Эпоха древнейших аграрных очагов и государств

Раз­ви­тие не­оли­тич. куль­тур, с ко­то­ры­ми свя­за­ны осн. зем­ле­дельч. оча­ги, фор­ми­ро­ва­ние древ­них го­су­дарств и на­ро­дов, на ос­но­ве ко­то­рых сло­жи­лась др.-кит. ци­ви­ли­за­ция, про­ис­хо­ди­ло в рам­ках не­сколь­ких зон (см. кар­ту): 1) бас­сейн Ср. Ху­ан­хэ (до­ли­на рек Вэй­хэ, Фынь­хэ и др.); 2) т. н. Древ­нее При­мо­рье – зо­на, ог­ра­ни­чен­ная на за­па­де гор­ны­ми хреб­та­ми Тай­хан­шань, на юге – вост. от­ро­га­ми хреб­та Цинь­лин, на вос­то­ке т. н. Древ­ним Про­ли­вом, мед­лен­но со­кра­щав­шим­ся в 5000–2000 до н. э. за счёт на­но­сов Ху­ан­хэ; 3) п-ов (до ок. 2300 – ар­хи­пе­лаг) Шань­дун; 4) бас­сейн Ниж­ней Янц­зы; 5) бас­сейн Ср. Янц­зы. С позд­не­го не­оли­та к вос­то­ку от Древ­не­го При­мо­рья за счёт ин­тен­сив­ных на­но­сов Ху­ан­хэ и рек Шань­дун­ско­го ар­хипе­ла­га на мес­те Древ­не­го Про­ли­ва фор­ми­ро­ва­лась Ве­ли­кая Кит. рав­ни­на, где сло­жи­лась но­вая (6-я) зо­на, ока­зав­шая­ся наи­бо­лее пер­спек­тив­ной с точ­ки зре­ния даль­ней­шей ис­то­рии К.

На­ча­ло воз­де­лы­ва­ния ри­са на тер­ри­то­рии К. за­фик­си­ро­ва­но к югу от хреб­та Нань­лин (пров. Гу­ан­дун, Гу­ан­си-Чжу­ан­ский ав­то­ном­ный р-н, Тай­вань) и свя­за­но с па­мят­ни­ка­ми Юго-Вост. Азии кру­га Хоа­бинь. К древ­ней­шим па­мят­ни­кам не­оли­та (13–11-е тыс. до н. э.) от­но­сят Юй­чань­янь, где най­де­на ше­лу­ха ри­са (как ди­ко­рас­ту­ще­го, так и на­чаль­ной ста­дии до­ме­сти­ка­ции) и фраг­мен­ты ке­ра­ми­ки. На севе­ре совр. К., во Внутр. Мон­го­лии, пе­ре­ход к не­оли­ту пред­став­лен в Чжа­лай­но­ре, там по­лу­че­ны ра­дио­уг­ле­род­ные да­ты (9855±230) и най­де­ны фраг­мен­ты ке­ра­ми­ки, но, что­бы от­не­сти па­мят­ник к не­оли­ту, нуж­ны бо­лее де­таль­ные дан­ные о слое.

Ран­ний не­олит (ок. 9000–5500 до н. э.) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся до­ме­сти­ка­ци­ей ри­са и в не­ко­то­рых мес­тах – про­са, се­ли­ща­ми (есть и жи­лые пе­ще­ры), ке­ра­ми­кой про­стых форм, рас­про­стра­не­ни­ем шли­фо­ван­ных ору­дий и др.

Пер­вые зем­ле­дельч. па­мят­ни­ки на сты­ке Ниж­ней и Ср. Янц­зы от­но­сят­ся к кон. 10-го тыс. (Сянь­жэнь­дун; Дяо­тунху­ань, ок. 9000–7000, ино­гда при­во­дят бо­лее ран­ние да­ты); ок. 7500–6100 на юго-за­па­де бас­сей­на Ср. Янц­зы рас­про­стра­ня­ет­ся куль­ту­ра Пэн­то­ушань. В Древ­нем При­мо­рье 8-м тыс. да­ти­ру­ет­ся ниж­ний слой по­се­ле­ния Пэй­ли­ган; ме­ж­ду Ср. Янц­зы и Древ­ним При­морь­ем на­хо­ди­лась куль­ту­ра Цзя­ху (7000–5800); к се­ве­ру от Ср. Ху­ан­хэ – по­се­ле­ние Нань­чжу­ан­тоу (пров. Хэ­бэй; 8500–7700); на Шань­ду­не к это­му вре­ме­ни от­но­сят на­ход­ки из Бянь­бянь­ду­на (тё­роч­ник, ку­рант, фраг­мен­ты ке­ра­ми­ки). Все зо­ны, кро­ме Ниж­ней Янц­зы, объ­е­ди­ня­ет на­ли­чие не­глу­бо­ких по­лу­сфе­рич. со­су­дов на трёх ко­рот­ких нож­ках (три­по­дов), Ср. Ху­ан­хэ и Древ­нее При­мо­рье – на­ли­чие кор­чаг с руч­ка­ми-уш­ка­ми, пре­об­ла­да­ние плос­ко­дон­ных со­су­дов, на Янц­зы наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ны круг­ло­дон­ные, по­яв­ля­ют­ся рюм­ко­об­раз­ные, по-ви­ди­мо­му, ри­ту­аль­ные со­су­ды. Древ­нее При­мо­рье и Ср. Янц­зы сбли­жа­ет на­ли­чие спе­ци­фич. кор­ча­ги с руч­ка­ми-уш­ка­ми на пле­чи­ках. Эти свя­зи со­хра­ня­ют­ся и в сле­дую­щий пе­ри­од.

В ле­со­сте­пи из­вест­на куль­ту­ра Син­лун­ва. Юж­нее хреб­та Нань­лин, в бас­сей­не р. Сиц­зян, на тер­ри­то­рии совр. Гу­ан­си-Чжу­ан­ско­го ав­то­ном­но­го р-на, к это­му пе­рио­ду от­но­сят­ся куль­ту­ры Цзэн­пи­янь 1, Ба­оц­зы­тоу, Бай­лянь­дун 2; для них ха­рак­тер­ны круг­ло­дон­ные горш­ки, пле­чи­ко­вые то­по­ры, мо­ты­ги; шли­фован­ных ору­дий уже дос­та­точ­но мно­го. Это­му кру­гу при­над­ле­жит и Хай­лэй­дун на Тай­ва­не. В гор­но-лес­ных и степ­ных об­лас­тях в это вре­мя, а в не­ко­то­рых райо­нах и позд­нее, су­ще­ст­во­ва­ли верх­не­па­лео­ли­тиче­ские по об­ли­ку куль­ту­ры охот­ни­ков и со­би­ра­те­лей.

С т. н. сред­неран­не­го не­оли­та (5500–4500 до н. э.) мож­но го­во­рить об ус­той­чи­вых куль­ту­рах, пред­став­лен­ных груп­па­ми па­мят­ни­ков; зем­ле­дель­цы ос­вои­ли аг­рар­ные оча­ги 5 осн. зон и ок­раи­ны фор­ми­рую­щей­ся Ве­ли­кой Ки­тай­ской рав­ни­ны; ке­ра­ми­ка ста­но­вит­ся раз­но­об­раз­нее и ка­че­ст­вен­нее (на се­ве­ре со­хра­ня­ет­ся в осн. плос­ко­дон­ная, на юге – круг­ло­дон­ная), рас­про­стра­ня­ют­ся свои для ка­ж­дой зо­ны фор­мы три­по­дов и ор­на­мен­та­ции (в осн. штамп); вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся стан­дар­ты до­мо­строи­тель­ст­ва (ок­руг­лые по­лу­зем­лян­ки для ря­да куль­тур в бас­сей­не Ср. Ху­ан­хэ и Древ­не­го При­мо­рья, пря­мо­уголь­ные со скруг­лён­ны­ми уг­ла­ми в зо­не Шань­дун, свай­но-стол­бовые на Ниж­ней Янц­зы и т. д.); от­ме­че­ны ус­той­чи­вые по­гре­баль­ные об­ря­ды (в осн. раз­но­вид­но­сти тру­по­по­ло­же­ний, вы­тя­ну­тые на спи­не и скор­чен­ные на бо­ку). За­фик­си­ро­ва­но тка­че­ст­во, из­го­тов­ле­ние ци­но­вок. В зо­нах Янц­зы и юж­нее ос­но­вой эко­но­ми­ки бы­ло вы­ра­щи­ва­ние ри­са, се­вер­нее – про­са. Фор­ми­ру­ют­ся но­вые свя­зи, наи­бо­лее ин­тен­сив­ные ме­ж­ду куль­ту­ра­ми Ср. Ху­ан­хэ и Древ­не­го При­мо­рья, а так­же по сто­ро­нам Древ­не­го Про­ли­ва (зо­ны Шань­дун с При­морь­ем и Ниж­ней Янц­зы).

Среднеранний неолит: 1 – культура Пэйлиган. Каменный серп. Институт археологии провинции Хэнань (Чжэнчжоу); 2 – культура Лаогуаньтай. Расписная керамическая чаша на трёх ножках. Историческ…

В Древ­нем При­мо­рье, к югу от вы­хо­да в Древ­ний Про­лив, рас­про­стра­ни­лась куль­ту­ра Пэй­ли­ган, к се­ве­ру – Цы­шань; в пре­де­лах зо­ны Ср. Ху­ан­хэ важ­ней­шим был очаг в вост. и центр. час­ти до­ли­ны р. Вэй­хэ (Лао­гу­ань­тай и Бэй­шо­улин). На Верх­ней Ху­ан­хэ, гео­гра­фи­че­ски чёт­ко от­де­лён­ной от бас­сей­на Вэй­хэ, вы­деля­ют куль­ту­ру Да­ди­вань (5200–4500; в ос­но­ве хо­зяй­ст­ва – вы­ра­щи­ва­ние про­са и сви­но­вод­ст­во; по­лу­круг­лые по­лу­зем­лян­ки; круг­ло­дон­ные мис­ки, ча­ши на под­до­не, три­под на ос­но­ве круг­ло­дон­ной ча­ши или со­су­да ба­ноч­но­го ти­па, не­ко­то­рые име­ют чер­ты сход­ст­ва с ке­ра­ми­кой Лао­гу­ань­тай). С Лао­гу­ань­тай есть сход­ст­во и у па­мят­ни­ков в зап. час­ти вер­хо­вий р. Хань­шуй. На тер­ри­то­рии Шань­дун­ско­го п-ова вы­де­ле­на куль­ту­ра Хо­ули. На Ниж­ней Янц­зы из­вест­ны куль­ту­ры Хэ­му­ду (4-й слой), Хо­уц­зя­чжай (к се­ве­ро-вос­то­ку от совр. г. Нан­кин; 5300–4500). Па­мят­ни­ки Ср. Янц­зы не все­гда ещё мож­но све­сти в куль­ту­ры; на за­па­де этой зо­ны вы­де­ле­на куль­ту­ра Чэн­бэй­си (5600–5400); на юго-за­па­де – ниж­ний слой Цао­ши (5500–5000) и др. (ино­гда их объ­е­ди­ня­ют как тра­ди­цию «до куль­ту­ры Да­си»).

Се­вер­нее осн. зон, в ле­со­степ­ной час­ти Внутр. Мон­го­лии, зап. ча­сти пров. Ляо­нин, куль­ту­ру Син­лун­ва сме­ня­ет Чжао­бао­гоу; на тер­ри­то­рии Мань­чжу­рии вы­де­ля­ют куль­ту­ру Синь­лэ; к се­ве­ро-вос­то­ку от совр. Пе­ки­на – Шан­чжай (5200–4500), близ­кую как куль­ту­рам се­ве­ро-вос­то­ка совр. тер­ри­то­рии К., так и Цы­шань в Древ­нем При­мо­рье.

Сред­ний не­олит (ок. 4500–2500 до н. э.) ино­гда ус­лов­но де­лят на ран­ний и позд­ний. Од­ной из важ­ней­ших от­ли­чит. черт это­го пе­рио­да яв­ля­ет­ся на­ли­чие в куль­ту­рах всех осн. зон рас­пис­ной ке­ра­ми­ки (см. в статьях Кра­ше­ной ке­ра­ми­ки куль­ту­рыЯншао), ис­че­заю­щей в позд­нем не­оли­те.

Средний неолит. Культура Давэнькоу: 1 – керамическая урна, 2 – гребень из слоновой кости. Музей провинции Шаньдун (Цзинань); 3 – культура Мяодигоу. Расписной керамический сосуд. Музе. На Ср. Ху­ан­хэ, в бас­сей­не Вэй­хэ, рас­про­стра­не­ны куль­ту­ры Бань­по 1, Шиц­зя­цунь (3200–3000), за­пад­нее – Сань­ли­цяо (4000–3000), Мяо­ди­гоу 1, Си­ван­цунь (2900–2400). На юге Древ­не­го При­мо­рья, уже рас­ши­ряю­ще­го­ся на фор­ми­рую­щую­ся Ве­ли­кую Ки­тай­скую рав­ни­ну, вы­де­ля­ют куль­ту­ры Чжун­шань­чжай 2, Да­хэ­цунь 1–2 (3300–2700), Цинь­ван­чжай; на се­ве­ре Древ­не­го При­мо­рья – Хо­уган 1, Да­сы­кун 1 (2700–2500).

В юж. час­ти бас­сей­на Ниж­ней Янц­зы про­дол­жа­ли раз­ви­вать­ся тра­ди­ции Хэ­му­ду (2–4-й слои); в рай­оне оз. Тай­ху и на при­мы­каю­щих зем­лях рас­про­стра­ни­лись Мац­зя­банСунц­зэЛян­чжу (ран­ний и ср. пе­рио­ды), сме­няю­щие друг дру­га. Имен­но в этом рай­оне фор­ми­ру­ют­ся древ­ней­шие про­то- и ран­не­го­су­дар­ст­вен­ные ин­сти­ту­ты; мно­гие свя­зан­ные с этим ат­ри­бу­ты свет­ской и ду­хов­ной вла­сти рас­про­стра­ня­ют­ся от­сю­да по всем др. зо­нам. Влия­ние этих куль­тур про­сле­же­но на бо­лее зап. па­мят­ни­ках Ниж­ней Янц­зы: в рай­оне совр. г. Нан­кин и се­вер­нее вы­де­ля­ют куль­ту­ру Бэй­инь­янъ­ин (4000–3000; ха­рак­тер­ны ка­мен­ные но­жи с не­сколь­ки­ми от­вер­стия­ми, три­по­ды на ба­зе круг­ло­дон­но­го горш­ка, ча­ши на под­до­нах, рос­пись го­ри­зон­таль­ным ря­дом ром­бов на па­рад­ных со­су­дах, уни­каль­но по­яв­ле­ние ке­ра­мич. чай­ни­ка с руч­кой); юго-за­пад­нее вы­де­ля­ют близ­кую куль­ту­ру Сю­эц­зя­ган (4 пе­рио­да в рам­ках 4000–3300), юж­нее, у оз. По­ян­ху, – Шань­бэй. На Ср. Янц­зы скла­ды­ва­ют­ся куль­ту­ры Да­си, Цюй­цзя­линЦин­лун­цю­ань.

В сев. и зап. час­ти Шань­ду­на из­вест­на куль­ту­ра Бэй­синь (4700–3600), юж­нее – Да­дунь­цзы (4200–3700; ра­нее рас­смат­ри­ва­ли в рам­ках Да­вэнь­коу), её сме­ни­ла Да­вэнь­коу. Наи­бо­лее ин­тен­сив­ны­ми бы­ли свя­зи этих куль­тур с куль­ту­ра­ми Ниж­ней Янц­зы; с Да­дунь­цзы свя­зы­ва­ют фор­ми­ро­ва­ние ещё од­но­го цен­тра ран­не­го­род­ской куль­ту­ры.

На се­ве­ро-вос­то­ке тер­ри­то­рии совр. К. вы­де­ля­ют куль­ту­ру Хун­шань (па­мят­ни­ки вос­то­ка Внутр. Мон­го­лии, ра­нее от­но­си­мые к ней, вы­де­ля­ют в куль­ту­ру Фу­хэ, 3600–2600; пре­им. охот­ни­ки); на юге Ляо­дун­ско­го п-ова – куль­ту­ру Хоу­ва и её остров­ной ва­ри­ант Ся­оч­жу­шань с ра­ко­вин­ны­ми ку­ча­ми (2 пе­рио­да: 4500–4000 и 4000–3500). На юго-вос­то­ке тер­ри­то­рии совр. К., к югу от хреб­та Нань­лин, из­вест­ны куль­ту­ра Си­цяо­шань (3500–3000), где пред­став­ле­ны тор­цо­вые и ко­нич. нук­леу­сы, с ко­то­рых сни­ма­лись мик­ро­пла­сти­ны; куль­ту­ра Да­вань на тер­ри­то­рии совр. Гон­кон­га, где дол­го­вре­мен­ные по­се­ле­ния (в т. ч. свай­ные до­ма) со­че­та­лись с вре­мен­ны­ми дюн­ны­ми сто­ян­ка­ми для про­мыс­ла ры­бы и мол­лю­сков; най­ден­ная рас­пис­ная ке­ра­ми­ка име­ет ана­ло­гии с Да­си (3000–1000) и др.

На Тай­ва­не и зап. бе­ре­гу Тай­вань­ско­го прол. рас­про­ст­ра­не­на куль­ту­ра Да­бэнь­кэн и её ва­риант Фу­го­дунь (4800–3500), ос­но­ван­ные на вы­ра­щи­ва­нии та­ро, ры­бо­лов­ст­ве, мор. со­би­ра­тель­ст­ве; ти­пич­ны ка­мен­ные мо­ты­ги с ус­ту­пом на спин­ке для креп­ле­ния Г-об­раз­ной ру­коя­ти, ка­мен­ные и ке­ра­мич. ко­ло­туш­ки-та­пы, ке­ра­ми­ка с от­тис­ка­ми ве­рёв­ки и зуб­ча­то­го края ра­ко­вин; ве­ро­ят­но, она соз­да­на пред­ка­ми ав­стро­не­зий­цев.

Поздний неолит – энеолит: 1 – культура Кэшэнчжуан. Трипод с полыми ножками. Музей провинции Шэньси (Сиань), 2 – круг культур Лянчжу. Фигурка из нефрита. Музей провинции Аньхой (Хэфэй…

Для позд­не­го не­оли­та – энео­ли­та (ок. 3500–1700) мож­но ут­верж­дать, что в это вре­мя сфор­ми­ро­вал­ся ряд гор. цен­тров и ран­них гос. об­ра­зо­ва­ний, скла­ды­ва­лись мо­ну­мен­таль­ная ар­хи­тек­ту­ра, слож­ная со­ци­аль­ная ие­рар­хия, от­ра­жён­ная и в ре­ли­гии, рас­про­стра­не­нии ве­ры в ан­тро­по­морф­ных бо­гов, на­чат­ках пись­мен­но­сти. В со­ци­аль­ном раз­ви­тии ве­ду­щи­ми ос­та­ва­лись куль­ту­ры Ниж­ней Янц­зы и Шань­ду­на. В раз­ных зо­нах рас­про­стра­ня­ют­ся ва­риа­ции три­по­да ти­па «с по­лы­ми нож­ка­ми на ос­но­ве горш­ка», свя­зан­ные с ним цен­тры не­ред­ко со­от­но­сят с эт­но­сом хуа­ся, хо­тя этот тип со­су­да воз­ник, по-ви­ди­мо­му, на Шань­ду­не и был из­вес­тен у др. на­ро­дов.

На Ниж­ней Янц­зы, про­дол­жая тра­ди­ции Лян­чжу (позд­ний пе­ри­од), сло­жи­лось од­но из са­мых ран­них го­су­дарств в Вост. Азии (с ним свя­зы­ва­ют го­ро­ди­ще Моц­зяо­шань); по­ка­за­тель­но на­ли­чие го­ро­дов, хра­мов, ал­та­рей, по­гре­бе­ний «ца­рей» и «жре­цов»; фор­ми­ру­ет­ся слож­ная ре­лиг. сис­те­ма, вклю­чаю­щая ан­тро­по­морф­ных бо­гов; здесь сло­жил­ся пер­вый в Вост. Азии ком­плекс ат­ри­бу­тов выс­шей вла­сти из неф­ри­та (коль­ца-би, жез­лы-цу­ны, то­по­ры-юэ и др.); есть ли­ней­ная пись­мен­ность в ви­де отд. зна­ков.

В вер­ховь­ях Ху­ан­хэ фор­ми­ру­ет­ся аг­рар­ный и куль­тур­ный очаг, пред­став­лен­ный куль­ту­ра­ми Ши­лин­сяМац­зя­яо.

Па­мят­ни­ки энео­ли­та Шань­дун­ско­го п-ова ра­нее от­но­си­ли к по­зд­не­му нео­ли­ту (т. н. куль­ту­ра Лун­шань); в совр. ис­сле­до­ва­ни­ях вы­де­ля­ют не ме­нее 4 групп па­мят­ни­ков: Чэнц­зыя на се­ве­ре, Инь­цзя­чэн на за­па­де, Лян­чэн­чжэнь на вос­то­ке и др. Здесь срав­ни­тель­но мно­го го­ро­дов, круп­ней­ший – Цзяо­чан­пу (на се­ве­ро-за­па­де Шань­ду­на; сте­ной об­не­се­на пл. ок. 400000 м2), об­на­ру­же­ны об­раз­цы пись­мен­но­сти (Дин­гун­цунь).

В Древ­нем При­мо­рье, к югу от Ху­ан­хэ, из­вест­ны го­ро­ди­ща мень­ших раз­ме­ров, сре­ди них – Гу­чэн­чжай, Ван­чэн­ган (ха­рак­тер­ны пря­мо­уголь­ная фор­ма, сте­ны из ут­рам­бо­ван­ной зем­ли) и др., се­вер­нее Ху­ан­хэ вы­де­ля­ют куль­ту­ры Хо­уган 2 и др., за­пад­нее – Мяо­ди­гоу 2 (2500–2000); в бас­сей­не Вэй­хэ – Кэ­шэн­чжу­ан 2; в до­ли­не р. Фынь­хэ – Тао­сы; в до­ли­не, со­еди­няю­щий ле­вые при­то­ки Ср. Янц­зы и юг Древ­не­го При­мо­рья, – Ха­оц­зя­тай (рай­он г. Янь­чэн; ок. 2500 или 2300). В зо­не, где об­ра­зо­ва­лась Ве­ли­кая Ки­тай­ская рав­ни­на, за­се­ляе­мая зем­ле­дель­ца­ми из Древ­не­го При­мо­рья и Шань­ду­на, од­ним из опор­ных па­мят­ни­ков яв­ля­ет­ся го­ро­ди­ще Пин­лян­тай (ок. 2350–2130). На Ср. Янц­зы из­вест­ны куль­ту­ры Шиц­зя­хэ, Цин­лун­цю­ань 3 и др.

За пре­де­ла­ми этих зон, в бас­сей­не Верх­ней Ху­ан­хэ, на од­ном из па­мят­ни­ков Мац­зя­яо (Линь­цзи) об­на­ру­жен брон­зо­вый нож; ес­ли это не им­порт, мож­но говорить о на­ча­ле на этой тер­ри­то­рии эне­о­ли­та. По­зд­нее здесь сло­жи­лись куль­ту­ры Бань­шаньМа­чан. На се­ве­ро-вос­то­ке совр. тер­ри­то­рии К. про­дол­жа­лось раз­ви­тие куль­ту­ры Ся­оч­жу­шань (пе­ри­од 3; 2500–2100); на юго-вос­то­ке из­вест­на куль­ту­ра Тань­ши­шань (ок. 3200–2000; пров. Фуц­зянь), для ко­то­рой ха­рак­тер­на штам­по­ван­ная ке­ра­ми­ка, к югу от хреб­та Нань­лин – Ши­ся и др., на юж­ном и юго-зап. по­бе­режье о. Тай­вань – Ню­чоу­цзы (2500–1500), где пре­об­ла­да­ет ке­ра­ми­ка с ве­рёвоч­ным от­тис­ком и об­на­ру­же­ны наи­бо­лее ран­ние на остро­ве от­пе­чат­ки ри­со­вых зё­рен; культура Фэн­би­тоу (2500–500), по мно­гим приз­на­кам (напр., ри­ту­аль­ное уда­ле­ние зу­бов) свя­зан­ная про­ис­хож­де­ни­ем с Тань­ши­шань; на сев.-зап. побережье – Юань­шань (2000–700), для ко­то­рой по­ка­затель­ны шли­фо­ван­ные мо­ты­ги с ус­ту­пом и пле­чи­ко­вые то­по­ры, брон­зо­вый на­ко­неч­ник стре­лы, ука­зы­ваю­щий на кон­так­ты с куль­ту­рой Инь (Шан).

Бронзовый век. Бронзовые сосуды из Эрлитоу. Институт археологии Академии общественных наук Китая (Пекин).

На­ча­ло брон­зо­во­го ве­ка в Вост. Азии во мно­гом не­яс­но. Един­ст­вен­ная куль­ту­ра это­го пе­рио­да на тер­ри­то­рии К., где из­де­лия из брон­зы не еди­нич­ны (Циц­зя), рас­по­ло­же­на к за­па­ду от осн. аг­рар­ных зон, на Верх­ней Янц­зы, и по­сте­пен­но про­ни­ка­ет на Ср. Ху­ан­хэ. Древ­ней­шие ме­тал­лич. из­де­лия (кро­ме мел­ких) пред­став­ле­ны в осн. аг­рар­ных зо­нах К. фор­ма­ми, ве­ро­ят­нее все­го, прив­не­сён­ны­ми 2 пу­тя­ми: из зо­ны кон­так­тов со сте­пя­ми и из зо­ны, свя­зан­ной с п-овом Ин­до­ки­тай (см. так­же в ст. Во­сточ­но-Ази­ат­ская ме­тал­лур­ги­че­ская про­вин­ция). Цен­тры со­ци­аль­но-эко­но­мич. и тех­но­ло­гич. раз­ви­тия на­хо­дят­ся в круп­ных древ­них аг­рар­ных оча­гах, но в них яв­но учи­ты­ва­ет­ся со­ци­аль­ный и тех­ни­че­ский опыт жи­те­лей др. зон и оча­гов. В кит. ар­хео­ло­гич. лит-ре куль­ту­ры, в ко­то­рых есть еди­нич­ные на­ход­ки брон­зо­вых из­де­лий, обыч­но на­зы­ва­ют­ся нео­ли­ти­че­ски­ми; эти куль­ту­ры рас­по­ло­же­ны вне пре­де­лов пра­ро­ди­ны хуа­ся.

В зо­не Ниж­ней Янц­зы на­ча­ло брон­зо­во­го ве­ка свя­зы­ва­ют с эне­о­ли­тич. па­мят­ни­ка­ми Лян­чжу (по внеш­ним при­зна­кам ря­да из­де­лий из неф­ри­та и др.), но дос­то­вер­но – с куль­ту­рой Ма­цяо (ок. 2000–1600). Их ос­та­ви­ли но­си­те­ли ав­ст­роа­зи­ат­ских язы­ков или, воз­мож­но, авс­тро­не­зий­цы. Не­мно­го вы­ше по те­че­нию Ян­цзы брон­за рас­про­стра­ни­лась при­бли­зи­тель­но то­гда же, в куль­ту­рах Юй­дунь, Ху­шу, на пра­вом бе­ре­гу – не­мно­го позд­нее (Учэн), там об­на­ру­же­но круп­ное гор. по­се­ле­ние, са­мо­сто­ят. ли­ней­ное ие­рог­ли­фич. пись­мо, вос­хо­дя­щее, ви­ди­мо, к Лян­чжу. Юж­нее Ниж­ней Ян­ц­зы к брон­зо­во­му ве­ку от­но­сит­ся куль­ту­ра Ху­ан­ту­лунь (ок. 1500–1000).

На вост. по­бе­ре­жье Тай­ва­ня вы­де­ля­ют куль­ту­ры Ци­линь и Бэй­нань (1500–1000), для ко­то­рых ха­рак­тер­ны за­хо­ро­не­ния в ка­мен­ных ящи­ках, а так­же воз­ве­де­ние ме­га­ли­тов; в по­след­ней куль­туре вы­яв­ле­ны по­во­рот­ные гар­пу­ны из неф­ри­та, что сви­де­тель­ст­ву­ет об охо­те на ки­тов или круп­ную ры­бу. На тер­ри­то­рии Шань­дун­ско­го п-ова брон­зо­вый век на­чал­ся поч­ти од­но­вре­мен­но с Ниж­ней Янц­зы (Юэши). На вос­то­ке Ср. Ян­ц­зы эта эпо­ха пред­став­ле­на куль­ту­рой Пань­лун­чэн, за­пад­нее – куль­ту­рой Сань­син­дуй. Об­ще­ст­ва в до­ли­не Вэй­хэ доль­ше за­дер­жи­ва­ют­ся на не­оли­тич. эта­пе (Кэ­син­чжу­ан 2), но позд­нее рез­ко об­го­ня­ют др. зо­ны в тех­но­ло­гич. и со­ци­аль­ном раз­ви­тии.

В Древ­нем При­мо­рье брон­за рас­про­стра­ни­лась чуть позд­нее, но куль­ту­ра Эр­ли­тоу 3 ста­но­вит­ся в бас­сей­не Ху­ан­хэ с 17 в. од­ной из наи­бо­лее раз­ви­тых в со­ци­аль­но-по­ли­тич. и куль­тур­ном от­но­ше­нии (го­ро­да, двор­цо­вый ком­плекс, раз­ви­тая ме­тал­лур­гия, слож­ная ри­ту­аль­ная прак­ти­ка – еди­нич­ные брон­зо­вые со­су­ды, кос­ти без над­пи­сей, но со сле­да­ми га­да­ний, ко­то­рые со­от­вет­ст­ву­ют из­вест­ным в гос-ве Шан и др.). Её влия­ние ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лось в пре­де­лах Ср. Ху­ан­хэ и се­вер­нее (Дун­ся­фэн). В кит. ис­то­рио­гра­фии с ней свя­зы­ва­ют ле­ген­дар­ную «ди­на­стию Ся». Ко 2-й пол. 17 в. вос­хо­дит пре­да­ние о пред­ках пра­ви­те­лей гос-ва Инь (Шан) от Чэн-та­на до Ян-цзя [2-я пол. 17 (в кит. науч. тра­ди­ции датируется с 18 в.) – кон. 14 вв.] – в это вре­мя, ви­ди­мо, шёл про­цесс фор­ми­ро­ва­ния по­тес­тар­ных ин­сти­ту­тов, со­про­во­ж­дав­ший пе­ре­се­ле­ние на­ро­да шан.

К древ­ней­шим куль­ту­рам брон­зо­во­го ве­ка к за­па­ду от Ср. Ху­ан­хэ от­но­сит­ся свя­зан­ная с ев­ра­зий­ски­ми сте­пя­ми куль­ту­ра Циц­зя (2200–1600), ко­то­рую сме­ня­ют куль­ту­ры Сы­ба и Синь­дянь; их свя­зы­ва­ют с пред­ка­ми древ­них цянов. Для ру­бе­жа 2-го и 1-го тыс. и нач. 1-го тыс. на тер­ри­то­рии пров. Гань­су вы­де­ле­ны куль­ту­ры Тан­ван, Сы­ва и Шац­зин. За­пад­нее в Цин­хае су­ще­ст­во­ва­ли куль­ту­ра Каяо и, воз­мож­но, свя­зан­ная с ней куль­ту­ра Но­му­хун (1400–700), в ко­то­рой ка­мен­ный ин­вен­тарь (то­по­ры, мо­ты­ги, но­жи, на­ко­неч­ни­ки стрел) най­ден вме­сте с брон­зо­вым (про­уш­ные то­по­ры, во­гну­то­обуш­ко­вые но­жи, се­ки­ры и др.), воз­де­лы­ва­ние пше­ни­цы со­че­та­лось с раз­ве­де­ни­ем овец, ко­ров, ло­ша­дей, верб­лю­дов и, воз­мож­но, яков (су­дя по ке­ра­мич. фи­гур­ке). На Ляо­дун­ском п-ове вы­де­ле­на куль­ту­ра Ян­то­ува, её сме­ня­ет куль­ту­ра ниж­не­го слоя Сяц­зя­дянь, се­вер­нее из­вест­на куль­ту­ра Си­ту­ань­шань, на тер­ри­то­рии пров. Хэй­лунц­зян – Бай­цзинь­бао (ок. 1000–500).

С 14 в. центр раз­ви­тия пе­ре­ме­ща­ет­ся не­сколь­ко вос­точ­нее, в рай­он совр. г. Чжэн­чжоу, т. е. на гра­ни­цу всё бо­лее рас­ши­ряю­щих­ся аг­рар­ных зе­мель фор­ми­рую­щей­ся Ве­ли­кой Ки­тай­ской рав­ни­ны (куль­ту­ра Чжэн­чжоу – Эр­ли­ган). Ок. 1300 в аг­рар­ном оча­ге к се­ве­ру от вы­хо­да Ху­ан­хэ на Ве­ли­кую Ки­тай­скую рав­ни­ну воз­ни­ка­ет куль­ту­ра Инь­сюй, свя­зан­ная с це­нт­ра­ми гос-ва Шан. На се­ве­ро-за­па­де тер­ри­то­рии К. раз­ви­ва­лись куль­ту­ры, свя­зан­ные с ми­ром ко­чев­ни­ков Ев­ра­зии, мно­гие их но­си­те­ли по­зд­нее бы­ли опи­са­ны кит. ис­то­ри­ка­ми под име­нем ху.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27