторых местах – проса, селищами (есть и жилые пещеры), керамикой простых форм, распространением шлифованных орудий и др.
Первые земледельч. памятники на стыке Нижней и Ср. Янцзы относятся к кон. 10-го тыс. (Сяньжэньдун; Дяотунхуань, ок. 9000–7000, иногда приводят более ранние даты); ок. 7500–6100 на юго-западе бассейна Ср. Янцзы распространяется культура Пэнтоушань. В Древнем Приморье 8-м тыс. датируется нижний слой поселения Пэйлиган; между Ср. Янцзы и Древним Приморьем находилась культура Цзяху (7000–5800); к северу от Ср. Хуанхэ – поселение Наньчжуантоу (пров. Хэбэй; 8500–7700); на Шаньдуне к этому времени относят находки из Бяньбяньдуна (тёрочник, курант, фрагменты керамики). Все зоны, кроме Нижней Янцзы, объединяет наличие неглубоких полусферич. сосудов на трёх коротких ножках (триподов), Ср. Хуанхэ и Древнее Приморье – наличие корчаг с ручками-ушками, преобладание плоскодонных сосудов, на Янцзы наиболее многочисленны круглодонные, появляются рюмкообразные, по-видимому, ритуальные сосуды. Древнее Приморье и Ср. Янцзы сближает наличие специфич. корчаги с ручками-ушками на плечиках. Эти связи сохраняются и в следующий период.
В лесостепи известна культура Синлунва. Южнее хребта Наньлин, в бассейне р. Сицзян, на территории совр. Гуанси-Чжуанского автономного р-на, к этому периоду относятся культуры Цзэнпиянь 1, Баоцзытоу, Байляньдун 2; для них характерны круглодонные горшки, плечиковые топоры, мотыги; шлифованных орудий уже достаточно много. Этому кругу принадлежит и Хайлэйдун на Тайване. В горно-лесных и степных областях в это время, а в некоторых районах и позднее, существовали верхнепалеолитические по облику культуры охотников и собирателей.
С т. н. среднераннего неолита (5500–4500 до н. э.) можно говорить об устойчивых культурах, представленных группами памятников; земледельцы освоили аграрные очаги 5 осн. зон и окраины формирующейся Великой Китайской равнины; керамика становится разнообразнее и качественнее (на севере сохраняется в осн. плоскодонная, на юге – круглодонная), распространяются свои для каждой зоны формы триподов и орнаментации (в осн. штамп); вырабатываются стандарты домостроительства (округлые полуземлянки для ряда культур в бассейне Ср. Хуанхэ и Древнего Приморья, прямоугольные со скруглёнными углами в зоне Шаньдун, свайно-столбовые на Нижней Янцзы и т. д.); отмечены устойчивые погребальные обряды (в осн. разновидности трупоположений, вытянутые на спине и скорченные на боку). Зафиксировано ткачество, изготовление циновок. В зонах Янцзы и южнее основой экономики было выращивание риса, севернее – проса. Формируются новые связи, наиболее интенсивные между культурами Ср. Хуанхэ и Древнего Приморья, а также по сторонам Древнего Пролива (зоны Шаньдун с Приморьем и Нижней Янцзы).
В Древнем Приморье, к югу от выхода в Древний Пролив, распространилась культура Пэйлиган, к северу – Цышань; в пределах зоны Ср. Хуанхэ важнейшим был очаг в вост. и центр. части долины р. Вэйхэ (Лаогуаньтай и Бэйшоулин). На Верхней Хуанхэ, географически чётко отделённой от бассейна Вэйхэ, выделяют культуру Дадивань (5200–4500; в основе хозяйства – выращивание проса и свиноводство; полукруглые полуземлянки; круглодонные миски, чаши на поддоне, трипод на основе круглодонной чаши или сосуда баночного типа, некоторые имеют черты сходства с керамикой Лаогуаньтай). С Лаогуаньтай есть сходство и у памятников в зап. части верховий р. Ханьшуй. На территории Шаньдунского п-ова выделена культура Хоули. На Нижней Янцзы известны культуры Хэмуду (4-й слой), Хоуцзячжай (к северо-востоку от совр. г. Нанкин; 5300–4500). Памятники Ср. Янцзы не всегда ещё можно свести в культуры; на западе этой зоны выделена культура Чэнбэйси (5600–5400); на юго-западе – нижний слой Цаоши (5500–5000) и др. (иногда их объединяют как традицию «до культуры Даси»).
Севернее осн. зон, в лесостепной части Внутр. Монголии, зап. части пров. Ляонин, культуру Синлунва сменяет Чжаобаогоу; на территории Маньчжурии выделяют культуру Синьлэ; к северо-востоку от совр. Пекина – Шанчжай (5200–4500), близкую как культурам северо-востока совр. территории К., так и Цышань в Древнем Приморье.
Средний неолит (ок. 4500–2500 до н. э.) иногда условно делят на ранний и поздний. Одной из важнейших отличит. черт этого периода является наличие в культурах всех осн. зон расписной керамики (см. в статьях Крашеной керамики культуры, Яншао), исчезающей в позднем неолите.
В юж. части бассейна Нижней Янцзы продолжали развиваться традиции Хэмуду (2–4-й слои); в районе оз. Тайху и на примыкающих землях распространились Мацзябан, Сунцзэ, Лянчжу (ранний и ср. периоды), сменяющие друг друга. Именно в этом районе формируются древнейшие прото- и раннегосударственные институты; многие связанные с этим атрибуты светской и духовной власти распространяются отсюда по всем др. зонам. Влияние этих культур прослежено на более зап. памятниках Нижней Янцзы: в районе совр. г. Нанкин и севернее выделяют культуру Бэйиньянъин (4000–3000; характерны каменные ножи с несколькими отверстиями, триподы на базе круглодонного горшка, чаши на поддонах, роспись горизонтальным рядом ромбов на парадных сосудах, уникально появление керамич. чайника с ручкой); юго-западнее выделяют близкую культуру Сюэцзяган (4 периода в рамках 4000–3300), южнее, у оз. Поянху, – Шаньбэй. На Ср. Янцзы складываются культуры Даси, Цюйцзялин, Цинлунцюань.
В сев. и зап. части Шаньдуна известна культура Бэйсинь (4700–3600), южнее – Дадуньцзы (4200–3700; ранее рассматривали в рамках Давэнькоу), её сменила Давэнькоу. Наиболее интенсивными были связи этих культур с культурами Нижней Янцзы; с Дадуньцзы связывают формирование ещё одного центра раннегородской культуры.
На северо-востоке территории совр. К. выделяют культуру Хуншань (памятники востока Внутр. Монголии, ранее относимые к ней, выделяют в культуру Фухэ, 3600–2600; преим. охотники); на юге Ляодунского п-ова – культуру Хоува и её островной вариант Сяочжушань с раковинными кучами (2 периода: 4500–4000 и 4000–3500). На юго-востоке территории совр. К., к югу от хребта Наньлин, известны культура Сицяошань (3500–3000), где представлены торцовые и конич. нуклеусы, с которых снимались микропластины; культура Давань на территории совр. Гонконга, где долговременные поселения (в т. ч. свайные дома) сочетались с временными дюнными стоянками для промысла рыбы и моллюсков; найденная расписная керамика имеет аналогии с Даси (3000–1000) и др.
На Тайване и зап. берегу Тайваньского прол. распространена культура Дабэнькэн и её вариант Фугодунь (4800–3500), основанные на выращивании таро, рыболовстве, мор. собирательстве; типичны каменные мотыги с уступом на спинке для крепления Г-образной рукояти, каменные и керамич. колотушки-тапы, керамика с оттисками верёвки и зубчатого края раковин; вероятно, она создана предками австронезийцев.
Для позднего неолита – энеолита (ок. 3500–1700) можно утверждать, что в это время сформировался ряд гор. центров и ранних гос. образований, складывались монументальная архитектура, сложная социальная иерархия, отражённая и в религии, распространении веры в антропоморфных богов, начатках письменности. В социальном развитии ведущими оставались культуры Нижней Янцзы и Шаньдуна. В разных зонах распространяются вариации трипода типа «с полыми ножками на основе горшка», связанные с ним центры нередко соотносят с этносом хуася, хотя этот тип сосуда возник, по-видимому, на Шаньдуне и был известен у др. народов.
На Нижней Янцзы, продолжая традиции Лянчжу (поздний период), сложилось одно из самых ранних государств в Вост. Азии (с ним связывают городище Моцзяошань); показательно наличие городов, храмов, алтарей, погребений «царей» и «жрецов»; формируется сложная религ. система, включающая антропоморфных богов; здесь сложился первый в Вост. Азии комплекс атрибутов высшей власти из нефрита (кольца-би, жезлы-цуны, топоры-юэ и др.); есть линейная письменность в виде отд. знаков.
В верховьях Хуанхэ формируется аграрный и культурный очаг, представленный культурами Шилинся, Мацзяяо.
Памятники энеолита Шаньдунского п-ова ранее относили к позднему неолиту (т. н. культура Луншань); в совр. исследованиях выделяют не менее 4 групп памятников: Чэнцзыя на севере, Иньцзячэн на западе, Лянчэнчжэнь на востоке и др. Здесь сравнительно много городов, крупнейший – Цзяочанпу (на северо-западе Шаньдуна; стеной обнесена пл. ок. 400000 м2), обнаружены образцы письменности (Дингунцунь).
В Древнем Приморье, к югу от Хуанхэ, известны городища меньших размеров, среди них – Гучэнчжай, Ванчэнган (характерны прямоугольная форма, стены из утрамбованной земли) и др., севернее Хуанхэ выделяют культуры Хоуган 2 и др., западнее – Мяодигоу 2 (2500–2000); в бассейне Вэйхэ – Кэшэнчжуан 2; в долине р. Фыньхэ – Таосы; в долине, соединяющий левые притоки Ср. Янцзы и юг Древнего Приморья, – Хаоцзятай (район г. Яньчэн; ок. 2500 или 2300). В зоне, где образовалась Великая Китайская равнина, заселяемая земледельцами из Древнего Приморья и Шаньдуна, одним из опорных памятников является городище Пинлянтай (ок. 2350–2130). На Ср. Янцзы известны культуры Шицзяхэ, Цинлунцюань 3 и др.
За пределами этих зон, в бассейне Верхней Хуанхэ, на одном из памятников Мацзяяо (Линьцзи) обнаружен бронзовый нож; если это не импорт, можно говорить о начале на этой территории энеолита. Позднее здесь сложились культуры Баньшань, Мачан. На северо-востоке совр. территории К. продолжалось развитие культуры Сяочжушань (период 3; 2500–2100); на юго-востоке известна культура Таньшишань (ок. 3200–2000; пров. Фуцзянь), для которой характерна штампованная керамика, к югу от хребта Наньлин – Шися и др., на южном и юго-зап. побережье о. Тайвань – Нючоуцзы (2500–1500), где преобладает керамика с верёвочным оттиском и обнаружены наиболее ранние на острове отпечатки рисовых зёрен; культура Фэнбитоу (2500–500), по многим признакам (напр., ритуальное удаление зубов) связанная происхождением с Таньшишань; на сев.-зап. побережье – Юаньшань (2000–700), для которой показательны шлифованные мотыги с уступом и плечиковые топоры, бронзовый наконечник стрелы, указывающий на контакты с культурой Инь (Шан).
Начало бронзового века в Вост. Азии во многом неясно. Единственная культура этого периода на территории К., где изделия из бронзы не единичны (Цицзя), расположена к западу от осн. аграрных зон, на Верхней Янцзы, и постепенно проникает на Ср. Хуанхэ. Древнейшие металлич. изделия (кроме мелких) представлены в осн. аграрных зонах К. формами, вероятнее всего, привнесёнными 2 путями: из зоны контактов со степями и из зоны, связанной с п-овом Индокитай (см. также в ст. Восточно-Азиатская металлургическая провинция). Центры социально-экономич. и технологич. развития находятся в крупных древних аграрных очагах, но в них явно учитывается социальный и технический опыт жителей др. зон и очагов. В кит. археологич. лит-ре культуры, в которых есть единичные находки бронзовых изделий, обычно называются неолитическими; эти культуры расположены вне пределов прародины хуася.
В зоне Нижней Янцзы начало бронзового века связывают с энеолитич. памятниками Лянчжу (по внешним признакам ряда изделий из нефрита и др.), но достоверно – с культурой Мацяо (ок. 2000–1600). Их оставили носители австроазиатских языков или, возможно, австронезийцы. Немного выше по течению Янцзы бронза распространилась приблизительно тогда же, в культурах Юйдунь, Хушу, на правом берегу – немного позднее (Учэн), там обнаружено крупное гор. поселение, самостоят. линейное иероглифич. письмо, восходящее, видимо, к Лянчжу. Южнее Нижней Янцзы к бронзовому веку относится культура Хуантулунь (ок. 1500–1000).
На вост. побережье Тайваня выделяют культуры Цилинь и Бэйнань (1500–1000), для которых характерны захоронения в каменных ящиках, а также возведение мегалитов; в последней культуре выявлены поворотные гарпуны из нефрита, что свидетельствует об охоте на китов или крупную рыбу. На территории Шаньдунского п-ова бронзовый век начался почти одновременно с Нижней Янцзы (Юэши). На востоке Ср. Янцзы эта эпоха представлена культурой Паньлунчэн, западнее – культурой Саньсиндуй. Общества в долине Вэйхэ дольше задерживаются на неолитич. этапе (Кэсинчжуан 2), но позднее резко обгоняют др. зоны в технологич. и социальном развитии.
В Древнем Приморье бронза распространилась чуть позднее, но культура Эрлитоу 3 становится в бассейне Хуанхэ с 17 в. одной из наиболее развитых в социально-политич. и культурном отношении (города, дворцовый комплекс, развитая металлургия, сложная ритуальная практика – единичные бронзовые сосуды, кости без надписей, но со следами гаданий, которые соответствуют известным в гос-ве Шан и др.). Её влияние широко распространилось в пределах Ср. Хуанхэ и севернее (Дунсяфэн). В кит. историографии с ней связывают легендарную «династию Ся». Ко 2-й пол. 17 в. восходит предание о предках правителей гос-ва Инь (Шан) от Чэн-тана до Ян-цзя [2-я пол. 17 (в кит. науч. традиции датируется с 18 в.) – кон. 14 вв.] – в это время, видимо, шёл процесс формирования потестарных институтов, сопровождавший переселение народа шан.
К древнейшим культурам бронзового века к западу от Ср. Хуанхэ относится связанная с евразийскими степями культура Цицзя (2200–1600), которую сменяют культуры Сыба и Синьдянь; их связывают с предками древних цянов. Для рубежа 2-го и 1-го тыс. и нач. 1-го тыс. на территории пров. Ганьсу выделены культуры Танван, Сыва и Шацзин. Западнее в Цинхае существовали культура Каяо и, возможно, связанная с ней культура Номухун (1400–700), в которой каменный инвентарь (топоры, мотыги, ножи, наконечники стрел) найден вместе с бронзовым (проушные топоры, вогнутообушковые ножи, секиры и др.), возделывание пшеницы сочеталось с разведением овец, коров, лошадей, верблюдов и, возможно, яков (судя по керамич. фигурке). На Ляодунском п-ове выделена культура Янтоува, её сменяет культура нижнего слоя Сяцзядянь, севернее известна культура Ситуаньшань, на территории пров. Хэйлунцзян – Байцзиньбао (ок. 1000–500).
С 14 в. центр развития перемещается несколько восточнее, в район совр. г. Чжэнчжоу, т. е. на границу всё более расширяющихся аграрных земель формирующейся Великой Китайской равнины (культура Чжэнчжоу – Эрлиган). Ок. 1300 в аграрном очаге к северу от выхода Хуанхэ на Великую Китайскую равнину возникает культура Иньсюй, связанная с центрами гос-ва Шан. На северо-западе территории К. развивались культуры, связанные с миром кочевников Евразии, многие их носители позднее были описаны кит. историками под именем ху.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27