Архив БРЭПервый премьер-министр независимой Индии ДжИ. оставалась нерешённой и зависела от разработки формулы присоединения княжеств к Инд. Союзу. Вхождение княжеств в И. или Пакистан, согласно положениям Закона о независимости И. 1947, зависело от волеизъявления их правителей. В 1947–49 более 500 княжеств присоединились к И. (остальные вошли в состав Пакистана). Интеграция княжеств в ряде регионов проходила непросто и сопровождалась вооруж. столкновениями. Наиболее сложная ситуация возникла в кн-ве Джамму и Кашмир, где с окт. 1947 по 1.1.1949 развернулись воен. действия между И. и Пакистаном, закончившиеся перемирием, но не разрешением спорных вопросов. Борьба за Кашмир осложнила общую обстановку в Юж.-Азиат. регионе. События в Кашмире усилили напряжённость в отношениях между индусами и мусульманами. Раздел сопровождался массовым переселением мусульман в Пакистан, а индусов в И., огромными человеческими жертвами и разрушениями. Кровавые столкновения на религ. почве происходили повсеместно. В янв. 1948 трагически оборвалась жизнь М. К. Ганди, ставшего жертвой индусских коммуналистов, которые обвиняли его в защите мусульман, оставшихся на территории Индии.
Архив БРЭРаздел Британской Индии сопровождался массовым переселением индусов в Индию, а мусульман – в Пакистан. 1947.26.11.1949 Учредит. собрание приняло новую Конституцию. Она была введена в действие 26.1.1950 (эта дата отмечается в И. как нац. праздник – День Республики). Инд. Союз провозглашался суверенной парламентарной республикой, основанной на принципах демократии и секуляризма, федеративным гос-вом, являющимся союзом штатов. Конституцией закреплялись демократич. свободы, запрещались любые формы дискриминации на нац., расовой, кастовой или религ. почве. Неприкосновенность частной собственности декларировалась ст. 31, ограничившей право изъятия собственности в обществ. целях и гарантировавшей выплату компенсации в случае конфискации. Конституция чётко разграничила экономич. и политич. функции центра и штатов. Офиц. языком Инд. Союза провозглашался хинди, употребляемый в графике деванагари, однако в течение 15 лет со дня принятия Конституции англ. яз. должен был сохраняться в употреблении для всех офиц. целей. Конституция перечисляла осн. языки И., получавшие статус национальных.
Республика Индия во 2-й пол. 20 в.
Архив БРЭЛагерь беженцев близ крепости Пурана-Кила в Дели. 1947.Первые общеиндийские выборы состоялись в 1951–52 и принесли победу ИНК, получившему возможность сформировать однопартийные правительства в центре и штатах и начать претворение в жизнь программы социально-экономич. развития И., разработанной первым премьер-мин. И. Дж. Неру (получила назв. «курс Неру»). Программа предполагала модернизацию экономики путём формирования импортозамещающей индустриализации при форсированном развитии гос. капитализма, аграрные преобразования (включая проведение земельной реформы и разработку аграрного законодательства) и проведение адм.-политич. реформы, нацеленной на создание этнолингвистич. штатов. Обретение суверенитета позволило И. использовать гос. сектор и гос. регулирование экономики для устранения деформаций социально-экономич. структуры, реализации пятилетних планов экономич. развития, направленных на создание энергетич. и индустр. базы страны. Задачи обеспечения гос. целостности Инд. Союза обусловили высокую степень централизации власти. В 1956 был принят Закон о реорганизации штатов, ставший самой крупной адм. реформой за весь период независимости. Воплощение в жизнь этнолингвистич. принципа адм.-терр. деления потребовало десятилетий кропотливой работы. В области внешней политики И. ориентировалась на развитие связей со странами обоих воен.-политич. блоков. Важнейшее место в инд. внешнеполитич. стратегии занимало развитие политич., торгово-экономич. и воен.-технич. сотрудничества с СССР. И. играла видную роль в Движении неприсоединения, а Дж. Неру был одним из его признанных лидеров.
На всеобщих выборах 1957 ИНК добился нового успеха и расширил своё представительство как в общеиндийском парламенте, так и в законодат. собраниях штатов. Однако во 2-й пол. 1950-х гг. активизировала свою деятельность образованная в 1951 коммуналистская партия Бхаратия джана сангх (далее Джана сангх), отстаивавшая концепцию «истинного», или «индусского национализма». Активизация Джана сангх и др. индусских коммуналистских организаций стимулировала в качестве ответной реакции деятельность мусульм. общинных группировок, таких как Джамаат-и ислами Хинд и Маджлис иттихад уль-муслимин, выступивших не только с коммуналистских позиций, но и с критикой «курса Неру». В 1959 возникла ещё одна оппозиционная ИНК организация – партия Сватантра. Наряду с ростом коммунализма и складыванием диверсифициров. системы конфессиональных организаций произошло формирование региональной политич. структуры. Ведущие штаты представляли такие организации, как Акали дал (Пенджаб), Ганатантра паришад и Джхаркханд (Орисса и Бихар), Телугу десам и Андхра махасабха (Андхра-Прадеш), Ассам гана паришад (Ассам), Дравида муннетра кажагам (Тамилнад) и др. Региональные партии стали оказывать влияние на общеиндийскую политич. жизнь. Обострились и конфликты на кастовой почве, знаменовавшие нарастание противоречий между традиционно доминировавшими в политич. жизни страны брахманскими слоями и среднестатусными земледельч. и торгово-ростовщич. кастовыми группами. В межкастовом противостоянии всё бо́льшую роль стали играть представители низших слоёв инд. общества, включая неприкасаемых (см. в статьях Амбедкар Б. Р., Далиты). К кон. 1950-х гг. при сохранявшемся доминировании ИНК на уровне центра произошло ослабление его позиций на уровне штатов.
На всеобщих выборах 1962 наметилась тенденция к абсолютному и относительному снижению числа голосов, поданных за конгрессистских кандидатов. ИНК потерял св. 6 млн. избирателей. Выборы свидетельствовали об укреплении позиций правых сил – Сватантры и Джана сангх. В 1963 правые партии потребовали в парламенте отставки правительства Дж. Неру. Внутри Конгресса была образована группа «Синдикат», влияние которой было очень велико вплоть до её выхода в 1969 из ИНК. Со смертью Неру в 1964 размежевание сил внутри Конгресса приняло необратимый характер. Развитие центробежных тенденций в крупнейшей партии оказало воздействие на всю политич. жизнь И. Раскол произошёл также в социалистич. движении. Группа социалистов, возглавляемая Дж. Нараяном, всё больше сближалась с антиконгрессистскими националистич. партиями. В 1964 раскололось инд. коммунистич. движение; наряду с КПИ на политич. сцене И. стала действовать Коммунистическая партия Индии (марксистская) [КПИ(м)]. В 1964–80 КПИ и КПИ(м) находились в состоянии конфронтации. Вместе с тем коммунисты добились значит. поддержки в ряде регионов И. и регулярно одерживали победы на выборах в законодат. собрания таких штатов, как Керала, Зап. Бенгалия, Трипура.
Обострение внутриполитич. ситуации совпало с усилением напряжённости в отношениях И. с соседними государствами. Инд.-кит. пограничный конфликт 1962 надолго осложнил дальнейшее развитие отношений между двумя странами, а война с Пакистаном 1965 привела к росту напряжённости не только в районе Кашмира, но и во всей Юж. Азии. Неурегулированность конфликтов в регионе стала мощным стимулом развития ядерных воен. программ в Индии и Пакистане.
Накануне выборов 1967 внутриполитич. положение И. оставалось сложным. К 1966 в ряде конгрессистских организаций штатов произошёл раскол. В ходе внутр. ожесточённой борьбы в ИНК победу одержала И. Ганди. Она стала премьер-министром, сменив на этом посту скончавшегося в янв. 1966 Л. Б. Шастри. Победив на выборах в центре, ИНК вместе с тем утратил положение правящей партии в 9 штатах. Монополия Конгресса на власть была подорвана. В этой обстановке ИНК принял ряд мер, призванных расширить круг его сторонников. С этой целью была проведена национализация 14 крупнейших частных банков, принят закон о монополиях, определены сферы предпринимательской деятельности гос-ва, крупных частных компаний и мелких фирм, увеличены ассигнования в гос. сектор, установлен гос. контроль над импортом товаров 38 наименований, реализована программа увеличения занятости в сельской местности и ряд др. В 1969 произошёл раскол ИНК, образовались 2 параллельные организации Конгресса по всей стране: ИНК во главе с И. Ганди и группировка «Синдикат», принявшая наименование Организация ИНК – ИНК(о) во главе с быв. мин. финансов в правительстве И. Ганди – М. Десаи.
Всеобщие выборы 1971–72 принесли победу ИНК. Он завоевал абсолютное большинство в парламенте, необходимое для внесения поправок в Конституцию. Крушение воен. режима в Пакистане, победа И. в инд.-пакист. конфликте 1971, переросшем в широкомасштабные воен. действия на двух фронтах – в Кашмире и Вост. Бенгалии, а также образование в 1971 нового гос-ва – Нар. Республики Бангладеш (в результате отделения от Пакистана Вост. Бенгалии) способствовали росту авторитета И. Ганди и ИНК в целом. В нач. 1970-х гг. Конгресс вновь стал доминирующей политич. силой И. Концепция «организованного капитализма», предусматривающая в т. ч. активное участие гос-ва в осуществлении социально-экономич. реформ, нашла сторонников не только в среде мелких и средних предпринимателей, но и среди представителей крупных корпораций. Инд. правительство уделяло большое внимание развитию ядерных и космич. программ, связывая их не только с технич. прогрессом, но и с нац. безопасностью. Разработка ядерного оружия и стратегия создания ракетно-космич. индустрии осуществлялись Деп-том по атомной энергии и Инд. орг-цией по космич. исследованиям. В 1974 в И. были проведены подземные испытания ядерного оружия. В 1975 выведен на орбиту с сов. космодрома первый инд. спутник «Арьябхата», в 1979 произведён первый запуск инд. космич. ракеты.
Политика этатизма привела, однако, к усилению автократич. тенденций в руководстве ИНК, к застою и росту коррупции. Кризисные процессы в инд. обществе (неудачи в осуществлении экономич. и социальных программ, нарастание социальной и этноконфессиональной напряжённости, усиление сепаратистских тенденций) стимулировали поиск альтернативных путей решения существующих проблем и создания организованной оппозиции Конгрессу. Принцип консенсуса всё больше уступал место принципу альтернативности в формировании концепции экономич. модернизации. В программе оппозиции предусматривалось ослабление гос. контроля над экономикой, а также отказ от централизов. планирования, децентрализация экономич. системы, замена социально ориентированных аграрных реформ технологич. переустройством деревни. Возможности правительства маневрировать в демократич. рамках были исчерпаны. 26.6.1975 в И. было введено чрезвычайное положение, а 1.7.1975 принята «программа из 20 пунктов», с помощью которой ИНК попытался сохранить влияние на широкие слои населения страны.
18.1.1977 чрезвычайное положение было отменено, на март 1977 назначены парламентские выборы. Накануне выборов было объявлено о создании коалиции оппозиц. партий под назв. Джаната фронт (ДФ, Нар. фронт) во главе с М. Десаи. В предвыборной платформе ДФ провозглашалось восстановление демократич. свобод; построение демократич. общества, основанного на традициях и принципах нац.-освободит. движения, а также децентрализация экономич. и политич. власти; ограничение гос. вмешательства в хозяйств. жизнь. Выборы 1977 впервые в истории страны закончились поражением Конгресса. 1.5.1977 состоялся учредит. съезд Джаната парти (ДП), на котором произошло организационное слияние партий оппозиции. Однако процесс консолидации оппозиц. сил был затруднён их социальной и идейной разнородностью. Острая фракционная борьба, начавшаяся в 1978, привела летом 1979 к расколу ДП. Ряд депутатов парламента от ДП основали новую партию, первоначально названную Джаната парти (светская), а впоследствии переименованную в Лок дал. Обособление Лок дал было обусловлено усилением позиций в ДП коммуналистской Джана сангх. В 1978 Конгресс, в свою очередь, раскололся на ИНК(И), ИНК(С) и ИНК(А) (буквы в скобках означают инициалы лидеров этих партий). Ведущую роль играл ИНК(И) во главе с И. Ганди. В июле 1979 лидеры оппозиции в парламенте вынесли вотум недоверия правительству ДП, премьер-мин. М. Десаи был вынужден подать в отставку.
Досрочные общеиндийские выборы в янв. 1980 стали своеобразным рубежом в истории независимой И. Они продемонстрировали новую расстановку политич. сил в стране. На получение большинства мест в парламенте и формирование однопартийного правительства претендовали все три ведущие партии – ИНК(И), Джаната парти и Лок дал. Победу одержал ИНК(И), получивший абсолютное большинство мест в Нар. палате. Поражение на выборах оказало серьёзное влияние на оппозиц. партии. Фактически прекратили своё существование Сватантра, ИНК(о) и ряд др.; на базе Джана сангх – РСС в 1980 возникла новая орг-ция – Бхаратия джаната парти (БДП).
Главное отличие выборов 1980 от предшествующих заключалось в том, что позиции осн. партий по вопросам, связанным с определением стратегии социально-экономич. развития, практически полностью совпадали. В центре предвыборной борьбы находились вопросы, связанные с поиском путей урегулирования обострившихся межэтнич., межкастовых и межконфессиональных конфликтов. Проведение кампаний гражд. неповиновения побудило правительство ввести войска в штаты Ассам, Трипура и Манипур, принять жёсткие меры против сикхских сепаратистов, боровшихся за создание самостоятельного гос-ва Халистан (см. Сикхская проблема в Индии), а также против тамильских экстремистских группировок, разжигавших гражд. войну на территории соседней Шри-Ланки (см. Сингало-тамильский конфликт). Индусско-мусульм. столкновения в Уттар-Прадеше, обострение ситуации в Джамму и Кашмире заставили правительство И. Ганди вновь обратиться к чрезвычайным мерам. В окт. 1984 И. Ганди была убита сикхскими террористами.
На всеобщих выборах в дек. 1984 победил ИНК(И), получивший беспрецедентное за всю историю независимой И. число мест в Нар. палате – 401 из 508. На пост премьер-мин. был избран старший сын И. Ганди – Р. Ганди, активно включившийся в деятельность ИНК(И) с нач. 1980-х гг. В политике нового правительства получила развитие наметившаяся на рубеже 1970–80-х гг. тенденция на постепенный отход от «курса Неру». 7-й пятилетний план, рассчитанный на 1985/86–1989/90, предполагал развитие гос. сектора без новых капиталовложений, за счёт собств. накоплений. В целом доля гос. сектора была запланирована на уровне ниже частного. В действие вводилась концепция «экономич. федерализма», предполагавшая широкое использование рыночных принципов. Правительство Р. Ганди активно привлекало иностр. капитал, прежде всего в электронную пром-сть, добиваясь одновременно от зарубежных фирм, открывавших в И. свои филиалы, внедрения новых технологий. Ведущими экономич. партнёрами И. стали США, Япония, Германия.
В сер. 1980-х гг. инд. правительство выступило с рядом инициатив по налаживанию торгово-экономич. связей в Юж.-Азиат. регионе. И. активно участвовала в работе Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК). В 1985 инд. правительству удалось добиться некоторого ослабления этноконфессиональной напряжённости в стране. Предпринимались также шаги по нормализации отношений между сингальской и тамильской общинами в Шри-Ланке. Были подписаны соглашения об урегулировании кризиса в штатах Пенджаб и Ассам, позволившие, однако, лишь на время стабилизировать там обстановку. В целом усилия ИНК(И) по разрешению этнич., религ.-общинных и кастовых конфликтов не увенчались успехом. Уже в 1986 возобновилась террористич. деятельность сикхских сепаратистов в Пенджабе, обострилась обстановка в пограничном с Пакистаном штате Джамму и Кашмир, произошли кровавые столкновения между индусами и мусульманами в штатах Уттар-Прадеш и Бихар, межкастовые волнения в штате Тамилнад, вооруж. выступления племён в Ассаме. Обострилась фракционная борьба в ряде местных организаций Конгресса. Оппозиция обвинила правительство Р. Ганди в коррупции и нарушении правил ведения финансовых операций в связи с «делом Бофорс», связанным с закупкой в 1986 у швед. фирмы «Бофорс» 155-миллиметровых гаубиц. В 1987 из ИНК(И) вышла группа политиков во главе с В. П. Сингхом и образовала объединение Джан морча, которое в 1988 вступило в союз с Джаната парти и Лок дал. Новая коалиция стала называться Джаната дал. Она возглавила антиконгрессистское движение, создав Нац. фронт (Раштрия морча) всех оппозиционных ИНК сил. Лозунги борьбы с коррупцией и защиты интересов малоимущих слоёв населения, обещания обуздать рост цен и инфляцию увеличивали популярность оппозиции.
На парламентских выборах, состоявшихся в конце 1989, ИНК(И) потерпел поражение. Конгрессистское правительство, находившееся у власти с 1984, ушло в отставку. Был сформирован новый кабинет во главе с лидером оппозиц. блока В. П. Сингхом. Нац. фронт представлял собой блок из 5 партий: Джаната дал, ИНК(С), Ассам гана паришад, Дравида муннетра кажагам, Телугу десам. Его поддержали БДП и блок левых партий, включая обе компартии – КПИ и КПИ(м). Новое правительство объявило о намерении предпринять шаги по реализации своих предвыборных лозунгов, урегулированию острых религ.-общинных противоречий и нормализации положения в Пенджабе. Однако внутр. противоречия в кабинете затруднили претворение в жизнь правительств. программы. Экономич. политика Нац. фронта принципиально не отличалась от курса, проводившегося ИНК(И). По-прежнему большое внимание уделялось привлечению иностр. капитала, с которым связывались планы модернизации экономики И. Вскоре стало ясно, что правительство В. П. Сингха не способно обеспечить устойчивый экономич. рост и добиться стабилизации внутриполитич. обстановки.
В 1991 состоялись внеочередные выборы. В ходе предвыборной кампании Р. Ганди был убит тамильскими террористами. В новом парламенте победивший ИНК(И) получил довольно прочные позиции. Премьер-министром стал новый лидер Конгресса П. В. Нарасимха Рао. Новый кабинет взял курс на проведение широкомасштабных экономич. реформ, предусматривавших в т. ч. денационализацию части гос. собственности. Правительство провозгласило своей целью продвижение к интегрированной в мировое хозяйство, быстро развивающейся, конкурентоспособной и ориентированной на рынок экономике. Связанные с этим курсом мероприятия определили экономич. стратегию 8-го пятилетнего плана на период 1992–97. Изменение геополитич. ситуации в мире в связи с распадом СССР, непрочное положение Конгресса у власти, усиление оппозиции в лице БДП, выдвинувшей лозунг борьбы с коррупцией, активно влияли на развитие внутриполитич. ситуации в И. в нач. 1990-х гг.
Растущая популярность БДП и её лидеров (А. Б. Ваджпаи и др.) была обусловлена не только взрывом традиционалистских и националистич. настроений в стране в последнее десятилетие 20 в., но и изменениями в политике партии. БДП, выступавшая за создание «хинду раштра» – гос-ва индусов, в то же время объявила о своей приверженности секуляристским принципам, закреплённым в Конституции республики, которые трактовала как реализацию принципа свободы вероисповедания. Наряду с усилением БДП к сер. 1990-х гг. произошла консолидация сил, традиционно составлявших оппозицию ИНК. Объединённый фронт (ОФ) в составе 14 центристских, региональных и левых партий стал представлять собой реальную силу, способную конкурировать с Конгрессом на выборах.
На парламентских выборах в апр. – мае 1996 победы добилась БДП. Однако правительство во главе с А. Б. Ваджпаи просуществовало всего 13 дней и было вынуждено уйти в отставку. Формирование нового кабинета было поручено ОФ. Премьер-министром И. стал лидер ОФ Х. Д. Деве Гоуда, вскоре на этом посту его сменил И. К. Гуджрал. После 18-месячного пребывания у власти правительства ОФ Конгресс отказал ему в поддержке и потребовал проведения досрочных парламентских выборов. 28.11.1997 правительство Гуджрала подало в отставку, что сделало неизбежным роспуск нижней палаты парламента.
В февр. – марте 1998 состоялись внеочередные парламентские выборы, на которых победу одержала БДП совместно с её многочисл. партнёрами по коалиции, представляющими разл. политич. силы в 17 инд. штатах. Правительство А. Б. Ваджпаи продолжило политику экономич. либерализации и привлечения иностр. капиталовложений с целью ускоренного технич. перевооружения и модернизации инд. экономики. Внешнеполитич. курс И. характеризовался большей жёсткостью, что привело к новому обострению отношений с соседним Пакистаном (в результате проведения в 1998 И. и Пакистаном серии ядерных испытаний и нарастания разногласий по кашмирскому вопросу). Итогом создавшейся напряжённости стали боевые действия между подразделениями двух армий в районе Каргила в мае – июле 1999, которые получили назв. 4-й инд.-пакист. войны.