Древнекитайские царства и империи (3-е тыс. до н. э. – 1-я пол. 3-го в. н. э.)

С 3-го тыс. на­чи­на­ет­ся письм. ис­то­рия К. Сы­ма Цянь, ав­тор «Ши цзи» («Ис­то­ри­че­ские за­пис­ки»), пер­во­го свод­но­го тру­да о про­шлом К., на­чи­на­ет кит. ис­то­рию с прав­ле­ния ле­ген­дар­ных У Ди – пя­ти им­пе­ра­то­ров (2697–2206): Ху­ан-ди, Чжу­ань-сюй, Ди-ку, Яо и Шунь. Со­глас­но Сы­ма Ця­ню, по­след­ний из ми­фич. им­пе­ра­то­ров – Шунь не­за­дол­го до сво­ей смер­ти при­бли­зил к се­бе вы­ше упо­ми­нав­ше­го­ся Юя, сы­на Гу­на, ко­то­рый впо­след­ст­вии стал пра­вить Под­не­бес­ной, ос­но­вав пер­вую в ис­то­рии К. ди­на­стию – Ся (2205–1767). По­сле смер­ти Юя на пре­стол всту­пил его сын Ци (2197–89). По­след­ним пра­ви­те­лем ди­на­стии был ти­ран Цзе (1818–1767), борь­бу с ко­то­рым воз­гла­вил «при­зван­ный Не­бом» ге­рой Тан [Чэн-тан, Тянь-и; с 1783 вождь инь (шан), в 1766–54 гла­ва гос-ва], раз­бив­ший ар­мию Ся и ос­но­вав­ший но­вую ди­на­стию Инь (Шан) (1766–1122 или 1600–1027).

Инь не­од­но­крат­но ме­ня­ли об­ласть про­жи­ва­ния (тер­ри­то­рия совр. про­вин­ций Хэ­нань, Хэ­бэй и Шань­дун). По­сле па­де­ния их ди­на­стии они бы­ли пе­ре­се­ле­ны в др. рай­оны стра­ны. Инь за­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем, шёл­ко­тка­че­ст­вом, ви­но­де­ли­ем, ско­то­вод­ст­вом. Даль­ней­шее раз­ви­тие по­лу­чи­ли ре­мес­ло (из­го­тов­ле­ние при­ми­тив­но­го фар­фо­ра и бе­лой ке­ра­ми­ки из као­ли­на, разл. ла­ко­вых из­де­лий) и стро­и­тель­ст­во (гра­до­строи­тель­ст­во, воз­ве­де­ние круп­ных до­мов и хра­мов). Пе­ре­ход на бо­лее вы­со­кий уро­вень с.-х. и ре­мес­лен­но­го про­из-ва при­вёл к по­яв­ле­нию тор­гов­ли и про­то­де­нег (ими яв­ля­лись пред­ме­ты оби­хо­да или кус­ки дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ми­не­ра­лов, позд­нее – ра­ко­ви­ны кау­ри и их брон­зо­вые ре­п­ли­ки). Со­циу­му инь бы­ла при­су­ща чёт­ко вы­ра­жен­ная стра­ти­фи­ка­ция. На вер­ши­не пи­ра­ми­ды на­хо­дил­ся ван, ко­то­рый при ре­ше­нии важ­ных гос. дел со­ве­то­вал­ся с ора­ку­лом, при­бли­жён­ны­ми, а ино­гда со всем на­ро­дом. В эпо­ху Инь (Шан) поя­ви­лись до­воль­но слож­ные куль­то­вые пред­став­ле­ния и об­ря­ды. Пан­те­он бо­гов вклю­чал вер­хов­ное бо­же­ст­во Шан­ди (счи­та­лось, что оно управ­ля­ет жиз­нью лю­дей), мно­го­числ. ду­хов при­ро­ды и ду­ши пред­ков, у ко­то­рых спра­ши­ва­ли со­ве­та, про­си­ли о по­мо­щи, ко­то­рым при­но­си­ли жерт­вы. Инь жи­ли в ок­ру­же­нии бо­лее ста пле­мён (цян, ту, ма, син, гуй, лун, юй и др.), све­де­ния о ко­то­рых со­хра­ни­лись в разл. письм. ис­точ­ни­ках. Часть этих пле­мён под­чи­ня­лись инь, дру­гие под­дер­жи­ва­ли с ни­ми дру­же­ст­вен­ные или тор­го­вые от­но­ше­ния, тре­тьи по­сто­ян­но с ни­ми вое­ва­ли.

К за­па­ду от инь (юг совр. пров. Шэнь­си) про­жи­ва­ли чжоу, во­ж­дём ко­то­рых был Фа, по­сле смер­ти по­лу­чив­ший хра­мо­вое имя У-ван. Его вой­ско в сою­зе с др. пле­ме­на­ми раз­би­ло ар­мию инь, их по­след­ний пра­ви­тель Чжоу-синь по­гиб. По­сле по­бе­ды У-ван по­жа­ло­вал круп­ные уде­лы сво­им род­ст­вен­ни­кам и со­юз­ни­кам. По­ко­рив инь, чжоу за­им­ст­во­ва­ли у них дос­ти­же­ния ма­те­ри­аль­ной и ду­хов­ной куль­ту­ры, пись­мен­ность и, воз­мож­но, язык.

Эпо­ха Чжоу де­лит­ся на два пе­рио­да: зап. ди­на­стии Чжоу (1122/1027–771; её сто­ли­ца­ми бы­ли Фэн и Хао, близ совр. г. Си­ань) и вост. ди­на­стии Чжоу (770–256/249; со сто­ли­цей в Лои – совр. Ло­ян). Зап. ди­на­стия Чжоу па­ла под на­тис­ком центр.-ази­ат. цю­ань­жун, по­сле че­го сто­ли­ца бы­ла пе­ре­не­се­на в Лои. Вре­мя цар­ст­во­ва­ния вост. ди­на­стии Чжоу в свою оче­редь рас­па­да­ет­ся на два пе­рио­да: Чунь­цю (772–481 или 770–476) и Чжань­го (Воюю­щие цар­ст­ва; 403 или 475–221).

В пе­ри­од Чунь­цю, не­смот­ря на со­хране­ние мо­раль­но­го ав­то­ри­те­та ва­на, ре­аль­ная власть на­хо­ди­лась в ру­ках по­томств. удель­ных кня­зей – чжу­хоу. Об­ще­ст­во име­ло до­воль­но слож­ную струк­ту­ру. На вер­ши­не ие­рар­хич. ле­ст­ни­цы на­хо­дил­ся ван, сту­пе­нью ни­же рас­по­ла­га­лась выс­шая пра­вя­щая эли­та, со­сто­яв­шая из чжу­хоу и по­томств. са­нов­ни­ков – ци­нов. Бо­лее низ­кую сту­пень за­ни­ма­ли гла­вы круп­ных ро­до­вых об­ра­зо­ва­ний – да­фу и ши, яв­ляв­шие­ся од­но­вре­мен­но вы­со­ки­ми чи­нов­ни­ка­ми, а на ещё бо­лее низ­кой сту­пе­ни на­хо­ди­лись гла­вы се­мей и ме­ст­ное чи­нов­ни­че­ст­во. Сле­дую­щий со­ци­аль­ный слой со­став­лял про­стой на­род: кре­сть­я­не, ре­мес­лен­ни­ки и тор­гов­цы, а так­же мел­кие слу­жа­щие и обыч­ные го­ро­жа­не. В са­мом ни­зу со­ци­аль­ной ле­ст­ни­цы на­хо­ди­лись не­мно­го­чис­лен­ные и не иг­рав­шие ре­шаю­щей ро­ли в хо­зяйств. жиз­ни стра­ны ра­бы, в ко­то­рых об­ра­ща­ли во­ен­но­плен­ных и пре­ступ­ни­ков. Стра­ти­фи­ка­ция об­ще­ст­ва име­ла чёт­кое и стро­го рег­ла­мен­ти­ро­ван­ное внеш­нее вы­ра­же­ние – в оде­ж­де, пи­ще, по­воз­ках, ору­жии, жи­лье, об­ря­дах и т. п.

В са­мом на­ча­ле эпо­хи Чжоу пра­ва на зем­лю при­над­ле­жа­ли ва­ну, од­на­ко в пе­ри­од Чунь­цю они по­сте­пен­но пе­ре­шли к чжу­хоу. В ка­ж­дом вла­де­нии его гла­ва вы­сту­пал в ка­че­ст­ве вла­дель­ца всей зем­ли. Фак­ти­че­ски­ми, а со вре­ме­нем и юри­ди­че­ски на­следств. вла­дель­ца­ми зем­ли ста­но­ви­лись так­же да­фу и ши. Вла­дель­цы зем­ли пе­ре­да­ва­ли её в поль­зо­ва­ние кре­сть­я­нам за от­ра­бо­точ­ную рен­ту, а са­ми пла­ти­ли вы­ше­стоя­щим дань шёл­ком, неф­ри­том, шку­ра­ми жи­вот­ных, зер­ном и т. д. Зем­лю мож­но бы­ло на­сле­до­вать, но нель­зя бы­ло про­дать и ку­пить. На ру­бе­же 9–8 вв. от­ра­бо­точ­ная рен­та бы­ла за­ме­не­на на­ту­раль­ной, пер­во­на­чаль­но рав­няв­шей­ся 1/10 час­ти уро­жая. В пе­ри­од Чунь­цю зем­ля ста­ла объ­ек­том ку­п­ли-про­да­жи, сфор­ми­ро­ва­лись слои по­ме­щи­ков, бо­га­тых куп­цов – вла­дель­цев зем­ли и вла­дев­ших зем­лёй сво­бод­ных кре­сть­ян, зна­че­ние на­следств. ари­сто­кра­тии и за­ви­си­мых кре­сть­ян сни­зилось. В 6 в. поя­ви­лись зе­мель­ный, а не­сколь­ко позд­нее по­душ­ный и по­двор­ный на­ло­ги, уп­ла­чи­вае­мые на­ту­рой (про­сом, ри­сом, шёл­ком), а так­же от­ра­бот­ки и по­вин­но­сти.

На ру­бе­же пе­рио­дов Чунь­цю и Чжань­го раз­ви­тие К. сти­му­ли­ро­ва­лось не­сколь­ки­ми нов­ше­ст­ва­ми. Ок. 6 в. в упот­реб­ле­ние во­шло же­ле­зо, ко­то­рое к 4 в. ста­ло гл. ма­те­риа­лом для из­го­тов­ле­ния ору­дий тру­да, а за­тем ору­жия и пред­ме­тов оби­хо­да. Зна­чит. подъ­ём с. х-ва был до­стиг­нут за счёт та­ких но­во­вве­де­ний, как удоб­ре­ние по­лей, ис­поль­зо­ва­ние бычь­ей уп­ряж­ки и ко­ле­са для по­да­чи во­ды на по­ля, строи­тель­ст­во круп­ных ир­ри­гац. сис­тем. Раз­ви­тие с. х-ва и ре­мес­ла сти­му­ли­ро­ва­ло тор­гов­лю, ко­то­рой за­ни­ма­лись не толь­ко куп­цы, но и кре­сть­я­не, ре­мес­лен­ни­ки и чи­нов­ни­ки. Важ­ную роль в раз­ви­тии тор­гов­ли иг­рал Ве­ли­кий ка­нал, часть ко­то­ро­го бы­ла со­ору­же­на в 6 в. К кон­цу пе­рио­да Чунь­цю на сме­ну про­то­день­гам при­шли мед­ные и брон­зо­вые мо­не­ты. Ка­ж­дое цар­ст­во вы­пус­ка­ло собств. мо­не­ту, од­на­ко раз­ные ви­ды мо­не­ты име­ли хо­ж­де­ние на тер­ри­то­рии все­го Ки­тая.

Эпо­ха Чжоу обо­га­ти­ла кит. куль­ту­ру мно­же­ст­вом но­во­вве­де­ний в са­мых раз­ных об­лас­тях, в т. ч. в лит-ре и фи­ло­со­фии, ко­то­рые сыг­ра­ли ис­клю­чи­тель­но важ­ную роль в ис­то­рии стра­ны.

К пе­рио­ду Чжань­го на тер­ри­то­рии К. об­ра­зо­ва­лось 7 круп­ных царств: ЦиЯньЦиньЧуХаньВэй и Чжао. Осо­бое ме­сто сре­ди них за­ни­ма­ла Цинь, воз­вы­ше­ние ко­то­рой во мно­гом свя­за­но с дея­тель­но­стью Шан Яна, внёс­ше­го зна­чит. вклад в раз­ви­тие идео­ло­гии ле­гиз­ма (впо­след­ст­вии мн. ле­ги­ст­ские идеи бы­ли вос­при­ня­ты кон­фу­ци­ан­ст­вом, что по­зво­ли­ло ему стать идео­ло­гич. опо­рой кит. им­пе­рии) и по­пы­тав­ше­го­ся во­пло­тить её в жизнь.

Шан Ян был при­зван на долж­ность со­вет­ни­ка по­сле при­хо­да к вла­сти в Цинь Сяо-гу­на (361–338). Ему бы­ло при­ка­за­но про­вес­ти ре­фор­мы, на­прав­лен­ные на ук­ре­п­ле­ние гос-ва. В 356 и 350 в Цинь бы­ли осу­ще­ст­в­ле­ны пре­об­ра­зо­ва­ния в ду­хе ле­ги­ст­ских идей: зем­ле­де­лие по­ощ­ря­лось по­сред­ст­вом ос­во­бо­ж­де­ния от по­вин­но­стей тех, кто ус­пеш­но тру­дил­ся в по­ле, от­ме­не­ны на­следств. при­ви­ле­гии ари­сто­кра­тии, вве­де­на сис­те­ма при­свое­ния зва­ний за во­ен. за­слу­ги, раз­ре­ше­на ку­п­ля-про­да­жа зем­ли, ус­та­нов­ле­на еди­ная сис­те­ма мер; вве­де­но обя­за­тель­ное раз­де­ле­ние се­мьи в слу­чае, ес­ли в ней бы­ло двое или бо­лее взрос­лых муж­чин (ина­че на се­мью на­ла­гал­ся двой­ной на­лог). По адм. ре­фор­ме, про­ве­дён­ной Шан Яном, цар­ст­во Цинь бы­ло раз­де­ле­но на 31 уезд, ко­то­ры­ми управ­ля­ли чи­нов­ни­ки, пред­став­ляв­шие центр. власть. Но­во­вве­де­ния Шан Яна вы­зва­ли не­до­воль­ст­во ари­сто­кра­тии. По­сле кон­чи­ны Сяо-гу­на и всту­п­ле­ния на пре­стол Ху­эй-вэнь-ва­на (337–311) Шан Ян был каз­нён, а весь его род ис­треб­лён. Па­де­ние Шан Яна не оз­на­ча­ло, од­на­ко, пре­кра­ще­ния на­ча­тых им ре­форм. Соз­на­вая их по­лез­ность для стра­ны, на­след­ни­ки Сяо-гу­на и их пер­вые ми­ни­ст­ры, в осо­бен­но­сти Люй Бу­вэй (?–235) и Ли Сы, про­дол­жи­ли пре­об­ра­зо­ва­ния, что в ито­ге по­зво­ли­ло Цинь, ис­поль­зуя во­ен. и ди­пло­ма­тич. сред­ст­ва, объ­е­ди­нить весь К. (в 230 оно под­чи­ни­ло Хань, в 229 – Чжао, в 225 – Вэй, в 224 – Чу, в 222 – Янь и в 221 – Ци).

Погребальный эскорт из керамических фигур. Гробница императора Цинь Шихуанди (провинция Шэньси). 3 в. до н. э.Фото В. А. Снатенкова

С име­нем Ли Сы свя­за­на раз­ра­бот­ка мер, на­прав­лен­ных на пол­ную уни­фи­ка­цию Под­не­бес­ной и обес­пе­че­ние в ней еди­но­лич­ной вла­сти цинь­ско­го по­ве­ли­те­ля Цинь Шиху­ан­ди. В ре­зуль­та­те про­ве­дён­ных Ли Сы ре­форм бы­ли уп­разд­не­ны преж­ние гра­ни­цы ме­ж­ду цар­ст­ва­ми и из­ме­не­на сис­те­ма управ­ле­ния: вся стра­на раз­де­ле­на на 36 об­лас­тей, соз­дан аппа­рат управ­ле­ния ими, пол­но­стью за­ви­сев­ший от им­пе­ра­то­ра, вве­де­ны еди­ные за­ко­ны, ме­ры, день­ги и пись­мен­ность, в ве­де­ние гос-ва пе­ре­да­на сис­те­ма обу­че­ния. На­следств. ари­сто­кра­тия, выс­шее чи­нов­ни­че­ст­во и круп­ные куп­цы по­ко­рён­ных царств бы­ли пе­ре­се­ле­ны в сто­ли­цу Цинь – Сянь­ян – и по­став­ле­ны под стро­гий кон­троль центр. пра­ви­тель­ст­ва. Сто­ли­цу и пе­ри­фе­рию со­еди­ни­ли курь­ер­ски­ми до­ро­га­ми. В це­лях ук­ре­п­ле­ния вла­сти цинь­ско­го пра­ви­те­ля в 213 бы­ли пре­да­ны ог­ню древ­ние трак­та­ты и ис­то­рич. хро­ни­ки др. царств пе­рио­да Чжань­го.

Объ­е­ди­нив под сво­ей вла­стью шесть царств, Цинь пе­ре­шла в на­сту­п­ле­ние на со­сед­ние го­су­дар­ст­ва и на­ро­ды. В 215–214 на се­ве­ре 300-ты­сяч­ная ар­мия под ко­манд. Мэн Тя­ня (?–210) раз­би­ла хун­ну, за­ня­ла зем­ли в боль­шой из­лу­чи­не Ху­ан­хэ и при­сту­пи­ла к со­ору­же­нию Ве­ли­кой Ки­тай­ской сте­ны (до­ст­раи­ва­лись и со­еди­ня­лись во­еди­но за­щит­ные сте­ны преж­них царств; в совр. ви­де Ве­ли­кая Кит. сте­на – па­мят­ник 15–16 вв.), не­ся при этом по­те­ри не мень­шие, чем в сра­же­ни­ях с ко­чев­ни­ка­ми. На юге к 211 др. цинь­ская ар­мия по­ко­ри­ла вьетн. гос-во На­мвьет и за­хва­ти­ла сев.-вост. часть вьетн. гос-ва Ау­лак (тер­ри­то­рия совр. юж.-кит. про­вин­ций Гу­ан­си, Гу­ан­дун, а так­же часть Сев. Вьет­на­ма). Ещё рань­ше, в 223 и 221, в про­дол­же­ние борь­бы про­тив Чу 500-ты­сяч­ная цинь­ская ар­мия под ко­манд. Ван Цзя­ня (гг. ро­ж­де­ния и смер­ти не­изв.) за­вое­ва­ла зем­ли на юго-вос­то­ке (ны­не про­вин­ции Цзян­си, Фуц­зянь) и юге (ны­не пров. Ху­нань).

Великая Китайская стена к северу от Пекина. Общий вид. Фото 2006.Фото А. И. НагаеваПо­сле кон­чи­ны Цинь Шиху­ан­ди ди­на­стия Цинь на­ча­ла бы­ст­ро те­рять власть. В ре­зуль­та­те двор­цо­во­го за­го­во­ра, во гла­ве ко­то­ро­го стоя­ли Ли Сы и гл. ев­нух Чжао Гао (?–207), на пре­стол был воз­ве­дён млад­ший сын Цинь Шиху­ан­ди – Ху-хай (210–207; ко­ро­но­вал­ся под име­нем Эр­ши-ху­ан­ди). В хо­де борь­бы, раз­вер­нув­шей­ся по­сле это­го при цинь­ском дво­ре, Чжао Гао кле­ве­той до­бил­ся каз­ни Ли Сы и унич­то­же­ния его ро­да, за­тем вы­ну­дил Эр­ши-ху­ан­ди со­вер­шить са­мо­убий­ст­во, а че­рез ме­сяц был убит сам. В ус­ло­ви­ях ос­лаб­ле­ния по­зи­ций центр. вла­сти в 209 вспых­ну­ло кре­сть­ян­ское вос­ста­ние под рук. Чэнь Шэ­на, за­тем на­ча­лись вы­сту­п­ле­ния ари­сто­кра­тии по­ко­рён­ных царств. С пре­тен­зи­ей на цинь­ский пре­стол вы­сту­пи­ли вы­хо­дец из кре­сть­ян Лю Бан и чус­кий ари­сто­крат Сян Юй, сфор­ми­ро­вав­шие собств. ар­мии. Их ус­пеш­ные дей­ст­вия по­ло­жи­ли ко­нец прав­ле­нию Цинь. В 207 Лю Бан за­нял Сянь­ян и в 206 про­воз­гла­сил се­бя ва­ном, а в 202, раз­гро­мив Сян Юя, – им­пе­ра­то­ром под име­нем Гао-цзу. Им бы­ла ос­но­ва­на но­вая пра­вя­щая ди­на­стия – За­пад­ная Хань.

Взой­дя на пре­стол, Гао-цзу столк­нул­ся с серь­ёз­ны­ми про­бле­ма­ми. Стра­на бы­ла ра­зо­ре­на, раз­ру­ше­ны тра­диц. ук­лад жиз­ни и сис­те­ма управ­ле­ния, по­дор­ван ав­то­ри­тет гос. вла­сти. На се­ве­ре вновь уси­ли­лись хун­ну. Стре­мясь до­бить­ся ста­би­ли­за­ции об­ста­нов­ки, Гао-цзу от­ме­нил жес­то­кие на­ка­за­ния пе­рио­да Цинь, объ­явил ши­ро­кую ам­ни­стию, ос­во­бо­дил всех, кто, стре­мясь из­бе­жать го­лод­ной смер­ти, про­дал се­бя в раб­ст­во, вер­нул ран­ги, зем­лю и жи­ли­ща их преж­ним об­ла­да­те­лям, вос­ста­но­вил ме­ст­ную ад­ми­ни­ст­ра­цию. За­слу­жен­ные вое­на­чаль­ни­ки по­лу­чи­ли ти­ту­лы хоу и на­следств. вла­де­ния, ар­мии бы­ли рас­пу­ще­ны, сол­да­там пре­дос­тав­ле­на воз­мож­ность вер­нуть­ся к за­ня­тию с. х-вом. Все эти ме­ры спо­соб­ст­во­ва­ли ус­та­нов­ле­нию в К. от­но­сит. спо­кой­ст­вия и по­ряд­ка. Од­на­ко бо­лее ре­ши­тель­но­му про­грес­су пре­пят­ст­во­ва­ли про­дол­жав­шие­ся внутр. рас­при и се­па­ра­ти­ст­ские уст­рем­ле­ния ме­ст­ных пра­ви­те­лей, яр­ким про­яв­ле­ни­ем ко­то­рых стал т. н. мя­теж се­ми ва­нов, ко­то­рый воз­гла­вил пле­мян­ник Гао-цзу – Лю Пи (215–154). Окон­ча­тель­но этот мя­теж был по­дав­лен лишь У-ди, са­мым вы­даю­щим­ся зап.-хань­ским им­пе­ра­то­ром.

У-ди до­бил­ся зна­чит. ук­ре­п­ле­ния по­зи­ций центр. вла­сти в им­пе­рии Зап. Хань. В 127 он из­дал указ, из­ме­нив­ший прин­цип на­сле­до­ва­ния: от­ны­не на­след­ни­ка­ми ста­но­ви­лись все сы­но­вья (в рав­ных до­лях), а не один лишь стар­ший сын. В ре­зуль­та­те все круп­ные вла­де­ния бы­ли раз­де­ле­ны и за­ло­же­на ос­но­ва для их даль­ней­ше­го дроб­ле­ния. В 112 У-ди ли­шил 106 чел. ти­ту­ла хоу, что окон­ча­тель­но ре­ши­ло про­бле­му круп­но­го зем­ле­вла­де­ния. У-ди фак­ти­че­ски вос­ста­но­вил цинь­скую цен­тра­ли­зов. сис­те­му управ­ле­ния с опо­рой на ог­ром­ный бю­ро­кра­тич. ап­па­рат, к служ­бе в ко­то­ром до­пус­ка­лись так­же куп­цы, раз­ре­шил про­да­жу ти­ту­лов и зва­ний, но не долж­но­стей.

В те­че­ние не­сколь­ких от­но­си­тель­но спо­кой­ных де­ся­ти­ле­тий, про­шед­ших с на­ча­ла во­ца­ре­ния Зап. Хань, эко­но­ми­ка К. бы­ла вос­ста­нов­ле­на. Вве­дён­ная в этот пе­ри­од сис­те­ма трёх­по­лья, изо­бре­те­ние пар­ной со­хи, вос­ста­нов­ле­ние ста­рых и со­ору­же­ние но­вых ир­ри­гац. сис­тем по­зво­ли­ли зна­чи­тель­но по­вы­сить про­из­во­ди­тель­ность с. х-ва. Бы­ст­ро раз­ви­ва­лось ре­мес­ло. Стре­мясь со­дей­ст­во­вать даль­ней­ше­му раз­ви­тию хо­зяй­ст­ва и по­пол­нить каз­ну, У-ди в 119 ус­та­но­вил гос. мо­но­по­лию на вы­плав­ку же­ле­за и вар­ку со­ли, а в 115 – на че­кан­ку мо­не­ты. Бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны ка­зён­ные мас­тер­ские, в ко­то­рых тру­ди­лись ра­бы (их ко­ли­че­ст­во в этот пе­ри­од бы­ло са­мым боль­шим за всю древ­нюю ис­то­рию К.). Раз­ви­тие ре­мес­ла сти­му­ли­ро­ва­ло рост тор­гов­ли и рос­тов­щи­че­ст­ва; поя­ви­лось зна­чит. ко­ли­че­ст­во лю­дей, ско­пив­ших со­стоя­ние не за счёт зем­ле­де­лия. Мно­гие кит. го­ро­да пре­вра­ти­лись в важ­ные тор­го­во-ре­мес­лен­ные цен­тры и яв­ля­лись круп­ней­ши­ми го­ро­да­ми ми­ра: Чанъ­ань (ны­не Си­ань), Ло­ян, Хань­дань (на юге Хэ­бэя), Линь­цзы (ны­не Цзы­бао), Чэн­ду и др.

При У-ди им­пе­рия Зап. Хань до­би­лась зна­чит. рас­ши­ре­ния сво­их гра­ниц. В 123–119 в ре­зуль­та­те не­сколь­ких по­хо­дов бы­ло на­не­се­но серь­ёз­ное по­ра­же­ние хун­ну, ко­то­рые на дли­тель­ное вре­мя пе­ре­ста­ли пред­став­лять уг­ро­зу для К. В ре­зуль­та­те по­соль­ст­ва пол­ко­вод­ца и са­нов­ни­ка Чжан Ця­ня Зап. Хань ус­та­но­ви­ла не­по­средств. кон­такт со стра­на­ми и на­ро­да­ми Центр. Азии (Фер­га­ной, Со­гдом, Бак­три­ей, Пар­фи­ей), что соз­да­ло пред­по­сыл­ки для от­кры­тия Ве­ли­ко­го шёл­ко­во­го пу­ти. По за­вер­ше­нии по­соль­ст­ва Чжан Ця­ня У-ди на­пра­вил в Центр. Азию вой­ска, ко­то­рые в 111 по­ко­ри­ли цян, а в 102 Фер­га­ну и весь т. н. Зап. край. Совр. Синь­цзян и со­сед­ние рай­оны Ср. Азии бы­ли вклю­че­ны в со­став им­пе­рии Зап. Хань ли­бо при­зна­ли за­ви­си­мость от неё. Од­но­вре­мен­но ук­ре­пи­лось и рас­ши­ри­лось при­сут­ст­вие Зап. Хань на юге (в совр. про­вин­ци­ях Гу­андун, Гу­ан­си, Чжэц­зян, Фуц­зянь, Сы­чу­ань, Гуй­чжоу, Юнь­нань и на се­ве­ре Вьет­на­ма). В 108 до н. э. У-ди под­чи­ни­лась Чжао­сянь (Ляо­дун и Ко­рея), бла­го­да­ря че­му бы­ли ус­та­нов­ле­ны от­но­ше­ния с Япо­ни­ей. К. дос­тиг пи­ка сво­его мо­гу­ще­ст­ва, став са­мой об­шир­ной и мно­го­люд­ной им­пе­ри­ей Древ­не­го ми­ра. Кит. шёлк, же­лез­ные из­де­лия, ме­талл, мед. по­зна­ния, пе­ре­до­вые тех­но­ло­гии про­ник­ли в др. стра­ны Азии и да­же в Ев­ро­пу. При У-ди кон­фу­ци­ан­ст­во ста­ло гос. идео­ло­ги­ей К.

«Пахота». Каменный барельеф из ханьских погребений. Ок. 100 н. э. Провинция Шэньси.Со смер­тью У-ди по­зи­ции ди­на­стии Зап. Хань на­ча­ли бы­ст­ро ос­ла­бе­вать. Это­му во мно­гом спо­соб­ст­во­ва­ло и то об­стоя­тель­ст­во, что в зап.-хань­ский пе­ри­од сфор­ми­ро­ва­лась и об­ре­ла зна­чит. си­лу бю­ро­кра­тич. про­слой­ка. Её пред­ста­ви­те­ли, как пра­ви­ло, не толь­ко об­ла­да­ли вла­ст­ны­ми ры­ча­га­ми, но и вла­де­ли зем­лёй, а так­же (бла­го­да­ря за­ня­тию тор­гов­лей и рос­тов­щи­че­ст­вом) зна­чит. фи­нан­со­вы­ми сред­ст­ва­ми. В 5 н. э. круп­ный са­нов­ник Ван Ман, род­ст­вен­ник пра­вя­ще­го до­ма по жен­ской ли­нии, уже ра­нее со­сре­до­то­чив­ший в сво­их ру­ках зна­чит. власть, убил имп. Пин-ди (1–5), а в 8 низ­ло­жил его ма­ло­лет­не­го на­след­ни­ка, при­нял ти­тул им­пе­ра­то­ра и объ­я­вил о во­ца­ре­нии но­вой ди­на­стии Синь (9–25).

Взой­дя на пре­стол, Ван Ман в 9 из­дал указ об от­ме­не ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти на зем­лю и её пе­ре­хо­де в соб­ст­вен­ность пра­ви­те­ля, пре­дос­та­вил ог­ра­ни­чен­ную сво­бо­ду ра­бам ча­ст­ных лиц, за­пре­тил ку­п­лю-про­да­жу зем­ли и ра­бов; в 10 ввёл гос. кон­троль над рын­ка­ми и це­на­ми, ус­та­но­вил мо­но­по­лию на про­из-во ви­на, со­ли, же­ле­за, от­лив­ку мо­не­ты, а так­же (впер­вые в ис­то­рии К.) на кре­дит­но-рос­тов­щи­че­ские опе­ра­ции. Со­про­тив­ле­ние ре­фор­мам Ван Ма­на в кит. об­ще­ст­ве бы­ло на­столь­ко силь­ным, что уже в 12 но­во­му им­пе­ра­то­ру при­шлось вновь раз­ре­шить ку­п­лю-про­да­жу зем­ли и ра­бов. Са­мым не­удач­ным на­чи­на­ни­ем Ван Ма­на ока­за­лась ре­фор­ма де­неж­ной сис­те­мы – за 15 лет прав­ле­ния он 5 раз ме­нял день­ги, что вы­зва­ло ха­ос в эко­но­ми­ке и уда­ри­ло по бед­ным сло­ям на­се­ле­ния. На­рас­та­ние эко­но­мич. труд­но­стей ста­ло при­чи­ной на­чав­ших­ся в 14 нар. вол­не­ний, ко­то­рые пе­ре­рос­ли на юге стра­ны в вос­ста­ние «жи­те­лей зе­лё­ных ле­сов» (17–23), а на се­ве­ре в крас­но­бро­вых вос­ста­ние. В ре­зуль­та­те Ван Ман был убит, в стра­не во­ца­ри­лась ди­на­стия Вос­точ­ная Хань (25–220), из­брав­шая сво­ей сто­ли­цей Ло­ян.

Пер­вым им­пе­ра­то­рам но­вой ди­на­стии – от Гу­ан У-ди (Гу­анъу-ди) до Хэ-ди (89–105) – при­шлось ре­шать во­про­сы, сход­ные с те­ми, что стоя­ли пе­ред пра­ви­те­ля­ми на­чаль­но­го пе­рио­да Зап. Хань. Осн. вни­ма­ние они бы­ли вы­ну­ж­де­ны уде­лить вос­ста­нов­ле­нию эко­но­ми­ки. С этой це­лью при Гу­ан У-ди на­ча­ли соз­да­вать­ся во­ен. по­се­ле­ния, жи­те­ли ко­то­рых со­вме­ща­ли труд на зем­ле с во­ин­ской служ­бой. При Мин-ди (58–75) и Хэ-ди ка­зён­ные зем­ли ста­ли пе­ре­да­вать­ся или сда­вать­ся в арен­ду зем­ле­паш­цам-бед­ня­кам, при этом им вы­да­ва­лись ин­вен­тарь и зер­но для по­се­вов. Не­од­но­крат­но про­из­во­ди­лось сни­же­ние на­ло­га на зем­лю или пол­ное ос­во­бо­ж­де­ние от не­го. Гос-во ак­тив­но со­дей­ст­во­ва­ло строи­тель­ст­ву но­вых ир­ри­гац. сис­тем. Эти ме­ры спо­соб­ст­во­ва­ли вос­ста­нов­ле­нию и даль­ней­ше­му раз­ви­тию с. х-ва, а вме­сте с ним ре­мес­ла и тор­гов­ли. Важ­ным со­бы­ти­ем ста­ло изо­бре­те­ние в 105 де­шё­во­го спо­со­ба про­из-ва бу­ма­ги из ко­но­п­ли, дре­вес­ной ко­ры, ве­то­ши и пр. Из К. че­рез Зап. край бу­ма­га по­сте­пен­но рас­про­стра­ни­лась по все­му ми­ру.

В сфе­ре внеш­ней по­ли­ти­ки Вост. Хань при­шлось ре­шать те же за­да­чи, что и зап.-хань­ским им­пе­ра­то­рам. В 73–94 кит. ар­мия пред­при­ня­ла неск. ус­пеш­ных по­хо­дов про­тив вновь уси­лив­ших­ся хун­ну. Часть хун­ну бы­ла ис­треб­ле­на или пле­не­на, а ос­таль­ные на­ча­ли по­сте­пен­ный от­ход на за­пад, что, как счи­та­ет­ся, да­ло позд­нее тол­чок Ве­ли­ко­му пе­ре­се­ле­нию на­ро­дов. В 73–100 бла­го­да­ря уме­лой ди­пло­ма­тии и во­ен. по­бе­дам та­лант­ли­во­го пол­ко­вод­ца Бань Чао К. вновь под­чи­нил се­бе Зап. край. В 97 Бань Чао по­пы­тал­ся ус­та­но­вить свя­зи с Ри­мом, но его по­сол Гань Ин смог до­б­рать­ся толь­ко до Пер­сид­ско­го зал. и вер­нул­ся на­зад. В пе­ри­од сво­его рас­цве­та Вост. Хань под­дер­жи­ва­ла так­же от­но­ше­ния с Япо­ни­ей и Ко­ре­ей, а её гра­ни­цы на юге и юго-за­па­де поч­ти сов­па­да­ли с ру­бе­жа­ми Зап. Хань.

Со 107 на­чал­ся про­цесс ос­лаб­ле­ния по­зи­ций К. в Зап. крае, что бы­ло вы­зва­но за­тяж­ной и не­удач­ной для им­пе­рии вой­ной с цян. Кро­ме то­го, на се­ве­ре и се­ве­ро-за­па­де уси­ли­лись сянь­би и уху­ань, ко­то­рые во 2-й пол. 2 в. за­клю­чи­ли со­юз и ста­ли со­вер­шать опус­то­шит. на­бе­ги на вост.-хань­ские зем­ли.

Во 2 в. внутр. си­туа­ция в им­пе­рии ос­лож­ни­лась. На пре­сто­ле час­то ока­зы­ва­лись ма­ло­лет­ние им­пе­ра­то­ры, в ре­зуль­та­те че­го по­зи­ции центр. вла­сти ос­ла­бели, обо­ст­ри­лась борь­ба за влия­ние ме­ж­ду разл. груп­пи­ров­ка­ми. Рос­ло так­же не­до­воль­ст­во ни­зов, ко­то­рое в 184 вы­ли­лось в «жёл­тых по­вя­зок» вос­ста­ние под рук. Чжан Цзяо. Для его по­дав­ле­ния центр. вла­сти при­шлось об­ра­тить­ся за по­мо­щью к круп­ным вое­на­чаль­ни­кам-зем­ле­вла­дель­цам, рас­по­ла­гав­шим «лич­ны­ми ар­мия­ми». В хо­де борь­бы с вос­став­ши­ми воз­ник­ли три мощ­ные груп­пи­ров­ки, ру­ко­во­ди­мые Цао Цао, Лю Бэ­ем (161–223) и Сунь Цюа­нем (182–252). Дос­тиг­нув ме­ж­ду со­бой со­гла­ше­ния, они низ­ло­жи­ли ди­на­стию Вост. Хань и раз­де­ли­ли её вла­де­ния на три гос-ва: Вэй (со сто­ли­цей в Лоя­не), Шу (Шу­хань; со сто­ли­цей в Чэн­ду) и У [со сто­ли­цей в г. Цзя­нье (Цзинь­кан), ны­не Нан­кин]. Но­вый пе­ри­од кит. ис­то­рии, зна­ме­но­вав­ший, по при­ня­той в кит. ис­то­рио­гра­фии клас­си­фи­ка­ции, на­ча­ло эпо­хи фео­да­лиз­ма, по­лу­чил назв. Трое­цар­ст­вие.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27