Декоративно-прикладное искусство, Музыка, Театр

Декоративно-прикладное искусство

Камея из сардоникса (так называемая Чаша Фарнезе). 2 в. до н. э. Национальный археологический музей (Неаполь).

В де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном ис­кус­ст­ве в пе­ри­од Рес­пуб­ли­ки так­же ска­зы­ва­ет­ся воз­дей­ст­вие эт­рус­ско­го иск-ва. В эпо­ху Им­пе­рии вы­со­ко­го раз­ви­тия дос­тиг­ли про­из­ве­де­ния то­рев­ти­киглип­ти­ки (с эф­фект­ным со­че­та­ни­ем че­ре­дую­щих­ся сло­ёв по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней), «крас­но­ла­ко­вая» ке­ра­ми­ка с рель­еф­ным фи­гур­ным де­ко­ром, из­де­лия из стек­ла (в т. ч. рас­пис­ные и 2-слой­ные ва­зы с рель­еф­ны­ми изо­бра­же­ния­ми и ор­на­мен­та­ми; так­же оп­рав­лен­ные в зо­ло­то), ме­даль­ер­ное иск-во, ме­бель из брон­зы и де­ре­ва и др. Сре­ди ху­дож. из­де­лий 3–4 вв. вы­де­ля­ет­ся порт­рет­ная ми­ниа­тю­ра на зо­ло­той фоль­ге, по­ме­щён­ная ме­ж­ду 2 слоя­ми стек­ла.

Но­вые идеи и фор­мы, вы­ра­бо­тан­ные в иск-ве позд­не­го Ри­ма, по­сле рас­па­да Зап. Рим. им­пе­рии и за­хва­та Ри­ма вар­вар­ски­ми пле­ме­на­ми на­шли про­дол­же­ние в иск-ве Ви­зан­тии и ран­не­го ев­роп. Сред­не­ве­ко­вья.

Музыка

«Женщина с кифарой». Фреска из Виллы Боскореале (близ Неаполя). 40–30-е гг. до н. э. Метрополитен-музей (Нью-Йорк).

Совр. пред­став­ле­ния о муз. куль­ту­ре Р. Д. ос­но­ва­ны пре­им. на кос­вен­ных дан­ных (па­мят­ни­ки лит-ры, скульп­ту­ра, мо­заи­ка, фре­ски, ва­зо­пись). Нот­ные па­мят­ни­ки ут­ра­че­ны (в от­ли­чие от древ­не­гре­че­ских; см. в ст. Гре­ция Древ­няя, раз­дел Му­зы­ка). Све­де­ния о муз. нау­ке чер­па­ют­ся из позд­не­ан­тич­ных лат. ис­точ­ни­ков: эн­цик­ло­пе­дии «О бра­ко­со­че­та­нии Фи­ло­ло­гии и Мер­ку­рия» Мар­циа­на Ка­пел­лы, муз. трак­та­тов Ав­гу­сти­на и Бо­эция.

Инструментальный ансамбль, сопровождающий бой гладиаторов. Мозаика из Злитена. 2 в. Национальный археологический музей (Триполи).

Муз. куль­ту­ру рим­лян сфор­ми­ро­ва­ли гре­че­ские, эт­рус­ские, фри­гий­ские, егип., сир. влия­ния. Му­зы­ка со­про­во­ж­да­ла празд­не­ст­ва и об­ря­ды в честь Ки­бе­лы (в Ри­ме культ ус­та­нов­лен в 204 до н. э.), Дио­ни­са (1 в. до н. э. – 2 в. н. э.), Иси­ды (30 до н. э. – 3 в. н. э.). Ду­хо­вые ин­ст­ру­мен­ты ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лись как во­ен. сиг­наль­ные (тру­бы ос­вя­ща­лись в мар­те на осо­бом празд­ни­ке tubilus­tri­um) и тра­ур­ные це­ре­мо­ни­аль­ные (лат. вы­ра­же­ние «мо­жешь по­сы­лать за ду­хо­ви­ка­ми» оз­на­ча­ло «го­товь­ся к по­хо­ро­нам»). Со 2-й пол. 3 в. до н. э. «ла­тин­ская» му­зы­ка (по­на­ча­лу толь­ко греч. ав­то­ров) всё боль­ше ис­поль­зо­ва­лась в те­ат­ре, зву­ча­ла во вре­мя гла­диа­тор­ских бо­ёв, на об­ществ. празд­не­ст­вах, са­мые зна­чи­тель­ные из ко­то­рых – Рим. иг­ры (ludi romani). На­пи­сан­ную Го­ра­ци­ем спе­ци­аль­но для Ве­ко­вых игр (ludi sae­cu­lares) «Ве­ко­вую песнь» в 17 до н. э. ис­пол­нял хор из 27 де­ву­шек и 27 юно­шей (со­хра­ни­лась мра­мор­ная таб­лич­ка с эти­ми дан­ны­ми). Те же влия­ния оп­ре­де­ля­ли муз. ин­ст­ру­мен­та­рий. По­пу­ляр­ная ме­ст­ная раз­но­вид­ность греч. ав­ло­са – ти­бияКи­фа­ра в Ри­ме бы­ла ин­ст­ру­мен­том про­фес­сио­на­лов и обес­пе­чен­но­го клас­са; в от­ли­чие от гре­ков иг­ра­ли на ней не толь­ко муж­чи­ны, но и жен­щи­ны, при­чём си­дя (см. илл.). Вы­со­ко­по­став­лен­ные лю­би­те­ли му­зы­ки (вплоть до им­пе­ра­то­ров Ка­ли­гу­лы, Ад­риа­на, Ко́м­мо­да, Ге­лио­га­ба­ла, Алек­сан­д­ра Се­ве́­ра) меч­та­ли о сла­ве проф. му­зы­кан­тов – та­ких, как жив­шие в Ри­ме зна­ме­ни­тые гре­ки-ки­фа­ре­ды Терпн и Ме­со­мед, а Не­рон да­же уча­ст­во­вал в пуб­лич­ных муз. со­стя­за­ни­ях. Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чил гид­рав­лос, опи­сан­ный в 1 в. до н. э. Вит­ру­ви­ем (ме­тал­лич. час­ти ин­ст­ру­мен­та, датируемые 228, об­на­ру­же­ны на тер­ри­то­рии совр. Бу­да­пеш­та, вы­став­ле­ны там же в «Му­зее Ак­вин­ка»). В бы­ту у рим­ля­нок чрез­вы­чай­но по­пу­ляр­ной бы­ла ар­фа сам­би­ка. Спе­ци­фи­че­ски римские ду­хо­вые ин­ст­ру­мен­ты из брон­зы (вос­хо­дят к эт­ру­скам): длин­ная пря­мая тру­ба («ту­ба»), G-об­раз­ный рог (кор­ну; оба эти ин­ст­румен­та и гид­рав­лос пред­став­ле­ны на илл.), длин­ный J-об­раз­ный рог (ли­ту­ус; об­ра­зец дли­ной 1,4 м – в Гри­го­ри­ан­ском эт­рус­ском му­зее Ри­ма). В куль­то­вой, те­ат­раль­ной и улич­ной му­зы­ке при­ме­ня­лись тим­пан, брон­зо­вые ким­ва­лыкро­та­лысистр (эк­зем­п­ля­ры по­след­них хо­ро­шо со­хра­ни­лись), де­рев. идио­фон («нож­ные кас­тань­е­ты») ска­бел­лум.

Наи­бо­лее зна­чит. тео­ре­тич. труд – «Ос­но­вы му­зы­ки» Бо­эция, на­пи­сан­ный на из­лё­те ан­тич­но­сти (нач. 6 в.), вы­да­ёт при­вер­жен­ность ав­то­ра 1000-лет­ней греч. тра­ди­ции (этос му­зы­ки; кон­цеп­ция гар­мо­нии сфер; ка­те­го­рии муз. гар­мо­нии; мо­но­хорд; но­та­ция и др.) и од­но­вре­мен­но сви­де­тель­ст­ву­ет о её глу­бо­кой ас­си­ми­ля­ции в лат. сре­де.

Театр

Ис­ход­ной да­той в ис­то­рии др.-рим. те­ат­ра при­ня­то счи­тать 364 до н. э., ко­гда в Ри­ме впер­вые со­стоя­лось вы­сту­п­ле­ние эт­рус­ских тан­цов­щи­ков (ве­ро­ят­но, на пло­щад­ке пе­ред хра­мом Юпи­те­ра Ка­пи­то­лий­ско­го при со­вер­ше­нии об­ря­да хра­мо­во­го пи­ра); в го­ро­де сви­реп­ст­во­ва­ла мо­ро­вая яз­ва, и этот та­нец вы­пол­нял ка­тар­ти­че­скую функ­цию. Имен­но он по­ло­жил на­ча­ло ме­ст­ной тра­ди­ции: мо­ло­дёжь из зна­ти, под­ра­жая эт­рус­ским тан­цов­щи­кам, ста­ла по­ка­зы­вать на празд­ни­ках тан­це­валь­ные сцен­ки, в ко­то­рых ус­та­но­вил­ся обы­чай пе­ре­бра­сы­вать­ся сти­ха­ми под ак­ком­па­не­мент ти­бий. Та­кой род пред­став­ле­ний по­лу­чил назв. са­ту­ра. В позд­ней­шие вре­ме­на та­нец под лат. двой­ные ти­бии и ким­ва­лы или кро­та­лы счи­та­ли ис­кон­ным жан­ром рим. те­ат­ра. В нач. 3 в. до н. э., ко­гда бы­ла по­строе­на Ап­пие­ва до­ро­га и на­ла­ди­лись кон­так­ты с куль­тур­но раз­ви­тым Югом Ита­лии, рим­ля­не ши­ре по­зна­ко­ми­лись с те­ат­ром гре­ков и юж­но­ита­лий­ских на­ро­дов и пе­ре­не­сли в Рим ос­к­ский фар­со­вый жанр ател­ла­на. Во 2-й пол. 3 в. до н. э. Рим на­чи­нал ак­тив­но вхо­дить в сре­ди­зем­но­мор­ское куль­тур­ное про­ст­ран­ст­во, адап­ти­ро­вать чу­же­зем­ные ре­лиг. куль­ты и пе­ре­ни­мать дос­ти­же­ния раз­ви­тых куль­тур (в пер­вую оче­редь гре­че­ской). Ха­рак­тер­но, что все из­вест­ные дра­ма­тур­ги это­го пе­рио­да (Ли­вий Ан­д­ро­ник, Гней Не­вийПлавт, Квинт Эн­ний, Марк Па­ку­вийЦе­ци­лий Ста­цийТе­рен­ций) не бы­ли рим­ля­на­ми по про­ис­хо­ж­де­нию. Те­атр раз­ви­вал­ся как ус­во­ен­ный чу­же­зем­ный обы­чай и об­ще­при­ня­тый при­знак куль­ту­ры; рим. пуб­ли­ка, вос­пи­тан­ная на во­ин­ских и спор­тив­ных со­стя­за­ни­ях, фар­сах и про­стых тан­цах, по­сте­пен­но при­вы­ка­ла к утон­чён­ным зре­ли­щам, хо­тя курь­ё­зы – на­по­до­бие тре­бо­ва­ния к греч. му­зы­кан­там по­ка­зать на сце­не сра­же­ние – слу­ча­лись ещё в сер. 2 в. до н. э. В 3–2 вв. до н. э. те­ат­раль­ные пред­став­ле­ния за­кре­пи­лись в про­грам­ме Боль­ших Рим. игр, Пле­бей­ских игр, Апол­ло­но­вых игр и Ме­га­ле­сий­ских игр; кро­ме то­го, на празд­ни­ке Фло­ра­лий тра­ди­ци­он­но ис­пол­ня­лись тан­цы. В от­ли­чие от греч. те­ат­ра, в Ри­ме не бы­ли при­ня­ты те­ат­раль­ные со­стяза­ния (ис­клю­че­ния еди­нич­ны и не­дол­го­вре­мен­ны), вход в об­ществ. те­ат­ры для рим. пуб­ли­ки был бес­плат­ным, все рас­хо­ды не­сли ор­га­ни­за­то­ры.

К кон. 3 – нач. 2 вв. до н. э. от­но­сит­ся рас­цвет наи­бо­лее спе­ци­фи­че­ско­го для Ри­ма дра­ма­тич. жан­ра – пал­лиа­ты, или «ко­ме­дии гре­че­ско­го пла­ща». Её от­ли­чит. чер­та­ми бы­ли ис­клю­чи­тель­ная ак­тив­ность ра­ба и ге­те­ры, свя­зан­ная с са­тур­наль­ной об­ряд­но­стью (в них на­до ис­кать про­об­раз лов­ких слуг и суб­ре­ток но­во­ев­ро­пей­ской ко­ме­дии), и да­же бóльшая празд­нич­ная воль­ность нра­вов, чем по­зво­ля­лось в греч. ори­ги­на­лах. В свя­зи с пал­лиа­той впер­вые упо­ми­на­ет­ся о дей­ст­вую­щих в го­ро­де те­ат­раль­ных труп­пах, во гла­ве ко­то­рых сто­ял пер­вый ак­тёр, ис­пол­няв­ший обя­зан­но­сти ди­рек­то­ра (про­об­раз итал. ка­по­ко­ми­ко Но­во­го вре­ме­ни): так, ко­ме­дии Плав­та ста­ви­ла труп­па Пел­лио­на, ко­ме­дии Те­рен­ция – труп­па Ам­би­вия Тур­пио­на.

В пе­ри­од Рес­пуб­ли­ки цен­зо­ры уде­ля­ли при­сталь­ное вни­ма­ние те­ат­ру как чу­же­зем­но­му ус­та­нов­ле­нию и ис­точ­ни­ку пор­чи нра­вов; не­од­но­крат­ные по­пыт­ки гор. пре­то­ров по­стро­ить в Ри­ме по­сто­ян­ный те­атр не за­вер­ша­лись ус­пе­хом, а в 115 до н. э. все те­ат­раль­ные пред­став­ле­ния, кро­ме древ­ней­ших тан­цев под ти­бии, бы­ли вре­мен­но за­пре­ще­ны. Сце­ны с про­сце­ниу­ма­ми сооружа­ли на пло­щад­ках пе­ред хра­ма­ми и на фо­ру­ме для празд­ни­ков, а по­том де­мон­ти­ро­ва­ли; ино­гда пе­ред сце­на­ми строи­ли мес­та для зри­те­лей. Позд­нее в Ри­ме та­ким и за­пом­нил­ся об­раз лат. сце­ны «по ста­рин­ке»: про­сце­ни­ум с де­ко­ра­ци­ей, но без зри­тель­ских мест. Так про­дол­жа­лось вплоть до 55 до н. э., ко­гда был воз­ве­дён и ос­вя­щён ка­мен­ный Те­атр Пом­пея на 40 тыс. мест с хра­мом Ве­не­ры По­бе­ди­тель­ни­цы на вер­ши­не зри­тель­ских ря­дов и боль­шим пор­ти­ком, при­стро­ен­ным к те­ат­ру с об­рат­ной сто­ро­ны сце­ны. Те­атр Пом­пея ос­та­вал­ся са­мым боль­шим те­ат­ром Сре­ди­зем­но­мо­рья и са­мым вы­со­ким со­ору­же­ни­ем Ри­ма вплоть до кон­ца Рим. им­пе­рии. Ещё два рим. ка­мен­ных те­ат­ра – Те­атр Мар­цел­ла и Те­атр Баль­ба – бы­ли по­строе­ны при Ав­гу­сте.

Рим. те­атр сле­до­вал за гре­че­ским, и во 2-й пол. 1 в. до н. э. те­ат­раль­ную сла­ву об­ре­ли уже рим­ля­не: ко­мик Рос­ций Квинт Галл и тра­гик, вы­сту­пав­ший под сце­нич. име­нем Эзоп; кро­ме них, Де­цим Ла­бе­рий, всад­ник, со­чи­няв­ший дра­ма­тич. ми­мы, пер­вым из знат­ных рим­лян вы­сту­пил на сце­не с собств. со­чи­не­ни­ем во вре­мя игр, уст­ро­ен­ных Га­ем Юли­ем Це­за­рем. При Це­за­ре в Ри­ме ра­бо­та­ло уже до­воль­но мно­го про­фес­сио­на­лов сце­нич. ис­кусств со все­го Сре­ди­зем­но­мо­рья, так что в кон. 1 в. до н. э. он мог со­ста­вить кон­ку­рен­цию лю­бой из «те­ат­раль­ных сто­лиц» Гре­ции.

В эпо­ху Им­пе­рии по-преж­не­му по­пу­ляр­ны тра­диц. жан­ры: из пе­рио­да прав­ле­ния Не­ро­на со­хра­ни­лись тра­ге­дии Се­не­ки, став­шие об­раз­цом клас­сич. тра­ге­дии для эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния. На ру­бе­же 1 в. до н. э. – 1 в. н. э. ог­ром­ную по­пу­ляр­ность в Ри­ме при­об­ре­ла пан­то­ми­ма. Вы­ра­зит. спо­соб­но­сти жес­та рим. тан­цов­щи­ков во­шли в ле­ген­ды, а ис­то­ри­ки ста­ли при­пи­сы­вать (без­ос­но­ва­тель­но) изо­бре­те­ние пан­то­ми­мы от­цу рим. дра­мы Ли­вию Ан­д­ро­ни­ку. По­ми­мо на­зван­ных жан­ров, все­об­щую по­пу­ляр­ность об­рёл мим. Имен­но в ми­ме на сце­не впер­вые ста­ли вы­сту­пать жен­щи­ны – гл. обр. в тан­цах и ак­ро­ба­тич. но­ме­рах, без ма­сок. В от­ли­чие от Гре­ции, вос­при­ни­мав­шей мим как ни­зо­вое зре­ли­ще, не­до­стой­ное об­ществ. те­ат­ров, Рим до­пус­кал ак­тё­ров ми­ма на ор­хе­ст­ры.

С кон. 1 в. до н. э. и на про­тя­же­нии всей эпо­хи Им­пе­рии в Ри­ме не­ук­лон­но уве­ли­чи­ва­лось чис­ло ка­лен­дар­ных празд­ни­ков, вклю­чав­ших в се­бя те­ат­раль­ные по­ста­нов­ки, рос­ло чис­ло про­фес­сио­на­лов те­ат­ра (так, в 4 в. н. э. в Ри­ме на­счи­ты­ва­лось 3 тыс. тан­цов­щиц); совер­шен­ст­во­ва­лись кос­тю­мы, сце­но­гра­фия и сце­нич. тех­ни­ка. Но с рас­про­стра­не­ни­ем хри­сти­ан­ст­ва уси­ли­лась кри­ти­ка рим. те­ат­ра как при­бе­жи­ща язы­че­ско­го куль­та. Это, а так­же об­щий кри­зис рим. куль­ту­ры при­ве­ли к спа­ду те­ат­раль­но­го иск-ва, осо­бен­но на­чи­ная с прав­ле­ния имп. Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (нач. 4 в.). Офиц. за­прет на те­ат­раль­ные зре­ли­ща в Ри­ме вве­дён в 568 (в Ви­зан­тии – сто­ли­це Вост. Рим. им­пе­рии – в 692).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13