Декоративно-прикладное искусство
В декоративно-прикладном искусстве в период Республики также сказывается воздействие этрусского иск-ва. В эпоху Империи высокого развития достигли произведения торевтики, глиптики (с эффектным сочетанием чередующихся слоёв полудрагоценных камней), «краснолаковая» керамика с рельефным фигурным декором, изделия из стекла (в т. ч. расписные и 2-слойные вазы с рельефными изображениями и орнаментами; также оправленные в золото), медальерное иск-во, мебель из бронзы и дерева и др. Среди худож. изделий 3–4 вв. выделяется портретная миниатюра на золотой фольге, помещённая между 2 слоями стекла.
Новые идеи и формы, выработанные в иск-ве позднего Рима, после распада Зап. Рим. империи и захвата Рима варварскими племенами нашли продолжение в иск-ве Византии и раннего европ. Средневековья.
Музыка
Совр. представления о муз. культуре Р. Д. основаны преим. на косвенных данных (памятники лит-ры, скульптура, мозаика, фрески, вазопись). Нотные памятники утрачены (в отличие от древнегреческих; см. в ст. Греция Древняя, раздел Музыка). Сведения о муз. науке черпаются из позднеантичных лат. источников: энциклопедии «О бракосочетании Филологии и Меркурия» Марциана Капеллы, муз. трактатов Августина и Боэция.
Муз. культуру римлян сформировали греческие, этрусские, фригийские, егип., сир. влияния. Музыка сопровождала празднества и обряды в честь Кибелы (в Риме культ установлен в 204 до н. э.), Диониса (1 в. до н. э. – 2 в. н. э.), Исиды (30 до н. э. – 3 в. н. э.). Духовые инструменты широко использовались как воен. сигнальные (трубы освящались в марте на особом празднике tubilustrium) и траурные церемониальные (лат. выражение «можешь посылать за духовиками» означало «готовься к похоронам»). Со 2-й пол. 3 в. до н. э. «латинская» музыка (поначалу только греч. авторов) всё больше использовалась в театре, звучала во время гладиаторских боёв, на обществ. празднествах, самые значительные из которых – Рим. игры (ludi romani). Написанную Горацием специально для Вековых игр (ludi saeculares) «Вековую песнь» в 17 до н. э. исполнял хор из 27 девушек и 27 юношей (сохранилась мраморная табличка с этими данными). Те же влияния определяли муз. инструментарий. Популярная местная разновидность греч. авлоса – тибия. Кифара в Риме была инструментом профессионалов и обеспеченного класса; в отличие от греков играли на ней не только мужчины, но и женщины, причём сидя (см. илл.). Высокопоставленные любители музыки (вплоть до императоров Калигулы, Адриана, Ко́ммода, Гелиогабала, Александра Севе́ра) мечтали о славе проф. музыкантов – таких, как жившие в Риме знаменитые греки-кифареды Терпн и Месомед, а Нерон даже участвовал в публичных муз. состязаниях. Широкое распространение получил гидравлос, описанный в 1 в. до н. э. Витрувием (металлич. части инструмента, датируемые 228, обнаружены на территории совр. Будапешта, выставлены там же в «Музее Аквинка»). В быту у римлянок чрезвычайно популярной была арфа самбика. Специфически римские духовые инструменты из бронзы (восходят к этрускам): длинная прямая труба («туба»), G-образный рог (корну; оба эти инструмента и гидравлос представлены на илл.), длинный J-образный рог (литуус; образец длиной 1,4 м – в Григорианском этрусском музее Рима). В культовой, театральной и уличной музыке применялись тимпан, бронзовые кимвалы, кроталы, систр (экземпляры последних хорошо сохранились), дерев. идиофон («ножные кастаньеты») скабеллум.
Наиболее значит. теоретич. труд – «Основы музыки» Боэция, написанный на излёте античности (нач. 6 в.), выдаёт приверженность автора 1000-летней греч. традиции (этос музыки; концепция гармонии сфер; категории муз. гармонии; монохорд; нотация и др.) и одновременно свидетельствует о её глубокой ассимиляции в лат. среде.
Театр
Исходной датой в истории др.-рим. театра принято считать 364 до н. э., когда в Риме впервые состоялось выступление этрусских танцовщиков (вероятно, на площадке перед храмом Юпитера Капитолийского при совершении обряда храмового пира); в городе свирепствовала моровая язва, и этот танец выполнял катартическую функцию. Именно он положил начало местной традиции: молодёжь из знати, подражая этрусским танцовщикам, стала показывать на праздниках танцевальные сценки, в которых установился обычай перебрасываться стихами под аккомпанемент тибий. Такой род представлений получил назв. сатура. В позднейшие времена танец под лат. двойные тибии и кимвалы или кроталы считали исконным жанром рим. театра. В нач. 3 в. до н. э., когда была построена Аппиева дорога и наладились контакты с культурно развитым Югом Италии, римляне шире познакомились с театром греков и южноиталийских народов и перенесли в Рим оскский фарсовый жанр ателлана. Во 2-й пол. 3 в. до н. э. Рим начинал активно входить в средиземноморское культурное пространство, адаптировать чужеземные религ. культы и перенимать достижения развитых культур (в первую очередь греческой). Характерно, что все известные драматурги этого периода (Ливий Андроник, Гней Невий, Плавт, Квинт Энний, Марк Пакувий, Цецилий Стаций, Теренций) не были римлянами по происхождению. Театр развивался как усвоенный чужеземный обычай и общепринятый признак культуры; рим. публика, воспитанная на воинских и спортивных состязаниях, фарсах и простых танцах, постепенно привыкала к утончённым зрелищам, хотя курьёзы – наподобие требования к греч. музыкантам показать на сцене сражение – случались ещё в сер. 2 в. до н. э. В 3–2 вв. до н. э. театральные представления закрепились в программе Больших Рим. игр, Плебейских игр, Аполлоновых игр и Мегалесийских игр; кроме того, на празднике Флоралий традиционно исполнялись танцы. В отличие от греч. театра, в Риме не были приняты театральные состязания (исключения единичны и недолговременны), вход в обществ. театры для рим. публики был бесплатным, все расходы несли организаторы.
К кон. 3 – нач. 2 вв. до н. э. относится расцвет наиболее специфического для Рима драматич. жанра – паллиаты, или «комедии греческого плаща». Её отличит. чертами были исключительная активность раба и гетеры, связанная с сатурнальной обрядностью (в них надо искать прообраз ловких слуг и субреток новоевропейской комедии), и даже бóльшая праздничная вольность нравов, чем позволялось в греч. оригиналах. В связи с паллиатой впервые упоминается о действующих в городе театральных труппах, во главе которых стоял первый актёр, исполнявший обязанности директора (прообраз итал. капокомико Нового времени): так, комедии Плавта ставила труппа Пеллиона, комедии Теренция – труппа Амбивия Турпиона.
В период Республики цензоры уделяли пристальное внимание театру как чужеземному установлению и источнику порчи нравов; неоднократные попытки гор. преторов построить в Риме постоянный театр не завершались успехом, а в 115 до н. э. все театральные представления, кроме древнейших танцев под тибии, были временно запрещены. Сцены с просцениумами сооружали на площадках перед храмами и на форуме для праздников, а потом демонтировали; иногда перед сценами строили места для зрителей. Позднее в Риме таким и запомнился образ лат. сцены «по старинке»: просцениум с декорацией, но без зрительских мест. Так продолжалось вплоть до 55 до н. э., когда был возведён и освящён каменный Театр Помпея на 40 тыс. мест с храмом Венеры Победительницы на вершине зрительских рядов и большим портиком, пристроенным к театру с обратной стороны сцены. Театр Помпея оставался самым большим театром Средиземноморья и самым высоким сооружением Рима вплоть до конца Рим. империи. Ещё два рим. каменных театра – Театр Марцелла и Театр Бальба – были построены при Августе.
Рим. театр следовал за греческим, и во 2-й пол. 1 в. до н. э. театральную славу обрели уже римляне: комик Росций Квинт Галл и трагик, выступавший под сценич. именем Эзоп; кроме них, Децим Лаберий, всадник, сочинявший драматич. мимы, первым из знатных римлян выступил на сцене с собств. сочинением во время игр, устроенных Гаем Юлием Цезарем. При Цезаре в Риме работало уже довольно много профессионалов сценич. искусств со всего Средиземноморья, так что в кон. 1 в. до н. э. он мог составить конкуренцию любой из «театральных столиц» Греции.
В эпоху Империи по-прежнему популярны традиц. жанры: из периода правления Нерона сохранились трагедии Сенеки, ставшие образцом классич. трагедии для эпохи Возрождения. На рубеже 1 в. до н. э. – 1 в. н. э. огромную популярность в Риме приобрела пантомима. Выразит. способности жеста рим. танцовщиков вошли в легенды, а историки стали приписывать (безосновательно) изобретение пантомимы отцу рим. драмы Ливию Андронику. Помимо названных жанров, всеобщую популярность обрёл мим. Именно в миме на сцене впервые стали выступать женщины – гл. обр. в танцах и акробатич. номерах, без масок. В отличие от Греции, воспринимавшей мим как низовое зрелище, недостойное обществ. театров, Рим допускал актёров мима на орхестры.
С кон. 1 в. до н. э. и на протяжении всей эпохи Империи в Риме неуклонно увеличивалось число календарных праздников, включавших в себя театральные постановки, росло число профессионалов театра (так, в 4 в. н. э. в Риме насчитывалось 3 тыс. танцовщиц); совершенствовались костюмы, сценография и сценич. техника. Но с распространением христианства усилилась критика рим. театра как прибежища языческого культа. Это, а также общий кризис рим. культуры привели к спаду театрального иск-ва, особенно начиная с правления имп. Константина Великого (нач. 4 в.). Офиц. запрет на театральные зрелища в Риме введён в 568 (в Византии – столице Вост. Рим. империи – в 692).