Эклога

Императоры Юстиниан I, Лев III и Константин V. Юридический сборник. 13–14 вв. Национальная библиотека Марчиана (Венеция).Архив «Православной энциклопедии»

До­пол­нен­ное со­б­ра­ни­ем но­велл (за­ко­нов, из­дан­ных по­сле пуб­ли­ка­ции Ко­дек­са) са­мо­го Юс­ти­ниа­на, Юс­ти­ниа­но­во за­ко­но­да­тель­ст­во со­хра­ня­ло своё зна­че­ние не толь­ко на всём про­тя­же­нии ис­то­рии В., но и в позд­ней­шие вре­ме­на. Гро­мозд­кое, со­став­лен­ное по пре­иму­ще­ст­ву на ма­ло­дос­туп­ном для б. ч. на­се­ле­ния им­пе­рии лат. яз., отя­го­щён­ное к то­му же гру­зом вы­шед­ших из упот­реб­ле­ния пра­во­вых норм, оно тем не ме­нее име­ло ог­ра­ни­чен­ное при­ме­не­ние в юри­дич. прак­ти­ке. По­это­му уже при жиз­ни Юс­ти­ниа­на ан­те­цес­со­ры (учи­те­ля пра­ва) соз­да­ли ряд крат­ких по­со­бий к ог­ром­но­му сво­ду на греч. яз. (па­ра­фраз, тол­ко­ва­ний, эти­мо­ло­гич. и др. разъ­яс­не­ний), иг­рав­ших го­раз­до бо­лее важ­ную роль в пра­во­вой жиз­ни В., чем сам свод Юс­ти­ниа­на. Позд­нее на ос­но­ве все­го это­го бы­ли соз­да­ны пер­вые крат­кие за­ко­но­дат. сво­ды на греч. яз., при­чём пер­вым из них бы­ла опуб­ли­ко­ван­ная, по-ви­ди­мо­му в 741, Эк­ло­га ико­но­бор­ческих им­пе­ра­то­ров Льва III Исав­ра и Кон­стан­ти­на V Ко­про­ни­ма, ко­то­рая с её по­пыт­кой кор­рек­ти­ров­ки Юс­ти­ниа­но­вых за­ко­нов в сто­ро­ну при­спо­соб­ле­ния их к ну­ж­дам эпо­хи, от­ка­за от юри­дич. фор­ма­лиз­ма, со­от­вет­ст­вия их прин­ци­пам «че­ло­веч­но­сти» (humanitas) и «спра­вед­ли­во­сти» (aequitas), с осо­бым вни­ма­ни­ем к раз­ра­бот­ке уго­лов­но­го пра­ва, фак­ти­че­ски от­кры­ва­ет эпо­ху пра­во­во­го но­ва­тор­ст­ва. Бу­ду­чи до­пол­не­на спец. при­ло­же­ни­ем, офиц. ха­рак­тер ко­то­ро­го, впро­чем, под­вер­га­ет­ся со­мне­нию, Эк­ло­га сыг­ра­ла боль­шую роль в даль­ней­шем раз­ви­тии ви­зан­тий­ско­го пра­ва. По­ми­мо 100 ста­тей, вхо­див­ших в осн. со­став это­го Appendix Eclogae, в не­го вклю­ча­лись ещё че­ты­ре от­но­си­тель­но круп­ных и дос­та­точ­но са­мо­сто­ят. па­мят­ни­ка («за­ко­на»): Во­ен­ный, Мор­ской, Мои­се­ев, но пре­ж­де все­го – Зем­ле­дель­че­ский за­кон. По­след­ний пред­став­лял со­бой свод юри­дич. норм, ре­гу­ли­ро­вав­ших жизнь сель­ской об­щи­ны, и яв­лял­ся, оче­вид­но, ча­ст­ной, но при­зна­вае­мой го­су­дар­ст­вом ком­пи­ля­ци­ей, ос­но­ван­ной на со­че­та­нии обыч­но­го эл­ли­ни­стического и вар­вар­ско­го пра­ва с нор­ма­ми дей­ст­во­вав­ше­го рим­ско-ви­зан­тий­ско­го, т. е. Юс­ти­ниа­но­ва за­ко­но­да­тель­ст­ва. Эк­ло­га сыг­ра­ла боль­шую роль в даль­ней­шем раз­ви­тии ви­зан­тий­ско­го пра­ва, по­слу­жив ба­зой для це­ло­го ря­да её ча­ст­ных пе­ре­ра­бо­ток (Ecloga aucta, или Eclogadion, Ecloga privata, Ecloga pri­vata aucta) и официальных за­ко­но­дательных сборников (Иса­го­га, Про­хи­рон).

Василики. Исагога. Прохирон

С вос­ше­ст­ви­ем в 9 в. на ви­зант. пре­стол им­пе­ра­то­ров Ма­ке­дон­ской ди­на­стии на­чи­на­ет­ся но­вый пе­ри­од в ис­то­рии ви­зан­тий­ско­го пра­ва. Юри­ста­ми бы­ла за­ду­ма­на и раз­ра­бо­та­на гран­ди­оз­ная про­грам­ма «очи­ще­ния древ­них за­ко­нов», суть ко­то­рой от­нюдь не сво­ди­лась к «очи­ще­нию» пра­ва от на­слое­ний исав­рий­ской эпо­хи, как ино­гда по­ла­га­ют. Она бы­ла зна­чи­тель­но ши­ре и за­клю­ча­лась в пе­ре­смот­ре и клас­си­фи­ка­ции все­го пи­са­но­го пра­во­во­го на­сле­дия, пре­ж­де все­го со­дер­жа­ще­го­ся в юс­ти­ниа­нов­ском Кор­пу­се, с точ­ки зре­ния его при­ме­ни­мо­сти в но­вых ис­то­рич. ус­ло­ви­ях, от­ме­ны ус­та­рев­ших за­ко­нов и уст­ра­не­ния про­ти­во­ре­чий в за­ко­нах, ос­таю­щих­ся в си­ле, эл­ли­ни­за­ции Юс­ти­ниа­но­вых за­ко­нов, т. е. их пе­ре­во­да в греч. язы­ко­вую сис­те­му, окон­ча­тель­но­го уп­разд­не­ния всех ос­тат­ков лат. юри­дич. тер­ми­но­ло­гии. Фак­ти­че­ски пре­ду­смат­ри­ва­лись сво­его ро­да гран­ди­оз­ная про­грам­ма и про­грам­ма-ми­ни­мум. Пер­вая из них бы­ла рас­счи­та­на на соз­да­ние уни­вер­саль­но­го сво­да дей­ст­вую­щих за­ко­нов, свое­об­раз­ной эн­цик­ло­пе­дии пра­ва, – план, ко­то­рый в кон­це кон­цов при­вёл к соз­да­нию Ва­си­лик, мно­го­том­но­го со­б­ра­ния за­ко­нов в 60 кни­гах, пол­но­стью за­вер­шён­но­го толь­ко при Льве VI Му­дром (886–912), а ещё позд­нее обо­га­щён­но­го не­сколь­ки­ми то­ма­ми «ста­рых» и «но­вых» схо­лий. Не­объ­ят­ность со­б­ра­ния бы­ла опять же серь­ёз­ным пре­пят­ст­ви­ем на пу­ти ис­поль­зо­ва­ния Ва­си­лик в ши­ро­кой юри­дич. прак­ти­ке.

С це­лью об­лег­че­ния их прак­тич. при­ме­не­ния ста­ли соз­да­вать­ся спра­воч­ные по­со­бия ти­па си­ноп­си­сов, т. е. об­зо­ры со­дер­жа­ния Ва­си­лик, по­стро­ен­ные в ал­фа­вит­ном по­ряд­ке по пред­мет­но­му прин­ци­пу, а так­же ука­за­те­ли к сво­ду (в ча­ст­но­сти, со­став­лен­ный в кон. 11 в. судь­ёй Пад­зи­сом т. н. Ти­пу­кей­тос, Τιπουϰειτος, т. е. в пе­ре­во­де с греч. яз. «что где на­хо­дит­ся») и об­шир­ный по объ­ё­му ано­ним­ный па­мят­ник (т. н. Эк­ло­га Ва­си­лик), ко­то­рый пред­став­ля­ет со­бой снаб­жён­ные ин­те­рес­ней­ши­ми схо­лия­ми не­изв. ви­зант. юри­с­та вы­держ­ки из пер­вых 10 книг Ва­си­лик. И всё же бо­лее ра­ди­каль­но и ес­те­ст­вен­но эта про­бле­ма ре­ша­лась в хо­де вы­пол­не­ния ми­ним. про­грам­мы. Име­лось в ви­ду (па­рал­лель­но с реа­ли­за­ци­ей рас­тя­нув­шей­ся на де­ся­ти­ле­тия об­шир­ной про­грам­мы) соз­да­ние в сроч­ном по­ряд­ке ком­пакт­но­го и об­ще­дос­туп­но­го за­ко­но­дат. сбор­ни­ка, в ко­то­ром бы­ло бы со­сре­до­то­че­но всё са­мое не­об­хо­ди­мое для от­прав­ле­ния пра­во­су­дия. Сна­ча­ла (ско­рее все­го в 886) ко­мис­си­ей под рук. пат­ри­ар­ха Фо­тия был раз­ра­бо­тан сбор­ник, на­зы­вае­мый Иса­го­гой (в 40 ти­ту­лах; «Вве­де­ние» – Εισαγωγή), опуб­ли­ко­ван­ный от ли­ца «все­бла­гих и ми­ро­тво­ря­щих им­пе­ра­то­ров» Ва­си­лия I, Льва VI Муд­ро­го и Алек­сан­д­ра (сбор­ник со­дер­жал един­ст­вен­ный в сво­ём ро­де и не на­хо­дя­щий со­от­вет­ст­вия ни в древ­них ис­точ­ни­ках, ни в ви­зант. пра­во­вой тра­ди­ции пуб­лич­но-пра­во­вой раз­дел, ка­саю­щий­ся вла­сти свет­ской и ду­хов­ной и её пред­ста­ви­те­лей – им­пе­ра­то­ра и пат­ри­ар­ха). За­тем (по-ви­ди­мо­му, в 907) был на­пи­сан зна­ме­ни­тый в ис­то­рии всей ви­зант. пра­во­вой лит-ры Про­хи­рон (Πρόχειρον) – фак­ти­че­ское тво­ре­ние Льва VI.

За­ко­но­да­тель­ст­во им­пе­ра­то­ров Ма­ке­дон­ской ди­на­стии оз­на­ча­ло по­след­нюю ши­ро­ко­мас­штаб­ную пра­ви­тельств. ини­циа­ти­ву в об­лас­ти пра­ва, а Ва­си­ли­ки – по­след­нюю офи­ци­аль­но об­на­ро­до­ван­ную ко­ди­фи­ка­цию ви­зан­тий­цев (в совр. ис­то­рио­гра­фии гос­под­ству­ет тео­рия о трёх «из­да­ни­ях», или ре­дак­ци­ях, па­мят­ни­ка). В даль­ней­шем (и до са­мо­го кон­ца Ви­зант. им­пе­рии) дви­же­ние ви­зант. пра­во­вой мыс­ли осу­ще­ст­в­ля­лось гл. обр. в рус­ле ча­ст­ной ини­циа­ти­вы, сис­те­ма­ти­за­ции ма­те­риа­ла и его эпи­то­ми­ро­ва­ния, схо­ли­ро­ва­ния и глос­си­ро­ва­ния, за­вер­шив­шись в 1345 об­шир­ным юри­дич. сб. «Шес­ти­кни­жие» Кон­стан­ти­на Ар­ме­но­пу­ла, су­дьи из Фес­са­ло­ник.

Раз­но­вид­но­стью офи­ци­аль­но­го им­пер­ско­го пра­ва бы­ло цер­ков­ное, т. е. со­во­куп­ность норм, об­ла­дав­ших си­лой за­ко­на и оп­ре­де­ляв­ших ор­га­ни­за­цию церк­ви, её внутр. уст­рой­ст­во, от­но­ше­ния ме­ж­ду цер­ко­вью и го­су­дар­ст­вом, а так­же ме­ж­ду цер­ко­вью и ча­ст­ны­ми ли­ца­ми-ми­ря­на­ми. Осо­бен­но силь­ным бы­ло влия­ние цер­ков­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва в об­лас­ти ча­ст­но­го се­мей­но­го пра­ва, осу­ще­ст­в­ляе­мое че­рез наи­бо­лее мас­со­вый и де­мо­кра­тич. вид ви­зант. су­да – епи­скоп­ский суд (audientia episcopalis).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19