С 3-го тыс. начинается письм. история К. Сыма Цянь, автор «Ши цзи» («Исторические записки»), первого сводного труда о прошлом К., начинает кит. историю с правления легендарных У Ди – пяти императоров (2697–2206): Хуан-ди, Чжуань-сюй, Ди-ку, Яо и Шунь. Согласно Сыма Цяню, последний из мифич. императоров – Шунь незадолго до своей смерти приблизил к себе выше упоминавшегося Юя, сына Гуна, который впоследствии стал править Поднебесной, основав первую в истории К. династию – Ся (2205–1767). После смерти Юя на престол вступил его сын Ци (2197–89). Последним правителем династии был тиран Цзе (1818–1767), борьбу с которым возглавил «призванный Небом» герой Тан [Чэн-тан, Тянь-и; с 1783 вождь инь (шан), в 1766–54 глава гос-ва], разбивший армию Ся и основавший новую династию Инь (Шан) (1766–1122 или 1600–1027).
Инь неоднократно меняли область проживания (территория совр. провинций Хэнань, Хэбэй и Шаньдун). После падения их династии они были переселены в др. районы страны. Инь занимались земледелием, шёлкоткачеством, виноделием, скотоводством. Дальнейшее развитие получили ремесло (изготовление примитивного фарфора и белой керамики из каолина, разл. лаковых изделий) и строительство (градостроительство, возведение крупных домов и храмов). Переход на более высокий уровень с.-х. и ремесленного произ-ва привёл к появлению торговли и протоденег (ими являлись предметы обихода или куски драгоценных металлов и минералов, позднее – раковины каури и их бронзовые реплики). Социуму инь была присуща чётко выраженная стратификация. На вершине пирамиды находился ван, который при решении важных гос. дел советовался с оракулом, приближёнными, а иногда со всем народом. В эпоху Инь (Шан) появились довольно сложные культовые представления и обряды. Пантеон богов включал верховное божество Шанди (считалось, что оно управляет жизнью людей), многочисл. духов природы и души предков, у которых спрашивали совета, просили о помощи, которым приносили жертвы. Инь жили в окружении более ста племён (цян, ту, ма, син, гуй, лун, юй и др.), сведения о которых сохранились в разл. письм. источниках. Часть этих племён подчинялись инь, другие поддерживали с ними дружественные или торговые отношения, третьи постоянно с ними воевали.
К западу от инь (юг совр. пров. Шэньси) проживали чжоу, вождём которых был Фа, после смерти получивший храмовое имя У-ван. Его войско в союзе с др. племенами разбило армию инь, их последний правитель Чжоу-синь погиб. После победы У-ван пожаловал крупные уделы своим родственникам и союзникам. Покорив инь, чжоу заимствовали у них достижения материальной и духовной культуры, письменность и, возможно, язык.
Эпоха Чжоу делится на два периода: зап. династии Чжоу (1122/1027–771; её столицами были Фэн и Хао, близ совр. г. Сиань) и вост. династии Чжоу (770–256/249; со столицей в Лои – совр. Лоян). Зап. династия Чжоу пала под натиском центр.-азиат. цюаньжун, после чего столица была перенесена в Лои. Время царствования вост. династии Чжоу в свою очередь распадается на два периода: Чуньцю (772–481 или 770–476) и Чжаньго (Воюющие царства; 403 или 475–221).
В самом начале эпохи Чжоу права на землю принадлежали вану, однако в период Чуньцю они постепенно перешли к чжухоу. В каждом владении его глава выступал в качестве владельца всей земли. Фактическими, а со временем и юридически наследств. владельцами земли становились также дафу и ши. Владельцы земли передавали её в пользование крестьянам за отработочную ренту, а сами платили вышестоящим дань шёлком, нефритом, шкурами животных, зерном и т. д. Землю можно было наследовать, но нельзя было продать и купить. На рубеже 9–8 вв. отработочная рента была заменена натуральной, первоначально равнявшейся 1/10 части урожая. В период Чуньцю земля стала объектом купли-продажи, сформировались слои помещиков, богатых купцов – владельцев земли и владевших землёй свободных крестьян, значение наследств. аристократии и зависимых крестьян снизилось. В 6 в. появились земельный, а несколько позднее подушный и подворный налоги, уплачиваемые натурой (просом, рисом, шёлком), а также отработки и повинности.
На рубеже периодов Чуньцю и Чжаньго развитие К. стимулировалось несколькими новшествами. Ок. 6 в. в употребление вошло железо, которое к 4 в. стало гл. материалом для изготовления орудий труда, а затем оружия и предметов обихода. Значит. подъём с. х-ва был достигнут за счёт таких нововведений, как удобрение полей, использование бычьей упряжки и колеса для подачи воды на поля, строительство крупных ирригац. систем. Развитие с. х-ва и ремесла стимулировало торговлю, которой занимались не только купцы, но и крестьяне, ремесленники и чиновники. Важную роль в развитии торговли играл Великий канал, часть которого была сооружена в 6 в. К концу периода Чуньцю на смену протоденьгам пришли медные и бронзовые монеты. Каждое царство выпускало собств. монету, однако разные виды монеты имели хождение на территории всего Китая.
Эпоха Чжоу обогатила кит. культуру множеством нововведений в самых разных областях, в т. ч. в лит-ре и философии, которые сыграли исключительно важную роль в истории страны.
К периоду Чжаньго на территории К. образовалось 7 крупных царств: Ци, Янь, Цинь, Чу, Хань, Вэй и Чжао. Особое место среди них занимала Цинь, возвышение которой во многом связано с деятельностью Шан Яна, внёсшего значит. вклад в развитие идеологии легизма (впоследствии мн. легистские идеи были восприняты конфуцианством, что позволило ему стать идеологич. опорой кит. империи) и попытавшегося воплотить её в жизнь.
Шан Ян был призван на должность советника после прихода к власти в Цинь Сяо-гуна (361–338). Ему было приказано провести реформы, направленные на укрепление гос-ва. В 356 и 350 в Цинь были осуществлены преобразования в духе легистских идей: земледелие поощрялось посредством освобождения от повинностей тех, кто успешно трудился в поле, отменены наследств. привилегии аристократии, введена система присвоения званий за воен. заслуги, разрешена купля-продажа земли, установлена единая система мер; введено обязательное разделение семьи в случае, если в ней было двое или более взрослых мужчин (иначе на семью налагался двойной налог). По адм. реформе, проведённой Шан Яном, царство Цинь было разделено на 31 уезд, которыми управляли чиновники, представлявшие центр. власть. Нововведения Шан Яна вызвали недовольство аристократии. После кончины Сяо-гуна и вступления на престол Хуэй-вэнь-вана (337–311) Шан Ян был казнён, а весь его род истреблён. Падение Шан Яна не означало, однако, прекращения начатых им реформ. Сознавая их полезность для страны, наследники Сяо-гуна и их первые министры, в особенности Люй Бувэй (?–235) и Ли Сы, продолжили преобразования, что в итоге позволило Цинь, используя воен. и дипломатич. средства, объединить весь К. (в 230 оно подчинило Хань, в 229 – Чжао, в 225 – Вэй, в 224 – Чу, в 222 – Янь и в 221 – Ци).
С именем Ли Сы связана разработка мер, направленных на полную унификацию Поднебесной и обеспечение в ней единоличной власти циньского повелителя Цинь Шихуанди. В результате проведённых Ли Сы реформ были упразднены прежние границы между царствами и изменена система управления: вся страна разделена на 36 областей, создан аппарат управления ими, полностью зависевший от императора, введены единые законы, меры, деньги и письменность, в ведение гос-ва передана система обучения. Наследств. аристократия, высшее чиновничество и крупные купцы покорённых царств были переселены в столицу Цинь – Сяньян – и поставлены под строгий контроль центр. правительства. Столицу и периферию соединили курьерскими дорогами. В целях укрепления власти циньского правителя в 213 были преданы огню древние трактаты и историч. хроники др. царств периода Чжаньго.
Объединив под своей властью шесть царств, Цинь перешла в наступление на соседние государства и народы. В 215–214 на севере 300-тысячная армия под команд. Мэн Тяня (?–210) разбила хунну, заняла земли в большой излучине Хуанхэ и приступила к сооружению Великой Китайской стены (достраивались и соединялись воедино защитные стены прежних царств; в совр. виде Великая Кит. стена – памятник 15–16 вв.), неся при этом потери не меньшие, чем в сражениях с кочевниками. На юге к 211 др. циньская армия покорила вьетн. гос-во Намвьет и захватила сев.-вост. часть вьетн. гос-ва Аулак (территория совр. юж.-кит. провинций Гуанси, Гуандун, а также часть Сев. Вьетнама). Ещё раньше, в 223 и 221, в продолжение борьбы против Чу 500-тысячная циньская армия под команд. Ван Цзяня (гг. рождения и смерти неизв.) завоевала земли на юго-востоке (ныне провинции Цзянси, Фуцзянь) и юге (ныне пров. Хунань).
Великая Китайская стена к северу от Пекина. Общий вид. Фото 2006.Фото А. И. НагаеваПосле кончины Цинь Шихуанди династия Цинь начала быстро терять власть. В результате дворцового заговора, во главе которого стояли Ли Сы и гл. евнух Чжао Гао (?–207), на престол был возведён младший сын Цинь Шихуанди – Ху-хай (210–207; короновался под именем Эрши-хуанди). В ходе борьбы, развернувшейся после этого при циньском дворе, Чжао Гао клеветой добился казни Ли Сы и уничтожения его рода, затем вынудил Эрши-хуанди совершить самоубийство, а через месяц был убит сам. В условиях ослабления позиций центр. власти в 209 вспыхнуло крестьянское восстание под рук. Чэнь Шэна, затем начались выступления аристократии покорённых царств. С претензией на циньский престол выступили выходец из крестьян Лю Бан и чуский аристократ Сян Юй, сформировавшие собств. армии. Их успешные действия положили конец правлению Цинь. В 207 Лю Бан занял Сяньян и в 206 провозгласил себя ваном, а в 202, разгромив Сян Юя, – императором под именем Гао-цзу. Им была основана новая правящая династия – Западная Хань.
Взойдя на престол, Гао-цзу столкнулся с серьёзными проблемами. Страна была разорена, разрушены традиц. уклад жизни и система управления, подорван авторитет гос. власти. На севере вновь усилились хунну. Стремясь добиться стабилизации обстановки, Гао-цзу отменил жестокие наказания периода Цинь, объявил широкую амнистию, освободил всех, кто, стремясь избежать голодной смерти, продал себя в рабство, вернул ранги, землю и жилища их прежним обладателям, восстановил местную администрацию. Заслуженные военачальники получили титулы хоу и наследств. владения, армии были распущены, солдатам предоставлена возможность вернуться к занятию с. х-вом. Все эти меры способствовали установлению в К. относит. спокойствия и порядка. Однако более решительному прогрессу препятствовали продолжавшиеся внутр. распри и сепаратистские устремления местных правителей, ярким проявлением которых стал т. н. мятеж семи ванов, который возглавил племянник Гао-цзу – Лю Пи (215–154). Окончательно этот мятеж был подавлен лишь У-ди, самым выдающимся зап.-ханьским императором.
У-ди добился значит. укрепления позиций центр. власти в империи Зап. Хань. В 127 он издал указ, изменивший принцип наследования: отныне наследниками становились все сыновья (в равных долях), а не один лишь старший сын. В результате все крупные владения были разделены и заложена основа для их дальнейшего дробления. В 112 У-ди лишил 106 чел. титула хоу, что окончательно решило проблему крупного землевладения. У-ди фактически восстановил циньскую централизов. систему управления с опорой на огромный бюрократич. аппарат, к службе в котором допускались также купцы, разрешил продажу титулов и званий, но не должностей.
При У-ди империя Зап. Хань добилась значит. расширения своих границ. В 123–119 в результате нескольких походов было нанесено серьёзное поражение хунну, которые на длительное время перестали представлять угрозу для К. В результате посольства полководца и сановника Чжан Цяня Зап. Хань установила непосредств. контакт со странами и народами Центр. Азии (Ферганой, Согдом, Бактрией, Парфией), что создало предпосылки для открытия Великого шёлкового пути. По завершении посольства Чжан Цяня У-ди направил в Центр. Азию войска, которые в 111 покорили цян, а в 102 Фергану и весь т. н. Зап. край. Совр. Синьцзян и соседние районы Ср. Азии были включены в состав империи Зап. Хань либо признали зависимость от неё. Одновременно укрепилось и расширилось присутствие Зап. Хань на юге (в совр. провинциях Гуандун, Гуанси, Чжэцзян, Фуцзянь, Сычуань, Гуйчжоу, Юньнань и на севере Вьетнама). В 108 до н. э. У-ди подчинилась Чжаосянь (Ляодун и Корея), благодаря чему были установлены отношения с Японией. К. достиг пика своего могущества, став самой обширной и многолюдной империей Древнего мира. Кит. шёлк, железные изделия, металл, мед. познания, передовые технологии проникли в др. страны Азии и даже в Европу. При У-ди конфуцианство стало гос. идеологией К.
«Пахота». Каменный барельеф из ханьских погребений. Ок. 100 н. э. Провинция Шэньси.Со смертью У-ди позиции династии Зап. Хань начали быстро ослабевать. Этому во многом способствовало и то обстоятельство, что в зап.-ханьский период сформировалась и обрела значит. силу бюрократич. прослойка. Её представители, как правило, не только обладали властными рычагами, но и владели землёй, а также (благодаря занятию торговлей и ростовщичеством) значит. финансовыми средствами. В 5 н. э. крупный сановник Ван Ман, родственник правящего дома по женской линии, уже ранее сосредоточивший в своих руках значит. власть, убил имп. Пин-ди (1–5), а в 8 низложил его малолетнего наследника, принял титул императора и объявил о воцарении новой династии Синь (9–25).
Взойдя на престол, Ван Ман в 9 издал указ об отмене частной собственности на землю и её переходе в собственность правителя, предоставил ограниченную свободу рабам частных лиц, запретил куплю-продажу земли и рабов; в 10 ввёл гос. контроль над рынками и ценами, установил монополию на произ-во вина, соли, железа, отливку монеты, а также (впервые в истории К.) на кредитно-ростовщические операции. Сопротивление реформам Ван Мана в кит. обществе было настолько сильным, что уже в 12 новому императору пришлось вновь разрешить куплю-продажу земли и рабов. Самым неудачным начинанием Ван Мана оказалась реформа денежной системы – за 15 лет правления он 5 раз менял деньги, что вызвало хаос в экономике и ударило по бедным слоям населения. Нарастание экономич. трудностей стало причиной начавшихся в 14 нар. волнений, которые переросли на юге страны в восстание «жителей зелёных лесов» (17–23), а на севере в краснобровых восстание. В результате Ван Ман был убит, в стране воцарилась династия Восточная Хань (25–220), избравшая своей столицей Лоян.
Первым императорам новой династии – от Гуан У-ди (Гуанъу-ди) до Хэ-ди (89–105) – пришлось решать вопросы, сходные с теми, что стояли перед правителями начального периода Зап. Хань. Осн. внимание они были вынуждены уделить восстановлению экономики. С этой целью при Гуан У-ди начали создаваться воен. поселения, жители которых совмещали труд на земле с воинской службой. При Мин-ди (58–75) и Хэ-ди казённые земли стали передаваться или сдаваться в аренду землепашцам-беднякам, при этом им выдавались инвентарь и зерно для посевов. Неоднократно производилось снижение налога на землю или полное освобождение от него. Гос-во активно содействовало строительству новых ирригац. систем. Эти меры способствовали восстановлению и дальнейшему развитию с. х-ва, а вместе с ним ремесла и торговли. Важным событием стало изобретение в 105 дешёвого способа произ-ва бумаги из конопли, древесной коры, ветоши и пр. Из К. через Зап. край бумага постепенно распространилась по всему миру.
В сфере внешней политики Вост. Хань пришлось решать те же задачи, что и зап.-ханьским императорам. В 73–94 кит. армия предприняла неск. успешных походов против вновь усилившихся хунну. Часть хунну была истреблена или пленена, а остальные начали постепенный отход на запад, что, как считается, дало позднее толчок Великому переселению народов. В 73–100 благодаря умелой дипломатии и воен. победам талантливого полководца Бань Чао К. вновь подчинил себе Зап. край. В 97 Бань Чао попытался установить связи с Римом, но его посол Гань Ин смог добраться только до Персидского зал. и вернулся назад. В период своего расцвета Вост. Хань поддерживала также отношения с Японией и Кореей, а её границы на юге и юго-западе почти совпадали с рубежами Зап. Хань.
Со 107 начался процесс ослабления позиций К. в Зап. крае, что было вызвано затяжной и неудачной для империи войной с цян. Кроме того, на севере и северо-западе усилились сяньби и ухуань, которые во 2-й пол. 2 в. заключили союз и стали совершать опустошит. набеги на вост.-ханьские земли.
Во 2 в. внутр. ситуация в империи осложнилась. На престоле часто оказывались малолетние императоры, в результате чего позиции центр. власти ослабели, обострилась борьба за влияние между разл. группировками. Росло также недовольство низов, которое в 184 вылилось в «жёлтых повязок» восстание под рук. Чжан Цзяо. Для его подавления центр. власти пришлось обратиться за помощью к крупным военачальникам-землевладельцам, располагавшим «личными армиями». В ходе борьбы с восставшими возникли три мощные группировки, руководимые Цао Цао, Лю Бэем (161–223) и Сунь Цюанем (182–252). Достигнув между собой соглашения, они низложили династию Вост. Хань и разделили её владения на три гос-ва: Вэй (со столицей в Лояне), Шу (Шухань; со столицей в Чэнду) и У [со столицей в г. Цзянье (Цзинькан), ныне Нанкин]. Новый период кит. истории, знаменовавший, по принятой в кит. историографии классификации, начало эпохи феодализма, получил назв. Троецарствие.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27